Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая кратко

Обновлено: 01.07.2024

1. Страхователь обязан заявить в страховую компанию о случае повреждения и/или уничтожения застрахованного имущества в течение первых 5 дней с даты наступления такого случая (но не позднее), но в течение одних суток в случае убытков от риска кражи с незаконным проникновением и грабеж.

2. На место, где произошел случай, выезжает сотрудник/представитель страховой компании. В случае невозможности прибытия сотрудника/представителя страховой компании, Страхователю должны быть предоставлены инструкции о его дальнейших действиях.

3. По прибытии на место сотрудника/представителя страховой компании и по результатам осмотра, им составляется Акт осмотра, соответствующий форме.

4. Страхователь не имеет права изменять картины места происшествия до прибытия сотрудника/представителя страховой компании, если это не продиктовано необходимостью снижения величины ущерба или если на то не получено согласие страховой компании.

Заключение об обязанности страховой компании произвести возмещение ущерба может быть сделано только после изучения всех обстоятельств, приведших к возникновению происшествия, установления причины и суммы ущерба.

Документы подтверждающие страховой случай:
В соответствии со статьей 930 Гражданского Кодекса РФ, для начала рассмотрения страховой компанией заявленной Страхователем претензии на выплату страхового возмещения, в отношении поврежденного и/или уничтоженного имущества, которое было застраховано по полису, Страхователь обязан подтвердить свой имущественный интерес (основанный на законе или ином правовом акте или договоре) в сохранении застрахованного имущества. Страхователь, во исполнение вышесказанного, обязан предоставить документы, подтверждающие право владения, пользования, распоряжения, а также проведения иных правовых действий, в отношении имущества, указанного выше.

Застраховать квартиру, дом, коттедж, дачу

Документы, для подтверждения страхового случая

В подтверждение причины наступления ущерба и для признания страховой компании заявленной Страхователем претензии страховым случаем, Страхователь должен предоставить в страховую компанию следующие документы.

1. При наступлении страхового случая страхователь обязан принять все возможные меры с спасению и сохранению поврежденного груза, а также к обеспечению права на регресс к виновной стороне и в течении суток известить о случившемся страховщика.

2. Страховщик обязан не позднее 3 дней после получения всех необходимых документов приступить к составлению акта установленной формы.
Определение размера ущерба и выплата страхового возмещения производится в соответствии с Инструкцией по определению ущерба и выплате страхового возмещения по добровольному страхованию имущества государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций N 199, утвержденной Министерством финансов СССР 30 декабря 1988 г.

3. Страховщик имеет право отказать в выплате страхового возмещения, если страхователь:

o сообщил неправильные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о страховом риске;

o не сообщил страховщику о существенных измениях в риске;

o не принял мер к спасению и сохранению груза и не известил страховщика в установленные настоящими Правилами сроки о страховом случае;

o не представил документов, подтверждающих факт страхового случая и необходимых для установления убытков.

4. Если страхователь получил возмещение за убыток от третьих лиц, страховщик оплачивает лишь разницу между суммой, подлежащей оплате по условиям страхования, и суммой, полученной от третьих лиц.

5. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах этой суммы право регресса, которое страхователь имеет к лицу, оветственному за причиненный ущерб; страхователь обязан при получении страхового возмещения передать страховщику все имеющиеся у него документы, необходимые для осуществления права регресса.

6. Если по вине страхователя осуществление регресса окажется невозможным (пропуск сроков на заявление претензий к виновным в убытке лицам и т.п.), то страховщик в соответствущем размере освобождается от обязанности выплачивать страховое возмещение, а в случае состоявшейся уже выплаты страхователь обязан возвратить страховщику полученное возмещение.

7. Споры, вытекающие из договора страхования, рассматриваются вышестоящим органом государственного страхования, госарбитражем, народным судом.

Исходя из степени риска в каждом конкретном случае при установлении ставки страхового платежа возможно применение понижающего (от 0,2 до 1,0) или повышаю/щего (от 1,0 до 10,0) коэффициентов. При заключении договора страхования размер тарифной ставки определяется умножением основной ставки, установленной в зависимости от вида транспортировки, на соответствующий поправочный коэффициент.

Базовые страховые тарифы по страхованию грузов


Страховые тарифы устанавливаются в процентах от страховой суммы в зависимости от характера груза, способа и условий транспортировки, выбранных условий страхования.

Страховая премия

Величина страховой премии рассчитывается исходя из размера страховой суммы и страхового тарифа. Страховая премия может быть уплачена единовременно либо в рассрочку, что оговаривается в договоре страхования.

1. При наступлении страхового случая страхователь обязан принять все возможные меры с спасению и сохранению поврежденного груза, а также к обеспечению права на регресс к виновной стороне и в течении суток известить о случившемся страховщика.

2. Страховщик обязан не позднее 3 дней после получения всех необходимых документов приступить к составлению акта установленной формы.
Определение размера ущерба и выплата страхового возмещения производится в соответствии с Инструкцией по определению ущерба и выплате страхового возмещения по добровольному страхованию имущества государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций N 199, утвержденной Министерством финансов СССР 30 декабря 1988 г.

3. Страховщик имеет право отказать в выплате страхового возмещения, если страхователь:

o сообщил неправильные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о страховом риске;

o не сообщил страховщику о существенных измениях в риске;




o не принял мер к спасению и сохранению груза и не известил страховщика в установленные настоящими Правилами сроки о страховом случае;

o не представил документов, подтверждающих факт страхового случая и необходимых для установления убытков.

4. Если страхователь получил возмещение за убыток от третьих лиц, страховщик оплачивает лишь разницу между суммой, подлежащей оплате по условиям страхования, и суммой, полученной от третьих лиц.

5. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах этой суммы право регресса, которое страхователь имеет к лицу, оветственному за причиненный ущерб; страхователь обязан при получении страхового возмещения передать страховщику все имеющиеся у него документы, необходимые для осуществления права регресса.

6. Если по вине страхователя осуществление регресса окажется невозможным (пропуск сроков на заявление претензий к виновным в убытке лицам и т.п.), то страховщик в соответствущем размере освобождается от обязанности выплачивать страховое возмещение, а в случае состоявшейся уже выплаты страхователь обязан возвратить страховщику полученное возмещение.

7. Споры, вытекающие из договора страхования, рассматриваются вышестоящим органом государственного страхования, госарбитражем, народным судом.

Исходя из степени риска в каждом конкретном случае при установлении ставки страхового платежа возможно применение понижающего (от 0,2 до 1,0) или повышаю/щего (от 1,0 до 10,0) коэффициентов. При заключении договора страхования размер тарифной ставки определяется умножением основной ставки, установленной в зависимости от вида транспортировки, на соответствующий поправочный коэффициент.

Базовые страховые тарифы по страхованию грузов


Страховые тарифы устанавливаются в процентах от страховой суммы в зависимости от характера груза, способа и условий транспортировки, выбранных условий страхования.

Страховая премия

Величина страховой премии рассчитывается исходя из размера страховой суммы и страхового тарифа. Страховая премия может быть уплачена единовременно либо в рассрочку, что оговаривается в договоре страхования.

Наступление страхового случая

Наступление страхового случая является ключевым моментом, в результате которого страховая организация обязана выполнить свои договорные обязательства перед клиентом, а именно: выплатить страховое обеспечение пострадавшему лицу.

Согласно терминологии страховым случаем называется наступление события, в результате которого были затронуты имущественные интересы страхователя и его жизни или здоровью был причинен вред. Четкое установление данного факта имеет значение, ведь именно он является точкой отсчета для принятия решения о дальнейших выплатах (компенсациях) клиенту. Бывают ситуации, когда произошедшее нельзя квалифицировать как страховой случай, и тогда выплаты не положены.

В определении момента наступления страхового случая заключаются доказательства причинно-следственной связи между страховым риском и данным событием. Данное действие является отправным для страховой организации в оценке верного объема убытков и размера компенсации пострадавшему. Таким образом, определение момента наступления страхового случая – это ключевой критерий для дальнейших действий со стороны страховщика по отношению к клиенту. Предоставление правильным образом заполненных подтверждающих документов является обязательным.

Застраховать можно следующие виды рисков:

  • Получение различных травматических повреждений;
  • Установление любой группы инвалидности в результате несчастного случая;
  • Гибель от несчастного случая или внезапной болезни.

Обладателями страховых полисов могут стать не только взрослые, но и дети. В некоторых страховых организациях можно оформить так называемый семейный полис в рамках одного договора. Чаще других, выбирают страховку, которая действительна 24 часа в сутки и с большим спектром действия, т.е. когда с клиентом несчастный случай может произойти где угодно (дома, на улице, на работе, во время занятий физической активностью, во время отдыха и др.). Помочь правильно сориентироваться при выборе наиболее подходящей программы помогут специалисты, которые проконсультируют обо всех особенностях страховых продуктов.

Ваши действия при наступлении страхового случая

Однако, даже купив полис, многие теряются, когда происходит наступление страхового случая. На деле все просто и страховка – это инструмент, который реально помогает и работает в критических ситуациях. Клиент обязан уведомить страховщика о наступлении страхового случая в тот срок, который указан в договоре. Несвоевременное уведомление без уважительных причин может служить основанием для отказа в выплате компенсации.

Процедура действий клиента:

  • Обратиться в страховую организацию, с которой у вас заключен договор и полис которой есть на руках;
  • Заполнить письменное заявление установленной формы для получения страховой выплаты;
  • Предоставить полис и/или договор страхования;
  • Предъявить все документы, удостоверяющие личность заявителя (самого застрахованного лица или наследника, представляющего его интересы);
  • Собрать весь перечень документов, которые удостоверяют факт случившегося страхового случая.

Денежные компенсации клиенты могут получить одним из двух способов: наличными деньгами в кассе страховщика или же безналичным переводом на счет получателя.

Согласно сути страхования организация обязуется компенсировать все расходы, возникающие у клиента в результате наступления страхового случая. При этом размер возмещения может значительно превысить взносы. В этом заключается экономический смысл страховки. Наступление страхового случая и выплаты по нему обязательно должны проводиться в сроки, указанные в документах.

Любая информация является конфиденциальной. Страховщик не вправе разглашать любые данные: будь то состояние здоровья, сведения о профессиональной деятельности, страховой сумме, имущественном положении дел и др. Согласно гражданскому кодексу нарушение тайны страхования влечет за собой обязанность компенсировать нанесенный клиенту моральный вред и любые убытки.

1. В случае, если страхователь является участником дорожно-транспортного происшествия, он обязан сообщить другим участникам указанного происшествия по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства.

Предусмотренная настоящим пунктом обязанность возлагается также на водителя, управляющего транспортным средством в отсутствие страхователя.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 28 апреля 2017 г. - Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ

2. О случаях причинения вреда при использовании транспортного средства, которые могут повлечь за собой гражданскую ответственность страхователя, он обязан сообщить страховщику в установленный договором обязательного страхования срок и определенным этим договором способом.

При этом страхователь до удовлетворения требований потерпевших о возмещении причиненного им вреда должен предупредить об этом страховщика и действовать в соответствии с его указаниями, а в случае, если страхователю предъявлен иск, привлечь страховщика к участию в деле. В противном случае страховщик имеет право выдвинуть в отношении требования о страховом возмещении возражения, которые он имел в отношении требований о возмещении причиненного вреда.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 28 апреля 2017 г. - Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 сентября 2014 г. - Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

4. В случае причинения вреда жизни потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия положения настоящего Федерального закона, касающиеся потерпевших, применяются к лицам, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (выгодоприобретатели).

Информация об изменениях:

5. Страховщик принимает решение об осуществлении страхового возмещения либо о мотивированном отказе в осуществлении страхового возмещения на основании представленных потерпевшим документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и предусмотренных правилами обязательного страхования. Документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, могут выдаваться полицией, аварийно-спасательными службами, выезжающими на место дорожно-транспортного происшествия, медицинскими организациями.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 2 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 331-ФЗ

7. Водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования заполняют извещения о дорожно-транспортном происшествии, выданные страховщиками, и ставят в известность страхователей о дорожно-транспортном происшествии и заполнении таких извещений.

8. Утратил силу с 1 сентября 2014 г. - Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

Информация об изменениях:

9. Утратил силу с 1 сентября 2014 г. - Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

Информация об изменениях:

10. Утратил силу с 1 сентября 2014 г. - Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

Информация об изменениях:

11. Утратил силу с 1 сентября 2014 г. - Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ




Порядок действий при страховом случае

При наступлении любого события, имеющего признаки страхового случая, Страхователь обязан:

1. Принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры для уменьшения возможных убытков.

2. Незамедлительно заявить о случившемся в компетентные органы (в зависимости от характера события), например:

Эксплуатационная служба (например, Мосэнерго, Мосводоканал, ЖЭК, ДЭЗ, телефонный узел и т.п.) при ее отсутствии – в исполнительные органы местной администрации

и получить документ, подтверждающий факт подачи заявления и/или документ, подтверждающий факт наступления события и раскрывающий обстоятельства происшествия.

3. Собрать доступную предварительную информацию (например, составить акт в произвольной форме с участием очевидцев (свидетелей) страхового случая, по возможности зафиксировать картину ущерба с помощью фото- или видеосъемки) и передать ее Страховщику.

4. Незамедлительно, но не позднее 3-х рабочих дней с момента наступления страхового случая, устно по телефону, по электронной почте или используя факсимильную связь, сообщить Страховщику о его наступлении, указав при этом всю известную ему информацию об обстоятельствах наступления страхового случая, а именно:

  • наименование объекта страхования и адрес объекта, на котором произошел страховой случай;
  • дата и время;
  • обстоятельства, при которых возник страховой случай;
  • характер и предполагаемый объем ущерба;
  • принятые неотложные меры;
  • номер договора страхования

и получить необходимые инструкции по дальнейшим действиям.

5. Согласовать со Страховщиком время и место осмотра поврежденного имущества.

6. Сохранять поврежденное имущество до осмотра его Страховщиком в том виде, в котором оно оказалось после страхового случая. Страхователь имеет право не сохранять поврежденное имущество в том виде, в котором оно оказалось после страхового случая если:

  • это диктуется интересами безопасности;
  • это необходимо для уменьшения ущерба;
  • на это получено согласие Страховщика (либо по прошествии одной недели после уведомления Страховщика о наступлении страхового случая).

7. Предоставить Страховщику возможность беспрепятственного осмотра и обследования поврежденного имущества, выяснения причины, размеров убытка и иных обстоятельств наступления страхового случая.

Читайте также: