Взаимосвязь природы и общества антропогенное воздействие на природные биогеоценозы кратко

Обновлено: 30.06.2024

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парно-групповая, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

  • эпиграф,
  • таблица “Земля – наш дом”,
  • текст с биологическим диктантом,
  • карточки для групповой работы,
  • карточки на магнитную доску “Экологические факторы”,
  • вопросы для фронтальной работы.

План урока.

Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она как мы, такая же – живая!

I. Оргмомент.

II. Повторение.

1. Биологический диктант.

  1. Наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и окружающей средой.
  2. Кто ввел в науку понятие "биогеоценоз"?
  3. Компоненты биоценоза, сами вырабатывающие органические вещества.
  4. Компоненты биоценоза, перерабатывающие отмершие организмы.
  5. Растения, произрастающие в толще воды.
  6. Растение, произрастающее на умеренно увлажненных лугах.
  7. Место, занимаемое определенным видом в биосфере.
  8. Организмы, обитающие в толще воды и переносимые водными течениями.
  9. Организмы с не постоянной температурой тела.
  10. Взаимовыгодное сожительство, когда организмы не могут прожить друг без друга.
  1. Любое сообщество живых организмов.
  2. Кто ввел в науку термин "экология"?
  3. Компонент биоценоза питающийся готовыми органическими веществами.
  4. Приспособительная реакция растений к длине светового дня.
  5. Растения, поселяющиеся на деревьях, но не приносящие им вреда.
  6. Растения, произрастающие в засушливых местах и запасающие воду в стеблях и листьях.
  7. Ряд взаимосвязанных видов, в котором каждый предыдущий член является пищей для последующего
  8. Организмы, ведущие придонный образ жизни.
  9. Животные с постоянной температурой тела.
  10. Взаимоотношения организмов, при которых один вид получает пользу от сожительства, другому это безразлично.

Ответы к биологическому диктанту:

  1. Экология.
  2. Сукачев.
  3. Продуценты.
  4. Редуценты.
  5. Гидатофиты.
  6. Мезофиты.
  7. Экологическая ниша.
  8. Планктон.
  9. Пойкилотермные.
  10. Мутуализм.
  1. Экосистема.
  2. Геккель.
  3. Консументы.
  4. Фотопериодизм.
  5. Эпифиты.
  6. Суккуленты.
  7. Цепь питания.
  8. Бентос.
  9. Гомойотермные.
  10. Комменсализм.

После окончания работы взаимопроверка. Рефлексия.

2. Словарная работа на доске.

Ученики первого ряда пишут слова, начинающиеся с ЭКО (например: экосфера, экотоп, экология, экоценоз, экономика, экобизнес, экокризис, экосистема, экопирамида).

Ученики второго ряда пишут слова, начинающиеся с БИО (например: бионика, биосфера, биополе, биоценоз, биомасса, биогеоценоз биотоп, биом, биология, биогенез).

Ученики третьего ряда пишут слова, оканчивающиеся на ЦИДЫ (например: ихтиоциды, альгициды, гербициды, нематоциды, бактерициды, пестициды, фунгициды, овоциды).

3. Фронтальная беседа.

а) Что изучает экология?

б) Как называют действия окружающей среды на живые организмы? .

в) Какие группы ЭФ выделяют?

г) Охарактеризовать каждую группу, привести примеры.

д) Что означает понятие “антропогенный фактор”? (По ходу беседы на доске выстраивается схема "Экологические факторы")

III. Изучение нового материала.

2. Работа с эпиграфом.

Как вы понимаете смысл данных строчек?

Зачитать слова о Земле (из журнала “Биология в школе”).

Земля — наш дом. Возможно, это единственная обитаемая планета в необъятной Вселенной. Разве не заслуживает она нашей любви? Разве не достойна она всей нашей изобретательности, смелости и щедрости, на которую мы только способны в нашем огромном желании уберечь ее от разрушения, истощения и гибели? Увы, но сегодня нас окружает множество свидетельств того, как человек выступает не осторожным, а самоуверенным землевладельцем. Люди забыли, что их колыбель по сути очень мала, и не хотят понять, сколь хрупка и неповторима пульсирующая на ней жизнь.

Наша планета серьезно больна, в двери и окна дома человечества стучатся беды грядущих экологических катастроф, а люди словно утратили слух: поглощенные кто погоней за сверхприбылями, кто поисками куска хлеба на обед, рубят леса, жгут уголь и мазут, травят пестицидом почву, убивают кормилицу-Землю, позабыв, что по векселям отцов придется расплачиваться детям.

3. Работа в группах по заданию учителя (рисунок 1).


Составьте рассказ. Объект: почва. Опорные слова: выпас скота, пашня, эрозия.

Составьте рассказ. Объект: атмосфера.

Опорные слова: диоксид углерода, парниковый эффект, озоновые дыры.

Составьте рассказ. Объект: атмосфера.

Опорные слова: сернистый газ, промышленные предприятия, кислотные дожди.

Составьте рассказ. Объект: лес.

Опорные слова: уровень воды, лесная промышленность, река Волга.

Составьте рассказ. Объект: лес. Опорные слова: птицы, туристы, костер.

Составьте рассказ. Объект: море. Опорные слова: танкер, свет, птицы.

Составьте рассказ. Объект: водоем.

Опорные слова: пестициды, минеральные удобрения, стиральный порошок.

Составьте рассказ. Объект: луг.

Опорные слова: машина, бабочки, лекарственные растения.

IV. Проверка усвоения нового материала.

1. Выступление представителей групп. При ответе ученики используют таблицу “Земля – наш дом” (рисунок 2).


2. Рефлексия. Ученики отмечают, выступление какой группы было наиболее полным, убедительным, эмоциональным.

V. Закрепление знаний.

1. Работа в группах по карточкам

Чтобы стереть с лица земли варварски, по их мнению, Карфаген, римляне во втором веке до нашей эры прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Как вы думаете, к чему это привело.

Кета (из семейства лососевых) осенью откладывает икру в реках, несущих свои воды в бассейн Тихого океана; к весне из нее выклевываются мальки и скатываются в океан, где рыба нагуливается, достигает половой зрелости и возвращается метать икру в те же места где вывелась из икринки. С целью увеличения "поголовья" кеты икру, собранную в одной реке искусственно оплодотворяли и появившихся мальков выпускали в другую реку. Однако, как правило, успешной адаптации рыбы к новым условиям обитания не происходило.

Объясните причину данного явления.

Великая река Нил протекает почти по всей территории Африканского континента. В ее водах в большом количестве обитают различные представители животного мира, в том числе крокодилы. Однако с некоторых пор река дарит загадки. Там, где Нил протекает по территории Египта, крокодилы перестали водиться. Хотя в соседней стране – Судане, расположенной вверх по течению, их можно встретить в большом количестве.

Раскройте причины возникновения данного явления. Укажите возможные меры их предупреждения.

После того, как железная дорога Лондон – Глазго была электрифицирована специалисты отметили значительное увеличение численности грызунов в прилегающих угодьях. Долгое время этому не могли дать никакого объяснения, но потом причина все-таки вскрылась и оказалась вполне "экологичной". Как вы думаете, что это была за причина.

Как выяснилось, глобальные климатические изменения влияют на функционирование экосистем и жизнь человека очень существенно, хотя и весьма опосредованно. Попробуйте объяснить обнаруженные западными учеными статистически достоверные взаимосвязи между такими явлениями, как сильное извержение вулкана и:

- курс закупочных цен на зерновые в Лондоне в XIX веке;

- численность добытых шкурок рыси охотниками Северной Америки.

В последние годы к толкователям поздней истории Римской Империи прибавились и геохимики, выдвинувшие свою весьма правдоподобную гипотезу о причинах ее социальной катастрофы и заката. Что это за гипотеза?

По данным обследования здоровья населения Чукотки в конце 1980 года было выявлено широкое распространение в этом регионе тяжелых заболеваний: туберкулеза, хронических легочных заболеваний, различных форм рака (пищевода, печени). Средняя продолжительность жизни для коренного народа Чукотки составила всего 45 лет. Специалисты связали эту ситуацию с последствиями ядерных испытаний, проводившихся на крайнем Севере.

Объясните это явление.

  1. Летом 1997 года средства массовой информации посвятили целые полосы газет и телепередачи затопленным судам с химическим оружием в контейнерах времен второй мировой войны, обнаруженным на дне Балтийского моря. Что вызвало такое беспокойство мирового сообщества именно сейчас, через полвека после попадания контейнеров на морское дно.
  2. В 1982 году английский Совет по охране природы рекомендовал рыболовам добровольно отказаться от использования свинцовых грузил, ссылаясь на факты массовой гибели водоплавающих птиц. В это же время в США было разрешено использовать на охоте только стальную, а не свинцовую дробь. Что послужило основанием для подобных нововведений и рекомендаций.
  3. Можно ли утверждать, что человек и другие консументы второго порядка, являются конечным звеном в передвижении токсикантов по пищевым цепям.
  4. Хозяин, продающий на рынке огурчики и перцы, зазывает покупателей, громко выкрикивая: "Экологически чистая продукция! Никаких нитратов!". Вы подходите привлеченные столь много обещающей рекламой, и в приватной беседе выясняете, что аппетитные огурчики, капуста и перцы выросли без "всякой химии", а только с применением дедовского способа удобрения – навоза. Можно ли считать данные продукты растениеводства свободными от нитратов.

VI. Подведение итогов урока.

1. Фронтальная беседа.

а) Что сегодня узнали на уроке?

б) Как влияет человек на окружающую среду?

а) Какая группа сегодня работала лучше?

б) Чью работу вы могли бы оценить на "5"?

в) Как вы оцениваете свою работу?

Информация о домашнем задании.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Взаимосвязь природы и обществ а. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

В течении практически одного столетия стремительный прогресс науки и техники привели к тому, что деятельность человечества стала сопоставимой с естественными факторами. В течении практически одного столетия стремительный прогресс науки и техники привели к тому, что деятельность человечества стала сопоставимой с естественными факторами.

С первой половины 20 века изменения нарастали и в наст. время лавиной обрушились на человеческую цивилизацию. Возникшие проблемы носят глобальный характер и создают угрозу сущ. биосферы и самого человека С первой половины 20 века изменения нарастали и в наст. время лавиной обрушились на человеческую цивилизацию. Возникшие проблемы носят глобальный характер и создают угрозу сущ. биосферы и самого человека

Антропогенные воздействия Сумма прямых и косвенных влияний человечества на окружающую среду. Непосредственное влияние его на процессы в окружающем мире.

Связаны следующие изменения: Упрощение экосистем и разрыв биологических циклов Появление генетических изменений в организмах раст. и жив. Концентрация рассеянной энергии в виде теплового загрязнения Накопление в биосфере газообразной, жидкой и твердой форм химикатов, пестицидов, тяжелых металлов и т.д. Геохимические изменения и новообразования в почвах ,водах ,воздухе ,горных породах.

Положительные факторы антропогенного воздействия Под положительным влиянием подразумевается работа по сохранению природных объектов и по увеличению биологического и географического многообразия.

Отрицательные факторы воздействия на природу Негативное влияние является следствием постоянной необходимости удовлетворять потребности человека и общества

Заключается в том, что выживание человека возможно лишь при сохранении жизни на Земле. Возможно, что на базе познания фундаментальных закономерностей, удастся сконструировать систему гармоничного взаимодействия человечества и живой природы.

Результат антропогенного воздействия на окружающую среду — глобальная проблема человечества. Решить ее возможно только усилиями всего мирового сообщества. В данной статье будет описано, что такое антропогенное воздействие, почему оно происходит и к чему приведет.

Проявления

Изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека, называются антропогенным воздействием. Уже почти 40 тысяч лет люди, пытаясь подчинить себе природу, продвигают эволюцию биосферы. Этот процесс нельзя назвать ни отрицательным, ни положительным, наблюдать можно и те, и другие результаты антропогенного воздействия. В основном, выделяются следующие виды человеческой деятельности по отношению к природе:

Разрушительная деятельность преобладала в конце 19 — начале 20 века, когда сначала промышленная революция вынуждала строить далекие от заботы об экологии заводы, а затем мировые войны не давали возможности задуматься об охране окружающей среды.

сельское хозяйство

Лишь в конце 20 века деятельность граждан развитых стран стала сначала стабилизирующей, а затем и конструктивной. Уже за эти несколько десятков лет распространения природоохранной деятельности, экологических движений, человечество добилось некоторых успехов: сохранены ряд популяций животных, в Японии и большинстве стран Запада лесов больше сажается, чем вырубается.

Причины и последствия антропогенного воздействия

Изменение человеком окружающей среды — это желание улучшить качество жизни. В стремлении увеличить количество материальных благ, упростить и удешевить производство, люди были вынуждены начать разрушительную деятельность по отношению к природе — вырубать леса, строить дамбы, убивать животных. Такое поведение вызывается непониманием, отсутствием представления о последствиях отрицательного воздействия человека на окружающую среду.

В 21 веке, несмотря на появление видов современного производства, невостребованность определенных технических сооружений (угольных электростанций), природное вредительство продолжается, и это приводит к следующим последствиям:

загрязнение почвы и воды

Проблема последствий антропогенного воздействия на окружающую среду — глобальная, но не смертельная. У человечества есть время на восстановительную деятельность и уничтожение загрязняющих источников.

Типы воздействия

За несколько десятков тысяч лет люди научились воздействовать на окружающую среду абсолютно разными способами.

Экологи выделяют несколько направлений антропогенной деятельности:

  • материальное — увеличение свалок, постройка технических сооружений (самое распространенное);
  • химическое — обработка почвы (на данный момент существуют безвредные и восстановительные виды таких веществ);
  • биологическое — снижение или увеличение популяций животных, очистка воздуха;
  • механическое — вырубка лесов, выброс отходов в водоемы.

Каждый вид воздействия может как приносить пользу, так и отрицательно влиять на окружающую среду. С научной точки зрения, невозможно выделить отдельный тип деятельности, наносящий больший вред природе или ее сохраняющий.

История человеческого общества – это история его взаимодействия с природой. Именно в ней в процессе эволюционного развития сложились необходимые условия для возникновения человека и общества, она является естественной основой нашей жизни, деятельности и развития. Общество, в свою очередь, тоже оказывает значительное воздействие на природу.


Этапы

Общество и природа – это две мощные системы, связанные между собой миллионами лет взаимных воздействий. Природа веками создавала благоприятные или неблагоприятные условия для жизнедеятельности человека, которые становились причиной стремительного или замедленного развития обществ, расцвета или гибели цивилизаций.

В истории взаимодействия общества и природы исследователи выделяют 4 этапа:

  1. Первобытное общество (охотничье-собирательская культура) – характеризовалась присвоением людьми готовых продуктов природы. С увеличением численности населения нарушалось равновесие между человеком и природой. Использование людьми огня приводило к масштабным пожарам и смене растительности на обширных территориях. Массовое уничтожение животных, служивших основной пищей, привело к значительному сокращению их численности или вымиранию.
  2. Неолитическая революция (аграрная культура) – охватывает периоды рабовладельческого и феодального общества. Возникновение земледелия и скотоводства часто приводило к глубокому преобразованию ландшафта, изменению растительного и животного мира. Леса уничтожались, сменялись пастбищами и полями. Многие представители фауны вымирали, вытесненные с естественной среды обитания. Интенсификация земледелия приводила к истощению почв, а чрезмерный выпас скота сопровождался уничтожением растительности на больших территориях. Сооружение ирригационных систем нарушало естественный геохимический баланс. Исчезновение лесов, разрушение растительного покрова, высыхание речных русел приводило к региональным экологическим катастрофам и гибели цивилизаций.
  3. Промышленная революция (индустриальное общество) – развитие машинного производства с использованием искусственных энергоносителей (пара, электроэнергии). Масштаб воздействия человека на природу увеличиается с возрастающей скоростью: промышленная вырубка лесов, образование искусственных водохранилищ, осушение болот. Потребляя природные ресурсы для производства материальных благ, общество выделяет в природу продукты жизнедеятельности и отходы производства. Промышленная вырубка лесов, загрязнение атмосферы и водоемов, изменение рельефа – все это ведет к нарушению равновесия процессов биосферы.
  4. Научно-техническая революция (постиндустриальное общество) – преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства. Характеризуется поиском новых источников энергии, комплексной автоматизацией производства, созданием новых видов транспорта и связи, развитием биотехнологий. Значительное ухудшение состояния природной среды формирует понимание опасности экологической катастрофы, грозящей человечеству и осознание необходимости введения жестких природоохранных мер.


Характер воздействия общества на природу определяется уровнем развития производительных сил, состоянием науки и техники. Если на заре человечества антропогенные воздействия на природу были незначительными, то в дальнейшем они стали приводить к необратимым изменениям в природной среде и нарушению естественного равновесия экологических систем. С развитием общества усиливается господство человека над природой и одновременно увеличивается дисгармония между ними.

Формы

Общество и природа воздействуют друг на друга, обуславливая изменения в них. Природно-географические условия оказывают значительное влияние на жизнедеятельность общества:

Человек также оказывает на природную среду:

  • изменяет структуру земной поверхности;
  • истощает невосполнимые природные ресурсы;
  • влияет на тепловой баланс отдельных районов земного шара, всей планеты;
  • уничтожает отдельные виды флоры и фауны, перемещает их на новые места обитания, создает новые виды;
  • загрязняет почву, водоемы, атмосферу.

Значительное изменение биосферы наблюдается с момента активного использования человеком невозобновляемой энергии ископаемого топлива. Генетические изменения флоры и фауны, массовое разведение и распространение монокультур и домашних животных ведет к обеднению биологического многообразия и искажению экосистем.


Формы взаимодействия общества и природы:

  • природопользование – использование, потребление природных ресурсов;
  • охрана природной среды – защита природных объектов от загрязнения, повреждения, истощения, разрушения;
  • обеспечение экологической безопасности – защиты жизненно важных интересов людей, общества, государства и окружающей среды от негативных воздействий антропогенного и природного характера.

Человек рассматривает природу как объект потребления: расходует ее ресурсы без всякой меры, не задумываясь о последствиях. До определенного момента природа компенсирует разрушительное воздействие человеческой деятельности, но ее возможности ограничены. Она нуждается в защите и важнейшую роль в этом играет правовое регулирование.

Экологическое право – это:

  • природноресурсовое право – система норм, обеспечивающих рациональное использование природных объектов, ресурсов;
  • природоохранительное право – система норм, обеспечивающих сохранение, воспроизводство, улучшение (оздоровление) природной среды.

Систему экологических юридических норм РФ составляют законы:

Заключение

Человек обладает огромной силой воздействия на природу, и эта сила может быть в равной степени разрушительной или созидательной. Мы всегда должны помнить, что безответственность может привести к экологической катастрофе такого масштаба, что наше существование на Земле станет невозможным. Возможно, после такой катастрофы природа когда-нибудь и восстановится, но человека как вида в ней уже не будет.

Термины:

Биосфера – глобальная экосистема Земли; земная оболочка, заселенная живыми организмами.

Ноосфера – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится мощной геологической силой, решающим фактором ее развития. Понятие введено французскими учеными Э. Леруа и П. де Шарденом, разработано русским ученым-естествоиспытателем В. Вернадским.

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой, о структуре и функционировании надорганизменных систем

Экосистема – биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоза), среды их обитания (биотопа) и системы связей, осуществляющей обмен веществами и энергией между ними.

Читайте также: