Дети с нарушением слуха классификация кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха;

Глухота и тугоухость.

Классификации нарушений слуха

Рахиль Марковна Боскис:

Степень потери слуха

Время потери слуха

Уровень развития речи.

В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей:

Глухие (неслышащие ): дети со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею:

Ранооглохшие: дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних этапах его развития. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные, резкие звуки.

Позднооглохшие: дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована.

Слабослышащие (тугоухие): дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха:

с сохранным интеллектом.

Лев Владимирович Нейман:

Выделяет 4 группы в зависимости от объёма воспринимаемых частот:

1 группа: глухие дети, воспринимающие самые низкие частоты (125-150 Гц). Эти дети не различают каких-либо звуков речи и реагируют либо на очень громкий голос у самого уха, либо на интенсивные звуки на близком расстоянии (крик).

3 группа : дети, воспринимающие звуки в диапазоне низких и средних частот, от 125 до 1000 Гц.

4 группа : дети, воспринимающие частоты от 1250 до 2000 Гц.

Дети, относящиеся к 3 и 4 группе, различают менее интенсивные и разнообразные по частоте звуки на близком расстоянии.

Слабослышащие дети в зависимости от величины (500-4000 Гц) относятся к тугоухим в различной степени:

1 степень : менее 50 дБ

2 степень : 50-70 дБ

3 степень : более 70 дБ.

Международная медицинская классификация:

1 степень тугоухости : менее 40 дБ

2 степень : 40-55 дБ

3 степень : 55-70 дБ

4 степень : 70-90 дБ

Снижение слуха более, чем на 90 дБ – глухота .

Борис Сергеевич Преображенский:

Все причины и факторы нарушения слуха следует разделить на три группы:

1) наследственная глухота или тугоухость;

2) врожденное нарушение слуха (факторы, воздействующие на
развивающийся плод во время беременности матери);

3) приобретенное нарушение слуха (факторы, действующие на
сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни).

Автором педагогической классификации детей с нарушением слуха является P.M. Боскис. В основу своей классификация автор предложила критерии, учитывающие своеобразие развития детей:

1) время возникновения нарушения слуха;

2) степень поражения слуховой функции;

3) уровень развития речи при данной степени поражения слухо
вой функции.

Учет этих критериев позволяет выделить такие группы детей с нарушением слуха:

• глухие (неслышащие) без речи (ранооглохшие);

• глухие (неслышащие), сохранившие речь (позднооглохшие);

• слабослышащие с развитой речью;

• слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

Неслышащие и слабослышащие различаются по способам восприятия речи и условиям ее формирования: первые овладевают зрительным и слухозрительным (с помощью специальных технических средств) восприятием словесной речи только в процессе обучения. Вторые - могут самостоятельно овладевать восприятием речи разговорной громкости на слух.

Всех детей с нарушением слуха по степени поражения слуховой функции подразделяют на две основные группы.

1. Глухие (неслышащие) дети - это дети с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Эти дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве. У большинства неслышащих детей имеется остаточный слух, и они могут воспринимать только очень громкие звуки (силой от 70-80 дБ).

Среди неслышащих детей различают: а) неслышащих без речи (ранооглохгаих); б) неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглох'ших).

Глухота вызывает более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмоций, чувств, характера и других сторон личности. Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка.

Средством общения со слышащими являются естественные жесты, между собой неслышащие люди общаются с помощью мимико-жестикуляторной речи.

К позднооглохшим относятся дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е, в 2-3-летнем и более позднем возрасте.

Потеря слуха у позднооглохших детей может быть разной. У них может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают обращенную к ним речь. Иногда это ведет к полному отказу ребенка от общения и даже к психическому расстройству. Проблема состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать устную речь.

Потеря имеющейся речи, как правило, происходит постепенно и характеризуется рядом особенностей: появляются слова и фразы с фонетическими и грамматическими искажениями, возникает смазанность речи. При потере слуха в раннем дошкольном возрасте без своевременного оказания помощи ребенку и его родителям речь распадается очень быстро.

Среди основных особенностей неслышащих детей исследователи называют:

• задержку в развитии локомоторных функций (около 70% начинают позже держать голову, сидеть, стоять, ходить (разрыв по сравнению с нормой составляет 2-3 месяца));

• неспособность самостоятельного овладения речью и невозможность ее формирования без специального образования (дети становятся глухонемыми);

• наличие остаточного слуха у большинства неслышащих;

• недостаток слуховых впечатлений и как следствие обедненмость внутреннего мира ребенка;

• ограниченные возможности в овладении словесной речью как средством общения и познания окружающего мира негативно влияют на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой
сферы и др.;

• использование естественных жестов в качестве средства общения со слышащими и мимико-жестикуляторной речи как средства общения между собой;

• опережение понимания речи по сравнению с формированием возможности собственного высказывания в устной, дактилыюй или письменной форме.

Уровень и характер речевого развития при нарушении слуха обусловлены такими причинами как степень нарушения слуха, время возникновения слухового нарушения, педагогические условия развития ребенка после наступления нарушения слуха, индивидуал ь-ные особенности ребенка.

Специальное обучение позволяет неслышащим детям овладеть словесной речью, расширить возможности общения со слышащими и способствует развитию личности.

2. Слабослышащие (тугоухие) дети - это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, по сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать 'звуки громкостью от 20-50 дБ, и если он слышит звуки только громкостью 50-70 дБ.

Основными особенностями слабослышащих детей являются:

• нарушение многих функций и сторон психики, определяющих
| ход развития личности ребенка;

неполноценный слух обусловливает речевое недоразвитие, изменяющее ход общего развития, и осложнение социального взаимо-жтвия ребенка;

• развитие речи имеет замедленный поступательный характер и юдчинено особым закономерностям (А.А. Комарова).

У слабослышащих детей наиболее частыми являются следуго-дие нарушения речи:

• бедность лексического запаса;

• недостаточное усвоение звукового состава слова;

• неточное понимание и неправильное употребление слов;

• ограниченное понимание как устной речи, так и читаемого тек-га.

Следует помнить, что даже незначительная степень понижения Чуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма и Зычных условиях обучения.

Если слабослышащий ребенок идет в массовую школу, он непременно испытывает затруднения, основные из которых:

• затрудненное усвоение первоначальной грамоты (чтения и
письма);

• специфические ошибки в диктанте и самостоятельном письме;

• трудности понимания объяснений учителя;

• затруднения при пользовании учебником вследствие недостаточмого понимания читаемого текста.

Таким образом, для социальной интеграции детей с нарушением слуха очень важным является как можно более раннее специальное образование, направленное на повышение уровня функционирования.

Глухота и тугоухость - это два самых серьезных заболевания, связанных с нарушением слуха. Рассмотрим подробнее, что они из себя представляют.

Под глухотой понимается полное отсутствие или очень значительное понижение слуха. Главным признаком, отличающим ее от тугоухости, является невозможность восприятия речи окружающих.

Самый суровый диагноз - это абсолютная глухота , но она в нашей жизни встречается достаточно редко, обычно у человека сохраняется возможность слышать очень громкие звуки, даже встречаются случаи, когда больной может воспринимать некоторые хорошо знакомые слова, при условии, что они произносятся громко и около самого уха.

Различают два вида глухоты: врожденную и приобретенную. Болезнь считается врожденной, в случаях:

если поражения органов слуха произошло во время родов, например, по причине кровоизлияния или острой кислородной недостаточности у ребенка;

если она вызвана недоразвитием внутреннего уха или слухового нерва. Оно может быть наследственным, или же быть результатом перенесения инфекционной болезни матерью во время беременности. Повышенный риск возникновения патологии у плода несут такие заболевания, как корь, грипп, паротит эпидемический и другие. Также причиной нарушения слуха у ребенка часто является злоупотребление матерью алкоголем.

Приобретенная глухота в нашем мире встречается все чаще, во многом это связано с нашим образом жизни. Вот несколько причин, из-за которых она может развиться:

воспаление среднего уха, внутреннего уха, слуховой зоны головного мозга, слухового нерва;

инфекционное заболевание: менингит, корь, скарлатина, грипп и другие;

негативные воздействия окружающей среды - шум, вибрации, пары металла;

физические травмы и другое.

Особенное значение имеет глухота у детей , ведь нарушения слуха в период становления и развития речи ребенка может привести еще и к немоте.

Также стоит отметить, что глухота может обрушиться на человека внезапно (острая форма), а может развиваться постепенно. Однако результат и в том и другом случае - это потеря слуха.

Тугоухостью в медицине называют снижение слуха, но как уже было сказано выше, в отличие от глухоты при ней человек все еще может распознавать человеческую речь.

Различают несколько видов тугоухости: кондуктивную, сенсоневральную и смешную.

Кондуктивная - это такая тугоухость, при которой проблемы со слухом вызваны причинами, не связанными с внутренним ухом. Такая форма поддается медикаментозному, или хирургическому лечению, или же легко исправляема с помощью несложного слухового аппарата, усиливающего звуки.

Причиной сенсоневральной тугоухости, или как ее еще называют нейросенсорной, является нарушение преобразования механических колебаний в электрические импульсы, вызванная в большинстве случаев поражением волосковых клеток улитки уха. Такая тугоухость необратима. Печально, но именно, она является наиболее распространенной.

Смешанная форма сочетает в себе признаки двух выше причисленных, и представляет собой кондуктивную тугоухость с поражением внутреннего уха.

Для определения тяжести заболевания проводится специальное обследование - аудиометрия. Выглядит оно примерно так: человеку дают прослушать по очереди звуки основных частот различной силы. Если человек слышит звуки уже при силе 25 дБ, то слух у него нормальный, если при 40 дБ - то у него легкая тугоухость, если только при громкости звука 90 дБ - то человек, страдает тяжелой формой тугоухости.

При выявлении у человека таких заболеваний, как тугоухость и глухота, в 90 случаях из ста, помочь жить ему нормальной жизнью может слухопротезирование .

Классификация детей с нарушением слуха

а) Нормальный слух. Слуховой порог для звуков любой частоты в норме по данным тональной аудиометрии не превышает 20 дБ.

б) Легкая тугоухость у ребенка. Для легкой тугоухости характерно повышение слухового порога более 20 дБ вплоть до 40 дБ на всем частотном диапазоне. Такое нарушение слуха обычно не вызывает задержки развития речи у ребенка с нормальными умственными способностями.

Кондуктивная тугоухость обычно поддается лечению. При нейросенсорной тугоухости лечение индивидуально и состоит в применении слуховых аппаратов в сочетании с тренировкой речи, проводимой сурдотерапевтом. Индивидуальное обучение и тренировка слуха не показаны.

в) Умеренная тугоухость. При умеренной тугоухости слуховой порог в основном частотном диапазоне речи (250-4000 Гц) составляет 40-60 дБ. Это значительно затрудняет понимание речи, что приводит к задержке развития речи. Такое нарушение слуха является абсолютным показанием к применению слуховых аппаратов, и дети нуждаются в специальном воспитании и обучении у сурдолога.

Вначале они должны посещать специальную школу, где обучаются глухие дети, но в дальнейшем они могут ходить в обычную школу при условии, что будут пользоваться слуховым аппаратом и что умственное развитие у них протекает нормально.

Классификация степени нарушения слуха

г) Тяжелая тугоухость. При тяжелой тугоухости слуховой порог для основного частотного диапазона речи превышает 60 дБ и наиболее выраженное снижение слуха отмечается на частоте 1000 Гц. При условии нормального интеллектуального развития ребенка применение слуховых аппаратов необходимо, так как даже при минимальном остаточном слухе с помощью электроакустических методов и раннего обучения у сурдолога можно добиться вполне удовлетворительного речевого общения.

Эти дети должны посещать специальные школы для глухих. Им необходимо в течение нескольких лет учиться читать по губам для зрительной компенсации нарушенного слуха.

д) Двусторонняя полная глухота у ребенка. Эта форма нарушения слуха встречается редко. Даже у почти полностью глухих лиц часто сохраняется остаточный слух, который можно выявить с помощью электроакустического исследования и высокоэффективных слуховых аппаратов. Ребенок с такой формой нарушения слуха должен обучаться в специальной школе для глухих. В этих школах знаковую систему обучения часто заменяют речью: обучение артикулируемой речи осуществляют на основе ощущения вибрации и тренировок чтения по губам отчасти непосредственно, а отчасти с помощью видеоматериала.

В отдельных случаях как детям, так и взрослым можно вживить улитковый имплантат, который включает в себя многоканальный улитковый протез.

е) Дети с множественными дефектами развития. Особую группу лиц с нарушенным слухом составляют дети с отставанием в умственном развитии, отклонениями в поведении, обширными органическими поражениями головного мозга или отставанием двигательного развития, отрицательно сказывающимися на способности говорить. Для лечения таких детей необходимы сложные программы, реализуемые многопрофильным коллективом врачей, включающим отолога, фониатра, невропатолога, детского психиатра, психолога и дефектолога.

ж) Нарушение фонации и речи, связанное с глухотой. Глухота у детей в основном нарушает способность к общению, но она вызывает дезадаптацию и у взрослых. Для вербального общения при сохранном слухе необходим как нормальный голосовой аппарат, так и нормальная речь, а также обратная связь через слуховое восприятие.

Нарушение речи у детей с врожденной глухотой или у потерявших частично или полностью слух в более позднем периоде жизни называется отогенной дислалией.

Классификация степени потери слуха

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для правильной организации обучения и воспитания детей с различными выраженными отклонениями слуха необходима точная классификация нарушений слуха. Ведь для детей с различной степенью тугоухости нужны особые методы обучения, в частности для определения типа учреждения, в котором должен обучаться такой ребенок.

Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших. Основой данной классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р. М. Боскис).

Глухие (неслышащие). У таких детей степень потери слуха лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Стоит отметить, что если не обучать речи специальными средствами, то они становятся немыми - глухонемыми. Но все-таки у большинства таких детей остается остаточный слух.

Среди них выделяют:

рано оглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки;

позднооглохших. Это дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ. 5

Слабослышащие (тугоухие) - дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащие, по сравнению с глухими людьми, имеют больший потенциал в плане реабилитации.

Слабослышащих делят на 4 степени тугоухости:

1-я степень - снижение слуха в пределах 25-40 дБ (человек, с такой потерей слуха с трудом распознает тихую речь и беседы, но справляется в тихой обстановке);
2 степень - 40-55 дБ (трудности в понимании беседы, особенно когда присутствует шум на заднем плане. Повышенная громкость необходима для ТВ и радио);
3 степень -55-70 дБ (значительно задета чистота речи. Речь должна быть громкой, возможны трудности при групповой беседе);
4 степень -70-90дБ (значительная потеря слуха - не слышит нормальную разговорную речь. Трудности при распознавании даже громкой речи, способен понимать крик и преувеличенно четкую и громкую речь).
0 - 25 дБ считается, что потери слуха нет. У человека нет трудностей в распознавании речи. 6

Позднооглохшие - это дети с постлингвальной глухотой. Например, дети, потерявшие слух уже после того, как овладели речью (от 2-3 лет),а также все взрослые, потерявшие слух в позднем возрасте (от 16 лет и более). При чем потеря слуха бывает разная от тотальной (глухота) до близкой к той, что наблюдается у слабослышащих.

При этом необходимо учесть, что у глухих и слабослышащих детей помимо нарушений слуха могут встречаться следующие виды нарушений:

- нарушения деятельности вестибулярного аппарата;

- разные варианты нарушения зрения;

- минимальная мозговая дисфункция, приводящая к первичной задержке психического развития;

- обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению;

- нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебральному параличу или другим изменениям в регуляции двигательной сферы;

- локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корковых и подкорковых образований);

- заболевания центральной нервной системы и всего организма, ведущие к психическим заболеваниям (шизофрении, маниакально-депрессивному психозу и др.);

- тяжелые заболевания внутренних органов - сердца, легких, почек, пищеварительной системы и др., ведущие к общему ослаблению организма;

- возможность глубокой социально-педагогической запущенности. 7

Особенности развития детей с нарушениями слуха

Рассмотрим общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушениями слуха, которые проявляются в процессе становления конкретных познавательных процессов.

- процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. 8

У детей с нарушенным слухом основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Например, когда ребенок получает информацию при помощи считывания с губ, ему необходима полная сосредоточенность на лице собеседника. Через некоторое время это приводит к утомлению и потере устойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению количества ошибок.

Продуктивность внимания у глухих школьников в большой степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала. Поэтому при обучении детей с нарушенным слухом необходимо использовать как можно больше различных средств наглядности. Но при этом одни из них должны быть направлены на привлечение непроизвольного внимания (яркая картина, например), другие — на развитие внимания произвольного (схемы, таблицы).

Стоит отметить, что наибольший темп развития произвольного внимания приходится у детей с нарушенным слухом на подростковый возраст, в то время как у слышащих оно формируется на 3 — 4 года раньше. Более позднее становление высшей формы внимания связано и с отставанием в развитии речи.

Ощущения и восприятие

Ощущение - построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними.

Восприятие - целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека. Включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Восприятие связано с мышлением, памятью, вниманием и включено в процессы практической деятельности и общения.

В развитии всех видов восприятия у детей с нарушениями слуха имеются определенные особенности. Рассмотрим различные виды восприятия.

Зрительное восприятие

Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия. Ведь это главный источник представлений об окружающем мире. Человек с нарушениями слуха может воспринимать речь говорящего при помощи именно зрительного восприятия. Например, дактильная речь требует от неслышащих людей тонкое и дифференцированное восприятие мимики и жестов, изменения положений пальцев руки; движений губ, лица и головы. Следовательно, необходимо раннее развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха в единстве с обучением речи.

Стоит отметить, что зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей (Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, К.И. Вересотская), а в ряде случаев развиты лучше. Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок.

Слышащие дети чаще, чем глухие, путают и смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый. Глухие дети более тонко дифференцируют оттенки цветов. Рисунки глухих детей содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Более полными оказываются и рисунки по памяти. Глухим детям труднее даются рисунки, которые выражают пространственные отношения. (Л.В. Занков, И.М. Соловьев). У глухих аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим.

Кинестетические (двигательные) ощущения и восприятия

Статические ощущения и восприятия – ощущение положения своего тела в пространстве, сохранение равновесия. Данные ощущения формируются с опорой на зрительный и слуховой анализаторы. Наблюдается ряд особенностей у людей с нарушениями слуха, например, у них страдает функция удерживания равновесия. При сохранении равновесия у глухих наблюдаются такие особенности, как изменение походки при закрытых глазах: отличается неуверенность, качание из стороны в сторону, расстройство походки и т.д

Кинестетические ощущения и восприятия. У неслышащих детей наблюдается нарушение координации движений, точности, трудность удержания заданного ритма движений, ловкости движений, замедленность реакций, движения неуверенные и неловкие. Не только проблемы со слухом, но и недоразвитие речи являются причинами сложности в формировании кинестетических ощущений. Речевая информация участвует в формировании всех видов деятельности человека, в том числе и движений. При объяснении механизмов движений включение словесной речи позволяет более точно дифференцировать движения, осуществлять их анализ. Именно поэтому большинство детей с нарушениями слуха позже срока начинают держать голову, сидеть, стоять и ходить, имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата и т.д. Отмечена замедленная, по сравнению со слышащими, скорость выполнения отдельных движений, что влияет на темп деятельности в целом. Так же у детей с нарушениями слуха вследствие более позднего формирования словесной речи развитие произвольной регуляции движений задерживается.

Кожная чувствительность детей с нарушениями слуха

Кожные ощущения возникают при непосредственном контакте предмета с кожей. Из всех видов кожных ощущений для компенсации нарушений слуха наибольшее значение имеют вибрационные ощущения.

Вибрационная чувствительность служит для познания свойств предметов, заменяя слух. При этом данные ощущения позволяют еще и ориентироваться в пространстве, давая возможность судить о явлениях, удаленных от человека. С помощью вибрации неслышащий человек воспринимает музыкальные звуки и может различать мелодии и даже полностью воспринимать сложные мелодии.

Развитие вибрационной чувствительности имеет большое значение для овладения устной речью, ее восприятием и произношением. Некоторые из вибраций, возникающих при произнесении слов, улавливаются глухим ребенком при прикладывании ладони к шее говорящего, при поднесении ладони ко рту, при использовании специальных технических средств, при этом неслышащие дети лучше воспринимают такие компоненты речи, как темп и ритм, ударения. Вибрационные ощущения помогают глухому осуществлять контроль за собственным произношением.

С помощью осязания осуществляется познавательный процесс, в котором принимают участие кожные и двигательные ощущения.

У детей с нарушениями слуха наблюдаются те же тенденции в развитии осязания, что и у детей с нормальным слухом, но отмечается значительное отставание, особенно в развитии сложных видов осязания. Особенно это видно у детей младшего возраста, которые еще не могут пользоваться этим сохранившимся анализатором.

- одна из важнейших психических функций, напрямую зависящая от слуха.

Вокруг нас всегда много разнообразных звуков: природных, речевых, музыкальных. Слух имеет огромное значение для развития человека. Поэтому у ребенка лишенного слуха крайне затруднено познание окружающей действительности, явлений природы и общественной жизни.

Формирование речи у глухих происходит по тем же законам, что и у нормально слышащих, но отличается значительным своеобразием. В зависимости от степени и времени поражения слуха формирование речи идет различными путями.

Дактильная речь - ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и со всеми, знакомыми с дактиологией. Дактильные знаки заменяют буквы, по очертанию напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов (напр.: о, м, п, ш).Основным минусом такого вида речи является ее небольшая скорость по сравнению с устной речью. Так же дактильную речь очень трудно воспринимать, необходимо быть очень внимательным, чтобы правильно различать дактили.

Чтение с губ - это сложный процесс зрительного восприятия устной речи по видимым движениям речевых органов. Он возможен тогда, когда звуки русского языка соответствуют зрительному образу фонемы, то есть каждый звук можно увидеть на губах человека.

Чтение с губ включает в себя 3 компонента:

зрительный - это зрительное восприятие звуков речи.

речедвигательный - это отраженное сопряженное проговаривание вслед за

говорящим человеком, что позволяет правильно понимать воспринимаемый материал.

мыслительный - осмысление воспринимаемого материала за счет включения

механизмов коррекции и прогнозирования и за счет учета ситуации и контекста разговора.

Коррекция – исправление воспринятого материала за счет понимания последующего.

Прогнозирование – когда предыдущая информация позволяет предугадывать появление последующей.

Жестовая речь. Долгое время жестовый язык считался примитивным. И только недавно, в течение двух последних десятилетий, по результатам научных исследований в мире доказано, что жестовый язык обладает всеми лингвистическиими признаками настоящего языка. Это не жаргон и не пантомима.

Жестовый язык глухих возник не как копия словесного языка. Это самостоятельный язык, созданный самими глухими для общения между собой. Значения жестов необязательно совпадают со значениями слов. Жестовый язык имеет собственную грамматику - она непохожа на словесную. Глухие выражают свои мысли определёнными грамматическими конструкциями жестов.

Среди глухих существует еще один вид коммуникации - так называемая "калькирующая жестовая речь" (КЖР). Она внешне совпадает с жестовой речью, принадлежащей жестовому языку. КЖР тоже имеет жесты, но к жестовому языку не имеет прямого отношения.

— одна из психических функций в умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Образная память

Процесс запоминания у глухих детей так же, как у слышащих, опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержанным ранее. В то же время специфические особенности зрительного восприятия глухих влияют на эффективность их образной памяти, в окружающих предметах и явлениях они отмечают часто несущественные признаки.

Словесная память

В развитии данного вида памяти у детей с нарушениями слуха наблюдаются большие сложности, поскольку даже в условиях специального обучения отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в развитии словесной памяти.

Таким образом, память глухих детей совершенствуется в ходе формирования словесной речи, в процессе игровой и учебной деятельности.

— это познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. В настоящее время достаточно четко охарактеризованы три основные стадии развития детского мышления. Это наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление обязательно включает в себя внешнее действие с предметом, при этом ребенок использует различные предметы в качестве средств для достижения цели. Роль речи в данном виде мышления мала.

В переходе к следующей стадии — наглядно-образному мышлению — важная роль принадлежит речи. Усваивая обозначения предметов, их признаков, отношений, ребенок приобретает способность осуществлять мысленные действия с образами этих предметов. Глухие дети, особенно до усвоения словесной речи и даже в процессе овладения ею, длительное время продолжают оставаться на стадии наглядно-образного мышления. В этом проявляется одна из диспропорций их психического развития — превалирование наглядных форм мышления над понятийными.

Полноценное наглядно-образное мышление служит фундаментом для формирования словесно-логического мышления. Развитое наглядно-образное мышление подводит детей к порогу логики, позволяет создавать обобщенные модельные представления, на которых будет строиться формирование понятий. В связи с более поздними сроками формирования наглядно-образного мышления, с замедленным развитием словесной речи у глухих детей переход на стадию словесно-логического мышления происходит в течение более длительного времени, завершается к семнадцати годам и даже позднее (Т. В. Розанова).

Таким образом, в основе психического развития детей с нарушенным слухом лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Выделенные особенности психического развития детей оказывают негативное влияние на усвоение ими знаний и навыков в различных сферах жизни.

В данной работе рассматриваются категории детей с нарушениями функций слухового анализатора, этиология нарушений слуха, строение слухового анализатора. Приводятся 2 классификации детей с нарушениями слуха: медицинская Л.В.Неймана и педагогическая Р.М.Боскис. Уделено внимание состоянию моторики и психических процессов у данной категории детей. Особое внимание уделено нарушению речевого развития, а также формированию всех компонентов речи. Рассматривается эмоционально-волевая и личностная сфера детей с нарушениями слуха.

ВложениеРазмер
narushenie_sluha_u_detey.odt 19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение города Москвы

«Городской психолого-педагогический центр

Нарушение слуха у детей: этиология, классификации, формирование компонентов речи, эмоционально-волевой и личностной сфер.

К атегории детей с нарушениями функций слухового анализатора

К категории лиц с нарушением функций слухового анализатора относятся неслышащие (глухие), позднооглохшие и слабослышащие.

Глухие — лица с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, в результате которого невозможно разборчивое восприятие устной речи; это нарушение является врожденным или приобретенным до того, как у них сформировалась речь.

Позднооглохшие — лица с глубоким, стойким нарушением слуха, возникшем после того, как речевая функция была сформирована (после 3 лет и старше).

Слабослышащие - лица с частичным, в разной степени выраженным снижением слуховой функции, в результате, которого затруднено восприятие устной речи.

Этиология нарушений слуха

Этиология нарушений слуха может быть связана как с экзогенными, так и с эндогенными факторами.

В происхождении экзогенных форм нарушений слуха большую роль играют инфекционные заболевания матери во время беременности, особенно в первые 3 месяца: краснуха, корь, гепатит , а так же врождённый сифилис, токсоплазмоз . Среди постнатальных инфекций - это корь, скарлатина, эпидемический паротит, менингит, менингоэнцефалит . Одной из важнейших причин нарушений слуха у детей считаеся отит.

Генетические факторы, большей частью связанные с наследственной патологией.

О генетических факторах необходимо рассказать подробнее, так как нарушения слуха большей частью связаны с наследственной патологией. Более 50% глухоты и тугоухости считаются наследственно обусловленными. Некоторые наследственно обусловленные дефекты слуха являются прогрессирующими. Особенно актуальна закономерность нарушения слуха в результате медикаментозного лечения определенными антибиотиками при наличии наследственной предрасположенности. Также неблагоприятное воздействие на слух могут оказать такие медикаментозные препараты, как стрептомицин и хинин.

Особуя роль в возникновении нарушений слуха играет ядерная желтуха новорождённых, обусловленная несовместимостью крови матери и ребенка по резус-фактору . При ядерной желтухе возникает билирубиновая интоксикация организма новорожденного, к которой крайне чувствительны слуховые нервы. В данной ситуации может развиться неврит слухового нерва, характеризующийся прогрессирующим снижением слуха, вплоть до полной глухоты.

Строение слухового анализатора

Периферический отдел слухового анализатора состоит из 3 отделов:

  1. Звукоулавливающий отдел: ушная раковина, наружный слуховой проход.
  2. Звукопроводящий отдел: барабанная полость, слуховые косточки.
  3. Звуковоспринимающий отдел: кортиев орган и улитка.

При повреждениях звукопроводящего отдела слухового анализатора возникает тугоухость. При повреждении воспринмающего отдела — возникает глухота.

Классификации детей с нарушениями слуха

Клиническая классификация Л.В.Неймана

3 степени тугоухости:

1 степень — снижение слуха не более 50 дБ, восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1 метра.

2 степень — снижение слуховой функции не более 70 дБ, восприятие устной речи на расстоянии не более 1 метра.

3 степень — снижение слуховой функции не более 80 дБ, восприятие речи около ушной раковины.

4 группы глухоты

1 группа — восприятие частот в диапазоне 125-2000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости на небольшом расстоянии, различают почти все гласные и некоторые согласные.

2 группа — восприятие частот в диапазоне 125-1000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости около ушной раковины, различают 3-4 гласные.

3 группа — восприятие частот в диапазоне 125-500 Гц, реагируют на громкий голос около ушной раковины, различают сильные гласные О,У.

4 группа — восприятие частот в диапазоне 125-250 Гц, реагируют на громкие звуки неречевого происхождения.

Педагогическая классификация Р.М.Боскис

1 группа — глухие:

2.1. Дети, овладевшие речью;

2.2. Дети, не овладевшие речью.

2 группа — слабослышащие:

  1. С легким нарушением речи;
  2. С тяжелым нарушением речи.

Глухие и слабослышащие отличаются по способу овладения речью: у глухих речь формируется, а у слабослышащих — развивается.

Двигательная сфера у глухих с приобретенным дефектом в 70-90% случаев характеризуется нарушением функции вестибулярного аппарата, что влияет на координацию движений и препятствует усвоению навыков пространственной ориентировки. Характерная походка глухих — это сильное шарканье ногами, недостаточная устойчивость походки. Движения у глухих замедлены, неловки, напряжены, отмечаются трудности переключения на новое движение, потеря равновесия.

Состояние психических процессов

Специфические особенности психических процессов у детей с нарушениями слуха и речи проявляются в целом ряде функций. В процессах мышления (анализ и синтез) резко выступают дефекты в области отвлеченного мышления, освоения обобщающих понятий:

У детей с недостатками слуха недостаточно развито осмысление последовательности событий, причинно-следственных зависимостей. Затруднения в овладении речью приводят к отставанию формирования перцептивных обобщений, трудностям выделения и фиксации отдельных свойств предметов. Вследствие чего страдает формирование предметных представлений, возникают трудности их актуализации. Но важно отметить, что развитие мышления проходит те же стадии, что и мышление слышащего! У детей с нарушениями слуха отмечается низкая память в отношении абстрактных чисел и понятий. Запоминание же конкретных образов находится на высоком уровне. При сравнении моторной и зрительной памяти можно отметить, что лучше развита моторная. Это объясняется тем, что она базируется на подражательности.

При отсутствии специальных занятий обычно наблюдается отставание впсихическом развитии: задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного внимания, возникают специфические трудности формирования логического мышления. Но даже при условии спецобучения, все равно остается некоторое своеобразие мышления: определенная наивность, неумение выделить существенные признаки социальных явлений.

Нарушение речевого развития

В первые месяцы жизни у детей с нарушением слуха отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, проявляющийся во вздрагивании и зажмуривании глаз. При плаче ребенок с нарушением слуха не замолкает на голос взрослого, как это делает нормально слышащий ребенок. Также не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы. Гуление у детей с нарушением слуха появляется как и в норме в 2-3 месяца. Ребенок на положительные стимулы издает несложные звуковые комплексы. Но в отличие от нормы гуление не усложняется и не переходит в лепет. Ребенок с нарушением слуха к 6 месяцам употребляет только задненебные и горловые звуки, тогда как у слышащих детей появляются слоги. Развитие речи останавливается на этапе гуления, если не будет проводиться специальная работа.

Формирование компонентов речи у неслышащих детей

Фонетико-фонематическая сторона речи.

При коррекции звукопроизношения у неслышащих детей осуществляется опора на сохранные функции: зрением он улавливает движения речевых органов, при помощи осязания оценивает присутствие и степень интенсивности вибрации голосовых связок. Контроль правильности собственного произношения осуществляется теми же анализаторными системами, а также кинестетическими речевыми ощущениями. Подобная замена слуха зрением, осязанием и кинестетическими ощущениями не является полным эквивалентом слуха. Речь ребенка с нарушением функций слухового анализатора отличается от речи слышащего прежде всего недостатком голосовых модуляций и значительным количеством дефектов звукопроизношения. Практически не поддается формированию эмоциональная выразительность речи, так как сохранные анализаторы не могут воспринять эту характеристику речи. Отсюда монотонность и скандированность речи. При разговоре неслышащие постепенно повышают голос или понижают его. Вследствие неумелого пользования голосом происходит быстрое утомление, возникают парезы гортанных мышц, хрипота, узелки на связках. Также формируется неправильный тип дыхания: речь прерывается частыми вздохами.

Лексико-грамматический строй речи.

Формирование лексико-граммтического строя речи идет очень медленно. Словарный запас у неслышащих ограничен, отмечаются неточности употребления слов, идет расширение значения слов. Особую сложность вызывает употребление слов с отвлеченным значением. Происходит грубое искажение звуко-слоговой структуры слов.

Степень выраженности речевого дефекта зависит от степени снижения слуховой функции. При небольшом снижении слуха есть возможность самостоятельно овладеть речью. Но в речи такого ребенка будут отмечаться грубые отклонения:

  • смазанность артикуляции;
  • слабая модулированность;
  • смешение глухих звуков со звонкими;
  • смешение шипящих и свистящих звуков;
  • смешение твердых и мягких звуков;
  • бедность словарного запаса;
  • ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию;
  • аграмматизмы.

Полное отсутствие слуха без специального обучения приводит к немоте.

Для неслышащих детей характерно более раннее овладение исьменной речью по сравнению со слышащими. Это происходит потому, что овладеть письменной речью и пользоваться ею неслышащему легче, чем устным общением. Дактильная речь, которую быстро усваивают глухие, имеет черты как устной так и письменной речи. Но дактильная речь имеет свои недостатки: замедление речевого процесса, отсутствие видимых следов дактильных знаков.

Уже с ранних этапов развития у неслышащих детей отмечаются характерные особенности:

Для многих неслышащих детей характерны следующие особенности:

  • повышенная психическая истощаемость;
  • эмоциональная возбудимость;
  • склонность к негативизму;
  • двигательная расторможенность;
  • в подростковом возрасте возможно появление фрустрации, связанное с осознанием своего отличия от сверстников.

Развитие личности у неслышащих детей происходит специфическим образом. При неправильном воспитании происходит формирование личности по дефицитарному типу, что связано с реакцией личности на хроническую психотравмирующую ситуацию. Эта ситуация обусловлена тем, что дети осознают свою несостоятельность и ограничение контактов вследствие сенсорной депривации. Отсюда у неслышащих детей можно выделить ряд характерных признаков:

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту.

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека.

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования .

Читайте также: