Человеческий фактор в конфликте кратко

Обновлено: 08.07.2024

Описание и истолкование конфликтов, возможность управления ими, прежде всего, связаны с пониманием природы как общества, так и человека. Естественно, люди занимают ведущее место при рассмотрении исходных моментов, порождающих тот или иной мотив.

Человек – существо социальное, обладающее самосознанием, способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира.

Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, тем не менее в реальности оказываются неодинаковыми. Они отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волевой энергией, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. Каждый человек по мере своего развития и совершенствования становится все более своеобразным и самобытным.

Рассмотрим особенности ощущений, восприятия, мышления и воображения как человеческих факторов, способных сыграть ту или иную роль в конфликтной ситуации.

Ощущение различных цветов может вызвать у человека впечатление тепла или холода, хорошего или плохого настроения.

Восприятие того или иного цвета может возбуждать или успокаивать.

Человек ассоциирует музыку с тем или другим цветом – это явление называется синестезией.

Заглушая шумы, музыка растормаживает, способствует снятию излишнего внутреннего напряжения, создает “психологическую защиту” от вредных звуков, способствует концентрации внимания – такое стимулирующее влияние музыки называют сенсибилизацией.

Чем более развиты двигательные ощущения, тем более точна ориентировка человека в пространстве, тем более четкими делаются движения человека, тем лучше он противостоит утомлению. Уровень развития физических качеств – ловкость, гибкость, выносливость, быстрота – все это относится к человеческому фактору.

Восприятие – это процесс, благодаря которому предметы отражаются в целом. Восприятие связано с взаимодействием нескольких органов чувств, синтезом ощущений, поступающих от глаз, ушей, кожи, мышц и т. д.

Необходимой предпосылкой для успешной работы являются особенности восприятия времени – “чувство времени”. Исследования показали, что люди, которые обладают чувством времени, более требовательны к себе и другим во всем, что касается трудового ритма.

Память. Основные процессы памяти.

Произвольность и непроизвольность

Память – это хранилище образов, сокровищница всех наших знаний.

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.

И. М. Сеченов считал, что “память – основное условие психической жизни”.

Основные процессы памяти:

1. Запоминание – процесс, посредством которого осуществляется ввод информации в память.

непроизвольное - происходит без специально поставленной на то цели, при отсутствии волевых усилий, без предварительного выбора материала, без применения каких-либо приемов запоминания

произвольное – когда человек ставит перед собой цель запомнить то, что намечено;

механическое – запоминание точной последовательности тех или иных объектов, осуществляющееся без установления логической связи между частями запоминаемого материала;

осмысленное - совершается при раскрытии различных логических, существенных (в частности, причинно-следственных) связей в запоминаемом материале.

2. Сохранение - предмет или совокупность предметов признаются неизменными по составу элементов или по любому физическому параметру, несмотря на изменение их формы и внешнего расположения.

3. Забывание - проявляется по-разному - от отдельных ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и узнать ранее воспринятое.

4. Воспроизведение - актуализация известных по прошлому опыту мыслей, образов, чувств, движений.

непроизвольное - прошлые впечатления вспоминаются без специальной задачи на их актуализацию;

произвольное - происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти;

прямое - непосредственный ответ на возникшую мнемическую задачу без опосредованных звеньев;

непрямое - включает в себя различные промежуточные звенья;

избирательное - осуществляется в связи с потребностями человека, направлением его деятельности.

Мышление и воображение,

их влияние на психологический климат коллектива

Мышление представляет собой процесс, в результате которого в сознании на основе прошлых восприятий и образов происходят анализ и синтез воспринятых раздражений.

Мышление - это способность логически анализировать проблему, решать задачу, а воображение - способность создавать новые образы и понятия.

Воображение - это созидание образов таких процессов и явлений, которые не воспринимались человеком раньше.

Психологический климат коллектива отражается мозгом каждого участника, что находит выражение в его мыслях, высказываниях, суждениях и поступках.

Описание и истолкование конфликтов, возможность управления ими, прежде всего, связаны с пониманием природы как общества, так и человека. Естественно, люди занимают ведущее место при рассмотрении исходных моментов, порождающих тот или иной мотив.

Человек – существо социальное, обладающее самосознанием, способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира.

Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, тем не менее в реальности оказываются неодинаковыми. Они отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волевой энергией, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. Каждый человек по мере своего развития и совершенствования становится все более своеобразным и самобытным.

Рассмотрим особенности ощущений, восприятия, мышления и воображения как человеческих факторов, способных сыграть ту или иную роль в конфликтной ситуации.

Ощущение различных цветов может вызвать у человека впечатление тепла или холода, хорошего или плохого настроения.

Восприятие того или иного цвета может возбуждать или успокаивать.

Человек ассоциирует музыку с тем или другим цветом – это явление называется синестезией.

Заглушая шумы, музыка растормаживает, способствует снятию излишнего внутреннего напряжения, создает “психологическую защиту” от вредных звуков, способствует концентрации внимания – такое стимулирующее влияние музыки называют сенсибилизацией.

Чем более развиты двигательные ощущения, тем более точна ориентировка человека в пространстве, тем более четкими делаются движения человека, тем лучше он противостоит утомлению. Уровень развития физических качеств – ловкость, гибкость, выносливость, быстрота – все это относится к человеческому фактору.

Восприятие – это процесс, благодаря которому предметы отражаются в целом. Восприятие связано с взаимодействием нескольких органов чувств, синтезом ощущений, поступающих от глаз, ушей, кожи, мышц и т. д.

Необходимой предпосылкой для успешной работы являются особенности восприятия времени – “чувство времени”. Исследования показали, что люди, которые обладают чувством времени, более требовательны к себе и другим во всем, что касается трудового ритма.

Память. Основные процессы памяти.

Произвольность и непроизвольность

Память – это хранилище образов, сокровищница всех наших знаний.

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.

И. М. Сеченов считал, что “память – основное условие психической жизни”.

Основные процессы памяти:

1. Запоминание – процесс, посредством которого осуществляется ввод информации в память.

непроизвольное - происходит без специально поставленной на то цели, при отсутствии волевых усилий, без предварительного выбора материала, без применения каких-либо приемов запоминания

произвольное – когда человек ставит перед собой цель запомнить то, что намечено;

механическое – запоминание точной последовательности тех или иных объектов, осуществляющееся без установления логической связи между частями запоминаемого материала;

осмысленное - совершается при раскрытии различных логических, существенных (в частности, причинно-следственных) связей в запоминаемом материале.

2. Сохранение - предмет или совокупность предметов признаются неизменными по составу элементов или по любому физическому параметру, несмотря на изменение их формы и внешнего расположения.

3. Забывание - проявляется по-разному - от отдельных ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и узнать ранее воспринятое.

4. Воспроизведение - актуализация известных по прошлому опыту мыслей, образов, чувств, движений.

непроизвольное - прошлые впечатления вспоминаются без специальной задачи на их актуализацию;

произвольное - происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти;

прямое - непосредственный ответ на возникшую мнемическую задачу без опосредованных звеньев;

непрямое - включает в себя различные промежуточные звенья;

избирательное - осуществляется в связи с потребностями человека, направлением его деятельности.

Мышление и воображение,

их влияние на психологический климат коллектива

Мышление представляет собой процесс, в результате которого в сознании на основе прошлых восприятий и образов происходят анализ и синтез воспринятых раздражений.

Мышление - это способность логически анализировать проблему, решать задачу, а воображение - способность создавать новые образы и понятия.

Воображение - это созидание образов таких процессов и явлений, которые не воспринимались человеком раньше.

Психологический климат коллектива отражается мозгом каждого участника, что находит выражение в его мыслях, высказываниях, суждениях и поступках.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Типичное поведение в конфликтной ситуации. Характеристика стилей поведения: конфронтации, приспособления, компромисса, сотрудничества, критерии их эффективности. Восприятие человеческого фактора. Эмоциональная и рациональная составляющая конфликта.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.09.2016
Размер файла 12,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Человеческий фактор в конфликте, и особенности его восприятия. Эмоциональный и рациональный фактор в конфликте

Введение

конфликт поведение эмоциональный рациональный

Описание и истолкование конфликтов, возможность управления ими, прежде всего, связаны с пониманием природы как общества, так и человека. Естественно, люди занимают ведущее место при рассмотрении исходных моментов, порождающих тот или иной мотив.

Прежде, чем раскрыть тему, рассмотрим, что такое человеческий фактор. человеческий фактор - это понятие, обозначающее функцию человека в обществе. по определению человек является социальным существом, имеющим самосознание, обладающим способностями к производительному труду, творчеству, которое может изменить окружающий мир соответственно сложившимся представлениям. поэтому анализ и описание разнообразных конфликтов, возможность применения специфических методов их разрешения непосредственным образом связаны с пониманием природы человека, определяющей природу общества.)

1. Человеческие факторы в конфликтах

Человек ? существо социальное, обладающее самосознанием, способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира.)

Люди, рождаясь свободными и равными в своём человеческом достоинстве и правах, тем не менее, в реальности оказываются неодинаковыми. Они отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волевой энергией, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. Каждый человек по мере своего развития и совершенствования становится всё более своеобразным и самобытным.

Неадекватные оценки и восприятия - значительную роль в возникновении и развитии конфликтов играют неадекватные представленные оценки и самооценки. Особенно часто они служат причиной конфликтного поведения в деловом общении, в котором нельзя по собственной воле выйти из взаимодействия или применить тактику избегания. Так же причиной конфликта может быть не только неадекватная оценка индивида со стороны других людей, но и неадекватная самооценка, являющаяся важным регулятором поведения личности. поэтому как завышенная, так и заниженная самооценка, связанная с неправильным представлением о своих возможностях и месте в группе, будет вызывать постоянные трения, недоразумения и отрицательную реакцию других людей.)

2. Восприятия человеческого фактора

В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения партнеров по взаимодействию. Варианты ожидаемого поведения могут быть разнообразными, если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие будет бесконфликтным.

Конфликтная ситуация -- это трудная для человека ситуация социального взаимодействия. К конфликту может привести неподготовленность человека к эффективным действиям в подобной ситуации, он может и не знать, что существует множество способов выйти из предконфликтной ситуации без конфликта., кроме того, он может не обладать достаточной психологической устойчивостью к отрицательным воздействиям на психику стрессовых факторов социального взаимодействия, поэтому важнейшим направлением разрешения конфликтов является содержательная и психологическая подготовка людей к различным действиям, помогающим избежать конфликта. Причиной конфликта также может служить плохая способность к эмпатии, т. е. к пониманию эмоционального состояния людей. недостаточность эмпатийных личных качеств ведет к тому, что человек неадекватно ориентируется в ситуации, поступает не так, как от него ожидают.

Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов являются различные акцентуации характеров они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетании у конкретного человека и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатией.

Завышенный либо заниженный уровень притязаний тоже способствует возникновению конфликтов. Уровень притязаний характеризует уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий.

Человек нередко переживает внутриличностные конфликты, связанные с завышенными желаниями и недостаточными возможностями для их реализации. завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны общественности. заниженная самооценка имеет следствием повышенную неуверенность в себе, тревожность, тенденцию избегать ответственности.

3. Эмоциональный и рациональный фактор в конфликте

К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рационального конфликта. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.

Эмоциональные же конфликты являются следствием личностного восприятия происходящего в группе, коллективе или же деформации во внутригрупповом взаимодействии и отношениях; психологической несовместимости, очень часто подобные конфликты обусловлены не принципиальными, а лишь чувственными столкновениями с большой дозой иррациональной, а то и неосознанной мотивации, такие как : каприз, личные проблемы, плохое настроение, поэтому любые психологические возмущения на почве неприязни, несхожести темпераментов и характера в большей или меньшей степени влияют на персонал, отражаются на деловых взаимоотношениях, сказываются на совместной деятельности, ведут к недопониманию, обидам, стрессам, конфликтам.

Заключение

Итак, различные конфликты становятся нормой общественных отношений. Для нашего общества характерно нарастание конфликтности. Конфликты в нашей жизни стали неизбежны. В данной работе рассмотрены понятие конфликта, эмоциональные и рациональные факторы в конфликтах. В целом можно сделать вывод, когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, враждебностью. Современная точка зрения заключается в том, что некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Во многих ситуациях конфликт может помочь выявить разнообразия точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить больше альтернатив, проблем и т.д Что бы ни лежало на поверхности конфликта -- интриги, обиды, месть или неосознанная неприязнь, все это лишь фон. Реальной фигурой конфликта остается просто человек. Человек -- это и есть проблема. А общение с ним -- путь решения конфликта.

Список используемой литературы

Подобные документы

Современное состояние изучения психологии конфликта. Связь темперамента и деятельности. Психологические теории темперамента. Стратегии поведения в конфликте. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

курсовая работа [928,2 K], добавлен 26.06.2015

Психологические теории темперамента. Современное состояние изучения психологии конфликта. Взаимосвязь темперамента и основных стратегий поведения в конфликте. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

курсовая работа [985,3 K], добавлен 21.04.2015

Выявление влияния темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте. Модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивная, деструктивная и конформистская, выбор адекватного способа обращения.

курсовая работа [192,0 K], добавлен 11.01.2015

Теоретическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации. Сущность конфликта в отечественной и зарубежной литературе. Структура конфликта. Исследование стратегий поведения в студенческой группе. Анализ тактик поведения в конфликте.

курсовая работа [58,6 K], добавлен 12.11.2008

Виды, условия и причины возникновения конфликтов как столкновения интересов, мнений, взглядов субъектов взаимодействия. Психологические особенности поведения личности в конфликте. Методика предотвращения и конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

Описание и истолкование конфликтов, возможность управления ими, прежде всего, связаны с пониманием природы как общества, так и человека. Естественно, люди занимают ведущее место при рассмотрении исходных моментов, порождающих тот или иной мотив.

Человек − существо социальное, обладающее самосознанием, способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира.

Люди, рождаясь свободными и равными в своём человеческом достоинстве и правах, тем не менее, в реальности оказываются неодинаковыми. Они отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волевой энергией, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. Каждый человек по мере своего развития и совершенствования становится всё более своеобразным и самобытным.

Неадекватные оценки и восприятия

Значительную роль в возникновении и развитии конфликтов играют неадекватные представленные оценки и самооценки. Особенно часто они служат причиной конфликтного поведения в деловом общении, в котором нельзя по собственной воле выйти из взаимодействия или применить тактику избегания. Примером такого конфликта может служить ситуация, когда подчинённые полагают, что имеют право на выражение своих взглядов и мнений по тому или иному вопросу, а между тем руководитель считает, что они должны беспрекословно выполнять его распоряжения.

1. Весьма важной причиной конфликта в рассматриваемом контексте является разрыв между ожидаемым и реальным результатом. И чем больше наблюдается несоответствие между ними, тем сильнее будет возникать напряжённость у индивида или социальной группы. Поэтому для предупреждения конфликтов ожидания следует всегда подкреплять реальным результатом и чем быстрее это будет сделано, тем меньше будет напряжённость.

2. Весьма распространённой причиной разнообразных конфликтов могут стать и неправильные оценки подчинённых. При этом как завышение, так и занижение оценок приводит в организации к нарушению принципа распределительной справедливости и может вызвать недовольство в коллективе и конфликтную ситуацию.

3. Причиной конфликта может быть не только неадекватная оценка индивида со стороны других людей, но и неадекватная самооценка, являющаяся важным регулятором поведения личности. Поэтому как завышенная, так и заниженная самооценка, связанная с неправильным представлением о своих возможностях и месте в группе, будет вызывать постоянные трения, недоразумения и отрицательную реакцию других людей.

Кроме того, неадекватная самооценка часто является причиной и внутриличностного конфликта, поскольку тесно связана с уровнем и масштабом её притязаний. Человек, завышающий свои возможности, может ставить перед собой и чрезмерно завышенные и поэтому изначально невыполнимые задачи и недостижимые цели. Поэтому его уделом будут постоянное разочарование, чувство неуверенности, повышенная тревожность и т.д., то есть состояние внутреннего напряжения и противоборства внутриличностных структур. А это и есть внутриличностный конфликт.

Различия в этических ценностях людей также могут стать причиной конфликта, Это происходит, когда нравственные нормы поведения одних вступают в противоречие с нормами других. Несовместимость моральных принципов встречается в различных сферах жизнедеятельности людей и разного рода конфликтах.

Но наиболее актуально эта проблема проявляется сегодня в сфере бизнеса и деловых отношениях. Основное противоречие между этическими нормами людей бизнеса обусловлено их отношением к фундаментальной этической проблеме: следует ли соблюдать этические нормы в бизнесе или нет. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанной проблеме существуют две основные точки зрения.

Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руководителей предприятий является нарушение закона. Но неэтическим поведением следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих надлежащие меры для устранения дефектов в своей продукции, которые могут привести к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота руководителей предприятий за качество своей продукции, за тот вред, который она может нанести населению. Примером неэтического поведения, ставшим уже почти классическим, является действие фирмы “Форд Мотор”, которая возражала против изъятия модели “Пинто” из производства или перепроектирования её топливной системы с целью ликвидации возможных опасностей, связанных с бензобаком.

Суть дела состояла в том, что в 1978 г. три женщины, сгорели заживо, когда “Пинто”, в котором они находились, получил удар сзади и бак с бензином взорвался. Между тем компании “Форд” было известно о технических недостатках бензобака, и даже то, как избавиться от этого дефекта. Но, как показали расчёты, выплата компенсаций, если произойдут несчастные случаи, обойдётся компании дешевле по сравнению с затратами на то, чтобы сделать надёжным бензобак. И компания отбросила все нормы морали по отношению к своим клиентам.

Этика делового общения касается, конечно, не только социальной ответственности руководителей предприятий. Она охватывает широкий круг вопросов, относящихся к целям и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представители делового прагматизма подчас используют негодные средства для достижения своих целей, такие, как взятка, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно является противозаконным, а вследствие несовместимости целей делового общения с моральными ценностями. Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий.

2. Другая позиция, касающаяся противоречия между этическими нормами в сфере бизнеса, состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении признаётся важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самим собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Думается, что этот подход является более цивилизованным и, в конце концов, более эффективным. Дело в том, что предприятие является компонентом общества, и, утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса.

Вместе с тем неэтическое поведение и общение рано или поздно обернётся если и не прямыми экономическими убытками, то во всяком случае социальными и нравственными издержками, связанными с неминуемыми конфликтами как между организацией и социальной средой (в том числе и обществом), так и внутри самой организации между людьми, занимающими противоположные этические позиции в сфере бизнеса и деловых отношений.

Противоречий в этических ценностях между людьми во всех сферах их жизнедеятельности избежать, конечно, невозможно. Однако, несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени повысить его эффективность и избежать конфликтов в процессе взаимодействия с другими. Помните, что:

1. В морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей.

2. Когда идет речь об этических промахах других, не следует делать из “моральных мух” “моральных слонов”. Когда речь идёт о промахах своих, следует поступать наоборот.

" В морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе.

3. Нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих.

Целью контрольной работы, является изучение человеческого фактора в конфликте.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи :
1. выделить структурные элементы конфликта и стороны конфликта;
2. рассмотреть типы конфликтных личностей.

Содержание работы

Введение 3
Структурные элементы конфликта. Стороны конфликта 4
Типы конфликтных личностей 9
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

конфдиктология.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность – Связи с общественностью

Выполнила: Михайлова Н.П. Группа ГЗСО51.

Зачетная книжка № 3082063

Структурные элементы конфликта. Стороны конфликта 4

Типы конфликтных личностей 9

Список литературы 13

Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.

Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, сформировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук.

Человек является центральной фигурой в образовании, ведении и урегулировании конфликтных ситуаций. Поэтому изучение человеческого фактора в конфликте является важной и актуальной проблемой.

Целью контрольной работы, является изучение человеческого фактора в конфликте.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи :

  1. выделить структурные элементы конфликта и стороны конфликта;
  2. рассмотреть типы конфликтных личностей.

Контрольная работа состоит из введения, основной части , заключения и списка использованной литературы.

Структурные элементы конфликта. Стороны конфликта.

Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Описание и истолкование конфликтов, возможность управления ими, прежде всего, связаны с пониманием природы как общества, так и человека. Люди занимают ведущее место при рассмотрении исходных моментов, порождающих тот или иной мотив.

Человек – существо социальное, обладающее самосознанием, способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира.

В любом конфликте есть конфликтанты: как минимум две конфликтующие стороны, к которым относятся отдельные индивиды и группы. Конфликты могут быть и многосторонними, когда во взаимодействии участвуют более двух сторон. Конфликтантов могут различать по следующим объективным характеристикам.

Роли — некая идеальная модель, совокупности прав и обязанностей. Роли различаются по включенности в конфликт, которая может быть:

  1. прямой и активной, по которой можно определить субъектов (или оппонентов) конфликта;
  2. косвенной и вспомогательной, по которой можно определить тех, кто их явно или неявно поддерживает, — это участники конфликта.

Участники конфликта делятся на прямых и косвенных. Между прямыми участниками выделяют инициатора (или зачинщика) конфликта. Косвенные участники конфликта характеризуются ролевым поведением, т.е. косвенные участники конфликта могут:

  • провоцировать конфликт (подстрекатель, провокатор), его цель — спровоцировать конфликт для достижения собственных интересов;
  • содействовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта (посредник, медиатор, судьи);
  • поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно (пособник, союзник или группа поддержки);
  • планировать и руководить протеканием конфликта (организатор);
  • быть жертвой конфликта.

Кроме ролей, субъекты и участники конфликта характеризуются рангом, социальным статусом, потенциалом.

Ранг — позиция, занимаемая одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне:

  • оппонент 1 ранга — человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы;
  • оппоненты 2 ранга — отдельные индивиды, преследующие групповые интересы;
  • оппонент 3 ранга — структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;
  • оппоненты 4 ранга — государственные структуры, выступающие от имени закона.

Социальный статус — общее положение личности или группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав или обязанностей.

Потенциал (сила) — возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента; вся совокупность потенциальных и актуальных средств и ресурсов стороны конфликта.

Кроме объективных характеристик сторон конфликта очень важным становится знание субъективных характеристик. К ним относятся:

Образ конфликтной ситуации — отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть разной:

  1. конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается участниками (конфликт не наступает до осознания);
  2. конфликтная ситуация объективно существует, но осознается участниками с теми или иными отклонениями (частично понятый конфликт);
  3. конфликтная ситуация объективно не существует, но осознается участниками как конфликтная (ложный конфликт);
  4. конфликтная ситуация объективно существует, при этом адекватно осознается участниками.

Мотивы конфликтующих сторон — внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъектов к конфликту.

Интересы конфликтантов — эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности, преимущественной ее направленностью на какой либо объект.

Позиции конфликтующих сторон — то, о чем заявляют друг другу стороны конфликта. Интересы от позиции отличаются по наличию побуждения.

Помимо сторон конфликта выделяют и иные структурные элементы. Прежде всего, это зона разногласий или предмет конфликта.

1. Предмет конфликта — это то, из-за чего возникает конфликт. Объективно существующая или воспринимаемая в качестве таковой проблема, служащая основой конфликта, это то противоречие, ради разрешения которого стороны и вступают в конфликт.

2. Объект конфликта — это конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Это материальная (ресурс), духовная (идея, норма, принцип и т.д.) или социальная (власть) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Условием конфликта является притязание одной из сторон на неделимость объекта, владение им.

Существуют 3 типа объектов конфликта:

1) объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-нибудь невозможно;

2) объекты, которые могут быть разделены на части в различных пропорциях;

3) объекты, которыми участники конфликта могут владеть совместно (это ситуация мнимого конфликта).

В общем смысле объект конфликта — это та сторона реальности, которая вовлечена в процесс взаимодействия с субъектами конфликта. В отличие от этого предмет конфликта — это различия, разногласия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

Объект конфликта может быть истинным или ложным, потенциальным или актуальным, ложным и иллюзорным, смещенным и т.д. Предмет конфликта всегда реален и актуален. Борьба между оппонентами может развернуться не на жизнь, а на смерть, не смотря на то, что в споре могут отстаиваться утопические по своему содержанию идеи.

Объект конфликта может быть как явным, так и латентным, тогда как предмет всегда проявляется отчетливо.

Характеристики объекта конфликта:

  1. объект конфликта не существует сам по себе, он становится таковым при наличии интереса к нему со стороны взаимодействующих субъектов (когда появляется желание им обладать, его использовать, контролировать, присвоить и т.д.);
  2. дефицитность объекта конфликта и наличие необходимости его использовать со стороны обеих сторон;
  3. конкретно исторический характер объектов конфликта (Вторая мировая война происходила за землю, следующая в качестве объекта может иметь, например, воду);
  4. релятивистский характер объекта, связанный с разными субъективными оценками его значимости для разных субъектов;
  5. реалистический объект конфликта и нереалистический, тот, который в самом себе содержит цель и содержание (девиантное поведение не ради достижения каких-то уступок, а ради самого акта).

Таким образом, конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия.

В любом конфликте есть конфликтанты: как минимум две конфликтующие стороны, к которым относятся отдельные индивиды и группы. Человек занимает центральное место в образовании конфликтной ситуации, так как является субъектом конфликта.

Участники конфликта делятся на прямых и косвенных. Между прямыми участниками выделяют инициатора (или зачинщика) конфликта. Косвенные участники конфликта характеризуются ролевым поведением, то есть они могут провоцировать конфликт, содействовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта, быть жертвой конфликта.

Конфликтантов могут различать ряду объективных характеристик: роли, социальному статусу, ранг, потенциал конфликтующих сторон.

Кроме объективных характеристик сторон конфликта очень важным становится знание субъективных характеристик. К ним относятся: образ конфликтующей ситуации, мотивы сторон, интересы конфликтантов и их позиции.

Типы конфликтных личностей.

Опираясь на исследования отечественных психологов (Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк; В.П. Захаров, Ю.А. Симоненко), опишем 6 основных типов конфликтных личностей:

1) демонстративный тип: чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них конфликт - привычная среда существования. Они любят всё время быть на виду, имеют завышенную самооценку.

Такой тип обладает следующими поведенческими характеристиками. Хочет быть в центре внимания, любит хорошо выглядеть в глазах других, его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, они хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия ведет себя активно.

2) ригидный тип: (слово "ригидный" означает негибкий, непластичный). Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость. Этот тип личности подозрителен. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.

Читайте также: