Кодификация образовательного законодательства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Кодифика́ция — упорядочивание какого-либо текста, перенумерация его частей, разделение на главы, подглавы, параграфы, в том числе для облегчения цитирования и ссылок при работе с текстом.

Целью кодификации является создание единого и согласованного нормативного акта.

Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации:

2. Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы)

3. Специальная (комплексная) кодификация - это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.).

Выделяют три основных видов кодификационных актов:

1. Основы законодательства - это нормативно - правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;

2. Кодекс - наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

3. Устав, положение - это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством). На основании наличия кодифицированного акта формируется та или иная законодательная отрасль. Однако наличие кодифицированного акта как одного из критериев отрасли законодательства не нужно понимать узко . Это не обязательно основы законодательства или кодексы, может быть и группа кодифицированных актов, которые в совокупности определяют отрасль (так обстоит дело, например, в законодательстве об охране природы).

Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.

Но один кодифицированный акт или несколько необходимы для признания конкретной группы норм отраслью законодательства. Развитие и становление отрасли - процесс длительный, многоплановый, его признаками являются нацеленность группы правовых норм на регулирование определенных общественных отношений (предмет), использование своеобразного сочетания известных процессов и средств правового регулирования (метод). Принятие кодифицированного акта или нескольких актов завершают процесс образования отрасли.

Совокупность правовых норм признается отраслью законодательства по мере осуществления кодификации. Обоснование новой отрасли, отыскание ее предмета и метода - задача науки, а переход от научных рекомендаций к реализации, проведение кодификации - удел практики.

Правовая система с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны.

Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать и содержание, и форму законодательства. В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности.
Значение кодификации состоит в том, что она обеспечивает единство, согласованность и полноту законодательства.

Также, она нужна чтобы переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.

В процессе кодификации устраняется устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые, обеспечивается их согласованность, логичность.

Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенствования законодательств.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: кодификация представляет собой такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Установленная ст. 28 и 29 Закона РФ "Об образовании" компетенция федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ является исчерпывающей и может быть изменена только законом. В последний раз компетенция государственных органов в сфере образования была изменена федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ. Так, из области компетенции РФ было исключено два пункта и введено два, из области компетенции субъектов РФ исключено четыре пункта.

Разграничение компетенции между федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации. Разграничение компетенции между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между их органами регулируется законодательством соответствующих субъектов.

Принцип федерализма в сфере образовательно-правовой законодательной компетенции имеет три уровня: конституционный, федеральный и региональный.

На уровне Российской Федерации наиболее важное, принципиальное значение имеют положения, требования, ориентированные на реализацию интегративной функции принципа федерализма в законодательстве об образовании, что проявляется в следующем:

- Российская Федерация имеет исключительные полномочия в нормативно-правовом регулировании правовых институтов, которые находятся на стыке образовательного права и отрасли права, названной в ст. 71 Конституции РФ;

- на уровне общих вопросов образования предмет ведения Российской Федерация ограничивается сферой непосредственно образовательных отношений между обучающимися, педагогическими работниками и образовательным учреждениям;

- относительно отношений, находящихся на стыке образовательного законодательства и трудового, административного, налогового и других отраслей права, Российская Федерация правомочна вырабатывать принимать как общие, так и конкретные нормативно-правовые установления и предписания;

- Российская Федерация правомочна устанавливать и конкретизировать общую компетенцию субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также устанавливать общие положения относительно структуры органов управления образованием.

Деятельность упомянутых органов призвана обеспечить реализацию Федеральную программу развития образования до 2010г. и Национальной концепции развития образования в РФ, государственные образовательные стандарты и функционирование системы образования на уровне государственных нормативов.

Благодаря принятым в 1990-х годах федеральным законам по вопросам образования в РФ: 1) была установлена компетенция и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 2) единообразное нормативное закрепление получили общие вопросы образования, которые должны одинаково решаться всеми субъектами РФ; 3) введены общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и, в соответствии с которыми, последние могут осуществлять собственное правовое регулирование в сфере образования.

Систематизация образовательного законодательства и проблемы его кодификации. Всякий нормативно-правовой массив, в том числе и, подчеркнем, особенно сфере образования, объективно требует своей систематизации, т.е. приведения этого массива в определенную систему в целях облегчения его учета, обработки и применения. К числу основных способов такой систематизации обычно относят инкорпорацию, консолидацию и кодификацию нормативно-правовых актов (законодательства). Эти способы, в сочетании с различными направлениями и средствами систематизации, формируют множество различных вариантов, по которому может осуществляться систематизация. Так, известный исследователь в области теории образовательного права проф. В.М. Сырых полагает, что совершенствова­ние федерального законодательства об образовании РФ возможно в нескольких направлениях [? 33].

Положительный момент первого пути развития, т.е. движения по пути разработки и принятия Кодекса РФ об образовании, казалось бы, очевиден (более подробно об этом будет сказано ниже). Вместе с тем, ученый предупреждает, что созда­ние в короткий промежуток времени универсальной и в то же время качественной комплексной законодательной ба­зы образования невозможно, особенно в условиях отсутствия достаточно развитой законодательной базы. Поэтому для В.М.Сырых более предпочтительным представляется третий путь совершенствования системы образовательного законодательства.

Проект такого акта – Кодекса – для сферы образования разработан в России впервые в России. Заметим, что в мире образовательный ко­декс существует и действует только во Франции.

Идея разработки и принятия кодекса была высказана еще в 1993 г. Разработка проекта Образовательного Кодекса (первоначальное, рабочее название) была возложена на Управление правового обеспечения Минобразования России и должна была завершиться в IV квартале 2004 г.

Написанию текста проекта Общей части Кодекса РФ об образовании предшествовала подго­товка развернутой Концепции Кодек­са, в разработке которой приняло уча­стие около сорока специалистов в об­ласти образования и образовательно­го права - высококвалифицированные специалисты Минобра­зования России, Совета Федерации, Государственной Думы, а также веду­щих научных и учебных заведений страны: юридических факультетов МГУ и Российского университета дружбы народов, Государственного университета - Высшей школы эконо­мики, Российской академии правосу­дия, Академии труда и социальных от­ношений, Российской академии обра­зования и других организаций.

Проект детально закрепляет основ­ные права и обязанности педагоги­ческих работников, которыми они на­деляются с учетом специфики деятельности в образовательных учреждени­ях: дошкольного, общего образования, на­чального профессионального и других видов.

Всякий нормативно-правовой массив объективно требует своей систематизации, т.е. приведения этого массива в определенную систему в целях облегчения его учета, обработки, анализа и применения. К числу основных способов такой систематизации обычно относят инкорпорацию, консолидацию и кодификацию нормативно-правовых актов (законодательства). Эти способы, в сочетании с различными направлениями и средствами систематизации, формируют множество различных вариантов, по которому может осуществляться систематизация.

Первый путь - принятие кодекса об образовании Российской Федерации, который позволил бы аккумулировать и интегрировать все положительное в существующем законодательстве и стал бы единым, авторитетным и эффективно действующим образовательным законом прямого действия на территории всего государства.

Второй путь представляет собой последовательное увеличение массива законода­тельных актов посредством разработки и принятия федеральных зако­нов в определенной последовательности, с учетом реальных требований современности, но имея конечной целью также разработку кодекса об образовании на основе уже достаточно полно разработанной законодательной базы в области образования.

Положительный момент первого пути развития, т.е. движения по пути разработки и принятия Кодекса РФ об образовании, казалось бы, очевиден (более подробно об этом будет сказано ниже). Вместе с тем есть ряд моментов, которые могут рассматриваться в качестве препятствий для быстрой разработки и принятия такого законодательного акта.

Во-первых, имеется немало противников кодификации образовательного законодательства со стороны представителей как различных отраслей правовой науки, цивилистической, и, прежде всего, гражданского права. Во-вторых, созда­ние в короткий промежуток времени универсальной и в то же время качественной комплексной и кодифицированной законодательной ба­зы образования невозможно в условиях отсутствия достаточно развитой законодательной базы. Это дает основание для вывода о предпочтительности третьего пути совершенствования системы образовательного законодательства. В-третьих, есть определенные трудности, связанные с отсутствием специалистов в области именно в области образовательного нормотворчества их целенаправленной подготовки, отсутствуют и системные исследования проблем нормотворчества в сфере образования.

Целесообразно различать образовательное право и законодательство об образовании. Законодательство об образовании – это все нормы права, правоотношения, возникающие в сфере образования. Оно регулирует все отношения, которые возникают в сфере образования.

Образовательное право регулирует только отношения по обучению и воспитанию. Федеральный закон об образовании может регулировать только эти отношения.

Образовательное (педагогическое) право создает условия обеспечения прав человека на образование. Нормы других отраслей права (они образуют самостоятельные институты) обеспечивают государственную политику в сфере образования, обслуживают педагогические отношения с тем, чтобы они могли беспрепятственно развиваться и совершенствоваться.

В образовательное право включаются нормы:

а) конституционного права;

б) гражданского права;

в) административного права;

г) трудового права;

д) образовательного (педагогического) права;

е) финансового права;

ж) семейного права;

з) социального права;

и) земельного права и др.

Образовательное (педагогическое) право включает подотрасли, которые созданы по видам образования (ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ):

а) общего образования;

в) профессионального обучения;

г) профессионального образования;

д) дополнительного образования;

з) специального образования.

Каждая подотрасль содержит множество нормативно-правовых актов, как федеральных, так и принятых на уровне субъектов РФ, местных органов самоуправления, образовательных организаций.

Каждая подотрасль образовательного (педагогического) права, в свою очередь, делится на институты, разделяющиеся по видам регулируемых отношений:

а) институт заключения, изменения и расторжения договора образовательной организации и обучающегося (учащегося, студента, родителей);

б) институт времени обучения;

в) институт времени отдыха;

г) институт дисциплины труда, включая методы стимулирования, мотивации обучения, качества образования;

д) институт содержания образования;

е) институт условий обучения;

ж) институт организации образования;

з) институт охраны жизни и здоровья обучающихся и др.

Структура международного образовательного права. Международное образовательное право – отрасль международного права, включающая международные договоры, которые имеют различные формы и названия: соглашения, конвенции, пакты, протоколы, письма, ноты, уставы, международные обычаи, рекомендации и др.

Международное право состоит из международного публичного и международного частного права. Международное публичное право регулирует отношения между государствами, его также называют правом народов. Оно создается государствами, международными организациями (напр., ООН).

Международное право делится на отрасли (международное космическое право, воздушное и др.). В настоящее время сформировалась новая отрасль – международное образовательное право. Развитие этой отрасли позволяет повысить качество международно-правового регулирования образовательных отношений или образовательного пространства глобального мира.

Международное образовательное право включает различные институты – группы норм, регламентирующие однородные отношения:

– о статусе образовательных учреждений;

– о положении педагогов;

– о положении детей, студентов;

– о признании учебных курсов и дипломов;

– о разрешении разногласий;

– о стандартизации в образовании и т. д.

Современный уровень международного права и международной практики в области образования обнаруживает потребность в кодификации законодательства.

Функции координации по развитию образования в мире выполняет ЮНЕСКО (UNESCO – United Nations Educational, Scientific and CulturalOrganization) – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

ЮНЕСКО выделяет четыре главных аспекта в процессе обучения:

1) учиться, чтобы знать;

2) учиться, чтобы уметь;

4) учиться жить вместе.

Вопросами образования занимаются региональные бюро в Москве, ряд глобальных институтов и центров ЮНЕСКО, в числе которых: Международное бюро просвещения в Женеве, Международный институт планирования образования ЮНЕСКО в Париже и Буэнос-Айресе, Институт ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни в Гамбурге, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании в Москве, Международный центр ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образования и подготовке в Бонне. Видами правовых актов, которые принимает ЮНЕСКО, являются: конвенции, рекомендации, хартии, протоколы, соглашения, договора, декларации, меморандумы, уставы и т. д.

Читайте также: