Инквизиция и учение фомы аквинского кратко

Обновлено: 03.07.2024

Фома Аквинский – итальянский философ Среднего Века, последователь философии Аристотеля. Ниже можно кратко прочесть его биографию.

Рождение и юность

Фома Аквинский родился в богатой семье в 1225 или 1226 году, в замке Аквино, принадлежавшим его роду – он был расположен неподалёку от Неаполя. Родители позаботились о том, чтобы мальчик получил полноценное образование – сначала он ходил в Бенедиктианский монастырь, в котором выучил латинский язык. После этого он поступил в Университет Неаполя.

Возвращение в Рим

Работая над своей теологией, Фома вступает в конфронтацию с консерваторами, отстаивавшими традиционные церковные устои. Всю свою жизнь мыслитель посвятил тому, чтобы обосновать христиано-католическую веру и защитить её право на существование.

Ключевые тезисы

Фоме Аквинскому удалось объединить учение Аристотеля и догматы католической церкви, а также вписать институт церкви в государственное устройство. По его мнению, всё человечество должно стремиться к вечному блаженству после смерти, но одного только государства для этого недостаточно. Заботиться о высшей цели должны даже не власть имущие, а наместники Христа – в особенности, Папа Римский.

Божественные законы, прописанные в Священном Писании, он ставил над интересами светского общества, существовавшего само по себе. Помимо естественных и положительных законов, прописанных Аристотелем, Фома Аквинский предложил человеческие законы (определяющие поступки членов светского общества) и божественные.

В своих работах он также пытался доказать существование Бога, чётко обозначив то, во что человек верит, а что человек знает наверняка.
Философ верил, что отрасль права должна исходить из морали и нравственной сущности человека. Только совесть определяет поступки человека, являясь в нём Божественным началом. Справедливость же предоставляет каждому человеку возможность брать то, что ему полагается, без ограничений и запретов.

Смерть и память

Фома Аквинский умер в 1274 году от подхваченной болезни, в Фоссануове. Через 60 лет, в 1323 году, он был возведён в святые. Его труды официально признаны Церковью как сильно повлиявшие и даже определившие философию европейского католицизма – в 1879 году его философия была названа официальной интерпретацией религии.

Аврелий Августин Блаженный (354-430), ранний христианский теолог и церковный деятель, автор канонических трудов "О граде Божьем", "О свободной воле" является одном из "отцов церкви", главным представителем западной патристики.

По Августину, Вселенная разделена на два града, два мира: град Божий и град Земной (изначально греховный, но обязанный стремиться к Богу).

Государство и право принадлежат людям, значит, греховны, однако вполне допустимы, если не противоречат интересам церкви. В государстве обязательно должны сохраняться справедливость (право) и уважение к религии. Несмотря на греховность Земного града, христианские общины и христианская церковь вынуждены мириться (сосуществовать) со светскими властями. Греховность земной жизни возникает вследствие господства человека над человеком, поэтому естественным и неизбежным является рабство (вплоть до Второго пришествия и Судного дня). Земные порядки, даже неправедные, все же следует соблюдать, если они не противоречат церковным. В государстве должны уважаться и соблюдаться правовые, моральные и религиозные нормы. Августин подчеркивал ничтожность отдельного человека пред лицом Бога. Отдельный индивид – только средство в осуществлении Божественного порядка.

Августин различал формы правления справедливые и несправедливые по морально-религиозному принципу (как Аристотель). Отсюда появляются несправедливая аристократия – клика, несправедливый правитель – тиран.

Причина вселенского зла, по Августину Блаженному, – в свободной воле, ее извращенности.

Учение Августина Блаженного использовалось с V в. (вплоть до позднего Средневековья) римско-католической церковью для обоснования своих теократических претензий, попыток подчинить светских государей (королей) верховенству римского папы.

14. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ЗАКОНАХ, ВЛАСТИ И ЦЕРКВИ

Фома Аквинский (XIII в.), философ и теолог, крупнейший представитель средневековой схоластики, его основной задачей было доказывание истинности догматов религиозного учения римско-католической церкви. Фома Аквинский воспринял идеи Аристотеля, направив их на служение церкви. Его сочинения: "О правлении князей", "Сумма теологии", "Комментарии к "Политике" Аристотеля", "Комментарии к "Этике" Аристотеля", "Сумма против язычников".

Фома Аквинский считал, что разум должен быть подчинен вере. Фома Аквинский подчеркивал неизбежность рабства как наказания за людские грехи, справедливость сословного разделения общественной структуры.

Фома Аквинский видел задачу государства в том, что государство должно прежде всего охранять веру, католическую церковь. При столкновении интересов церкви и государства Фома Аквинский допускал возможность народного антиправительственного восстания против богомерзкого режима. Следуя за апостолом Павлом, Фома Аквинский утверждал Божественную сущность государственной власти, но не отдельного правителя, который может быть греховен. Гос. власть распространяется только на земные дела. Церковная власть решает духовные дела, светским государям следует ей подчиняться, так как римский папа – наместник Бога на земле (переработанная идея Августина Блаженного о двух градах). Фома Аквинский резко выступал против еретиков, допуская их казнь, поэтому оправдывалась необходимость инквизиции.

Вслед за Аристотелем Фома Аквинский выделял три пары форм государства (в каждой по справедливой и несправедливой): монархия – тирания, аристократия – олигархия, полития – демократия. Наиболее естественная форма правления – монархия: монарх должен олицетворять весь народ и заботиться о нем.

Право издания общеобязательных законов – основной признак гос. власти. Подразделял законы на категории: 1. Вечный закон – главный, управляющий миром и естественными склонностями живых существ Божественный разум. 2. Естественный закон – отражение вечного закона во всех живых существах, фундамент позитивного права, заключающийся в законах природы и морали. 3. Человеческий закон – позитивное право, основанное на естественном праве и расширяющее его трактовки. Однако иногда человеческий закон, с сожалением отмечает Фома Аквинский, не совпадает с нормами естественного закона. 4. Божественный закон – Священное Писание. Нарушение любого закона наказуемо.

Фома Аквинский сформулировал 5 доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина и конечная цель сущего. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, Фома Аквинский утверждал, что природа завершается в Божественной благодати, разум – в вере.

Римско-католической церковью Фома Аквинский был объявлен святым, а его учение (томизм) – единственно истинной философией католицизма.

15. УЧЕНИЕ МАРСИЛИЯ ПАДУАНСКОГО

Марсилий Падуанский (кон. XIII – XIV вв.), итальянский политический мыслитель, развивая учение Аристотеля о форме и материи, в отличие от Августина Блаженного и Фомы Аквинского, поддержал светские власти в их борьбе против римского папы и обосновал это в своем пространном сочинении "Защитник мира".

Что касается государственной власти, Марсилий Падуанский отстаивал смелый по тем временам тезис о том, что настоящий источник всякой власти и единственный носитель государственного суверенитета – народ. Он считал, что люди – материя государства, формой которого являются законы. Государство – и здесь Марсилий Падуанский следовал за мыслью Аристотеля – должно стремиться к общественному благу, а вовсе не к процветанию церкви.

Марсилий Падуанский различает законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия должны принадлежать народу, т.е. гражданам или их важнейшей части, так как законы должны выражать общее благо, содействовать его достижению. Действия правительства (исполнительной власти) должны соответствовать законам. Форма государства – лучше всего наследственная монархия.

В общественной структуре Марсилий Падуанский выделял шесть социальных групп: земледельцы, ремесленники, торговцы (первая категория, заботящаяся только о своих личных интересах), духовенство, администрация, военные (вторая категория, исполняющая общественные обязанности).

Духовная власть должна быть отделена от вмешательства светской власти и наоборот. Из этого проистекает деление законов на две части, разработанное Марсилием Падуанским. Он выделял Божественный закон, указывающий пути достижения вечного общего блага, и здесь авторитетом является духовная власть (церковь); и человеческий закон, который должен отражать Божественный закон на земле, обеспечивая его исполнение принуждением, и здесь авторитетом является светская власть (государство). Грешников (нарушителей Божественного закона) наказывает Бог, а преступников (нарушителей человеческого закона) наказывает государство.

Марсилий Падуанский в отличие от Фомы Аквинского отрицает правомерность инквизиции. Еретиков, по Марсилию Падуанскому, нужно не убивать, а изгонять (и делать это должно государство, а не церковь). Марсилий Падуанский подчеркивает, что римский папа не обладает светской властью, а Евангелие – не закон, а религиозное поучение; необходимы народные выборы священнослужителей, вплоть до римского папы.

16. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЕРЕСЯХ

Недовольство существующими порядками получило выражение в различных протестных еретических движениях. Ереси возникали в наиболее экономически развитых районах Европы.

XI–XIII вв. – ересь катаров (чистых), они назывались также богомилами. Основатель – священник Богомил. Катары, проповедовавшие в Западной Европе среди ремесленников и части крестьянства, осуждали католическое духовенство, феодальные общественные порядки, призывали к аскетизму. Папу катары считали наместником сатаны. В XII в. восстание против папы вспыхнуло в Риме, было подавлено при помощи войск Фридриха Барбароссы.

Взгляды катаров легли в основу идеологии ереси альбигойцев в Южной Франции в XII–XIII вв. Альбигойцы выступали против догматов католической церкви, церковного землевладения и десятины в пользу церкви.

Вальденсы (по имени лидера Пьера Вальдо) – приверженцы ереси, возникшей в конце XII в. в Лионе – призывали к "евангелической бедности" и аскетизму, выступали против католической церкви, отвергали необходимость существования духовенства как особой социальной группы, утверждая, что всякий достойный христианин может выступить священнослужителем.

В XIV-XV вв. в Западной Европе выделяют два потока еретического движения: бюргерское и крестьянско-плебейское. Бюргерские ереси отражали общественно-политические интересы значительных слоев горожан, которые требовали секуляризации церковного имущества и отмены церковных иммунитетов, возврата к раннехристианским идеалам, защиты частной собственности от притязаний церковников. Идеологами бюргерских ересей были английский профессор Джон Уинклиф, лидер чешской Реформации Ян Гус (1371-1415). Последователями Дж. Уинклифа были лолларды, требовавшие возврата к простоте раннехристианских общин и оказавшие немалое влияние на крестьянское движение Уота Тайлера (1381).

Инквизиция была учреждена после принятия в 1233 г. папской буллы, предписывающей монахам ордена Св. Доминика преследовать еретиков. Инквизиторы имели право выявлять, пытать и судить их. Приговоренных обычно сжигали на костре. За время существования инквизиции число казненных жертв, по самой скромной оценке, coставило несколько сот тысяч человек.

С особой подозрительностью инквизиция относилась к людям иных вероисповеданий (иудеям, мусульманам), даже если официально они не были запрещены.

Инквизиция, признающая лишь власть Рима, не подчинялась местным епископам, которые сами оказывались под ее надзором. Это ознаменовало усиление контроля папской власти над церковной жизнью. Одновременно была введена практика продажи индульгенций (гpaмoт об отпущении гpexoв), она стала важным источником доходов церкви.

Теоретическим основанием новой политики были труды теолога доминиканского ордена Фомы Аквинского (1224-1274), взгляды котopoгo получили официальное одобрение pyководства римско-католической церкви.

Фома Аквинский считал высшей божественную волю, управляющую миром. Ее проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости). Законы, установленные светской властью, по мнению Фомы, могyт расходиться с ecтественными. Хотя любая власть определялась им как имеющая божественное происхождение, он не исключал тoгo, что светские правители могyт пользоваться ею во зло. В этом случае, считал Фома Аквинский, народ не только имеет право на восстание против недостойного властителя, но и обязан противостоять ему во имя восстановления божественных законов. Хранителем их, в первую очередь, выступает церковь.

Возможность проявления злонамеренности cpeдневековый теолог связывал с происками дьявола, веру в существование котopoгo считал обязательной для христиан. Атеисты, epeтики, дурные правители рассматривались как слуги владыки тьмы. В борьбе с ними Фома видел важнейшую задачу церкви.

Это означало, что свобода выбора религиозных убеждений отвергалась. Приобщение человека к вере, в том числе и против eгo воли, становилось делом церкви. Она отпускала грехи тем, кто раскаялся в них, и карала с помощью инквизиции грешников, упорствующих в своих заблуждениях.

Записывают в тетрадь:

- Фома Аквинский (1225-1274).

Теолог, Основатель томизма, Философ-схоласт, Учитель церкви.

- Познание свой необходимой исток берет в чувственности.

Общее чувство – главное функция, которого собирать воедино все ощущения;

Пассивная память – является хранилищем впечатлений и образов, соединенных общим чувством;

Активная память – извлечение сохраненных образов и представлений;

Интеллект – наивысшая чувственная способность.

Познание есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающей истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога.

Фома Аквинский считал высшей божественную волю, управляющую миром. Ее проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости).

Закрепление изученного материала.

Ответьте на проблемный вопрос:

1. Почему католический мир в 11-13 веках испытывал подъем?

Выполнить контрольное задание.

Контрольное задание.

1. Почему начались крестовые походы:
а) стремление освободить Святую Землю
б) познакомиться с традициями Востока
в) стремление открыть новые торговые пути

2. Когда проходил первый крестовый поход:
а) 1094-1097
б) 1096-1099
в) 1095-1098

3. Кто участвовал в крестовых походах:
а) крестьяне и горожане
б) рыцари и духовенство
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа

4. Как называлось главное государство крестоносцев, созданное на побережье Палестины:
а) Иерусалимское королевство
б) Графство Триполи
в) Антиохийское княжество

5. Когда произошёл раскол церкви:
а) 1093 г.
б) 1204 г.
в) 1054 г.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)


Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах.

Наследник традиции

Он родился в большой семье графа Андольфа Аквинского года. Второй сын французского короля не мог рассчитывать на земельный надел при господстве принципа примогенитуры, то есть, когда все получает первенец. Фома был седьмым ребенком, и участь его была предопределена – духовная карьера. При его родовитости он мог стать аббатом, епископом и даже папой. Родители уже присмотрели для него местечко настоятеля бенедиктинского монастыря Монтекассино, расположенного как раз неподалеку от родового замка Рокказекка.

Но юноша всем сердцем полюбил теологию и вообще ученость. Учеными монахами в то время были доминиканцы. К ним он и собирается примкнуть после окончания университета в Неаполе. Но что такое орден св. Доминика в то время? Незначительное и небогатое сообщество ученых мужей, исследующих Писание и шелестящих пожелтевшими свитками. То было время чудовищного невежества, когда образованный человек в умах простонародья считался чуть ли не слугой сатаны. Церковь воздействовала на паству сфабрикованными чудесами и внешним величием. Таким был Бенедиктинский монашеский орден, куда родственники хотели запихнуть способного к наукам Фому.

Потребность в способных богословах была огромной. Вместе с учителем Фома перемещается в Кельнский университет, а затем обосновывается в доминиканском монастыре св. Иакова в Париже. Доминиканцы по достоинству оценили способности брата Фомы, назначив его преподавателем в Парижском университете. Здесь Аквинат начинает писать свои богословские труды. Нельзя сказать, что он занялся сочинительством от скуки. Античные авторы и переводы арабских писателей манили его сокровенными знаниями, хотя и противоречили католическому мировосприятию.

Признание Синей Бороды


Труды


Super Physicam Aristotelis, 1595

Труды Фомы Аквинского включают:

Зачем придумали инквизицию, кем были первые инквизиторы и чего добился Торквемада

Зачем придумали инквизицию, кем были первые инквизиторы и чего добился Торквемада

Историко-философские истоки

Наибольшее влияние на философию Фомы оказал Аристотель, в значительной мере творчески переосмысленный им; также заметно влияние неоплатоников, греческих и арабских комментаторов Аристотеля, Цицерона, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Августина, Боэция, Ансельма Кентерберийского, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Аверроэса, Гебироля и Маймонида и многих других мыслителей.

Тюрьма аббатства святого Ремигия

Как содержались средневековые преступники, когда в руанской тюрьме появились решетки на окнах, почему на миниатюрах часто судят под деревом и чего не хватало монахам из Реймса

Как содержались средневековые преступники, когда в руанской тюрьме появились решетки на окнах, почему на миниатюрах часто судят под деревом и чего не хватало монахам из Реймса

Сочетание формы и материи

Материя — субстрат, не имеющий формы. Появление формы создает предмет, наделяет его физическими качествами. Единство материи и формы являет собой сущность. Духовные существа имеют сложную сущность. У них нет физических тел, они существуют без участия материи. Человек создан из формы и материи, но он также имеет сущность, которой его наделил Бог.

Поскольку материя однообразна, все созданные из нее существа могли бы быть одинаковой формы и стать неразличимыми. Но, по желанию Бога, форма не определяет существо. Индивидуализация предмета формируется его личностными качествами.

Идеальный преступник

Зачем в судах изображали орудия страстей, почему тюремщик и палач делили имущество преступников и как первородный грех связан с судебной практикой

Зачем в судах изображали орудия страстей, почему тюремщик и палач делили имущество преступников и как первородный грех связан с судебной практикой


Рецепция учения Фомы Аквинского


Учение Фомы Аквинского, несмотря на некоторое противодействие со стороны традиционалистов (некоторые из томистских положений были осуждены парижским архиепископом Этьеном Тампье в 1277 году), оказало большое влияние на католическую теологию и философию, чему способствовала канонизация Фомы в 1323 году и признание его наиболее авторитетным католическим теологом в энциклике Aeterni patris папы Льва XIII (1879 год).

Ангельский доктор

Doctor Angelicus, систематизатор ортодоксальной схоластики, Doctor Universalis, князь философов – Ватикан не скупится на эпитеты для человека, заложившего основы современной доктрины католической церкви. В 1323 году Фома Аквинский канонизирован, а в 1879 году папа Лев XIII признает его наиболее авторитетным теологом католичества.

Издания

Оскопление Абеляра

Кастрация, прогулка на осле, спасение от эшафота, решения споров и другие судебные права обывателей

Кастрация, прогулка на осле, спасение от эшафота, решения споров и другие судебные права обывателей


История западного Средневековья в 90 пунктах

Какой вы еретик?

Пройдите допрос виртуального инквизитора, чтобы выяснить, в какую ересь вы впали


Откуда у Фемиды меч, весы и повязка на глазах



Кто такой средневековый человек

Медиевист Олег Воскобойников о том, чем человек в Средние века отличался от современного


Как представляли себе крокодила и страуса авторы средневековых бестиариев


Никто не ждет испанскую инквизицию!

История одной шутки


Ватиканский журналист Якопо Скарамуцци — о Конгрегации доктрины веры


Медиевисты разбирают известный паблик

Петр Абеляр — композитор и музыкант

Гимн о радости и славе, написанный по просьбе Элоизы


Как развлечься в Средние века

Тринадцать способов организовать досуг в средневековом городе


Что вам известно о Средневековье и средневековых судах

Проверьте, хорошо ли вы знаете курс Ольги Тогоевой


Что читать о человеке Средневековья

5 книг, с которых имеет смысл начинать занятия антропологией Средних веков


Было ли Возрождение?


Реабилитация Синей Бороды

Как в конце XX века активисты попытались оправдать Жиля де Ре


Испытания водой, огнем и чудом

Как ордалии описываются в разных средневековых текстах


Как узнать ведьму

Историк Ольга Тогоева о том, что делать, заподозрив ведьмовство в Англии XVI или XVII века


Показания англичанина, который носил женское платье и имел беспорядочные половые связи


Показания вора и скотоложца

Признание Жаннена Ле Вуаррье и приговор, который ему вынес суд


Как Пьера Пайю приговорили к позорному столбу, клейму и объяснительной табличке


Филипп Кальве, признанный колдуном, обвиняет судей в превышении полномочий


Казнь еврея и чудесное спасение


К чему приговаривали 650 лет назад


Как прославилась деревня Монтайю

Нежность, страсть и судьба в одной еретической деревне


Краткая история индульгенции

Как возникла идея о том, что грех можно искупить деньгами


10 фактов о Фоме Аквинском

Самое важное о биографии и изобретениях великого схоласта


Вийон в XX веке


Шесть жертв средневекового суда

К каким способам приговорить оппонента прибегали монархи в средневековой Европе


Что мы знаем о Страшном суде

Анна Шмаина-Великанова — о последнем Суде в библейских и апокрифических описаниях


Путеводитель по Реймсу XVII века

Где в Реймсе можно было найти тюрьмы, игорные дома, рынки, кладбища и огороды


Тюрьма, агония и гниение у Вийона

Жаклин Серкильини-Туле — о том, как в одном поэте совмещаются грабитель и интеллекуал


Наказание в назидание

Как выглядели таблички, объясняющие, чего делать не надо


Первое письмо Элоизы

Почему Элоиза не хотела выходить за Абеляра замуж и в чем обвиняла его через двадцать лет разлуки


1117 год в истории

Что происходило в мире, пока в Париже разворачивалась драма Абеляра и Элоизы

Весь курс за 5 минут

Все о средневековых судах, инквизиторах, подсудимых, тюрьмах, казнях и их зрителях


Святой Фома Аквинский. Фреска Фра Бартоломео. Около 1510–1511 годов © Museo di San Marco dell’Angelico, Florence, Italy / Bridgeman Images

1. О происхождении и невыгодном родстве

Фома Аквинский (или Аквинат; 1225–1274) был сыном графа Ландольфо д’Аквино и племянником графа Томмазо д’Ачерра, великого юстициария Сицилийского королевства (то есть первого из королевских советников, ведающего судом и финансами), а также троюродным братом Фридриха II Штауфена. Родство с императором, который, стремясь подчинить своему влиянию всю Италию, постоянно боролся с римскими папами, не могло не сослужить дурную службу молодому богослову — несмотря на открытый и даже демонстративный конфликт Аквината с семьей и на то, что он вступил в верный папству орден доминиканцев. В 1277 году часть тезисов Фомы была осуждена епископом Парижа и церковью — видимо, в основном по политическим причинам. Впоследствии эти тезисы стали общепринятыми.

Основы философского учения

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;
  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;
  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Литература

2. О школьном прозвище

Движение

Все природные процессы — результат движения. Плоды не созреют, пока на дереве не появятся цветы. Каждое движение подчиняется предыдущему, и не может начаться, пока оно не закончится. Первым движением было появление Бога.

Производящая причина

Каждое действие происходит в результате предыдущего. Человек не может знать, какой была первоначальная причина действия. Допустимо предположить, что ей стал Бог.


5. Об Аристотеле

Благодаря этому Фома Аквинский получил возможность христианизировать античную философию, в первую очередь — труды Аристотеля: стремясь к синтезу веры и знания, он дополнил вероучительные догматы и религиозно-философские умозрения христианства социально-теоретической и научной рефлексией, опирающейся на логику и метафизику Аристотеля.

Необходимость

Некоторые вещи существуют временно, разрушаются и появляются вновь. Но части вещей необходимо существовать постоянно. Они создают возможность для появления и жизни других существ.

6. О разговорном жанре

9. Об индульгенциях

10. О доминиканской миссии и проповедничестве

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Кол-во блоков: 34 | Общее кол-во символов: 32203
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

Фома Аквинский, обращаясь к Аристотелю, делает шаг, многим показавшийся еретическим: он пытается примирить великого грека с Христом. Аристотель для Фомы Аквинского – воплощение авторитета разума, с позиций которого он сам идет к вере. Размышляя над проблемой соотношения веры и разума, Фома утверждает, что бытие Бога не доказуемо, оно воспринимается только верой, тем не менее, человек нуждается хотя бы в косвенных доказательствах Его бытия. Предшественники Фомы Аквинского допускали возможность двух истин, поскольку наука познает одни объекты, теология – другие.

Фома Аквинский выводит пять возможных способов доказательства бытия Бога. Доказательство от движения: все движущееся приводится в движение чем-то иным. Перводвигатель – это и есть Бог. Доказательство от производящей, действующей причины: все в мире чувственных вещей имеет свою причину. Бог есть первопричина. Доказательство от необходимости и случайности: все случайное имеет необходимость в чем-то другом. Бог – первонеобходимость. Доказательство от степени совершенства: в мире имеются все ступени совершенства. Бог – первосовершенство, абсолютная ценность. Доказательство от божественного управления миром: все в мире ведет себя целенаправленно. Бог – первоцель и перворуководитель.

В споре реалистов и номиналистов Фома Аквинский занял позиции умеренного реализма. Реально только отдельно существующее. Общее, универсалии, хотя и не ведут самостоятельного существования в эмпирической действительности, не лишены реального основания, ибо из него выводятся. Единственное абсолютное общее, являющееся единичностью – это Бог.

Человек должен осознавать Бога не только как истину и благо, но и как красоту. Красота – это освобождение от стремлений воли, это успокоенное созерцание в виде чистой формы, это как бы достигнутая цель. Красота, говорит Фома Аквинский, бывает трех видов – физическая, интеллектуальная, нравственная. Соответственно, на другом полюсе находится безобразие, которое воплощено в образах скелета, софиста, сатаны.

В 1879 г. в энциклике Папы Римского Льва XIII система взглядов св. Фомы предстает как незыблемый фундамент, на который должны опираться католики в своих богословских, научных и философских исследованиях. Вскоре появляется современная версия учения Фомы Аквинского – неотомизм.




Фома Аквинский, обращаясь к Аристотелю, делает шаг, многим показавшийся еретическим: он пытается примирить великого грека с Христом. Аристотель для Фомы Аквинского – воплощение авторитета разума, с позиций которого он сам идет к вере. Размышляя над проблемой соотношения веры и разума, Фома утверждает, что бытие Бога не доказуемо, оно воспринимается только верой, тем не менее, человек нуждается хотя бы в косвенных доказательствах Его бытия. Предшественники Фомы Аквинского допускали возможность двух истин, поскольку наука познает одни объекты, теология – другие.

Фома Аквинский выводит пять возможных способов доказательства бытия Бога. Доказательство от движения: все движущееся приводится в движение чем-то иным. Перводвигатель – это и есть Бог. Доказательство от производящей, действующей причины: все в мире чувственных вещей имеет свою причину. Бог есть первопричина. Доказательство от необходимости и случайности: все случайное имеет необходимость в чем-то другом. Бог – первонеобходимость. Доказательство от степени совершенства: в мире имеются все ступени совершенства. Бог – первосовершенство, абсолютная ценность. Доказательство от божественного управления миром: все в мире ведет себя целенаправленно. Бог – первоцель и перворуководитель.

В споре реалистов и номиналистов Фома Аквинский занял позиции умеренного реализма. Реально только отдельно существующее. Общее, универсалии, хотя и не ведут самостоятельного существования в эмпирической действительности, не лишены реального основания, ибо из него выводятся. Единственное абсолютное общее, являющееся единичностью – это Бог.

Человек должен осознавать Бога не только как истину и благо, но и как красоту. Красота – это освобождение от стремлений воли, это успокоенное созерцание в виде чистой формы, это как бы достигнутая цель. Красота, говорит Фома Аквинский, бывает трех видов – физическая, интеллектуальная, нравственная. Соответственно, на другом полюсе находится безобразие, которое воплощено в образах скелета, софиста, сатаны.

В 1879 г. в энциклике Папы Римского Льва XIII система взглядов св. Фомы предстает как незыблемый фундамент, на который должны опираться католики в своих богословских, научных и философских исследованиях. Вскоре появляется современная версия учения Фомы Аквинского – неотомизм.

Читайте также: