Взаимосвязь культуры и искусства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Чем Искусство отличается от Культуры? Это её часть или совершенно другая область? ))

Не могла пройти минуя этого вопроса. Хотя бы поэтому, что я так длительно ожидала возникновения этой категории.
По-моему, искусство - это часть, одно из проявлений культуры. Ведь культура - понятие обширное, включающее такие понятия как нравственность и вера, также наименее абстрактные понятия - образование, культура поведения и общения. Культура - это уровень развития общества и человека.
Искусство - это творчество, итог людской деятельности: литература, музыка, архитектура, статуя, живопись, танец, кино, театр и т.д.
Искусство- это музеи ,театры и кинозалы,а культура- это школы,библиотеки и Институты
Область другая, а смысл тот же: чем искусснее культура, тем культурнее искусство!
искусство - это то,что вообщем создаётся.
а культура - это то, что ты из этого выбираешь.
наверное)
Культура может быть без искусства (она - во всем), а искусство без культуры - никак
Непременно,всё очень трудно стало на проекте:)
Но наверняка смысл в том,что если ты рубишь в этом вопросе otvet.mail.ru/question/18712538/ то с легкостью сможешь это показать в спецательно отведённой под енто дело категории - исскуство. а в культуре необходимо будет находить..понимаешь?:)в чем фишка то:)))
зашел и в течении 5 минут ответил на 24 вопроса посвещенных творчеству мастера расписывавшего стенки пирамиды Хеопса.
и в дамках.
Ну круто же!:))
часть
Кое-где прочла такое изречение "культура-это ЧТО,искусство-это КАК"
Кажется этим все сказано
Я думаю искусство - это часть культуры. Искусство создаёт культуру.
Культура определяет общество. а искусство его отражает
Искусство -это творчество и созидание. Культура -совокупность познаний о разных видах искусства.
Увлекательный вопрос. А ответ приблизительно из серии, что в яичке важнее белок либо желток? Да без обеих этих понятий мы просто могли быть животными.
Исскуство это часть культуры, не самая широкая, но одна из смаых важных. Всё деательнось человека - религия, промишленность, наука, селская хощяйство это всё части культуры
Искусство - только малая часть той превосходной структуры, к-рую принято именовать культурой.
Искусство- это творение. а культура это наше отношение к нему. )))
Это как человек и любовь..))) а что отменная аналогия..)))))))

Привет Джесси!!))))) Ты что то в ближайшее время так таинственна..)))))) цалую))))))
Культура - от латинского слова, обозначающего "обрабатывать". В человеке, в отличие от животного, не считая Натуры, благодаря воспитанию в обществе, находится именно эта культура,. Ни один "маугли" не сумеет без людского общества стать культурным, получить что-то, не считая природного начала.
Так что искусство - часть культуры. На данный момент в искусстве проявляется увлекательная тенденция - искусство стремится к развлеканию, в особенности так именуемая масскультура. А функция улучшения. возделывания как-то забывается искусством, потому и могут появиться сомнения: искусство - это культура либо нет?
Науки и искусства - сущность составляющие культуры . Коротко но точно.
привет, дорогая)) желала срочно тебя отыскать - повеселить образованием этой категории - а ты уже здесь сама нашлась))))))
думаю - Искусство - часть Культуры))
и без 1-го, и без другого - задыхаемся мы, как без Воздуха)))

Физическая культура является составляющей общей культуры, призванная совершенствовать человека, развивать физические умения. Физическая культура формировалась на ранних этапах развития общества, её совершенствование продолжается и в настоящее время. Сейчас физкультура означает не только заботу о здоровье, но и степень значимости человека как социального существа. Этот вид культуры используется как в педагогике, так и в семейной жизни, в работе, в образовании.

Духовная культура представляет собой ряд знаний о религии, общении, творчестве, морали. Духовная культура формируется за счёт представлений человека об окружающем мире и себе как частичке этого мира.

Художественная культура — это совокупность художественных ценностей, обладающих эстетическим значением. Искусство, как воплощение художественной культуры, влияет на чувства и эмоции человека. Необходимо сохранять не только лучшие элементы древнего искусства, но и внедрять новые идеи в современное понимание об искусстве.

Массовая культура, как часть народной культуры, формируется на основе вкусов большого количества людей в определённом обществе. Она представляет собой все виды развлечений: музыку, телевидение, интернет, спорт.

Культура общества — это результат человеческих достижений, формирование отношений между людьми. Также культура общества подразумевает знания про развитие общества, в котором живёт человек.

Искусство – это часть культуры, как всего общества, так и отдельно взятого человека. В искусстве человек выражает себя, познает себя и свои способности.

ВложениеРазмер
1.docx 13.29 КБ

Предварительный просмотр:

Физическая культура является составляющей общей культуры, призванная совершенствовать человека, развивать физические умения. Физическая культура формировалась на ранних этапах развития общества, её совершенствование продолжается и в настоящее время. Сейчас физкультура означает не только заботу о здоровье, но и степень значимости человека как социального существа. Этот вид культуры используется как в педагогике, так и в семейной жизни, в работе, в образовании.

Духовная культура представляет собой ряд знаний о религии, общении, творчестве, морали. Духовная культура формируется за счёт представлений человека об окружающем мире и себе как частичке этого мира.

Художественная культура — это совокупность художественных ценностей, обладающих эстетическим значением. Искусство, как воплощение художественной культуры, влияет на чувства и эмоции человека. Необходимо сохранять не только лучшие элементы древнего искусства, но и внедрять новые идеи в современное понимание об искусстве.

Массовая культура, как часть народной культуры, формируется на основе вкусов большого количества людей в определённом обществе. Она представляет собой все виды развлечений: музыку, телевидение, интернет, спорт.

Культура общества — это результат человеческих достижений, формирование отношений между людьми. Также культура общества подразумевает знания про развитие общества, в котором живёт человек.

Искусство – это часть культуры, как всего общества, так и отдельно взятого человека. В искусстве человек выражает себя, познает себя и свои способности.

Искусство,одна из специализированных форм культуры, существует параллельно с мифом, религией и другими сферами духовной культуры. Выделяют несколько подходов в осмыслении этого явления. Во-первых, искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Во-вторых, искусство - это один из элементов культуры, в котором аккуму­лируются художественно - эстетические ценности. В-третьих, это форма чувст­венного познания мира.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно ска­зать, что это "образ" — образ мира и человека, переработанный в сознании ху­дожника, выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение; мировоззрение культурных эпох. В культуре существует некая сфера "эстетического" (с греч. — чувствующий, относящийся к чувственному восприятию). Именно здесь раскры­вается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагиче­ского и комического. Эстетическая связь искусства и природы "состоит не в повторении, а в продол­жении того художественного дела, которое начато природой"(В. Соловьев) . Искусство обогащает культуру духовными ценностями через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека в античной философии появляется термин "катарсис". Аристотель понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание. Искусство, особенно трагедия, заставляя человека жить жизнью другого, переживать ее как свою собственную, учит видеть в другом человеке себе подобного, очищает душу, отучает от эгоизма. Мы обращаемся к искусству и для того, чтобы получить удовольствие. В за­висимости от степени овладения "языками искусства", люди получают удоволь­ствие от фильмов А. Тарковского или триллеров, от "бульварной" детективной литературы или поэзии Гете и романов Достоевского, от музыки Шопена или концерта любимой рок-группы. Но чувст­венное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эсте­тического восприятия.

Искусство — явление в культуре не изолированное. Оно находится в гуще других духовно-ценностных форм и испытывает на себе их активное влияние.

Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд "изнутри" в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противо­стоять им в периоды кризисов. Философия разными способами влияла на искусство. Наиболее отчетливо это сказалось в возникновении своего рода философского романа. Это связано с масштабностью его формы, аналитичностью, глубиной мысли. Подобными качествами отличалось творчество О. Бальзака, Л. Толстого, Т. Драйзера, Ф. Достоевского, Т. Манна, Г. Гессе.




Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагива­ет и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характе­ристике взаимодействия науки и искусства. Наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуж­дается. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рацио­нальными методами, а для искусства познание, отражение действительности — это только одна из его граней наряду с другими — эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление не­строгое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объ­ектом естественных наук можно назвать всю природу и человека, как часть этой природы, объектом искусства — человека, его духовность и отношение к миру. Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П.П. Гайденко писала: "Как живопись XV—XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода - к геометрии. Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы". В эпоху Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой пер­спективы, утверждали гуманистические идеалы на холсте, а ученые, всоот­ветствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира (Гали­лей). Противопоставление этих двух способов познания — научного и художест­венного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого: человечество должно осознать существующее противоречие, разрешая его через гуманизацию самой науки.

Существует определенная связь художника с обществом. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы опреде­ленных социальных слоев, групп, классов, партий; взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи. Их отражением была обращенность искусства к Богу в европейской средневековой и восточных культурах, в революционных эпохах оно звало на баррикады, выполняло идеологи­ческие задачи тоталитарной власти. Активное воздействие искусства на общественное мнение возможно потому, что искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно; может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство способно поддерживать открытость системы ценностей, поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Искусство,одна из специализированных форм культуры, существует параллельно с мифом, религией и другими сферами духовной культуры. Выделяют несколько подходов в осмыслении этого явления. Во-первых, искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Во-вторых, искусство - это один из элементов культуры, в котором аккуму­лируются художественно - эстетические ценности. В-третьих, это форма чувст­венного познания мира.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно ска­зать, что это "образ" — образ мира и человека, переработанный в сознании ху­дожника, выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение; мировоззрение культурных эпох. В культуре существует некая сфера "эстетического" (с греч. — чувствующий, относящийся к чувственному восприятию). Именно здесь раскры­вается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагиче­ского и комического. Эстетическая связь искусства и природы "состоит не в повторении, а в продол­жении того художественного дела, которое начато природой"(В. Соловьев) . Искусство обогащает культуру духовными ценностями через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека в античной философии появляется термин "катарсис". Аристотель понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание. Искусство, особенно трагедия, заставляя человека жить жизнью другого, переживать ее как свою собственную, учит видеть в другом человеке себе подобного, очищает душу, отучает от эгоизма. Мы обращаемся к искусству и для того, чтобы получить удовольствие. В за­висимости от степени овладения "языками искусства", люди получают удоволь­ствие от фильмов А. Тарковского или триллеров, от "бульварной" детективной литературы или поэзии Гете и романов Достоевского, от музыки Шопена или концерта любимой рок-группы. Но чувст­венное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эсте­тического восприятия.

Искусство — явление в культуре не изолированное. Оно находится в гуще других духовно-ценностных форм и испытывает на себе их активное влияние.

Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд "изнутри" в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противо­стоять им в периоды кризисов. Философия разными способами влияла на искусство. Наиболее отчетливо это сказалось в возникновении своего рода философского романа. Это связано с масштабностью его формы, аналитичностью, глубиной мысли. Подобными качествами отличалось творчество О. Бальзака, Л. Толстого, Т. Драйзера, Ф. Достоевского, Т. Манна, Г. Гессе.

Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагива­ет и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характе­ристике взаимодействия науки и искусства. Наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуж­дается. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рацио­нальными методами, а для искусства познание, отражение действительности — это только одна из его граней наряду с другими — эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление не­строгое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объ­ектом естественных наук можно назвать всю природу и человека, как часть этой природы, объектом искусства — человека, его духовность и отношение к миру. Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П.П. Гайденко писала: "Как живопись XV—XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода - к геометрии. Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы". В эпоху Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой пер­спективы, утверждали гуманистические идеалы на холсте, а ученые, всоот­ветствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира (Гали­лей). Противопоставление этих двух способов познания — научного и художест­венного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого: человечество должно осознать существующее противоречие, разрешая его через гуманизацию самой науки.

Существует определенная связь художника с обществом. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы опреде­ленных социальных слоев, групп, классов, партий; взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи. Их отражением была обращенность искусства к Богу в европейской средневековой и восточных культурах, в революционных эпохах оно звало на баррикады, выполняло идеологи­ческие задачи тоталитарной власти. Активное воздействие искусства на общественное мнение возможно потому, что искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно; может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство способно поддерживать открытость системы ценностей, поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Искусство – специфическая форма культуры, связанная со способностью к эстетическому освоению и отображению бытия в образно-символическом ключе при опоре на творческое воображение.

Не столько "разум", сколько способность к художественному творчеству отличает человека от других живых существ. Следовательно, искусство – это художественное творчество, исполненное на высочайшем качественном уровне и имеющее неповторимые, уникальные черты и характеристики. Художественная культура – это область культуры, внутри которой осуществляется и реализуется художественное творчество.

Наиболее существенными и отличительными чертами искусства является связь с переживаниями и эмоциями. Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский (1896 — 1934) определял искусство как "общественную технику чувств…, как совокупность эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбуждать в людях эмоции". Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека уже в античной философии появляется термин "катарсис" (от греч. katharsis – очищение). Аристотель, например, понимал под катарсисом страх и сострадание, результатом которых становится некое облегчение и очищение, связанное с удовольствием. Л. С. Выготский считал, что катарсис может рассматриваться как завершающая фаза сложного психофизиологического процесса восприятия произведения искусства: в психике человека происходит разряд эмоций, нервной энергии, "самосгорание" противоположно направленных "аффектов".

Изучением искусства занимаются философия, эстетика, искусствоведение и литературоведение. Родоначальником истории искусств принято считать Дж. Вазари (1511 – 1574), итальянского живописца и архитектора. Немецкий философ А. Баумгартен (1714 – 1762) в XVIII веке ввел термин "эстетика" для обозначения "науки о чувственном знании". С точки зрения Баумгартена, постигаемое в чувственном знании совершенство и есть прекрасное. Но поскольку единственной областью воплощения прекрасного является искусство, он определил эстетику как науку о прекрасном и условиях воплощения последнего в искусстве.

Искусство зародилось еще в период верхнего палеолита (40 тыс. лет тому назад) как элемент магической и ритуальной практики. Первобытное искусство представляло собой неразрывный синкретический (от греч. synkretismos – соединение) комплекс, единое целое. Искусство становилось средством общения между людьми и представляло обобщенную картину мира в художественных образах.

В XIX — XX вв. появилось несколько теорий происхождения искусств. Ф. Шиллер (1759 –1805), великий немецкий поэт, выдвинул теорию, согласно которой в основе всякого художественного творчества лежит унаследованное от животных стремление к игре. Искусство в целом может рассматриваться как некая условная модель реальной жизни, как "игра в жизнь". Наиболее законченно эта точка зрения отражена в книге голландского культуролога Й. Хейзинги (1872 – 1945) "Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры". Игра, как и искусство, есть непринужденно-свободная и творческая деятельность. Элементы игры проявляются в различных ритуалах, обрядах, присутствуют в празднествах, где непосредственная веселая игра фактически сливается с самой жизнью. Й. Хейзинга в своей книге показал наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке и религии. "Игра-состязание как импульс, более старый, чем сама игра, издревле заполняла жизнь, и подобно дрожжам, побуждала расти формы архаической культуры. Культ разворачивается в священной игре. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой. Мудрость и знание находили свое

выражение в освященных состязаниях… Вывод должен был следовать один: культура в ее древнейших фазах "играется". Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она разворачивается в игре и как игра". Таким образом, игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования.

В античной философии возникла теория, связанная с генезисом искусства, которая носит название "имитативной". В ней утверждается, что в искусстве проявляется инстинкт подражания. Античный мыслитель Демокрит (около 460 – 370 г. до н.э.) считал, что искусство возникает из непосредственного подражания животным. Именно в античности появляется термин "мимезис" – подражание.

Ч. Дарвин и многие его последователи рассматривали искусство как реализацию "инстинкта украшения", средство полового привлечения.

Следовательно, генезис искусства можно рассматривать как проявление различных имитационно-игровых форм поведения или изобразительных фиксаций и их значимых сущностей. На протяжении почти всей истории человечества, вплоть до конца Средневековья, искусство являлось преимущественно отраслью, "обслуживающей" религиозные, политические, образовательные функции, выделившись в самостоятельную сферу деятельности лишь к началу Нового времени.

Различные подходы к возникновению искусства свидетельствуют о множественности его функций:

1) нравственного осмысления и обобщения социального опыта людей;

2) формирования эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощенных в художественных образах;

3) социализации и инкультурации личности, приобщения ее к системе нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения;

4) расширения нравственного опыта, осваиваемого людьми; увеличения числа примеров, культурных образцов, что приводит к социальной регуляции жизни общества; воздействия на сознание людей;

5) создания эстетически организованной среды обитания людей, обогащенной высокохудожественными образцами культурных ценностей.


Искусство как вид творческой деятельности человека тесно связано с другими ее проявлениями: религией, политикой, философией и наукой.

Если рассматривать искусство как некий идеал, к которому стремится человечество, то наиболее тесные контакты сохранены с религией. Это объясняется, прежде всего, тем, что религия и искусство обращаются к самым тонким сторонам человеческой души. Не случайно во время расцвета художественной культуры в эпоху Возрождения именно через религиозные сюжеты утверждались гуманистические идеалы. Как верующий человек, так и художник склонны к глубоким субъективным, интимным переживаниям и каждый поклоняется своему Богу: первый – Создателю, второй – красоте созданного им мира. Иными словами, для религии характерны вера в сверхъестественные силы, почитание их, целая система средств, призванных пробудить религиозный экстаз. Для искусства характерны восхищение и поклонение реальному миру и стремление отразить его в художественных образах для пробуждения эстетического экстаза.

Проблема взаимодействия искусства и политики намного сложнее, чем взаимодействие с религией, которое представляет собой форму общественного сознания, связанная неким внутренним единством и обогащающие друг друга. Эстетическое и религиозное чувства способствуют объединению огромных масс людей, в то время как политика служит интересам отдельных групп (наций, партий, классов и т.п.), препятствуя созданию единства всего человечества. Искусство служит средством проведения идеологических установок для тех или иных политических партий. Примером может слу

жить метод социалистического реализма, утвержденный в качестве догмы, служащий средством театрализации политической и общественной жизни.

Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Искусство, так же как и философию, можно назвать самосознанием культуры. Это как бы художественный взгляд "изнутри" в рамках какой-либо культурной эпохи. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, передавал не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противостоять им в период кризисов. Таково соотношение философии и искусства.

Взаимодействие науки и искусства затрагивает и отражает особенности творческого мышления. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами. Для нее характерны: строгое логическое мышление и наднациональность. Искусство мыслит метафорически, опираясь на чувственные образы художника и национальные особенности его культуры. Любая ценность науки измеряется практическими целями: с одной стороны – это создание компьютера, а с другой – оружие уничтожения. Высшая ценность культуры заключается в познании человека. В современном мире наука, мощными темпами рационализируя человеческий труд, в то же время "роботизирует" человека. Подавляя другие формы истин, наука ограничивает возможности духовного развития человека, косвенно контролирует систему человеческих ориентиров, что ведет к формированию "одномерного человека", т.е. узкого и глубокого специалиста. Данное глубокое противоречие не разрешится до тех пор в истории человечества, пока оно не выполнит древний завет: "Познай самого себя!"

Искусство и техника на первый взгляд кажутся совершенно различными сферами творческой деятельности человека. В XX веке наиболее остро актуализируется проблема соотношения искусства и техники. Как технологическая основа "массовой культуры" данный союз способствовал сохранению, неограниченному тиражированию и широкому распространению литературы, изобразительного искусства, музыки и т.п. Плодотворным результатом взаимодействия техники и искусства было изобретение аппаратов, способствующих появлению новых, "технических" видов искусства ( художественная фотография, кино, телевидение и т.п.). Таким образом, взаимодействие искусства и техники, приводящее к появлению новых синтетических жанров и видов, способствует расширению традиционного искусства.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСКУССТВ —взаимное соприкосновение и влияние различных видов искусства друг на друга в процессе их исторического развития. В художественной культуре каждой страны и эпохи виды искусства существуют и развиваются не изолированно, а во взаимосвязи друг с другом. Как правило, в каждую историческую эпоху доминировал тот или иной вид искусства, влияя на другие и накладывая на них свой отпечаток.

В Италии эпохи Возрождения доминировала живопись, в Германии XVIII—XIX вв.— музыка, в России, Франции и Англии XIX в.— литература. Это определяло своеобразие художественной культуры в целом, создавало благоприятную почву для влияний доминирующего искусства на другие (изобразительные тенденции в итальянской музыке XVI в., музыкальный характер немецкой романтической поэзии, литературные влияния в русской живописи и музыке XIX в. и т. д.). Но и при гармоничном развитии всех искусств между ними возникают взаимодействия.

Каждое из искусств способно художественно познавать сущность жизни, человеческих отношений, общественного развития, т. е. отражать мир в целом. Вместе с тем каждый вид искусства одновременно нуждается в помощи других, ибо возможности непосредственного отображения действительности у него ограничены. В этой диалектике общего и специфического в художественной сфере коренится основа процессов взаимодействия между искусствами, которые происходят в развитии художественной культуры на всех этапах ее истории.

При всей специфичности изобразительно-выразительных средств отдельных искусств между ними существует связь, выражающаяся и в том, что они подчинены некоторым общим закономерностям, и в том, что в определенных условиях те или иные искусства могут пользоваться средствами других искусств.

Для художественной культуры общества, выполняющей задачу всестороннего и гармоничного развития личности, одной из ведущих закономерностей является тенденция к развитию видов искусств как единой системы. Взаимодействие между ними служит расширению горизонтов каждого из искусств, углублению художественного познания мира.

Читайте также: