Другой век утопия просвещения кратко
Обновлено: 04.07.2024
Если под фантастикой понимать любую выдумку, любое нарушение пропорций действительности, зафиксированное в художественной форме, то ее дальние истоки следует искать не только в средневековой, в данном случае древнерусской, литературе, но и еще дальше — в фольклоре, который, собственно говоря, фантастичен от начала до конца. Несомненно, что фольклорные жанры, в частности сказки, были предшественниками современной фантастической литературы. Думаю, однако, что подобные рейды к сверхдальним подступам имеют большую ценность для специальных исследований, нежели для популярных брошюр. В рамках поставленных задач непосредственный интерес могут иметь лишь произведения, которые как-то корреспондируются с современными представлениями о фантастическом, т. е. когда автор, описывая небывалое, чудесное или даже сверхъестественное, отдает себе отчет, что это именно чудесное и сверхъестественное, и обыкновенно старается объяснить иррациональное рационально, пусть даже самым поверхностным образом, например, объявив, что чудеса герою просто приснились. Такая фантастика, в которой в той или иной степени присутствуют элементы научного мышления (детальное выяснение меры этой научности отвлекло бы нас слишком далеко), могла зародиться только в эпоху Просвещения.
За полной недоступностью для массового читателя этой книги, как и многих других, о которых пойдет речь, позволю себе кратко изложить содержание, перемежая его цитатами, чтобы дать почувствовать своеобразие русского языка, коим пользовались литераторы того времени, в иных случаях сохраняя и старинную орфографию.
Вот время: добрые ленивцы,
Вы, равнодушные счастливцы,
Вы, школы Левшина птенцы…
Чтобы герой не погиб без воздуха, автору приходится ввести и подробно обосновать научно-фантастическую гипотезу о том, что воздух заполняет все пространство между небесными телами и что благодаря именно этому они не падают друг на друга. Несмотря на всю наивность объяснения, трогает то, что автор подумал об этом препятствии; немало фантастов XIX и даже XX века ничтоже сумняшеся отправляли своих героев путешествовать по космосу в воздухоплавательных аппаратах.
Не воспрещу я стихотворцам
Писать и чепуху, и лесть…
Благодаря Просвещению мир увидел множество произведений, изобретений, научных открытий, правовых документов. Две революции, Американская и Французская, непосредственно были вдохновлены идеалами Просвещения и, как следствие, ознаменовали пик его влияния и начало упадка. В конечном итоге эпоха уступила место новому столетию и направлению — романтизму 19-го века.
Ранний период, 1685−1730 годы
Утверждение Джона Локка о том, что человеческая природа изменчива и что знания приобретаются путём накопления опыта, а не доступа к некой внешней истине, математический анализ Исаака Ньютона и его оптические теории сформировали мощную базу для философской школы эпохи Просвещения.
Вольтер — зачинатель Высокого Просвещения
Это был век упадка веры и заката влияния церкви как института. Джон Локк вместе с французским мыслителем Пьером Бейлем всецело отдался идее отделения церкви от государства. Под натиском научного мировоззрения и рационализма христиане стремились изменить свои взгляды, а деисты и материалисты приводили ряд научных аргументов в попытке доказать, что Вселенная сама, без чьего-либо вмешательства, определяет свой курс.
Французская революция — вершина Позднего Просвещения
Философия, политика, наука и общественные отношения в Европе были радикальным образом пересмотрены в течение всего XVIII века в рамках направления, которое с легкой руки его представителей было названо эпохой Разума или просто Просвещением. Деятели Просвещения не только в Великобритании, Франции, но и по всей Европе поставили под сомнение традиционные ценности и выдвинули идею о том, что общество может быть улучшено с помощью рациональных преобразований.
Благодаря Просвещению мир увидел множество произведений, изобретений, научных открытий, правовых документов, войн и восстаний. Две революции, Американская и Французская, непосредственно были вдохновлены идеалами Просвещения и, как следствие, ознаменовали пик его влияния и начало упадка. В конечном итоге Просвещение уступило место новому столетию и направлению — романтизму XIX века.
Просвещение: ранний период (1685−1730 годы)
Джон Локк.
Утверждение Джона Локка о том, что человеческая природа изменчива и что знания приобретаются путем накопления опыта, а не доступа к некой внешней истине, математический анализ Исаака Ньютона и его оптические теории предоставили мощную базу для философской школы эпохи Просвещения.
И все же всеохватывающего, единого Просвещения в XVIII столетии не было. Зато были французский, шотландский, английский, немецкий, швейцарский и американский века Разума. Часто мыслители высказывали диаметрально противоположные взгляды. Так, например, Локк отличался от Юма, Вольтер от Руссо, Фридрих Великий от Томаса Джефферсона. И все же эти прения и разногласия базировались на общих темах Просвещения — рациональном осмыслении и вере в исторический прогресс.
Вольтер — зачинатель Высокого Просвещения
Фридрих Великий и Вольтер, около 1800 года.
Французская революция — вершина Позднего Просвещения
XVIII век уступил место веку XIX. Просвещенный рационализм сменился необузданным романтизмом, который, как и другие течения, либерализм, классицизм, модернизм, в большом долгу перед мыслителями эпохи Разума.
Вот и в эпоху Просвещения во Франции возникает философский роман утопического характера, воплощающий апологию определенной философской концепции. Говоря о типах утопии в истории культуры, исследователи уже обращали внимание на то, что утопия может осуществляться и как мыслительный или художественный эксперимент. Это вполне соответствует природе философского романа XVIII века. По определению С. Лема, утопия – это "изложение определенной теории бытия при помощи конкретных объектов".
"Путешествия Гулливера". В книге встречается утопия или, вернее, антиутопия (в четвертой части), потому что классическая утопия (Т. Мора, Т. Кампанеллы др.), как правило, показывала читателю человека и общество такими, какими они должны и могут быть в грядущем, в идеале, противопоставленном тому, что есть; Свифт же показывает, к какой деградации могут привести людей некоторые тенденции, заложенные в реальной современной ему цивилизации и в самой природе человека, если они восторжествуют.
Еще можно сказать, что мениппея (жанр "Путешествий", мы еще разбирали по пунктам соответствие произведения жанрвым признакам) часто включает в себя элементы социальной утопии, которые вводятся в форме сновидений или путешествий в неведомые страны; иногда мениппея прямо перерастает в утопический роман. Утопический элемент органически сочетается со всеми другими элементами этого жанра.
В Эльдорадо все трудятся и имеют всего вдоволь, здесь возведены красивые дворцы из золота и драгоценных камней, жители наслаждаются прекрасным плодородным климатом. Это страна изобилия, процветания науки и искусств, не знающая духовенства и религиозных распрей, построенная на разумных основах и созидательном труде. Важное место в его повести занимает описание идеального государства Эльдорадо (от испанского - el dorado - "золотой", "счастливый"). В Эльдорадо нет монахов, там нет тюрем, там никого не судят, там нет тирании и "все свободны". Вольтер прославил "невинность и благоденствие" жителей утопической страны.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 282 488
- КНИГИ 670 938
- СЕРИИ 25 838
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 594
Игорь Николаевич Сухих
История: от призвания до восстания
Река времен: кто произвел великое государство?
Русское русло: Рюриковичи
Русское русло: Романовы
История и поэзия: кто – кого?
История и культура: эпохи и направления
Вечные образы: словарь культуры
Герои: типы и сверхтипы
Царь Эдип: трагедия незнания
Комедия Данте: смелость изобретения
Гамлет и Дон Кихот: мысль и действие
Многоликий Дон Жуан: парадоксы любви
Доктор Фауст: драма познания
…И другие: вечные спутники
Литература: путь к Золотому веку
Древняя Русь: парадоксы историзма
Век просвещения: в погоне за Европой
Золотой век: концы и начала
Книга-феникс: сгоревшая и воскресшая
Летописная история: горькое поражение и странный плен
Автор: искусство видеть мир
Князь Игорь: героизм и трагедия
Денис Иванович Фонвизин (1745-1792)
Годы: друг свободы
Тексты: сатиры смелый властелин
Умри, Денис: странная комедия
Старинные люди: плоды злонравия
Другой век: утопия просвещения
Гавриил Романович Державин (1743-1816)
Годы: от солдата до министра
Оды: истина царям и щука с голубым пером
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
Годы: от незаконного наследника до воспитателя наследника
Стихи: поэзия чувства и сердечного воображения
Александр Сергеевич Грибоедов 1795 (1790)-1829
Горе уму: смерть Вазир-Мухтара
Горе от ума (1823-1824)
Дом как мир: грибоедовская Москва
Карикатуры и портреты: 25 глупцов?
Русский странник: ум с сердцем не в ладу
Сценическая поэма: вошло в пословицу
Странная комедия: странствия во времени
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Счастье странствий: Крым, Молдавия, Одесса
Дом как чужбина: Михайловское и две столицы
Болдинская осень: ай да Пушкин…
Последний Петербург: я числюсь по России
Любовь и дружество: два дивных чувства
Мудрость Пушкина: печаль моя светла
Евгений Онегин (1824 – 1831)
Большое стихотворение: 7 лет 4 месяца 17 дней
Роман в стихах: дьявольская разница
Роман героев: парадоксы любви
Роман автора: энциклопедия души
Роман романов: энциклопедия русской литературы
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
Строптивый корнет: пока не требует поэта
Великий поэт: подтвердив своей судьбою строчку
Художественный мир лирики Лермонтова
Тяжба с миром: любовь и ненависть
Поиски выхода: земля и небо
Герой нашего времени (1839-1840)
Спиральная композиция: герой в зеркалах
Странный человек: грани скуки
Внутренний человек: парадоксы психологизма
Герой и автор: несходство и родство
Вечный образ: лишний человек или русский Гамлет?
Гоголек: веселый меланхолик
Новый Гоголь: непонятый пророк
Мертвые души (1842)
Поэма: Гомер, Данте, Сервантес и Чичиков
Первая страница: образ целого
Герой: подлец-приобретатель или воскресшая душа?
Портреты: смех и страх
Автор: лирик и пророк
Стиль: слова и краски
Эпилог как пролог: веселые ребяти
Игорь Николаевич Сухих
Классное чтение: от горухщи до Гоголя
В последние годы я занимался большой работой (итоговый ее объем – 110 авторских листов), результаты которой оказались продуктом двойного назначения.
История: от призвания до восстания
Река времен: кто произвел великое государство?
Метафора время-вода– одна из самых распространенных в литературе.
Читайте также: