Взрыв газа и крушение поездов под уфой кратко

Обновлено: 04.07.2024

Содержание

Происшествие

Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.

4 июня 1989 года в 01:15 по местному времени (3 июня в 23:15 по московскому времени) в момент встречи двух пассажирских поездов прогремел мощный объёмный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар.

Объёмный взрыв

Взрыв большого объёма газа, распределённого в пространстве, имел характер объёмного взрыва. Мощность взрыва была оценена в 250—300 тонн тринитротолуола [4] . По другим оценкам, [5] мощность объёмного взрыва могла доходить до 12 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн) [6] . Имеются утверждения, что взрыв вызвал срабатывание сигнала тревоги системы противовоздушной обороны североамериканского континента (НОРАД) [7] .

Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аша, расположенном более чем в 10 км от места происшествия. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Разрушено 350 м железнодорожных путей, 17 км воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.

Взрывом были повреждены 37 вагонов и 2 электровоза, из них 7 вагонов — до степени исключения из инвентаря, 26 — выгорели изнутри. Воздействие ударной волны привело к сходу 11 вагонов. На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлекшая сползание откосной части насыпи до 70 см. Были разрушены и выведены из строя: рельсо-шпальная решетка — на протяжении 250 м; контактная сеть — на протяжении 3000 м; продольная линия электроснабжения — на протяжении 1500 м; сигнальной линии автоблокировки — 1700 м; 30 опор контактной сети. Длина фронта пламени составила 1500—2000 м. Кратковременный подъем температуры в районе взрыва достигал более 1000 °C. Зарево было видно за десятки километров.

Место катастрофы расположено в труднодоступном малонаселенном районе. Оказание помощи было весьма затруднено этим обстоятельством. На месте было обнаружено 258 трупов, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах. Всего погибло 575 человек, травмировано — 623.

Трубопровод

В ходе эксплуатации в период с 1985 по 1989 годы на продуктопроводе произошло 50 крупных аварий и отказов, не приведших, однако, к человеческим жертвам.

После аварии под Ашой продуктопровод не восстанавливался и был ликвидирован.

Версии аварии

Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва.

При встрече двух поездов, возможно в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа. Но вероятнее всего причиной детонации газа явилась случайная искра из-под пантографа одного из локомотивов.

Существует теория заговора, что данная катастрофа якобы является одной из многих техногенных катастроф в последние годы существования СССР, связанных с деятельностью американских спецслужб, которым была поставлена задача максимально дестабилизировать обстановку в СССР. В качестве обоснования приводится книга [8] Томаса Рида — бывшего главкома ВВС США, входившего при Рейгане в состав Совета национальной безопасности США. В ней описывается операция ЦРУ США по взрыву газопровода в СССР в 1982 году, однако, никаких доводов в пользу того, что к взрыву газопровода под Уфой причастны спецслужбы иностранных государств, в книге не содержится.

Последствия

Председателем комиссии по расследованию Уфимского взрыва был назначен заместитель Председателя Совета Министров СССР Г. Г. Ведерников.

Была создана Ассоциация пострадавших и родственников погибших под Ашой.

В 1992 году на месте трагедии был сооружён восьмиметровый мемориал. Ежегодно у памятника жертвам катастрофы проходят траурные митинги.

В 2009 году в Пассажирском вагонном депо станции Новосибирск-Главный в день двадцатилетия трагедии открыт памятник жертвам катастрофы.

Через несколько лет на месте трагедии был воздвигнут монумент. Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги построило новый остановочный пункт — платформу 1710 километр. Все электрички, следующие из Уфы на Ашу, Симскую и Кропачево, делают здесь остановку. У подножия монумента лежат несколько маршрутных досок с вагонов поезда Адлер-Новосибирск.

Свидетельства очевидцев

Геннадий Верзян, житель Аши (11 километров от взрыва) [9] :

Во втором часу ночи по местному времени со стороны Башкирии взметнулось яркое зарево. Столб огня взлетел вверх на сотни метров, затем докатилась взрывная волна. От грохота в некоторых домах вылетели стёкла.

Светлана Шевченко, завуч по учебно-воспитательной работе школы 107 [10] :

Алексей Годок, в 1989 году первый заместитель начальника пассажирской службы Южно-Уральской железной дороги: [9]

Когда мы облетали место аварии, было такое впечатление, что напалм какой-то прошёл. От деревьев остались чёрные колья, как будто их ободрали от корня до верхушки. Вагоны были разбросаны, раскиданы…

Надо же такому случиться — поезд, который шёл из Новосибирска, на 7 минут опаздывал. Пройди он вовремя или встреться они в другом месте — ничего бы не случилось. Трагедия в чём — в момент встречи от торможения одного из составов прошла искра, там в низинке скопился газ и произошёл мгновенный взрыв. Рок есть рок. И безалаберность наша, конечно…

Я работал на месте аварии, вместе с КГБ и военными, изучали причины катастрофы. Уже к концу дня, 5 июня, мы знали, что это никакая не диверсия, это дикая случайность… Действительно, запах газа чувствовали и жители близлежащей деревеньки, и наши машинисты… Как показала проверка, скопление газа шло там в течение 20-25 дней. И все это время там шли поезда! Что касается продуктопровода, выяснилось, что там не велось никакого контроля, несмотря на то, что соответствующие службы обязаны регулярно следить за состоянием трубы. После этой катастрофы появилась инструкция для всех наших машинистов: почувствовав запах газа — тут же предупреждать и прекращать движение поездов, до выяснения обстоятельств. Нужен был такой страшный урок…

Владислав Загребенко, в 1989 году — врач-реаниматолог областной клинической больницы: [11]

В семь утра мы вылетели с первым вертолетом. Часа три летели. Куда садиться, вообще не знали. Посадили около поездов. Сверху я видел (рисует) вот такой четко очерченный круг диаметром примерно с километр, и торчат чёрные обрубки сосен, как спички. Вокруг тайга. Лежат вагоны, изогнутые бананообразно. Там вертолётов, как мух. Сотни. Ни больных, ни трупов к тому времени не осталось. Военные идеально поработали: эвакуировали людей, трупы увезли, погасили огонь.

Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, не очень живых, вообще неживых. В темноте же грузили. Сортировали по принципу военной медицины. Тяжело раненых — 100 процентов ожогов — на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному тяжёлому будешь помогать, ты потеряешь двадцать.

Особо хочу сказать об ашинцах. У каждого больного дежурил доброволец, сестёр же столько не наберёшь, и ещё была очередь, чтобы занять это место. Они тащили котлеты, картошку, всё, что раненые просили… Известно, что этим больным нужно много пить. Но такого количества компотов я представить себе не мог: все подоконники были уставлены, весь пол. Площадь перед корпусом была заполнена волонтёрами. Вся Аша поднялась на помощь.

Салават Абдулин, отец погибшей под Ашой Лены Абдулиной, сопредседатель Ассоциации родственников погибших и пострадавших под Ашой: [источник не указан 1311 дней]

В ночь с 3 на 4 июня 1989 года в медвежьем уральском углу на границе Челябинской области и Башкирии взорвался трубопровод, по которому сжиженный газ перекачивался из Западной Сибири в европейскую часть Советского Союза. В этот же самый момент в 900 метрах от места происшествия по Транссибирской магистрали проходили в противоположных направлениях сразу два курортных поезда, переполненных отпускниками. Это была крупнейшая в истории СССР железнодорожная катастрофа, погибло в которой по меньшей мере 575 человек, включая 181 ребенка. Onliner.by рассказывает о приведшей к ней невероятной цепи случайных совпадений, имевших чудовищные по своим масштабам последствия.






В 1:14 ночи 4 июня 1989 года практически все пассажиры обоих поездов уже спали. Кто-то устал после дальней дороги, кто-то только готовился к ней. К тому, что произошло в следующее мгновение, никто готов не был. Да и нельзя к такому подготовиться ни при каких обстоятельствах.



Взрыв, мощность которого, по официальным оценкам, составляла 300 тонн в тротиловом эквиваленте, буквально уничтожил два поезда, которые в этот самый миг встретились на 1710-м километре Транссиба на перегоне Аша — Улу-Теляк, рядом с границей Челябинской области и Башкирии. Одиннадцать вагонов были сброшены с рельсов, семь из них полностью сгорели. Оставшиеся вагоны выгорели внутри, их изломало в форме дуги, рельсы оказались закручены в узлы. А параллельно с этим мучительной смертью гибли десятки и сотни ничего не подозревающих людей.





В октябре 1985 года во время проведения земляных работ при вскрытии ПК-1086 на 1431-м километре его длины мощные экскаваторы, работавшие над сверхзащищенной трубой, причинили ей значительные механические повреждения, на которые продуктопровод совершенно не был рассчитан. Более того, после окончания сооружения обвода изоляция вскрытого и оставленного открытым участка в нарушение строительных норм проверена не была.



Машинисты обращали внимание диспетчеров участка на сильный запах газа в районе 1710-го километра дороги, равно как было отмечено и падение давления в трубопроводе. Вместо того чтобы принять экстренные меры по остановке движения и ликвидации утечки, обе дежурные службы предпочли не обратить внимания на происходящее. Более того, эксплуатирующая ПК-1086 организация даже увеличила подачу в него газа, чтобы компенсировать падение давления. Пропан и бутан продолжали накапливаться, катастрофа стала неизбежной.


Поезда́ Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск никак не могли встретиться в этой роковой точке. Ни при каких обстоятельствах, если бы следовали по расписанию. Но 212-й поезд опаздывал по техническим причинам, а 211-й был вынужден экстренно остановиться на одной из промежуточных станций для высадки пассажирки, у которой начались роды, что также повлекло за собой смещение графика движения. Совершенно невероятное, немыслимое даже в самых жестоких кошмарах совпадение, помноженное на вопиющее нарушение технологической дисциплины, тем не менее, произошло.






Более 250 человек мгновенно сгорели в этом гигантском пожаре. Точные цифры сказать никто не сможет, ведь температура в эпицентре катастрофы превысила 1000 градусов — от некоторых пассажиров буквально ничего не осталось. Еще 317 человек умерли позже в больницах от страшных ожогов. Самое ужасное, что почти треть от всех жертв составили дети.


Люди погибали семьями, дети — целыми классами вместе с преподавателями, сопровождавшими их на отдых. Родителям зачастую даже не оставалось ничего, что можно было хоронить. 623 человека получили травмы различной степени тяжести, многие из них остались инвалидами на всю жизнь.



Несмотря на то, что место трагедии находилось в относительно труднодоступной местности, эвакуация пострадавших была организована достаточно оперативно. Работали десятки вертолетов, жертв катастрофы вывозили грузовиками, даже отцепленным электровозом грузового состава, стоявшего на соседней станции и пропускавшего те самые адлерские пассажирские поезда. Количество жертв могло быть и еще больше, если бы не современный ожоговый центр, который незадолго до случившегося открылся в Уфе. Врачи, милиция, железнодорожники, наконец, обычные люди, добровольцы из соседних населенных пунктов работали круглосуточно.




Катастрофа под Уфой стала крупнейшей железнодорожной аварией в истории СССР, но при этом лишь очередным, пусть и кошмарным, эпизодом в цепи масштабных техногенных аварий, случившихся на закате существования СССР. Обвинения в произошедшем после шестилетнего разбирательства были предъявлены сотрудникам строительно-монтажного управления, осуществлявшего сооружение того самого обвода мимо деревни Казаяк в октябре 1985 года. Почти все они отделались минимальными или вовсе условными сроками.


Медику было 35 лет, когда произошла катастрофа

Взрыв двух составов под Уфой на перегоне Аша — Улу-Теляк стал самой масштабной железнодорожной катастрофой в Советском Союзе и России. Ранним утром 4 июня 1989 года уфимцы проснулись от рокота вертолетов, которые привозили на площадь за Госцирком пострадавших. Врач из Башкирии Рашит Гадеев, который тогда работал больнице Аши и принимал покалеченных людей, рассказал, что происходило в стенах медучреждения.

Поздним вечером 3 июня 1989 года произошла разгерметизация трубопровода Сибирь — Урал — Поволжье. Несколько часов сжиженный газ накапливался в низине около железнодорожных путей недалеко от станции Аша на границе Челябинской области и Башкирии. Ранним утром 4 июня газ детонировал в момент прохождения двух пассажирских поездов № 211 Новосибирск — Адлер и № 212 Адлер — Новосибирск. Они не должны были встретиться в точке, где скопился газ, но оба шли с роковым опозданием. В результате взрыва семь вагонов уничтожило сразу, 11 сошли с рельсов, ещё 27 обгорели. На месте было обнаружено 258 тел, а общее число жертв, по разным оценкам, составило от 575 до 645 человек, среди которых большинство были дети.

По воспоминаниям Рашита, вечер 3 июня 1989 года был приятным — в городе праздновали Сабантуй, он сам только отработал смену в больнице и отправился домой.

В двух пассажирских поездах ехали почти 1300 человек, половина из них погибли

Фото: Сергей Васильев, Борис Каулин

Когда медик примчался на работу, его коллеги уже обсуждали произошедшее — говорили, что недалеко от города столкнулись два поезда.

— Мы быстренько всех ходячих больных стали выписывать, — говорит Рашит. — Выписали всех уже около четырех утра, уже светло было. А уже после пяти утра автобусами стали завозить пострадавших.

В памяти молодого врача отпечаталось, как в стенах медучреждения появились пострадавшие в аварии.

— Девушка-подросток первой шла в нижнем белье. Все были в мазуте, все черные.… Начали все тяжелее и тяжелее больные поступать, — вспоминает врач.

В медучреждении было всего две операционные — для пострадавших этого было недостаточно. Необходимо было в короткие сроки развернуть новые перевязочные и операционные.

— Приехали врачи с других больниц из Уфы. Были те, которые не работали в стационарах, — они пострадавшим наркозы давали. Больные были очень тяжелыми, — говорит Рашит.

Как рассказал врач, сильнее всего ему запомнилась женщина, которой он оказывал первую помощь, — ее доставили в больницу в очень тяжелом состоянии:

— Все тело было нашпиговано битым стеклом, кишечник весь был снаружи. Она рассказала, что успела ребенка через окно вагона выкинуть и сказать ему, чтобы бежал подальше. Выяснилось, что он пришел в деревню и отец его забрал.

Череда совпадений и людская халатность привели к страшной трагедии

4 июня 1989 года под Уфой случилась самая страшная железнодорожная катастрофа в истории СССР. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов прогремел мощный взрыв — источником послужил газ, утекший из ближайшего трубопровода. Мощность взрыва была настолько сильной, что разворотила несколько вагонов и вышибла стёкла домов в ближайших сёлах. Столб пламени был виден из Уфы, расположенной в 70 километрах от места происшествия — именно по нему ориентировались добровольцы, вызвавшиеся на помощь пострадавшим. В результате взрыва и пожара, по разным данным, погибли от 575 до 645 человек, из них 181 ребёнок. Более шестисот получили ранения. Среди погибших были 130 жителей Омска и области.

Катастрофа

В 1981 году Совет Министров СССР поручил Миннефтепрому и Мингазстрою строительство нефтепровода Западная Сибирь — Урал — Поволжье. К концу строительства нефтепровод, вопреки правилам, решили использовать для транспортировки смеси пропана, бутана и более тяжёлых углеводородов.

При строительстве одну из труб повредили ковшом экскаватора, что стало причиной утечки газа. Помимо этого трубопровод проходил в опасной близости от железных дорог, а в некоторых местах даже пересекал их. Среди них была и Транссибирская железнодорожная магистраль, по которой ходили пассажирские поезда.

Эти поезда не должны были встретиться на том участке

Ужасная череда совпадений и халатность людей привели к тому, что в 1:14 по местному времени на 1710-м километре Транссиба произошёл взрыв, моментально превративший всё вокруг в многокилометровый костёр. Взрывной волной вагоны скинуло с путей.

Взрыв был поистине страшным

Спящих и отдыхающих пассажиров выбрасывало в разбитые окна. В пожаре заживо горели сотни человек. Очевидцы вспоминают крики, панику и обгоревших людей.

Воспоминания

Вагоны откинуло с путей

Пострадавшие действительно нуждались в облепиховом масле, помогающем при ожогах. В газетах неоднократно писали об омичах, которые литрами несли масло в клуб имени Лобкова, где была организована комиссия по приёму запросов о судьбе пассажиров, попавших в аварию под Уфой. На некоторое время клуб стал информационным центром, куда поставляли телеграммы с места катастрофы, ожоговых центров и госпиталей. Омичи оказывали и материальную поддержку: в фонд помощи семьям, пострадавшим в катастрофе, было перечислено более 50 тысяч советских рублей.

Читайте также: