Пауль наторп биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Па́уль Ге́рхард На́торп (нем. Paul Gerhard Natorp , обычно именуется без второго имени: Па́уль На́торп; 24 января 1854, Дюссельдорф — 17 августа 1924, Марбург) — немецкий философ-идеалист, наряду со своим учителем Г. Когеном (Cohen) глава Марбургской школы неокантианства.

Содержание

Биография

С 1871 года изучал в Берлинском университете музыку, историю и классическую филологию, затем изучал филологию у Г. Узенера в Боннском университете, с 1874 года — в Страсбургском университете, где в 1876 году сдал государственный экзамен и защитил диссертацию по истории Пелопоннесской войны.

С 1885 года экстраординарный, а с 1893 года ординарный профессор философии и педагогики Марбургского университета. Занимал эту должность до выхода на пенсию в 1922 году.

Философия

Классическим примером научного знания Наторп считает математический анализ, усматривая в истории математики и естествознания тенденцию к вытеснению всех специальных объектов исследования конструкциями чистой мысли.

В работах по истории античной философии Наторп истолковывает её в духе идеализма Нового времени, сближая, в частности, метод Платона с трансцендентальным методом Канта в его интерпретации Марбургской школой.

Социальная педагогика

Наторп уделял большое внимание проблемам так называемой социальной педагогики, которая тесно связана с возникшей внутри Марбургской школы идеей этического социализма.

Сочинения

Напишите отзыв о статье "Наторп, Пауль Герхард"

Литература

Отрывок, характеризующий Наторп, Пауль Герхард


Наторп (Natorp), Пауль (1854-1924) — немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. С 1885 г. преподавал в Марбургском университете на кафедре философии. Особенно велик круг его работ, посвященных историко-философским проблемам, среди которых основополагающее значение принадлежит исследованию античной философии.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 252.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 237.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Plato's Ideenlehre, Lpz., 192l2; Philosophie, ihr Problem und ihre Probleme, Gott., 192l3; Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften, Lpz., 19233; Philosophische Systematik, Hamb., 1958; в рус. пер.— Социальная педагогика, СПБ, 1911; Культура народа и культура личности, СПБ, 1912; Кант и Марбург-ская школа, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 5, СПБ, 1913.

Литература: Совр. бурж. философия, М., 1972, с. 38—43; Grale I., Das Problem des menschlichen Seins in der Philosophie P. Natorps, Würzburg, 1933.

Пауль Наторп (1854-1924) - видный представитель Марбургской иколы неокантианства. Его главные произведения: "Этика Демокрита" (1893), "Учение Платона об идеях" (1903), "Теория познания Декарта" (1882), "Логические основы точных наук" (1910), "Общая психология согласно критическому методу" (1912), "Социальная педагогика" (1899). Как видно из простого перечисления названий работ Наторпа, круг философских интересов его довольно широк - он писал по истории философии, логике, психологии, педагогике. Как в своих историко-философских, так и в логических работах Наторп проводит мысль, что только идеализм - единственно правильное понимание окружающего мира. Начало познания - гносеологический, философский анализ, который он понимает как процесс постижения целого. Наторп полагает, что идеализм - это не какое-то застывшее состояние, не какая-то система, а вечное движения.

Наторп распространяет идеализм не только на гносеологию, но и на этику Идеализм - это основа этики Марбургской школы. Наторп ставит этику в зависимость от логики. Логика, имеющая первоначально широкий смысл как учение разума, получает у него высший ранг она охватывает не только теоретическую философию, но и этику. Вместе с тем она обосновывает все социальные науки. Этика у Наторпа не связана с социальным, так как благо, по его мнению есть благо само по себе. Система социальной педагогики Наторпа приводит его к проповеди этического социализма, сводящегося к стремлению воспитать членов общества в духе разумности, которая должна привести к единению всех членов общества в достижении идеальной цели. Концепция этического социализма Наторпа - результат развития его обществоведческих взглядов, выразившихся в разработке им социальной педагогики.

Согласно Наторпу, человек представляет собой микрокосм, в котором сконцентрирован весь мир в миниатюре в одном пункте. Следовательно, все науки изучают человека с разных сторон. Человек выражает себя в деятельности, в труде, в работе. Человеческая деятельность - это своего рода практическое мышление, т.е. деятельность по воплощению в жизни общества "регулятивной идеи , которая проходит три этапа - влечение, волю, разум; В этих характеристиках выражается человеческая природа, которая находит свое отражение в социальных структурах. Так, влечение выражается в хозяйственной деятельности, воля - в социальных учреждениях, разум - в системе образования.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.

Наторп (Natorp) Пауль (1854-1924) - немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. С 1885 преподавал в Марбургском университете на кафедре философии. Работы Н. можно условно подразделить на три больших блока, посвященных главным образом: 1) историко-философской, 2) логико-психологической и 3) социально-педагогической тематике. Особенно велик круг его работ, посвященных историко-философским проблемам, среди которых основополагающее значение принадлежит исследованию античной философии: "Исследования по истории проблемы познания в древности. Протагор, Демокрит, Эпикур и скепсис" (1884), "Этика Демокрита" (1893), "Государство Платона" (1898). Главная работа в этом цикле - "Учение Платона об идеях" (1903).

В центре философских интересов Н. находятся главным образом вопросы теории познания у античных мыслителей, которых он рассматривает как во многом непосредственных предшественников кантовского критицизма. Среди идей, предваряющих неокантианство, Н. располагает и гносеологические взгляды Декарта, которому он посвятил значимую работу своего историко-философского цикла - "Теория познания Декарта. Этюд из предыстории критицизма" (1882). В своем анализе античных философов Н. избыточно осовременивал их взгляды, приближая их в своем истолковании к философским системам Нового времени и, в особенности, к системе идей Канта. Очень характерной в этом плане оказывается и трактовка Н. античного скептицизма, рассматриваемого как учение, непосредственно примыкающее к критическим идеям Канта. Аналогичной оказывается и интерпретация Н. философии Платона, с изучения которой ученый и начал, по сути, свой творческий путь в философии. К такой аберрации Н. привела осуществленная им подчеркнуто оригинальная интерпретация платоновской "идеи", которую Н. лишил онтологического статуса как существующую независимо от мышления и трансформировал в исключительно логический закон, выражающий единство в многообразии и постоянство в изменчивости. Этот закон, по мысли Н., представляет собой "метод", при помощи которого мышление и формирует свой предмет. В своей философии Н. ориентировался на математику, которая, так же как философия, на взгляд Н., исследует логическое начало. По Н., математика ищет лишь частные проявления этого закона, философию же интересует окончательное единство всякого мышления, проявляющееся в логической функции. При этом саму философию Н. отождествлял с логикой - не формальной, а с учением, исследующим в духе Канта и Когена априорные условия единства точных наук.

Как и Коген, Н. стремился использовать математику для обоснования своей беспредпосылочной гносеологии, рассматривая функциональные отношения в математике как такие, источник которых находится не в реальности и не зависит от субъекта; они, по Н., положены самой мыслью и восходят к априорным условиям мыслимости любых объектов и любых их связей. В последние годы жизни Н. приходит к идее т.наз. общей логики, отступая при этом от некоторых идей Канта и приближаясь к логицизму скорее гегелевского толка. Кроме гегельянских в его творчестве начинают звучать отголоски и более ранних мыслителей - Гераклита, Платона, Николая Кузанского. Это проявилось в поисках так называемого изначального единства "трех высших понятий" - мышления, бытия и познания. С позиций этого единства, всякое мышление оказывается мышлением бытия, а всякое бытие - бытием мысли. Эту точку зрения первичного единства, будто бы возвышающегося над мышлением и бытием, Н. называет "простым полаганием", или "тезисом". Вместе с ним впервые возникает мышление, логос. Это первоначальное полагание, в котором и обнаруживается изначальное единство мышления, бытия и познания, гласит: es ist, или "нечто есть". В своей общей логике, которая, хотя и занята всеми этими проблемами, Н. использует многие достижения классического идеализма. Так, у Гегеля Н. заимствует тройственную структуру процесса полагания: полагание, противополагание и полагание единства различенных противоположностей.

Сформулированный Н. закон совпадения гласит: простое полагание и его отрицание совпадают в синтезе, составляя тем самым триаду логического развития: (1) мышление как безразличное тождество отрицает себя, выступая в качестве собственной противоположности - бытия (2), и воссоединяется с самим собой через познание (3). Этой тройственности у Н. соответствуют - "безразличие", "дифференцирование" и "совпадение". Закон совпадения предполагает принятие противоречия в истинный логос. То, что противоречит, существует не в обычном смысле понятия существования, это - "небытие", и оно в конечном смысле есть несуществование логического бытия. Но бытийный смысл небытия оказывается более содержателен, по Н., чем смысл простого бытия. И если в "бытии" небытия утверждение одерживает победу, то одерживает оно ее только потому, что оно полностью признает право отрицания. Все эти идеи явно выводят позднего Н. из рамок неокантианской философии. Ряд работ Н. - "Философская пропедевтика" (1911), "Социальная педагогика" (1911), "Культура народа и культура личности" (1912) посвящены т.наз. социальной педагогике, главная идея которой - идеал неограниченного господства духа и направленное на пробуждение в каждом человеке сознание внутренней свободы. Н. стремился создать целостную систему воспитания, целью которой была бы гармония индивидуального и социального начал в человеке.

Осмысление Н. в качестве предмета философии финального единства мышления, выводимого им из методологически артикулированной платоновской "идеи" (переосмысление Платона в духе "панметодизма", по самооценке Н.), позволило ему наметить контуры новой философской интерпретации единства как мышления, бытия и сознания, равно фундированных логическим "первоначалом", так и философии, логики и математики, ориентированных на постижение различных сторон логического начала как первоначала. Н. сыграл значительную роль в становлении гносеологической концепции марбургской школы неокантианства.

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 16-17.

Далее читайте:

Сочинения:

Kants Begründung der Ethik. В., 1877;

Descartes Erkenntnistheorie. Eine Studie zur Vorgeschichte des Kritizismus. Marburg, 1882;


Па́уль Ге́рхард На́торп (нем. Paul Gerhard Natorp , обычно именуется без второго имени: Па́уль На́торп; 24 января 1854, Дюссельдорф — 17 августа 1924, Марбург) — немецкий философ-идеалист, наряду со своим учителем Г. Когеном (Cohen) глава Марбургской школы неокантианства.

Биография

С 1871 г. изучал в Берлинском университете музыку, историю и классическую филологию, затем изучал филологию у Г. Узенера в Бонне, с 1874 г. — в Страсбурге, где в 1876 г. сдал государственный экзамен и защитил диссертацию по истории Пелопоннесской войны.

С 1885 г. экстраординарный, а с 1893 г. ординарный профессор философии и педагогики Марбургского университета. Занимал эту должность до выхода на пенсию в 1922 г.

Философия

Классическим примером научного знания Наторп считает математический анализ, усматривая в истории математики и естествознания тенденцию к вытеснению всех специальных объектов исследования конструкциями чистой мысли.

В работах по истории античной философии Наторп истолковывает её в духе идеализма Нового времени, сближая, в частности, метод Платона с трансцендентальным методом Канта в его интерпретации Марбургской школой.

Социальная педагогика

Наторп уделял большое внимание проблемам так называемой социальной педагогики, которая тесно связана с возникшей внутри Марбургской школы идеей этического социализма.

Сочинения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Пауль Наторп" в других словарях:

Наторп, Пауль Герхард — Пауль Герхард Наторп Paul Gerhard Natorp Дата рождения … Википедия

НАТОРП — (№atorp) Пауль (24.1.1854, Дюссельдорф, 17.8.1924, Марбург), нем. философ, теоретик социального воспитания. После завершения (1876) университетского образования (Берлин, Бонн, Страсбург) был домашним учителем, преподавателем гимназии в Страсбурге … Российская педагогическая энциклопедия

НАТОРП Пауль — (24.1.1854, Дюссельдорф, 17.8.1924, Марбург), нем. философ, теоретик социального воспитания. После завершения (1876) университетского образования (Берлин, Бонн, Страсбург) был домашним учителем, преподавателем гимназии в Страсбурге. Д р философии … Российская педагогическая энциклопедия

Наторп — Наторп, Пауль Герхард Пауль Герхард Наторп Paul Gerhard Natorp Дата рождения: 24 января 1854( … Википедия

НАТОРП (Natorp) Пауль — (1854 1924) немецкий философ, один из главных представителей марбургской школы неокантианства. Разрабатывал основные идеи Г. Когена; видел задачу неокантианства в создании философии культуры на основе трансцендентального метода. С позиций… … Большой Энциклопедический словарь

Наторп Пауль — Наторп (Natorp) Пауль (24.1.1854, Дюссельдорф, ‒ 17.8.1924, Марбург), немецкий философ идеалист, наряду со своим учителем Г. Когеном глава марбургской школы неокантианства. С 1885 профессор Марбургского университета. Кантовское понятие «вещи в… … Большая советская энциклопедия

Наторп, Пауль — НАТОРП (Natorp) Пауль (1854 – 1924), немецкий философ, один из главных представителей марбургской школы неокантианства. Разрабатывал философию культуры на основе трансцендентального метода, с позиций которого интерпретировал историю античной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

НАТОРП — (Natorp) Пауль (1854 1924), немецкий философ, один из главных представителей марбургской школы неокантианства. Разрабатывал философию культуры на основе трансцендентального метода, с позиций которого интерпретировал историю античной философии (в… … Современная энциклопедия

Пауль Герхард Наторп (нем. Paul Gerhard Natorp, обычно именуется без второго имени: Пауль Наторп; 24 января 1854, Дюссельдорф — 17 августа 1924, Марбург) — немецкий философ-идеалист, наряду со своим учителем Г. Когеном (Cohen) глава Марбургской школы неокантианства.

Биография

С 1871 года изучал в Берлинском университете музыку, историю и классическую филологию, затем изучал филологию у Г. Узенера в Боннском университете, с 1874 года — в Страсбургском университете, где в 1876 году сдал государственный экзамен и защитил диссертацию по истории Пелопоннесской войны.

С 1885 года экстраординарный, а с 1893 года ординарный профессор философии и педагогики Марбургского университета. Занимал эту должность до выхода на пенсию в 1922 году.

Философия

Классическим примером научного знания Наторп считает математический анализ, усматривая в истории математики и естествознания тенденцию к вытеснению всех специальных объектов исследования конструкциями чистой мысли.

В работах по истории античной философии Наторп истолковывает её в духе идеализма Нового времени, сближая, в частности, метод Платона с трансцендентальным методом Канта в его интерпретации Марбургской школой.

Наторп уделял большое внимание проблемам так называемой социальной педагогики, которая тесно связана с возникшей внутри Марбургской школы идеей этического социализма.

Сочинения

Литература

ЭТО ИНТЕРЕСНО Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы Всё видео


Пауль Герхард Наторп (нем. Paul Gerhard Natorp, обычно именуется без второго имени: Па́уль На́торп; 24 января 1854, Дюссельдорф — 17 августа 1924, Марбург) — немецкий философ-идеалист, наряду со своим учителем Когеном глава Марбургской школы неокантианства. С 1871 года изучал в Берлинском университете музыку, историю и классическую филологию, затем изучал филологию у Г. Узенера в Боннском университете, с 1874 года — в Страсбургском университете, где в 1876 году сдал государственный экзамен и защ.

Читайте также: