Структура художественного произведения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Идея художественного произведения – это обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства. Иными словами, это то, для чего написано произведение.

Сюжет художественного произведения

Сюжет художественного произведения – это развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, иногда и в лирических. Иными словами, это то, о чем произведение. В современной литературоведческой

Или же “сюжетом” называется весь ход событий, а “фабулой” – основной конфликт, который в них развивается.

Композиция художественного произведения

Композиция художественного произведения – это расположение и соотнесенность компонентов в художественной форме, то есть построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром. Основные составляющие композиции:

1. Экспозиция – часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия.

Завязка – часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего развития сюжета.

3. Развитие действия – часть, в которой конфликт углубляется, обрастает подробностями.

4. Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострен и требует немедленного разрешения.

5. Развязка – часть, в которой конфликт подходит к своему логическому разрешению.

6. Заключение – часть, завершающая произведение, сообщающая дополнительные сведения о героях произведения, рисующая пейзаж и т. п.

В качестве примера разберем с точки зрения композиции роман “Отцы и дети” Тургенева.

Для того, чтобы определить части композиции, следует определить идею романа, так как композиция есть не что иное, как последовательное, логически обоснованное доказательство идеи произведения.

Идея романа – развенчание “нигилистической доктрины” Базарова и догматического лицемерия поколения “отцов” в лице П. П. Кирсанова, противопоставление им истинных, “вечных” чувств (любовь, гармоничное бытие, забота о новом поколении и проч.), представленных образом Н. П. Кирсанова, а также историей любви Базарова к Одинцовой и Павла Петровича – к Фенечке. Смерть Базарова – закономерный итог того трагического противоречия, в которое вступают его убеждения (нигилизм) и внутренняя человеческая сущность (подробнее-см. в разделе, посвященном И. С. Тургеневу).

Исходя из этого:

Экспозиция – ожидание Н. П. Кирсановым и старым слугой приезда Аркадия, рассказ об усадьбе Кирсановых,

О прошлом семьи.

Завязка – приезд Базарова, его необычная внешность и нестандартное поведение.

Развитие действия – словесные баталии Базарова и Павла Петровича, знакомство с Ситниковым, Кукшиной, поездка к Одинцовой.

Кульминация – объяснение Базарова и отказ Одинцовой.

Развязка – смерть Базарова.

Заключение – сцена сельского кладбища, родители Базарова на могиле сына, повествование о дальнейшей судьбе героев романа – Аркадия, Одинцовой, Павла Петровича Кирсанова и др.

Итак. Вы проснулись среди ночи, потому что вас коснулось крыло ангела вдохновения. Ну или вы вынашивали идею несколько лет и, наконец, решились. Вы садитесь за стол, включаете ноутбук и пишете, пишете, пишете. Потом готовое произведение размещаете на какой-нибудь писательской площадке и. Вместо восторженных отзывов - "аффтар, убей сибя ап стену", "че это было?", "это что я вообще такое прочитал сейчас" и самое обидное: "Не пишите больше, это не ваше".

Ну что поделать, так бывает. Досадно, обидно, вы же старались, а они. Не ценят, гады.

Чтобы такого не случалось, надо учиться писать. Писательство это ремесло, талант писателя формируется годами. Есть особо одаренные граждане, у которых это заложено природой, как хороший голос - кому-то дано, кому-то нет. Но таких мало, всем остальным придется учиться.

Начать обучение я рекомендую с изучения структуры литературного произведения. Кстати говоря, она и для кино работает.

Литературное произведение строится по определенной схеме. В любом рассказе, романе, повести, сценарии, пьесе должны присутствовать следующие элементы:

1. Экспозиция (необязательна)

5. Развязка (может совпадать с кульминацией)

В качестве наглядного пособия возьмем сказку "Колобок". Вы все ее знаете: жили-были старик со старухой, захотелось старику колобка, бабка поскребла муки, испекла Колобок и поставила его на окошко студиться. А Колобок с окошка спрыгнул и покатился в лес. Там он поочередно встретил зайца, волка и медведя и благополучно от них ушел. А потом он встретил Лису и она его съела. В этой сказке присутствуют все четыре элемента, которые должны быть в грамотно построенном произведении.

Экспозиция: Жили-были старик со старухой.

Завязка: Вот и говорит старик старухе: — Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок. Старуха по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Задачи завязки: ввести читателя в мир произведения. Посмотрите, как много мы узнаем всего из четырех предложений: что жили старик со старухой; что жили они явно бедно - даже на такую маленькую булочку, как колобок, старухе пришлось муку скрести по коробу; что старухе удалось испечь колобок и она положила его на окошко студиться.

Что происходит далее? Колобок полежал, полежал, взял да и покатился. Это - поворот. Поворотом называется такое событие, после которого сюжет резко меняет свое направление. Если поначалу все было тихо-мирно, семейная идиллия, свеженький колобочек остывает на подоконнике, то своим прыжком в неизвестность Колобок резко меняет и тон повествования, и его направление. Что было бы, если бы он не укатился? Да бабка с дедом сели бы завтракать и съели бы его с чаем. Но он решил изменить свою судьбу и совершил дерзкий побег, с этого момента его жизнь будет идти по совершенно другому пути.

Задача поворота - удерживать внимание читателя, подогревать интерес к произведению, порождать в его голове вопрос "что будет дальше?"

Поворотов в произведении может быть один, а может быть и несколько. Как правило, чем больше произведение, тем больше в нем поворотов. Для короткого произведения хватит одного-двух.

Кульминация. Это слово происходит от латинского culmen - "вершина". В кульминации напряжение приобретает максимальное значение, в ней разрешается конфликт. Это может быть финальная битва двух антагонистов, признание в содеянном, обнаружение вещи, которую искали весь роман, арест преступника и т.п. В сказке "Колобок" кульминация это встреча Колобка с Лисой, которая просит его спеть песенку еще раз, потом еще раз. А потом - БАЦ. - и она его схавала.

Задача кульминации: разрешить главную проблему произведения.

Развязка (концовка) . Это окончание повествования. Это то, чем закончилось. Развязка всегда идет после кульминации, либо в некоторых произведениях она сливается с кульминацией. В сказке "Колобок" развязка соединена с кульминацией в фразе "Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела."

В крупных произведениях кульминация и развязка более четко выражены и отделены друг от друга. Например, "Гарри Поттер и Дары смерти" - кульминацией является финальный поединок Волан де Морта с Поттером, а развязка это когда после завершившейся битвы Поттер выбрасывает бузинную палочку и все, что написано после. В фильме "Матрица: Перезагрузка" кульминация это диалог Нео с Источником, его переход в иную реальность и прекращение войны с машинами, а развязка это разговор Главного Архитектора с Пифией и Сати.

Даже на первый взгляд ясно, что художественное произведение состоит из некоторых сторон, элементов, аспектов и т. п. Иными словами, оно имеет сложный внутренний состав. При этом отдельные части произведения связаны и объединены друг с другом настолько тесно, что это дает основания метафорически уподоблять произведение живому организму. Состав произведения характеризуется, таким образом, не только сложностью, но и упорядоченностью. Художественное произведение — сложноорганизованное целое; из осознания этого очевидного факта вытекает необходимость познать внутреннюю структуру произведения, то есть выделить отдельные его составляющие и осознать связи между ними. Отказ от такой установки неминуемо ведет к эмпиризму и бездоказательности суждений о произведении, к полной произвольности в его рассмотрении и в конечном счете обедняет наше представление о художественном целом, оставляя его на уровне первичного читательского восприятия.

Второй подход к структуре художественного произведения в качестве первичного разделения берет такие общие категории, как содержание и форма. В наиболее законченном и аргументированном виде этот подход представлен в трудах Г.Н. Поспелова. [20] Эта методологическая тенденция имеет гораздо меньше минусов, чем рассмотренная выше, она гораздо больше отвечает реальной структуре произведения и гораздо более обоснована с точки зрения философии и методологии.

Осознанный анализ структуры художественного произведения можно найти во всяком научном искусствоведческом исследовании. Однако в 20 в. в связи с общефилософской разработкой проблем структурного анализа (см. Структура и Структурализм) изучение структуры произведения стало осмысляться как специальная методологическая установка искусствознания (литературоведения). Она получила различные теоретические обоснования в зависимости от общеметодологической ориентации учёных (см., например, Структурализм в литературоведении).

Как ни своеобразна структура каждого конкретного, например литературного произведения, она имеет ряд общих черт с принципами строения другого произведения того же жанра, того же рода и вида искусства. Структура оказывается носительницей не только индивидуальных содержательно-формальных особенностей данного произведения, но и общих признаков жанра, рода, общего стиля, художественного течения всей литературы как вида искусства и, наконец, искусства в целом как опредмеченной художественной деятельности.

Если эстетика ставит задачу построить структурную модель художественного произведения (как целостной системы образов), то теория литературы призвана показать преломление общих для всех искусств инвариантных законов строения произв. в творении словесного искусства. Вместе с тем теория литературы должна учитывать широкую вариационную способность общих принципов строения литературных произведений как в морфологическом (жанрово-родовом), так и в историческом (порождаемом изменениями творческих методов, стилей, течений) направлениях.

Лит.: Выготский Л. С., Психология искусства, 2 изд., М., 1968; Гартман Н., Эстетика, пер. с нем., М., 1958; Ингарден Р., Исследования по эстетике, пер. с польск., М.. 1962; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, [кн. 1], М., 1962; Структурно-типологические исследования, М., 1962; Гей Н. К.. Искусство слова, М., 1967; Соколова. Н., Структура художественного произведения, в его кн.: Теория стиля, М., 1968; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; Успенский Б. А., Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы, М., 1970; Проблемы художественной формы социалистического реализма, T. I—2, М., 1971; Каган М. С., Морфология искусства, ч. 1—2, Л., 1972; Utitz Е., Grundlegung der allgemeinen Kunstwissenschaft, Bd 1—2, Stuttg., 1914—1920; Weliek R.. Warren A., Theory of literature, 3 ed., X. Y., 1963 (есть лит.): Poetica. Poetyka. Поэтика, [т. 1—2], Waisz. — P. — The Hague, 1964—66; Structure in art and science, N. Y., 1970.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Читайте также: