Янг возвышение меритократии кратко

Обновлено: 04.07.2024

К 1990-ым все совершеннолетние люди с IQ, превышающим значение 125, принадлежали к правящему классу меритократов. Если ранее одаренные способные люди могли встречаться на различных уровнях социальной иерархии и зачастую становились лидерами в рамках своего социального класса, своей социальной группы, то теперь была сформирована единая интеллектуальная элита. Те, кто оказался внизу, не имели, как ранее, оправданий своим неудачам в продвижении по социальной лестнице. Они, утверждало новое общественное устройство, заслуживали своего более низкого положения, также как наиболее способные люди заслуживали находиться наверху социальной иерархии.

В 2033 году представители низших слоев общества при участии некоторых представителей правящей элиты восстали, требуя равенства и бессословного общества. Права и качество жизни людей не должны определяться измерением уровня их интеллекта и образования, утверждали восставшие, каждый человек должен иметь возможность самому управлять своей жизнью. Результатом восстания стал конец меритократии в британском обществе.

Рисуя достаточно мрачную картину меритократического общества, результатом создания которого, в конечном итоге, должна была стать новая форма неравенства и господства одних людей над другими, Майкл Янг задавался целью предостеречь британское общество от опасности ограниченности ценностных ориентиров. Автор смог показать, что человеческое общество, в своем неограниченном стремлении к прогрессу сделавшее своей основополагающей ценностью интеллект, теряет свою человечность, свое гуманистическое начало.

Предостережение Янга было, однако, многими не услышано. Содержание понятия меритократия — то есть правление наиболее способных, образованных, обладающих наибольшим интеллектом людей — было сохранено. Но термин получил при этом в дальнейшем позитивную окраску. К меритократии стали стремиться во многих странах, от Великобритании до Сингапура. Меритократия при этом выступила в качестве идеологии, маскирующей и так существующий и укрепляющийся в рамках неолиберальной политики порядок вещей.

Меритократия как залог прогресса

Разум, свободный от ограничений, от традиций и предрассудков, неограниченный поиск знания, рационализм и бесконечное стремление к прогрессу — одно из главных, или, может быть, главное наследие Эпохи Просвещения. Порвав с традиционными ценностями, философы Эпохи Просвещения задали новую рамку миропонимания и самоопределения человечества. Одна из основ популярности меритократии как идеологии может быть найдена именно в этом стремлении к постоянному росту через использование все новых знаний.

Верховенство разума, развитие в сторону прогресса определяют главное достоинство человека в рамках доминирующих ценностей — его способность внести свой вклад в общее движение вперед. Вклад этот будет наибольшим, только если каждое дело будет выполнятся наиболее способными, наиболее подходящими к его выполнению. Понятие меритократии как правления наиболее способных неразрывно связано с понятиями продуктивности и эффективности. Так, стремление к обеспечению наибольшей продуктивности, наибольшей эффективности деятельности каждого человека, берущее корни из рационализма Эпохи Просвещения, закладывает основу для максимально высокой скорости движения вперед.

Можно предположить, что именно здесь лежат истоки популярного определения меритократии как действительно справедливого общественного устройства. Только те, кто способен добиться наибольшей продуктивности, эффективности, наибольшего роста и должны быть на верхних ступенях социальной иерархии. Только наиболее способные должны управлять, потому как именно они способны тянуть остальных в сторону прогресса и в этом легитимность меритократии в современном общесте.

Именно против определения разума и интеллектуальных способностей человека в качестве доминирующей человеческой ценности, вытесняющей в рамках современной меритократической конкуренции все остальные, такие как человеколюбие, сострадание, солидарность, равенство, и выступает в своем произведении Майкл Янг.

Ограниченность ценностных ориентиров, однако, не единственная проблема меритократии и не реализовавшего в полной мере, но во многом исповедующего эту идеологию современного общества. Критикуя меритократию, Янг выступает также как критик неравенства между людьми, обусловленного иерархическим общественным устройством. Вторя кантовскому постулату о человеке как цели в себе, Янг утверждает, что не существует фундаментального основания для превосходства одного человека над другим.

Задав в качестве главной ценности разум, мыслители Эпохи Просвещения внесли также значительный вклад в понимание вопроса неравенства между людьми. Так, например, Руссо или Бабёф утверждали, что противоестественный акцент, который ставится в рамках классового общества на различия между людьми (на те качества, которые отличают одних от других), позволяет искусственно создавать неравенство между членами общества. Именно на этот принцип опирается меритократия: защитники меритократии делают акцент на том, что отличает одних людей от других (в данном случае уровень интеллекта) и делают из существования различий вывод, что одни являются более достойными высокого положения в обществе, чем другие. Акцент должен ставиться на том, что объединяет людей (на их способности к состраданию, к совместным действиям и т.д.), а не на тех качествах, которые их разделяют, утверждает Кай Нельсен.

Меритократия как инструмент легитимизации

Общество, где более способные позиционируются как имеющие моральное право принимать решения за менее способных, отрицая право последних полноценно участвовать в определении своего настоящего и будущего, в лучшем случае может быть определено как патерналистское. В худшем ̶ как диктатура, осуществляемая одними людьми по отношению к другим. Меритократия, однако, может таить в себе бОльшую опасность, чем классические аристократия, олигархия или тирания.

Меритократия выступила как более легитимная (так как выстраивающая более убедительную концепцию справедливости) форма консервной неолиберальной идеологии.

Один из наиболее ярких примеров использования понятия меритократии для легитимизации неолиберальной политики предлагает на сегодняшний день Сингапур. Так, руководство этого авторитарного государства с радикально либеральной экономической политикой обозначило меритократию в качестве одной из идейных основ своего режима. Именно концепция меритократии определена в качестве идеологической платформы как системы образования, так и всех других столпов политики, проводимой правящей элитой.

Еще одним гораздо менее ярким, но не менее говорящим примером использования риторики меритократии для легитимизации неолиберального уклона стало определение лидером британской Лейбористской (рабочей) партии Тони Блэром меритократии в качестве одной из идейных основ новой идеологии лейбористов в рамках смещения партии вправо и ее перепозиционирования из Labour в New Labour в 1990-ые годы.

Меритократия при этом остается только лишь идеологией: не существует исторических примеров ее абсолютного воплощения в жизнь, так как социальное происхождение, достаток, связи и другие ресурсы продолжают, как и ранее, в той или иной мере определять возможности человека и соответственно влиять на продвижение по социальной лестнице. Сомнительной представляется также возможность абсолютного воплощения меритократии в жизнь в будущем. Поэтому холодное, антигуманное царство разума, описанное Майклом Янгом, вряд ли станет частью истории.

Литература:

10. Michael Young, The rise of the meritocracy, 1870-2033: An essay on education and inequality, London, Thames & Hudson, 1958,

[1] Amartya Sen, Maxime Parodi, Mérite et justice, Revue de l'OFCE, Presses de Sciences Po, vol.3, No. 102, pp.467-481.

[2] Daniel Bell, On meritocracy and equality, National Affairs. Public Interest, Vol. 29, 1972, pp. 29-68.

[5] Michael Young, The rise of the meritocracy, 1870-2033: An essay on education and inequality, op.cit., p. 158.

[7] Kai Nielsen, Equality and Liberty: A Defense of Radical Egalitarianism, New Jersey, Rowman&Allanheld, 1985, p. 161.

[8] Michael Young, The rise of the meritocracy, 1870-2033: An essay on education and inequality, op.cit., p. XVI.

В отношении представленной критики меритократии можно сказать, что она ограничена точкой зрения Майкла Янга.
Именно поэтому возникает мысль объявить ее инструментом неолиберализма.

Все гораздо глубже и объемнее, чем себе Янг представлял в том, что он назвал меритократией.
Измерение IQ и успешные оценки в школе еще не дают право относить человека к элите.
Это слишком одномерное представление меритократии.
Критика такого подхода давно отражена во многих произведениях, где сошедшие с ума гении, стремящиеся к мировому господству, успешно побеждаемы не самыми умными, но наделенными другими качествами, героями из народа.

То, что в основе меритократии лежит конкуренция, а не солидарность и это плохо, также является однобоким взглядом на эти явления. Можно конкурировать в том, чтобы урвать себе более сладкий кусок пирога, т.е. конкурировать в потреблении. И это плохо. А можно конкурировать в том, чтобы как можно больше людей обеспечить возможностью для саморазвития. И это хорошо. Можно солидаризоваться для того, чтобы помогать людям. И это хорошо. А можно солидаризоваться, чтобы заниматься разбоем. И это плохо. Конкуренция и солидаризм это лишь средства, так же как и IQ индивидуума. Лишь глубина понимания системности и целостности с окружающим миром определяет направленность их применения: или к увеличению дисгармонии или к гармонизации взаимодействий в окружающем мире.

Что такое системность и целостность, без которых нет меритократии лучше всего выражены через слово "любовь":

"
1Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

2Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.

" (13 глава. Первое послание Коринфянам от Святого Апостола Павла)

Янг критикует неравенство, указывая, что при меритократии оно приводит к несменяемости власти и ее деградации.
Это взгляд обусловлен, тем что в основном из века в век неравенство основывалось на разнице в средствах, будь то деньги, или, как он себе представлял меритократию, в компетенциях.
Неравенство основанное на достижениях и результатах во имя гармоничного развития общества, целью которого является обеспечение и рост возможностей самореализации каждого его члена, оправдано.
Вызывает ли сомнение неравенство достоинство академика, благодаря работам которого тысячи и тысячи получили возможность продолжить свою жизнь, избавившись от страшной болезни, и двоешника-студента, основным достижением которого, можно назвать сдачу сессии? Можно еще более утрировать сравнение, если привести в пример маргиналов или нуворишей, интерес которых сведен к потреблению, только уровнями различающемуся.
Кантовский постулат о Человеке как цели в себе, заключается именно в том, что Человек с большой буквы "Ч" это цель, к которой необходимо стремиться через самосовершенствование каждому. Но самосовершенствование возможно лишь в практике на благо гармонизации и развития общества с целью обеспечения все возрастающих возможностей саморазвития для каждого. В этой концепции объединены и сбалансированы индивидуализм и коллективизм, конкуренция и солидаризм.

Демократия. Как система управления обществом не выдерживает критики. "The world we have created today as a result of our thinking thus far has problems which cannot be solved by thinking the way we thought when we created them." А.Эйнштейн
Демократия на практике в большинстве случаев реализуется как системой управления, при которой обыватели избирают других, более расторопных в торговых делах обывателей, ибо избрание осуществляется через приобретение голосов тем или иным способом. В результате трудно ждать от избранных обывателей системного мышления и решения проблем, которые были созданы на их уровне мышления в обществе.
Таким образом при демократии проблемы в обществе не решаются, потому что не могут быть решены в принципе - уровень управления не позволяет, при аристократии они не решаются, так как управляющая подсистема не имеет достаточной обратной связи с обществом, т.е. проблемы для не не видны.

Ответим на вопрос "Что такое меритократия?". Сатирическое эссе под названием "Возвышение меритократии: 1870-2033", вышедшее в свет в 1958 году, обозначило собой рождение в общественно-политической мысли нового понятия. Меритократия - это "правление достойных". Книга, которую опубликовал Майкл Янг, английский политик и социолог, в виде рукописи, составленной якобы в 2033 году, рассказывает о трансформации на рубеже 20-21-го веков британского общества.

Краткое содержание книги "Возвышение меритократии: 1870-2033" М. Янга

На смену классическим разделениям на классы, обусловливающим место в социальной иерархии того или иного человека наличием у него определенных ресурсов (связи, достаток, происхождение и т. д.), пришло новое устройство общества, где лишь интеллект и способности определяют положение индивида в нем. Великобританию перестал устраивать правящий класс, сформированный не по принципу компетентности.

меритократия это

В результате проведения реформ была внедрена меритократия - система управления государством достойных людей. Достоинство человека (merit) было при этом определено как сочетание двух элементов - вложения сил (effort) и интеллекта (IQ).

Развитие общества в 1990-е годы, по Янгу

К 1990-м годам к правящему классу меритократов принадлежали все совершеннолетние люди, IQ которых превышало 125. Если ранее способные одаренные люди могли встречаться на разных уровнях иерархии общества и становились зачастую лидерами в рамках своей социальной группы или класса, то теперь система управления состояла из единой интеллектуальной элиты. Те, кто по каким-то причинам оказались внизу, не имели оправданий неудачам в продвижении по социальной лестнице, как было ранее, когда действовали другие принципы и методы управления. Они, в соответствии с новым устройством общества, заслуживали свое низкое положение, как и самые способные люди заслужили быть наверху социальной иерархии. Вот что такое меритократия.

Восстание в 2033 году

принципы и методы управления

Представители низших общественных слоев в 2033 году восстали при поддержке представителей правящей элиты, требуя бессословного общества и равенства. Они хотели отменить принцип меритократии. Качество жизни и права людей не должны быть определены измерением уровня их образования и интеллекта, утверждали восставшие. Любой человек должен иметь возможность управлять своей жизнью самостоятельно. А меритократия - это власть, ограничивающая такую возможность. В результате восстания ей пришел конец в Великобритании.

Цель книги Майкла Янга

Рисуя довольно мрачную картину меритократии, результатом которой должна была стать новая форма господства одних над другими и общественного неравенства, Майкл Янг поставил цель предостеречь от опасности ограниченности ориентиров британское общество. Он смог показать, что оно в своем стремлении к прогрессу, основополагающей ценностью сделавшее интеллект, теряет при этом гуманистическое начало, человечность.

система управления

Позитивная окраска меритократии

Многими, однако, не было услышано предостережение Янга. Содержание понятия "меритократия" (правление самых образованных, способных людей, обладающих наибольшим интеллектом) было сохранено. Однако термин при этом получил позитивную окраску. Во многих странах стали стремиться к меритократии, от Сингапура до Великобритании. При этом она выступила как идеология, маскирующая порядок вещей, существующий и укрепляющийся в результате неолиберальной политики.

"Правление достойных"

Для обозначения такого устройства общества, при котором интеллектуалы осуществляют правление, Майкл Янг ввел новый термин - "правление достойных". Критерии достоинства определяются доминирующими в обществе ценностями. Ведь, как отмечает Амартия Сен, это относительное, а не абсолютное понятие. Называя меритократией приход к власти самых образованных и способных людей, Майкл Янг в этом термине отразил ценности, доминирующие в обществе. Он выступает именно против их доминирования, рисуя в своей работе "правление достойных" в негативном ключе. По сути, меритократия - это форма устройства общества постиндустриального, считает Дэниэл Бэлл, ее сторонник. Знания и интеллект стали, однако, основной ценностью еще задолго до появления информационного общества.

Наследие Эпохи Просвещения

Свободный от традиций и предрассудков разум, не ограниченный ничем поиск знания, стремление к прогрессу и рационализм - одно из главных, или, возможно, главное наследие, которое подарила нам Эпоха Просвещения. Философы этой эпохи, порвав с традиционными ценностями, задали новую рамку самоопределения и миропонимания человечества. Именно в стремлении к непрекращающемуся росту благодаря использованию новых знаний может быть найдена одна из основ популярности идеологии меритократии.

Связь меритократии с понятиями эффективности и продуктивности

принцип меритократии

Развитие по пути прогресса и верховенство разума определяют основное человеческое достоинство в рамках ценностей, доминирующих в обществе, - способность внести в общее движение вперед свой вклад. Последний окажется наибольшим только тогда, когда каждое дело будет осуществляться самыми способными людьми, наиболее подходящими для него. Понятие меритократии тесно связано с понятиями эффективности и продуктивности. В частности, стремление обеспечить наибольшую эффективность, продуктивность деятельности каждого человека, которое берет из рационализма Эпохи Просвещения свои корни, закладывает основу для наиболее высокой скорости продвижения по пути прогресса.

Можно предположить, что именно в этом находятся истоки определения меритократии как справедливого устройства общества. Только те, кто может добиться самой большой эффективности, продуктивности, наибольшего роста, и должны находиться на вершине социальной иерархии. Управлять должны лишь наиболее способные, поскольку только они могут тянуть других в сторону прогресса. В этом состоит в современном обществе легитимность меритократии.

Мысль Платона и Конфуция

Организационные формы управления, при которых власть принадлежит интеллектуалам, были описаны еще задолго до того как Майкл Янг ввел термин "меритократия". Например, Платон говорил о том, что управление государством следует поручить философам. В своем учении Конфуций также проповедовал необходимость того, чтобы у власти находились образованные правители. И тот и другой, воспевая стремление к знаниям и разум, оказали существенное влияние на мыслителей Эпохи Просвещения, которые искали вдохновения у древних философов.

Однако приобретение знаний и разум не выступали у Конфуция и Платона как самостоятельные, самоценные явления. Они были тесно связаны с понятиями достижения общего блага и добродетели. Например, один из основных принципов учения Конфуция - "жень", который обозначает милосердие, человеколюбие, гуманность.

меритократия это власть

Конфуций, являясь сторонником всеобщего образования, понимал под ним единство двух процессов: обучения и воспитания. Второму при этом отводилась главная роль. Целью образования этот мыслитель считал духовный рост личности, приближение ее к идеалу "цзюньцзы" (благородного человека, который является носителем высоких моральных качеств).

Почему меритократия - это несправедливое устройство?

что такое меритократия

Майкл Янг в своем произведении выступает именно против определения интеллектуальных способностей и разума как доминирующей ценности, которая в рамках меритократической конкуренции современного общества вытесняет все остальные, в частности человеколюбие, равенство, солидарность, сострадание.

Дэниэл Белл, теоретик постиндустриального общества, а также другие сторонники "правления достойных" утверждают, что в меритократическом обществе каждый получает положение, которое он сам заслужил. В отличие от эгалитаризма, который выступает за равенство результатов в конце гонки, меритократия ратует за равенство возможностей в ее начале. Поэтому именно она является самым справедливым устройством общества. Майкл Янг же считает, что при таком подходе проявляется ограниченность ценностных ориентиров. Он говорит о том, что каждого человека следует уважать за то хорошее, что есть в нем. При этом оно не должно ограничиваться его способностями и интеллектом.

В эссе Майкла Янга манифест людей, восставших против меритократии, гласит, что людей следует оценивать не только по образованности и умственным способностям, но и по другим качествам: смелости и доброте, чувствительности и воображению, щедрости и способности сочувствовать. В таком обществе нельзя было бы сказать, что швейцар, являющийся прекрасным отцом, обладает меньшим достоинством, чем ученый; а госслужащий лучше, чем прекрасно выращивающий розы водитель грузовика.

Меритократия - это власть, основанная на отрицании значимости всех этих качеств. Кроме того, она выступает как идеология, в которой солидарности между людьми нет места. В ее основе лежит конкуренция: для завоевания высокого социального положения и качества жизни человек должен непрерывно развивать способности и превосходить других людей в них. Поэтому корни меритократии - не в коллективном, а в индивидуальном начале. Она в этом смысле выступает как близкая капитализму идеология с его конкуренцией, требованием постоянного роста для удержания лидирующей позиции.

меритократия это власть основанная на

В духе капитализма меритократия несовместима с идеей солидаризма. Кай Нельсен, канадский философ, отмечает, что на фундаментальном уровне такое общество антигуманно. Бесчеловечно, когда люди постоянно конкурируют между собой практически во всех областях, при этом подвергаются постоянной оценке, сортировке, рейтингированию в рамках стремления к более продуктивному обществу и большей эффективности. Таким образом, меритократия - это система, разрушающая основы солидарности и братства, подрывающая ощущение принадлежности человека к единой общности.

Однако ограниченность ценностных ориентиров - лишь одна из проблем меритократии и современного общества, хотя и не реализовавшего эту идеологию в полной мере, но все же исповедующего ее. Янг, критикуя эту систему управления, выступает также критиком общественного неравенства, обусловленного иерархическим устройством. Он утверждает, вторя постулату Канта о человеке как цели в себе, что фундаментального основания для существования превосходства одних людей над другими не существует. А меритократия - это власть, основанная на превосходстве.

Фото Меритократия - это. Что такое меритократия? Значение простыми словами

Меритократия обычно понимается как равенство возможностей - человек может добиться того положения, которого заслуживает благодаря врожденным способностям и приобретенным заслугам. Пол, возраст, национальность etc не принимаются в расчет. Равенство возможностей и свободная конкуренция относятся к основным принципам либерализма.

В чем проблема меритократии?

По мнению критиков, концепция меритократии создана с целью оправдать привилегии правящего класса. Конечно, представители элиты считают себя наиболее умными и способными людьми, которые всего добились сами. Однако те, кто занимает более низкое положение в обществе, могут быть не согласны с элитой и считать, что та несправедливо присвоила себе особую роль.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 544
  • КНИГИ 671 025
  • СЕРИИ 25 843
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 635

Предисловие

Политология, как хорошо известно, — достаточно древняя наука, основателем которой является великий Аристотель. В современном понимании политологию истолковывают как науку о политике или о мире политического — об особой подсистеме общества, связанной с властью, государством политическими отношениями и процессами. Это наука об общих и специфических законах, тенденциях и закономерностях функционирования и развития политической сферы общества, о формах их проявления и механизмах действия в современном обществе.

В настоящее время политология — это обширная область научных знаний, включающая в себя историю и философию политики (политическая теория), теорию политических институтов и процессов, политическую компаративистику (сравнительная политология), теорию мировой политики и международных отношений и т.д. Все вроде бы солидно и основательно, но.

Возникает закономерный и сугубо студенческий вопрос: если политология фактически не работает в современном обществе, зачем же тогда ее изучать? Ответ на него дан тоже древними мыслителями и философами — Конфуцием, Пифагором, Сократом, Платоном и другими мыслителями. Что же это за ответ?

Именно поэтому красной нитью в учении Конфуция проходит забота о старших, о родне, чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом, будет очень сплочено, ему будет не страшно доносительство. Нравственность и привязанность людей друг к другу победят пороки людей, их вражду между собой, а значит, и доносительство. Великий мыслитель был абсолютно прав, и именно поэтому сегодняшнее китайское общество до сих пор пропитано духом конфуцианства — солидарности, дружбы, помощи друг другу, а государство рассматривается как большая семья — ведь так учил великий Конфуций!

Ну и что, руки опускать? Ни в коем случае! Надо за лучшее будущее постоянно сражаться, шаг за шагом приближать его, не бояться пока еще господствующих пороков и несправедливостей и двигаться, двигаться, двигаться, причем всегда только в одном направлении — к нравственности, к духовности человека, к его лучшим, а не худшим качествам. И тогда на каком-то тысячном нашем шаге этот самый порок дрогнет, потеряет свою мощь и силу, уступит свое господство другим правилам и законам, в которых будет больше правды, нравственности, справедливости, солидарности и меньше эгоизма, корысти, порока, алчности, вражды. За это шли в самый настоящий бой и Пифагор, и Сократ, и Платон, а также огромное число других настоящих мыслителей и философов, простых, но принципиально нравственных людей.

Вы скажете, что такого не может быть? Неправда! Примеров победы настоящего человека над его жалкой и алчной моделью действительно не так много. Но они есть! Это те же самые Конфуций, Сократ, Платон, другие мыслители, философы, ученые, бескорыстные деятели искусств, писатели и множество простых людей, проживших свою жизнь достойно, нравственно, порядочно. Причем здесь порядочность, скажете вы? Все очень просто: большого богатства не бывает без преступления и без отступления от человеческих правил общежития — ведь алчность и порок всего лишь проявление эгоизма!

Меритократия является противоположностью власти, построенной на основе родственных связей (кумовства), социального класса (олигархии) или национальности (национализм). Идея меритократии может применяться к властным отношениям в государствах, а также в политических, экономических и культурных организациях.

Меритократия – это лидерство, теоретически основанное на заслугах, таланте, навыках, интеллекте и других соответствующих навыках, а не на наследственности (аристократия), богатстве (плутократия) или воле большинства (демократия). Меритократия, среди прочего, противоположна идее эгалитаризма, когда людям, независимо от квалификации, качества работы или других преимуществ, предоставляется равное влияние и равный доступ к власти.

Обязанности и общественный авторитет должны быть заслужены, а не унаследованы или назначены случайным группам людей. Меритократия используется для характеристики и критики конкурирующих обществ, которые могут оправдывать резкое снижение доходов, благосостояния и статуса населения уровнем таланта, личных качеств, компетентности, мотивации и усилий.

Меритократическая модель

Исследователи подчёркивают недостатки. При отсутствии реального равенства возможностей, способность меритократии самостоятельно устранять неравенство (социальное, культурное и др.) ограничена. Её эффективность (как принципа справедливости) вызывает споры.

Для большинства исследователей истинная меритократия, которая предлагала бы каждому то, что он достоен получать, никогда не существовала. Причиной этому является отсутствие спланированных и достаточно эффективных мер для компенсации неблагоприятного положения людей, находящихся в неблагоприятном положении.

В истории всегда были сторонники меритократических систем. Идея о том, что более высокие результаты должны быть вознаграждены, лежит в основе многих меритократических аргументов. Также утверждается, что меритократия предлагает стимулировать прогресс, вносить свой вклад в строительство общества и, таким образом, приносит пользу обществу в целом.

В то время как социальное положение исторически передаётся аристократии, статус человека в меритократии должен определяться исключительно текущими, индивидуально измеряемыми талантами и способностями. Здесь следует избегать привилегий, основанных на происхождении, таких как социальный класс. Также недопустимы привилегии, основанные на принадлежности к религии, этнической группе или полу.

История меритократии

История меритократии

Меритократия, известная как мандаринская система, практиковалась китайской династией Хань в 200 г. до н. э. Для приёма на работу высокопоставленных чиновников существовала система имперских экзаменов. Студенты готовились к ней путём обязательного изучения классических произведений. Конфуций подчёркивал, что правительственные чиновники должны быть высокообразованными.

В течение долгого времени сдача экзамена на должность государственного служащего Китая была предпосылкой для получения возможности занимать высокие государственные должности. Поскольку кандидаты (по крайней мере теоретически) могли быть из всех слоёв общества, эта строгая система экзаменов носила строго меритократический характер. Успешные выпускники (преобладали лишь единицы из тысячи кандидатов) обычно добивались славы, власти и престижа.

Чингисхан занимал руководящие должности в своей Монгольской империи из-за действий официальных лиц. Путь был также открыт для родственников побеждённых врагов, если они объявили себя верными Чингисхану. Например, Джебе был вражеским солдатом, который застрелил лошадь Чингисхана, прежде чем стать ханом.

Во время Французской революции элита была в значительной степени уничтожена. Таким образом, режим Наполеона не мог отступить от существующей иерархии, а выбрал новую элиту сначала на основе производительности, а затем и на основе лояльности и родства.

Меритократия – это создание правящей элиты в соответствии с возможностями (как правило мудрых, трудолюбивых, авторитетных интеллектуалов и деловых людей, умеющих принимать важные решения).

Платон в своей работе о государстве заложил основы теории господства меритократии. Он предложил аргумент о том, что государство неизлечимо до тех пор, пока политическая власть и философия не объединятся, в то время как философы не короли, а короли и правители – философы.

Майкл Янг объяснил теорию меритократии формулой IQ + усилие = ценность. По его мнению, меритократия как тип правления обусловлена:

  • системой образования всех, а не только богатых и способных молодых людей;
  • обязательными публичными тендерами на предоставление государственных услуг;
  • созданием формальной и реальной системы управления, при которой не будет препятствовать приходу наиболее способных людей на самые ответственные места.

Существует мнение, что меритократия – это единственный способ для стран с тоталитарным прошлым отойти от своих идеологических отправных точек.

Меритократия подчёркивает равенство возможностей для всех, принимая во внимание, что положение в иерархии получается в результате достижений, измеряемых универсальными и объективными критериями.

В XVIII в. эта концепция распространилась из Китая через Британскую Индию, где она стала доминирующим фактором британского правления, а затем и в континентальной Европе.

Меритократия также достигла Америки и получила распространение после убийства президента Джеймса Гарфилда в 1881 г., когда была введена практика получения работы в правительстве на основе теста на способности, а не на основе политических связей или политической близости.

В книге М. Янга социальная система ведёт к социальной революции, в которой массы свергают элиту. Сторонники меритократической системы считают, что эта система проще и продуктивнее, чем другие системы, а также позволяет положить конец различиям, таким как пол, раса или социальные связи.

Самый распространённый пример меритократии сегодня – это система образования. Высшее образование – это неполная меритократическая система. В отсутствие более сложных методов, система образования имеет много общего с меритократическим отбором.

Меритократия и аристократия

Меритократия и аристократия

При французском короле Луи-Филиппе в палату пэров входили самые талантливые люди. На современном и историческом языке понятие аристократия относится к более или менее закрытому порядку, возникшему в результате феодальной системы и старого режима привилегий.

Декларация прав человека и меритократия

В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. утверждается, что все граждане равны между собой, в равной степени допускаются ко всем общественным благам, все должны получать равные возможности на должности и занятия без каких-либо различий.

Этот принцип равноправия лишает аристократический строй наследственных привилегий и переходит к теоретической системе, которая утверждает равенство возможностей при рождении и возможность достижения индивидуальными заслугами более высокого социального положения. После того, как равные возможности были установлены посредством равных прав, социальная иерархия организовалась в соответствии с заслугами (усилиями отдельных лиц). Таким образом, принцип равноправия породил неравную, но справедливую иерархическую систему.

Критика идеологии меритократии

Критика идеологии меритократии

Первое направление критики меритократии носит методический характер, то есть насколько возможно объективно и надёжно оценить компетенции данного человека? Эта критика направлена в первую очередь против очень специфических методов оценки компетентности, таких как тесты интеллекта, используемые в армии США.

Второе направление критики – идеологическое и занимает позицию эгалитаризма (т. е. этично ли увековечивать социальное неравенство, отдавая предпочтение людям с лучшими предрасположенностями)? Эта критика также относится к конкретным образовательным концепциям, которые полагаются на относительно раннюю оценку интеллекта учащихся и обеспечивают лучшее образование тем, кто набирает больше баллов.

Есть ещё вопрос о надёжности людей, измеряющих достоинство. Например, оценки за образование обычно выставляют люди, которые имеют своё мнение и могут ошибаться. Если система повреждена или непрозрачна, результаты могут быть неверными.

Меритократия также подвергается критике со стороны эгалитаристов как миф, который продвигает статус-кво, давая своим сторонникам возможность на словах поддержать идею социального равенства.

Многие вопросы о законности и обоснованности принципа меритократии возникают, когда этот вопрос пытаются рассмотреть в психологии, социологии и нейробиологии. Жизнь человека и его перспективы не зависят от внешних факторов, таких как социальный статус, унаследованное богатство, раса и др. Напротив, каждому, независимо от этих факторов, должны быть предоставлены равные возможности и условия для собственного развития. Необходимо вознаграждать людей объективно – только за собственные достижения и способности.

Однако некоторые исследования показали, что даже мотивация, профессиональная этика и добросовестность могут зависеть от таких непредсказуемых внешних факторов, как порядок рождения. Младенцы, которые родились первыми, имеют тенденцию сосредотачиваться на целях, исходя из своего предыдущего уровня способностей. В то же время дети, рождённые вторыми, в свою очередь, стремятся ставить цели, основываясь на ожиданиях и предсказаниях других и полагаясь на общие стандарты способностей.

По мнению других исследователей, в меритократии, понимаемой как методология построения организации, основанной на людях с лучшими компетенциями для выполнения конкретных задач, нет ничего аморального. Меритократия является ценным средством социального развития и повышения эффективности организации.

В современных концепциях менеджмента эта идея присутствует в виде сложных систем оценки и оплаты труда сотрудников. По определению, принцип меритократии не может быть эффективным в неконкурентоспособном обществе или среде.

Читайте также: