Взаимоотношения россии с оон ес нато кратко

Обновлено: 05.07.2024

Всё больше стран демонстративно или молчаливо отказываются вводить против Москвы ограничительные меры за спецоперацию на Украине, как Вашингтон и его европейские партнёры, так что миф о международной изоляции России рассыпается на глазах

С каждым днём антироссийские санкции США и их союзников становятся всё шире, однако параллельно с этим сформировалась группа стран, которые отказываются следовать их примеру — Движение неприсоединения нового формата: если в середине XX века государства выражали свою позицию посредством неприсоединения к какому-либо военному блоку, то в нынешних геополитических реалиях это происходит через решение не вводить ограничительные меры. Иногда это происходит без всяких заявлений, молча.

Поддержали решение властей о проведении спецоперации на Украине традиционные партнёры РФ, в частности страны-участницы БРИКС, а это, на секундочку, 43% населения планеты, а также 1-я и 3-я экономики мира по ВВП и паритету покупательной способности (КНР и Индия соответственно). Бразильская социалистка Селия Медина: Cближение Болсонару с Москвой привело в сильное замешательство его сторонников

Бразильская социалистка Селия Медина: Cближение Болсонару с Москвой привело в сильное замешательство его сторонников

Китай сразу объявил, что не присоединится к односторонним санкциям, которые не имеют никакого юридического обоснования и не оказывают никакого эффекта. Киев призывал Пекин оказать давление на Москву, чтобы она отказалась от своих планов, КНР, естественно, этого не делала, а только призвала стороны к диалогу.

На стороне России выступил и президент Бразилии Жаир Болсонару, которого нельзя назвать большим другом Москвы, наоборот, он всегда брал пример со своего политического кумира 45-го президента США Дональда Трампа.

А установить контакт с украинским лидером помог депутат Верховной Рады Евгений Шевченко, которому пришлось звонить не только Службе безопасности Белоруссии, помощникам президента, но и лично его младшему сыну Николаю, причём посреди ночи.

Говорить о том, что Минск не присоединялся к западным санкциям против Москвы, излишне.

Казахстан старается придерживаться максимально нейтральной позиции, призывает Москву и Киев приложить максимум усилий для дипломатического урегулирования разногласий и предлагает собственные миротворческие услуги в случае необходимости.

В свою очередь, президент Киргизии Садыр Жапаров в телефонном разговоре с Путиным поддержал спецоперацию на Украине, заявил об ответственности Киева за срыв Минских договорённостей и назвал признание независимости ДНР и ЛНР суверенным правом России.

Министр иностранных дел Молдавии Николай Попеску подчеркнул, что Кишинёв ещё в 2014 году принял решение не присоединяться к антироссийским санкциям США и ЕС и продолжает следовать своей позиции, обусловленной экономическими соображениями — экономика Молдавии слишком зависима от связей с Россией, в том числе в сфере энергетики.

Эксперт объяснил, почему Молдавия и Грузия не хотят присоединяться к антироссийским санкциям

Для Украины это было явно как снег на голову, из Тбилиси незамедлительно на консультации в Киев был отозван посол.

Не поддаваться эмоциям, а рассуждать здраво предпочитает и Турция . Официальный представитель президента республики Ибрагим Калын в интервью телеканалу CNN Turk подчеркнул, что Анкара, имеющая тесные торговые отношения в таких областях, как туризм, поставки природного газа, сельское хозяйство, не намерена принимать меры, которые навредят ей самой.

Украинская сторона требовала от Турции закрыть для российских кораблей проливы Босфор и Дарданеллы, но получила отказ. Калын уверен, что Конвенция Монтрё, регулирующая режим судоходства в этом районе, сыграла решающую роль в поддержании мира и стабильности в Чёрном море, турецкие власти интерпретируют этот международно-правовой документ таким образом, чтобы не нагнетать напряжение.

Блеф не удался: Запад боится вводить жёсткие санкции против России за признание ДНР и ЛНР

Вопреки заявлению Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля о том, что Босния и Герцеговина как страна, подписавшая соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС, согласовала свою позицию с позицией Брюсселя, этого не произошло. 2 марта член президиума БиГ от сербов Милорад Додик предложил двум другим членам — Шефику Джаферовичу от бошняков и Желько Комшичу от хорватов — чётко определить позицию страны по событиям на Украине и санкциям РФ, а они отказались и прервали заседание.

Парагвай и Боливия объявили о своём нейтралитете в российско-украинском вопросе, а ​​​​​​​ Куба , Венесуэла и Никарагуа открыто заявили о солидарности с Москвой, которая лишь защищает себя от НАТО.

В ряды Движения неприсоединения 2.0 также вступили Египет , Сирия , ОАЭ , КНДР и Эритрея .

В сложившейся ситуации появился тревожный для Соединённых Штатов знак, отмечает эксперт по международным отношениям Тед Карпентер в статье для издания The National Interest. Он обращает внимание на большое количество стран, воздержавшихся от голосования на Генеральной Ассамблее ООН по резолюции с требованием к России прекратить специальную операцию на Украине и вывести войска.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что документ не стали поддерживать ключевые страны Южной и Восточной Азии, особенно Индия и Китай. Воздержаться также решили Алжир, Иран, Ирак, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Вьетнам, ЮАР, Бурунди, ЦАР, Конго, Экваториальная Гвинея, Мали, Мозамбик, Мадагаскар, Намибия, Сенегал, оба Судана, Зимбабве, Казахстан, Таджикистан, Армения, Куба, Никарагуа, Боливия, Сальвадор. Дробницкий оценил, насколько для РФ болезненны санкции стран Запада

Дробницкий оценил, насколько для РФ болезненны санкции стран Запада

Так что никакой международной изоляции России, в которой общественность пытаются убедить западные, прежде всего американские, политики и дипломаты, нет. Как сказал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, у России много друзей, её невозможно изолировать.


Глобальное противостояние

После объявления российским президентом Владимиром Путиным спецоперации по демилитаризации Украины Москва столкнулась с мощнейшим политическим и экономическим давлением: в ООН была принята резолюция, осуждающая действия России, западные страны вводят все новые и новые ограничения против российской экономики и политиков, а международные компании и сервисы один за другим объявляют о прекращении деятельности на территории страны.

Российская военная техника в районе поселка Октябрьский рядом с российско-украинской границей

Российская военная техника в районе поселка Октябрьский рядом с российско-украинской границей

Фото: Антон Вергун / ТАСС

За поставками вооружений на Украину может последовать более открытое и непосредственное вмешательство в ход военного конфликта — например, переброска в горячие точки добровольцев и наемников из западных частных военных компаний. При этом звучали и более радикальные идеи вроде создания бесполетной зоны над территорией Украины.

Впрочем, как в секретариате Североатлантического альянса, так и в отдельных столицах подобное предложение отвергли: такой шаг сопряжен с риском прямого военного столкновения России и НАТО, а воевать в альянсе не хотят

По мнению Кортунова, скорее всего, дело ограничится косвенной поддержкой Украины: поставками вооружений, отправкой добровольцев и наемников, а также предоставлением Украине разведданных западных спецслужб. Так или иначе, в долгосрочной перспективе Россия останется главным оппонентом и главным объектом интересов НАТО, что явно будет отражено в новой стратегии Североатлантического альянса, которую планируется принять в июне 2022 года на саммите в Мадриде.

Новый Карибский кризис

В силу своей природы человек нередко пытается провести параллели между событиями настоящего и прошлого. В последние месяцы нарастающее напряжение между Россией и Западом неоднократно сравнивали с наиболее острыми моментами холодной войны — Карибским кризисом и ракетным кризисом в Европе конца 1970-х — 1980-х годов. После приказа президента России Владимира Путина привести в режим несения боевого дежурства силы сдерживания, включающие ядерное оружие, эта аналогия перестала быть сугубо умозрительной и теоретической.

Подобный шаг был воспринят на Западе с осуждением и тревогой, а Пентагон принял решение отложить испытание баллистической ракеты Minuteman-3, чтобы не послать России неверный сигнал.

Ядерную войну нельзя выиграть и не следует начинать

Впрочем, в нынешних обстоятельствах сложно исключить эскалацию в сфере неядерных вооружений. НАТО еще до последних событий планировало значительно увеличить свое военное присутствие на восточных рубежах, и вполне естественно, что с нынешней эскалацией эти планы будут лишь форсированы.

В средней и долгосрочной перспективе текущие события приведут к наращиванию вооруженных сил стран НАТО

Генеральный директор РСМД Андрей Кортунов предположил, что нынешний кризис сподвигнет США к ускорению программы по разработке ракетных систем нового поколения. При этом если раньше речь шла о размещении подобных комплексов в Восточной Азии для сдерживания Китая, то сейчас может быть рассмотрен вопрос об их использовании и в Европе. Это создаст угрозу для безопасности России, которая в ответ может разместить аналогичные системы в европейской части страны, чтобы оказать давление на союзников США на континенте.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на саммите альянса в Брюсселе, Бельгия, 25 февраля 2022 года

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на саммите альянса в Брюсселе, Бельгия, 25 февраля 2022 года

Фото: Yves Herman / Reuters

Тенденция не самая приятная. Будет непросто

За период президентства Дональда Трампа США вышли из соглашений о контроле над вооружениями, на выработку которых в свое время уходили месяцы: это Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и Договор по открытому небу (ДОН). Еще до этого, в 2001 году, администрация Джорджа Буша-младшего в одностороннем порядке вышла из Договора об ограничении систем противоракетной обороны.

Дональд Трамп

Фото: Erin Scott / Reuters

Основополагающий акт Россия — НАТО, по всей видимости, прекращает свое существование. 25 февраля генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг заявил, что Россия неоднократно нарушила положения документа, в том числе в связи с операцией на Украине, а потому документ больше не работает. Судьба Венского документа о мерах укрепления доверия и безопасности также выглядит крайне туманной.

Все это вместе фактически обнуляет существовавшую до этого архитектуру безопасности. А значит, ее придется создавать заново и, скорее всего, не просто в обновленном, но в полноценно переосмысленном виде

И с чистого листа опять начнем сначала

До разгорания кризиса вокруг Украины Россия уже предприняла попытку обсудить с Западом будущее безопасности в Европе. В США и НАТО были направлены два документа, в которых содержались российские предложения по гарантиям безопасности.

Ключевые требования России — нерасширение НАТО на восток, отказ от предоставления Украине и Грузии членства в альянсе, а также отвод сил и военной инфраструктуры НАТО на позиции 1997 года — были отвергнуты на Западе

Однако некоторые предложения, вроде контроля над вооружениями, транспарентности в военной деятельности и избежания военных инцидентов, все-таки снискали поддержку США и НАТО. Но такой ответ не устроил Россию, которая настаивала на комплексном рассмотрении своих предложений.


Фото: Вера Тюкалова / Коммерсантъ

На нынешнем этапе продолжение переговоров на основании российских проектов соглашений выглядит крайне маловероятным. Однако стороны все же могут вернуться к обсуждению насущных вопросов в сфере контроля над вооружением, пусть и не в краткосрочной перспективе, считает Стефанович.

В интересах не только России, но и всех европейских стран найти какое-то решение, которое не привело бы к дальнейшему наращиванию численности и количества вооруженных сил и техники вдоль линии соприкосновения

По мнению специалиста, стороны могли бы сфокусироваться на вопросах, связанных с носителями высокоточного оружия большей дальности: крылатыми ракетами, противоракетными системами, ударными беспилотниками, — то есть тем вооружением, которое представляет непосредственную угрозу как России, так и Западу.

Кортунов напомнил, что у сторон расходится видение будущего документа: Россия хочет, чтобы он охватывал все стратегические системы — и ядерные, и неядерные; США же настаивают на том, что соглашение должно сосредоточиться на всем ядерном оружии, тактическом и стратегическом.

Компоненты комплекса крылатых ракет SSC-8/9M729

Компоненты комплекса крылатых ракет SSC-8/9M729

Фото: Максим Шеметов / Reuters

Вопрос в том, чтобы не столько количественно, сколько качественно ограничивать гонку вооружений

В НАТО в целом продемонстрировали готовность продолжить с Россией диалог по вопросам стратегической стабильности и контроля над вооружением после завершения острой фазы кризиса на Украине. Осторожный оптимизм питают и российские официальные лица.

Я уверен, что мы от этого дна оттолкнемся и начнем выправлять отношения

Как показали предшествующие глобальные кризисы, вслед за тотальным обнулением наступает период выстраивания новых правил игры, взаимных гарантий и новой архитектуры безопасности. С учетом накопившихся противоречий этот процесс будет весьма продолжительным и непростым, но уже на нынешнем этапе осознается сторонами как критически важный и необходимый, без преувеличения, для будущего всей планеты.

Со времен ракетного кризиса в Европе и уж тем более Карибского кризиса военные технологии шагнули далеко вперед. Время подлета ракет-носителей ядерного оружия сократилось до минут, и цена человеческой ошибки стала как никогда высокой. Именно поэтому так важно сесть за стол переговоров и принять новые правила игры. Но для этого понадобится твердая политическая воля обеих сторон. Как скоро она появится — вопрос открытый.

Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 г. Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 г. – Совет евроатлантического партнерства).

Дипломатическое представительство России при НАТО учреждено в 1998 г.

В 2004 г. Россия не только участвовала в совместных учениях, но и проводила совместные с НАТО миротворческие операции. С некоторыми членами НАТО у России есть договоры о военно-техническом сотрудничестве и совместной разработке различных продуктов военного назначения. Министерством обороны России решается задача повышения степени оперативной совместимости подразделений российских вооружённых сил и вооруженных сил НАТО для успешного осуществления совместных мероприятий.

19 августа 2008 г. по инициативе НАТО, в связи с грузино-югоосетинским конфликтом была приостановлена деятельность совета Россия-НАТО. Его заседания были возобновлены на разных уровнях в декабре 2009 г. – январе 2010 г.

26 августа 2008 г. Генеральный штаб Вооруженных сил РФ выразил недоумение по поводу высокой активности военно-морских сил НАТО в акватории Чёрного моря и наращивании группировки до 18 кораблей.

В дальнейшем, Россия сотрудничала с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. РФ заключила с США (в 2009 г.) и ФРГ (в 2008 г.) соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности. До июня 2012 г. через территорию России наземным и воздушным путем было транспортировано 379000 военнослужащих и 45000 военных контейнеров в поддержку операции в Афганистане.

В 2012 г. в российских СМИ появилась информация о переговорах по созданию в Ульяновске перевалочного пункта (логистической базы) НАТО.

Россия имеет постоянное представительство в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, которое до 23 декабря 2011 г. возглавлял известный российский политик, Чрезвычайный и Полномочный Посол Дмитрий Рогозин. С 2012 г. этот пост занимает Александр Грушко.

Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 г. Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 г. – Совет евроатлантического партнерства).

Дипломатическое представительство России при НАТО учреждено в 1998 г.




В 2004 г. Россия не только участвовала в совместных учениях, но и проводила совместные с НАТО миротворческие операции. С некоторыми членами НАТО у России есть договоры о военно-техническом сотрудничестве и совместной разработке различных продуктов военного назначения. Министерством обороны России решается задача повышения степени оперативной совместимости подразделений российских вооружённых сил и вооруженных сил НАТО для успешного осуществления совместных мероприятий.

19 августа 2008 г. по инициативе НАТО, в связи с грузино-югоосетинским конфликтом была приостановлена деятельность совета Россия-НАТО. Его заседания были возобновлены на разных уровнях в декабре 2009 г. – январе 2010 г.

26 августа 2008 г. Генеральный штаб Вооруженных сил РФ выразил недоумение по поводу высокой активности военно-морских сил НАТО в акватории Чёрного моря и наращивании группировки до 18 кораблей.

В дальнейшем, Россия сотрудничала с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. РФ заключила с США (в 2009 г.) и ФРГ (в 2008 г.) соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности. До июня 2012 г. через территорию России наземным и воздушным путем было транспортировано 379000 военнослужащих и 45000 военных контейнеров в поддержку операции в Афганистане.

В 2012 г. в российских СМИ появилась информация о переговорах по созданию в Ульяновске перевалочного пункта (логистической базы) НАТО.

Россия имеет постоянное представительство в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, которое до 23 декабря 2011 г. возглавлял известный российский политик, Чрезвычайный и Полномочный Посол Дмитрий Рогозин. С 2012 г. этот пост занимает Александр Грушко.

Разделяя стратегические интересы и сталкиваясь с одинаковыми вызовами, НАТО и Европейский союз (ЕС) сотрудничают по вопросам, представляющим общий интерес, и работают бок о бок в области кризисного регулирования, развития потенциала и политических консультаций, а также оказывают поддержку своим общим партнерам как на востоке, так и на и юге. ЕС является уникальным и важным партнером для НАТО. Обе организации имеют общие ценности и сталкиваются со схожими угрозами и вызовами.

Укрепление стратегического партнерства НАТО-ЕС особенно важно в нынешних условиях безопасности, когда обе организации и их члены сталкиваются с одинаковыми вызовами на востоке и юге.

В Варшаве в июле 2016 года лидеры стран НАТО подчеркнули, что ЕС остается уникальным и важным партнером для НАТО. Активизация консультаций на всех уровнях и практическое сотрудничество в области операций и развития потенциала принесли конкретные результаты. Проблемы безопасности в общих восточных и южных районах двух организаций делают укрепление стратегического партнерства еще более важным, чем когда-либо.

Лидеры стран НАТО приветствовали совместное заявление, опубликованное в Варшаве генеральным секретарем НАТО, председателем Европейского совета и председателем Европейской комиссии, в котором излагается ряд действий, которые обе организации намерены предпринять совместно в конкретных областях, включая учения, противодействие гибридным угрозам, повышение устойчивости, наращивание оборонного потенциала, киберзащиту, безопасность на море.

В качестве последующих мер в декабре 2016 года министры иностранных дел стран НАТО одобрили 42 меры по продвижению совместной работы НАТО и ЕС, в том числе:

— меры по повышению устойчивости к гибридным угрозам, начиная от кампаний дезинформации и заканчивая острыми кризисами;

— сотрудничество между операцией НАТО Sea Guardian и операцией ЕС NAVFOR Sophia в Средиземном море;

— обмен информацией о киберугрозах и обмен передовым опытом в области кибербезопасности;

— обеспечение согласованности и взаимодополняемости процессов оборонного планирования друг друга;

— параллельные и скоординированные учения;

— усилия по поддержке потенциала стран-партнеров в секторах безопасности и обороны.

В декабре 2017 года были предприняты дальнейшие шаги по активизации сотрудничества НАТО-ЕС путем добавления 32 новых мер, в том числе в трех новых областях:

1) мобильность военных для обеспечения быстрого перемещения сил и техники по Европе в случае необходимости, что требует процедур быстрого пересечения границ, достаточных транспортных средств и надежной инфраструктуры (автомобильные, железные дороги, порты и аэропорты);

2) обмен информацией в области борьбы с терроризмом и укрепление координации в этой области со странами-партнерами;

3) поощрение роли женщин в обеспечении мира и безопасности.

10 июля 2018 года, накануне саммита НАТО в Брюсселе, обе организации подчеркнули важность продолжения сотрудничества для решения многочисленных и постоянно меняющихся проблем в области безопасности. Они согласны сосредоточить свое внимание на быстром прогрессе в областях военной мобильности, борьбы с терроризмом и укрепления устойчивости к химическим, биологическим, радиологическим и ядерным рискам… Они также приветствуют взаимодополняющие и взаимоусиливающие усилия ЕС и НАТО по укреплению потенциала в области обороны и безопасности.

На саммите в Брюсселе в июле 2018 года лидеры стран НАТО приветствовали совместную декларацию и ощутимые результаты, достигнутые в ряде областей, подчеркнув свою решимость развивать и углублять сотрудничество путем полного осуществления общего комплекса мер, состоящих из 74 предложений.

Лидеры стран НАТО также приветствовали призыв к более глубокому сотрудничеству между НАТО и ЕС со стороны Европейского совета в июне 2018 года. Они отметили, что наиболее полное участие стран, не являющихся членами ЕС, в усилиях ЕС по укреплению его потенциала для решения общих проблем безопасности имеет важное значение для укрепления стратегического партнерства между НАТО и ЕС.

Генеральный секретарь НАТО и высокий представитель ЕС регулярно отчитываются перед союзниками по НАТО и государствами-членами ЕС о прогрессе в сотрудничестве. (См. отчеты: июнь 2017, Ноябрь 2017, Июнь 2018, июнь 2019)

Европейские союзники, не входящие в ЕС, вносят значительный вклад в эти усилия. Для стратегического партнерства между НАТО и ЕС необходимо их самое полное участие в этих усилиях.

НАТО и ЕС могут и должны играть взаимодополняющую и взаимоукрепляющую роль в поддержании международного мира и безопасности.

Практическое сотрудничество НАТО и ЕС

Борьба с незаконной торговлей людьми в Эгейском и Средиземном морях.

11 февраля 2016 года министры обороны стран НАТО приняли решение развернуть корабли в Эгейском море для оказания поддержки Греции и Турции, а также пограничному агентству Европейского Союза Frontex в их усилиях по преодолению кризиса беженцев и мигрантов.

Постоянная морская группа НАТО 2 (SNMG2) проводит разведку, мониторинг и наблюдение в территориальных водах Греции и Турции, а также в международных водах.

Развертывание в Эгейском море направлено на поддержку международных усилий по сокращению масштабов торговли людьми и незаконной миграции. Корабли НАТО предоставляют информацию в режиме реального времени береговой охране и соответствующим национальным органам Греции и Турции, а также компании Frontex, помогая им в их усилиях по преодолению этого кризиса.

В октябре 2016 года министры договорились продлить пребывание НАТО в Эгейском море, а также решили, что новая операция НАТО Sea Guardian будет поддерживать операцию ЕС Sophia в центральном Средиземноморье с помощью кораблей и самолетов НАТО, которые готовы помочь повысить ситуационную осведомленность ЕС и обеспечить материально-техническую поддержку.

Западные Балканы

Косово
НАТО возглавляет миротворческие силы в Косово (СДК) с 1999 года. ЕС в течение многих лет предоставлял гражданские ресурсы для миссии ООН в Косово (UNMIK) и согласился взять на себя полицейский компонент миссии ООН. Миссия Европейского Союза по вопросам верховенства права (EULEX) в Косово, развернутая в декабре 2008 года, является крупнейшей гражданской миссией, когда-либо учрежденной в рамках общей политики в области безопасности и обороны. Главная цель заключается в оказании помощи и поддержка косовских властей в области верховенства права, в частности в полицейской сфере, в судебной системе и таможни. EULEX тесно сотрудничает с СДК.

Сотрудничество в других регионах

Афганистан
В течение последнего десятилетия НАТО и ЕС играли ключевую роль в обеспечении мира и стабильности в Афганистане в рамках более широких усилий международного сообщества по осуществлению всеобъемлющего подхода к оказанию помощи этой стране. Возглавляемые НАТО международные силы содействия безопасности (МССБ) помогли создать стабильную и безопасную обстановку, в которой афганское правительство, а также другие международные субъекты могли бы строить демократические институты, укреплять верховенство права и восстанавливать страну. Как МССБ, так и ее преемница миссия Решительная поддержка (Resolute Support Mission) сотрудничали с Миссией ЕС по вопросам верховенства права (EU’s Rule of Law Mission — EUPOL), которая действовала в Афганистане с июня 2007 года по декабрь 2016 года. Советники EUPOL в Министерстве внутренних дел Афганистана и Афганской Национальной полиции поддержали реформу министерства и развитие гражданской полиции. ЕС также инициировал программу реформы системы правосудия и помог финансировать гражданские проекты в Провинциальных группах по восстановлению (Provincial Reconstruction Teams) под руководством НАТО.

Дарфур
Как НАТО, так и ЕС поддержали миссию Африканского союза в Дарфуре, Судан, в части, которая касается ротации воздушных перевозок.

Ирак
И НАТО, и ЕС наращивают свое присутствие в Ираке. ЕС уделяет особое внимание гражданскому сектору безопасности. НАТО помогает наращивать возможности иракских структур обороны и безопасности. Помощь осуществляется путем проведения небоевой миссии НАТО по обучению, начатой на саммите в Брюсселе в июле 2018 года по просьбе правительства Ирака. Миссия НАТО будет дополнять текущие усилия коалиции по разгрому ИГИЛ / ДАИШ.

Другие направления сотрудничества ЕС и НАТО

Политическое консультирование

За последние два года круг тем, обсуждаемых между НАТО и ЕС, значительно расширился, особенно по вопросам безопасности на европейском пространстве или в его непосредственной близости. После кризиса на Украине обе организации регулярно обмениваются мнениями по своим соответствующим решениям, особенно в отношении России, с тем чтобы их послания и действия дополняли друг друга. Консультации также затрагивали события на Западных Балканах, в Ливии и на Ближнем Востоке.

Возможности

Вместе с операциями, развитие возможностей является областью, в которой сотрудничество имеет важное значение и где есть потенциал для дальнейшего роста. Группа НАТО-ЕС по потенциалу (NATO-EU Capability Group) была создана в мае 2003 года — для обеспечения согласованности и взаимного укрепления усилий НАТО и ЕС в развитии возможностей.

После создания в июле 2004 года Европейского оборонного агентства ( European Defence Agency — EDA) для координации работы в рамках ЕС по развитию оборонного потенциала, сотрудничеству в области вооружений, приобретению и исследованиям, эксперты EDA вносят свой вклад в работу Группы по потенциалу.

Терроризм и распространение ОМУ

И НАТО, и ЕС привержены борьбе с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения (ОМУ). Они обмениваются информацией о своей деятельности в области защиты гражданского населения от химических, биологических, радиологических и ядерных нападений.

Гражданское чрезвычайное планирование

Обе организации также сотрудничают в области гражданского чрезвычайного планирования путем обмена перечнями мер, принятых в этой области.

Члены НАТО не входящие В ЕС

Албания, Канада, Исландия, Черногория, Норвегия, Турция и Соединенные Штаты, являются членами НАТО, но не входят в Европейский союз. Однако они принимают участие в совещаниях НАТО-ЕС.

Страны ЕС не входящие в НАТО

Австрия, Финляндия, Ирландия, Швеция. Они также принимают участие в указанных выше совещаниях.

Рамки сотрудничества ЕС и НАТО

Обмен письмами между Генеральным секретарем НАТО и председателем ЕС в январе 2001 года определил рамки сотрудничества и формы консультаций по вопросам безопасности между двумя организациями. Сотрудничество получило дальнейшее развитие с подписанием в декабре 2002 года Декларации НАТО-ЕС ЕПБО (Декларация НАТО-ЕС по Европейской политике в области безопасности и обороны), и в марте 2003 года Соглашения об основах сотрудничества.

Декларация НАТО-ЕС по ЕПБО:

декларация НАТО-ЕС по ЕПБО, согласованная 16 декабря 2002 года, подтвердила гарантированный доступ ЕС к возможностям НАТО по планированию своих собственных военных операций и подтвердила политические принципы стратегического партнерства:
— эффективные взаимные консультации;
— равенство и должное уважение автономии принятия решений ЕС и НАТО;
— уважение интересов государств-членов ЕС и НАТО; — уважение принципов Устава Организации Объединенных Наций;
— последовательное, прозрачное и взаимоусиливающее развитие общих для обеих организаций требований к военному потенциалу.

НАТО и ЕС регулярно встречаются для обсуждения вопросов, представляющих общий интерес. Встречи проходят на различных уровнях, в том числе на уровне министров иностранных дел, послов, военных представителей и советников по вопросам обороны. На всех уровнях проводятся регулярные переговоры между структурами НАТО и структурами ЕС (Европейской службой внешних действий, Европейским оборонным агентством, Европейской комиссией и Европейским парламентом).

Для содействия сотрудничеству на оперативном уровне были созданы постоянные механизмы военной связи. С ноября 2005 года в военном штабе ЕС действует постоянная группа связи НАТО, а в марте 2006 года в штаб-квартире НАТО SHAPE (Верховное главнокомандование Объединенных Вооруженных Сил (ОВС) НАТО в Европе) была создана группа ЕС.

Фото: Sean Gallup / Getty Images

В годы холодной войны СССР и НАТО открыто враждовали. Москва в противовес Североатлантическому альянсу создала Организацию Варшавского договора. Постоянно действующий канал дипотношений появляется лишь в 1990 году. Николай Афанасьевский становится первым постпредом СССР (а потом и России) при НАТО. Эту должность Афанасьевский (как и его последователи вплоть до 2003 года) совмещает с работой посла страны в Бельгии.

Декабрь 1991 года. Россия вступает в Совет североатлантического сотрудничества — программу для улучшения отношений альянса со странами, не входящими в блок. В 1997 году на смену этому форуму пришел Совет евроатлантического партнерства, который объединил все государства-члены и государства — партнеры НАТО в Евроатлантическом регионе.

Сергей Лавров

Май 1997 года. В Париже подписан Основополагающий акт Россия — НАТО, ставший официальной основой двусторонних отношений. Документ предусматривал проведение встреч, учреждение постоянного представительства России при альянсе в Брюсселе, а также информационного бюро и военной миссии связи НАТО в Москве. В документе говорилось о том, что альянс обязуется не размещать войска у границ России на постоянной основе.

Март 1998 года. Учреждено дипломатическое представительство России при НАТО. Задачей миссии названо содействие расширению двустороннего диалога.

Март 2000 года. Исполняющий обязанности президента Владимир Путин в интервью Би-би-си заявляет, что не исключает возможности вступления России в НАТО. Правда, с большим количеством оговорок.


Сентябрь 2000 года. Открыто информбюро НАТО в Москве. Оно прикреплено к посольству Бельгии.

2001 год. Сближение России и НАТО продолжается после терактов 11 сентября в США, развивается сотрудничество в области борьбы с терроризмом.

2003 год. Россия и НАТО сотрудничают в обеспечении стабильности в Афганистане, эта тема стала главной на регулярных встречах совета. На одной из них, состоявшейся в июне 2003 года, глава Минобороны России Сергей Иванов предложил альянсу осуществлять воздушный транзит воинского контингента через российскую территорию. В НАТО это предложение приняли.

Дмитрий Рогозин

2007 год. В отношениях России и НАТО началось охлаждение. Одним из его символов стала речь Путина на Мюнхенской конференции по безопасности. Сергей Рябков (в то время директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ) заявил, что Россию с НАТО объединяет только борьба с наркотрафиком.

2008 год. Осложнение отношений России и НАТО из-за обсуждения в альянсе возможности присоединения Украины и Грузии к Плану действий по подготовке к членству в блоке. На членстве в НАТО для этих стран настаивали США, их поддержали страны Балтии, Польша, Чехия и ряд других восточноевропейских стран. В НАТО заявили, что Грузия и Украина смогут стать членами альянса, когда будут соответствовать требованиям организации. Россия сочла данное заявление намерением расширить альянс на восток и заявила, что это является для нее угрозой.

Август 2008 года. Раскол между Россией и НАТО углубляется из-за пятидневной войны в Грузии. Альянс обвинил Москву в несоразмерном применении военной силы. Поводом для российского вторжения в Грузию стало нападение на российских граждан в Южной Осетии, в котором обвинили грузинские вооруженные силы. После этого до весны 2009 года были приостановлены встречи Совета Россия — НАТО и реализация ряда совместных программ.

Сентябрь 2014 года. Россию впервые за годы партнерства и после окончания холодной войны не пригласили на саммит НАТО. Участники форума, который прошел в Великобритании, обсудили ситуацию на Украине и заявили об угрозе со стороны России. На саммите было принято решение о создании оперативной группы повышенной готовности на случай нападения России на какую-либо из стран НАТО.

Декабрь 2014 года. Россия принимает новую военную доктрину, в которой зафиксировано в качестве одной из главных угроз наращивание военного потенциала НАТО и приближение альянса к границам России.

Июль 2016 года. На саммите НАТО в Варшаве Россия названа основной угрозой для членов альянса. По итогам встречи была принята программа по повышению обороноспособности в киберсреде для защиты от возможных действий России. Также члены альянса договорились продолжать усиливать контингент в странах Балтии.

Фото:Jean-Christophe Guillaume / Getty Images

Март 2021 года. Участники заседания Совета министров иностранных дел стран НАТО вновь обвинили Россию в дестабилизации ситуации в соседних странах и констатировали, что отношения с Москвой в ближайшее время не улучшатся.

Читайте также: