Портретная живопись серова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Валентин Александрович Серов (7 (19) января 1865, Санкт-Петербург — 22 ноября 1911, Москва) — русский живописец и график, мастер портрета.

Содержание

Биография Валентина Серова

Знаменитый русский художник Валентин Александрович Серов появился на свет 19 января 1865 г. в семье творческих людей. Его отец был знаменитым композитором и музыкальным деятелем, а мать – пианисткой и создателем нескольких опер. После смерти отца, воспитанием сына занималась мать, всячески поощряя его тягу к рисованию с самого детства.

Детство мальчик провел в Мюнхене, где познавал азы рисования с немецким художником Кеппингом. Позже семья переехала в Париж, где Валентин Александрович и познакомился с И. Е. Репиным, который потом стал его учителем. После возвращения в Москву в 1880 году, именно Репин ввел Серова в круг знаменитейших художников.

Учился Серов в Академии искусств под руководством знаменитого профессора и педагога П. П. Чистякова.

Творчество Серова

Творчество Серова раннего периода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой пластической системы Чистякова. Большое воздействие на Серова оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным.

Девочка с персиками. Портрет В. С.Мамонтовой Баба в телеге Октябрь. Домотканово

В этих произведениях Серов, воспевая юность и красоту, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании.

С начала 1890-х годов портрет стал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты: психологически заостренную характеристику человека и активно выявленное в нем артистическое начало.

Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 1880-х годов, Валентин Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, стал пользоваться более широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты в живописи Серова сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения модели портретируемого.

Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами. В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, Серов всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания.

Одновременно в творчестве Серова развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин.

Его живопись поражает удивительной свежестью и ювелирной разработкой каждого миллиметра на холсте, а произведения искусства приобрели мировую известность, прославляя картины русских художников.

  • JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING
  • JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_users, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1

Валентин Серов создал несколько сотен портретов, и каждый из них имел свои особенные способы передачи характера портретируемого.

Начало жизни и творчества

Абрамцево

Домотканово

Лучший портретист

В конце XIX-начале XX вв. Серов стал одним из лучших портретистов России. Его живописное и колористическое мастерство, точность в передаче внешнего и внутреннего образа удивляли современников. Он умел найти точные изобразительные средства для каждого портрета и в совершенстве воплотить жизненный образ. Его портреты – не только талантливое воспроизведение физических черт определённого лица, но и точная передача внутреннего мира, в котором жил изображаемый человек.
Он создал около 300 портретов.
Его живописные портреты отличаются разнообразием поз, неповторимостью положений, поворотов, жестов. Портреты художник создавал с учётом различия каждого человека, его неповторимой индивидуальности. Он сажал человека для позирования так, чтобы эта поза была для него наиболее характерной. Например, для портрета Л. Бакста он берет только одну голову, чтобы фигура не помешала задуманной им тонкой характеристике выражения её лица, глаз, движений и тех неуловимых особенностей, которые есть у каждого человека. А Семёнова-Тян-Шанского он посадил по-стариковски, как ему в восемьдесят лет и подобает.

В. Серов. Портрет Л. Бакста (вторая половина 1900-х гг.)

В. Серов. Портрет Семёнова-Тян-Шанского (1905)

Валентин Серов: портреты

Валентин Серов: портреты

Валентин Александрович Серов (Valentin Alexandrovich Serov; родился 19 февраля 1865 г. — умер 5 декабря 1911 г.) — знаменитый русский художник, гениальный мастер портрета, в его работах наблюдается поразительное сходство с моделями. Картины Валентина Серова отражают внутренний мир героя, честно раскрывая его черты. Творчество живописца не ограничивается каким-либо направлением: художника смело можно назвать многогранным, универсальным автором.

Биография Валентина Серова

Валентин Серов родился 19 февраля 1865 года в Санкт-Петербурге в семье творческих личностей. Его родители — Александр Николаевич Серов и Валентина Владимировна Серова — были композиторами. С самого детства мальчика окружали люди искусства. В гости к Серовым приходили Иван Тургенев и Алексей Толстой, временами отец одалживал деньги у Федора Достоевского. Творческая среда дарила много ярких впечатлений, но был и минус: ребенку не хватало банального общения с одногодками.

Валентин Серов рано лишился отца: тот умер в 1871 году от сердечного приступа. Тогда мать уехала в Мюнхен, чтобы продолжать обучение музыкальному искусству, а мальчик остался на родине и жил в коммуне. Спустя год ребенка перевезли к матери. Но и там он был предоставлен сам себе, поскольку Валентина практически все время уделяла искусству. А когда она занималась воспитанием сына, то действовала жестко и требовательно.

В 1874 году, будучи еще 9-летним мальчиком, Серов начал обучаться живописи у Ильи Репина. Поначалу будущий живописец сомневался в своих художественных способностях, глядя на то, как ловко работает Репин, но занятия не бросал. Позже Валентин Серов учился в Академии художеств, а также в студии Павла Чистякова. В то время сомнения художника лишь усилились, поскольку он сравнивал себя с другим учеником Чистякова — талантливым Михаилом Врубелем.

Путь к славе был нелегким, но мастер продолжал упорно трудился и это дало плоды. Портретист подмечал такие детали в характере или внешности людей, которые увидит далеко не каждый. Благодаря этому в его работах присутствовало буквально магическое сходство с моделями. Но ситуация осложнялась тем, что Серов работал медленно, а далеко не каждый натурщик выдерживал по несколько сеансов.

Художник часто получал заказы и от императора Николая II. Однажды Александра Федоровна начала давать живописцу советы, и тогда он предложил ей дописать картину самой. Работа так и не была завершена, а эта история привлекла всеобщее внимание, что способствовало еще большей популярности автора. Но такой нрав не всегда шел на пользу Валентину Серову: он с трудом сходился с людьми.

Личная жизнь мастера сложилась счастливо: в 1889 году он женился на Ольге Трубниковой. У пары родилось шестеро детей. Несмотря на хорошую семью и востребованность, живописец часто пребывал в печали. Серову поднимали настроение только поездки в Италию: он очень любил эту залитую солнцем страну. Но по возвращении домой вновь впадал в уныние.

Со временем к плохому настроению добавилась ипохондрия. У художника были проблемы с сердцем, и он переживал, что это наследственное. К сожалению, опасения были оправданными. 5 декабря 1911 года Валентин Серов покинул этот мир. Его жизнь оборвалась из-за сердечного приступа.

Самые известные картины Валентина Серова

Картины Валентина Серова, особенно портреты, привлекают внимание своей точностью: художник словно заглянул в душу каждому из героев. Вот самые известные произведения автора:

Некоторые работы мастера можно приобрести на мировых аукционах. В каталогах сайта Very Important Lot представлены как произведения современных художников, так и предметы антиквариата. Также здесь можно недорого купить картины живописцев прошлых эпох.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Илья Ефимович Репин

П. П. Чистяков

П. П. Чистяков

Чтобы понять смысл работы Серова, необходимо сравнить «Девочку с персиками с портретом 18 века. В портрете Серова больше красок, атмосферы, дыхания, жизни души. В то время как портрет 18 века- типичный представитель портретов того времен, скучен и однообразен. Виден жесткий и неумелый контраст цветов, а фигура не имеет определенной формы и выхвачена из темноты.

Этот замечательный детский портрет, также являющийся художественным шедевром в творчестве В.А. Серова. В его одежде, нет и намёка на его социальный статус, как это нередко было принято в детских портретах представителей богатых и знатных семей.

Портрет Мики Морозова. 1901.

Портрет отца Серова, здесь композитор стоит в предвкушении чего-то нового, видно, что он создаёт некий шедевр – его лицо выражает задумчивость. Он одухотворён, и в то же самое время тревожен. Его правая нога поднята чуть вверх, видимо из-за волнения.

Этот портрет показывает, как Серов мог запечатлеть на своих произведениях момент , как он мог показать волнение в остановленном мгновенье.

Портрет А.Я.Симонович. 1889г. Портрет О.Ф.Серовой. 1889-1890

Портрет А.Я.Симонович. 1889г.

Портрет О.Ф.Серовой. 1889-1890

Летом (Портрет О.Ф.Серовой). 1895

Летом (Портрет О.Ф.Серовой). 1895

  • Тонкий психологизм , умение увидеть и показать, "коего дуфха человек перед ним" , делают Серова ведущим портретистом России. В портретах Серова — его современники, разные по характеру, внутреннему миру: жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891) (справа), одухотворенный И. И. Левитан(1893), подчеркнуто-нервный Н. С. Лесков (1894). Старшая дочь Серова в воспоминаниях об отце писала, с каким творческим горением работал художник над портретами.

одним из самых похожих его портретов, когда-либо сделанных с него

И. И. Левитан (1893)

Фотография. Серов пишет портрет Левитана. 1983

Серов пишет портрет Левитана. 1983

Больше Серов был удовлетворен портретом писателя Н. С. Лескова, написанного в 1894 году, предельно простым по композиции и сильным по колориту. На редкость впечатляет и удивляет смятенно-тревожный взгляд Лескова, точно предчувствующего свою скорую смерть . Портрет писателя Н.С.Лескова. 1894

Больше Серов был удовлетворен портретом писателя Н. С. Лескова, написанного в 1894 году, предельно простым по композиции и сильным по колориту. На редкость впечатляет и удивляет смятенно-тревожный взгляд Лескова, точно предчувствующего свою скорую смерть .

Портрет писателя Н.С.Лескова. 1894

Предметом другого, не менее упорного увлечения Серова, был портрет Г. Л. Гиршман, красивейшей женщины Москвы 1900-х годов, которому он отдал шесть лет творческой жизни. Серов увидел как-то свою модель на фоне зеркального столика в этой обстановке, и сочетание женской фигуры, в черной накидке с горностаем, это так его восхитило, что он тут же решил начать новую композицию. Портрет Г.Л. Гиршман. 1907

Предметом другого, не менее упорного увлечения Серова, был портрет Г. Л. Гиршман, красивейшей женщины Москвы 1900-х годов, которому он отдал шесть лет творческой жизни.

Серов увидел как-то свою модель на фоне зеркального столика в этой обстановке, и сочетание женской фигуры, в черной накидке с горностаем, это так его восхитило, что он тут же решил начать новую композицию.

Портрет Г.Л. Гиршман. 1907

В основу портрета положены по-серовски сдержанные коричневатые, блекло-сероватые и розоватые тона. Как обычно при изображении привилегированных особ, художник использует в написании лица гладкую живопись, что способствует более тонкому проникновению в образ . Мастер подметил многие черты Феликса Юсупова: самодовольство, снобизм, своенравие, капризность и, очевидно, порок. Все это подспудно проступает на портрете. Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона, впоследствии князя Юсупова. 1903г.

В основу портрета положены по-серовски сдержанные коричневатые, блекло-сероватые и розоватые тона. Как обычно при изображении привилегированных особ, художник использует в написании лица гладкую живопись, что способствует более тонкому проникновению в образ . Мастер подметил многие черты Феликса Юсупова: самодовольство, снобизм, своенравие, капризность и, очевидно, порок. Все это подспудно проступает на портрете.

Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона, впоследствии князя Юсупова. 1903г.

Отрицательно относясь к богатым и знатным, которых не выносил за чванство и самовлюбленность, Серов делал исключение для кн. Юсуповой , с которой писал несколько портретов. В письмах к жене он с нежностью отзывался о ней и ее симпатичности. Он считал, что ни один его портрет не передает ее. Особенно обаятельной он считал ее улыбку, которую непременно хотел когда-нибудь передать в рисунке или живописи. Ему это удалось в 1902 году, когда он целое лето провел в Архангельском. Портрет княгини З.Н.Юсуповой. 1902

Отрицательно относясь к богатым и знатным, которых не выносил за чванство и самовлюбленность, Серов делал исключение для кн. Юсуповой , с которой писал несколько портретов. В письмах к жене он с нежностью отзывался о ней и ее симпатичности. Он считал, что ни один его портрет не передает ее. Особенно обаятельной он считал ее улыбку, которую непременно хотел когда-нибудь передать в рисунке или живописи. Ему это удалось в 1902 году, когда он целое лето провел в Архангельском.

Портрет княгини З.Н.Юсуповой. 1902

Портрет известного банкира тех лет – В.О. Гиршмана. Как рассказывают современники, Гиршман очень просил Серова убрать с портрета правую руку, которая, по его мнению, как бы тянется за деньгами, показывая всю пошлость и обличая его в жадности. Однако Серов настоял на своём и ни в какую не соглашался менять портрет.

Портрет В.О. Гиршмана. 1911

Портрет Орловой писался в течение двух лет. Он был закончен художником в год его смерти. Приступая к нему в 1910 году, Серов одновременно продолжал свои поиски решения овального портретного формата. Более злой сатиры на вырождающуюся аристократию в искусстве не было , но при этом сохранена вся красота внешнего образа и его окружения. Это удивительное сочетание и равновесие уродливого и прекрасного самое замечательное в портрете Орловой и подготовительных к нему рисунках. Портрет княгини Ольги Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской. 1911г.

Портрет Орловой писался в течение двух лет. Он был закончен художником в год его смерти. Приступая к нему в 1910 году, Серов одновременно продолжал свои поиски решения овального портретного формата. Более злой сатиры на вырождающуюся аристократию в искусстве не было , но при этом сохранена вся красота внешнего образа и его окружения. Это удивительное сочетание и равновесие уродливого и прекрасного самое замечательное в портрете Орловой и подготовительных к нему рисунках.

Портрет княгини Ольги Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской. 1911г.

Серов - Портрет И. А. Морозова. 1910.

Портрет статс-дамы А. М. Измайловой. 1759. Масло

В портрете великого князя Павла Александровича. 1897 г . Серов показывает красочность княжеской жизни: яркие золотистые краски, жёлтый фон - всё символизирует принадлежность князя к его статусу. В портрете Антропова Петра III (1762г.) поражает контраст между кукольно-грациозной фигурой монарха, помпезной обстановкой с атрибутами императорской власти.

В портрете великого князя Павла Александровича. 1897 г . Серов показывает красочность княжеской жизни: яркие золотистые краски, жёлтый фон - всё символизирует принадлежность князя к его статусу.

В портрете Антропова Петра III (1762г.) поражает контраст между кукольно-грациозной фигурой монарха, помпезной обстановкой с атрибутами императорской власти.

В портрете Екатерины I 1717 г . Никитина видна упрощённость – фигура плоска и необъёмна. Неумело изображено строение фигур, материалов, драгоценностей. В портрете императора Николая II 1900 г . Серова очень живо передан характер императора, его властность видна во взгляде, в позе

В портрете Екатерины I 1717 г . Никитина видна упрощённость – фигура плоска и необъёмна. Неумело изображено строение фигур, материалов, драгоценностей.

В портрете императора Николая II 1900 г . Серова очень живо передан характер императора, его властность видна во взгляде, в позе

Читайте также: