Взгляд в будущее модернизация общественного сознания кратко

Обновлено: 03.07.2024

Тем самым Глава государства Н.Назарбаев четко увязал, что без опоры, именно на духовную модернизацию, национально-культурные корни, историю, национальные традиции, провести до конца политическую и экономическую модернизацию будет очень трудно провести. Поэтому он выделил несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца. И на первое место показана позиция – конкурентоспособности не только отдельного человека, но и нация в целом которая имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность.

Уже всем понятно, эксперты это отмечают, что без знания иностранных языков, и прежде всего, английского, трудно приобщиться к огромному массиву накопленных человечеством знаний. Консервативные страны Европы, как Франция, Германия и другие, быстро экономически развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, все изучают этот язык. 90 % экономической, технической, гуманитарной информации – на английском языке. Отсюда и программы трехъязычия.

Это основа стабильности, национальной безопасности Республики Казахстан, дальнейшей защиты конституционных прав граждан.

Глава государства подчеркнул роль человеческого капитала и его развитие, без чего невозможно достижение цели устойчивого, успешного развития суверенного Казахстана.

А о несбыточности радикальных идеологий показала сама история. Все утопии приводили только к краху и поэтому сейчас нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Так людям понятно и легче жить без излишних иллюзий.

Пятый важный тезис об эволюционном, а не революционном развитии Казахстана. В 1917 году началась революция в России, которая принесла колоссальные жертвы и страдания. Брат шел на брата, гражданская война, репрессии многое другое потрясли весь мир. Уничтожались духовные и культурные ценности, насаждалось что-то несвойственное народам. В этом году исполнится 100 лет со дня тех радикальных перемен на огромной части Евразии, что произошли в октябре 1917 года. Весь ХХ век прошел под знаком революционных потрясений.

Но объективно было отмечено, на что внимание обратили эксперты, что эволюционное развитие общества как принцип не означает вечной консервации, а важно понять не только уроки истории, но и примеры современности и сигналы будущего. Кром того, характер революций изменился. Революции обретают отчетливую национальную, религиозную, культурную или сепаратистскую окраску. Но в подавляющем большинстве случаев все кончается насилием и экономическим крахом. Отсюда и необходимость серьезного переосмысления того, что происходит в мире. Той части огромной мировоззренческой, идеологической работы, которую должны провести и общество в целом, и политические партии и движения, и система образования.

Общественное сознание требует не только выработки принципов модернизации, но и конкретных проектов, которые могли бы позволить ответить на вызовы времени без утраты великой силы традиции.

К2025 году делопроизводство, периодические издания, учебники и все остальное мы начинаем издавать на латинице.


Артур Бартель, Председатель Союза немецкой молодежи Казахстана


Республика Казахстан идет к реализации поставленных целей входа нашей страны в тридцатку лучших стран, Глава Государства, заботясь о будущем поколении, выполняя свои обещания, ведет нашу страну по пути модернизации и совершенствования нашего государства. Все мы помним, какой резонанс в начале этого года вызывали постановления нашего Президента. Все вместе мы обсуждали вопрос о внесении поправок в Конституцию нашей страны, затем бурно всей нацией было обсуждение ежегодного Послания.

Выражая свою позицию по данному вопросу, могу сказать, что прописанная инициатива нашим Президентом, является уникальной, так как данный шаг позволит нам обеспечить новое молодое поколение возможностью конкурентоспособности в будущем.

Если говорить о молодежи Казахстана, хочется отметить, что для государства является приоритетом всесторонне развитая молодежь, которая в дальнейшем станет у руля и продолжит эстафету, при возможности преемственности поколений, укрепления позиций государства на международной арене.

Поддерживая инициативу Президента, хочется сказать от имени немецкой молодежи Казахстана, что мы поддерживаем переход государственного языка на латинский алфавит. Данный переход с моей точки зрения, повысит интерес изучения государственного языка у иностранной публики, так как им проще будет вникнуть в изучение казахского языка. Согласен с тем, что не составит трудности перейти новому поколению от привычной кириллице к латинице, так как действительно новое поколение, уже свободно говорит на английском, немецком, французском и других языках. Хочется лишь отметить, что молодежь Казахстана, должна способствовать и помогать младшим в решении поставленной глобальной задачи!


Брак в работе с молодежью не допустим!

Вот почему я считаю, что школа и ВУЗ – это еще и нацеобразующая структура. Это духовное основа нашей казахстанской идентичности. Вот почему в образование, во все ее структуры следует вернуть главный принцип: обучая, воспитывать нравственного человека.

Казахстан – истинная родина моего духа. Я прожил уже немалую жизнь, чтобы понять его красоту и единственность.

Н. Назарбаев подчеркнул, что обществу очень важен патриотический настрой и атмосфера доброжелательности. А если в воздухе витает настрой единства и стремление сделать страну надежнее, богаче, то по закону сообщающихся сосудов будут произрастать и добрые дела в экономике, бизнесе и сама радость ощущения. Нельзя сегодня исключать того, что у нас в обществе есть часть людей с нечеткой идентичностью, такой вакуум гражданской идентичности ослабляет формирование гражданского единства.

Следует по – особому поднять роль культуры. Ведь культура – это то, с чего все начинается. И это то, что остается после всего. И если мы заявим о культуре как о стратегическом духовном ресурсе своего развития, то

разрешаться многие проблемы в экономике, технологиях и даже межличностных отношениях.

Культура, о чем всегда говорит Елбасы, это противостояние хаосу, агрессии, всему безобразному во всех областях нашей жизни.

На телевидении, во всех средствах массовой информации, в школах, университетах, семьях должны во весь голос воспитывать в нашей молодёжи такую духовную субстанцию, которая называется СОВЕСТЬЮ.

Ведь совесть – это не только ангел-хранитель человеческой чести. Это рулевой всей нашей жизни, это наш нравственный навигатор.

Словом, Н. Назарбаев еще раз подчеркнул роль человеческого капитала. Его статья пронизана заботой о воспитании современного человека, любящего свою Родину и Отчизну. Ведь неумолима роль ассамблеи народа Казахстана, ставшая за годы своего развития школой и академией духа и воспитание чувств трепетной любви к родному краю. Здесь, в АНК, учат любить свой народ и быть ей, Родине, преданным.


Дорожная карта для молодежи

Будут разработаны новые технологии, сделаны открытия, но духовные ценности и фундаментальные знания, базис останутся неизменными, придавая народу Казахстана все новые силы для новых свершений и побед.

Реализация программных установок, обозначенных в статье Главы государства еще более закрепит у молодежи чувство патриотизма и гражданской идентичности, будет способствовать укреплению общественного согласия и единства народа Казахстана. Патриотизм берет истоки из общей истории и культуры, языка, семьи. Активный созидательный патриотизм должен подкрепляться достижениями страны, реальными делами героев нашего времени. В статье нашло отражение самое важное, самое ценное и близкое для тех, кто работает на благо нашей Родины – Республики Казахстан.

Все положения статьи напрямую связаны с развитием национальной экономики и благосостоянии казахстанцев. Программа такого масштаба станет своеобразным социальным цементом, который сплачивает нацию, укрепляет гражданскую идентичность. Ведь Родина – это не только земля, территория, но и единая социально-культурная общность из носителей общих мировоззренческих ценностей, языка, традиций, обычаев.

Уверен, что призвание молодежи – понять и осмыслить задачи Президента в его программной статье. Каждому молодому человеку нужно быть в тренде основных событий, новых веяний и технологического процесса для успешного вхождения нашей страны в 30-ку наиболее развитых стран мира.

Ни Любовь Августовна, Член Ассамблеи народа Казахстана, директор Государственного республиканского академического корейского театра музыкальной комедии


Не менее интересен для нас и третий пункт модернизации - сохранение национальной идентичности. Вопрос сохранения и сочетания общенациональной идентичности и сохранения языка, культуры, традиций и литературы этносов всегда был и остается одним из наиболее эффективно решаемых. И мы, как никто другой, понимаем сколь глубинный смысл вкладывал Глава государства в эти слова.

Мы также разделяем желание Президента возвести знания и образование в своего рода культ. Для нас, как для прогрессивно творческого коллектива, получение новых знаний – это необходимое условие существования и успешного развития. Мы полностью поддерживаем эту инициативу и будем стремиться к ее реализации.

Что касается латинизации казахского языка, мы находим эту программу очень смелой и интересной. Возможно именно переход на латинское письмо облегчит подрастающему поколению освоение государственного языка благодаря аналогии с английским, который также пишется латиницей. Не исключено что латинская письменность также поможет нам глубже синтезировать в мировое сообщество. И упростит иностранным гражданам процесс познания казахского языка.

Николай РАДОСТОВЕЦ, член Ассамблеи народа Казахстана, исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий


Принцип конкурентоспособности – стержень построения казахстанского общества

Статья "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" – яркое свидетельство того, что Президент всегда на несколько шагов опережает всех остальных в своем видении будущего развития Казахстана.

Принципиально важным считаю главный месседж статьи Главы государства, который заключается в необходимости каждому казахстанцу в жесткой конкурентной борьбе постоянно прогрессировать, двигаться вперед, не рассчитывая на манну небесную. Оглядываясь назад, в свою историю, - отказываться от пережитков прошлого - кумовства, лености, других – и использовать лучшие традиции народа. Быть современным - не просто сегодня, но сделать все возможное, чтобы быть современным завтра. Принцип конкурентоспособности – это важнейший принцип, который Лидер нации заложил в основу будущего построения казахстанского общества.

Поэтому очень важно знать язык международного общения, учиться в передовых вузах, развивать качественное образование в Казахстане, уделять пристальное внимание воспитанию подрастающего поколения.

Уверен, что в результате осмысления публикации Президента будут пересмотрены и бюджетные вложения страны в человеческий фактор, и система подготовки и переподготовки молодежи, и система независимой оценки людей, их служебного продвижения.

В своей программной статье Лидер нации предлагает нам по-новому посмотреть на казахстанца. Сегодня это человек, который современен, не обременен в той или иной мере традициями, которые сдерживали бы его человеческое развитие и его адаптацию в глобальной мире. Большинство людей владеют Интернетом, имеют четкую позицию по многим вопросам, являются носителями культуры собственного народа и с уважением относятся к культуре народов других стран.

Конечно, главный фактор, который обеспечит наше будущее процветание, - это прочные традиции единства народа. Толерантность – основа казахстанского общества, и очень важно, чтобы духовная толерантность стала принципом функционирования Казахстана в будущем. Миролюбие, сплоченность, взаимодействие, стремление, исповедуя свою веру, не диктовать свои принципы вероисповедания другим, - это то, что нужно сохранить и пронести дальше поколениям казахстанцев. Это заложено в традициях казахского народа и реализуется сейчас в нашей стране под руководством Главы государства.

жестких конкурентных основ. С самого детства казахстанец должен понимать, что он попадет в среду, где активно используются лучшие мировые достижения, ему задана высокая планка в получении знаний, осмыслении действительности, благодаря чему он и сам сможет генерировать идеи, которые обогатят не только казахстанскую, но мировую техническую, технологическую, духовную сферы.

Мне кажется, что вектор развития, который нам задал Президент, заставляет нас всех понять, что жизнь требует перемен. И перемены нужно закладывать в нашем сознании, мышлении уже сегодня. Это относится к каждой семье. Нужно подумать, чтобы ребенок знал английский, нужно подумать, чтобы он следовал национальным традициям и при этом мог прогрессировать в условиях международной конкурентной среды. Это и будет залогом становления нас, как единой Нации сильных и ответственных людей, какой нас видит в будущем Глава государства.

Зинаида Чумакова, Член Ассамблеи народа Казахстана. Член Союза писателей Казахстана и России


Судьба страны, судьба народа.

Три этапа модернизации прошел Казахстан за годы своей Независимости, но модернизация общественного сознания, пожалуй, самая главная, ибо она касается не только экономической и политической основы страны, она затрагивает трепетные струны человеческой души. И в этом смысле её трудно переоценить.

Я свыше 30 лет проработала в культуре, и для меня не составляет большого труда на собственном опыте проследить, как до полного вымирания доходили и язык, и традиции, и культура казахского народа. Если бы не обретение Независимости, вполне вероятно, что мы потеряли бы свой собственный национальный код.

То, что сегодня у нас имеются национальные музеи, библиотеки, что мы возродили национальные праздники, искусство и культуру, айтыс и сал – серэ, что проводим исконно национальные семейно – бытовые обряды и праздники, спортивные игры и многое другое – это и есть наш патриотизм и национальное самосознание.

Конечно, здесь не возможно не учитывать в каком веке мы живем, и поэтому отставать от стремительного бега времени нельзя. Так что обществу придется меняться, а вместе с ним меняться будет и наш Казахстан.

мысль, я помню, прозвучала еще во время первой сессии Ассамблеи народа Казахстана.

Все верно, каждое слово нашего Президента пропущено через собственное сердце, обо всем он успел подумать еще задолго до публикации статьи, все взвесить и ко всему нас подготовить. Никаких случайностей и экспромтов, ведь в его руках судьба страны, судьба народа.

Л.Столярова, кандидат философских наук, академик АИОН РК, член научно-экспертной группы Ассамблеи народа Казахстана Восточно-Казахстанской области, Усть-Каменогорск


Объективная необходимость опережающей модернизации общественного сознания

Ни один из факторов в отдельности или даже их совокупность не может обеспечить успешное прохождение третьей модернизации Казахстана без опережающего коренного изменения общественного сознания, что объективно требует создания нового типа образования, где главной целью и идеалом будет формирование личности, обладающей высокой профессиональной компетентностью в сочетании с глубинной сущностью самого человека, его гуманитарной культурой.

Гуманитаризация образования (которая в последние годы сворачивалась, а зачастую и разрушалась) – это создание условий для развития конкурентоспособной личности, обладающей не только и даже не столько узкоспециальной подготовкой, сколько гражданскими качествами, умением осваивать новые формы социального общения, способного жить в быстроменяющемся мире.

То, как актуально и своевременно звучат эти слова и дает надежду на успешное развитие нашей страны в качестве уважаемого и авторитетного члена мирового сообщества.


Считаю так должен жить каждый казахстанец, более того все планы представленные в данной статье пропитаны прагматизмом. Открытость глобальному миру с сохранением своего неповторимого культурного лица это то, что должно стать для нашего общества целью на ближайшее будущее. Изучение своего родного края, Атырауской области мне было всегда интересно, и я часто ратовал за развитие внутреннего туризма.

Сегодня мы видим это на государственном уровне, и это очень радует. Самым актуальным и обсуждаемым вопросом в данной статье, конечно является переход на латинский алфавит казахского языка. В реалиях современного мира и учитывая тот самый прагматизм, о котором мы говорили, этот шаг мне кажется перспективным.

Фото взято с сайта ru.sputniknews.kz

Модернизация общественного сознания – это актуальное направление внутренней политики Республики Казахстан. Однако, попытаемся подойти к этому явлению с точки зрения философии, чтобы понять, какова объективная основа модернизации общественного сознания. С точки зрения диалектического подхода, для того, чтобы изучать какое-либо явление, необходимо начать с анализа его основополагающих понятий. Для модернизации общественного сознания такими понятиями будут являться: сознание, общественное сознание и модернизация. Нам необходимо определить дефиниции данных понятий и выявить их синкретичность. После этого мы можем судить о явлении с точки зрения его целостности и логической обоснованности.

Первая плоскость ― когда индивид, живя в конкретном государственном образовании, волей или неволей находится в сфере общественного сознания этого государственного целого. В данной плоскости нормы, ценности и запреты общественного целого определяются государством в виде юридических норм и законов. Например, уважение к государственным символам данной страны, ценность института семьи в её традиционном понимании, запрет на все, что может принести урон государству и его суверенитету. В данной плоскости свобода, прежде всего, трактуется как свобода внешняя, и угроза ее лишения является главным лейтмотивом регуляции нарушения норм. Данная плоскость стремится к воспроизводству человека определенного типа личности, необходимой для поддержания именно этой государственной системы и ее идеологии. Общественное сознание в первой плоскости находится в жесткой зависимости от исторического прошлого ― оно стремится удревнить себя и через это продемонстрировать свое величие и законное место среди мировых стран и народов, оно всегда смотрит в будущее с оглядкой на прошлое, и этот груз обид, поражений или побед все время тянет данное сознание назад. История приукрашивается, реставрируется а иногда и просто реанимируется.

Необходимо задать вопрос – возможно ли модернизировать общественное сознание без обращения к его первооснове – сознанию индивидуальному. Конечно, целое всегда больше каждой из своих частей, и изменение общественного сознания будет означать изменение всех составляющих его элементов, то есть сознаний индивидуальных. Однако, насколько глубинным и эффективным будет этот процесс, если ориентироваться на целое, не учитывая того, что его составляет? Я имею в виду следующее – модернизация индивидуального сознания ― очень долгий и трудоемкий процесс, причем никогда нельзя ручаться, что он закончится положительно. Приемы влияния на сознание ― НЛП (нейролингвистическое программирование), гипноз, манипуляция, формирование определенных симулякров и так далее. Однако в данном случае мы имеем дело не с индивидуальным сознанием как формой высшей нервной деятельности, на которую можно повлиять и получить какой-либо видимый результат в кратковременной перспективе, например, гипнозом или медикаментами. Цель ― модернизация общественного сознания, то есть влияние именно на коллективное сознание и путем этого изменение/модернизация сознаний индивидуальных. К сожалению, следует признать, что ожидать здесь быстрого эффекта не получится, ибо это долгий процесс. Наверное, сменится несколько поколений, прежде чем с полной уверенностью можно будет сказать о полной модернизации общественного сознания казахстанцев. Однако процесс этот запущен уже сегодня и определенная часть населения, особенно молодых людей, обладающих гибкостью мышления и открытых к познанию нового, смогут модернизировать свое сознание.

Модернизация предполагает не коренной слом или изменение общественного сознания. Так вот, модернизация ― это улучшение старого для соответствия современности ― развитию науки и техники, новым геополитическим реалиям и мировой экономике. По многим параметрам Республика Казахстан уже успешно модернизировалась (экономические реформы, социальные реформы), или находится в данном процессе (новая индустриализация). Ошибочно полагать, что модернизация обязательно будет означать создание таких же условий жизни наших граждан, как в западных странах. Здесь необходимо учитывать, прежде всего, что население Казахстана намного меньше, чем в указанных странах, а экономика, несмотря на ускоренные темпы роста за счет сырьевого сектора, все же нуждается в наличии большего числа налогоплательщиков и наличии собственного производства. У нашей страны свой путь развития, и модернизация соответствует этому пути.

Иногда модернизация общественного сознания, которая должна быть локомотивом модернизации общественного бытия, критикуется с позиций марксистского подхода, господствовавшего в советской философии, и гласящего, что бытие определяет сознание. Этот, ставший вполне хрестоматийным тезис, является ярким примером однобокого материалистического подхода к истории. Он вполне согласуется с решением основного вопроса философии в пользу первичности материи по отношению к сознанию. Однако в современной философии уже нет требования соблюдения принципа партийности, и уже нельзя огульно отрицать влияния сознания на бытие. Все, что бытийствует, проходило уровень обработки и принятия этого сознанием – индивидуальным и общественным. Идеи Просвещения, к примеру, привели к коренной модернизации общественного сознания, что вызвало ряд крупных европейских революций и коренного переустройства общественного бытия. Конфуцианство, модернизировавшее общественное сознание китайцев, явилось залогом стабильности экономического и политического развития Поднебесной. Проблема первичности материи по отношению к сознанию более соответствует вопросам возникновения и целесообразности религии, которые на сегодняшний день утратили свою актуальность в поликонфессиональном казахстанском обществе.

Модернизация сознания не может происходить в обществах закрытого типа или тоталитарных режимах и диктатурах, потому что это процесс усвоения и внедрения в реалии общественной жизни самых лучших образцов политического и экономического устройства, социального менеджмента и образовательных систем нового типа.

Ошибочно полагать, что модернизация сознания может происходить узко ― в рамках одной политической системы, преследующей цели укрепления своего влияния на общество. В таком случае мы будем иметь дело не с модернизацией, а с консерватизацией сознания в рамках одного государства. Модернизация – это, прежде всего открытость миру, это предоставление возможности гражданам мыслить и действовать глобально. Модернизация сознания – это преодоление таких пережитков советского прошлого, как бюрократизм и формализация. По сути, это ― обновление сознания народа Казахстана, и в этом обновлении просматривается одна четкая цель. Цель эта исходит из вызова глобализации, заключающемся в том, что активными игроками на мировой арене останутся только те страны, которые смогли измениться в соответствии с новыми реалиями экономического, социально-политического и культурного развития мира. Только те страны, чье население смогло модернизировать собственное сознание, будут конкурентоспособны, экономически стабильны и политически независимы.

Модернизация – это переформатирование общественного сознания, отход от устаревших идей и догматов, устремленность в будущее. Для успешного проведения модернизации необходима особая поддержка среднего, средне-специального и высшего образования, наиболее эффективно влияющих на сознание подрастающего и молодого поколения.

В 21 веке мы подошли к объективной необходимости новой модернизации общественного сознания, которая будет проходить под эгидой сохранения национально-культурной идентичности полиэтнического населения Казахстана и отходом от экономики сырьевого типа в пользу генерации высокотехнологичных продуктов и идей. На мой взгляд, модернизация общественного сознания, предложенная президентом – самая перспективная за всю историю Казахстана, и именно поэтому она заслуживает самой широкой поддержки научной и творческой интеллигенции и всего общества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха.

В чем был, на мой взгляд, главный недостаток западных моделей модернизации XX века применительно к реалиям нашего времени? В том, что они переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации без учёта их особенностей.

Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое.

Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук.

Но это не значит консервацию всего в национальном самосознании – и того, что дает нам уверенность в будущем, и того, что ведет нас назад.

Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации.

Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены.

Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа.

Убежден: важнейшая миссия духовной модернизации заключается и в примирении различных полюсов национального сознания.

Я бы выделил несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца.

Конкурентоспособность

Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность.

Это означает прежде всего способность нации предложить что-либо выигрышное по цене и качеству на региональных и глобальных рынках. И это не только материальный продукт, но и знания, услуги, интеллектуальные продукты, наконец, качество трудового ресурса.

Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации.

Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, каккомпьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость.

Модернизация невозможна без изменения ряда привычек и стереотипов. В нашей истории есть много примеров подлинного прагматизма.

На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы.

И только за несколько лет в середине прошлого века нерациональное использование ресурсов привело к исчезновению Аральского моря, превращению тысяч гектаров плодородных земель в зоны экологического бедствия. И это пример крайне непрагматичного отношения к окружающей среде. Так прежний национальный прагматизм обратился в расточительность.

На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее.

Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества – это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности.

Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении.

И это единственно успешная модель в современном мире. Когда же нация и индивид не ориентированы на конкретные практические достижения, тогда и появляются несбыточные,популистские идеологии, ведущие к катастрофе.

К сожалению, история дает нам немало примеров, когда целые нации, ведомые несбыточными идеологиями, терпели поражение. Мы видели крах трех главных идеологий прошлого века – коммунизма, фашизма и либерализма.

Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов как человеком, так и нацией в целом.Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий.

Сохранение национальной идентичности

Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании. Здесь есть два момента.

Во-первых, это изменение в рамках национального сознания.

В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели.

Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами.

Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной культуры.

Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мирпривычек и пристрастий нужно оставить в прошлом.

Это касается и такой особенности нашего сознания, как региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот толькозабывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя.

Мы строим меритократическое общество, где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам. Такая система не терпит кумовства. Это форма развития карьеры в отсталых обществах.

Задача не в том, чтобы заниматься перечислением положительного и отрицательного в накопленном опыте. Задача в том, чтобы понять два непреложных правила.

Первое. Никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры.

Второе. Чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации.

Культ знания

Стремление к образованию всегда было характерно для нашего народа.

Но культ образования должен быть всеобщим. И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха.

И мы вступили в эту эпоху. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования.

Поэтому Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование.

Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоятьпервым номером.

Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех.

Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана

В этом году исполнится 100 лет со дня тех радикальных перемен на огромной части Евразии, что произошли в октябре 1917 года. Весь ХХ век прошел под знаком революционных потрясений.

Каждый народ извлекает свои уроки из истории. Это его право, и нельзя навязывать другим свою точку зрения. Но также никто не вправе навязывать нам свое субъективное видение истории.

А уроки ХХ века для нашего народа во многом трагические.

Во-первых, был сломан естественный путь национального развития и навязаны чуждые формы общественного устройства.

Во-вторых, нанесен страшный демографический удар по нации. Удар, который сказался на протяжении целого столетия.

В-третьих, едва не были утрачены казахский язык и культура.

В-четвертых, территория Казахстана превратилась во многих регионах в территорию экологического бедствия.

Конечно, в истории не бывает только черного и белого цвета. XX век принес немало позитивного Казахстану.

Это индустриализация, создание социальной и производственной инфра-структуры, формирование новой интеллигенции.

Определенная модернизация произошла. Но это была модернизация территории, а не нации.

Мы должны ясно понимать уроки истории. Эпоха революций не прошла. Они сильно изменились по форме и содержанию. Но вся наша недавняя история говорит прямо и недвусмысленно: только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание. В противном случае мы снова попадем в исторический капкан.

Эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров и на личностном, индивидуальном уровне для каждого казахстанца.

Конечно, эволюционное развитие общества как принцип не означает вечной консервации, но важно понять не только уроки истории, но и примеры современности и сигналы будущего.

Характер революций изменился. Они обретают отчетливую национальную, религиозную, культурную или сепаратистскую окраску. Но в подавляющем большинстве случаев все кончается насилием и экономическим крахом.

Поэтому серьезное переосмысление того, что происходит в мире, – это часть огромной мировоззренческой, идеологической работы, которую должны провести и общество в целом, и политические партии и движения, и система образования.

Открытость сознания

Казалось бы, что доказывать необходимость массового и форсированного обучения английскому языку, когда по всему миру более миллиарда человек изучают его наряду с родным как язык профессиональной коммуникации?

Неужели более 400 миллионов граждан Европейского союза не уважают свой родной немецкий, французский, испанский, итальянский или другой язык? Неужели сотни миллионов китайцев, индонезийцев или малайцев просто так изучают английский?

Это не чье-то субъективное желание, это условие для работы в глобальном мире.

Но вопрос не только в этой частности. Открытость сознания означает по крайней мере три особенности сознания.

Во-первых, понимание того, что творится в большом мире, что происходит вокруг твоей страны, что происходит в твоей части планеты.

Во-вторых, открытость сознания – это готовность к переменам, которые несет новый технологический уклад. Он изменит в ближайшие 10 лет огромные пласты нашей жизни – работу, быт, отдых, жилище, способы человеческого общения. Нужно быть готовым к этому.

В-третьих, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Две великие азиатские державы, Япония и Китай – классическое воплощение этих способностей.

Почему столь важно открытое сознание в будущем мире?

Если казахстанцы будут судить о мире из окон своих домов, то можно и не увидеть, какие бури надвигаются в мире, на материке или в соседних странах. Можно не увидеть леса за деревьями, можно не понять даже внешних пружин, которые заставляют нас иногда серьезно менять подходы.

II. ПОВЕСТКА ДНЯ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ.

Общественное сознание требует не только выработки принципов модернизации, но и конкретных проектов, которые могли бы позволить ответить на вызовы времени без утраты великой силы традиции.

Я вижу несколько конкретных проектов, которые можно развернуть в ближайшие годы.

Во-первых, необходимо начать работу для поэтапного перехода казахского языка на латиницу. Мы очень бережно и тактично подошли к этому вопросу. Здесь нужна спокойная поэтапность. И мы готовились к этому с осторожностью все годы Независимости.

История графики казахского языка имеет глубокие корни.

В VI–VII веках, в ранние средние века, на территории Евразии зародилось и действовалодревнетюркское руническое письмо, известное в науке как орхоно-енисейское письмо.

В VI–VII веках возникла древнетюркская письменность – один из древнейших типов буквенного письма человечества.

С V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии.

Например, в Золотой Орде официальные документы и международная переписка велись в основном на тюркском языке.

Начиная с X по XX век, почти 900 лет, на территории Казахстана применялась арабская графика.

Отход от рунической письменности, распространение арабского языка и арабской графики начались после принятия ислама.

Латинизированный алфавит официально использовался с 1929 по 1940 год, после чего был заменен кириллицей.

Таким образом, история изменения алфавита казахского языка определялась в основномконкретными политическими причинами.

Это означает, что с этого времени мы должны во всех сферах начать переход на латинский алфавит.

То есть к 2025 году делопроизводство, периодические издания, учебники и все остальное мы начинаем издавать на латинице.

А сейчас приступим к подготовке начала перехода на латинский алфавит.

Переход на латиницу также имеет свою глубокую историческую логику. Это и особенности современной технологической среды, и особенности коммуникаций в современном мире, и особенности научно-образовательного процесса в XXI веке.

Поэтому 2025 год не за горами, и Правительству нужно иметь четкий график перехода казахского языка на латиницу.

В наших школах все дети изучают английский язык. Это – латиница. То есть для молодежи не будет проблем.

Полагаю, что до конца 2017 года необходимо с помощью ученых и широкой общественности принять единый стандартный вариант казахского алфавита в новой графике. С 2018 года начать подготовку кадров для преподавания нового алфавита и подготовку учебников для средней школы.

В ближайшие 2 года провести необходимую организационную и методическую работу.

Конечно, в период адаптации определенное время будет работать и кириллица.

Суть его состоит в следующем:

Мы должны создать условия для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Наша гуманитарная интеллигенция должна быть поддержана государством путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны. Нам нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие современность и будущее.

Нам нужно перевести в ближайшие годы 100 лучших учебников мира с разных языков по всем направлениям гуманитарного знания на казахский язык и дать возможность нашей молодежи учиться по лучшим мировым образцам. Уже в 2018/2019 учебном году мы должны начать обучать наших студентов по этим учебникам.

Для этих целей на базе уже существующих переводческих структур нужно создать негосударственное Национальное бюро переводов, которое бы по заказу Правительства начало эту работу уже летом 2017 года.

Читайте также: