Япония законодательная власть кратко

Обновлено: 06.07.2024

Установив в Японии парламентарную монархию, Конституция 1946 года посвящает свою 1-ую главу статусу Императора. Ст.1 Конституции установила, что Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. Согласно ст.3 и 4 Конституции Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Все его действия, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты только с совета и одобрения Кабинета и Кабинет несет за них ответственность.

В соответствии со ст.6 Конституции Император назначает Премьер – министра по представлению Парламента, а также назначает главного судью Верховного суда по представлению Кабинета.

По совету и с одобрения Кабинета, Император от имени народа осуществляет следующие действия, относящиеся к делам государства (ст.7):

·промульгация поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров;

·роспуск Палаты представителей;

·объявление парламентских выборов;

·подтверждение назначений и отставок министров и др. должностных лиц, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;

·подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний и восстановление в правах, пожалование наград;

·подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов;

·прием иностранных послов и посланников;

Таким образом, у Императора Японии нет ряда важных полномочий, которые имеются у монархов других парламентарных монархий, например Великобритании:

·верховное главнокомандование вооруженными силами;

·право вето, право влияния на формирование правительства.

Согласно закону об Императорской фамилии 1947 года, в Японии создан Совет императорского двора, в который входят: два члена императорской семьи, премьер-министр, председатели и вице-председатели палат Парламента, главный судья, а также один член Верховного суда. Задачей Совета является охрана династийного порядка наследования престола. При канцелярии премьер-министра действует управление императорского двора, начальник которого назначается Премьер-министром с согласия императора и руководит работой персонала численностью более 1 тысячи человек.

Согласно ст.47 Конституции Японии Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом страны.

Верхняя палата – Палата советников досрочному роспуску не подлежит. Нижняя – Палата представителей может быть досрочно распущена актом Императора по требованию Кабинета Министров. При этом выборы нового состава палаты проходят в течение 40 дней. Каждая палата избирает своего председателя и вице-председателя, а также многочисленные постоянные специализированные комиссии (в Палате представителей – 18; Палате советников – 16). Комиссии в Парламенте Японии играют решающую роль при рассмотрении законопроектов. Комиссии тесно связаны с работой министерств по своему профилю и контролируют их работу. На заседаниях комиссий, как правило, присутствуют министр или глава Кабинета. В каждой палате создаются партийные фракции, с подачи которых распределяются руководящие посты в палатах и комиссиях.

Сессии Парламента созываются один раз в год и длятся 150 дней. Внеочередные сессии могут быть созваны по требованию Кабинета Министров, либо ¼ членов Палаты.

Правом законодательной инициативы в Японии обладают: Кабинет министров, а также группы депутатов нижней палаты, численностью не менее 20 человек, и верхней палаты – не менее 10 человек. По бюджетным законопроектам их число соответственно 50 и 20. До рассмотрения на пленарном заседании палаты законопроект рассматривается в законодательном бюро палаты и соответствующей комиссии. Только после положительного решения комиссии, законопроект представляется всем членам палаты, как правило, в двух чтениях. Решение в обеих палатах принимаются простым большинством. В законодательном процессе Палата представителей имеет больший вес, чем Палата советников. Согласно ст.59 Конституции Японии, если Палата советников отклоняет законопроект, принятый нижней палатой, то он становится законом после его вторичного принятия большинством не менее 2/3 голосов присутствующих членов Палаты представителей. Палата представителей может потребовать созыва совместного заседания обеих палат по спорному законопроекту.




Если в течение 60 дней Палата советников не проголосовала по законопроекту, принятому нижней палатой, он считается отвергнутым ею.

Аналогичный порядок применяется при одобрении Парламентом международных договоров. Принятый Парламентом закон подписывается Премьер-министром и министром, ответственным за его исполнение, после чего промульгируется Императором и в течение 30 дней публикуется. Через 20 дней после опубликования, закон вступает в силу.

Японский Парламент практически не участвует в формировании других государственных органов, за исключением назначения Премьер-министра, а также импичмента в отношении судей.

Согласно ст.67 Конституции Премьер-министр выдвигается резолюцией Парламента из числа своих членов. Фактически это лидер партии парламентского большинства. В случае недостижения согласия между палатами, решение Палаты представителей становится решением Парламента. Избранный кандидат назначается на должность Премьер-министра указом Императора.

Парламент осуществляет контрольные функции за деятельностью Кабинета:

·общая дискуссия по политике Кабинета, проводимая в начале каждой сессии по докладам Премьер-министра, министра иностранных дел и министра финансов;

·интерпелляция, инициирование которой принадлежит отдельным членам Палаты представителей;

·парламентские расследования. Их может проводить любая палата, с созданием специальных комиссий, которые имеют право заслушивать членов Кабинета. Итогом парламентских расследований нередко становились отставки министров и главы Кабинета, а затем и предание их суду;

·резолюция недоверия Кабинету, выдвигаемая по инициативе членов Палаты представителей, а также отклонение вносимой Премьер-министром резолюции о доверии Кабинету. В случае вынесения недоверия Кабинету, согласно ст.69 Конституции Кабинет должен уйти в отставку, если в течение 10 дней Палата представителей не будет распущена указом Императора (по рекомендации Премьер-министра)

Император Японии

Государственные органы

Установив в Японии парламентарную монархию, Конституция 1946 года посвящает свою 1-ую главу статусу Императора. Ст.1 Конституции установила, что Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. Согласно ст.3 и 4 Конституции Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Все его действия, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты только с совета и одобрения Кабинета и Кабинет несет за них ответственность.

В соответствии со ст.6 Конституции Император назначает Премьер – министра по представлению Парламента, а также назначает главного судью Верховного суда по представлению Кабинета.

По совету и с одобрения Кабинета, Император от имени народа осуществляет следующие действия, относящиеся к делам государства (ст.7):

·промульгация поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров;

·роспуск Палаты представителей;

·объявление парламентских выборов;

·подтверждение назначений и отставок министров и др. должностных лиц, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;

·подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний и восстановление в правах, пожалование наград;

·подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов;

·прием иностранных послов и посланников;

Таким образом, у Императора Японии нет ряда важных полномочий, которые имеются у монархов других парламентарных монархий, например Великобритании:

·верховное главнокомандование вооруженными силами;

·право вето, право влияния на формирование правительства.

Согласно закону об Императорской фамилии 1947 года, в Японии создан Совет императорского двора, в который входят: два члена императорской семьи, премьер-министр, председатели и вице-председатели палат Парламента, главный судья, а также один член Верховного суда. Задачей Совета является охрана династийного порядка наследования престола. При канцелярии премьер-министра действует управление императорского двора, начальник которого назначается Премьер-министром с согласия императора и руководит работой персонала численностью более 1 тысячи человек.

Согласно ст.47 Конституции Японии Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом страны.

Верхняя палата – Палата советников досрочному роспуску не подлежит. Нижняя – Палата представителей может быть досрочно распущена актом Императора по требованию Кабинета Министров. При этом выборы нового состава палаты проходят в течение 40 дней. Каждая палата избирает своего председателя и вице-председателя, а также многочисленные постоянные специализированные комиссии (в Палате представителей – 18; Палате советников – 16). Комиссии в Парламенте Японии играют решающую роль при рассмотрении законопроектов. Комиссии тесно связаны с работой министерств по своему профилю и контролируют их работу. На заседаниях комиссий, как правило, присутствуют министр или глава Кабинета. В каждой палате создаются партийные фракции, с подачи которых распределяются руководящие посты в палатах и комиссиях.

Сессии Парламента созываются один раз в год и длятся 150 дней. Внеочередные сессии могут быть созваны по требованию Кабинета Министров, либо ¼ членов Палаты.

Правом законодательной инициативы в Японии обладают: Кабинет министров, а также группы депутатов нижней палаты, численностью не менее 20 человек, и верхней палаты – не менее 10 человек. По бюджетным законопроектам их число соответственно 50 и 20. До рассмотрения на пленарном заседании палаты законопроект рассматривается в законодательном бюро палаты и соответствующей комиссии. Только после положительного решения комиссии, законопроект представляется всем членам палаты, как правило, в двух чтениях. Решение в обеих палатах принимаются простым большинством. В законодательном процессе Палата представителей имеет больший вес, чем Палата советников. Согласно ст.59 Конституции Японии, если Палата советников отклоняет законопроект, принятый нижней палатой, то он становится законом после его вторичного принятия большинством не менее 2/3 голосов присутствующих членов Палаты представителей. Палата представителей может потребовать созыва совместного заседания обеих палат по спорному законопроекту.

Если в течение 60 дней Палата советников не проголосовала по законопроекту, принятому нижней палатой, он считается отвергнутым ею.

Аналогичный порядок применяется при одобрении Парламентом международных договоров. Принятый Парламентом закон подписывается Премьер-министром и министром, ответственным за его исполнение, после чего промульгируется Императором и в течение 30 дней публикуется. Через 20 дней после опубликования, закон вступает в силу.

Японский Парламент практически не участвует в формировании других государственных органов, за исключением назначения Премьер-министра, а также импичмента в отношении судей.

Согласно ст.67 Конституции Премьер-министр выдвигается резолюцией Парламента из числа своих членов. Фактически это лидер партии парламентского большинства. В случае недостижения согласия между палатами, решение Палаты представителей становится решением Парламента. Избранный кандидат назначается на должность Премьер-министра указом Императора.

Парламент осуществляет контрольные функции за деятельностью Кабинета:

·общая дискуссия по политике Кабинета, проводимая в начале каждой сессии по докладам Премьер-министра, министра иностранных дел и министра финансов;

·интерпелляция, инициирование которой принадлежит отдельным членам Палаты представителей;

·парламентские расследования. Их может проводить любая палата, с созданием специальных комиссий, которые имеют право заслушивать членов Кабинета. Итогом парламентских расследований нередко становились отставки министров и главы Кабинета, а затем и предание их суду;

·резолюция недоверия Кабинету, выдвигаемая по инициативе членов Палаты представителей, а также отклонение вносимой Премьер-министром резолюции о доверии Кабинету. В случае вынесения недоверия Кабинету, согласно ст.69 Конституции Кабинет должен уйти в отставку, если в течение 10 дней Палата представителей не будет распущена указом Императора (по рекомендации Премьер-министра)

Согласно конституции, законодательная ветвь власти в Японии представлена двухпалатным парламентом, состоящим из палаты советников, являющейся верхней палатой, и нижней палаты представителей. Порядок работы парламента регулируется конституцией и Законом о Парламенте (1947 год). Регламентом палаты представителей и регламентом палаты советников (1949 год).

Верхняя палата — палата советников, состоящая из 242 членов, избирается сроком на шесть лет; половина состава палаты переизбирается каждые три года (по окончании депутатского мандата). Председатель палаты занимает свой пост в течение 6 лет (избирается советниками).

Палата советников избирается по смешанной системе: для занятия 121 места в палате 73 депутата избираются по простой мажоритарной системе в 47 многомандатных округах, созданных по административно-территориальному принципу, а 48 депутатов — по пропорциональной системе (система д’Хонта) в общенациональном избирательном округе (голосование по партийным спискам). Таким образом, каждый избиратель на выборах в верхнюю палату имеет два голоса, один из которых он отдаёт за конкретного кандидата, другой — за политическую партию.

Кандидат на выборах в верхнюю палату должен быть не младше 30 лет, не должен занимать должность в государственных органах власти, государственных корпорациях или органах местного самоуправления (за исключением высших должностей). Для участия в выборах кандидат должен внести избирательный залог, равный 3 миллионам йен (залог не возвращается, если кандидат получил менее одной восьмой части от числа, получаемого делением общего количества проголосовавших на число мест от многомандатного округа). Избирательный залог для партий и политических групп в два раза выше.

Нижняя палата — палата представителей, состоящая из 480 депутатов, избирается сроком на четыре года (новые выборы могут быть объявлены раньше в случае её досрочного роспуска).

В 1925–1993 годах выборы в палату представителей проводились по системе средних избирательных округов (многомандатная мажоритарная система), в рамках которой от одного округа избиралось от трёх до пяти депутатов. 21 ноября 1994 года был принят закон о малых избирательных округах, в соответствии с которым 300 депутатов избираются в одномандатных округах (по мажоритарной системе простого большинства) 180 — в 11 многомандатных (от 6 до 29 мест) в региональных избирательных округах (пропорциональная система д’Хонта по партийным спискам).

Право избираться в нижнюю палату имеют граждане Японии, достигшие 25 лет. Кандидат не должен занимать должность в государственных органах власти, государственных корпорациях или органах местного самоуправления. Для участия в выборах кандидат должен внести избирательный залог, равный 3 миллионам йен (возвращается, если кандидат набирает оговорённое в законе число голосов).

Таким образом, каждый избиратель на выборах в нижнюю палату имеет два голоса, один из которых он отдаёт за конкретного кандидата, другой — за политическую партию. Для Японии характерен стабильный состав депутатского корпуса, что обусловлено прочными связями депутата со своими избирателями и группами интересов на территории избирательного округа. Для японских парламентариев типично многократное переизбрание, однако попасть в число парламентариев очень непросто. Довольно специфичны и отдельные избирательные процедуры (запрещены некоторые виды агитации и агитационных материалов и тому подобное).

Сессии парламента проводятся раз в год, но по решению правительства могут созываться чрезвычайные сессии парламента. Каждая палата может открывать заседание и принимать решения только в присутствии не менее одной трети парламентариев. Все решения принимаются большинством голосов за исключением случаев, предусмотренных конституцией. В случае равенства голосов председатель имеет право решающего голоса.

Премьер-министр Японии выбирается из числа членов парламента: им становится лидер победившей партии (но необязательно, поскольку им может быть избран и другой член парламента, представляющий победившую партию). Парламент осуществляет контроль за деятельностью премьер-министра и кабинета. Таким образом, парламент Японии осуществляет законодательные функции, функцию парламентского контроля над исполнительной ветвью власти и действует в интересах защиты гражданских прав и свобод.

Законодательная и исполнительная власть в Японии.

1) палата представителей, избираемая на 4 года, число депутатов палаты варьируется в районе 500. Часть депутатов нижней палаты избирается по одномандатным округа по мажоритарной системе относительного большинства, другая часть – по пропорциональной системе по региональным избирательным округам. Таким образом, при выборах в палату представителей избиратели имеют по два голоса.

2) палата советников, состоящая из 252 представителей со сроком полномочий 6 лет, и переизбираемая наполовину каждые 3 года. Палата советников формируется также по смешанной системе: часть советников избирается по общенациональному округу по партийным спискам, другая часть по избирательным округам.

В каждой палате допускается создание партийных фракций, кроме того, в палатах осуществляют деятельность постоянные профильные комиссии. В каждой палате создается законодательное бюро, осуществляющее работу с законопроектами и регулирующее законотворческий процесс.

Каждая из палат избирает из своего состава на весь срок полномочий председателя, вице-председателя, временного председателя, председателей постоянный комитетов, и генерального секретаря палаты.

Законодательной инициативой обладают правительство, группа представителей либо группа советников. Поступившие в парламент законопроекты предварительно рассматриваются в законодательных бюро палат, затем выносятся на пленарные заседания палаты представителей, где рассматриваются обычно в двух чтениях. В случае принятия законопроекта нижней палатой он отправляется на рассмотрение верхней палаты, где обсуждается в течение 2 месяцев. В случае отклонения законопроекта нижняя палата может преодолеть вето палаты советников либо потребовать создания согласительной комиссии и проведения совместных заседаний палат.

Исполнительной властью обладают император и Кабинет министров (правительство). Фактически исполнительную власть осуществляет Кабинет министров, император выполняет лишь церемониальные функции.

В Японии действует салическая система престолонаследия, то есть к наследованию призывается старший сын действующего монарха, женщины вообще не допускаются к наследованию престола. Император является неприкосновенным лицом, он не несет никакой ответственности за свои действия и решения. В тоже время император не обладает никакими полномочиями осуществления государственной власти, все его решения принимаются по согласованию, либо по указанию Кабинета министров. Император служит только символом единства нации.

Кабинет министров состоит из: премьер-министра, назначаемого императором по представлению парламента, министров и государственных министров, назначаемых также императором, но по представлению премьер-министра. При этом действует правило о том, что не менее половины министров должны быть избраны из числа парламентариев.

На практике правительство формируется нижней палатой парламента. Решающую роль в правительстве играет премьер-министр, он руководит его работой, обеспечивает единство проводимой политики, фактически смещает министров. Заседания правительства закрытые, решения принимаются методом консенсуса.

При кабинете министров существует большое количество консультативных органов, осуществляющих взаимосвязь с другими органами власти, представителями промышленности и других отраслей хозяйства. Данные органы осуществляют подготовку и экспертизу решений, принимаемых кабинетом министров.

Правовая система Японии
Основные особенности современной правовой системы Японии

Япония является уникальной самобытной страной, которая, с одной стороны, безмерно дорожит традициями своих предков, а с другой – не чужда всему современному, в том числе, и в области государственно-правового строительства. Однако, в большей степени, для Японии характерен умеренный консерватизм во всем, что касается каких-либо преобразований, в том числе, и в сфере права.

Японцы не любят обсуждать право, не любят судиться, поскольку отдают предпочтение процедурам медиации. Сентиментализм японцев заставляет их больше любить поэзию, чем логику. Кроме этого, японцы довольно равнодушны к идеям свободы и человеческого достоинства.

Супермодернизованность экономики и флагманское положение Японии как цифровой и технически передовой державы сочетаются с поклонением японцев силе традиций и обычаев.

Эти особенности правовой культуры и менталитета японцев оказывают непосредственное влияние и на современное право Японии. И все это делает японское общество и японскую правовую систему не похожими на европейские аналоги.

Еще одной особенностью японской правовой системы является идея независимости права от государства. При этом, государственная власть должна осуществлять свои полномочия при строгом соблюдении закона, а сами законы должны основываться на определенных правовых принципах. Такое возможно только условиях либерально-демократической политической системы, при гарантиях и уважении прав и свобод индивидов.

Правовую систему Японии нельзя однозначно отнести к той или иной правовой семье, поскольку:

  • в Японии существует система основных кодифицированных актов, которые с небольшими изменениями действуют уже достаточно длительное время, что, в свою очередь, обусловлено закреплением в правовой форме многих издревле используемых обычаев и ритуалов. Эти черты свойственны романо-германской правовой семье с ее писаным правом.
  • с другой стороны, для Японии большое значение имеют и судебные прецеденты, и суды в своих решениях часто ссылаются именно на них. В этом проявляются черты англо-саксонской правовой системы.

Таким образом, современная система Япония в силу особенностей исторического пути, ощутила на себе влияние, как романо-германской, так и англо-саксонской правовой семьи, особенно в ее американском варианте. Следовательно, современную систему Японии следует отнести к смешанной, гибридной форме.

Основные источники права в Японии

Одной из специфических черт традиционной правовой системы Японии является своеобразие системы источников права. Это проявляется в том, что наряду с правовыми нормами, большое значение имеют моральные и религиозные нормы, включая также обычаи и традиции.

Закон. Основными источниками права в Японии являются нормативно-правовые акты (законы), т.е. писаное право. В Японии приняты и действуют Конституция (вторая по счету), различные кодексы (Гражданский, Торговый, Гражданско-процессуальный, Уголовный, Уголовно-процессуальный и др.), специальные законы. При этом, многие японские акты практически в неизменном виде действуют с конца XIX – начала XX века.

Обычай. Обычаи, наряду с писаным правом, также относятся к основным источникам японского права. При этом, по силе и степени юридического авторитета и верховенства в системе права закон и обычай долго соперничали между собой.

Неписаное обычное право Японии своим происхождением, в большинстве случаев, обязано философским концепциям Китая. Большая дань традициям прослеживается в Японии во всех проявлениях функционирования современной правовой системы, включая ментальное восприятие права населением, разрешение различных споров, подготовку и принятие нормативных актов и т.п.

Судебный прецедент. Некоторое значение в правовой системе Японии имеет и прецедент, поскольку суды различных инстанций в большом количестве ссылаются и цитируют конкретные судебные решения.

Государственное (конституционное) устройство Японии

За всю историю развития в Японии были приняты всего две Конституции. Самой первой стала так называемая Конституция Мэйдзи 1889 г., в основу которой легли нормы прусской Конституции 1850 г.

В настоящее время действует вторая по счету Конституция, принятая в 1947 г. Основанием для ее принятия стало поражение Японии во Второй мировой войне, вследствие чего на конституционные нормы основного закона большое влияние оказали США и их союзники.

Конституция Японии является небольшим по объему документом, включающим 11 глав и 103 кратких статей.

Таким образом, император Японии утратил реальные полномочия по управлению делами государства, сохранившись лишь как символ и дань традиции.

Законодательную власть в Японии осуществляет двухпалатный парламент (коккай), который является высшим органом государственной власти в стране.

Парламент включает две палаты:

  • сюгиин — палата представителей (511 членов) – избирается на 4 года;
  • сангиин – палата советников (252 члена) — избирается на 6 лет, но 50% членов подлежат ротации каждые 3 года.

Исполнительную власть в Японии осуществляет Кабинет министров, большинство членов которого состоят в Парламенте.

Возглавляет Правительство Премьер-министр, в руках которого управление вопросами внешней и внутренней политики, составление проекта бюджета, назначение судей, объявление амнистий и т.д.

Особенности гражданского права Японии

Сфера частного права в Японии, хотя и представлена значительным объемом писанного в законах права, однако между ним и реальной практикой существует дистанция.

Особенность правового мировоззрения японцев проявляется в том, что они стараются урегулировать все вопросы, включая конфликтные ситуации, без обращения к защите правом. На практике это приводит к тому, что частные проблемы в Японии крайне редко решаются в суде. Как правило, это происходит благодаря каким-либо примирительным процедурам.

Это связано с тем, что японцы до настоящего времени не прониклись идей права, право не вошло в их повседневную жизнь. Система гири продолжает оставаться для японского населения главной традицией, доминантой их поведения.

Основными источниками гражданского права Японии продолжают оставаться принятые еще в конце XIX века Гражданский и Торговый кодексы.

Отдельные разделы Гражданского кодекса Японии заимствовали положения Германского гражданского уложения (вещное и обязательственное право). Другие разделы — семейное и наследственное право — это традиции синтоистского права.

Важно отметить, что германское законодательство послужило образцом для формирования не только Гражданского, Торгового (1899 г.), Гражданско-процессуального кодекса (1890 г.), но и кодексов публичных отраслей права (Уголовного и Уголовно-процессуального).

В Торговом кодексе Японии урегулированы вопросы, связанные с заключением торговых сделок, в том числе, в сфере морской торговли.

В специальных законодательных актах содержатся вопросы, посвященные правовому регулированию торговых знаков и авторского права (1921 г.), лицензиям (1899 г.), а также аренде земли, жилища и т.д.

Повышается роль судебной практики. В особенности, решений Верховного Суда, которые расцениваются нижестоящими судами как нормативные акты, а также выступают средством конкретизации и толкования норм права.

Особенности уголовного права Японии

Уголовный кодекс Японии был принят еще в 1907 г., и с изменениями действует по настоящее время. Кроме этого, приняты специальные уголовные законы (например, Закон о малозначительных преступлениях 1948 г., Закон о несовершеннолетних 1948 г.).

В уголовном праве Японии сформулированы основные принципы: принцип законности, принцип равенства перед законом (ст. 14 Конституции Японии), территориальный принцип. В частности, если граждане Японии совершат преступления за пределами своей страны, то они подпадают под юрисдикцию Уголовного кодекса Японии в соответствии с принципом гражданства (ст. 3 Конституции Японии). Но это распространяется на виновных, совершивших тяжкие преступления.

В соответствии с принципом защиты, если виновный посягнул на важные блага Японии за ее пределами, он также подпадает под юрисдикцию Японии, вне зависимости от его гражданства.

В ст. 39 Конституции Японии установлен традиционный принцип закона обратной силы, который находит регламентацию в уголовном законодательстве Японии (ст. 6 УК Японии).

Несмотря на то, что всем хорошо известна японская якудза (традиционная мафия в Японии), в уголовном праве Японии не содержится четкого определения организованной преступности, как и уголовно-правовых последствий участия в ней.

Элементы состава преступления в японском уголовном законодательстве также имеют свои отличия, в частности, от российского уголовного закона они отличаются тем, что могут выделяться не все четыре элемента, а только два – объективная и субъективная сторона преступления, при этом, субъект и объект преступления включаются в объективную сторону преступления.

  • 1) несовершеннолетние, осужденные по решению семейного суда;
  • 2) несовершеннолетние, условно освобожденные от содержания в исправительно-воспитательном учреждении;
  • 3) условно-досрочно освобожденные из тюрем;
  • 4) осужденные условно с постановкой под защитный надзор;
  • 5) женщины, условно освобожденные от содержания в воспитательном учреждении (лица, занимающиеся проституцией и т. п.).

Такая форма возможной реабилитации лица перед обществом имеет важное значение, особенно в случаях, когда речь идет о несовершеннолетних.

Особенности уголовного процесса в Японии

В Японии уголовное судопроизводство осуществляется на основе Уголовно-процессуального кодекса, принятого еще в 1922 г.

Характеризуя японскую систему уголовного правосудия, необходимо отметить ее крайнюю непрозрачность. Многие международные правозащитные организации (например, Human Rights Now), отмечали проблемы нарушений прав участников уголовного производства в ходе предварительного расследования в Японии.

Кроме этого, считается, что в Японии нарушается принцип на справедливость судебного разбирательства, поскольку более 99% выносимых приговоров обвинительного характера.

В мае 2016 года в Японии были принятые поправки в уголовно-процессуальный закон, которые кардинальным образом изменили систему уголовного правосудия Японии.

Цель реформы — транспарентность (прозрачность) стадии расследования преступлений.

Можно выделить следующие основные изменения:

В целом реформа уголовно-правового законодательства Японии 2016 года направлена на укрепление демократических основ уголовной юстиции, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

В целом, несмотря на все упреки в чрезмерном консерватизме, современная правовая система Японии относится к числу высокоразвитых и успешно выполняющих свои функции. Консерватизм современной правовой системы Японии не мешает ей продолжать оставаться одной из самых высокоразвитых стран мира.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Основные положения конституции. Конституция Японии — небольшая по объему: она состоит из 103 кратких статей. В отличие от конституции 1889 г. она провозглашает принцип народного суверенитета. Император лишен власти и остался лишь символом нации. Высшим же органом государства и единственным законодательным органом провозглашен парламент. Японская конституция содержит широкий перечень прав и свобод граждан. Конституция устанавливает систему органов государства и их отношения, характерные для конституционной монархии. По форме территориально-политического устройства Япония является унитарным государством с широкой местной автономией административно-территориальных единиц (на практике эта автономия уже, чем по закону). В стране существует демократический государственный режим.

Изменение конституции. Конституция предусматривает довольно жесткий порядок ее изменения. Оно возможно только по инициативе парламента, для внесения поправок необходимо согласие 2/3 общего числа членов каждой из двух его палат. После этого поправки должны быть переданы для утверждения на референдуме или должны быть вторично рассмотрены и одобрены новым составом парламента, для чего могут проводиться специальные выборы в парламент. После завершения одной из этих процедур изменение конституции считается состоявшимся. В конституцию Японии с 1947 г. поправки не вносились.

Законодательная властьСогласно конституции, единственным законодательным органом в Японии является парламент.

Структура парламента. Японский парламент состоит из 2 палат — палаты представителей (нижняя) и палаты советников (верхняя). Палата представителей избирается на 4 года в количестве 500 депутатов, палата советников состоит из 252 советников, избираемых на 6 лет, но с ротацией каждые 3 года наполовину. Палата представителей может быть досрочно распущена актом императора по требованию правительства (Кабинета министров), верхняя палата роспуску не подлежит.

Депутаты и советники имеют свободный мандат, пользуются ограниченным депутатским иммунитетом: они не могут быть арестованы в период сессии, а если арест произведен до сессии, то по требованию соответствующей палаты они должны быть освобождены на период сессии. Однако член парламента может быть исключен в любое время из состава любой палаты резолюцией большинства присутствующих членов палаты (при наличии кворума).

Полномочия парламента. Главной задачей японского парламента, как и парламентов других демократических стран, является законодательство, в частности определяющее государственные доходы и расходы — государственный бюджет. Главную роль в законодательном процессе в Японии, как и во многих других странах, играет палата представителей, поскольку в определенных случаях акты, принятые ею, становятся законами без согласия верх ней палаты: нижняя палата преодолевает вето верхней путем вторичной принятия закона большинством в 2 / 3 голосов, причем голосов присутствующих (кворум в Японии — 1/3 состава), а не общего состава палаты Закон о государственном бюджете также может быть принят без участи; верхней палаты, если исчерпаны все пути для соглашения.

Голосование в парламенте по законопроектам и другим решениям может осуществляться различными способами: вставанием (ведется подсчет), тайным голосованием бюллетенями, бюллетенями при поименном голосовании (в этом случае член парламента прикрепляет к бюллетеню карточку со своей фамилией), опросом.

Сессии и заседания парламента. Очередные сессии парламента созываются 1 раз в год. Внеочередная сессия может быть созвана по требованию четверти общего числа членов одной из палат или Кабинета министров. Во время роспуска нижней палаты Кабинет министров может созвать чрезвычайную сессию палаты советников, но меры, принятые на такой сессии, рассматриваются как временные и теряют силу, если не будут одобрены нижней палатой в течение 10 дней после ее первого заседания.

Для заседаний палат необходим кворум — присутствие не менее 1/3 членов парламента. Заседания постоянных комиссий действительны при участии 2/3 их членов.

Читайте также: