Взаимосвязь этикета и этики кратко

Обновлено: 08.07.2024

И этика, и этикет нужны для того, чтобы взаимодействие людей в обществе было наиболее комфортным и гармоничным. Но, несмотря на схожесть звучания названий, эти понятия различаются по своему содержанию.

Определение

Этика – это учение, объектами исследования которого являются мораль и нравственность. Этические нормы регулируют поведение человека в быту и труде. Ими люди руководствуются в своих семейных, коллективных, международных отношениях, а также при общении с природой.

Этикет – свод правил, которые принято соблюдать в различных ситуациях общения с окружающими. Содержание норм этикета во многом зависит от конкретной эпохи и сформировавшейся культурной среды.

Сравнение

Каждая из обсуждаемых категорий находит свое выражение в поступках людей, их повседневном поведении, высказываемых мнениях. Но отличие этики от этикета состоит в том, что первое понятие включает в себя внутренний, нравственно-мотивационный аспект личности, а второе связано с характеристиками человека, всегда доступными для внешнего наблюдения.


Этика оперирует такими важными понятиями, как милосердие, честность, долг, солидарность, дружба, справедливость и прочее. Она изучает критерии добра и зла, размышляет о смысле жизни, исследует проблему совмещения должного с желаемым. Этика локализуется в духовном мире человека и отвечает за формирование мотивов, постановку целей и выбор методов их достижения. Этические нормы лежат в основе нравственности личности, и собранные воедино, они представляют собой совесть человека.

В чем разница между этикой и этикетом? В том, что этика преследует цель воспитать в человеке добродетели. Этикет же прививает умение быть вежливым и учтивым в отношениях с окружающими, учит соблюдению правил хорошего тона. Нормы этикета касаются того, как человек одет, какими манерами он обладает, насколько хорошо умет создать нужный эмоциональный фон при общении. Иными словами, этикет регламентирует внешнюю сторону жизни и зачастую намеренно демонстрируется.

Дополнить сказанное можно тем, что гармоничным образ человека является только в том случае, если его внешняя культура опирается на высокие духовные качества. Недопустимо обладать отменными манерами и совершать при этом безнравственные поступки. Главное – не внешний лоск, а подлинная воспитанность и благородство души.

Многие люди отождествляют понятия этика и этикет. Такое восприятие происходит не только из-за созвучности этих двух слов, но и потому что между собой они имеют немало общего. Однако разница между нормами все-таки существует. Что объединяет эти два явления, и чем они существенно между собой отличаются, попробуем разобраться в данной статье.


Понятие этики и этикета

Этикой называют науку о морали и нравственности. Она относится к философским дисциплинам, а сам термин имеет древнегреческие корни. Впервые его употребил и ввел в обиход Аристотель. Мораль является основополагающим способом регулирования поведения человека в обществе, представляет собой систему норм и принципов правильного образа жизни. Любая нравственная норма учит людей человечности и жизни сообща. Этика касается всех сфер жизни человека и общества в целом, основывается на проявлении милосердия и справедливости по отношению ко всему окружающему.

Основными задачами этики как науки являются следующие:

  • изучение истории морали и ее принципов, норм и всего того, что относится к нравственной культуре;
  • объяснение понятия морали со стороны того, какой она должна быть и какая она есть на самом деле;
  • изучение нравственных ценностей, что является добром и злом.


Этикет – это принятый в определенном обществе свод правил поведения. Представление об этикете существовало еще во времена древних цивилизаций, которые соблюдали определенные ритуалы и имели собственную иерархию. Впервые использование данного термина было отмечено во время придворного церемониала в период властвования французского короля Людовика XIV. Гостям во дворце раздавали карточки (этикетки), на которых были расписаны правила поведения во время церемонии.

За словом французского происхождения скрывается огромное количество обычаев, проявление вежливости и соблюдение эстетики поведения в обществе, многие из которых берут начало еще в древности. Однако одно и то же правило этикета может быть воспринято по-разному в разных исторических эпохах или у жителей различных стран.


Этикет учит не только обходительности, но и правильности подачи себя – диктует условности в одежде и поведении. И хотя в большинстве своем установленные правила поведения не являются принудительными, а только рекомендуются к применению, грубое их нарушение может привести к осуждению обществом или даже отторжению от невежи.

Этикет условно разделяется на несколько видов:

  • светский этикет – принятые нормы поведения при дворце, в современном мире используется в монархических странах;
  • служебный или деловой этикет – применяется в профессиональной деятельности в зависимости от принятых для той или иной сферы деятельности норм;
  • дипломатический – общепринятые правила проведения встреч между дипломатами и другими официальными лицами на межгосударственном уровне;
  • военный – свод правил поведения и обращения военнослужащих лиц как при исполнении служебных обязанностей, так и в общественных местах;
  • общегражданский этикет или правила поведения в общественных местах применимы для коммуникации частных лиц того или иного социума между собой.



Кроме перечисленных типов, нередко используются регламенты поведения за столом, установленные правила прощания с усопшими, профессиональный этикет врачей и педагогов и другие разновидности правил поведения.

Этика и этикет: взаимосвязь понятий


Что это такое?

И то и другое является неотъемлемой частью социального бытия, общепринятой или негласной формой регулирования отношений между людьми. Нормы и правила поведения в обществе, понимание ответственности за свои поступки и разграничение правильного и неправильного прививаются каждому с детства.

В процессе взросления и формирования личности некоторые нормы могут деформироваться или считаться человеком необязательными к исполнению. Проблема кроется в понимании того, какие нормы носят рекомендательный характер, а за какими кроется жесткое табу.


Примерно до эпохи Нового времени этика считалась наукой о душе и природе человека, причинах его поступков и способах достижения некоего идеального совершенного состояния, то есть включала в себя области психологии, антропологии, натурфилософии и социальной философии. Впоследствии этика разошлась со смежными дисциплинами и сосредоточилась на основном своем предмете – изучении морали и нравственности.

Этика ставит своей целью разрешение нескольких основных проблем. В первую очередь, это разграничение добра и зла, правильного и неправильного, допустимого и неприемлемого. Далее встает вопрос о дихотомии должного и желаемого, то есть проблеме нравственного выбора человека. А уже из этого вытекает необходимость разобраться сначала со свободой воли, есть ли она, присуща ли человеку изначально или формируется в процессе развития, и волен ли индивид сам ей управлять.

В более широком, общечеловеческом смысле, этика вмещает в себя в том числе и размышления над смыслом жизни, поиском предназначения и сути бытия человека.



Мораль и нравственность

Ведущими объектами рассмотрения этики как теоретической дисциплины являются категории морали и нравственности. Эта неразлучная пара до сих пор является предметом споров и дискуссий по поводу их границ, сущности и определений. Общепринятая на данный момент концепция сводится к следующим определениям:



Таким образом, очевидно, что норма морали является социальной, характерной для определенного общества и им же охраняемой. Можно говорить о морали разных народов и разных социальных групп, которые иногда разительно отличаются друг от друга.

Для морали необходимо наличие некоего социального института, оценивающего поведение своих членов и маркирующего его как подобающее или неподобающее.

Нравственность же относится к внутренним убеждениям человека и контролируется исключительного его собственной совестью. В этом случае индивид должен достигнуть некоего уровня самосознания, самоорганизации и ответственности за совершаемые действия или бездействия, чтобы определять для самого себя границы допустимого и корректного.


Этикет

Под этикетом в современном мире понимается свод правил поведения, принятый в определенном обществе, определяющий границы допустимого и недопустимого и регламентирующий определенную последовательность действий в типичных ситуациях. Правила эти в большинстве случаев носят, скорее, рекомендательный, неофициальный характер. Однако при их несоблюдении общество может применить к нарушившему разного вида санкции начиная от понижения межличностного рейтинга вплоть до полного отторжения от группы.


Очевидно, что существуют различия между нормами этикета разных народов, эпох, культур и социальных групп. Условно можно выделить несколько типов:

  • деловой этикет;
  • светский;
  • профессиональный;
  • церемониальный;
  • обрядовый;
  • ситуационный.

Все эти виды связаны между собой, а прописанные в них нормы зачастую перекликаются.



Общие составляющие

В основе правил этикета в том или ином виде заложены выработанные обществом законы желаемого поведения, способствующие комфортному и приятному для всех сторон решению той или иной ситуации.

Конечной целью этикета является создание хотя бы видимости культурного, интеллигентного и бесконфликтного общества. В широком смысле весь этот регламент базируется на идее о правильном, сознательном, благонадежном индивиде, ориентированном на продуктивную и позитивную совместную деятельность. А все эти проблемы являются уже непосредственным полем этического рассмотрения.


Различие понятий

Несмотря на многочисленные сходства, предмет этики намного шире и объемней. Многие фундаментальные этические вопросы, например, добро и зло в человеческой природе, свобода выбора и ответственности за него, проблема нравственного выбора и личной совести, совершенно чужды этикету. Главное в этикете – формальное следование правилам, скорее, внешнее действие, нежели внутреннее состояние человека, совершающего его. Отличие этики в более чутком, глубоком отношении к человеческой душе, ее порывам, метаниям и развитию.

Более того, поскольку сфера компетенции этики глобальнее, то и ответственность за нарушение ее норм гораздо ощутимее. Если человека, нарушившего этикет, сочтут, максимум, необразованным и некультурным, то того, кто пересек границы этического, назовут безнравственным, аморальным или даже бесчеловечным. Некоторые фундаментальные нормы морали настолько важны для самого существования общества, что прописываются в нормативных документах и защищаются на государственном уровне.


Нормы и правила

Соотношение морали и нравственности в этике неразрывно связаны с постоянным самосовершенствованием, тяжелой и регулярной внутренней работой.

Норма этикета проявляется в правильном ситуативном поведении, адекватной и предсказуемой для других участников взаимодействия реакции. При этом внутреннее состояние человека, его желание или нежелание, согласие или протест против этих норм в расчет не берутся. На соблюдении определенного этикета базируются и деловые, и семейные, и дружеские отношения.


Нормы этики и этикета не всегда совпадают друг с другом. Нарушения межличностного регламента, несоблюдение правил поведения за столом, употребление несоответствующей лексики и другие мелкие несоответствия нормам этикета не всегда вступают в противоречие с этическим ядром индивида. Большей частью потому что являются слишком незначительными и мимолетными. С другой стороны, человек может сознательно пойти на нарушение общепринятых норм поведения, поступить непредсказуемо и неправильно, с точки зрения этикета, желая этим подчеркнуть свое несогласие с устоями, проявить нравственную позицию.

О том, что такое хорошие манеры и зачем они вообще нужны, смотрите в следующем видео.

Слово “этикет” - французского происхождения. Оно означает “ярлык”, “этикетка”, “церемониал”.

Этикет - это свод правил поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного правового, социального, интеллектуального статуса.

Сложилось несколько видов этикета:

· воинский этикет (регламентирующий общение между воинами);

· дипломатический этикет (протокол);

· деловой этикет (правила делового общения);

· семейный этикет (взаимоотношения членов семьи).

Деловой этикет - это свод правил, определяющих культуру взаимоотношений между теми, кто занят или предполагает заняться совместной деятельностью.

Деловой этикет затрагивает все стороны делового взаимодействия. Он включает правила общения между коллегами, между руководителями и подчиненными; нормы приличия при проведении официальных встреч; условия ведения продуктивных телефонных переговоров; правила оформления деловой документации.

К основным требованиям этикета, определяющим тактику повседневных действий и поступков, относят: вежливость; галантность; предупредительность; корректность; терпимость; скромность; тактичность; обязательность, точность. Все они взаимосвязаны, и каждый из них вносит свои акценты и нюансы во взаимоотношения.

Деловой этикет проявляется в умении презентовать себя, в такте, доброжелательности, способности проявлять эмпатию; в культуре устной и письменной речи; в следовании правилам телефонных переговоров и телекоммуникаций; в способности эффективно управлять на основе правил делового менеджмента; в овладении секретами деловых переговоров; в самообладании и чувстве собственного достоинства в конфликтных ситуациях.

Основная функция или смысл этикета, определяют как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения. Второй по значению функцией этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность.

В цивилизованном мире деловой этикет считается экономической категорией. Там, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Правила делового этикета обеспечивают эффективность переговоров, помогают достичь взаимопонимания в общем деле, наиболее благоприятно представить себя при деловой встрече, с достоинством выйти из критической, конфликтной ситуации. Кроме того, этикет в силу своей жизненности создает приятный психологический климат, способствующий деловым контактам. Если все сотрудники соблюдают деловой этикет, придерживаются высоких стандартов поведения, то в коллективе создается позитивная атмосфера, улучшается микроклимат, меньше конфликтов и болезней на нервной почве, выше производительность труда, выше качество принимаемых решений, более рационально используется рабочее время и проч.

Таким образом, соблюдение делового этикета является важнейшим элементом профессиональной деятельности любого человека, поскольку он, как установленный порядок поведения в сфере деловых контактов, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами.

Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений

Одним из главных регуляторов делового общения выступает этические нормы, в которых выражены представления, о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей.

Этические нормы - это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности.

Этика деловых отношений - это совокупность норм поведения и требований, предъявляемых к характеру общения в деловой сфере, стилю работы и облику делового человека.

Деловая этика базируется на основополагающих принципах.

Принципы этики деловых отношений - это обобщённое выражение нравственных требований, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

П.Н.Шихирев приводит 10 современных этических принципов делового поведения:

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании.




2. Никогда не делай того, о чём нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы объявить на всю страну.

3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует чувству локтя, так как мы все работаем на одну цель.

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества.

5. Никогда не делай того, что не ведёт к большому благу, нежели вреду для общества, в котором ты живёшь.

6. Никогда не делай того, что ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации.

7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других.

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учётом затрат.

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе.

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию.

Этика деловых отношений основывается на выработанных не одним поколением людей правилах и нормах поведения. Она базируется на основополагающих нормах этики, к которым относятся: уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищённость и т.п. Этику деловых отношений учитывают в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия - между руководителем и подчиненными, между людьми одного статуса. Этические нормы и правила выступают в роли регулятора отношений в коллективе, которые или будут способствовать успешной деятельности организации, способствуя развитию сотрудничества и укреплению деловых отношений, или будут создавать препятствия, вести к распаду организации.

Установленные правила и нормы деловой этики закреплены в деловом этикете, общим требованием которого считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий

Лекция-дистант для студентов групп 1-ШСД-2, 2-ШСД-1

Роль и место делового этикета в профессиональной деятельности

Слово “этикет” - французского происхождения. Оно означает “ярлык”, “этикетка”, “церемониал”.

Этикет - это свод правил поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного правового, социального, интеллектуального статуса.

Сложилось несколько видов этикета:

· воинский этикет (регламентирующий общение между воинами);

· дипломатический этикет (протокол);

· деловой этикет (правила делового общения);

· семейный этикет (взаимоотношения членов семьи).

Деловой этикет - это свод правил, определяющих культуру взаимоотношений между теми, кто занят или предполагает заняться совместной деятельностью.

Деловой этикет затрагивает все стороны делового взаимодействия. Он включает правила общения между коллегами, между руководителями и подчиненными; нормы приличия при проведении официальных встреч; условия ведения продуктивных телефонных переговоров; правила оформления деловой документации.

К основным требованиям этикета, определяющим тактику повседневных действий и поступков, относят: вежливость; галантность; предупредительность; корректность; терпимость; скромность; тактичность; обязательность, точность. Все они взаимосвязаны, и каждый из них вносит свои акценты и нюансы во взаимоотношения.

Деловой этикет проявляется в умении презентовать себя, в такте, доброжелательности, способности проявлять эмпатию; в культуре устной и письменной речи; в следовании правилам телефонных переговоров и телекоммуникаций; в способности эффективно управлять на основе правил делового менеджмента; в овладении секретами деловых переговоров; в самообладании и чувстве собственного достоинства в конфликтных ситуациях.

Основная функция или смысл этикета, определяют как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения. Второй по значению функцией этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность.

В цивилизованном мире деловой этикет считается экономической категорией. Там, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Правила делового этикета обеспечивают эффективность переговоров, помогают достичь взаимопонимания в общем деле, наиболее благоприятно представить себя при деловой встрече, с достоинством выйти из критической, конфликтной ситуации. Кроме того, этикет в силу своей жизненности создает приятный психологический климат, способствующий деловым контактам. Если все сотрудники соблюдают деловой этикет, придерживаются высоких стандартов поведения, то в коллективе создается позитивная атмосфера, улучшается микроклимат, меньше конфликтов и болезней на нервной почве, выше производительность труда, выше качество принимаемых решений, более рационально используется рабочее время и проч.

Таким образом, соблюдение делового этикета является важнейшим элементом профессиональной деятельности любого человека, поскольку он, как установленный порядок поведения в сфере деловых контактов, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами.

Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений

Одним из главных регуляторов делового общения выступает этические нормы, в которых выражены представления, о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей.

Этические нормы - это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности.

Этика деловых отношений - это совокупность норм поведения и требований, предъявляемых к характеру общения в деловой сфере, стилю работы и облику делового человека.

Деловая этика базируется на основополагающих принципах.

Принципы этики деловых отношений - это обобщённое выражение нравственных требований, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

П.Н.Шихирев приводит 10 современных этических принципов делового поведения:

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании.

2. Никогда не делай того, о чём нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы объявить на всю страну.

3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует чувству локтя, так как мы все работаем на одну цель.

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества.

5. Никогда не делай того, что не ведёт к большому благу, нежели вреду для общества, в котором ты живёшь.

6. Никогда не делай того, что ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации.

7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других.

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учётом затрат.

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе.

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию.

Этика деловых отношений основывается на выработанных не одним поколением людей правилах и нормах поведения. Она базируется на основополагающих нормах этики, к которым относятся: уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищённость и т.п. Этику деловых отношений учитывают в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия - между руководителем и подчиненными, между людьми одного статуса. Этические нормы и правила выступают в роли регулятора отношений в коллективе, которые или будут способствовать успешной деятельности организации, способствуя развитию сотрудничества и укреплению деловых отношений, или будут создавать препятствия, вести к распаду организации.

Установленные правила и нормы деловой этики закреплены в деловом этикете, общим требованием которого считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий

Читайте также: