Джоаккино россини биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Годы учебы

Джоаккино Антонио Россини родился 29 февраля 1792 года в семье музыкантов в Пезаро — небольшом городке на Адриатическом побережье Италии. Его отец Джузеппе был валторнистом, мать Анна — певицей. Родители Россини рано начали обучать его музыке, и к шести годам Россини уже играл на треугольнике в оркестре своего отца.

  • Отец Россини симпатизировал французам и приветствовалвойскаНаполеона I,прибывшиев Северную Италию.Когда же,в 1796 году, австрийцы восстановили старый режим,отцаРоссини отправили в тюрьму, а его женауехала с сыномв Болонью, где зарабатывала на жизнь солисткойоперыв различных театрах. МладшийРоссинипосещал урокиуроки игры на клавесинеизанимался пением.Когда отец освободился, он вернулся в семью.
  • Когда Джузеппе и Анна Россини уезжали на гастроли, их сын оставался на попечении бабушки со стороны матери. В Болонье он посещал местную школу. Россини традиционно изображают ленивым, озорным и непослушным мальчиком, его не раз наказывали, отсылая к кузнецу работать на кузнечных мехах.
  • Вероятно, к 1804 году относятся первые композиторские опыты Россини. Важными произведениями этого периода являются шесть струнных сонат,написанныхза три дня, для двух скрипок, виолончели и контрабаса. Эти сонаты раскрывают близость молодого композитора к Гайдну и Моцарту. Оригинальные партитуры, датируемые 1804 годом, когда композитору было двенадцать лет, были найдены в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне.
  • У Россини с первых шагов его композиторской деятельности проявилось качество, ставшее характерным для всего его творческого пути: быстрота илегкостьсочинения музыки.

Россини - Энциклопедия АртГранд

Директор театра Сан-Карло

Россини - Энциклопедия АртГранд

Композитор Его Величества

Россини - Энциклопедия АртГранд

Больше не Monsieur Crescendo

Хотя в течение оставшихся 40 лет своей жизни он продолжал писать песни, камерную, хоровую и духовную музыку, он больше не был Monsieur Crescendo лирической сцены.

В 1836 году Россини почти на двадцать лет поселился в Италии, жил в Болонье, потом во Флоренции. С увлечением занялся педагогической работой, руководил болонским музыкальным лицеем, воспитанником которого некогда был сам. Живо откликался на все, что могло способствовать развитию музыкального образования, совершенствованию музыкальной культуры и творчества.

Его первая жена умерла в 1845 году, и политические волнения в районе Романьи вынудили его покинуть Болонью в 1847 году, в год его второго брака с Олимпией Пелисье. Прожив какое-то время во Флоренции, в 1855 году он поселился в Париже, где его дом был центром художественного сообщества. Он умер в своем загородном доме в Пасси 13 ноября 1868 года и был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже, Франция. В 1887 году его останки были перенесены в церковь Санта-Кроче во Флоренции, где они сейчас покоятся.

Краткая биография Россини

Родился 29 февраля 1792 г. в Пезаро в семье музыкантов. С раннего детства обучался теории музыки, игре на скрипке и альте, а также пению.

С 1806 по 1810 г. занимался в Болонском музыкальном лицее.

В 1836 г. композитор вернулся в Италию.

В 1845 г. он занял должность директора того самого Болонского музыкального лицея, который окончил сам.

Композитор умер 13 ноября 1868 г. в Пасси близ Парижа; в 1887 г. его прах был перенесён во Флоренцию.

Детство и юность

Портрет Джоаккино Россини

Портрет Джоаккино Россини. Художник Пинакотека Брера / Пинакотека Брера

Отец Джоаккино часто попадал в передряги. Согласно историческим сводкам, Джузеппе дважды помещали под стражу: в 1790-м за уличную игру на трубе, в 1799-м – за поддержку войск Наполеона I, которые шли против католической церкви.

Анна оказалась более творческой натурой, чем супруг-музыкант: когда Джоаккино исполнилось 6 лет, мать начала карьеру оперной певицы. В течение 10 лет она добилась успехов в Триесте и Болонье, пока неподготовленный голос не начал давать сбой.

В 1802 году семья переехала в итальянскую коммуну Луго, где Россини получил базовое образование по родному языку, латыни, арифметике и музыке. Помогал осваивать общие знания священник Джузеппе Малербе, в коллекции которого хранились работы Вольфганга Амадея Моцарта и Йозефа Гайдна. Эти композиторы наложили неизгладимый отпечаток на юного Джоаккино.

Джоаккино Россини в молодости

Джоаккино Россини в молодости. Художник Винченцо Камуччини / Museo Teatrale alla Scala

К 12 годам Россини написал 6 сонат для четырехструнных инструментов, которые при поддержке меценатов представил публике в 1804-м. В 1806-м он поступил в Liceo Musicale в Болонье, где обучали вокалу, игре на виолончели и фортепиано, позже – композиции.

Музыка

В Неаполе Россини впервые писал спокойно, без спешки и стремления уложиться в сроки. У него в подчинении находились первоклассные певцы и оркестранты, а в распоряжении — площадка для репетиций. В благоприятной обстановке между 1815 и 1822 годами композитор сочинил еще 18 опер: 9 для театров Неаполя, еще 9 для других городов.

Личная жизнь

Россини старался держать личную жизнь в секрете, но все равно прославился любовью к певицам, с которыми работал. Среди его избранниц были Эстер Момбелли и Мариетта Марколини. Самой важной женщиной в жизни Россини, как в интимном, так и профессиональном планах, стала Изабелла Кольбран, примадонна Teatro di San Carlo.

Изабелла Кольбран, жена Джоаккино Россини

Изабелла Кольбран, жена Джоаккино Россини / Museo Teatrale alla Scala

В марте 1822 года Кольбран стала женой Россини. Бракосочетание состоялось в маленькой церкви в Кастеназо. На тот момент избраннице исполнилось 37 лет, а ее супругу — 30.

В 1830 году Россини оставил супругу в Кастеназо, уехав в Париж. Больше они не виделись. Новым увлечением композитора стала Олимпия Пелисье, куртизанка. Ради любимого она стала идеальной гражданской женой: готовила отвары трав, клизмы, пиявок, ухаживала за одеждой, париками и зубными протезами. Поженились они лишь в 1846 году и прожили душа в душу 22 года.

Детей у Россини не было ни от одной жены.

Смерть

Гробница Джоаккино Россини в базилике Санта-Кроче, Флоренция

Гробница Джоаккино Россини в базилике Санта-Кроче, Флоренция / Википедия


Джоаккино Антонио Россини родился 29 февраля 1792 г в г. Пезаро (Италия) в семье музыкантов — отец играл в оркестре, а мать пела в провинциальных театрах. Будущий композитор с детства был погружён в итальянскую музыкальную жизнь. Изначально Джоаккино прочили карьеру певца, так как он обладал красивым сильным голосом. Но также он осваивал клавесин, фортепиано, скрипку, виолончель и основы композиции, к которым проявил особые способности!


С 1836 года Россини возвращается в Италию, где занимается педагогической работой, руководит болонским музыкальным лицеем, живо откликается на все, что могло способствовать развитию музыкального образования, совершенствованию музыкальной культуры и творчества.

А в 1855 году снова переезжает в Париж. Там проводит известные приёмы, выступление на которых было большой честью для музыкантов. Даже перестав писать оперы, Россини остается в центре внимания европейской музыкальной общественности. Весь Париж прислушивается к меткому критическому слову композитора, его личность притягивает музыкантов, поэтов, художников. Временами Россини дирижировал, но, в основном, наслаждался славой заслуженного музыканта-композитора и занимался кулинарией.

Джоаккино Россини умер13 ноября 1868 года. Был изначально похоронен во Франции на кладбище Пер-Лашез, но позже его торжественно перевезли в Италию и погребли во Флоренции рядом с могилами Микеланджело и Галилея.

Своё состояние Россини завещал на благо культуры и искусства родного города Пезаро. В наши дни здесь регулярно проходят россиниевские оперные фестивали.

Джоаккино Россини был кумиром публики и большим шутником. Неугомонный и жизнерадостный Джоаккино просто не мог существовать без общения и смеха, любил различные шутки и розыгрыши. О чувстве юмора Россини ходили легенды. Он добродушно относился и к карикатурам на себя — завистники и недоброжелатели называли его господином Крещендо (от итальянского crescendo — постепенное усиление громкости), Громыхателем и Тамбуроссини (от итальянского tamburo — барабан).

Также с ним связано много забавных историй. Некоторые приведены ниже.


ЭТОТ РАЗБОЙНИК РОССИНИ

Живя в молодости в Болонье, Россини написал революционную песню для воодушевления итальянцев на борьбу за освобождение от австрийского ига. Молодой композитор понимал, что после этого ему небезопасно оставаться в городе, занятом австрийскими войсками. Однако уехать без разрешения австрийского коменданта было невозможно.

Россини пришел к нему за пропуском.

— Кто вы? — спросил австрийский генерал.

Россини отдал генералу ноты с маршем и получил взамен пропуск.

На другой же день марш был разучен, и австрийский военный оркестр исполнил его на площади Болоньи. А между тем это была та же, заново аранжированная революционная песня.

Когда жители Болоньи услышали знакомый мотив, они пришли в восторг и тут же подхватили его.

Можно себе представить, как был взбешен австрийский генерал и как сожалел, что композитор уже за пределами Болоньи.

АРЕСТАНТ

Несмотря на то что Россини писал очень быстро, бывали случаи, когда он не успевал закончить музыкальную партитуру в срок.


МУЗЫКАЛЬНАЯ АПТЕЧКА

ВСТРЕЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Слава Россини была так велика, что ему решили поставить памятник при жизни.

— А сколько будет стоить эта статуя? — спросил Россини.

— Двадцать тысяч лир, — сообщили делегаты.

— Господа, лучше передайте эти деньги мне! Уверяю вас, за такую сумму я и сам охотно постою вместо памятника на постаменте, — решительно заявил композитор.

ЗЛОДЕЙ

Рассердившись, он открыл окно и хотел было приказать шарманщику немедленно уйти, но тут же передумал и весело крикнул уличному музыканту, чтобы тот поднялся наверх.

— Скажи-ка, приятель, не играет ли твоя замечательная шарманка что-нибудь из музыки Галеви? — спросил он у шарманщика, когда тот появился в дверях.

Шарманщик улыбнулся и покачал головой:

— Не могу. Это ведь месье Галеви послал меня к вам. Однако он добрее вас: просил сыграть вашу увертюру только три раза.

Гений итальянской оперы начала XIX века

Творчество Россини — это время расцвета национальной оперы начала 19 века. Он вдохнул новую жизнь в традиционные для Италии жанры оперы:

❖ оперу-буффа — комическую
❖ и оперу-сериа — серьезную

Творя в эпоху зарождающейся активности народа и борьбы за независимость, композитор очень точно подметил дух своего времени и итальянский национальный характер. Реалистичность и стремительность действия, остроумие и меткость в изображении характеров героев, мелодическое богатство и очарование музыки обеспечили его операм огромную популярность!

Частые ритмические сцены, изысканные гармонии, мощный ритм и яркий оркестр — все это неотъемлемая часть его произведений. Россини излучает веселье, он смеется и смешит, но ни на минуту не становится пошлым или вульгарным. Он всегда остается верным сыном Италии: произведения его стройны, мелодичны, обладают чувством меры и глубокой человечностью.

ТАНКРЕД


Опера в двух действиях по одноименной драме Вольтера.

Краткое содержание: 1005 г, Сиракузы. Два враждующих рода объединяются в борьбе против сарацинов. Глава рода Аргирио намерен выдать свою дочь Аменаиду за Орбаццано. Аменаида любит рыцаря Танкреда, находящегося в ссылке. Танкред тайно возвращается домой, чтобы воспрепятствовать браку. Орбаццано перехватывает письмо Аменаиды к Танкреду и преподносит его как адресованное врагам.

Аменаиду приговаривают к смертной казни. Только победитель рыцарского турнира может заступиться за ее честь и спасти от смерти. Танкред, несмотря на сомнения в верности возлюбленной, вступается за нее и побеждает. Затем он уходит на битву с врагом, где также одерживает блистательную победу. Обман Орбаццано раскрывается, и влюбленные счастливо соединяются.

Интересно знать:

СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК


Опера в двух действиях по одноименной комедии Бомарше.

Краткое содержание: XVII в., Севилья. Граф Альмавиво влюблен в Розину — воспитанницу доктора Бартоло, который сам хочет жениться на Розине. Помочь графу вызывается цирюльник Фигаро. Он советует Альмавиво назваться Розине студентом, а также разыграть перед Бартоло роль пьяного солдата и поселиться в доме Бартоло как квартирант. Когда идея с солдатом проваливается, Фигаро ставит мнимый диагноз учителю пения Розины, — а вместо него уроки начинает вести Альмавиво. Во время урока Бартоло раскрывает замысел Альмавиво, прогоняет его и убеждает Розину в обмане Альмавиво. Огорченная Розина соглашается выйти замуж за Бартоло. Неожиданно появляются Фигаро и граф, и граф открывает свое настоящее имя. Пользуясь отсутствием Бартоло и подкупив священника, влюбленные заключают брачный договор. Появление Бартоло уже не может помешать счастью влюбленных.

Интересно знать:

ЗОЛУШКА, или ТОРЖЕСТВО ДОБРОДЕТЕЛИ

Краткое содержание: XVIII в, Салерно. У барона есть две дочери, а также падчерица Анджелина, по прозвищу Золушка, исполняющая в доме роль служанки. В замок барона приходит весть о том, что принц пригласит дочерей барона на бал, во время которого он выберет себе жену. Между тем появляется сам принц, выдающий себя за своего пажа; между ним и Анджелиной быстро рождается взаимная симпатия. Анджелина хочет пойти на праздник, но отчим запрещает ей это. Воспитатель принца тайком дарит ей богатый наряд, чтобы она могла пойти на бал.

На балу появление Анджелины в виде знатной дамы, неузнанной никем, поражает всех присутствующих. Она уходит, оставив принцу браслет в залог любви. Барон возвращается в свой замок, где вскоре появляется принц и по браслету находит Анджелину.

Интересно знать:

ИТАЛЬЯНКА В АЛЖИРЕ


Опера в двух действиях на либретто Анджело Анелли.

Краткое содержание: XVIII в, Алжир. Бей Мустафа задумывает выдать опостылевшую жену Эльвиру замуж за итальянского раба Линдора, находящегоуся у него на службе. Но тот все еще любит покинутую в Италии Изабеллу. В это время Изабелла предпринимает путешествие для поиска Линдора, однако попадает в плен к алжирским пиратам, и ее приводят к Мустафе, который влюбляется в нее. Изабелла решает воспользоваться ситуацией и придумывает план, как освободить Линдора. План удается, и влюбленные вместе с итальянскими рабами совершают побег. Мустафа злится, но не в силах что-то изменить и, поразмыслив, примиряется с Эльвирой.

Интересно знать:

❖ В основе произведения лежит сюжет оперы с таким же названием композитора Луиджи Моска.
❖ Сюжет оперы связывают с турецкой легендой о Роксолане — вероятно, славянкой по происхождению, попавшей в плен Османской империи и совершенно околдовавшей султана Сулеймана.
❖ Мустафа бен Ибрагим действительно правил Алжиром в конце XVIII – начале ХIХ века. Однако нет никаких оснований для привязки оперы именно к этому историческому лицу.

СОРОКА-ВОРОВКА

Краткое содержание: Конец XVIII в, окрестности Парижа. Фернандо — беглый солдат, заочно приговорённый к казни, появляется в родной деревне в тот день, когда в доме богатого фермера Фабриццио — праздник. Дочь Фернандо, Нинетта, служит в доме Фабрицио. В этот же день торжества на неё падает страшное обвинение в краже столового серебра. Ростовщик подтверждает виновность Нинетты: ведь она продала ему отцовское столовое серебро с инициалами, роковым образом совпавшими с инициалами хозяина. Но девушка боится упоминать имя отца, поскольку его везде ищут. Джанетто, сын Фабриццио, нежно любящий Нинетту, не хочет верить в её виновность. Доброта и сердечность Нинетты покоряют тюремных стражей. На свидание к ней допускают Джанетто. Они трагически осознают своё бессилие перед несправедливостью. Приход деревенского прерывает их свидание. Он предлагает Нинетте свободу в обмен на любовь. Девушка гневно отвергает его настойчивые притязания. В последний момент перед казнью выясняется, что серебро утащила сорока, клетка которой оказалась открытой в день праздника. С девушки снимают все обвинения, а от короля приходит помилование отцу Нинетты. Все счастливы.

Интересно знать:

❖ Успешная премьера оперы принесла Россини не только удовлетворение, но и грандиозную усталость. В течение вечера маэстро приходилось постоянно вскакивать со своего места и кланяться публике, к концу спектакля число поклонов перевалило за сотню.

БЬЯНКА И ФАЛЬЕРО, или СОВЕТ ТРЁХ

Интересные факты:

Духовная музыка

Имя Джоаккино Россини прославлено в первую очередь благодаря его операм и менее всего ассоциируется с духовной музыкой.

Тем не менее, он отдал дань этому жанру в последние десятилетия своей жизни (после завершения карьеры оперного композитора). И наиболее значимым достижением на этом поприще для него стала Маленькая торжественная месса, написанная в 1863г (когда Россини был уже 71 год).

На титульном листе композитор написал:


Структура произведения основана на традиционном тексте католической мессы:

1. Kyrie
2. Gloria
3. Credo
4. Preludio religioso
5. Sanctus
6. Benedictus
7. O salutaris hostia
8. Agnus Dei

Общая продолжительность звучания около 90 минут.

Оригинальная версия написана Россини для камерного состава из 12 певцов (согласно ремарке композитора, по числу апостолов). Из инструментов предполагались только 2 фортепиано и фисгармония. Оркестрованная версия была также создана самим Россини, но впервые исполнена уже после смерти композитора.


Будучи знаменитым на весь мир композитором, Джоаккино Россини славился также своим кулинарным искусством. Это было его второй страстью и таким же творческим процессом, как и музыка. Большой гурман, он любил вкусные блюда и умел их приготовить, без конца выдумывая все новые рецепты. Его рецепты остались в истории кулинарии, как оперы в истории музыки.

Телячий язык — 100 г
Корень сельдерея — 1 шт
Помидоры — 100 г
Листья салата — 40 г
Анчоусы — 20 г
Морковь — 1 шт
Свекла — 1 шт
Соль, перец, майонез

Макароны — 300 г
Нежирная говядина — 1 кг
Лук репчатый — 3 шт
Морковь — 3 шт
Корень петрушки — 2 шт
Корень сельдерея — 1 шт
Масло сливочное — 3 ст.л.
Печень говяжья — 200 г
Оливковое масло — 1 ст.л.
Сыр Пармезан — 200 г
Яйца — 2 шт
Сухари
Соль, перец, майонез

Обдать кипятком макароны, откинуть их на дуршлаг. В 1 л воды сварить мясо, добавить 1 луковицу, 1 морковь и коренья. Процедить бульон через сложенную вдвое марлю. Залить макароны кипящим бульоном и на медленном огне варить до готовности. Откинуть на дуршлаг, размешать с 2 ст.л. сливочного масла. Отварное мясо нарезать кусочками. Печень нарезать. Оставшуюся морковь нарезать тонкими ломтиками, луковицу — мелко нашинковать, зелень петрушки — мелко нарубить. Разогреть в сковороде оставшееся масло, поджарить печень, морковь и 1 ст.л. лука.

Филе говядины — 400 г
Белый хлеб — 200 г
Сливочное масло — 2 ст.л.
Паштет из печени — 100 г
Помидоры — 6 шт
Пол-лимона, зелень петрушки, соль, перец

Филе нарезать полосками поперек волокон и слегка отбить. Хлеб порезать на ломтики. В сковороде разогреть 1 ст.л. сливочного масла, поджарить хлеб. Мясо посолить, обжарить с обеих сторон на оставшемс масле, уложить на ломтики хлеба. Сверху положить по ломтику паштета. Украсить четвертинами помидоров, лимоном, веточками петрушки.

Александр Пушкин:

Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в Оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень — Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льет — они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламене любви,
Как закипевшего аи
Струя и брызги золотые…

Генрих Гейне:

Стендаль:

«Наполеон умер, но есть еще один человек (прим.: Россини), о котором теперь говорят везде: в Москве и Неаполе, в Лондоне и Вене, в Париже и Калькутте. Слава этого человека распространяется всюду, куда только проникла цивилизация, а ведь ему нет и тридцати двух лет!«

Читайте также: