Ян сибелиус биография кратко
Обновлено: 05.07.2024
Сибелиус прожил долгую (свыше девяти десятков лет) жизнь, повидав на своём веку несколько войн - обе мировые, гражданскую, финскую.
Его настоящее имя Юхан Юлиус Кристиан Сибелиус. Сын врача из шведскоязычной семьи, приобщившийся к финскому языку в школьные годы, поступивший учиться на юридический факультет в старейший и крупнейший университет в Хельсинки и занимавшийся параллельно в Музыкальном институте, где стал самым блестящим учеником Мартина Вегелиуса, финского композитора и педагога. Многие из его ранних сочинений исполнялись студентами и преподавателями института.
Решение посвятить себя музыке побудило Сибелиуса продолжить образование - он оставил университет, закончил Музыкальный институт и уехал на два года в Германию и Австрию (1889-1891), пройдя там дополнительное, углублённое обучение.
Сибелиус довольно быстро стал известным у себя на родине - с 1892 года, когда выступил перед публикой, продирижировав симфонической поэмой "Куллерво" для солистов, мужского хора и оркестра — по одному из сказаний финского народного эпоса Калевала.
Период творческой активности Сибелиуса-композитора продолжался до 1926 года. Он написал: семь симфоний (1899-1924), ряд симфонических поэм, в том числе цикл "Лемминкяйнен" (включающий четыре поэмы) основанные на финской народной поэзии, истории, мифологии и эпосе, замечательный Скрипичный концерт, сюиты, легенды, музыку к спектаклям, скрипичные и фортепианные сочинения, хоровые и сольные песни. Сибелиус - автор около 100 романсов и песен. Последним крупным произведением стала симфоническая поэма "Тапиола", ор. 112 (1926), вслед за которой он писал только небольшие пьесы и песни.
Финны признали его великим национальным композитором, символом величия страны. С 1950 года ежегодно, в июне, в Хельсинки проводится фестиваль "Неделя Сибелиуса". Его имя носят многочисленные улицы, парки и, с 1939 года, переименованный в Академию бывший Музыкальный институт.
Пожалуй, одними из самых популярных, любимых и исполняемых стали три его произведения:
Valse Triste
Эта пьеса очень понравилась публике и была издана с французским названием Valse triste (Грустный вальс) в двух вариантах — для струнных и духовых и в переложении для фортепиано. Красивые, сразу запоминающиеся мелодии принесли Грустному вальсу широчайшую популярность не только на концертной эстраде, но и в быту: он сделался любимейшей пьесой для домашнего музицирования в самых разных аранжировках.
"Туонельский лебедь"
Симфоническая поэма "Финляндия" .
Детство и юность
Первая страница биография финского композитора Яна Сибелиуса была написана в автономной части Российской империи 8 декабря 1865 года. Именно тогда в городе Хямеэнлинна в семье врача на свет появился мальчик, впоследствии ставший музыкантом. После смерти отца, случившейся в июле 1868 года, мать была вынуждена расплачиваться с долгами и переселиться в дом своих родителей.
Ян Сибелиус в детстве / Сайт памяти
Во время учебы в подготовительной и начальной школе Финляндии Ян много времени проводил на природе, а летом вместе с сестрой Линдой и братом Кристианом гулял по побережью залива и любовался волнами и приливами. В 7-летнем возрасте академическое образование дополнилось фортепианными уроками. Мальчик не любил играть по нотам, предпочитая импровизировать.
Вскоре он отказался от пианино, взялся за скрипку и стал виртуозным исполнителем, покорившим слушателей финской столицы, но отказался от такой блестящей карьеры, окончательно и бесповоротно решив сочинять.
Музыка
Ян Сибелиус в молодости / Сайт памяти
В последующий творческий период, продолжавшийся до 1926 года, Ян написал не менее прекрасные произведения, среди которых популярность приобрели этюды для фортепиано, симфонии и хоровые гимны. А потом вдохновение оставило композитора, и он уничтожил большинство созданных работ.
Личная жизнь
Ян Сибелиус и его жена Айно / Сайт памяти
Потом молодая семья занялась благоустройством личной жизни, и в 1903 году строители закончили возведение дома Айнола, расположившегося в живописном месте на озере Туусула. Там вслед за четырьмя девочками, которых назвали Ева, Рут, Кирсти и Катарина, на свет появилась Маргарита, а в 1911 году родились Хайди, последняя и самая младшая дочь.
После переезда семейное счастье было омрачено пьянством и загулами композитора, но из-за операции на горле он отказался от употребления алкоголя, и пара прожила беззаботные 7 лет. В 1930-х годах, когда дети покинули Айнолу, Сибелиусы переехали в Хельсинки, но в начале Второй мировой войны вернулись обратно и больше никогда не оставляли прекрасных карельских мест.
Смерть
После празднования 90-летнего юбилея Сибелиус находился в приподнятом настроении и много гулял по окрестностям живописного карельского дома. Но 20 сентября 1957 года, во время прослушивания 5-й симфонии по национальному радио, случилась трагедия, приведшая к скоропостижной смерти по банальной причине кровоизлияния в мозг.
Государство организовало композитору торжественные похороны на территории фамильной усадьбы, а через 10 лет установило памятник в Хельсинки, выбранный на конкурсной основе из нескольких сотен работ. Скульптурная композиция, выполненная из кислотостойкого металла, стала исключительным сочетанием визуальных и звуковых эффектов, подчеркивавшим эпичность музыки и традиционный скандинавский подход.
Ян Сибелиус (08.12.1865 – 20.09.1957) – финский композитор. Композиции учился в Хельсинской консерватории у М. Вегелиуса – пионера финской национальной музыки.
Продолжал занятия в 1889-1891 годах в Берлине у А. Беккера и в Вене у Р. Фукса и К. Гольдмарка.
По возвращении на родину вел классы теории композиции и скрипки в консерватории, затем благодаря постоянной государственной стипендии смог посвятить себя исключительно творчеству. С 1904 года жил и работал в местечке Ярвенпя, близ Хельсинки.
В 1892 году в Хельсинки состоялся первый авторский концерт Сибелиуса, на котором прозвучала первая из его симфонических поэм “Куллерво”, знаменовавшая собой зарождение финского национального романтического музыкального стиля.
В последующие десятилетия вплоть до 1-й мировой войны музыка Сибелиуса завоевывает полное признание на родине и за ее пределами, в особенности симфонические поэмы на сюжеты из финской народной поэзии, истории, мифологии и эпоса (“Туонельский лебедь”, “Финляндия”), а также симфонии, скрипичный концерт, “Грустный вальс” (из музыки к спектаклю “Куолема” Ярнефельта).
Музыка Сибелиуса привлекает своеобразным северным колоритом, мужественным и сдержанным пафосом, непосредственностью чувства, красочностью, мелодичностью.
После окончания войны, в результате роста антиромантических и модернистских тенденций, музыка Сибелиуса несколько теряет свое значение в Европе, оказавшись на рубеже двух эпох. Неопределенность его положения как музыканта отражается на творческой активности Сибелиуса.
Последние крупные его сочинения – 6-я и 7-я симфонии и симфоническая поэма “Тапиола” – относятся к началу 20-х годов. После 1929 года Сибелиус почти не сочинял. Со временем его музыка опять приобрела огромную популярность.
Значение музыки Сибелиуса для его родины состоит в создании первых выдающихся сочинений в национальном стиле.
Симфонические поэмы на финские национальные темы, написанные рукой талантливого мастера, были восторженно приняты его соотечественниками и вызвали живой интерес к финской культуре в остальном мире.
Для творческой индивидуальности Сибелиуса характерно, что композитор, черпая вдохновение в народных преданиях, почти не пользовался фольклорными цитатами. Элементы финской народной песенности выступают в его музыке в творчески развитом виде.
За пределами Финляндии одними из первых оценили дарование Сибелиуса российские музыканты. Духовная близость идеалов явилась основой дружбы Сибелиуса с Римским-Корсаковым, Глазуновым и другими выдающимися представителями российской музыкальной культуры.
Сибелиус – самый известный и уважаемый финский композитор, один из наиболее выдающихся авторов симфоний и симфонических поэм 20 в., да и всей истории музыки.
Недалеко от Хельсинки, 8 декабря 1865 года в семье врача Христиана-Густава Сибелиуса родился сын. Его назвали Йоган-Юлиус-Христиан, впоследствии он стал известен под коротким именем Ян.
Маленький Ян, рано потерявший отца, рос в женском окружении. В семье Сибелиусов музыкантов не было, но всех детей обучали музыке. Ян предпочел роялю скрипку.
К 15 годам он стал заниматься регулярно, под началом руководителя местного духового оркестра. Большое значение для Яна имела природа, которую Сибелиус воспринимал как поэтическую, таинственную силу. В близости с природой наметился путь будущего композитора.
Когда же пришло время выбирать профессию, Ян, мечтавший о карьере скрипача, поступил на юридический факультет университета в Хельсинки.
Как старший сын, он должен был стать опорой семьи. Однако, наряду с занятиями юриспруденцией, Сибелиус посещал уроки в Музыкальном институте, и вскоре всем окружающим стало понятно, что его настоящее призвание- музыка.
Университетские учебники покрывались пылью, и осенью следующего года уже и речи не шло о продолжении учебы в университете.
Директор музыкального института М. Вегелиус отнесся к Яну с исключительной теплотой и пониманием.
Разглядев блестящий талант начинающего композитора, Вегелиус старался не стеснять богато проявлявшуюся фантазию рамками строгих правил.
Весной 1889 года Сибелиус окончил Музыкальный институт и получил государственную стипендию для совершенствования за рубежом. Двухгодичное пребывание за границей принесло много интересных впечатлений. Однако в плане изучения музыкально-теоретических дисциплин больших подвижек не случилось.
Бесконечные упражнения, сами по себе, без сомнения, полезные, не приносили больших плодов. Ян упорно сопротивлялся окостеневшим традиционным нормам и стремился оставаться самобытным.
Несмотря на то, что творческие достижения этого периода были невелики, вернувшись на родину, Ян увидел, что произведения его охотно исполняются.
Теперь все их сомнения рассеялись, и вскоре Сибелиус женился на Айно, ставшей его незаменимой помощницей и поддрежкой на всем жизненном пути.
Чтобы обеспечить семью, вплоть до рубежа веков Сибелиус вынужден был преподавать игру на скрипке и теоретические дисциплины в музыкальном училище и в оркестровой школе.
В этот счастливый период своей жизни, в начале 1890-х годов, молодой композитор становится одной из центральных фигур художественной жизни Финляндии.
Музыка казалась свежим дыханием Севера, влившимся в пряную изысканную атмосферу цивилизации конца XIX века. Также рождаются и произведения, приносящие их автору славу трибуна национально-освободительного движения Финляндии.
Современники говорили, что пьесы Сибелиуса больше способствовали освободительной борьбе народа, чем тысячи речей и памфлетов.
Слава его с каждым годом все шире распространялась по странам мира. Сибелиус окончательно выдвинулся в ряды крупнейших композиторов. В 1914 г. прошло турне в США, сопровождающееся чествованиями, отразившими популярность его творчества.
Высоко оценили его музыку русские композиторы. С Римским-Корсаковым и Глазуновом его свяжет прочная дружба на долгие годы. Разразившаяся мировая война нарушила некоторые планы Сибелиуса, но не помешала с размахом отметить его пятидясителетие.
Jean Sibelius.
В конце жизни Сибелиуса общепризнанно относили к числу величайших композиторов своего времени. Его музыка исполнялась повсеместно, в его честь устраивались фестивали, а когда композитору исполнилось 90 лет, сэр Уинстон Черчилль послал Сибелиусу коробку его любимых гаванских сигар.
Читайте также: