Сестринский уход при шизофрении кратко

Обновлено: 02.07.2024

Реабилитация при шизофрении, это один из важнейших этапов восстановления и социализации больного шизофренией.

На долю родственников человека, страдающего шизофренией выпадает большая ответственность по организации встречи члена семьи с психиатром, поддержанию контакта с лечащим врачом и выполнению всех необходимых рекомендаций. Часто близким людям больного не хватает самой элементарной информации об особенностях поведения больного шизофренией, навыков общения с ним и знания прав больного шизофренией. Клиника «Преображение« уделяет особое внимание работе с родственниками, их информированности и психологической помощи членам семьи пациента с шизофренией.

В чём же причина того, что большинство больных, несмотря на лечение, вновь оказываются в стенах психиатрических клиник?

Важность реабилитации при шизофрении

Главным образом, это происходит из-за отказа от прохождения реабилитации при шизофрении, приёма поддерживающей терапии. Нарушение режима в период реабилитации при шизофрении, самостоятельного, бесконтрольного снижения доз принимаемых препаратов. Легче всего, конечно, обвинить пациентов в несознательности, возложив на них всю вину за очередной рецидив болезни. Однако немалая вина за сложившуюся ситуацию всё же лежит на врачах и системе здравоохранения в целом.

Часто после выписки из психиатрического стационара пациент, находящийся на реабилитации при шизофрении, оказывается фактически предоставленным самому себе и не способным продолжать справляться со своим заболеванием. Он сталкивается с настороженными взглядами родных и коллег по работе или вовсе старается скрыть факт своей госпитализации.

Он остаётся один со страхами за своё будущее, которое часто кажется неопределенным. В этом случае появляется риск тяжелых психических заболеваний, таких как психоз, лечение и реабилитация которого должны проводиться в специализированном стационаре.

Какая реабилитация нужна при шизофрении

Реабилитация при шизофрении


Человек, страдающий шизофренией, часто до конца не понимает глубину поражения своей психики, поэтому следить за его здоровьем, питанием, внешним видом и адаптацией в обществе приходится ближайшим родственникам.

Часто, если человек не проходит реабилитацию при шизофрении, происходит разрушение личности больного на столь велико, что он не способен к самостоятельной жизни, работе и созданию семьи. В этом случае оформляется инвалидность по психическому заболеванию: больному назначается пенсия в зависимости от группы и добавляются другие социальные льготы. В течение 5 лет больному необходимо проходить врачебно-трудовую экспертную комиссию ежегодно, проходить реабилитацию при шизофрении, принимать назначенные препараты и регулярно посещать своего лечащего врача. Если после 5 лет состояние не восстанавливается, то инвалидность назначается пожизненно. При отсутствии посещений психиатра и отказе от рекомендованного лечения – такое поведение больного может трактоваться врачебной комиссией как выздоровление. В этом случае инвалидность не продлевается.

Основная реабилитация при шизофрении, это обеспечение регулярных осмотров врачом-психиатром, контроль за приемом антипсихотических медикаментов, поддержание физического здоровья и прохождение социально-психологической реабилитации. Такую комплексную терапию можно получить в клинике Преображение.

Для пациентов необходимо рациональное трудоустройство, позволяющее им не выпасть из социума, чувствовать себя нужными и полезными для общества. Наконец, психотерапия оказывает важное влияние при реабилитации пациентов с шизофренией, позволяющей больному понимать свою болезнь и своевременно обращаться к врачу для предотвращения рецидивов, адаптироваться к окружающему миру.

Что делать если заболел шизофренией

  • Найдите возможность посетить психиатра.
  • Обращение в нашу частную психиатрическую клинику полностью сохранит анонимность и социальные права любого человека.
  • При установлении диагноза и подборе подходящей медикаментозной терапии, а так же при обострении шизофрении, нужна госпитализация.
  • Постоянно поддерживайте контакт с лечащим врачом. Как только заметите признаки изменения поведения или мышления – немедленно сообщите доктору.
  • Следите за постоянным приемом назначенных препаратов.
  • Больной шизофренией должен пройти курс лечения полностью, включая курс социально-психологической реабилитации и семейную психотерапию.

Как общаться с больными шизофренией

Больные шизофренией обычно имеют хорошо развитый интеллект, но их система логических построений, в виду поражения психики, имеет уникальный характер. Такой человек понимает, что вы ему говорите, но в анализе и ответе на ваш вопрос опирается на свои установки, ценности, а то и просто сиюминутное настроение.

С больным в состоянии психоза, или демонстрирующим бредовую симптоматику, лучше не спорить. Это не только бесполезно – вы не сможете убедить его в ошибочности суждений, но и небезопасно – станете для него врагом. И тогда наладить контакт заново будет очень сложно.

Поведение больного шизофренией в период обострения

Больные шизофренией во время рецидива заболевания часто испытывают галлюцинации, агрессивны, напряжены и тревожены, у них отмечается нарушение сна. В поведении такие пациенты подозрительны, прислушиваются к чему-то, могут убегать от мнимых врагов, прятаться, либо проявлять недоброжелательность и агрессию к тем, кого считают недоброжелателями. Так же возможны попытки к самоубийству и суициидальные мысли.

Реабилитация при шизофрении в значительной степени предотвращает вероятность периодов обострения заболевания. Это сохраняет пациенту интеллект и когнитивные функции.

Речь больного шизофренией

Высказывания и речь больных шизофренией напрямую зависят от изменений в мышлении и эмоционально-волевой сфере. Речь становится грамматически неправильной: появляются неологизмы – слова, придуманные больным и лишенные какого-либо смысла. Разорваность мышления приводит к разорваности в речи: не смотря на кажущуюся упорядоченность слов во фразе, общий смысл ее потерян, – много слов, но все ни о чем, так называемая «словесная окрошка«.

Нарушение фонетической речи выражается в постановке неправильных ударений в словах, необычных интонациях во фразах и замене звуков на необычные. По мере упрощения бреда речь становится более бедной, а ощущение от общения с больным шизофренией — формальным и поверхностным.

По началу письменное выражение речевой функции проявляется своей витиеватостью и фантастическим сюжетом, которое потом сменяется стереотипным написанием фраз и цифр с полным лишением смысла. Почерк в начале заболевания отличается украшениями и завитушками, а при разрушении личности – сменяется простыми знаками, не связанными друг с другом.

Со временем речь больных становится эмоционально бесцветной, нет заинтересованности в собеседнике, равнодушие к реакции постороннего человека.

Реабилитация при шизофрении подразумевает нахождение пациента в поле зрения врача, что позволяет своевременно корректировать дозы лекарственных препаратов и схему лечения.

Реабилитация при шизофрении — как уговорить

Больной замкнут на себе самом и достучаться до его сознания практически невозможно. Он бывает недоверчив даже к близким людям и порою агрессивен. Человек опирается на свою внутреннюю логику и убедить его привычными способами не представляется возможным.

Если хотите добиться результата возобновления лечения – попытайтесь наладить контакт с больным человеком. Перестаньте доказывать их неправоту, давить и убеждать. Соглашайтесь с тем, с чем можете согласиться, а все остальное игнорируйте. Пока мысли больного прикованы к его болезненным переживаниям – переключить его на другие идеи невозможно. Опирайтесь на те симптомы, на которые жалуется сам больной. Спросите его: хочет ли он наладить сон, разобраться с мешающими соседями или избавиться от тревоги, и ведите дальше эту линию. Позовите врача-психиатра на домом под видом психолога, полицейского или невролога. Все остальное — это уже задача самого специалиста.

Хотите научиться понимать своего больного члена семьи – приходите на консультацию к психиатру-психотерапевту. После предварительного обучения – уговорить больного лечиться будет гораздо проще. Наша клиника проводит специальные занятия для родственников больных с эндогенными процессами.

Осознают ли больные шизофренией свою болезнь

Особенность изменения психики при недуге таковы, что пациенты не способны до конца осознать свою болезнь. Тем более этот диагноз по прежнему имеет негативный оттенок в нашем обществе. Больной даже в период ремиссии, когда критика частично возвращается к нему, может просто стесняться своей болезни и скрывать ее даже от близких.

Понять какие происходят изменения при заболевании, осознать свою болезнь и научиться справляться с нею, человек может на курсах социально-психологической помощи. В московской психиатрической клинике Преображение разработана специальная программа психотерапевтической помощи для больных шизофренией.

Реабилитация больных при шизофрении

  • индивидуальный подбор нейролептика и формы его приема (таблетки, пролонги);
  • восстановление физического здоровья пациента;
  • социальную помощь;
  • индивидуальную и групповую психотерапевтическую работу;
  • получение рекомендаций по наблюдению, лечению и режиму.

Социально-психологическая реабилитация больных при шизофрениии начинается с арт-терапии – методу, позволяющему через художественное выражение понимать себя и восстанавливать связь с миром.

Права больного шизофренией

Данный законодательный акт описывает как должно проходить обследования психического состояния, права людей с психической патологией, когда и на какой срок дается инвалидность, приведен перечень противопоказаний для профессиональной деятельности для лиц с психическим заболеванием. А так же говорится о сохранении в тайне факта обращения к психиатру, согласии и отказе на лечение, и условиях для оказания принудительной медицинской помощи.

Консультация человека возможно только с его согласия по достижению 15 лет. До этого возраста – по просьбе и согласию родителей или опекуна. Так же родители или совершеннолетний гражданин подписывают заявление о взятии или отказе от консультативного наблюдения. Диспансерное же наблюдение устанавливается без согласия больного, но может быть обжаловано.

По постановлению суда на недобровольной основе в психиатрический стационар помещаются больные, которые могут нанести вред себе или окружающим людям, а так тогда, когда без лечения может значительно ухудшиться здоровье или при невозможности удовлетворить свои основные жизненные потребности (ст. 29, п. а, б, в). Если состояние психически больного по прежнему остается опасным, то переосвидетельствование проходит кадый месяц в течение полугода, а далее: один раз в полгода. На время острого состояния болезни человек освобождается от ответственности за совершенные им проступки.

Общество обеспечивает: любые виды психиатрической и психологической помощи, помощь по дому и уход за инвалидом социальными работниками, поддержку при обучении и трудоустройстве, . В каждом ПНД работает бесплатный юрист, проконсультирует больных людей и их родственников по всем законодательным аспектам.

Пациенту разъясняются понятным для него языком цели госпитализации. Он имеет право обращаться к заведующему отделению и главному врачу по вопросам диагностики, лечения, выписки из клиники и по поводу нарушений его прав, предусмотренных настоящим законом. Больной может без цензуры подавать любые заявления и жалобы во все органы власти, а так же встречаться один на один с адвокатом и священником. Наравне с другими гражданами, больной психическим заболеванием имеет право делать покупки, получать образование и вознаграждение за свой труд. Находясь в стационаре он может выписывать периодику, читать любые книги, посылать и получать посылки и переводы, пользоваться телефоном и принимать посетителей, носить свою одежду. Имеется специальная комиссия, составленная из людей вне органов здравоохранения по защите прав пациентов психиатрических учреждений.

Знаменитости больные шизофренией

Вопреки выражению: «гениальность и помешательство«, процент больных шизофренией среди знаменитостей встречается не чаще, чем в другой среде.

Знаменитые шизофреники
  • Винсент Ван Гог – голландский художник-импрессионист;
  • Сид Баррет – музыкант, основатель группы Pink Floyd;
  • Николай Васильевич Гоголь – русский писатель;
  • Джон Нэш – американский математик и экономист;
  • Фридрих Вильгельм Ницше – немецкий философ;
  • Аманда Байнс – актрисса из Лос-Анджелеса;
  • Сальвадор Дали – испанский живописец-сюрриалист страдал шизотипическим расстройством.

Эти люди были под наблюдением хороших врачей. И даже в то время хороший врач мог взять под контроль болезнь! Сегоня это сделать значительно проще, но для этого нужен опыт и знания специалиста. Не нужно бояться болезни! Любая болезнь поддаётся лечению. А если эту болезнь взять под контроль, она может дать и гениальность!

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БУДЕННОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Методическая разработка практического занятия

ПМ 02 МДК 02.01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

высшей квалификационной категории

Буденновск, 2019 г

3. Основные этапы занятия.

4. Карта модульных связей.

5. Требования ФГОС к результатам освоения модуля.

6. Теоретическая часть.

7. Практическая часть занятия.

8. Итоговый контроль.

9. Список литературы.

Распространенность шизофрении в мире достаточно велика. Шизофрения занимает третье место среди психических заболеваний после неврозов и алкоголизма. При этом шизофрения является тяжелым психическим расстройством, в особо тяжелых формах приводящим к сильной социальной и трудовой дезадаптации больных.

По данным ВОЗ 45 миллионов человек во всем мире страдают шизофренией. Число новых случаев в год составляет 4,5 миллиона, при этом начало заболевания приходится, как правило, на молодой возраст. К сожалению, эта проблема может коснуться любого – точные причины развития шизофрении неизвестны. Значение имеет наследственность, спровоцировать недуг могут также психотравмы, стрессы, образ жизни.

  1. Этиологию и патогенез шизофрении.
  2. Формы и типы течения шизофрении.
  3. Принципы медикаментозного лечения шизофрении.
  4. Проблемы пациента при шизофрении.
  5. Особенности сестринского ухода за больными шизофренией.
  6. Фиксация пациента в состоянии психомоторного возбуждения.
  1. Воспитательные:
  1. Формировать интерес студентов к будущей профессии.
  2. Воспитывать чувство ответственности при оказании помощи.
  3. Формировать познавательную потребность студентов.
  1. Развивающие :
  1. Развивать умение воспринимать и осмысливать знания
  2. Делать обоснованный выбор в назначении лекарственных препаратов
  3. Активизировать мыслительную деятельность студентов

Тип занятия: практическое

Место проведения : кабинет доклиники на базе ПНД

Время занятия : 270 минут

  • Аппарат для измерения артериального давления
  • Стетофонедоско
  • Кожный антисептик
  • Патентованые спиртовые салфетки

• Стандарты технологий простых медицинских услуг

3. Основные этапы занятия .

1. Организационный момент

состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

Готовятся к занятию.

Воспитание организованности и ответственности студентов.

Сообщает: тему, информирует цели занятия, задачи и пути их решения. Знакомит с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок.

Слушают, записывают в дневники тему и цели занятия.

Мотивация необходимости освоения общих и профессиональных компетенций, использования их в будущей практической деятельности.

3. Контроль исходного уровня знаний

Отвечают с места.

Пишут в дневниках, распределяют препараты на группы

Получение объективной информации о степени исходного уровня знаний, коррекция ошибок.

Показ учебного фильма

Демонстрация оборудования, оснащения и оказание медицинских услуг

Наблюдают, фиксируют виды технологий в дневниках.

Приобретение практических навыков.

Контроль выполнения технологий медицинских услуг

Корректирует, поясняет и дополняет

Дополняет, поясняет, корректирует этапы решения ситуационных задач с ориентировкой на сестринский процесс

Отработка практических навыков на муляжах и фантомах.

Решение ситуационных задач

Формирование практических навыков, возможность самостоятельно применить в дальнейшей практической деятельности.

Формирование клинического мышление, закрепление этапов сестринского процесса

эффективности усвоения знаний.

Обеспечивает материалом контрольного тестирования.

Знакомит с инструкцией выполнения задания.

Подписывают бланки-ответники. Письменно фиксируют ответы в бланке.

Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок.

7. Подведение итогов занятия

Оценивается работа группы в целом и каждого студента с обоснованием оценок.

Отмечаются активные студенты.

Анализируют свою работу.

Оценить достигнуты ли цели занятия.

8. Домашнее задание.

Сообщается домашнее задание и задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Рекомендации по выполнению задания.

4. Карта модульных связей.

  1. Алкогольные психозы.
  2. Маниокально-депрессивный психоз.
  1. Требования ФГОС к результатам освоения модуля.

Профессиональный модуль 02 является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности. Изучение ПМ 02 ведется согласно рабочей программе и календарно – тематическому плану. В соответствии с этими документами студент после изучения темы должен овладеть профессиональными компетенциями :

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

Устанавливает контакт с пациентом/членом его семьи.

Проводит оценку исходного уровня знаний пациента о вмешательстве.

Предоставляет информацию в доступной форме для конкретной возрастной или социальной категории.

Получает согласие на вмешательство.

Контролирует усвоение полученной информации

Оценка качества памятки, плана беседы, терапевтической игры, санбюллетеня.

Анкетирование пациента или статиста в конкретной ситуации.

Интервьюирование пациента и персонала на учебной и квалификационной практиках.

Наличие устных и письменных благодарностей от пациента и персонала

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

Выбирает дистанцию максимального комфорта для взаимодействия с пациентом и окружающими.

Совместно со всеми участниками лечебно-диагностического процесса готовит пациента и участвует в проведении вмешательств в соответствии с протоколами, принятыми в ЛПУ.

Целесообразно и адекватно оснащает рабочее место.

Обеспечивает постоянную обратную связь с пациентом в процессе вмешательства.

Обеспечивает безопасность пациента и медперсонала.

памятки для пациента, ролевой игры. Экспертная оценка терапевтической игры.

Сопоставление процесса выполнения лечебно-диагностического вмешательства с протоколами, принятыми в ЛПУ.

Зачёт у постели пациента.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

Взаимодействует с медицинскими, социальными и правоохранительными организациями в соответствии с

Своевременность извещений: устных, письменных, телефонограмм.

Качество оформления документов

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования

Обеспечивает применение годного препарата в соответствии с назначением.

Информирует об особенностях приема медикаментозных средств и их воздействии на организм.

Владеет методиками введения медикаментозных средств

Решения проблемных ситуационных задач.

Демонстрация навыков на зачёте, ИГА

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

Использует, обрабатывает и хранит аппаратуру согласно инструкциям по применению.

Обучает пациента и родственников применению изделий медицинского назначения и уходу за ними.

Обучает пациента и родственников регистрации полученных результатов

Контроль качества памяток.

Контроль ведения листов динамического наблюдения.

Наблюдение за действиями на учебной и производственной практиках

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию

Точно, грамотно, полно, достоверно, конфиденциально ведет утвержденную медицинскую документацию.

Правильно регистрирует и хранит документы

Проверка качества заполнения документов

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия

Организует мероприятия по улучшению качества жизни, вовлекая в процесс пациента.

Осуществляет реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара.

Проводит комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа

Отзыв пациента и окружающих

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь

Организует мероприятия по поддержанию качества жизни, вовлекая в процесс пациента, родных.

Осуществляет сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях

Отзыв пациента и окружающих.

Демонстрация навыков на зачёте, ИГА

И общими компетенциями:

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  • осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
  • консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
  • осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
  • проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;
  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
  • осуществлять паллиативную помощь пациентам;
  • вести утвержденную медицинскую документацию
  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья;
  • пути введения лекарственных препаратов;
  • виды, формы и методы реабилитации;

правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения

сформировать практический опыт:

  • осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
  • проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией

2.Основные симптомы шизофрении.

Эмоциональное снижение. Начинается с нарастающей эмоциональной холодности больного к своим родным и близким людям, безразличия к окружающему, безучастности к тому, что непосредственно относится к больному, утраты прежних интересов и увлечений. Со временем развиваются следующие симптомы: эмоциональная амбивалентность -одновременное существование двух противоположных эмоций (любви и ненависти, интереса и отвращения), диссоциация эмоциональной сферы - больной смеётся при печальном событии или плачет при радостном, со временем наступает уплощение, притупление эмоций, а затем наступает эмоциональна тупость.

Нарушения волевой сферы. П роявляется в виде апатико-абулического синдрома. Аутизм -проявляется уходом больного в себя, отгороженностью от окружающего внешнего мира, больной закрыт для всех, включая самых близких людей. Негативизм- бессмысленное противодействие, немотивированный отказ больного от любого движения, действия или сопротивление его осуществлению. Мутизм- отсутствие ответной и спонтанной речи при сохранение больного разговаривать и понимать обращенную к нему речь.

3. Формы и типы течения шизофрении.

1.Простая форма. Начинается в 15-20 лет, развивается медленно, проявляется негативной симптоматикой. Протекает злокачественно, приводит к изменению личности и формированию дефектного состояния с выраженным апатико-абулическим синдромом. В настоящее время встречается редко.

2.Гебефреническая форма. Начинается в 15-25 лет с эмоционально- волевых, интеллектуальных нарушений и развитием гебефренического синдрома (дурашливость, вычурность поведения, суетливость, стереотипность движений на фоне эйфории). Данная форма имеет наиболее злокачественное течение с быстрым развитием глубокого слабоумия.

3. Параноидная форма. Развивается в возрасте 30-40 лет, проявляется параноидным синдромом с бредовыми идеями отношения, преследования, отравления и т. д. Негативная симптоматика выражена незначительно. Эта форма встречается чаще других, прогноз относительно благоприятный.

4. Катотоническая форма. Развивается в возрасте 22-30 лет. Проявляется выраженным негативизмом с преобладанием катотонического синдрома. Эта форма шизофрении лучше других поддается лечению и имеет наиболее благоприятный прогноз.

5. Циркулярная форма. Развивается в возрасте 30-40 лет, периодически возникают маниакальные и депрессивные фазы с включением галлюцинаторных и бредовых расстройств, а т. ж. синдрома Кандинского-Клерамбо. Протекает относительно благоприятно.

Типы течения шизофрении.

1.Непрерывно текущая. Характеризуется отсутствием спонтанных ремиссий и постоянным утяжелением симпроматики.

2. Приступообразно-прогридиентная (шубообразная) протекает в виде приступов с последующими ремиссиями, при этом ремиссия не сопровождается полным восстановлением.

3. Периодическая шизофрения- происходит полное обратное развитие симптоматики во время ремиссии. Для всех форм и типов шизофрении характерна прогридиентность – постоянное нарастание симптоматики.

Наблюдение симптомов на протяжении одного или боле месяцев.

Значительное изменение поведения, по сравнению с периодом предшествующим психотическому расстройству.

1. Шоковые методы – и нсулино-коматозная терапия, электрошоковая терапия.

- нейролептики: аминазин, азалептин, галоперидол, тизерцин, трифтазин.

- антидипресанты: амитриптилин,, мелипромин, анафранил, людиамил.

- корректоры: циклодол, паркопан.

3 . Противорецидивное лечение – препараты пролонгированного действия: модитен-депо, галоперидол –деканоат, лепонекс.

Фронтальный опрос по теме

1.Этиология шизофрении- ( теории: вирусная, наследственность, нарушение обменных и иммунных свойств организма).

2. Негативная симптоматика при шизофрении - (эмоциональное снижение, нарушение волевой сферы, формальные нарушения мышления).

4. Нарушения волевой сферы при шизофрении - (абулия, негативизм, аутизм, мутизм).

5. Эмоциональное снижение при шизофрении - (эмоциональная амбивалентность, диссоциация волевой сферы, эмоциональная тупость).

6. Продуктивная симптоматика при шизофрении – (бред, бредовые идей, галлюцинации).

8. Самая злокачественная форма шизофрении – (гебефреническая).

9. Форма шизофрении с самым благоприятным прогнозом – (катотоническая).

10. Типы течения шизофрении – (непрерывно текущая, приступообразно-прогридеентная, периодическая.

11. Какие препараты относятся к нейролептикам - (аминазин, тизерцин, галоперидол.)

12. Какие потребности чаще всего нарушаются у больных шизофренией (общаться, есть, быть чистым, двигаться, избегать опасность, работать)

Распределите препараты на группы

фенозепам, неулептил, клопиксол, амитриптилин, реланиум, паркопан, мелипромин, аминазин, трифтазин, циклодол, рисполепт, элзипам, галоперидол, анафранил.

Шизофрения – психическое заболевание не установленной этиологии, склонное к хроническому течению, проявляющееся типичными изменениями личности больного и различными по степени выраженности другими психическими расстройствами, приводящими часто к стойким нарушениям социальной адаптации и трудоспособности.
Шизофрения - заболевание, характеризующееся постепенно нарастающими изменениями личности (аутизм, эмоциональное обеднение, появление странностей и чудачеств), другими негативными изменениями (диссоциация психической деятельности, расстройства мышления) и различными по тяжести и выраженности продуктивными психопатологическими проявлениями (аффективными, неврозо- и психопатоподобными, бредовыми, галлюцинаторными, гебефренными, кататоническими).

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по психиатрии ШИЗОФРЕНИЯ.doc

Пушкина Лидия Вячеславовна

медсестра ГБУЗ АО «Октябрьский

Введение

Шизофрения – психическое заболевание не установленной этиологии, склонное к хроническому течению, проявляющееся типичными изменениями личности больного и различными по степени выраженности другими психическими расстройствами, приводящими часто к стойким нарушениям социальной адаптации и трудоспособности.

Шизофрения - заболевание, характеризующееся постепенно нарастающими изменениями личности (аутизм, эмоциональное обеднение, появление странностей и чудачеств), другими негативными изменениями (диссоциация психической деятельности, расстройства мышления) и различными по тяжести и выраженности продуктивными психопатологическими проявлениями (аффективными, неврозо- и психопатоподобными, бредовыми, галлюцинаторными, гебефренными, кататоническими).

Риск развития заболевания колеблется от 0,5 до 1%, причем этот показатель не зависит от национальности или расы и не накапливается в популяции с течением времени. Социальный статус и культурный уровень человека не влияют на заболеваемость шизофренией. У страдающих шизофренией более высокая смертность от соматических заболеваний, а около 10% больных совершают суицид. Около 25% больных шизофренией злоупотребляют алкоголем или наркотическими веществами. Этиология и патогенез шизофрении недостаточно изучены. Важную роль играют конституционально-генетические факторы, а также пол и возраст больных. Генетический фактор участвует в формировании предрасположенности к шизофрении, и риск заболеть прямо пропорционален степени родства и количеству заболевших в роду. Наиболее тяжелые формы заболевания встречаются преимущественно у мужчин, менее прогредиентные - у женщин.

Общая клиническая характеристика шизофрении

Другие психические расстройства, определенные Е. Блейлером как вторичные, дополнительные, проявляются сенестопатией, иллюзиями и галлюцинациями, бредовыми идеями, кататоническими расстройствами и т. д. Эти расстройства он не считал обязательными для шизофрении, так как они встречаются и при других заболеваниях, хотя отдельные из них могут быть более свойственны шизофрении.

Были выделены и описаны отдельные формы шизофрении. К трем классическим формам: гебефренической, кататонической и параноидной – была добавлена четвертая форма – простая. В последующем были описаны и другие формы: ипохондрическая, периодическая и т. д. Формы выделялись на основе ведущего синдрома. Однако, как показали клинические наблюдения, психопатологическая симптоматика, типичная для той или иной формы шизофрении, не отличалась стабильностью. Заболевание, проявляющееся на первых этапах как простая форма, в последующем могло обнаруживать психопатологические признаки, свойственные параноидной и другим формам.

Психопатологические проявления шизофрении отличаются большим многообразием. По своим особенностям они подразделяются на негативные и продуктивные. Негативные отражают выпадение или извращение функций, продуктивные – выявление особой психопатологической симптоматики: галлюцинаций, бреда, аффективного напряжения и т. д. Их соотношение и представленность в психическом состоянии больного зависят от прогредиентности и формы заболевания.

Для шизофрении, как отмечалось, наиболее значимыми являются своеобразные расстройства, характеризующие изменения личности больного. Выраженность этих изменений отражает злокачественность болезненного процесса. Эти изменения касаются всех психических свойств личности. Однако наиболее типичными являются интеллектуальные и эмоциональные.

Интеллектуальные расстройства проявляются в различных вариантах нарушения мышления: больные жалуются на неуправляемый поток мыслей, их закупорку, параллелизм и др. Им трудно постичь смысл прочитанного текста книг, учебников и т. д. Отмечается тенденция улавливать особый смысл в отдельных предложениях, словах, создавать новые слова (неологизмы). Мышление нередко бывает расплывчатым, в высказываниях происходит как бы соскальзывание с одной темы на другую без видимой логической связи. Логическая непоследовательность в высказываниях у ряда больных с далеко зашедшими болезненными изменениями приобретает характер речевой разорванности (шизофазия).

Эмоциональные нарушения начинаются с утрать: морально-этических свойств, чувства привязанности и сострадания к близким, а иногда это сопровождается неприязнью и злобностью. Снижается, а со временем и пропадает полностью интерес к любимому делу. Больные становятся неряшливыми, не соблюдают элементарного гигиенического ухода за собой. Существенным признаком заболевания является также и особенности поведения больных. Ранним признаком его могут быть возникновение замкнутости, отчужденности от близких, странности в поведении: необычные поступки, манера поведения, которые ранее были не свойственны личности и мотивы которых нельзя связывать с какими-нибудь обстоятельствами. Типичны также для шизофрении и различные своеобразные сенестопатические проявления: неприятные ощущения в голове и других частях тела. Сенестопатии имеют вычурный характер: больные жалуются на ощущение распирания одного полушария в голове, сухость желудка и т. д. Локализация сенестопатических проявлений не соответствует болезненным ощущениям, которые могут быть при соматических заболеваниях.

Расстройства восприятия проявляются преимущественно слуховыми галлюцинациями и часто различными псевдогаллюцинациями различных органов чувств: зрительными, слуховыми, обонятельными и т.д. Из бредовых переживаний возможно наблюдать также различные формы бреда: паранояльный, пяраноидный и парафренный, на ранних этапах – чаще паранойяльный. Весьма характерен для шизофрении бред физического воздействия, который обычно сочетается с псевдогаллюцинациями и носит название синдрома Кандинского – Клерамбо – авторов, описавших его.

Двигательно-волевые нарушения многообразны по своим проявлениям. Они обнаруживаются в виде расстройства произвольной деятельности и в форме патологии более сложных волевых актов. Одним из ярких видов нарушения произвольной деятельности является кататонический синдром. Кататонический синдром включает состояния кататонического ступора и возбуждения. Сам по себе кататонический ступор может быть двух видов: люцидный и онейроидный. При люцидном ступоре у больного сохранена элементарная ориентировка в окружающем и его оценка, в то время как при онейроидном сознание больного изменено. Больные с люцидным ступором после выхода из этого состояния помнят и рассказывают о событиях, происходивших в тот период вокруг них. Больные с онейроидными состояниями сообщают о фантастических видениях и переживаниях, во власти которых они находились в период ступорозного состояния. Ступорозные состояния, так же как и кататонические возбуждения, сложные психопатологические образования, включающие различные симптомы.

Более сложные волевые акты, волевые процессы также претерпевают различные нарушения под влиянием болезни. Наиболее типичным является нарастание снижения волевой активности, завершающееся апатией и вялостью, причем выраженность волевых расстройств, как правило, коррелирует с прогредиентностью заболевания. Однако у отдельных больных может наблюдаться повышение активности, связанной с теми или иными болезненно обусловленными идеями и установками. Так, например, в связи с бредовыми идеями и установками больные способны преодолевать исключительные трудности, проявлять инициативу и настойчивость, выполнять большую работу. Содержание болезненных переживаний бредовых идей у больных может быть различным. Вместе с тем оно отражает дух времени, те или иные социально значимые явления. Со временем происходит видоизменение содержания психопатологических проявлений болезни. Если в прошлом в высказываниях больных часто фигурировали нечистая сила, религиозные мотивы, колдовство, то теперь новые достижения науки и техники.

Вопрос о распространенности шизофрении среди населения – это важный вопрос, как в научном, так и в практическом отношении. Трудность ответа на него заключается в том, что пока не представляется возможным полностью выявить этих больных среди населения. Это связано, прежде всего, с отсутствием надежных данных для понимания сущности шизофрении и диагностических критериев к ее определению. Имеющиеся статистические данные и результаты эпидемиологических исследований позволяют сделать вывод, что показатели ее распределения почти идентичны во всех странах и составляют 1 – 2% от общего населения. Первоначальное предположение, что шизофрения реже встречается в развивающихся странах, не подтвердилось. Результаты исследований, специально проведенных в развивающихся странах, выявили сходное число больных шизофренией на 1000 населения с числом больных шизофренией в европейских странах. Отмечается лишь различие в представительности тех или иных видов клинического проявления заболевания. Так, среди больных, проживающих в развивающихся странах, чаще встречаются острые состояния со спутанностью сознания, кататонические и т. д.

Шизофрения может начаться в любом возрасте. Однако наиболее типичный возрастной период для начала развития шизофрении составляет 20 – 25 лет. В то же время для отдельных начальных клинических проявлений шизофрении существуют свои оптимальные сроки. Так, шизофрения с параноидным проявлением начинается чаще в возрасте старше 30 лет, с неврозоподобной симптоматикой, расстройствами мышления – в подростковом и юношеском возрасте. У лиц мужского пола заболевание начинается раньше, чем у женщин. Кроме того, и в клинической картине заболевания имеются различия в зависимости от пола больных. У женщин заболевание протекает более остро, чаще и выраженнее представлена различная аффективная патология.

Сестринский процесс при шизофрении

Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медсестру основным звеном между пациентом и внешним миром, от того, какие устанавливаются отношения между медсестрой и пациентом от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания. Что дает для практики сестринский процесс, какие ставит цели?

Сестринский процесс, во-первых, определяет конкретные потребности пациента в уходе. Во-вторых, он способствует выделению из ряда существующих потребностей приоритетов по уходу и ожидаемых результатов ухода, кроме этого прогнозирует его последствия. В-третьих, определяет план действий медсестры, стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента. В-четвертых, с его помощью оценивается эффективность проведенной медсестрой работой, профессионализм сестринского вмешательства. И самое главное - гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.

Организационная структура сестринского процесса состоит из пяти основных этапов:

  1. сестринское обследование пациента;
  2. диагностирование его состояния (определение потребностей и выявление проблем);
  3. планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей (проблем);
  4. выполнение плана необходимых сестринских вмешательств;
  5. оценка полученных результатов с их коррекцией в случае необходимости.

В отношении психиатрии в обществе сформировалось негативное предубеждение. Между психическими и соматическими заболеваниями усматриваются большие различия, поэтому пациенты и их родственники часто стыдятся заболевания. Такое отношение может затруднять сестринский процесс на всех этапах.

Ухаживающий персонал не должен воспринимать личность пациента с ее потребностями, желаниями и страхом только с точки зрения диагноза заболевания.

Целостный уход охватывает личность, семью и взаимоотношения. Процесс ухода осуществляется поэтапно. Качественный уход возможен в случае партнерского взаимодействия между пациентом и ухаживающим персоналом. Такого взаимодействия можно достичь лишь путем установления отношений доверия между пациентом и ухаживающим персоналом. Общий уход за психически больными пожилого и старческого возраста более сложен и требует от медицинского персонала большего внимания и времени. Основным принципом ухода является уважение его личности, принятие его таким, каков он есть, со всеми его недостатками, физическими и психическими: раздражительностью, болтливостью, во многих случаях слабоумием. Для медицинского персонала в их работе с такими пациентами важны черты, как терпение, чувство такта, чувство сострадания. В соответствии с пятью этапами сестринского процесса медсестра имеет схему для принятия решений и разрешения проблем при оказании медсестрой помощи.

2.1. Сбор информации

Пациенты, страдающие шизофренией, часто погружены в свои переживания, отгорожены от окружающего мира и попытки сбора информации, а тем более проникновения в их внутренний мир могут вызвать у них сопротивление и даже агрессию. Это особенно возможно у пациентов с параноидной формой шизофрении.

Поэтому длительность разговора с пациентами должна быть небольшой. Рекомендуется несколько коротких бесед в течение дня, разделенных интервалами.

В беседах с пациентами следует всячески избегать общих выражений, абстрактных построений: факты и суждения, сообщаемые пациенту, должны быть предельно конкретными. Иначе вследствие расстройств мышления и бредовых построений смысл разговора в представлении пациента может быть искажен.

Аутичность пациентов, страдающих шизофренией, недоступность и сопротивление общению предполагают сбор информации не только у пациентов, но и у их родственников и близких. При этом следует учитывать, что среди родственников больных шизофренией немало людей странных, с личностными отклонениями, полноценный контакт с которыми также может не осуществиться.

Поэтому о проблемах пациента по возможности желательно спросить у нескольких человек.

Шизофрения - хроническое психическое заболевание, для которого характерно нарушение единства процессов мышления, при относительно сохранном интеллекте, что сочетается со значительным эмоциональным обеднением и снижением воли. Нередко присоединяются галлюцинаторные и бредовые расстройства.

Сам термин "шизофрения" составлен из двух греческих слов - "шизо" - раскалываю и "френи" - разум рассудок.

Впервые данный термин был применен швейцарским психиатром Эйгеном Блёйлером в 1908г. Шизофрения, конечно же, существовала и раньше, но только к началу XX-века созрело представление о ней как об особой разновидности психозов.

В массовом сознании существует необоснованное отождествление шизофрении с "раздвоением личности" — то есть, фактически, с очень редким психическим расстройством, при котором в одном человеке попеременно активизируются как бы разные "я".

Шизофрения же, к сожалению, встречается довольно часто. Её распространенность среди населения России составляет 35 на 10 000 человек, без существенной разницы между полами. Таким образом, в России не менее полумиллиона больных с этой серьезной патологией.

Шизофрения относится к эндогенным психическим заболеваниям, это значит, что она является внутренней поломкой психики. Её нельзя вызвать какими-либо факторами, действующими на головной мозг извне (травмой, интоксикацией, сильным стрессом). Конечно, перечисленные факторы могут повлиять на скорость развития шизофрении, но не на ее возникновение. Тем не менее, механизм развития шизофренического процесса пока сколько-нибудь точно не установлен. На этот счет существует несколько гипотез. Так, имеются данные о связи шизофрении с нарушением распределения дофамина в центральной нервной системе.

Весьма велика роль наследственности. Так, если один из близнецов заболел шизофренией, то риск заболеть для другого близнеца составляет 17% в разнояцевой паре и 48% в однояйцевой. Тем не менее, считается, что в половине случаев шизофрения возникает от случайной мутации, то есть на основе генетических изменений, которые отсутствовали у родителей и появились уже после зачатия.

Симптоматика может развиться в любом возрасте (возможно, даже внутриутробно), но обычно её начало приурочено к третьему пубертатному кризу, то есть - к возрасту 12 - 18 лет или к последующим нескольким годам (примерно, до 30 лет).

У больных бывает тягостное чувство, что все вокруг какое-то измененное, лишено естественности, гармоничности (- дереализация), такие же ощущения могут возникать в отношении своей личности (- деперсонализация). При деперсонализации сознание (но не личность!) словно раздваивается: одна часть его смотрит на происходящее со стороны, а другая испытывает ужас от осознания потери контроля над собой.

Собственные мысли и представления начинают восприниматься как чуждые. По современным воззрениям, именно поэтому при шизофрении бывают вербальные галлюцинации ("голоса"), и неудивительно, что для этого заболевания типично звучание "голосов" внутри головы. По той же причине пациенту кажется, что кто-то управляет им извне, вплоть до управления движениями и работой внутренних органов. Реже бывают видения.

Вся эта клиническая картина зачастую развивается остро, в виде приступа, который длится от нескольких дней до нескольких месяцев, а затем может повторяться. Приступообразные формы шизофрении более благоприятны, в прогностическом плане, чем непрерывные. Промежутки между приступами бывают очень длительными (иногда - десятки лет), и между ними человек выглядит почти как прежде, до болезни. Но это скорее исключение. Гораздо чаще обострения симптоматики повторяются ежегодно или по нескольку раз в год, и и по выходе из каждого нового приступа, оказывается, что еще слабее стала воля и еще больше поблекли эмоции. Постепенно, в течение многих лет, менее актуальными становятся галлюцинаторные переживания. Параллельно, но также весьма медленно, разваливается бред как система псевдо-логических умозаключений, - от бреда остаются отдельные обрывки. В итоге развивается состояние дефекта, которое напоминает простую шизофрению.

Пациенты либо не признают себя больными, либо имеют противоречивые мысли на этот счет. Как правило, они негативно встречают уговоры близких о необходимости обращения к психиатру. Бывают попытки облегчить свое состояние алкоголем и наркотиками, что только усложняет клиническую картину и ведет к дальнейшей социальной дезадаптации.

Под влиянием приказных "голосов" и на фоне бредовых переживаний возрастает риск общественно-опасных действий больных. Например, известны случаи нападения на мнимых "преследователей". Но гораздо чаще больные с эндогенной психической патологией совершают ООД по другим механизмам, в том числе при влиянии на их поведение алкогольной или наркотической интоксикации, которая накладывается на негативные симптомы.

Шизофрения - это самое частое заболевание среди пациентов в ПКБ №5 г. Москвы.

Лечение шизофрении включает нейролептики, антидепрессанты, ноотропы. Ведущая роль принадлежит нейролептикам, действие которых направлено, прежде всего на борьбу с бредом и галлюцинациями. На фоне лечения сначала, как правило, притупляется аффективная реакция больного на свои же переживания, - он становится спокойнее, проходит психомоторное возбуждение. Затем уменьшаются по интенсивности или совсем уходят галлюцинации. Все эти положительные сдвиги становятся заметными уже в первые дни применения нейролептиков. Но фабула (то есть, сюжет) бреда может задержаться надолго, хотя в картине внутренних переживаний она значительно блекнет по актуальности. После купирования острой симптоматики на первый план выходит задача: как уменьшить негативную симптоматику и устранить психопатоподобные (то есть — как при психопатиях) нарушения поведения. В этом помогают нейролептики последних поколений, такие как оланзапин, палиперидон, рисперидон. Уже на этом этапе стоит думать о реабилитации пациента. Вопреки бытовавшему ранее мнению, психотерапия этим больным показана, и она помогает укреплению ремиссии и ресоциализации. Хорошим прогностическим признаком является участие больного в физическом труде, который, сам по себе, приносит значительный лечебный эффект.

Читайте также: