Взгляды на мир в европе в 16 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Европа в 16 веке

Естественно, этот переворот происходит не только в отношениях, но в головах и сердцах людей. Человек становится мерою всех вещей и центром вселенной.
Первой ласточкой этого переворота стало итальянское Возрождение, опиравшееся, прежде всего, на экономический подъем и расцвет торгово-банковского капитала итальянских городов-государств. Увы, по ряду причин итальянцам не удалось тогда создать мощное единое государство, и прекрасный, но хрупкий цветок их Возрождения был сорван жадными руками гораздо более воинственных французов, испанцев, австрийцев, немцев. Но к чести сорвавших цветок сей, духовную эстафету Ренессанса они, как смогли, продолжили

Переворот в душах и в кошельках

Итак, знакомьтесь, – главный претендент на титул мирового лидера всех времен и народов император Священной Римской империи германской расы и король Испании Карл Пятый Габсбург. Именно он мог бы с наибольшим основанием сказать, что в его империи никогда не заходит солнце. Не только вся Южная Америка, часть Америки Северной, но и бОльшая часть Западной Европы находилась под его скипетром. Островками независимости оставались лишь Франция, Британия, Польша и Скандинавия. Но эти островки, в конечном итоге, и поглотили весь колоссальный ледник империи Карла Пятого.
Однако все по порядку. Карл Пятый был внуком австрийского императора (и императора Священной Римской империи германской расы) Максимилиана Второго. Сей мудрый дедушка сформулировал основные принципы политики для себя и своего внука, – а заодно и поставил цель создания на базе монархии Габсбургов мировой католической империи.

Филипп Второй – бюрократ-затворник

Филипп был женат четыре раза. Первая его жена, рано умершая португальская принцесса, подарила ему сына – знаменитого Дона Карлоса. Но лучше б она этого не делала! Вопреки расхожей легенде, Дон Карлос был сущим выродком: маленький, злобный, с дегенеративным лицом, он развлекался тем, что живьем запекал зайцев, приказал как-то ослепить всех лошадей на королевской конюшне и таскался с шайкой всякого сброда по ночному Мадриду в поисках приключений и жертв. Кроме того, принц увлекался (в пику отцу) черной магией и астрологией. Когда же он из вредности стал поддерживать протестантов, король лично возглавил крестовый поход против непослушного отпрыска. Однажды утром Филипп явился со своими придворными в его апартаменты, обезоружил Дона Карлоса, переколотил рукояткой шпаги все реторты, пронзил шпагой огромного черного кота, а принца заключил под стражу в одной из башен дворца, где тот вскоре и умер. Такова историческая правда, – быть может, более яркая, чем красивенькая легенда Ф. Шиллера
Второй женой Филиппа стала английская королева Мария Тюдор. Это был абсолютно брак по расчету: мадам королева была на 12 лет старше и весьма некрасива. Однако бедняжка влюбилась в молодого Филиппа по уши и терпела от него даже и явное пренебрежение. Когда она умерла, англо-испанский союз сразу распался и вылился в откровенное противостояние.

Генрих Третий Французский – монарх, монах и циник

Генрих был шестым ребенком у короля Генриха Второго и его супруги Екатерины Медичи. Всего лишь шестым – но зато самым любимым! Во всяком случае, коварная до озноба мать мечтала о короне именно для него.

И все же к чести этого сложного и несчастливого человека нужно сказать: он сделал все, дабы корона досталась самому талантливому из возможных его наследников – Генриху Бурбону, королю Наваррскому, и за одно это Франция не может не быть ему благодарной

Островной эгоизм как залог процветания.

Почти весь 16 век англичане, можно сказать, отсиживались на своем острове. Их участие в войнах на континенте было незначительным, флот более-менее расцвел лишь к концу столетия. Но зато промышленность и торговля развивались весьма успешно, а политическая система страны была до поры до времени достаточно устойчивой и устраивала большинство населения. К этому социальному равновесию страна пришла через бури 15 столетия, через резню между сторонниками Алой и Белой Розы, в ходе которой была истреблена почти вся английская знать. Британцы извлекли уроки из этой войны, и хотя впереди были бури Английской революции 17 века, все же в основе политического мышления всех слоев английского общества, кажется, навсегда засела идея о компромиссе интересов как лучшей модели государственного и общественного устройства.

Этот внутрисемейный скандал имел далеко идущие для всей Британии последствия. Буржуазия неожиданно для себя получила идеологическую опору. И хотя английский вариант протестантизма мало чем отличался от католичества, а дочь Генриха Мария Тюдор (та самая дурнушка-жена Филиппа Второго Испанского) предприняла попытку возродить католичество на английской земле, все же Англия в целом осталась верной курсу короля-женолюба, что открыло ей новые исторические перспективы.
Наивысшего расцвета английский абсолютизм достиг при второй дочери Генриха Елизавете Первой, – одной из ярчайших женщин европейского Возрождения.

Бес рыжей дурнушки Бесс: Елизавета Первая Английская

Занятно, что и при подготовке отпора испанцам королева старалась экономить. На чем она и впрямь никогда не экономила, – это на нарядах и украшениях. Елизавета переодевалась по несколько раз в день, а если выезжала, что все ее 3000 платьев тащили следом. Драгоценностей на себя Елизавета даже в те нескромные времена навешивала бездну, так что особенным вкусом в глазах международной общественности она себя вовсе не зарекомендовала.
И все же она до последнего оставалась обаятельна, мила, любезна (хотя порой и коварна) и жизнелюбива, как истая дочь Возрождения. Ее день начинался с танцевальной зарядки: без того, чтобы и в преклонном возрасте не протанцевать пяти-шести танцев, она за письменный стол не садилась.
В 1588 году умер ее многолетний друг (полудруг?) граф Лейстер. Его заменил его же собственный пасынок граф Эссекс. Графу было 22, королеве 56, но она вела себя с ним, как юная красавица: дулась, ревновала, кокетничала. Эссекс пытался покрыть себя славой на поле боя, но слава, видно, решила, что ему хватит и королевского одеяла.

Остальная Европа

Парадоксально: эпоха Возрождения, начавшаяся в Италии еще в конце 13 века и угасшая лишь во второй половине 16-го, как-то не укладывается своими свершениями в рассказ о европейском 16 веке. А ведь для немцев, французов и англичан Ренессанс – это всего-то несколько десятилетий, часто не полный век, и начинается он значительно позже итальянского. И, тем не менее, Ренессанс как исторический шанс расцвести использован французами и англичанами гораздо полнее, чем итальянцами. Дело не в шедеврах искусства: итальянцы сделали здесь гораздо больше. Дело в исторических дивидендах, которые получила для дальнейшего развития нация. Французы и англичане в итоге сделали главное – создали национальные государства. Испанцы свое государство, по сути, разрушили. Немцы и итальянцы его просто не создали. За это первые расплатятся в 17 веке катастрофой Тридцатилетней войны, а вторые – длительным упадком в течение трех последующих столетий
Но все же: заглянем в Италию, Германию и Нидерланды 16-го столетия.

С середины XVI в. противостояние нового и старого в науке и философии приобрело масштабные и драматичные формы. Особенно острая борьба между научным и церковным мировоззрением развернулась в астрономии. Именно в этой науке – раньше, чем в какой-либо иной области, – новые открытия разрушили прежний образ мира.

Церковь поддерживала высказанную ещё в Античности и подкреплённую авторитетом Птолемея геоцентрическую систему, согласно которой центром мироздания являлась Земля, а вокруг неё вращались Солнце и другие планеты. Это представление об устройстве мироздания господствовало в Европе до XVI в. Но накопление научных знаний в области астрономии привело к рождению иного взгляда на мир. Великий польский учёный Николай Коперник (1473–1543) на основании многолетних астрономических наблюдений и сложных математических расчётов доказал, что Солнце не может вращаться вокруг Земли и что, напротив, Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца, а также и вокруг собственной оси (гелиоцентрическая система). Однако орбиты движения Земли и планет вокруг Солнца он считал круговыми. Лишь в начале XVII в. немец Иоганн Кеплер установил законы движения планет, показав, что они вращаются вокруг Солнца по орбитам в форме эллипса.


Убеждённым сторонником идей Коперника был итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548–1600). Он считал, что Вселенная бесконечна и что существует множество солнц, множество миров, в каждом из которых могут быть свои обитатели. Ведь если Бог действительно всемогущ, то Он не мог ограничиться сотворением только одного мира, а непрерывно творит всё новые солнца и планеты. Разумеется, такие теологические аргументы не уничтожали противоположности взглядов Бруно и церковных догматов. Его смелые идеи пугали и католиков, и протестантов.


Галилео Галилей с учеником. Художник Ф. Парра


Почему именно открытия в области астрономии вызывали наибольшее неприятие Церкви?

Новые идеи в философии

Открытия в области астрономии показали, что мир устроен совсем не так, как учили античные и церковные авторитеты. Пытливые умы задавали себе вопросы: как же устроен мир на самом деле? какие законы им управляют? Появилось стремление описать и объяснить мир с помощью таких наук, как математика и механика. Всё больше внимания уделялось опыту и эксперименту, и в то же время всё более весомо звучал голос разума. Это не мешало великим учёным и философам XVII в. быть глубоко верующими людьми. Однако вера далеко не всегда спасала их труды и их самих от преследований со стороны Церкви. Английский философ и государственный деятель Фрэ?нсис Бэ?кон (1561–1626) размышлял и писал о самых разных вопросах: идеальном обществе и государстве, счастье человека, путях развития науки. Одну из главных задач науки Бэкон видел в обретении человеком власти над природой. Он считал, что все препятствия на пути познания мира преодолимы, главное же условие расцвета науки состоит в том, что теории следует строить на основе наблюдений и экспериментов и проверять их опытным путём. Труды мыслителя способствовали развитию эмпиризма.


Рене Декарт даёт урок математики шведской королеве Кристине

В отличие от Бэкона, знаменитый французский философ и математик Рене? Дека?рт (1596–1650) скептически относился к опыту, наблюдению и восприятию с помощью органов чувств. Его взгляды на процесс познания основывались на идеях рационализма. Как математик Декарт известен работами по геометрии. Как философ он верил в способность человеческого разума познать истину, постичь Божественный промысел, воплощённый в мироздании, он даже пытался математически обосновать религиозные представления об устройстве мира. Взгляды Декарта оказали огромное влияние на развитие европейской науки и философии.

Математическая картина мира

Мыслители XVII в., как правило, были выдающимися математиками. Это не случайно: из всех наук математика и механика наиболее соответствовали рационализму, получившему среди образованных людей XVII в. широкое распространение.


Почему открытия Ньютона выходили за рамки только науки и повлияли на мировоззрение людей?

Замечательным явлением европейской науки и культуры XVII в. явилось творчество немецкого учёного и философа Го?тфрида Вильге?льма Ле?йбница (1646–1716). Широта его интересов поразительна; он занимался буквально всеми существовавшими в то время науками: физикой и геологией, юриспруденцией и историей… Особенно велики его заслуги в области математики. Он создал счётную машину, ему же принадлежит идея парового двигателя. Лейбниц выдвигал идею единства знания, уделяя особое внимание тому общему, что объединяет все науки.

В XVI–XVII вв. медицина не могла нормально развиваться без знаний о строении человеческого тела. Однако такое исследование человека затрагивало христианские взгляды о сотворении человека Богом и потому не поощрялось Церковью. В средневековых университетах изучали труды античных классиков медицины Гиппокра?та и Гале?на, поскольку их взгляды не противоречили Библии. Однако о реальном устройстве и функционировании человеческого организма медики имели лишь самое общее представление. В ходу были нелепые суеверия. Так, считалось, что у мужчины на одно ребро меньше, чем у женщины, поскольку Бог создал Еву из ребра Адама.


Урок анатомии доктора Тульпа. Художник Рембрандт

Для получения более точных и подробных знаний, необходимых для правильного лечения людей, медикам нужно было изучать строение человеческого тела на практике, анатомируя умерших. Но Церковь осуждала анатомические исследования как святотатство, так что проводить их было небезопасно. Несмотря на это, наиболее смелые учёные дерзали заниматься анатомией. Врач и теолог Миге?ль Серве?т (1511–1553), испанец по происхождению, первым в Европе описал малый круг кровообращения. За свои религиозные взгляды Сервет погиб на костре, а о его научном открытии никто не узнал.


В результате замечательных открытий нескольких поколений учёных в XVII в. произошла подлинная революция в естествознании. Новая картина мира сложилась главным образом на основе достижений астрономии, математики и механики. Быстро развивалась философия, в которой сформировались два наиболее важных направления – эмпиризм и рационализм.


Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) – философское направление, представители которого считали, что только опыт может быть источником достоверных знаний.

Рационализм (от лат. rationalis — разумный) – направление в философии, признающее разум основой познания и поведения людей.

(По преданию, эти слова Галилео Галилей произнёс сразу после того, как перед судом инквизиции вынужден был сказать, что не верит во вращение Земли)

1. В чём заключается открытие Коперника и в чём он ошибался?

2. В чём состояли общие черты и различия между эмпиризмом и рационализмом?

3. Какие препятствия вставали в XVI в. на пути развития медицины?

4. Чем картина мира, сложившаяся в XVI–XVII вв., отличалась от средневековой?


2*. Укажите, в чём различие геоцентрической и гелиоцентрической систем мироздания. Пользуясь словарями (иностранных слов, мифологическим), выясните, почему они так называются.

3. На основании текста учебника и дополнительных материалов составьте рассказ об одном из знаменитых учёных XVII в.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. 5. Завершение создания глобальной хронологии мира в XVI-XVII веках

1. 5. Завершение создания глобальной хронологии мира в XVI-XVII веках Лишь в XVI-XVII веках окончательно создается глобальная хронология древнего мира, построение которой началось, вероятно, в XIV-XV веках. Ее окончательный скелет, – по нашему мнению, глубоко ошибочный, – завершен

5. Фальсификация истории в XVII–XVII веках

5. Фальсификация истории в XVII–XVII веках Романовские археологи-погромщикиВ [1 т], гл. 1:13.1 и [ЦРИМ], гл. 9, мы рассказываем о раскопках в Центральной России, проведенных романовскими археологами середины XIX века. В частности, в 1851–1854 годах граф А.С. Уваров, которого сегодня

6. Философия и наука

6. Философия и наука I Через принятие христианства и последующую доступность переводов работ греческих отцов церкви и иной религиозной литературы русские постепенно восприняли элементы христианской философии и до определенной степени философию Древней Греции.В

Образование. Наука. Философия

Образование. Наука. Философия Развитие производства в XIV—XV вв. обусловило непрекращающийся рост потребности в образованных людях. В Европе были основаны десятки новых университетов (в Орлеане, Пуатье, Гренобле, Праге, Базеле и в других городах). Гораздо более широкое

Литература, философия и наука

Литература, философия и наука Центральной идеей, объединяющей все остальные элементы официальной идеологии в период империи, была идея величия и вечности Рима и его провиденциальной миссии, слившейся теперь с миссией самого Августа: господствовать над всеми народами,

КАВКАЗ В XVI–XVII ВЕКАХ

КАВКАЗ В XVI–XVII ВЕКАХ Кушева Е.П. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963.Лемерсье-Келькеже Ш. Социальная, политическая и религиозная структура Северного Кавказа в XVI в. // Восточная Европа средневековья и раннего нового времени глазами французских

Глава IV. Образ мира

Глава IV. Образ мира Основой средневекового мировоззрения как в Западной Европе, так и в Византии было христианство. Уже к концу IV в. оно утвердилось как государственная религия, хотя отдельные пережитки языческих верований сохранялись иа протяжении столетий: еще в XII в.

Искусство, наука, философия

Искусство, наука, философия Никогда в I веке культурная жизнь не была такой блестящей, как при Нероне. В это время, оживленное и экстравагантное, когда стоицизм сенаторов противостоял фантазиям Нерона, развивались общественные чтения и образование. Изучали великих

Наука и философия в Европе

Наука и философия в Европе В отношении европейцев к арабам сочетались такие контрасты, как глубокий страх и восхищение, смешанные с признанием превосходства арабов. К концу XI в., ко времени захвата Толедо (1085), окончательного завоевания Сицилии (1091) и падения Иерусалима

§ 16. Образ мира: наука и философия в XVI–XVII веках

§ 16. Образ мира: наука и философия в XVI–XVII веках Человек смотрит на звездыС середины XVI в. противостояние сил нового и старого в науке и философии приобрело масштабные и драматичные формы. Особенно острая борьба между научным и церковным мировоззрением развернулась в

Философия как видение мира

Их нравы.

Однако если приглядеться к Западной Европе примерно того же периода, то можно заметить, что История Руси по сравнению со страницами истории западноевропейских государств, в области нравов правителей, быта знати и простого народа, это чуть ли не образец человечности и христианских ценностей.

Казалось бы, что католическая церковь должна была дать отпор столь серьёзной атаке на души своих прихожан. Однако она была сама поражена вирусом разложения. Церковь была не только духовным, но и светским учреждением, которое обладало огромными богатствами. Это богатство и было серьёзной предпосылкой к разложению. Папы и духовные феодалы были суверенными владыками в своих землях. Места легатов, каноников, настоятелей монастырей рассматривались в первую очередь, как источники дохода. Должности продавались, давали в пожалования. Аббатами и аббатиса могли стать даже малолетние дети крупных светских феодалов. В то время многие феодалы, таким образом, пристраивали своих детей, т. к. это сулило много выгод. Духовные феодалы, как и светские, ударялись в роскошь, излишества, разврат. Католическая верхушка была серьёзно разложена.

Достаточно сказать, главами католической церкви становились люди, которых даже с натяжкой трудно назвать достойными представителями рода человеческого. Так, в 1410 - 1415 гг. папой был пират, убийца и содомит Иоанн XXIII (Бальтазар Косса). Папа Сикст IV (Франческо делла Ровере) – правил с 1471 по 1484 гг., отметился как взяточник, убийца и содомит.

Но даже разлагающаяся католическая церковь не устраивала определённые круги. Началась работа по созданию более удобной версии христианства. В принципе различные секты и ереси существовали в Европе давно – ещё в начале нашей эры возник гностицизм, который использовал мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений. Возникали секты манихеев, каббалистов, павликиан, богумилов, вальденсов, катаров и т. д. В Византии на некоторое время власть получили иконоборцы. На юге Франции в 12 – 13 столетиях распространилась ересь альбигойцев, что привело к кровопролитной войне. В ереси подозревали орден тамплиеров (вопрос неоднозначный, т. к. главной причиной уничтожения ордена, могла быть его успешная финансовая деятельность).

Эпоха Возрождения создала благоприятные условия для прорастания более масштабного еретического движения. Началось всё в Англии, где профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф (Виклиф) в 1376—1377 гг. начал осуждать алчность и богатства духовенства, ссылаясь на то, что ни Христос, ни его апостолы не обладали ни имуществом, ни светской властью. В своих лекциях профессор объявил, что церковь не должна обладать собственностью и король имеет право на секуляризацию церковных земель, а также выступал против притязаний папства на взимание поборов с Англии. Эта идея заинтересовала королевскую власть и некоторых крупных феодалов. Понравилась королю и мысль, что король — это наместник Бога и что епископы должны быть подвластны королю. Уиклиф отвергал епископскую степень, учение о чистилище и индульгенциях; считал исповедь насилием совести и предлагал довольствоваться внутренним раскаянием человека перед Богом. Говорил, что между человеком и Богом не должно быть посредников. Уиклиф и его сторонники потерпели поражение, но его идеи были подхвачены Яном Гусом и его последователями гуситами.

Гус предложил реформу церкви в Чехии, сходную с той, которую провозглашал Виклиф. Его казнили, но недовольство чехов церковью, усиленное национальным гнетом (засильем немцев), привело к восстанию и длительной войне. Гуситы начали войну против Рима и императора, истребляли и изгоняли католиков, громили монастыри и церкви. Римский папа объявил 1 марта 1420 года крестовый поход против еретиков-гуситов. В Силезии император Сигизмунд собрал войско из немецких, польских и венгерских рыцарей, а также из пехоты, которую составляло ополчение силезских городов и итальянские наемники. Однако гуситы создали весьма боеспособную армию, которая смогла дать отпор рыцарским войскам. Война продолжалась до 1434 года.

Жизнь европейского населения

Правда, классическое крепостное право в Западной Европе в большей части стран отмирало. Но дворяне по-прежнему жили за счёт крестьян. Теперь дворяне предпочитали отдавать землю в аренду. Но при этом сохраняя юридическую власть над крестьянами, право суда над ними, землю в своей собственности. Большая часть дворян едва сводила концы с концами. Дорогое оружие и одежду передавали по наследству. Во-многом разорение дворянства было связано с непомерными тратами и неумением вести хозяйство.

По настоящему крупных городов в Западной Европе была мало – Рим, Неаполь, Париж и Лондон. Население же большинства городов насчитывало всего несколько тысяч человек. Дома старались построить в кольце крепостных стен, поэтому их строили в 3-4 этажа, и дома сильно стесняли улицы, превращая их в улочки шириной в примерно 2 м. Экипажи могли проехать только главным улицам. По остальным грузы возили в тележках, люди передвигались пешком или верхом, знатных лиц носили в портшезах. Системы канализации не было. Различный мусор и продукты жизнедеятельность просто выбрасывали на улицы, в каналы, пруды, реки, рвы. Путешественник узнавал о приближении к городу издалека – по запаху нечистот. Антисанитария и скученность делали жителей городов первыми жертвами частых эпидемий, которые уносили весьма значительный процент населения.


Период Нового времени в мировой истории начинается Великими географическими открытиями. Это период с 16-19 в. Всего 4 века мировой истории, но как изменится мир: и взгляды людей на нашу Землю - будут открыты новые страны; и политический строй - появятся первые республики, будут провозглашены политические свободы; и сама политическая карта мира тоже будет стремительно меняться. В этот период значительно расширится территории России, повысится её международный авторитет. Это время величайших открытий в науке, технике, медицине и пр. Итак, давайте вспомним самые яркие события нового времени. В данной таблице представлены события 16-17 веков.

Читайте также: