Ямская слобода в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 08.07.2024

Лиговский проспект раньше входил в состав Каретной части – так раньше называли городские районы, а вдоль него располагалась Московско-Ямская слобода. Из этих названий понятно кто жил в этом районе. С давних пор здесь был центр ямщицкого и извозчицкого промыслов.

Поселение ямщиков поначалу было обыкновенной деревней, с деревянными домами, огородами, сенокосами и выпасами. Только при Анне Иоановне соединилось оно со столицей новорасположенным проспектом – Адмиралтейскою перспективою (позднее - Гороховая улица). При Екатерине 2-ой ямщиков слободы взял в свое ведение Санкт-Петербургский почтамт.

Извозчики делились на ломовых и легковых. У ломовиков, перевозивших грузы, были громадные повозки с колесами в рост невысокого мужчины, с дугами толщиной в мужскую ногу. Кони были под стать телегам мощные, сильные. Существовала специальная порода лошадей – першероны.
Ивозчики были одновременно и грузчиками, поэтому в основном это были сильные, здоровые молодцы, чаще из деревни, абсолютно неграмотные и не очень воспитанные. Часто на повозку накладывали груз весом до 100 пудов.(Сколько это будет в килограммах, если 1 пуд это 16 кг?)

Легковые извозчики делились на три категории: простые,лихачи,ваньки.

В этой категории извозчиков были свои верхи и низы.
Были среди них осанистые бородачи из деревенских середняков со сравнительно новыми экипажами.
А были- совсем заморенные старички. Их дрожки дребезжали и скрипели на разные голоса, все ремешки были связаны веревочками, не было ни одной бляшки на шлее.Лихачи встречались реже. Зимой они носились на великолепных беговых санках, с медвежьими полостями, с фонарями.
Летом – в отличных кабриолетах. Их упряжка, их кони, по внешнему блеску, по рысистым качествам порою могли соперничать с самыми лучшими выездами богатейших людей.
Ваньки были самыми дешевыми извозчиками.


Каждому городскому извозчику выдавался извозчичий билет, подписанный обер-полицмейстером, и специальный жестяной знак, который носился на спине, с указанием городской части, к которой извозчик приписан, и номером экипажа.

Извозчичьи дворы, где жили извозчики, были очень тесными. Кроме места, где спали сами извозчики здесь находились и стойла для лошадей и сараи с сеном, и сараи, где хранились сани и повозки.
Кроме извозчичьих дворов в районе проспекта находились мастерские ремесленников, которые помогали извозчичьему промыслу – кузнецов, шорников, а также сараи фуражиров – заготовителей сена. Также в этом районе было много трактиров и чайных – что-то вроде современных ресторанов и кафе, только для людей попроще. Вот таким был наш микрорайон на протяжении целого века.

Главными улицами микрорайона были Лиговский проспект и Расстанная улица. Вернее Лиговский проспект в те времена не был проспектом, а был каналом, прорытым еще во времена Петра 1-го для питания фонтанов Летнего сада. А еще задолго до основания Петербурга здесь проходила дорога, ведущая из древнего Новгорода к русским поселениям на Неве.

Там, где канал пересекался с Расстанной улицей, через него был перекинут деревянный мостик.

Любопытна и история названий проспекта. Первоначально с 1739 года он назывался Московской улицей. Во второй половине 18 века было дано новое официальное название – набережная Лиговского канала. Название Лиговская улица появилось в 1892 году. В 1952 году Лиговскую улицу переименовали в Сталинградский проспект, но это название просуществовало недолго. В 1956 году Лиговской улице было возвращено историческое название с переводом ее в разряд проспекта.

На Лиговском 130 находится интересный дом,именуемый в свое время "Дурдинкой", не уверена, что это старое название сохранилось в лексиконе "нового поколения" до сих пор. Я сначала демала, что сие название он получил в связи с тем, что находится напротив "ДурДома", 4-ой псих больницей. А нет! Оказалось это название происходило от фамилии домовладельца И. И. Дурдина,которое оставалось в лексиконе старожил 80-90 годо еще прошлого века.

Архитекторы: Пантелеев Е. П.
Год постройки: 1909
Стиль: Модерн

Расстанная улица – одна из старейших улиц. Она появилась еще в 18 веке. Это сейчас она – в центре города, а до середины 20 века это была городская окраина.

Недалеко находилась застава, где прощались остающиеся и уезжающие.
За ней начинались болота, леса, дороги, ведущие в другие города. А еще эта улица вела и ведет к Волковскому кладбищу, и с самого начала это была дорога расставанья. А есть и еще одна версия происхождения названия – от названия трактира– Расстанье, который находился на улице.

Еще одна улица с интересным названием – Боровая. На ее месте во времена строительства города шумел сосновый бор, где петербургская знать устраивала иногда охоту на волков, медведей, лисиц. В начале 1730-х годов бор начали вырубать, но пни от деревьев еще долго оставались невыкорчеванными. Поэтому и район этот долгое время так и называли Большие пеньки.

Другое изменение облика квартала было связано со строительством Николаевского дома призрения - дома, в котором сейчас находятся 359 школа и социальный техникум. Сейчас уже не осталось роскошного сада с прудом позади здания, красивой решетки, которая отделяла сад перед домом от улицы, каменной колокольни.
НИКОЛАЕВСКИЙ ДОМ ПРИЗРЕНИЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И УВЕЧНЫХ ГРАЖДАН САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО КУПЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.
Дом призрения на 200 человек был основан в 1831, после холерной эпидемии, по инициативе Купеческого общества при содействии городского головы Н. И. Кусова и военного генерал-губернатора гр. П. К. Эссена. Располагался на Расстанной 20.Первоначально именовался Волковская купеческая богадельня.
Главный корпус в стиле ампир был выстроен архитектором А. Ф. Щедриным на участке, пожертвованном Обществом Московской Ямской слободы.ПрИзрения, от старого слова- присматривать.

Но в Доме не только призревались пожилые люди. При нем была открыта сначала мужская, а потом женская школы. Обе школы были одинаковыми – 3-этажными. На верхнем этаже были спальни, гардеробные, лазареты. На втором – шесть классов, разделенные коридором. Здесь же находились спальни для самых маленьких воспитанников. На первом этаже – столовая, кухня, комнаты, где жили служащие. Были в школах и библиотеки.
На время праздников и летних каникул мальчикам разрешалось покинуть школу, а девочкам – только на летние каникулы.
Мальчики носили форму темно-зеленого цвета, черный галстук и фуражку с черным околышем. У девочек форма была белого цвета.
Воспитанники оставались в школе до 16 лет.

С ноября 1917 решением Комиссариата просвещения Петроградской трудовой коммуны была открыта в нем школа 98 для фабрично-заводских детей, преобразованная затем в школу 311.
А в 1935 приказом областного отдела народного образования, она была переименована в среднюю школу 359.
В первый год Великой Отечественной войны занятия в школе не проводились, а на ее базе был создан профилакторий-стационар для педагогических работников. С сентября 1942 вновь начались занятия. Учащиеся и учителя дежурили во время авианалетов и артобстрелов, заготавливали дрова, убирали территорию. Некоторое время - с 1943 по 1955 - это была школа, где учились только девочки. А с 1955 это вновь объединенная средняя школа.

Все они соедины мостками: школа,техникум и старая часть школы-интерната №5

А на углу Лиговского и Обводного канала-распологается Крестовоздвиженская церковь. В настоящее время она находится в Центральном районе, а долгое время она была религиозным центром Московско-Ямской слободы, куда приходили жители близлежащих улиц, в том числе и Тамбовской. В народе церковь называлась – Ямская.
Рядом с ней было Ямское кладбище-на сей день утраченое. Теперь тут сквер.
Существует поверие, что на нем был похоронен сам шут Петра 1-го Балакирев Иван Александрович. Там сохранилась одна очень старая могила на старо-русском, прочитать сложно. Но как мне показалась- это могила портнова-того же Петра 1-го.

А прогулявшись дальше, дойдем до Разъезжей. Разъезжая улица была проложена в 1736. Она стала дорогой от Большой Загородной дороги ( Загородный проспект)до Московско-Ямской слободы, находившейся у Лиговского канала. Одновременно с нее можно было свернуть на Новгородскую дорогу, ставшую позднее Боровой улицей.

Ямской рынок. В Советские времена- был мебельной комиссионкой, сейчас опять рынок. Если верить рассказам, то на этой площади-Ямской- по утрам собирались извозчики,перед тем,как отправится на разъвоз.

В начале 18 века без фейерверков и пальбы из пушек основали одно из самых старых поселений Петербурга — Ямскую слободу, в то время это была глухая окраина. По приказу Петра I, на землях за Невой, в окрестностях нынешней Лиговки, Звенигородской улицы, Кузнечным и Загородным переулком, были поселены государственные крестьяне из разных губерний, которым поручена была ямская гоньба по казенным делам от новостроящейся столицы до Новгорода и других городов.

Ямская гоньба, картина Николая Егоровича Сверчкова

Фото: Ямская гоньба. Репродукция картины художника Н.Е. Сверчкова.

Деревянные жилища ямщиков часто горели, а самый страшный пожар произошел в 1773 году, после которого за казенный счет построили 193 каменных дома для слобожан. Но и каменные дома не устояли в огне нового пожара летом 1832 года, тогда выгорела большая часть Ямской слободы.

Занятие ямщиков было хоть и трудным, но доходным. На первых порах им было положено казенное жалованье, а затем стала идти плата за прогон, то есть за проезд (но с вычетом подушной денежной подати государству). Выгода службы ямщиков заключалась еще в том, что они были освобождены от рекрутской повинности.

Колокольня Крестовоздвиженской церкви

Фото: Колокольня Крестовоздвиженской церкви, фотоателье Карла Буллы.

Из достопримечательностей Ямской слободы дошедших до наших дней сохранилась Крестовоздвиженская церковь (ныне дан статус собора).

В 1760-е годы в ограде каменной церкви соорудили деревянную Тихвинскую церковку, сохранившуюся до наших дней. А в начале следующего века приступили к очередной стройке, решив прежнюю каменную разобрать, а на ее месте возвести новую. Однако первой на свет появилась именно вот эта колокольня, с колоннами и часовнями на концах крыльев. Автор проекта архитектор Александр Постников, и есть сведения, что сделал он его безвозмездно.

Появление этой слободы связано с ямщиками, которых Петр I поселил на берегу речки Лиговой. В начале 1710-х гг. на своем местном кладбище ямщики построили деревянную часовню, впоследствии замененную церковью Иоанна Предтечи, а затем каменным Крестовоздвиженским храмом, сохранившимся и поныне возле пересечения Лиговского проспекта и Обводного канала.

Здесь, у церкви, еще с петровских времен бытовал обычай справлять семик – праздник встречи лета, предшествовавший Троице, издревле посвященный любви, семейному счастью и плодородию. На семике пелись старинные народные песни и совершались оригинальные обряды и игры. В Петербурге семик особенно усердно справлялся при Елизавете Петровне, которая очень любила смотреть на него и даже сама участвовала в песнях и играх, даря девушкам и юношам щедрые подарки. Посещала семик и Екатерина II.

Память о слободе сохранилась в названии Разъезжей улицы: это была просека, прорубленная в лесу от Большой загородной дороги (ныне – Загородный пр.) в Московско-Ямскую слободу. С 1736 г. просеку стали именовать Разъезжей дорогой, поскольку по ней извозчики из слободы разъезжались по разным направлениям. С 1739 г. Разъезжая дорога стала улицей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Что такое слобода?

Что такое слобода? Все древнерусские города начинались одинаково: они возникали на месте множества поселений, которые постепенно сливались в одно. При этом ремесленники, занимавшиеся одним видом деятельности, всегда селились вместе.Постепенно в городе образовывались

Александровская слобода

Аптекарская слобода

Аптекарская слобода История Аптекарской слободы началась в середине 1710-х гг., когда Главная аптека устроила в юго-восточной части Вороньего (нынешнего Аптекарского) острова аптекарский огород для выращивания лекарственных растений. Первые годы этот огород (с 1735 г. –

Вологодско-Ямская слобода

Ильинская слобода

Ильинская слобода Слобода ведет свое начало от Пороховых заводов, основанных Петром I в 1715 г. Спустя несколько лет был возведен храм Ильи Пророка, давший название этим местам. Когда-то Ильинская слобода была уникальным уголком в предместьях Петербурга.Здесь находилось

Колтовская слобода

Колтовская слобода Этот исторический район Петербурга располагался в западной части Петербургской стороны, между Пионерской (бывшей Большой Колтовской), Большой Зелениной, Корпусной улицами и набережной Адмирала Лазарева (бывшей Колтовской).Здесь в 1720-х гг. находилась

Литейная слобода

Литейная слобода В 1711 г. для снабжения флота и армии артиллерийским вооружением указом Петра I на берегу Невы, за Безымянным ериком (ныне – Фонтанка), был заложен Литейный двор. Спустя два года на нем уже были отлиты первые медные пушки. Этот участок находился там, где

Матросская слобода

Матросская слобода Так называлось поселение на правом берегу реки Охты, где в 1710-х гг. разместились пильные мельницы, канатный двор и амбар для судового такелажа. Место это обнесли палисадом. Здесь же выстроили казармы для мастеровых людей – пильщиков, плотников,

Морская слобода

Русская слобода

Русская слобода Само существование Русской слободы в Петербурге с первых десятилетий жизни города говорило о его особом многонациональном характере. В обычных городах на Руси не было русских слобод, потому что русские составляли основную часть их населения. В

ИЛЬИНСКАЯ СЛОБОДА

Одно из самых старых поселений в Петербурге располагалось здесь – между Лиговским проспектом и Загородным, Кузнечным переулком и Звенигородской улицей. Первыми обитателями этого исторического района были ямщики, за что и прозвали эту местность Ямской слободой.
Невский проспект недалеко, однако в начале XVIII века эти места слыли глухой окраиной.

Возникла Ямская слобода не стихийно, а исключительно по воле Петра I.

Как известно, труд ямщицкий был нелёгок, и поэтому в праздники народ гулял от души.

Надо сказать, что у обитателей слободы была своя Ямская церковь. Этот старейший храм Петербурга был построен на тогдашней набережной Лиговского канала (кстати, весь прилегающий к нему район так и называли: Лиговка-Ямская). Теперь Крестовоздвиженской церкви дан статус собора, он носит сегодня ещё одно наименование ― Казачий.

В конце XIX века Ямскую слободу, представляющую собой ряды извозчичьих дворов с деревянными домами и сараями, стали теснить новые каменные здания, которые и по сей день украшают бывшую Ямскую.

Слободу поэтому так и именовали ― Московско-Ямская. И улицы ― Коломенская, Звенигородская, Волоколамский переулок ― тоже получили свои названия по городам Московской губернии. Название Разъезжей улицы говорит само за себя: здесь ямщики разъезжались кто куда.

В доме № 2 на этой улице жил и умер Фёдор Михайлович. В его квартире находится мемориальный музей, открытый к 150-летию со дня рождения писателя. А в 1997-м году в начале Большой Московской был установлен долгожданный памятник.

На углу Марата, Разъезжей и Боровой находится другое историческое здание, шедевр классической архитектуры ― бывший Ямской рынок. Да, вот так когда-то строили рынки. А первоначально на этом месте было небольшое строение, не радовавшее глаз.


На страницах книги вы найдете популярные очерки об исторических районах старого Петербурга, о предместьях, вошедших в городскую черту, и районах, ставших новостройками совсем недавно, ведь автор твердо уверен: историческое наследие Петербурга – это не только центр.

Вы познакомитесь с обликом и достопримечательностями тех районов города, где местные жители и гости столицы бывают очень редко, а может, и вовсе никогда туда не заглядывают. Сергей Глезеров расскажет о них через призму своего отношения к ним. Обо всех от А до Я, от Авиагородка до Яблоновки. Книга прекрасно иллюстрирована и будет интересна краеведам, историкам и всем любителям Санкт-Петербурга.

Книга: Исторические районы Петербурга от А до Я

Московско-Ямская слобода

Появление этой слободы связано с ямщиками, которых Петр I поселил на берегу речки Лиговой. В начале 1710-х гг. на своем местном кладбище ямщики построили деревянную часовню, впоследствии замененную церковью Иоанна Предтечи, а затем каменным Крестовоздвиженским храмом, сохранившимся и поныне возле пересечения Лиговского проспекта и Обводного канала.

Здесь, у церкви, еще с петровских времен бытовал обычай справлять семик – праздник встречи лета, предшествовавший Троице, издревле посвященный любви, семейному счастью и плодородию. На семике пелись старинные народные песни и совершались оригинальные обряды и игры. В Петербурге семик особенно усердно справлялся при Елизавете Петровне, которая очень любила смотреть на него и даже сама участвовала в песнях и играх, даря девушкам и юношам щедрые подарки. Посещала семик и Екатерина II.

Память о слободе сохранилась в названии Разъезжей улицы: это была просека, прорубленная в лесу от Большой загородной дороги (ныне – Загородный пр.) в Московско-Ямскую слободу. С 1736 г. просеку стали именовать Разъезжей дорогой, поскольку по ней извозчики из слободы разъезжались по разным направлениям. С 1739 г. Разъезжая дорога стала улицей.

Читайте также: