Личность в педагогике это кратко

Обновлено: 28.06.2024

Понимание человека как личности объясняет наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, которое отличается от всех иных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. И процесс воспитания происходит только в этом человеческом социуме с участием других людей. В доказательство этому можно привести известные случаи жизни детей выросших в среде животных, так называемых дети – маугли. Они, будучи лишенными, человеческого общения росли в звериных стаях и полностью утрачивали свое человеческое обличие, но не в физическом смысле, а в умственном, моральном, этическом, то есть всеобщих, присущих только людям качеств и способностей.

Оглавление

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ……………………..5

2.1. Теории развития личности…………………………………………….11

2.2. Факторы развития личности…………………………………………..13

2.3. Роль воспитания в саморазвитии личности………………………….16

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК по педагогике.docx

Российский государственный социальный университет

филиал РГСУ в г. Минске

Кафедра социальной работы

Контрольная работа

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ……………………..5

ГЛАВА 2 . Процесс развития личности и его факторы………………….11

2.1. Теории развития личности………………………………… ………….11

2.2. Факторы развития личности………………………………… ………..13

2.3. Роль воспитания в саморазвитии личности………………………….16

Как в древности, так и сейчас центральной фигурой в педагогике является личность человека на разных возрастных этапах. Рождается человек как биологическое существо, а личностью становится в процессе всей жизни, т.е. личность это приобретенное качество. Однако процесс развития личности может быть положительным или отрицательным. И поэтому для правильного направления развития человека в педагогике существует процесс воспитания.

Понимание человека как личности объясняет наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, которое отличается от всех иных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. И процесс воспитания происходит только в этом человеческом социуме с участием других людей. В доказательство этому можно привести известные случаи жизни детей выросших в среде животных, так называемых дети – маугли. Они, будучи лишенными, человеческого общения росли в звериных стаях и полностью утрачивали свое человеческое обличие, но не в физическом смысле, а в умственном, моральном, этическом, то есть всеобщих, присущих только людям качеств и способностей. В будущем эти дети не могли жить в человеческом обществе, т. к. в свое время они не получили тот ценный опыт общения с другими людьми, на пример: с родителями, со сверстниками и т.д.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ

Личность (центральное понятие для человековедческих наук) - это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в совместной с другими деятельности и общении. Личность - особое системное качество человека, которое приобретается при жизни среди людей. Личностью можно стать среди других людей. Личность - системное состояние, включающее в себя биологические пласты и социальные образования на их основе [2].

Эта роль определяется личными достоинствами человека, обозначающими его место, роль в обществе, общественную зрелость. Также личность — это социальная характеристика и оценка человека. В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям. В этике личность — носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, обладающий совестью и достоинством. В юриспруденции личность — дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки. Личность в психологии системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. В этих ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, как гражданин, представитель определенной социальной группы, как созидатель, но у разных людей эти характеристики индивидуализированы. Стать высокоразвитой личностью — значит качественно развить у себя ее неотъемлемые свойства, занять достойное место в жизни, в обществе, реализовать личные возможности [5;60].

Таким образом, какие бы науки не занимались проблемой изучения личности, они ставят на первое место человека как общественного существа, его индивидуальность и неповторимость. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается именно общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.

    1. . Специфика педагогического подхода к личности

    Постольку педагогика занимает весьма значимое место в структуре наук изучающих человека, то она также должна иметь научное представление о его личности. Изучение понятия личности, её развитие и формирование является одной из наиболее сложных проблем в педагогике. Это необходимо, т. к. основным предметом в педагогике являются взаимоотношения между развитием личности и воспитанием.

    В педагогике личность — субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его целей, задач, содержания, форм и методов и определяющий его эффективность [5;61].

    Педагогика должна иметь научное представление о личности учащегося, поскольку ученик - это предмет и одновременно субъект педагогического процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение [2].

    Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Развитие биологических задатков и свойств характеризует процесс функционального созревания и формирования человека и в дальнейшем. Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения и находит свое выражение в специфических биологических чертах детства, отрочества, возмужалости и старости[6;67].
    Таким образом, будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Вот почему он рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо исторической деятельности и познания. Следовательно, понятие человек синтезирует (объединяет) в себе как его биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества [6;68].

    Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека. Известный философ В.П.Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил [4]:

    1. разумность,
    2. ответственность,
    3. свободу,
    4. личное достоинство,
    5. индивидуальность.

    Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно- творческий характер. В этом смысле характеристика понятий человек и личность дополняется понятием индивидуальность. Это то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения [6;69]. Необходимо различать в личности индивидуальность и индивидуализм. Индивидуализм как особая философия — тип мировоззрения, ставящего безоговорочно интересы отдельного индивида превыше всего. Отличительная особенность индивидуалиста — эгоизм, самовлюбленность, преувеличенное мнение о себе, о своих достоинствах и значении, убежденность в необходимости жить только для себя, игнорируя интересы других людей и общества. Индивидуальность ценна, а индивидуализм аморален, ибо связан с присвоением права жить за счет других [5;66].

    Для полноты характеристики человека как общественного существа нельзя обойти понятие индивид. Слово это латинского происхождения и в переводе на русский язык означает единичность. Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам. Такова сущность понятия личность и связанных с ним родственных научных категорий. Но поскольку, как показано выше, личностные качества развиваются и формируются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие понятий развитие и формирование [6;70].

    Развитие личности и становление ее свойств — процесс закономерный и причинно обусловленный. Закономерностей много, но все можно свести в три взаимосвязанные группы: возрастные, социально-психологические и деятельностные [5;72].

    Возрастные закономерности проявляются в последовательной смене периодов, на которые делится жизненный путь человека: детство, отрочество, юность, зрелый возраст, пожилой возраст, старость. Смена возрастов связана, конечно, с биологическими закономерностями, действующими непреклонно и вызывающими изменения в организме человека, отражающиеся на его психологических особенностях. Помимо чисто анатомических и зрительно наблюдаемых возрастных изменений облика человека, происходят изменения и в его нервной системе [5;72].

    Личность – это системное социальное свойство каждого человека, который имеет у разных индивидов нечто общее и варьирующееся в широком диапазоне индивидуальных качеств характера. Человек как личность – это социальная сущность и облик, главной характеристикой которого является степень возвышенности над животным, которым он был при рождении. Человека как личность определяют не его врожденные биологические характеристики, не его цвет волос, одежда, имущество, а именно его социально значимые индивидуальные особенности.

    Проблема личности находится в центре внимания многих наук, так как она реально приобретена и для самого человека, и для общества.

    Науки в соответствии со своим предметом выделяют в личности разное. Например, в социологии она оценивается преимущественно по социальным ролям и социально-демографическим данным.

    Специфика педагогического подхода к личности выражается в следующем: – сначала рассматривается становление личности в проявлении и изменении ее педагогических свойств – воспитанности, образованности, обученности. Они составляют макроструктуру ее педагогической системы, формирующейся прижизненно и развивающейся в идеале до своей индивидуальной цивилизованной вершины;

    – вторым этапом является признание факта возникновения изменения педагогических свойств у каждого человека во всеобъемлющем и непрерывном процессе социализации, т. е. в индивидуальном и избирательном присвоении и усовершенствовании им в процессе личной жизни разных видов опыта предшествующих и живущего поколения, а также субъективной переработке собственного опыта. Этот процесс непрерывен, в нем выделяют дотрудовую, трудовую и послетрудовую социализацию;

    – высший уровень педагогической разновидности личности – духовная личность;

    – высокий уровень педагогической разновидности личности – разумная и нравственная личность;

    – низкий уровень педагогической разновидности личности – ограниченная личность;

    – отрицательный (его еще называют регрессивный, асоциальный) уровень педагогической личности – социально деформированная личность. Разумеется, не все люди становятся духовными личностями, хотя педагогические усилия к этому должны прикладываться максимальные. Третий и четвертый типы – брак в педагогической работе и самоосуществлении индивида.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики

    Невротическая личность и личность с расстройствами характера

    Невротическая личность и личность с расстройствами характера Есть еще два важных противоположных типажа. Личность, которая испытывает слишком сильную неуверенность в своей способности совладать с ситуацией и чрезмерную тревогу при попытках обеспечить свои базовые

    2. Предмет и объект исследования клинической психологии

    2. Предмет и объект исследования клинической психологии По направленности психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного). В соответствии с этим можно

    2. КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ

    2. КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ К категориям любой науки относятся наиболее емкие, а также общие понятия, отражающие сущность данной науки, и, конечно, ее сформированные и типичные свойства. В каждой науке категории имеют ведущую роль, они сплетают все научные знания и как бы

    14. ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИКИ

    14. ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИКИ Как наука педагогика представляет собой сферу человеческой познавательной деятельности и форму общественного педагогического сознания, которые ориентированы на познание педагогической деятельности, совершенствование систем достоверных знаний

    20. ОБЩНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

    20. ОБЩНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ Воспитывающее и обучающее влияние на человека окружающей его социальной, культурной, экономической среды рассматривалось в трудах философов, просветителей, педагогов, экономистов периода позднего Средневековья и эпохи

    3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда

    3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

    Предмет, объект и методы психологии

    Предмет, объект и методы психологии Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и

    Предмет, объект и методы психологии

    Предмет, объект и методы психологии Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и

    Предмет, объект и методы психологии

    Предмет, объект и методы психологии Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и

    ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ

    8. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

    8. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Хорошо известно, что в обычной русской речи реализуется огромное количество разнообразных гласных звуков. Другое дело, что не все они играют смыслоразличительную роль. Согласно современным представлениям, гласных фонем в русском языке

    социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания.

    1)индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

    в широком смысле слова это человек с момента его рождения. В более узком смысле, личность – это человек как представитель общества, ответственно и свободно определяющий свою позицию в обществе.

    системное кач ест во индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития; личность обладает свойствами активности, субъектн ости, пристрастности, осознанности (по А. Н. Леонтьеву).

    человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой.

    индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность – это человек, обладающий определенным творческим потенциалом. Качества личности формируются в совместной деятельности и общении.

    единство и индивидуальность всех жизненных и психологических проявлений человека; человек, сознающий сам себя как определенное индивидуальное единство и тождество во всех процессах изменения, происходящих в организме и психике.

    человек как участник исторически-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя.

    1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личность отличают от понятий индивид и индивидуальность.

    1) человек как носитель социально значимых черт, характеризующих его как члена общества; 2) (в психологии) - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения [80, c. 256].

    (1) – человек как член общества, носитель сознания; (2) – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; (3) – устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

    субъект творчества во всех его формах, рефлексии принятия решений деятельности, воспроизводящей культуру, всю систему человеческих отношений, саму человеческую деятельность, самое себя. Л. – центральная категория социальных наук. В сфере воспитания Л.- его цель, объект и субъект, результат и показатель эффективности.

    это субъект нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемая индивидуальность. Личности свойственно утверждать себя в жизни, проявляя свою изначальную заложенную в сознании целостную сущность – смысл. Личность проявляет себя, утверждая значение своей индивидуальности, выбирая не наносящие вреда обществу средства.

    неповторимое для каждого человека сочетание антропологических, психических, культурных, интеллектуальных, социальных черт, находящихся в неразрывной связи с конкретной ситуацией его жизни; взятые в единстве соматическая структура, эмоциональность, тип нервной системы, познавательные способности, воля, одаренность, характер, культура, потребность, мировоззрение. Все это проявляется в переживаниях, суждениях, поведении, поступках, действиях.

    феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.
    * Направленность личности – психическое свойство личности, система ее потребностей – доминант, ценностей, устремлений, преобладающих смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. Н. л. определяет мотивационную обусловленность действий, поступков, всего поведения человека.

    человек как участник эволюционного процесса,выступающий носителем социальных ролей и обладающий воз можностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества, самого себя; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества,общности и др. (около 70 определений); индивид в аспекте его включенности в социальное целое, в систему связей с другими индивидами; личность человека форма, пребывающая в творческом процессе постоянного изменения.

    1) человек как типичный представитель сформировавшего его общества. 2) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

    человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя. Только человек как субъект социальных отношений и сознательной созидательной деятельности становится личностью, т. е. носителем определенных качеств и свойств (социальных, опыта, интеллектуальных, генетических), которые позволяют ему осуществлять свою жизнедеятельность в данном конкретном социальном сообществе, делают его всесторонней, гармоничной личностью.

    человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие Л. — одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различные классификации личности, знание к-рых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников.

    (от лат. persona – лицо, роль). Особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Л. – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. В российской системе образования и ее обновлении, проводимом с середины 1980-х гг. на первый план выступает задача формирования базовой культуры Л., которая позволила бы устранить в структуре Л. противоречия между технической и гуманитарной культурой и обеспечить его деятельное участие в социально-экономических условиях жизни общества. См. личностно-деятельностный подход, личностный подход.

    человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Л. - это ценность, ради которой осуществляется развитие общества. В проблематике Л. традиционно выделяются такие аспекты, как многогранность феноменологии Л.; междисциплинарный статус проблемы Л.; зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке; несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках биогенетического, социогенетического и персогенетического направлений человекознания, и др. — человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретноисторическими условиями жизни общества. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )


    продукт социализации индивида. Когда говорят об отдельном человеке, безотносительно к его отношениям с другими людьми – применяется термин индивид. В этом смысле говорят об индивидуальных особенностях, например, мышления, темперамента, об индивидуальном стиле деятельности и т. д. Когда же человек рассматривается в его отношениях с другими людьми, с обществом – используется понятие личность. И соответственно – личностные качества: общительность, самостоятельность и т. д. Личность рассматривается в трех аспектах (по А.В. Петровскому) – см. Рис. 6.

    Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову): Верхний этаж – направленность личности: мировоззрение, ценностные ориентации, убеждения, стремления и т. д. Второй этаж – опыт человека: знания, умения (компетенции), навыки, привычки. Третий этаж – высшие психические процессы: интеллект (мышление, память, внимание), воля, эмоции, физическая (двигательная) активность. На эту структуру накладываются: характер и способности. Выделяют четыре сферы личности: интеллектуальная, волевая, эмоциональная, двигательная. Литература: [36].

    в самом широком значении – это человек в контексте его социальных приобретенных качеств; Л. – условное понятие, с помощью которого определяется социальная природа каждого человека, который воспринимается как ярко выраженный носитель индивидуального начала; доказано, что Л. самораскрывается только в разнообразных контекстах социальных отношений. Процесс литературного образования носит ярко выраженный личностный характер, поскольку при изучении каждого литературного произведения осуществляется сложное взаимодействие личности автора этого произведения, опосредованно воплощенной в нем, и развивающейся личности учащегося, находящейся на определенной ступени своего личностного развития. В этом процессе личностного взаимодействия определяющее значение приобретает личность учителя-словесника, который организует процесс литературного образования в форме межличностного общения. Это обусловлено тем, что именно личностно-профессиональные качества учителя-словесника обеспечивают возможность адекватного, на уровне возрастного, литературного и личностного развития учащихся, усвоения школьников изучаемого произведения, постижения ими нравственно-эстетической позиции писателя, воплощенной в его образной системе, приобретение ими соответствующих знаний, формирование и развитие читательских умений и навыков . В.Г.

    социальная характерна стика конкретного человека как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности, свободно и ответственно определяющего свою позицию среди других. Характеризуется устойчивостью мотивов поведения и практических действий, интересов, склонностей, определенным мировоззрением, направляющих ее деятельность, относительно независимую от текущих ситуаций. Процесс развития личности, ее вхождения и интеграции в новую социальную среду в самом общем виде можно представить как адаптацию и усвоение действующих ценностей и норм, овладение соответствующими средствами и формами деятельности; индивидуализацию личности, стремление к максимальной персонализации, поискам средств и способов обозначения своей индивидуальности; интеграцию личности, стремление быть представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общества. При неблагоприятных условиях адаптационного периода формируются качества конформности, зависимости, неуверенности или даже изоляция личности, вытеснение из общности и деградация. Гуманность, доверие к людям, требовательность к себе и другим и прочие положительные качества личности возникают в благоприятных условиях при успешном прохождении фазы персонализации и интеграции. В процессе освоения общественного опыта происходит формирование новых мотивов и потребностей личности, их преобразование, соподчинение.

    человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается Л., а становится ею в процессе социализации. Понятие Л. – одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различные классификации Л., знание которых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников. Мыслительный и чувствующие типы – типы Л., отличающиеся доминированием мыслительного, рационального начала или эмоционального, чувствительного. Люди, относящиеся к М.т.л., больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание. Представители Ч.т.л. отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место др., с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности. Садо-мазохистский тип – тип Л., склонный устранять причины своих жизненных неудач через агрессивные действия. Мазохисты стараются взять вину на себя и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Садисты ставят окружающих в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждение. Экстраверт–интроверт – типы Л., противоположные друг другу. Экстраверт не склонен анализировать свой внутренний мир, он общителен, легко вступает в контакт с большим кругом разнообразных и малознакомых людей, инициативен. Интроверт обычно замкнут, необщителен, склонен к самоанализу, с трудом адаптируется к новым условиям. Экстернальность-интернальность (от лат. externus – внешний, internus – внутренний) – склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальность) либо собственным способностям и усилиям (интернальность). Эктоморфный-эндоморфный типы – морфологические типы людей, особенности которых определяются телосложением человека (по классификации В. Шелдона). Эктоморфный тип свойственен худым людям с неразвитой мускулатурой, сильной нервной системой. Люди такого типа проявляют сдержанность манер и движений, их отличает скованность осанки, склонность к камерному общению, повышенная скорость реакций, скрытость чувств, повышенный уровень внимания, тревожности, затрудненность в установлении соц. контактов, неумение предвидеть отношение к себе др. людей, безмерная чувствительность к боли, хроническая усталость и др. Эндоморфный тип свойственен полным людям, которые отличаются общительностью, стремлением к комфорту и чувственным удовольствиям.

    Читайте также: