Взаимосвязь архивного права с конституционным правом кратко

Обновлено: 04.07.2024

Межотраслевой характер архивного права. Взаимосвязь архивного и информационного и иными смежными отраслями права (административным, гражданским, муниципальным, уголовным).

Тема 2. Правовые и этические нормы архивного дела: их взаимосвязь.

Содержание архивного права. Объект и предмет архивного права. Нормативные и индивидуальные акты.

Обзор источников и литературы по курсу.

Раздел 2. Становление и развитие отечественного архивного законодательства

Тема 3.Формы реализации общегосударственного регулирования и управления архивным делом

Тема 4. Взаимосвязь архивного законодательства с нормативными актами смежных отраслей.

Связь архивного права с Уголовным, Гражданским и другими Кодексами Российской Федерации. Уголовная, административная, гражданская ответственность за правонарушения в области архивного дела.

Тенденции развития архивного права на рубеже XX – XXI вв.

Раздел 3. Правовые основы организации документов Архивного фонда Российской Федерации и иных архивных документов

Тема 5. Проблемы классификации, комплектования, экспертизы ценности документов в рамках современного архивного законодательства РФ.

Порядок регулирования состава государственной и негосударственной частей Архивного фонда Российской Федерации.

Формы хранения документов в соответствии с современным архивным законодательством.

Правовая база государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации.

Понятие о лицензировании деятельности архивных учреждений.

Тема 6. Правовое регулирование использования архивных документов и информации

Правовые основы доступа к ретроспективной информации.

Архивы и тайны личной жизни. Персональные данные.

Понятие о конфиденциальной, служебной и коммерческой тайне.

Сведения, относящиеся к коммерческой тайне и не относящиеся к ней.

Правовое регулирование архивной информации на машиночитаемых носителях.

Тенденции рассекречивания архивных документов.

Правовые аспекты международного перемещения архивных документов.

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу

2. Предмет и объект архивного права

3. Основные нормативные акты 1990-х гг. по архивному делу

4. Архивная терминология в законодательных актах

5. Взаимосвязь архивного, гражданского уголовного права

6. Влияние информационного права на архивное дело

7. Региональные и муниципальные нормы архивного права

8. Правовые основы доступа к ретроспективной информации

9. Архив и тайна личной жизни

10. Понятие о конфиденциальной, служебной, коммерческой тайне

11. Порядок регулирования состава государственной и негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации

12. Формы хранения документов в соответствии с современным архивным законодательством

13. Правовая база комплектования и экспертизы ценности документов

14. Правовые основы государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации

15. Проблема перемещения архивных документов




16. Понятие о лицензировании деятельности архивных учреждений

17. Архивы на и машиночитаемых носителях, и правовое регулирование их деятельности

18. Тенденции развития архивного права на современном этапе развития

III. Форма итогового контроля

Архивное право можно рассматривать и как научную дисцип­лину, и как весь аспект законодательных актов по архивному делу, включая смежные законодательства и статьи отдельных законода­тельных актов, связанных с архивной сферой. Поэтому понятие архивное право шире, чем понятие архивное законодательство.

Широкое распространение термин архивное право получил в 20-е гг. XX в. в связи с постановкой вопроса о разработке Архив­ного кодекса РСФСР.

В существующих архивных словарях термин архивное право оп­ределяется как установленная законодательными и нормативны­ми актами совокупность норм и правил, регламентирующих дея­тельность государственной архивной службы. Однако в современ­ной России это определение не отражает в полной мере всех сфер приложения норм и правил архивного права, ибо здесь кроме государственного сектора присутствует и частный (негосударст­венный) архивный сектор, о чем ниже будет сказано более по­дробно.

Архивное законодательство.Прежде чем перейти к рассмотре­нию архивного законодательства, дадим определение законодатель­ства вообще.

З а к о н о д а т е л ь с т в о — это один из основных методов осу­ществления государством своих функций, заключающийся в изда­нии органами власти законов. Это одна трактовка термина.

Специалисты считают, что законодательство — это система не только законов, но и подзаконных актов.

З а к о н — нормативный правовой акт, принимаемый органом законодательной власти или непосредственно народом (путем ре­ферендума), обладающий высшей юридической силой и содер­жащий первичные правовые нормы по вопросам, регулирующим Наиболее важные общественные отношения.

Законы РФ подразделяются:

на Конституцию РФ;

федеральные конституционные законы;

федеральные законы (в том числе кодексы).

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Конституция РФ — основополагаю­щий закон и правовая основа законодательства РФ.

В соответствии с Конституцией и по вопросам, предусмотренным ею, принимаются федеральные конституционные законы, посвящен­ные правовым основам общественного и государственного строя.

Федеральные конституционные законы не могут противоре­чить Конституции РФ.

Федеральные законы — это акты текущего законодательства, которые регулируют отношения в различных сферах жизни обще­ства: в экономике, политике, культуре, финансах и т.п. В право­вой литературе такие законодательные акты также называют обык­новенными законами.

Среди законов важное место занимают кодифицированные акты — кодексы.

Кодекс — это единый, логически и юридически цельный за­кон, который обеспечивает обобщенное и системное регулирова­ние определенной группы общественных отношений. В России приняты и действуют кодексы практически по всем основным отраслям законодательства: Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Арбитражно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и др. К сожале­нию, в России нет пока Архивного кодекса, хотя вопрос о его разработке поднимался и ранее (в 20-е гг. XX в.).

Средством реализации законодательных норм являются под-з а к о н н ы е а к т ы , которые конкретизируют нормы законов или устанавливают новые нормы, но при этом соответствуют законам и не противоречат им:

акты Президента РФ, принимаемые в форме указов и распо­ряжений и не противоречащие Конституции РФ и законам РФ;

акты Правительства РФ, принимаемые в форме постановле­ний и распоряжений и не противоречащие Конституции РФ, за­конам РФ, актам Президента РФ;

акты федеральных органов исполнительной власти (так назы­ваемые ведомственные акты), издаваемые на основе и во испол­нение Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.

Этот главный федеральный закон аккумулировал в себе мно­гое из предшествующего опыта архивного строительства дорево­люционной России и СССР, в то же время в нем учтено то новое, что произошло в политическом, экономическом, правовом раз­витии страны, а также ценный зарубежный опыт.

Позже появились подзаконные акты по архивному делу, среди которых следует назвать следующие:

акты президента (указы и распоряжения), например:

См.: АртизовА. Н. Архивное законодательство России: система, проблемы и перс­пективы (к постановке вопроса) // Отечественные архивы. — 1996. — № 4. — С. 3. 2 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1993.-№51.

В архивной сфере в последние годы особенно ярко обозначи­лось стремление отдельных регионов иметь свой архивный закон. Это объясняется тем, что в федеральном законодательстве отсут­ствуют или недостаточно глубоко проработаны вопросы, непо­средственно касающиеся конкретных субъектов Федерации. По­этому субъектам предоставлено право самостоятельно решать все вопросы архивного дела, за исключением тех, которые отнесены к компетенции Российской Федерации.

При этом необходимо помнить, что законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации не должны входить в противо­речие с федеральным законодательством. Если же такое случает­ся, то должны действовать статьи и положения того или иного федерального закона.

В сентябре 1996 г. в Пекине на заседании Генеральной ассамб­леи Международного совета архивов был принят Международ­ный этический кодекс архивистов, который установил высокие стандарты, очертил этические рамки поведения для всех тех, кто занят в архивной сфере.

Основными принципами международного этического кодекса архивистов являются:

защита целостности архивных материалов и гарантия их со­хранности;

осуществление экспертизы ценности, отбор архивных докумен­тов и работа с ними при рассмотрении их в историческом, право­вом и административном пространстве;

защита подлинности документов, обеспечение их сохранности во время архивной обработки, хранения и использования;

обеспечение доступности архивных материалов при сохранении государственной, коммерческой, профессиональной тайны и тай­ны частной жизни, которая может быть в архивных документах;

действие в рамках соответствующего законодательства, избе­гая использования своего положения для нечестного удовлетво­рения своих или чужих интересов;

обеспечение сохранности и использования мирового докумен­тального наследия в сотрудничестве друг с другом и представите­лями других профессий.

Эти этические нормы, содержащиеся в Международном эти­ческом кодексе архивистов, признаны и в нашей стране. Все, кто работает с архивными документами, должны помнить о профес­сиональной ответственности и согласовывать свои профессиональ­ные действия с этическими нормами кодекса.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МЕСТО АРХИВНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОГО ПРАВА

В Российской Федерации в связи с принятием Конституции 12 декабря 1993 года и развитием страны в новом демократическом русле уже более 20 лет идет трансформация всей российской правовой системы, в том числе и архивного права. В данный период времени произошло существенное обновление всей архивно-правовой базы страны. Перечень нормативно-правовых актов различного уровня, так или иначе затрагивающих деятельность архивов, насчитывает уже более ста. Это обстоятельство дает основание для выделения архивного права в отрасль права.

Однако среди правоведов существует точка зрения о том, что архивное право не является отраслью, а представляет собой лишь систему законодательства, включающую нормы различных отраслей права. На наш взгляд, данное мнение не аргументировано, и в связи с этим мы считаем необходимым выделить теоретическое обоснование того, что архивное право представляет собой именно отрасль права, а также определить его место среди других отраслей. Это и является целью данного исследования.

Задачи исследования представляют собой выявление соотношения и взаимодействия архивного права с другими отраслями как частного, так и публичного российского права, а также определение предмета и метода регулирования архивного права. Именно изучение данных теоретико-правовых вопросов позволит определить положение архивного права в современной правовой системе.

Архивное право как отрасль права представляет собой систему устанавливаемых и охраняемых государством норм, регулирующих общественные отношения в сфере архивного дела. Безусловно, архивное право обладает своим исключительным предметом и методом правового регулирования. Именно предмет и метод позволяют обособить архивное право от других отраслей.

Диспозитивный метод проявляется в ч. 2 ст. 13 данного закона, которая говорит о том, что организации и граждане вправе создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, в том числе в целях хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности [9].

Таким образом, наличие отдельного предмета и метода правового регулирования позволяет выделить архивное право в качестве отрасли. При этом важно отметить, что архивное право является отраслью комплексной, т.е. представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в какой-либо определенной сфере деятельности и относящихся к разным отраслям права [5, с. 457]. Исходя из этого, целесообразно проследить взаимодействие архивного права с другими отраслями.

Рассматривая вопрос о месте архивного права в системе права, следует отметить, что архивное право, активно используя основные положения теории государства и права, взаимодействует с такими отраслями права, как конституционное, информационное, трудовое, гражданское, административное и уголовное право [11, с. 10].

В первую очередь архивное право, как и любая другая отрасль, взаимодействует с конституционным правом.

Конституционное право как ведущая отрасль российского права представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной и муниципальной власти [3, с. 8].

Конституция играет огромную роль в жизни современного общества, поскольку составляет основу всей правовой системы страны. Она обладает высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам, в том числе актам архивной сферы, которые должны конкретизировать ее положения и не противоречить ей. В Конституции фиксируются те ценностные ориентиры, которых должны придерживаться как граждане, так и государство.

Данная деятельность регулируется статьями 29, 33 и 44 Конституции РФ.

Так п. 4 ст. 29 Конституции закрепляет основные права на доступ к архивным фондам, а именно то, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом [4].

Статья 33 и п. 2 ст. 44 обеспечивают доступ граждан к архивам тем, что они имеют право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, а также имеют право на пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям [4].

Упомянутые нормы конкретизируются в нормативных актах, являющихся источниками архивного права.

На основании положения статьи 3 указанного Федерального закона о том, что архивный документ - это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства, можно проследить тесную связь архивного права с информационным правом [9].

Поскольку архивные документы сегодня понимаются как информационные ресурсы, архивное право взаимодействует с информационным правом в части, касающейся сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации, содержащейся в архивных документах, а также управления такими документами в целях обеспечения сохранности при их всестороннем использовании в интересах граждан, общества и государства [11, с. 11].

В части регулирования трудовых отношений работников архивов с работодателем архивное право соотносится и с трудовым правом. Трудовой кодекс закрепляет вопросы организации труда, трудоустройства, материальной ответственности работодателей и работников, вопросы разрешения трудовых споров, ответственность за нарушение трудового законодательства, вопросы защиты трудовых прав работника и другие.

Следует отметить, что к обработке персональных данных работника, которая осуществляется в архиве, относится получение, хранение, комбинирование, передача и любое другое использование персональных данных работника [11, с. 12-13].

Ст. 90 ТК РФ устанавливает ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника. Лица, виновные в нарушении данных положений, привлекаются к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами [6].

Существенная связь архивного права с гражданским правом прослеживается, прежде всего, при урегулировании имущественных и личных неимущественных отношений по поводу информации и архивных документов.

Так, ст. 15 Гражданского кодекса закрепляет право лица требовать полного возмещения причиненных ему убытков, а ст. 16 регламентирует порядок возмещения гражданину или юридическому лицу убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления в результате незаконных действий или бездействия [1].

Связь архивного права с административным правом проявляется в нормах, закрепляющих ответственность за правонарушения в области архивного дела.

Методы административного права динамично используются архивным правом в части регулирования отношений, которые возникают при осуществлении органами государственной власти обязанностей в сфере комплектования документов [11, с. 13].

Так, в соответствии со статьей 13.20 КоАП РФ нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа [2].

КоАП РФ также закрепляет нормы, которые используются должностными лицами архивной сферы в отношении работников, нарушивших правила работы в архивах.

Так, ст. 19 ч. 5. указанного Кодекса предусматривает ответственность за невыполнение в срок законного предписания органа или должностного лица, осуществляющего государственный надзор или контроль, об устранении нарушений законодательства [2].

Таким образом, эти меры должны содействовать усовершенствованию контроля над соблюдением хранения документов Архивного фонда России, их отбора, а также правильному осуществлению работы архивов, включая их взаимоотношения с пользователями архивных фондов.

В настоящее время одной из важнейших задач является защита архивных документов от преступных посягательств. Уголовный кодекс РФ содержит совокупность норм, предусматривающую ответственность субъектов архивной сферы, в частности за хищение предметов и документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, которыми признаются и архивные документы (ст. 164 УК РФ).

Уголовный кодекс также предусматривает ответственность за невозвращение в установленный срок на территорию РФ архивных документов, вывезенных за ее пределы (ст. 190 УК РФ).

Статья 140 УК РФ указывает ответственность для работников архивов при неправомерном отказе в предоставлении информации либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации в виде штрафа либо лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью [7].

Уголовный Кодекс в статье 283 также предусматривает ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна во время службы или работы, а статья 284 регламентирует ответственность для работников архива за утрату документов, содержащих государственную тайну [7].

Таким образом, можно сказать, что федеральным законодательством в полной мере урегулирован вопрос о защите Архивного фонда Российской Федерации от преступных посягательств.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что архивное право, бесспорно, является отраслью права. При этом архивное право как отрасль имеет комплексную природу, поскольку содержащие его отношения затрагивают различные сферы общественной жизни и поэтому не могут быть урегулированы исключительно нормами одной конкретной отрасли права.

Правовой комплекс архивного права включает в себя нормы нескольких отраслей, регулирующих различные по своему родовому содержанию общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни, объединяет различный нормативный материал путем использования общих понятий, принципов, методов и приемов правового регулирования, введения общих институтов и подинститутов. К тому же, архивное право характеризуется общим предметом правового регулирования, едиными и согласованными принципами регулирования, а также сочетанием признанных или одобренных норм международного и российского права.

Таким образом, архивное право, взаимодействуя с другими отраслями права, имеет весомое место в российской правовой системе.

Список литературы:

3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Юристь, 1996. – 585 с.

5. Сухарев А. Я., Крутских В. Е. Большой юридический словарь. – М.: Инфра-М, 2007 – 858 с.

11. Ширко Т.И. Архивное право: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 110 с.


Оглавление

  • 1. Понятие и предмет конституционного права
  • 2. Источники конституционного права
  • 3. Конституция РФ как источник конституционного права
  • 4. Соотношение конституционного и других отраслей права
  • 5. Принципы конституционного права
  • 6. Субъекты конституционного права
  • 7. Нормы конституционного права
  • 8. Конституционные правоотношения
  • 9. История конституционного права
  • 10. Принцип разделения властей
  • 11. Принцип народовластия
  • 12. Содержание и правовое закрепление российского федерализма
  • 13. Принцип приоритета прав и свобод человека

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Соотношение конституционного и других отраслей права

Конституционное право — ведущая отрасль российского права. Конституционное право является комплексной отраслью. Этими двумя положениями определяется положение конституционного права в системе российского законодательства.

Конституционное право тесно связано с другими отраслями права, так как закладывает основы правовой системы государства. В Конституции РФ заложены как основные положения специальных отраслей, так и некоторые общеправовые принципы, являющиеся универсальными.

Конституционное право содержит принципы таких отраслей права, как:

1) гражданское право (свобода экономической деятельности, признание равенства всех форм собственности — ст. 8 Конституции РФ);

2) земельное право и природоресурсное право (земля и природные ресурсы могут находиться в частной собственности — ст. 9);

3) уголовный процесс (ограничение тайны переписки на основании судебного решения — ст. 28);

4) семейное право (материнство и детство находятся под охраной государства — ст. 38);

5) право социального обеспечения (каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту — ст. 39);

6) жилищное право (каждый имеет право на жилище — ст. 40);

7) медицинское право (право на охрану здоровья и медицинскую помощь — ст. 41);

8) экологическое право (право на благоприятную экологическую среду — ст. 42);

9) налоговое право (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы — ст. 57);

10) военное право (защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина — ст. 58);

11) муниципальное право (органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью — ст. 132) и других отраслей.

Поэтому конституционное право называют комплексной отраслью. Любые изменения в Конституции могут повлечь глобальные изменения в целом ряде специальных отраслей.

Конституция РФ явилась проводником судебной реформы в РФ, итогами которой является появление таких документов, как Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.

Однако нельзя сводить конституционное право к набору тезисов специальных отраслей. Конституция РФ содержит также нормы, характерные лишь для этой отрасли.

Таковы нормы Конституции о выборах Президента РФ, выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную, полномочиях Конституционного Суда РФ, конституционных поправках и пересмотре Конституции РФ, совместной и исключительной компетенции Российской Федерации и субъектов.

Конституционное право тесно связано с международным публичным правом, поскольку субъектом правоотношений и там и там может выступать Российская Федерация, имеется и общее правовое поле (например, права иностранных граждан).

С принятием Конституции РФ некоторые отрасли существенно преобразились, а некоторые и вовсе впервые были выделены в самостоятельные (например, муниципальное право). Изменился взгляд и на правопонимание и правоприменение.

В свою очередь специальные отрасли также оказывают влияние на конституционное право, однако оно существенно ограничено верховенством Конституции РФ, что, в принципе, следует признать правильным.

Читайте также: