Другой век утопия просвещения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Если под фантастикой понимать любую выдумку, любое нарушение пропорций действительности, зафиксированное в художественной форме, то ее дальние истоки следует искать не только в средневековой, в данном случае древнерусской, литературе, но и еще дальше — в фольклоре, который, собственно говоря, фантастичен от начала до конца. Несомненно, что фольклорные жанры, в частности сказки, были предшественниками современной фантастической литературы. Думаю, однако, что подобные рейды к сверхдальним подступам имеют большую ценность для специальных исследований, нежели для популярных брошюр. В рамках поставленных задач непосредственный интерес могут иметь лишь произведения, которые как-то корреспондируются с современными представлениями о фантастическом, т. е. когда автор, описывая небывалое, чудесное или даже сверхъестественное, отдает себе отчет, что это именно чудесное и сверхъестественное, и обыкновенно старается объяснить иррациональное рационально, пусть даже самым поверхностным образом, например, объявив, что чудеса герою просто приснились. Такая фантастика, в которой в той или иной степени присутствуют элементы научного мышления (детальное выяснение меры этой научности отвлекло бы нас слишком далеко), могла зародиться только в эпоху Просвещения.

За полной недоступностью для массового читателя этой книги, как и многих других, о которых пойдет речь, позволю себе кратко изложить содержание, перемежая его цитатами, чтобы дать почувствовать своеобразие русского языка, коим пользовались литераторы того времени, в иных случаях сохраняя и старинную орфографию.

Вот время: добрые ленивцы,

Вы, равнодушные счастливцы,

Вы, школы Левшина птенцы…

Чтобы герой не погиб без воздуха, автору приходится ввести и подробно обосновать научно-фантастическую гипотезу о том, что воздух заполняет все пространство между небесными телами и что благодаря именно этому они не падают друг на друга. Несмотря на всю наивность объяснения, трогает то, что автор подумал об этом препятствии; немало фантастов XIX и даже XX века ничтоже сумняшеся отправляли своих героев путешествовать по космосу в воздухоплавательных аппаратах.

Не воспрещу я стихотворцам

Писать и чепуху, и лесть…

Благодаря Просвещению мир увидел множество произведений, изобретений, научных открытий, правовых документов. Две революции, Американская и Французская, непосредственно были вдохновлены идеалами Просвещения и, как следствие, ознаменовали пик его влияния и начало упадка. В конечном итоге эпоха уступила место новому столетию и направлению — романтизму 19-го века.

Ранний период, 1685−1730 годы

Джон Локк.

Утверждение Джона Локка о том, что человеческая природа изменчива и что знания приобретаются путём накопления опыта, а не доступа к некой внешней истине, математический анализ Исаака Ньютона и его оптические теории сформировали мощную базу для философской школы эпохи Просвещения.

Вольтер — зачинатель Высокого Просвещения

Фридрих Великий и Вольтер, около 1800 года.

Это был век упадка веры и заката влияния церкви как института. Джон Локк вместе с французским мыслителем Пьером Бейлем всецело отдался идее отделения церкви от государства. Под натиском научного мировоззрения и рационализма христиане стремились изменить свои взгляды, а деисты и материалисты приводили ряд научных аргументов в попытке доказать, что Вселенная сама, без чьего-либо вмешательства, определяет свой курс.

Французская революция — вершина Позднего Просвещения

Взятие Бастилии, 1789 год.

Век Просвещения – золотой век утопии

Философия, политика, наука и общественные отношения в Европе были радикальным образом пересмотрены в течение всего XVIII века в рамках направления, которое с легкой руки его представителей было названо эпохой Разума или просто Просвещением. Деятели Просвещения не только в Великобритании, Франции, но и по всей Европе поставили под сомнение традиционные ценности и выдвинули идею о том, что общество может быть улучшено с помощью рациональных преобразований.

Благодаря Просвещению мир увидел множество произведений, изобретений, научных открытий, правовых документов, войн и восстаний. Две революции, Американская и Французская, непосредственно были вдохновлены идеалами Просвещения и, как следствие, ознаменовали пик его влияния и начало упадка. В конечном итоге Просвещение уступило место новому столетию и направлению — романтизму XIX века.

Просвещение: ранний период (1685−1730 годы)


Джон Локк.

Утверждение Джона Локка о том, что человеческая природа изменчива и что знания приобретаются путем накопления опыта, а не доступа к некой внешней истине, математический анализ Исаака Ньютона и его оптические теории предоставили мощную базу для философской школы эпохи Просвещения.

И все же всеохватывающего, единого Просвещения в XVIII столетии не было. Зато были французский, шотландский, английский, немецкий, швейцарский и американский века Разума. Часто мыслители высказывали диаметрально противоположные взгляды. Так, например, Локк отличался от Юма, Вольтер от Руссо, Фридрих Великий от Томаса Джефферсона. И все же эти прения и разногласия базировались на общих темах Просвещения — рациональном осмыслении и вере в исторический прогресс.

Вольтер — зачинатель Высокого Просвещения


Фридрих Великий и Вольтер, около 1800 года.

Французская революция — вершина Позднего Просвещения

XVIII век уступил место веку XIX. Просвещенный рационализм сменился необузданным романтизмом, который, как и другие течения, либерализм, классицизм, модернизм, в большом долгу перед мыслителями эпохи Разума.

Вот и в эпоху Просвещения во Франции возникает философский роман утопического характера, воплощающий апологию определенной философской концепции. Говоря о типах утопии в истории культуры, исследователи уже обращали внимание на то, что утопия может осуществляться и как мыслительный или художественный эксперимент. Это вполне соответствует природе философского романа XVIII века. По определению С. Лема, утопия – это "изложение определенной теории бытия при помощи конкретных объектов".

"Путешествия Гулливера". В книге встречается утопия или, вернее, антиутопия (в четвертой части), потому что классическая утопия (Т. Мора, Т. Кампанеллы др.), как правило, показывала читателю человека и общество такими, какими они должны и могут быть в грядущем, в идеале, противопоставленном тому, что есть; Свифт же показывает, к какой деградации могут привести людей некоторые тенденции, заложенные в реальной современной ему цивилизации и в самой природе человека, если они восторжествуют.

Еще можно сказать, что мениппея (жанр "Путешествий", мы еще разбирали по пунктам соответствие произведения жанрвым признакам) часто включает в себя элементы социальной утопии, которые вводятся в форме сновидений или путешествий в неведомые страны; иногда мениппея прямо перерастает в утопический роман. Утопический элемент органически сочетается со всеми другими элементами этого жанра.

В Эльдорадо все трудятся и имеют всего вдоволь, здесь возведены красивые дворцы из золота и драгоценных камней, жители наслаждаются прекрасным плодородным климатом. Это страна изобилия, процветания науки и искусств, не знающая духовенства и религиозных распрей, построенная на разумных основах и созидательном труде. Важное место в его повести занимает описание идеального государства Эльдорадо (от испанского - el dorado - "золотой", "счастливый"). В Эльдорадо нет монахов, там нет тюрем, там никого не судят, там нет тирании и "все свободны". Вольтер прославил "невинность и благоденствие" жителей утопической страны.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 488
  • КНИГИ 670 938
  • СЕРИИ 25 838
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 594

Игорь Николаевич Сухих

История: от призвания до восстания

Река времен: кто произвел великое государство?

Русское русло: Рюриковичи

Русское русло: Романовы

История и поэзия: кто – кого?

История и культура: эпохи и направления

Вечные образы: словарь культуры

Герои: типы и сверхтипы

Царь Эдип: трагедия незнания

Комедия Данте: смелость изобретения

Гамлет и Дон Кихот: мысль и действие

Многоликий Дон Жуан: парадоксы любви

Доктор Фауст: драма познания

…И другие: вечные спутники

Литература: путь к Золотому веку

Древняя Русь: парадоксы историзма

Век просвещения: в погоне за Европой

Золотой век: концы и начала

Книга-феникс: сгоревшая и воскресшая

Летописная история: горькое поражение и странный плен

Автор: искусство видеть мир

Князь Игорь: героизм и трагедия

Денис Иванович Фонвизин (1745-1792)

Годы: друг свободы

Тексты: сатиры смелый властелин

Умри, Денис: странная комедия

Старинные люди: плоды злонравия

Другой век: утопия просвещения

Гавриил Романович Державин (1743-1816)

Годы: от солдата до министра

Оды: истина царям и щука с голубым пером

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

Годы: от незаконного наследника до воспитателя наследника

Стихи: поэзия чувства и сердечного воображения

Александр Сергеевич Грибоедов 1795 (1790)-1829

Горе уму: смерть Вазир-Мухтара

Горе от ума (1823-1824)

Дом как мир: грибоедовская Москва

Карикатуры и портреты: 25 глупцов?

Русский странник: ум с сердцем не в ладу

Сценическая поэма: вошло в пословицу

Странная комедия: странствия во времени

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Счастье странствий: Крым, Молдавия, Одесса

Дом как чужбина: Михайловское и две столицы

Болдинская осень: ай да Пушкин…

Последний Петербург: я числюсь по России

Любовь и дружество: два дивных чувства

Мудрость Пушкина: печаль моя светла

Евгений Онегин (1824 – 1831)

Большое стихотворение: 7 лет 4 месяца 17 дней

Роман в стихах: дьявольская разница

Роман героев: парадоксы любви

Роман автора: энциклопедия души

Роман романов: энциклопедия русской литературы

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

Строптивый корнет: пока не требует поэта

Великий поэт: подтвердив своей судьбою строчку

Художественный мир лирики Лермонтова

Тяжба с миром: любовь и ненависть

Поиски выхода: земля и небо

Герой нашего времени (1839-1840)

Спиральная композиция: герой в зеркалах

Странный человек: грани скуки

Внутренний человек: парадоксы психологизма

Герой и автор: несходство и родство

Вечный образ: лишний человек или русский Гамлет?

Гоголек: веселый меланхолик

Новый Гоголь: непонятый пророк

Мертвые души (1842)

Поэма: Гомер, Данте, Сервантес и Чичиков

Первая страница: образ целого

Герой: подлец-приобретатель или воскресшая душа?

Портреты: смех и страх

Автор: лирик и пророк

Стиль: слова и краски

Эпилог как пролог: веселые ребяти

Игорь Николаевич Сухих

Классное чтение: от горухщи до Гоголя

В последние годы я занимался большой работой (итоговый ее объем – 110 авторских листов), результаты которой оказались продуктом двойного назначения.

История: от призвания до восстания

Река времен: кто произвел великое государство?

Метафора время-вода– одна из самых распространенных в литературе.

Читайте также: