Культура и цивилизация типы цивилизаций кратко
Обновлено: 03.07.2024
Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят:
- культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби),
- смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер),
- взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер),
- логику эстетического развития (Бродель).
Наш соотечественник Лев Мечников полагал, что основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки, которые в любой стране являются совокупностью всех физико-географических условий: климата, почвы, рельефа и т.д., которые в конечном итоге определяют состояние частной и общественной жизни. В современных направлениях науки все больше отходят от понятия цивилизации как способа производства и современный подход предполагает понимание под цивилизацией качественного этапа в истории общества, в котором существуют разные слои культуры, различающиеся по социальному или историческому происхождению и в конечном итоге комбинации взаимовлияния, слияния этих структур ведут к синтезу и становлению цивилизации.
Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:
1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.
2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.
4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.
Типы цивилизаций (в зависимости от основания классификаций можно выделить):
1. По типу хозяйственной деятельности
2. В зависимости от контакта с другими цивилизациями
· Открытые (экстравертные), то есть стремящиеся к расширению своих пределов
3. В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории
4. В зависимости от способа производства
Но в настоящее время все чаще современные исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную цивилизации.
Для техногенной цивилизации характерно:
2. Человек рассматривается как активное существо, призван преобразовать мир, наиболее ярко в марксистской идеологии, не случайно один из критиков марксизма Р. Арон назвал марксизм не идеологией пролетариата, а доктриной промышленного прогресса;
3. Направленность деятельности человека вовне, то есть соответственно на преобразование предметов, а не самого себя;
4. Акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологий.
Для традиционной:
1. Невмешательство в природу, человек – созерцатель, он не навязывает свою волю миру, не преобразовывает его, а пытается слиться с ритмами;
2. Направленность человека на самосовершенствование;
3. Направленность развития техники и технологии на автономию личности и т.д.
Таким образом современная техногенная цивилизация, которая все более приобретает самодовлеющий характер, сопровождается утратой человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Агрессивность технического вмешательства человека в природу породила одну из острейших проблем современной цивилизации – глобальный экологический кризис.
1. Место и роль культуры в цивилизации.
1. Каковы природа искусственного интеллекта и степень его тождественности с естественным интеллектом человека. Много мнений, начиная от полной аналогии до признания существенного различия между программируемыми способностями мозга и непрограммируемой иррациональной сферой. Культурологическая проблема в этом вопросе заключается в сохранении человеком свободы, индивидуальности и уникальности, и рассмотрение компьютера, как абсолютной модели человека расценивается культурологами как угроза человеческому существованию.
2. Природа и суть творчества. Может ли творчество имитироваться компьютером? Специалисты предполагают, что имитация компьютером рациональных способностей человека – это дело времени.
1. Перспективы взаимоотношений культуры и цив-ии. Тенденции их развития в XXI веке.
Исходя из оптимистических построений выхода человечества из кризиса техногенной цивилизации можно выделить несколько приоритетных направлений:
2. Преодоление техногенности, то есть измерение техники не с точки зрения ценности для человечества;
4. Смена типа мышления, техногенный тип мышления должен смениться гуманистическим, в котором будут органично сочетаться чувства и разум, логика и здравый смысл, вера и наука.
В русском языке слово цивилизация получает широкое распространение в 60-х годах XIX в. и включается в первое издание словаря Даля: "цивилизация - общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина". Это слово уже часто используется Н. Добролюбовым, Д. Писаревым и Н. Чернышевским для противопоставления общественного и природного начал, развитого и дикого состояний.
Н.Бердяев, как И. Кант, Ф. Теннис,О. Шпенглер, в культуре и цивилизации видит контраст между органическим и механическим состоянием общества. Культура основана на неравенстве, на качествах, она — аристократична. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, хочет обосноваться в количествах, демократична.
Цивилизация понималась также как духовное, этическое начало жизни общества, существующее независимо от его материальных сторон.А.Швейцер (1875-1975) считал, что современная западная цивилизация находится в состоянии глубокого упадка, основная причина которого - разрушение этического начала. Понятия "цивилизация" и "культура" при таком подходе тождественны.
Наиболее распространенным является системный подход, при котором цивилизация рассматривается как социокультурная суперсистема, не совпадающая ни с нацией, ни с государством, но являющаяся целостной общностью. Современный американский исследователь С. Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность высшего ранга. На уровне цивилизаций, по его мнению, выделяются самые широкие культурные единства людей и самые общие социально-культурные различия между ними. Это внеэтническое понятие, так как особенности цивилизаций определяются характером социокультурного устройства общества. Типы цивилизации:
Первый тип - природные сообщества, графически можно изобразить в виде замкнутого круга, поскольку никакого развития там не происходит. Это сообщества людей, живущих в гармонии и тесной связи с природой, большую роль в них играют вожди и жрецы, безраздельно господствует мифологическое мировоззрение. К нему относятся индейцы Америки, аборигены Австралии, племена Африки, народности крайнего Севера.
Второй тип развития - восточный или циклический графически можно выразить в виде пружины. Медленно, на протяжении 200-300 лет, но развитие все же происходит, изменения накапливаются, общество долго готовится к качественному скачку, наконец, стихийный бунт масс - и вновь размеренная и относительно спокойная жизнь. На примере Китая можно выделить следующие стадии, которые в совокупности составили цикл:
Все страны относятся к таким государствам. Время здесь делится на три ступени: прошлое, настоящее и будущее, но представление о времени имеет и свои особенности. Время земное и небесное текут как бы одновременно. Общественное сознание восточных народов носит харизматичекий характер, они подчиняются божественному, действительность воспринимают сквозь призмы веры. Главное - сосредоточенность на духовном. Правители таких обществ обожествлялись. Именно здесь, на Востоке родился непререкаемый тип власти - восточные деспотии, отношения подданства и слепого повиновения, раболепия и покорности.
Такие общества построены на принципах коллективизма, личные интересы подчинены общим и понятие частной собственности, рынка отсутствуют.
Третий, последний тип прогрессивного развития часто называют еще западным. Графически его можно изобразить либо в виде круто поднимающейся прямой, либо спиралью, устремленной ввысь. Прогрессивный тип развития характерен для Древней Греции и Древнего Рима, государств майя и ацтеков, стран современной Европы, США, Канады, Новой Зеландии и Австралии. Их жителей отличают рациональное мышление, протестантизм, ярко выраженный индивидуализм, преобладание личного над общественным и коллективным.
Поскольку цивилизация является не социологической, а конкретно-исторической категорией, можно выделить несколько типов цивилизаций:
1. Первичные цивилизации, возникшие в этнической среде и подразделяющиеся на:
а) Исходные или Материнские цивилизации, возникшие спонтанно, и
б) Дочерние цивилизации, возникшие в зоне социокультурного воздействия исходных (материнских) цивилизаций на этническую периферию.
2. Вторичные цивилизации, возникшие в результате качественной перестройки соционормативных принципов уже существующих цивилизаций или их частей.
В русском языке слово цивилизация получает широкое распространение в 60-х годах XIX в. и включается в первое издание словаря Даля: "цивилизация - общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина". Это слово уже часто используется Н. Добролюбовым, Д. Писаревым и Н. Чернышевским для противопоставления общественного и природного начал, развитого и дикого состояний.
Н.Бердяев, как И. Кант, Ф. Теннис,О. Шпенглер, в культуре и цивилизации видит контраст между органическим и механическим состоянием общества. Культура основана на неравенстве, на качествах, она — аристократична. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, хочет обосноваться в количествах, демократична.
Цивилизация понималась также как духовное, этическое начало жизни общества, существующее независимо от его материальных сторон.А.Швейцер (1875-1975) считал, что современная западная цивилизация находится в состоянии глубокого упадка, основная причина которого - разрушение этического начала. Понятия "цивилизация" и "культура" при таком подходе тождественны.
Наиболее распространенным является системный подход, при котором цивилизация рассматривается как социокультурная суперсистема, не совпадающая ни с нацией, ни с государством, но являющаяся целостной общностью. Современный американский исследователь С. Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность высшего ранга. На уровне цивилизаций, по его мнению, выделяются самые широкие культурные единства людей и самые общие социально-культурные различия между ними. Это внеэтническое понятие, так как особенности цивилизаций определяются характером социокультурного устройства общества. Типы цивилизации:
Первый тип - природные сообщества, графически можно изобразить в виде замкнутого круга, поскольку никакого развития там не происходит. Это сообщества людей, живущих в гармонии и тесной связи с природой, большую роль в них играют вожди и жрецы, безраздельно господствует мифологическое мировоззрение. К нему относятся индейцы Америки, аборигены Австралии, племена Африки, народности крайнего Севера.
Второй тип развития - восточный или циклический графически можно выразить в виде пружины. Медленно, на протяжении 200-300 лет, но развитие все же происходит, изменения накапливаются, общество долго готовится к качественному скачку, наконец, стихийный бунт масс - и вновь размеренная и относительно спокойная жизнь. На примере Китая можно выделить следующие стадии, которые в совокупности составили цикл:
Все страны относятся к таким государствам. Время здесь делится на три ступени: прошлое, настоящее и будущее, но представление о времени имеет и свои особенности. Время земное и небесное текут как бы одновременно. Общественное сознание восточных народов носит харизматичекий характер, они подчиняются божественному, действительность воспринимают сквозь призмы веры. Главное - сосредоточенность на духовном. Правители таких обществ обожествлялись. Именно здесь, на Востоке родился непререкаемый тип власти - восточные деспотии, отношения подданства и слепого повиновения, раболепия и покорности.
Такие общества построены на принципах коллективизма, личные интересы подчинены общим и понятие частной собственности, рынка отсутствуют.
Третий, последний тип прогрессивного развития часто называют еще западным. Графически его можно изобразить либо в виде круто поднимающейся прямой, либо спиралью, устремленной ввысь. Прогрессивный тип развития характерен для Древней Греции и Древнего Рима, государств майя и ацтеков, стран современной Европы, США, Канады, Новой Зеландии и Австралии. Их жителей отличают рациональное мышление, протестантизм, ярко выраженный индивидуализм, преобладание личного над общественным и коллективным.
Поскольку цивилизация является не социологической, а конкретно-исторической категорией, можно выделить несколько типов цивилизаций:
1. Первичные цивилизации, возникшие в этнической среде и подразделяющиеся на:
а) Исходные или Материнские цивилизации, возникшие спонтанно, и
б) Дочерние цивилизации, возникшие в зоне социокультурного воздействия исходных (материнских) цивилизаций на этническую периферию.
2. Вторичные цивилизации, возникшие в результате качественной перестройки соционормативных принципов уже существующих цивилизаций или их частей.
Это единство присуще и явлениям, принадлежащим к духовной культуре. К ней относятся разные виды искусства - музыка, живопись, художественная литература, а также этические ценности и нормы, системы философских идей, религиозные учения и т.п. Но чтобы эти творения человека стали доступны другим людям, они должны быть объективированы, то есть материализованы в действиях человека, в языке, устном или письменном, воплощены в каких-то иных материальных формах (например, на полотне художника, на пленке аудио- или видеокассеты). Значит, любые явления культуры соединяют в себе материальное и идеальное.
Произведения искусства, научные открытия, технические новации - все это продукты творческого труда. Его специфика в том, что художник, ученый опирается на все предшествующее развитие культуры и в кооперации с современниками продолжает процесс культуротворчества. Действительно, чтобы создать что-то новое в любой сфере деятельности, надо овладеть ее достижениями, то есть быть на высоте культуры своего времени. Это обстоятельство таит в себе огромные, хотя и исторически ограниченные достигнутым уровнем культуры возможности для развертывания сознательно целенаправленной и свободной творческой деятельности.
Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Бытие культуры - это бытие человека как субъекта, это его субъективная активность, деятельность, это созданный им материальный и духовный мир, это их единство и взаимосвязь.
На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.
Цивилизация представляет собой социокультурное образование, возникающее как способ существования людей в условиях и на основе общественного разделения труда.
Цивилизация включает в себя всю созданную человеком культуру, человека, освоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания (в девственной природе существование цивилизации невозможно), а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Формационные различия в европейском обществе, после выхода его из первобытного состояния, - это различия внутри европейской цивилизации.
Первые цивилизации появились там, где развитие производительных сил, общественное разделение труда, рост численности населения, социальное расслоение сделали невозможным существование человека в рамках родоплеменного строя.
Становление цивилизации связано с глубинным переворотом в культуре. Происходит отделение умственного труда от физического, развиваются различные формы общественного сознания, возникают зачатки наук. Принципиальным цивилизационным новшеством является письменность. Бесписьменных цивилизаций история практически не знает.
Социальные механизмы цивилизации, бесспорно, находятся в весьма сложном и противоречивом взаимоотношении с культурой, способствуя ее развитию и тормозя его. Причем такие тенденции могут действовать одновременно, с преобладанием той или иной. Это иногда служит основанием для утверждений о враждебности культуры и цивилизации. Но точнее можно было бы сказать, что цивилизация характеризует социальное бытие культуры. Другой вопрос, что это бытие бывает противоречивым.
Сам ход истории подвел к тому, что ныне проблему цивилизации требуется рассматривать на двух уровнях - локальном и всемирном, что речь можно вести о локальных и единой всемирной цивилизации, включающей в себя многообразие культур, а не стирающей их различия.
Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия: 1) общие фундаментальные черты духовной жизни; 2) общность и взаимозависимость историке-политической судьбы и экономического развития; 3) взаимопереплетение культур; 4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.
На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации: 1) природные сообщества (непрогрессивные формы существования); 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации.
Со временем понятие цивилизации стали отличать от культуры. В обиходе цивилизацией стали называть совокупность материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Появилась тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (О.Шпенглер, Г.Маркузе). С этой точки зрения культура является внутренним духовным содержанием цивилизации, а сама цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.
Однозначного определения цивилизации нет, т.к. разные исследователи вкладывают в этот термин разный смысл. Одни ученые отождествляют понятия цивилизации и культуры, другие рассматривают цивилизацию как специфическое культурное образование, третьи — разводят понятия культуры и цивилизации.
В унитарном смысле цивилизацию рассматривают как идеал прогрессивного развития человечества в целом. Если цивилизацию трактуют как определенную историческую стадию развития, то выделяют аграрную, индустриальную, информационную цивилизации.
Из всего многообразия подходов к изучению культуры и цивилизации можно сделать вывод, что понятие цивилизации может означать:
Читайте также: