Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка кратко

Обновлено: 02.07.2024

Принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях с участием представителя органов внутренних дел, детского психолога, врача, педагога, переводчика и иных специалистов.

При невозможности исполнения решения суда о передаче ребенка без ущерба его интересам ребенок может быть по определению суда временно помещен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 СК РФ).

Если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали, суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них) и об отмене всех ограничений.

Если, по мнению суда, возвращение ребенка родителям противоречит его интересам, то суд с учетом мнения ребенка может отказать в иске. При отмене ограничения родительских прав все права автоматически восстанавливаются.

В ситуации, когда возникает опасность для жизни, здоровья или психического состояния ребенка, требуется принятие неотложных мер. В таких случаях производят немедленное отобрание ребенка.

Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, в соответствии с п. 1 ст. 77 СК РФ, производится органом опеки и попечительства. Отобрание судебной процедуры не требует. Вместе с тем немедленное отобрание ребенка может являться предварительной стадией последующего ограничения или даже лишения родительских прав.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. В этом акте констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его жизни или здоровья обстановке и дается указание о немедленном его отобрании.

В основу такого постановления должен быть положен акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органа опеки и попечительства, имеющего полномочия защищать права ребенка.

— в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта РФ либо в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Необходимость уведомления прокурора связана с обязанностью прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и принимать при наличии соответствующих оснований предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей в случае совершения ими преступления в отношении детей. Временное устройство ребенка при его отобрании предполагает, что ребенка временно передают родственникам или помещают в детское учреждение

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20.11.1989, государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ст. 38 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации основным и единственным способом защиты ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью является его немедленное отобрание у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка.

В течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

В соответствии с абз. 2 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, а также

Характер и степень опасности должны определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств.

То есть, оставление малолетнего ребенка без воды и питания, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра влечет непосредственную угрозу его жизни и здоровью, в связи с чем при таких обстоятельствах несовершеннолетнего следует незамедлительно изымать у родителей.

Тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей на основании статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи.

Вместе с тем согласно анализу судебной практики немедленное отобрание ребенка на основании статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации должно быть произведено в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, в том числе исходящей от третьих лиц (например, от лиц, проживающих совместно с семьей родителей ребенка, соседей по коммунальной квартире).

В значительном числе случаев отобрание действительно происходит из деградировавших семей, из жутких условий, из грязи, как правило, от нетрезвых родителей. Статистику по таким случаям привести нелегко, но, думаю, коллеги из органов опеки и попечительства меня поддержат: отобрание ребёнка, это, как правило, полностью разрушенная семья.

А вот в семьях, где ребёнок подвергается жестокому обращению, как правило, всё не так уж неблагополучно внешне.

Определённые ограничения накладывает формулировка пункта первого статьи 77 СК РФ, на котором, собственно, и зиждется отобрание ребёнка. Там сказано, что отобрание ребёнка возможно при непосредственной угрозе жизни и здоровью. То есть, если ребёнка бил вчера выпивший отчим, а сегодня он трезв и добр — оснований для отобрания ребёнка, вроде бы нет.

С таким мнением не соглашусь. Собственно, и практика, слава богу, идёт по тому же пути: наличие рядом с ребёнком лица, которое подвергало его жестокому обращению уже само по себе является непосредственной угрозой здоровью, а может быть и жизни ребёнка.

Тем не менее, отобрание ребёнка в таких случаях — эффективный и разумных механизм защиты ребёнка от жестокого обращения. Лучше уж в приют, чем быть битым или истязаемым.

Но, вернёмся к существующей системе отобрания детей из семьи.

То есть, выяснив, что ребёнок под угрозой, сотрудник органа опеки физически отбирает ребёнка, а лишь потом издаётся акт об отобрании.

Но вот, прошло время, постановление издано, ребёнок отобран, привезён в приют, либо в дом ребёнка, либо в другую организацию, для временного устройства детей.

Тут, как правило, факсом, извещается прокуратура, уже официально.

Затем приходит время суда. Орган опеки в течение 7 дней должен обратиться в суд с иском о лишении родительских прав, либо об их ограничении. Поскольку 7 дней (да ещё минус 2 выходных) — срок откровенно маленький, орган опеки и попечительства не часто бывает готов к моменту подачи заявления в суд к тому, чтобы защитить свою позицию. Ну и суд сроками рассмотрения таких дел особо не ограничен, следовательно, дело может рассматриваться и недели, и месяцы.

Во-первых, сильна ещё в органах опеки вера в то, что пока родителей не лишили родительских прав, ребёнка никуда из организации передавать нельзя. Я знаю случай, когда ребёнок был в приюте семь лет до 13 лет, покуда органы опеки сподобились лишить родительских прав его родителей. А ведь пока ребёнку 6 лет вероятность его семейного устройства существенно выше, чем в 13-ть лет.

Ну и, в-третьих, желающих взять ребёнка в семью, зная, что его родители могут, пусть часто лишь теоретически, вернуться и снова забрать ребёнка, таких желающих немного.

Вот так выглядит ситуация на данный момент.

В чём, как мне кажется, основные проблемы.

То, что в доме нет еды — основание? То, что родители не работают — основание? То, что ребёнок в синяках — основание? Надо ответить на все эти вопросы, если не в законе, то по крайней мере, в методических материалах. Работать без них нашим органам опеки, куда за последнее время пришло очень много новых сотрудников, сложно.

Второе. Юридический механизм отобрания ребёнка крайне нечёткий. Я уже говорил, что издание акта об отобрании может быть сильно отодвинуто во времени с момента обнаружения ситуации из которой ребёнка необходимо отобрать.

В 2007 году рядом депутатов даже предлагалось отбирать ребёнка не по постановлению органа опеки, а по постановлению мирового судьи! Весьма спорное предложение. Мировой судья лишён законодателем полномочий рассматривать споры о детях, и не случайно закон отнёс их к ведению районного суда. Ну и совершенно непонятно, что делать с судом или судьёй, если угрожающая ситуация выявлена в пятницу вечером — ждать понедельника?

Что-то надо менять, существующий механизм, хотя и обеспечивается его внешнее соблюдение, слишком неповоротлив, не гибок и, по сути, не соблюдается вынуждено.

Четвертое. При отобрании ребёнка родитель оказывается в патовой ситуации, даже правильнее сказать, в ситуации цугцванга. С одной стороны, если родитель считает незаконным или необоснованным отобрание ребёнка — он вправе обратиться в суд с оспариванием акта органа опеки и попечительства. С другой стороны, какие уж тут жалобы и иски, когда на самого тебя в течение недели подадут в суд, ставя вопрос о лишении родительских прав. При этом суд совершенно не должен проверять обоснованность и законность собственно отобрания ребёнка. Он решает в порядке искового производства вопрос о лишении родительских прав. А обоснованно или нет отобрали ребёнка — иной вопрос. Собственно, отобрание ребёнка или причины, приведшие к этому — вовсе не обязательно будут включены в иск о лишении родительских прав.

Приведу, наверное, самый громкий пример. Ситуация с Глебом Агеевым и его усыновителями. Несмотря на то, что ребёнок был отобран из семьи по одним основаниям (главное из которых — отсутствие на лестнице заграждения между балясинами, а также тот факт, что против родителей возбуждено уголовное дело), иск об отмене усыновления был обоснован совершенно иным: тем, что дети не поставлены в течение почти года на учёт в районную поликлинику!

И обоснованность отобрания ребёнка так никто и не проверил.

Пятое. Даже если орган опеки и попечительства, отобрав ребёнка, приходит к выводу, что оснований для лишения или ограничения в родительских правах нет, тем не менее, императивная норма пункта 2 ст. 77 СК РФ обязывает всё равно обратиться в суд с подобным иском.

Ещё пример из жизни одного из южных субъектов федерации. Мать, оставив ребёнка-трехлетку со своим отцом, ребёнку, соответственно, дедушкой, ушла спокойно на работу. Дедушка положил ребёнка днём спать, а сам пошёл в магазин… Случайно захлопнув за собой дверь, ключи оставив внутри квартиры.

Пока бегали за слесарем, бдительные соседи позвонили в милицию, а прибывший наряд вызвал органы опеки, поскольку ребёнок оставался в квартире те, обнаружив такую ситуацию, ребёнка отобрали. Ну как же, дед старый, ребёнку опасность… Аргументы нашлись.

Конечно, в тот же день ребёнка из приюта забрала мама, вытерла слёзы… А спустя несколько дней мать получила повестку в суд и иск о лишении родительских прав. Пикантность и идиотичность ситуации усиливало и то, что отца ребёнка, не проживавшего вместе с ним чуть не с рождения, никто лишать родительских прав не собирался.

При этом сотрудники органа опеки совершенно точно понимали, что лишать маму ни по закону, ни по совести, не за что. Но в суд пошли, откровенно признаваясь: нам проблемы от прокуратуры не нужны.

То есть неотвратимость лишения (или ограничения) родительских прав — не всегда обоснована. Должен быть, на мой взгляд, механизм, позволяющий при восстановлении родительского попечения, если угрозы жизни и здоровью ребёнка нет, возвращать ребёнка в семью.

Отдельно хотелось бы рассмотреть ситуацию, когда родителей привлекают к уголовной ответственности за насилие над ребёнком. Идёт дознание или следствие, ещё ничего не ясно, собираются доказательства, проводятся экспертизы — а ребёнка, как правило, уже отобрали. И, иногда, уже лишили родительских прав его родителей. Хотя следствие не окончено, приговора нет — и было или не было, сказать достоверно нельзя. Но последствия (иногда непоправимые) уже наступили.

В этом случае, как мне кажется, должен быть иной механизм: не лишение родительских прав, а сначала — установление соответствующих фактов в приговоре суда, а лишь затем — лишение родительских прав в гражданском производстве. Да и то, при наличии к тому оснований, поскольку даже жестокое обращение с ребёнком лишь может служить основанием для лишения родительских прав, но тут суд волен и не посчитать это основанием.

Разумеется, есть предложения, каким видится разрешение этих шести проблем отобрания ребёнка из семьи.

Ещё раз: о чем идет речь. Во-первых, отсутствие критериев (на сегодня, строго говоря, отобрать даже избитого ребёнка нельзя); нечёткий юридический механизм отобрания ребёнка; не до конца явно отмечена роль прокурора; непосредственно за отобранием ребёнка отсутствует достаточный судебный контроль; не всегда полезна неотвратимость последствий в виде лишения родительских прав или ограничении родительских прав; и, наконец, недоурегулированная ситуация с усыновлёнными детьми.

В первую очередь требуется, и остро требуется, выработка критериев для оснований отобрания ребёнка из семьи. Представляется, что наиболее распространенные основания необходимо прописать прямо в законе. И уж, конечно, необходимо разработать методический аппарат для того, чтобы сотрудники органа опеки ясно понимали: это — страшное дело, а это — ещё не совсем. Заодно, таким образом мы снимем огромную часть вопросов связанных с жалобами на сотрудников, поскольку обоснованность их действий не столь очевидна.

Кроме того, основанием для отобрания ребёнка должен быть прямо указан акт жестокого обращения с ребёнком со стороны родителей или иных лиц, совместно проживающих с ребёнком.

Третье. Возможно, что отобрание ребёнка, как физическое действие, при непосредственной угрозе жизни и здоровью необходимо разрешить сотруднику органа опеки и попечительства не после принятия акта органом опеки, а сразу после установления факта наличия угрозы. Выявление ребёнка и ситуации должно быть зафиксировано, об отобрании ребёнка составлен акт, копия которого вручается лицам, у которых ребёнок был отобран, но это всё можно сделать на месте, не дожидаясь оформления бумаг. Не может младенец продолжать лежать голый в квартире с выбитыми стёклами, покуда сотрудница органа опеки бодренько сбегает до своей начальницы.

Пятое. Очень надеюсь, что Прокуратура в самое ближайшее время выработает чёткие и понятные механизмы, определяющие роль прокурора в вопросе об отобрании ребёнка. Что проверять, как, и с какими полномочиями — всё это требуется как можно подробнее определить. Недопустимо, когда ни прокурор не знает, что делать должен, ни органы опеки, что — может.

Шестое. Неизбежность иска о лишении родительских прав после отобрания ребёнка, на мой взгляд, должна быть смягчена. Как я уже говорил выше, не всегда, далеко не всегда, после отобрания ребёнка должно следовать лишение или ограничение родительских прав. Это не должно быть обязательным, но, конечно, возможным. Ту же отмечу необходимость более понятной регламентации действий после отобрании ребёнка у усыновителей. Возможно, правильным было бы предусмотреть, по аналогии с родителями, и возможность временного ограничения прав усыновителей для возможного сохранения семьи.

Седьмое. Наиболее правильным, на мой взгляд, являлся бы последующий судебный контроль за отобранием ребёнка. Сегодня суд санкционирует, например, арест, в течение 48 часов, когда гражданин уже за решёткой.

Видится, что при отобрании ребёнка, деянии с весьма большими последствиями для нескольких людей, включая несовершеннолетнего, в этом случае также необходимо санкционирование отобрания со стороны суда.

Вероятно, что срок в 48 часов будет в данном случае слишком коротким, но в течении трех или пяти дней орган опеки вполне может подготовиться к судебной проверке обоснованности отобрания ребёнка.

Это позволит, с одной стороны, создать чёткий и понятный механизм защиты прав несовершеннолетних и семьи при отобрании ребёнка, с другой — позволит уйти от обязательности обращения в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав. С третей — повысит ответственность органов опеки и попечительства за принимаемые решения. И — что немаловажно — позволит в порядке судебного производства проверить и зафиксировать факты создания угрозы жизни и здоровью ребёнка, которые в дальнейшем могут послужить основанием для привлечения к ответственности виновных в этом лиц.

При осуществлении родительских прав родители не должны своими действиями причинять ребенку физический или моральный вред и не должны влиять в отрицательном русле на их развитие.

При осуществлении родительских прав родители не должны своими действиями причинять ребенку физический или моральный вред и не должны влиять в отрицательном русле на их развитие. Родители имеют право на самостоятельный выбор способа воспитания ребенка, но только если он не противоречит интересам ребенка.

Исходя из действующей правовой базы, способ воспитания должен исключать пренебрежительное или грубое обращение с ребенком, а также принудительную эксплуатацию и физическое насилие. Если будет установлено, что родители ребенка недолжным образом принимают участие в его воспитании, а их прямые или косвенные действия могут привести к появлению опасности для жизни, развития или здоровья несовершеннолетнего, то в таком случае государство оставляет за собой право произвести отобрание ребенка, чьи интересы поддаются грубому попранию.

Основания для отобрание ребенка из семьи

Нередко возникают проблемные ситуации, которые нуждаются в срочной реакции со стороны государства и уполномоченных органов по применению комплексного подхода к защите прав и интересов детей из-за существующей угрозы для их жизни и здоровья.

Отобрание ребенка у родителей регламентируется в соответствии с положениями ст.77 СК РФ. В данном нормативном документе перечислены все основания, которые могут послужить для того, чтобы ребенок был изъят из собственной семьи.

Правовым основанием для осуществления подобной меры (отобрание ребенка) выступает решение уполномоченных органов об изъятии ребенка из семьи. Но при этом, стоит обратить внимание на то, что данная мера может быть применена исключительно в тех ситуациях, когда ребенок находится в реальной опасности, которая исходит со стороны его родителей. Кроме того, изъятие ребенка может быть проведено только тогда, когда имеются весомые доказательства, что ребенок в собственной семье поддается неправильным и противоправным способам воспитания.

Для того, чтобы произошло отобрание ребенка, необходимо наличие следующих факторов:

  • Родители грубо нарушают права ребенка на получение образования, то есть не отдают его в школу и не проводят никаких действий для формирования интеллектуального развития несовершеннолетнего;
  • Если ребенок постоянно проживает в атмосфере страха, физического или морального воздействия;
  • Если основные потребности ребенка (в еде, отдыхе, одежде и т.д.) родителями игнорируются;
  • Если имеет место регулярное избиение детей, влекущее за собой угрозу здоровью и жизни несовершеннолетнего. Причем в данном случае будет осуществлено немедленное изъятие ребенка.
  • Если будет установлено, что в отношении ребенка применимы вышеуказанные факторы, то государство имеет право забрать его от родителей, которые недолжным образом проводят комплекс действий по воспитанию ребенка и формированию его как личности.

Угроза жизни ребенка и его здоровью

Под угрозой жизни и здоровью ребенка понимают комплекс действий со стороны его родителей, которые могут повлечь за собой опасные травмы и неправильное развитие ребенка, как в физическом, так и в моральном плане.

Стоит отметить, что отечественное уголовное законодательство предусматривает суровую ответственность за угрозу жизни и здоровью человека, даже если она и не была реализована. В случае с нарушением прав ребенка под угрозой жизни и здоровью будут понимать неправильный способ воспитания ребенка, регулярное нарушение его основных прав и не следование его интересам.

При этом ответственность родителей наступит не только в случае, если ребенок будет постоянно подвергаться физическим наказаниям, а и в тех ситуациях, когда имеет место устная угроза по осуществлению данных действий. Государство считает, что даже угроза физического наказания, высказанная в адрес ребенка, может отрицательно сказаться на его развитии и дальнейшей жизни, и потому подобное необходимо сразу же пресекать.

Тем не менее, стоит также обратить внимание и на то, что прежде, чем выполнить процесс отобрание ребенка из-за постоянно возникающих угроз его здоровью и развитию, уполномоченные органы обязаны проверить все существующие доказательства по установлению реальности данного факта. Для этого стоит предпринять следующие действия:

  • Опросить соседей и родственников ребенка относительно того, как происходит процесс его воспитания со стороны родителей;
  • Получить подтверждение опасной ситуации со стороны представителей органов опеки, детского сада и школы;
  • Провести полноценный медицинский осмотр ребенка с целью установления его травм (в том числе и психологического характера).

Порядок отобрания детей

Отобрание ребенка из семьи может иметь существенные различия по срокам. В некоторых случаях государство вынуждено назначить оперативную проверку по факту создания опасной среды воспитания для ребенка. Немедленное отобрание ребенка производится в тех случаях, когда угроза здоровью или жизни ребенка имеет явные признаки и может возникнуть в любой момент. В такой ситуации ребенок будет изъят незамедлительно и лишь после этого будет получен соответствующий акт.

Процесс отобрание ребенка из семьи происходит под контролем органов опеки и попечительства. После того, как ребенок поступает к ним под юрисдикцию, его поселяют в специализированном детском учреждении, или же передают временным опекунам, в качестве которых могут выступать ближайшие родственники ребенка.

Помимо этого, изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства (отобрание ребенка) имеет свои особенности:

  • Уведомление прокуратуры об изъятии ребенка после подтверждения факта нарушения его прав и установления реально существующей угрозы для его жизнедеятельности. Прокуратура, в свою очередь, по результатам уведомления будет определять реальную степень ответственности родителей и может принять решение о возбуждении уголовного процесса;
  • В течении семи календарных дней представители органов опеки обязаны подать в суд иск о лишении родительских прав или в случае с нарушением прав ребенка в пределах приемной семьи – об отмене усыновления;
  • В кратчайшие сроки органы опеки обязаны устроить ребенка на временное попечительство в приемную семью, близким родственникам, которые изъявили желание заботится о потребностях ребенка, или же в социальный реабилитационный центр, где несовершеннолетнему будет оказана вся необходимая помощь в преодолении проблем;
  • Опросить потенциальных свидетелей, которые могут подтвердить факт надлежащего обращения с ребенком со стороны его родителей;
  • Выяснить, как характеризуют ребенка и его родителей учителя в школе (воспитатели детского сада), лечащие врачи и соседи;
  • Составить обращение в органы полиции с просьбой помощи в установлении истины со стороны местного участкового.

Если же угроза жизни ребенку исходит от лиц, у которых он находится на попечении по результатам усыновления, то в таком случае органы опеки имеют право отобрать ребенка без судебного решения, но при условии наличия существенных обстоятельств.

Изъятие детей из семьи органами опеки

Изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства, а также муниципальными властями происходит в случаях, если они получат подтверждение того факта, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая грозит отрицательным воздействием на здоровье и жизнедеятельность несовершеннолетнего, то в таком случае они получают право изъятия ребенка из семьи.

При этом стоит отметить, что изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства должен сопровождаться оформлением документации, в качестве которой выступает акт об отобрании детей. По сути, это письменное заявление установленного образца, в котором указываются причины для принятия подобного решения, указываются обстоятельства, при которых процесс изъятия ребенка происходит и определяются юридические и правовые последствия данной процедуры для ребенка и его родителей.

При составлении акта учитывается немало факторов, которые должны быть отображены в результатах проверки со стороны уполномоченных органов. В частности, речь идет о:

  • Обстоятельствах, которые подвигли органы опеки на проведение проверки;
  • Обеспеченности ребенка предметами первой необходимости (еда, одежда, игрушки и т.д.);
  • Санитарном состоянии помещения, в котором проживает ребенок;
  • Общем состоянии здоровья несовершеннолетнего гражданина.

В обязательном порядке в акте должен констатироваться факт того, что ребенок находится в нездоровой среде, которая может в любой момент оказать негативное воздействие на его жизнедеятельность и развитие. Чтобы акт был законодательно подтвержденным, предварительно необходимо обследовать условия жизни ребенка в его семье и вынести конкретные предписания.

Передача детей органам опеки

Если будет установлено, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая несет реальный вред его здоровью и жизни, то органы опеки совместно с муниципальными властными структурами имеют право изъять ребенка из опасного для него общества. После этого начинается процесс передачи ребенка под попечительство.

Если у ребенка есть близкие родственники, которые изъявили активное желание принимать участие в его жизни и воспитании, то ребенок может быть передан под их ответственность по решению суда, или по согласованию с самим ребенком, при условии что он достиг 14-летнего возраста. При этом органы опеки будут обязаны проверить условия, в которых будет проживать ребенок в приемной семье (у опекунов), и внимательно отслеживать его дальнейшую судьбу.

Если же у ребенка нет близких родственников, или же они не имеют возможности принять на попечение ребенка, а также у них нет необходимых условий для обеспечения ребенка нормальным воспитанием и качеством жизни, то в таких ситуациях ребенок будет передан под ответственность органов опеки.

В данной ситуации ребенок будет помещен в специализированное воспитательное учреждение для детей или же в приемную семью, которые и будут в дальнейшем заниматься вопросами обеспечения ребенка. Однако стоит отметить, что данное решение может быть принято исключительно судом, а до того момента попечительство органов опеки над несовершеннолетним будет временной мерой.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Читайте также: