Взаимосвязь гносеологии и онтологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Определение Онтология — раздел философии, который рассматривает вопросы, связанные с категорией бытия.

Соотношение онтологического и гносеологического аспектов в философии

Онтология исторически тесно связана с гносеологией. Любое представление и свойствах сущего требует понимания источника такого знания и его истинности.
Помимо этого, онтология выступает в качестве базиса этической стороны философии, поскольку любое обоснование этических норм должно опираться на неоспоримы законы бытия для того, чтобы быть котируемым. Синтез онтологии, этики и гносеологии характерен для метафизической философии таких античных школ как эпикурейская, стоическая и неоплатоническая. В Новое время этот подход выразился в радикальном рационализме или панлогизме, провозглашавшем тождество сущности и принципов бытия и мышления. При этом радикальный натурализм отрицал взаимозависимость онтологии и этики.
В противовес этой тенденции в 19 веке также были популярны идеалистические направления в философии, которые отказывались от разработки онтологических концепций. Онтологический аспект решался в них как побочный.

Длины волн инфракрасного света достаточно велики, чтобы перемещаться сквозь облака, которые в противном случае блокировали бы наш обзор. Используя большие инфракра сные телескопы, астрономы смогли заглянуть в ядро нашей галактики. Большое количество звезд излучают часть своей электромагнитной энергии в виде видимого света, крошечной части спектра, к которой чувствительны наши глаза.

Так как длина волны коррелирует с энергией, цвет звезды говорит нам, насколько она горячая. Используя телескопы, чувствительные к различным диапазонам длин волн спектра, астрономы получают представление о широком круге объектов и явлений во вселенной.

Пример №1 Постройте центральную симметрию тетраэдра, относительно точки O, изображенных на рисунке 3.

Решение.

Для построения такой центральной симметрии сначала проведем через все точки тетраэдра прямые, каждая из которых будет проходить через точку O. На них построим отрезки, удовлетворяющие условиям |AO|=|A?O|, |BO|=|B?O|, |CO|=|C?O|, |DO|=|D?O| Таким образом, и получим искомую симметрию (рис. 4).

В ряду разных механических движений особенным значением обладают колебания. Это движения и процессы, имеющие периодичность во времени.

В среде электромагнитных явлений также значительное место заняли электромагнитные колебания. В этих колебаниях заряды, токи, электрические и магнитные поля изменяются согласно периодическим законам.

Совет №1 Велосипедист, имеющий скорость 300 м/с, или идеальный газ, оказывающий давление 100 паскалей в большой тепловой машине — это странно.

Онтология является одним из важнейших разделов философии наряду с гносеологией, этикой, социальной философией и др., образуя вместе с ними системное целое философского учения.

Онтология и гносеология

Особенно тесной является связь онтологии с гносеологией : определенная онтология предполагает определенную, соответствующую ей гносеологию, и наоборот. Ведь любой вопрос о сущем, о его родах и видах, о его свойствах сразу же порождает вопрос: откуда нам это известно, как мы можем это знать?

С другой стороны, любые познавательные рассуждения — рассуждения о том, что мы познаем и как мы познаем, будут явно или неявно конструировать объект познания и тем самым выстраивать определенную онтологию. Между теоретическими построениями онтологическими и гносеологическими существует неразрывная связь, как, например, между правым и левым.

Связь онтологии и этики

Онтология также образует фундамент для этики , ибо философское обоснование нравственности (жизнеучения) невозможно вне связи с вопросом о сущем. Ведь любое этическое учение должно на чем-то основываться, без этого оно не сможет быть убедительным для людей.

Другие разделы философии, а так же разрыв связи в некоторые периоды

Подобная связь и взаимозависимость частей (разделов) философии не во всех философских учениях проступает одинаково явно и очевидно.

Впервые со всей очевидностью она проявилась у Платона, в метафизике которого различие между миром идей и миром вещей подразумеваю гносеологический критерий (умопостигаемость идей и постижимость чувствами вещей), а мир идей — бестелесных образцов вещей имел также и значение нравственного совершенства и нравственного образца.

Явной и очевидной остается эта связь и в рационалистической философии Нового времени. В своем крайнем выражении рационализм превращался - в панлогизм (тождество бытия и мышления), с точки зрения которого порядок и связь идей таковы же, каков порядок и связь вешей.

Однако в философии XIX в. связи онтологии, гносеологии и этики, напротив, становятся все менее очевидными в связи с набирающей силу тенденцией дезонтологизацик философии и увеличении в ней места, занимаемого гносеологией и методологией.

Сыграла свою роль здесь и углубляющаяся дифференциация философского знания, в силу которой философы отказывались от построения целостных систем и сосредоточивались на отдельных вопросах, отдельных областях философии. А в субъективно-идеалистических философских учениях, которые приобрели немалую популярность в поел, трети XIX в., онтологические построения и вовсе отсутствуют, однако содержатся в них неявно, имплицитно.

Иногда встречаются случаи и несоответствия между онтологией и этикой. Например, в некоторых материя тистических учениях онтология, построенная на принципах крайнего натурализма, и сенсуалистическая гносеология эклектически сочетались с идеалистической этикой.

Социальная онтология

Особенно стоит остановиться на связи онтологии и социальной философии. Эти два раздела философского знания имеют одну общую область, которую можно было бы назвать социальной онтологией. Ее можно равно отнести как к социальной философии, так и к онтологии.

Социальная онтология должна дать ответ на свой главный вопрос — что есть бытие общества, или как существуют социальные явления? Есть ли они особый род бытия, или же они материальны, или идеальны?

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку описать вселенную существования в максимально общем виде, не ограничиваясь данными отдельных наук и, возможно, не сводясь к ним.

Другое понимание онтологии дает американский философ Уиллард Куин: По его мнению, онтология — это содержание теории, т.е. объекты, постулируемые этой теорией как существующие.

Вопросы онтологии — древнейшая тема европейской философии, восходящая к доктрине и особенно к Пармениду. Платон и Аристотель внесли важнейший вклад в развитие онтологических проблем. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (вселенных).

Основным предметом онтологии является сущность, определяемая как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

Реальность традиционно ассоциируется с материей (материальный мир) и духом (духовный мир, включая понятия Бога, души) и разделяется (материалистами) на мирную, живую и социальную материю (что приводит к формализму и отношению к индивидууму как к обезличенной в целом).

Бытие, как и то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимо ничему (как и не-бытие возможности в аристотелевской философии). В феноменологии и экзистенциализме ХХ века бытие отождествляется с человеком, который является единственным, кто способен думать и сомневаться в существовании. В классической метафизике, однако, бытие понимается как Бог. Человек, как существо, обладает свободой и волей.

Связь онтологии и гносеологии - Гносеологическая проблематика

Гносеологическая проблематика

Таким образом, традиционная гносеологическая проблематика интегрируется в более широкий социокультурный контекст и, соответственно, в более широкую концептуальную систему. Методология науки и эпистемология занимает центральное место в Г.

Мысли Декарта и Вольфа

Онтологическое значение картезианского аргумента заключается в неоспоримой самоодостоверности этого акта. Благодаря этому, мышление больше не действует только как мышление о существе, но и становится самим собой актом бытия. Таким образом, для Декарта мысль становится наиболее адекватным способом не только найти бытие, но и аутентифицировать его, а бытие становится содержанием и целью мысли.

Развивая идеи Декарта, Вольф развивает рационалистическую онтологию, в которой мир понимается как совокупность существующих объектов, каждый из которых определяется своей сущностью, которая воспринимается разумом в виде ясной и ясной идеи. Важнейшим методологическим принципом вольфовской онтологии становится принцип последовательности, понимаемый как фундаментальное свойство самого бытия, ибо ничто не может быть и не может быть. Принцип достаточного основания, в свою очередь, направлен на то, чтобы объяснить, почему одни объекты реализуются, а другие — нет, и именно это требует объяснения и обоснования, а не отсутствия. Основным методом такой онтологии является дедукция, с помощью которой необходимые истины о существовании выводятся из ясных и неоспоримых первых принципов.

Неклассическая онтология

Центральной проблемой философии классической рациональности является проблема знания бытия — проблема такой организации человеческой субъективности, которая могла бы обеспечить объективность содержания человеческого сознания, его совпадение с существующим существом вне его и независимо от него. Тема сущности человека и философской антропологии становится главной темой новой философии, сформировавшейся в рамках феноменологическо-экзистенциалистской традиции. Антропологическая ветвь современной философии решительно смещает свое внимание от проблемы знания к сущности самого человека и стремится выяснить экзистенциальную природу его жизнедеятельности, истории и культуры, знания.

Аксиологическая парадигма

Путь к высшим ценностям должен пониматься не как акт обращения или просвещения, а как сложный культурно-исторический процесс становления, охватывающий эмоциональное и рациональное, духовное и физическое, индивидуальное и социальное.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Онтология представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь — природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной. Любая онтология — признает ли она исходным материальное, идеальное или какое-то другое бытие — всегда пытается выявить всеобщие структуры и закономерности развития вещей и процессов как таковых (или самой по себе объектности любого рода), оставляя в стороне вопросы о закономерностях их познания и о ценностном отношении к ним со стороны познающего субъекта.

Онтология (новолат. ontologia от др.-греч. ;; род. п. ;;;;; — сущее, то, что существует и ;;;;; — учение, наука) — раздел философии, изучающий бытие.

Предмет онтологии
Основным предметом онтологии является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.
Реальность традиционно ассоциируется с материей (материальный мир) и духом (духовный мир, включая понятия Бога, душ) и подразделяется (материалистами) на косную, живую и социальную материю (что порождает формализм и отношение к личности как к безличному человеку вообще).
Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в феноменологии и экзистенциализме бытие отождествляется с человеком, как единственным из обладающих способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 слоя реальности: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное.
Бытие природы — первая форма реальности, универсума.
Включает все существующее кроме человека.
Является следствием длительной универсальной эволюции.
Системная организация мироустройства. Развитие мира — процесс преобразования и взаимодействия образующих его систем. Способность всех природных, социальных систем к самоорганизации, самопроизвольному переходу на более высокий уровень организованности и упорядоченности.
Подсистемы вещества и поля. Вещество — вид материи, обладающий массой покоя. Поле — основной вид материи, связывающий частицы и тела.
Подсистемы неживой и живой природы. Неживая природа — движение элементарных частиц и полей, атомов и молекул. Её уровни: (планеты, галактики). Живая природа — биологические процессы и явления, происходит из неживой, включена в неё, но представляет иной уровень развития. Её уровни:
Бытие социальное — вторая форма реальности.
Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция).
Структура социального бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т. д.

Бытие идеальное, духовное — третья форма реальности.
Тесно связано с бытием социальным, на своем уровне повторяет и воспроизводит структуру социума.
Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период. Роль этих структур признается существенной и определяющей.
Усиление взаимодействия всех форм духовной жизни с производством, практикой (космонавтика, биоинженерия и т. д.).
Новые информационные технологии и средства связи сделали духовное бытие более динамичным, подвижным.


ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) - раздел философии, в котором изучаются
проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к
реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия
его достоверности и истинности, границы и принципы познания. Теория
познания анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать
познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное
положение вещей. Более узкое направление - эпистимология - учение о более
конкретном знании, это описание процессов, которые приводят к знанию.
Основная проблема гносеологии - проблема объекта и субъекта. По отношению к
этой проблеме различают следующие школы: Материализм (приоритет объекта);
Субъективный идеализм (преобладает деятельность субъекта): Механистическая
концепция (объект полностью доминирует над субъектом) и др.
Одна из центральных проблем - проблема истины. Вопрос соотношения знания,
понимания и веры. Современное положение дел в гносеологии характеризуется
усилением роли субъекта. Одно из новых направлений - эволюционная
эпистимология рассматривает эволюцию органов познания и познающих структур
с позиции конкретных наук (например, эволюционной теории). В гносеологии
может сочетаться общефилосовский подход и конкретнонаучный. История теории
познания доказывает, что эта область философии в большей степени чем другие
связана с наукой. Развитие науки может потребовать новой гносеологической
интерпретации ее результатов и вызвать появление новых направлений в
гносеологии.

Основные проблемы эпистемологии:
Проблема истины
Истина и смысл
Проблема метода
Сущность познания

Формы познания (наука, религия, искусство, идеология, здравый смысл)
Эмпирический и теоретический уровень познания.

Принципы познания
Вера (интуиция) и знание
Структура и формы опыта
Специфика и критерии научного познания.
Понимание и объяснение

Понятия и вопросы эпистемологии
Понятия:
знание
познание
сознание
чувство
разум
рассудок
истина
Основной вопрос — познаваем ли мир в принципе?
Ответы на этот вопрос у разных философских течений выглядят по-разному:
гносеологический оптимизм (гностицизм) — мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства.
агностицизм — мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия.
скептицизм — мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение.
солипсизм — единственно-несомненно реально существую Я, все остальное — плод моей фантазии, кроме меня мне познавать нечего.

Формы познания
Чувственное познание — уровень ощущений и восприятий.
Рациональное познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным.
Сверхчувственное познание — интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространен в мистических течениях традиционных религий.

Филосо;фская антрополо;гия (от философия и антропология; филосо;фия челове;ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.
1 Философская антропология как школа
2 Макс Шелер — основоположник философской антропологии
2.1 Человек и Бог
2.2 Природа человека
3 Развитие философской антропологии
3.1 Биологическое направление философской антропологии
3.2 Функциональное направление философской антропологии
4 Литература
5 Ссылки

Человек и Бог
Шелер был католиком, хотя и не всегда ортодоксальным. Но при всех сложностях его религиозных исканий, христианская направленность оставалась, и поэтому особенностью человека Шелер считал его направленность к Богу. Бог — это высшая ценность, и человек — есть существо, живущее в ценностном мире. На эти взгляды Шелера повлияло его увлечение неокантианством. Направленность человека к Богу и определяет его жизнь среди ценностей. Всего Шелер насчитывает четыре класса ценностей: ценности удовольствия, ценности жизни, ценности духа и ценности религии. Большинство людей главными, а может быть и единственными, считает ценности удовольствия; меньшее количество людей в этой иерархии ценностей восходит к ценностям жизни и духа, и только одни святые живут в ценностях религии. Святой, по мнению Шелера, это совершенный человек — человек, который постиг Бога и через Бога, через Его совершенство сам стал совершенным.

Природа человека
В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет. Божественный дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда он ассимилирует в себя дух Божественный, делая его своим достоянием. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или волении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, — это акт духовного единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.
Достояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура. Таким образом, слово является неким символом, через который человек может познать Бога. Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения с Богом, человек может познать сам себя, познавая в себе духовные Божественные проявления сквозь символы. Символы — это и наука, и религия, философия и т. п. Сквозь эти символы просвечивает высшая духовная Божественная реальность, поэтому тайна мира и тайна всего мироздания, а также тайна Самого Бога сокрыты в человеке. Поэтому философская антропология, по Шелеру, должна быть не разделом какой-либо философской системы, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека. Из знания о человеке через знание символов возможно и познание всего мироздания.
Основная проблема в философской антропологии.
Под философией человека или философской антропологией понимают учение о природе человека. Что есть человек? В чем конкретно "философские антропологии" усматривают сущность человека? В решении этого вопроса их взгляды расходятся. М.Шеллер, полагает, что такой сущностной идеей человека является антропологический дуализм духа и жизни. Сущностное определение человека, с точки зрения немецкого, есть одновременное определение его особого положения в порядке бытия.

Читайте также: