Ямная культура бронзового века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Я́МНАЯ КУЛЬТУ́РА (точ­нее – ям­ная куль­тур­но-ис­то­рич. общ­ность), эт­но­куль­тур­ный мас­сив ско­то­во­дов сте­пей и юга ле­со­сте­пей Вост. Ев­ро­пы ран­не­го и на­ча­ла сред­не­го брон­зо­во­го ве­ка. Отд. па­мят­ни­ки из­вест­ны в сте­пях Ка­зах­ста­на и в По­ду­на­вье до Сер­бии и Венг­рии. Вы­де­ле­на В. А. Го­род­цо­вым в 1905 сре­ди ран­них кур­га­нов юж.-рус. сте­пей по по­гре­бе­ни­ям в ямах, в от­ли­чие от бо­лее позд­них ка­та­комб­ных и сруб­ных. С 1950-х гг. М. Гим­бу­тас (США) и др. рас­смат­ри­ва­лась как ос­но­ва т. н. кур­ган­ной куль­ту­ры, обу­сло­вив­шей ин­до­ев­ро­пеи­за­цию Ев­ро­пы; с 1960-х гг. Н. Я. Мер­пер­том – как древ­не­ям­ная куль­тур­но-ис­то­рич. об­ласть юга Вост. Ев­ро­пы 2-й пол. 3-го – нач. 2-го тыс. до н. э. С 1970–80-х гг. в её рам­ках бы­ли вы­де­ле­ны осо­бые куль­ту­ры, напр. ре­пин­ская (По­до­нье, По­вол­жье, 4-е тыс. до н. э.), буд­жак­ская (Сев.-Зап. При­чер­но­мо­рье, 3-е тыс.), ва­ри­ан­ты, ло­каль­ные груп­пы. Но­во­ти­то­ров­скую куль­ту­ру и близ­кие ей па­мят­ни­ки из общ­но­сти Я. к. ны­не ис­клю­ча­ют. По ка­либ­ро­ван­ным ра­дио­уг­ле­род­ным да­там Я. к. да­ти­ру­ет­ся в рам­ках сер. 4-го – 3-й четв. 3-го тыс.

Общность археологических культур раннего бронзового века. Формируется после середины IV тыс. до н.э. и существует до конца первой половины III тыс. Отдельные группы населения продолжают сохранять черты данной общности до второй половины III тыс. Памятники ямной общности занимают обширную территорию от Южного Приуралья на востоке до Молдавии, Северных Балкан и вплоть до Среднего Подунавья на западе; по широте от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере.

Первые ямные памятники были открыты В.А. Городцовым на Среднем Донце, он выделил их в отдельную культуру, отметил её специфические черты и отнес к эпохе бронзы. Он также первым обратил внимание на детали деревянных повозок, которые могут встречаться в погребениях.

Погребения

Многочисленные погребения ‒ основной источник для изучения ямной общности. Их насчитывается более десяти тысяч. Название данной культурной общности произошло от характерного способа захоронения ‒ в прямоугольных или овальных ямах под курганами. В одной яме, как правило, захоронен только один человек, при этом допускалось впускное захоронение в уже имеющийся курган, сохранившийся от прежнего населения. Сами курганы обычно представляют собой сложные архитектурные сооружения размерами от 1,5 до 7 м. По основанию насыпи они часто опоясаны круговыми рвами, иногда могут встречаться кольца из каменных плит, уложенных плашмя или поставленных вертикально ‒ это так называемые кромлехи. Внутри курганная насыпь могла быть укреплена дополнительной каменной или деревянной конструкцией ‒ зафиксированы остатки истлевших столбов, плах, дощатой облицовки. Тела опускались на дно ямы и укладывались в положении лёжа на спине с поднятыми (согнутыми) коленями, иногда на боку (в более поздних погребениях), могут быть обильно засыпаны охрой. Для ранних памятников наиболее характерна ориентировка головой на восток или северо-восток. В поздних захоронениях ориентировка соблюдается реже.

В основной массе для захоронений характерно отсутствие погребального инвентаря или же крайне скудное его количество. Это могут быть единичные глиняные сосуды, кремневый инвентарь (наконечники стрел, скребки, ножи), костяные изделия (шилья, рыболовные крючки, булавки-рогатки, позднее их сменяют молоточковидные булавки), металлические изделия, простые украшения.

Находки отдельных богатых захоронений встречаются крайне редко. Так, например, в могильнике Болдыревский I (Оренбургская область) под одним из самых крупных курганов было раскопано мужское погребение с богатым инвентарем и остатками пышного погребального культа.

Особый интерес представляют погребения с деревянными повозками, они считаются самыми ранними находками колесного транспорта в Восточной Европе. Выделяют два типа повозок ‒ это повозки с кузовом в виде ящика на двух или четырех колёсах и повозки с фургонным перекрытием, которые могли служить и жилищем. Наиболее часто курганы с повозками встречаются в степях Украины (Аккермень, Сторожевая Могила) и в Калмыкии.

Несмотря на вариативность ряда признаков, на всем протяжении существования ямной культурной общности сохраняется обязательное подкурганное захоронение, индивидуальное расположение и засыпка тела охрой.

Поселения

Количество известных поселений ямной культуры невелико, и они хуже изучены. На востоке, в Поволжье ‒ в древнейшем ареале распространения ямных племен, раскопаны только временные, сезонные стоянки со слабым культурным слоем. На западе известны поселения со следами длительного пребывания, но они единичны. В основном они расположены в Поднепровье, в долинах рек. Это Ливенцовка на Дону; Михайловка, Александрия Скеля Каменоломня, Дурна Скеля на нижнем Днепре. Вероятно, здесь, в результате контактов с раннеземледельческим населением, ямники оседают и переходят к смешанным скотоводческо-земледельческим формам хозяйства. Об этом говорят находки костяных мотыг и вкладышей серпов, наряду с остатками домашних животных (коровы, овцы, лошади). На поселении Михайловка прослежен переход от энеолитической среднестоговской культуры к ямной. В нижнем и среднем слое обнаружено лишь несколько углубленных жилищ вытянутой овальной формы. На последнем этапе площадь поселения значительно расширяется.

Керамика

Форма хозяйства

Основным занятием были подвижные формы скотоводства. На это указывает широкое распространение колёсных повозок и всадничества. Скорее всего, ямные кочевники сезонно перемещались вместе со стадами в пределах территорий, тяготеющих к речным долинам. В стаде преобладали овцы, козы и крупный рогатый скот, лошади могли составлять лишь небольшую часть стада. Мотыжное земледелие также могло играть дополнительную роль в тех районах, где население было более оседлым. Охота и собирательство практиковались незначительно.

Металлургия

Ямники первыми осваивают мышьяковую бронзу (в регионе?), хотя большинство металлических изделий остаются изготовленными из меди.

В ямном ареале функционировали по крайней мере два очага металлургии ‒ приднепровский (металлообрабатывающий) и волго-уральский (металлургический).

Набор металлических изделий приднепровского очага характерен для Циркумпонтийской металлургической провинции, к которой отнесена данная общность - это двулезвийные кинжалы, ножи-бритвы, втульчатые топоры, шилья. Среди них отсутствуют только долота. Наиболее популярная технология ‒ холодная формирующая ковка литых заготовок орудий. О местном металлургическом производстве говорят находки приспособлений, связанных с металлообработкой на поселении и в погребениях литейщиков.

Металлические изделия волго-уральского очага отличаются морфологическим своеобразием шильев и долот, которые не всегда имеют характерный упор-утолщение, втульчатые топоры отличаются коротким лезвием. Есть и уникальные для ямной культуры изделия ‒ втульчатое долото, топорик-клевец, двуобушковый молоток, массивное копье с разомкнутой втулкой, тесло-рубанок, изготовленный из медного стержня с железным лезвием в одном из концов. Основная часть местной продукции откована и отлита из чистой меди, привозные мышьяковые бронзы с Кавказа использовались редко. В период существования ямной культуры начинается разработка Каргалинского месторождения в западных предгорьях Урала.

На позднем этапе характерно использование метеоритного железа наряду с мышьяковой бронзой.

Происхождение и связь с другими культурами

Происхождение ямной общности исследователи связывают с энеолитическими племенами хвалынско-среднестоговской культуры. Предполагается, что распространение культуры шло с востока на запад. Однако окончательное формирование ямной общности происходило в сложном взаимодействии различных групп населения каспийско-черноморских степей.

Большинство исследователей связывают ареал распространения культуры с прародиной индоевропейцев. Ямные племена могли мигрировать из Северного Причерноморья на запад и юго-запад. Именно с этими миграциями чаще всего связывают уничтожение энеолитических балкано-карпатских культур. Во время своих дальних походов ямные племена могли распространять индоевропейскую речь, курганный обряд погребения, а также новые технологии обработки металла, неизвестные ранее типы оружия и орудий труда.

Финальный этап существования ямной общности отмечен усиливающимся влиянием катакомбников, двигавшихся из-за Волги. Памятники смешанного облика являются отражением этого процесса и выделены Качаловым в особую Полтавкинскую культуру.

Ямная культура (жёлтый цвет) и соседняя культура боевых топоров (розовый).

Я́мная культу́ра (точнее — Древнея́мная культу́рно-истори́ческая о́бщность) — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.

Содержание

Характеристика культуры

Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой. Захоронения в курганах были множественными и зачастую производились в разное время. Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади), что характерно для индоевропейцев.

История

Ямная культура берёт начало от хвалынской культуры в среднем течении Волги и от среднестоговской культуры в среднем течении Днепра, а также ее генетически связывают с культурой воронковидных кубков [1] . Ямная культура сменяется полтавкинской. На западе ямную культуру сменяет катакомбная культура. На востоке — андроновская и срубная культуры [2] .

В рамках ранней версии курганной гипотезы Марии Гимбутас ямная культура связывалась с поздними протоиндоевропейцами. По её мнению, ареал ямной культуры был территорией распространения праиндоевропейского языка в позднеевропейский период, наряду с более ранней среднестоговской культурой. В настоящее время сторонники данной версии весьма немногочисленны, ввиду того, что глоттохронология и реконструируемая праиндоевропейская лексика позволяют датировать распад праиндоевропейской общности на несколько тысячелетий ранее ямной культуры. В более поздних версиях курганной гипотезы население ямной культуры связывается с носителями арийских языков (предки индоиранцев, дардских и нуристанских языков) [3] [4] .



В развитии ямной культуры выделяют три периода.

Палеоантропология

Антропологически для населения ямной культуры характерны резко европеоидные признаки. [5]

В частности, антропологи отмечают, что часть носителей ямной культуры имела тип "долихокранный узколицый и высоколицый", причем с резкой горизонтальной профилированностью и сильным выступанием носа, аналогичный типу, широко распространённому на Северном Кавказе и в Закавказье (куро-аракская и майкопская культуры) [6] .

Другая часть носителей ямной культуры (а именно оставившее могильники Чограй, Лола-Архара и Кривая Лука) имели резко противоположный тип суббрахикранный, с тенденцией к брахикрании, широколицый и высоколицый, с чётко выраженными европеоидными чертами тип (который еще сохраняется в Прикаспии), аналогии - краниологическая серия из могильника Джарарат (Армения) [6] .

Yamna02.jpg

Примечания

  1. ↑Позднеиндоевропейская прародина по данным археологии
  2. ↑ Евразийская степная металлургическая провинция // БРЭ. Т.9. М.,2007.
  3. ↑ Е. Е. Кузьмина. цит. по кн.: Моргунова, с.96 [1]
  4. ↑ Арии // БРЭ. Т.2. М.,2005.
  5. Шишлина Н. И.Северо-западный Прикаспий в эпоху Бронзы (V—III тысячелетия до н. э.)
  6. 12под ред. Т.И. Алексеевой. Восточные славяне. Антропология и этническая история

Ссылки

  • Археологические культуры Европы
  • Индоевропейцы
  • Европа медного века
  • Европа бронзового века
  • Доисторическая Россия
  • Доисторическая Украина

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Ямная культура" в других словарях:

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА — ЯМНАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура эпохи энеолита (2 я половина 3 го начало 2 го тыс. до н.э.), в степях Восточной Европы. Названа по устройству могильных ям под курганами. Основные занятия населения: скотоводство, мотыжное земледелие,… … Русская история

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА — (в археологии) эпохи энеолита (2 я пол. 3 го нач. 2 го тыс. до н. э.), в степях Вост. Европы. Названа по устройству могильных ям под курганами. Хозяйство: скотоводство, мотыжное земледелие, охота … Большой Энциклопедический словарь

Ямная культура — древнеямная культура, общность археологических культур эпохи энеолита ранней бронзы (3 е тыс. до н. э.) в Каспийско Черноморских степях. Впервые памятники Я. к. открыты В. А. Городцовым в 1901 на Северном Донце. Занимала территорию от… … Большая советская энциклопедия

ямная культура — (археол.), эпохи энеолита (вторая половина 3 го начало 2 го тысячелетия до н. э.) в степях Восточной Европы. Названа по устройству могильных ям под курганами. Хозяйство: скотоводство, мотыжное земледелие, охота. * * * ЯМНАЯ КУЛЬТУРА ЯМНАЯ… … Энциклопедический словарь

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА — точнее ямная (древнеямная) культурно истори ческая область, условное наименование ряда близких археол. культур, распространенных в каспийско черноморских степях в 3 нач. 2 го тыс. до н. э. Первые памятники Я. к. открыты и определены В. А.… … Советская историческая энциклопедия

Ямная культура — см. Древнеямная культура … Археологический словарь

Культура боевых топоров — Культурно историческая общность • Бронзовый век ←Катакомбная ←Шаровидных амфор ←Неманская … Википедия

Ямная — Ямная: Ямная деревня в Строевском сельском поселении Устьянского района Архангельской области. Ямная (приток Боганиды) река на севере Красноярского края. Ямная (приток Жиздры) река в европейской части России. Ямная (приток Нелобки)… … Википедия

Культура Кукутени — Ареал распространения трипольской культуры Трипольская культура (рум. Cultura Cucuteni) неолитическая археологическая культура, распространенная в VI III тыс. до н.э. в Дунайско Днепровском междуречье. На смену трипольцам пришли индоевропейские… … Википедия

Культура Кукутень — Ареал распространения трипольской культуры Трипольская культура (рум. Cultura Cucuteni) неолитическая археологическая культура, распространенная в VI III тыс. до н.э. в Дунайско Днепровском междуречье. На смену трипольцам пришли индоевропейские… … Википедия

1) Ямная культура — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.). Распространена в Восточной Европе от Урала до низовья Дуная, в основном в степях Причерноморья. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.


Захоронения:

Характерной чертой ямной культуры являетсязахоронение умерших в ямах (поэтому и культура ямная) под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой. Захоронения в курганах были множественными, и зачастую производились в разное время. Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади).

ü Ямная культура берёт начало от хвалынской культуры в среднем течении Волги и от среднестоговской культуры в среднем течении Днепра, а также ее генетически связывают с культурой воронковидных кубков. На западе ямную культуру сменяет катакомбная культура. На востоке — полтавкинская и срубная культуры.

ü Ямная культура связывается с поздними прото-индоевропейцами (в рамках курганной гипотезы Марии Гимбутас (спорная дамочка с спорной гипотезой) предположительно, может являться родиной прото-индоевропейского языка, наряду с более ранней среднестоговской культурой. (! Но это все предположительно, одни исследования это подтверждают (например, США, ЕС вместе с Германией и ВКБ признают ямную культуру как наиболее вероятный кандидат, давший начало праиндоевропейскому языку), другие опровергают (на основании сравнений археологии и лингвистики в Азии и Анатолии). Так что лучше не говорите, что ямная культура прямо-таки родина прото-индоевропейского языка))

При изучении Ямной культуры выделили 3 этапа. Я их попроще расписала.

1. Сначала были остродонные/круглодонные сосуды, захоранивали головой на восток, металла не было (соответственно все было из камня и кости).

2. Потом появляются плоскодонные сосуды, яйцевидные посудины, захоранивают головой на запад, орнамент усложняется (шнуровой).

3. Под конец они уже не особо следят за ориентированием на стороны света, покрытием охрой и даже с возведением курганов (то есть тупо в яме хоронят). Как все люди изготавливают топоры и молоты.

ü И важная особенность – все это время на их территории происходили миграции, именно поэтому они оказали большое влияние на совершенно разные культуры. И именно из-за миграций отдельная полноценная культура исчезла.

2) Катакомбная культура — индоевропейская археологическая культура эпохи раннего бронзового века. Была распространена в 2000—1250 гг. до н. э. в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье. Выделена в начале XX века В. А. Городцовым.

Носителями Катакомбной культуры была группа родственных племен, генетически связанных с жившими в 3000-2000 гг. до н. э. на этой же территории племенами ямной культуры.


Захоронения:

Для катакомбной культуры характерны родовые поселения и курганные могильники(погребение в подкурганных катакомбах, в скорченном положении на боку, покрытие красной краской, которая символизирует огонь).

Инвентарь:

Глиняная посуда с орнаментом, нанесённом веревочными штампами (характер узоров позволяет включить катакомбную культуру в более широкое понятие культуры шнуровой керамики).Глиняная посуда катакомбников отличается от примитивной и однообразной по форме посуды древнеямной культуры. Известны плоскодонные горшки с выпуклыми боками и зауженной шейкой, поверхность которых украшена орнаментом, нанесённым оттисками кручёной верёвки, зубчиками гребёнки или просто острым предметом. Мотивы орнамента — треугольники, зигзаги, но чаще встречаются круги и спирали, отражающие космические представления древних земледельцев о солнечном божестве и таинственных растительных началах, превращающих зёрна в стебли, которые в свою очередь рождают множество таких же зёрен (к слову, найденные там зернотерки свидетельствовали об употреблении носителями мучной пищи), каменное и бронзовое оружие, костяные и бронзовые украшения.Это подтверждают также находки в донецких катакомбных погребениях каменных колотушек, которые применялись для дробления руды перед промывкой и плавкой. В инвентаре катакомбной культуры представлены предметы из бронзы: листовидные ножи, топоры с проушинами, шилья и бронзовые украшения, но большинство орудий труда ещё делали из камня и кости. В бронзовом инвентаре катакомбной культуры прослеживаются северокавказские традиции, в самих катакомбах — влияние средиземноморского мира.




Занятия:

Племена катакомбной культуры занимались скотоводством (крупный и мелких рогатый скот, свинки) и земледелием, знали металлургию меди и бронзы, вели обмен с соседними племенами, особенно с племенами Кавказа, а через них были связаны с Передней Азией, Ираном, Египтом.

Особенности:

У племен катакомбной культуры был отцовский род, возникли предпосылки для имущественной дифференциации (погребение вождей и родовых старейшин отличаются более богатым инвентарем).

ü К концу 3-й четверти 2-го тыс. до н. э. племена катакомбной культуры были вытеснены со Средней Волги племенами, которые пришли из района срубной культуры.

3) Срубная культура -археологическая культура эпохи поздней бронзы (17-12 вв. до н.э.). Распространена в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и Средней Азии от Румынии до Туркмении и Прибалхашья.

ü Была раскопана на Северском Донце в начале XX века одновременно с ямной и катакомбной культурами. Определена как самостоятельная культура в 1905 году В. А. Городцовым. Известно не менее 500 археологических памятников.

Захоронения:

Своё название срубная культура получила благодаря тому, что преимущественное большинство впервые исследованных на Северском Донце могил имело срубы, изготовленные из деревянных колод. На других территориях распространения срубных племен срубов в захоронениях выявлено мало. Покойников хоронили в простых грунтовых ямах или клали в каменные ящики.

В срубной культуре выделяются 3 хронологических периода.

1. Первая стадия — раннесрубная (17-16 в. до н. э.).

Поселения:

Для поселений характерны каркасные наземные жилища.

Хозяйство:

Хозяйство имеетпризнаки патриархально-скотоводческого способа производства.

Занятия:

1) Ямная культура — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.). Распространена в Восточной Европе от Урала до низовья Дуная, в основном в степях Причерноморья. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.


Захоронения:

Характерной чертой ямной культуры являетсязахоронение умерших в ямах (поэтому и культура ямная) под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой. Захоронения в курганах были множественными, и зачастую производились в разное время. Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади).

ü Ямная культура берёт начало от хвалынской культуры в среднем течении Волги и от среднестоговской культуры в среднем течении Днепра, а также ее генетически связывают с культурой воронковидных кубков. На западе ямную культуру сменяет катакомбная культура. На востоке — полтавкинская и срубная культуры.

ü Ямная культура связывается с поздними прото-индоевропейцами (в рамках курганной гипотезы Марии Гимбутас (спорная дамочка с спорной гипотезой) предположительно, может являться родиной прото-индоевропейского языка, наряду с более ранней среднестоговской культурой. (! Но это все предположительно, одни исследования это подтверждают (например, США, ЕС вместе с Германией и ВКБ признают ямную культуру как наиболее вероятный кандидат, давший начало праиндоевропейскому языку), другие опровергают (на основании сравнений археологии и лингвистики в Азии и Анатолии). Так что лучше не говорите, что ямная культура прямо-таки родина прото-индоевропейского языка))

При изучении Ямной культуры выделили 3 этапа. Я их попроще расписала.

1. Сначала были остродонные/круглодонные сосуды, захоранивали головой на восток, металла не было (соответственно все было из камня и кости).

2. Потом появляются плоскодонные сосуды, яйцевидные посудины, захоранивают головой на запад, орнамент усложняется (шнуровой).

3. Под конец они уже не особо следят за ориентированием на стороны света, покрытием охрой и даже с возведением курганов (то есть тупо в яме хоронят). Как все люди изготавливают топоры и молоты.

ü И важная особенность – все это время на их территории происходили миграции, именно поэтому они оказали большое влияние на совершенно разные культуры. И именно из-за миграций отдельная полноценная культура исчезла.

2) Катакомбная культура — индоевропейская археологическая культура эпохи раннего бронзового века. Была распространена в 2000—1250 гг. до н. э. в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье. Выделена в начале XX века В. А. Городцовым.

Носителями Катакомбной культуры была группа родственных племен, генетически связанных с жившими в 3000-2000 гг. до н. э. на этой же территории племенами ямной культуры.


Захоронения:

Для катакомбной культуры характерны родовые поселения и курганные могильники(погребение в подкурганных катакомбах, в скорченном положении на боку, покрытие красной краской, которая символизирует огонь).

Инвентарь:

Глиняная посуда с орнаментом, нанесённом веревочными штампами (характер узоров позволяет включить катакомбную культуру в более широкое понятие культуры шнуровой керамики).Глиняная посуда катакомбников отличается от примитивной и однообразной по форме посуды древнеямной культуры. Известны плоскодонные горшки с выпуклыми боками и зауженной шейкой, поверхность которых украшена орнаментом, нанесённым оттисками кручёной верёвки, зубчиками гребёнки или просто острым предметом. Мотивы орнамента — треугольники, зигзаги, но чаще встречаются круги и спирали, отражающие космические представления древних земледельцев о солнечном божестве и таинственных растительных началах, превращающих зёрна в стебли, которые в свою очередь рождают множество таких же зёрен (к слову, найденные там зернотерки свидетельствовали об употреблении носителями мучной пищи), каменное и бронзовое оружие, костяные и бронзовые украшения.Это подтверждают также находки в донецких катакомбных погребениях каменных колотушек, которые применялись для дробления руды перед промывкой и плавкой. В инвентаре катакомбной культуры представлены предметы из бронзы: листовидные ножи, топоры с проушинами, шилья и бронзовые украшения, но большинство орудий труда ещё делали из камня и кости. В бронзовом инвентаре катакомбной культуры прослеживаются северокавказские традиции, в самих катакомбах — влияние средиземноморского мира.

Занятия:

Племена катакомбной культуры занимались скотоводством (крупный и мелких рогатый скот, свинки) и земледелием, знали металлургию меди и бронзы, вели обмен с соседними племенами, особенно с племенами Кавказа, а через них были связаны с Передней Азией, Ираном, Египтом.

Особенности:

У племен катакомбной культуры был отцовский род, возникли предпосылки для имущественной дифференциации (погребение вождей и родовых старейшин отличаются более богатым инвентарем).

ü К концу 3-й четверти 2-го тыс. до н. э. племена катакомбной культуры были вытеснены со Средней Волги племенами, которые пришли из района срубной культуры.

3) Срубная культура -археологическая культура эпохи поздней бронзы (17-12 вв. до н.э.). Распространена в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и Средней Азии от Румынии до Туркмении и Прибалхашья.

ü Была раскопана на Северском Донце в начале XX века одновременно с ямной и катакомбной культурами. Определена как самостоятельная культура в 1905 году В. А. Городцовым. Известно не менее 500 археологических памятников.

Захоронения:

Своё название срубная культура получила благодаря тому, что преимущественное большинство впервые исследованных на Северском Донце могил имело срубы, изготовленные из деревянных колод. На других территориях распространения срубных племен срубов в захоронениях выявлено мало. Покойников хоронили в простых грунтовых ямах или клали в каменные ящики.

В срубной культуре выделяются 3 хронологических периода.

1. Первая стадия — раннесрубная (17-16 в. до н. э.).

Поселения:

Для поселений характерны каркасные наземные жилища.

Хозяйство:

Хозяйство имеетпризнаки патриархально-скотоводческого способа производства.

Читайте также: