Взаимоотношения подростков со взрослыми кратко

Обновлено: 04.07.2024

Подросток продолжает оставаться школьником, и учеба сохраняет свою актуальность. Но в психологическом отношении она отступает на второй план. На первый план выходит общение со сверстниками и достижение автономии. Подросток спешит освободиться от родительской опеки и контроля, заменив их на доверительные, эмоционально окрашенные отношения с друзьями. Возникает потребность в тесных дружеских связях, позволяющих делиться своими переживаниями, тревогами, трудностями, сокровенными мыслями, планами и мечтами. Подростку необходимы близкие друзья, на которых можно положиться, которые выслушают, поймут и посочувствуют.

Отношения со сверстниками и дружба

Наличие друзей в подростковом возрасте связано со многими аспектами психологического благополучия:

Не секрет что влияние дружбы на развитие подростков, зависит от особенностей самих друзей. Так агрессивные друзья поощряют друг друга к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению и антисоциальным поступкам. Тогда как здоровое соперничество среди друзей, например в математическом кружке или спорте, способствует развитию полезных качеств.

общение подростков со сверстниками и родителями

Родители имеют больше влияния на жизненные ценности и планы подростков, касающиеся их образования. Сверстники же более влиятельны на актуальные и конкретные вопросы: выбор одежды, музыкальных предпочтений, интересов, друзей. Согласно исследованиям, подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, страдают от одиночества, плохо учатся, у них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи девиантного поведения.

Иногда подростка могут привлекать ценности и взгляды одного человека, а не группы. Этот человек может быть близким другом, любимым учителем, старшим братом или сестрой, звездой кино или спорта, либо кем-то еще, чье поведение восхищает и вдохновляет. Здесь проявляется реакция имитации — подражание определенному лицу или образу. Влияние значимого человека или персонажа, обладает наибольшей силой именно в этот период, когда подросток активно ищет образец для подражания.

Отношения между мальчиками и девочками

Отдельно стоит выделить отношения между мальчиками и девочками. У подростков возникает интерес, вначале они наблюдают друг за другом, и практически не общаются между собой. Часто первые попытки у мальчика привлечь к себе внимание проявляются в форме поддразнивания девочки (дернуть за косичку, спрятать учебники). Реакции девочек вполне традиционны и предсказуемы: визги, жалобы и т.п. Однако мотивы таких действий, девочки часто понимают правильно и не обижаются всерьез.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: возникают разнополые компании, проявляются желания нравиться другому полу, возникают привязанности и симпатии, которые могут быть очень эмоциональными и занимать важное место в жизни подростка. Образование смешанных по полу компаний способствует тому, чтобы мальчики и девочки смогли лучше узнать друг друга, попробовали и усвоили модели взаимоотношений между собой.

Особенности общения с взрослыми

Подросток не просто стремится, чтобы его считали взрослым, а чтобы признавали его как личность, у которой есть индивидуальность. Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (иногда это выливается в демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые). В первую очередь перенимаются более доступные стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (взрослые виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.). Усвоение внешних признаков влияет на самосознание подростки и делает его взрослым в собственных глазах, и как ему кажется, в глазах окружающих.

Теплота поддерживающих детско-родительских отношений, позволяет подростку исследовать различные социальные роли и представления, способствует развитию его автономии и формированию позитивной самооценки. Чувство защищенности и безопасности дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни и сознания. Напротив, если родители склонны навязывать, принуждать или контролировать ребенка, то это мешает развитию автономии и приводит к формированию низкой самооценки, депрессии и асоциальному поведению.

В подростковый период родителям архиважно правильно относиться к своему ребенку.

Взрослым важно знать особенности отношения подростка со своим характером:

1) осознание своего поведения как внешнего проявления происходит примерно в 13—15 лет. Только по достижении этого возраста есть смысл объяснить подростку, что внешние проявления характера и его внутренняя сущность – не одно и то же;

2) характер – это данность, которую одни используют в своих целях, а другие – не хотят и боятся узнавать себя, тем самым, оставаясь неудачниками;

3) следует принять свой характер, отнестись к нему как инструменту для общения и познания окружающего мира, постоянно изучать свой характер.

В подростковом возрасте ребенок предъявляет новые права, которые прежде всего распространяются на сферу отношений со взрослыми. Для подростка характерно расширение своих прав, он претендует на уважение своего человеческого достоинства.

Изменение взаимоотношений между взрослыми и подростком может пройти благополучно, но при этом взрослые сами должны проявить инициативу и перестроить эти взаимоотношения.

Однако в реальных условиях целый ряд моментов способствует сохранению прежних отношений

1) социальный статус подростка не меняется: он был и остается учащимся;

2) подросток материально полностью зависим от родителей

3) взрослые привыкли направлять и контролировать ребенка

4) у ребенка еще длительное время, особенно в начале подросткового периода, сохраняются детские черты в поведении и внешнем облике.

Выделим наиболее типичные конфликтные ситуации, возникающие между взрослыми и подростком:

1) конфликт неустойчивости родительского отношения – одна из распространенных ситуаций, когда наиболее четко проступает противоречивость подросткового возраста: родители требуют от подростка взрослого поведения, но сами ведут себя по отношению к нему, как к ребенку;

2) конфликт сверхзаботы, проявляющийся в чрезмерной опеке со стороны взрослого, чаще всего матери.

Распространенной причиной возникновения такого конфликта является неосознанное стремление сохранить как можно дольше эмоциональную близость с ребенком.

4) конфликт отцовского авторитета часто возникает там, где взрослые пытаются переложить на подростка ответственность за то, чего не смогли добить-ся в жизни сами.

В том случае взрослому необходимо в первую очередь изменить отношение к самому себе, чтобы затем стать терпимее к собственному ребенку.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Влюбленность подростков

Влюбленность подростков Как считают психологи, для возраста. 13–16 лет постоянно сменяющие друг друга влюбленности просто необходимы. Ведь в это время мальчики и девочки приобретают бесценный опыт построения межличностных отношений. Методом проб и ошибок

Сексуальные заблуждения подростков

Влюбленность подростков

Влюбленность подростков Как считают психологи, для возраста. 13–16 лет постоянно сменяющие друг друга влюбленности просто необходимы. Ведь в это время мальчики и девочки приобретают бесценный опыт построения межличностных отношений. Методом проб и ошибок

Сексуальные заблуждения подростков

Глава 6. Тесты для взрослых, или Упущенное видится на расстоянии (для прочтения взрослыми тоже не обязательна)

Глава 6. Тесты для взрослых, или Упущенное видится на расстоянии (для прочтения взрослыми тоже не обязательна) Всякий из нас в молодости слышал вздохи близких и дальних по поводу того, что:— Не, ну ты прикинь, вроде только вчера в школу ходил, вот только вчера, а оглянулся —

Влюбленность подростков

Влюбленность подростков Как считают психологи, для возраста. 13–16 лет постоянно сменяющие друг друга влюбленности просто необходимы. Ведь в это время мальчики и девочки приобретают бесценный опыт построения межличностных отношений. Методом проб и ошибок

Сексуальные заблуждения подростков

Эмоции и взаимоотношения

Эмоции и взаимоотношения Становление личности ребенка происходит во время многочисленных игр и забав, в которые его вовлекают. В поисках способов выражения самостоятельности он проходит через этап несогласия с родителями, находясь в нормальных отношениях с другими

Взаимоотношения с милицией

Взаимоотношения с милицией В чрезвычайной обстановке нужно:• уметь принимать быстрые решения,• уметь предчувствовать опасность,• уметь распознавать людей,• быть твердым и решительным, когда это нужно, но уметь подчиняться и быть гибким, когда это


Физиология: что чувствует подросток и почему с ним трудно общаться

Ребенок очень быстро растет, и в этот период его сердечно-сосудистая система не успевает обслуживать костно-мышечную. Физиологически это выражается в том, что подросток очень быстро утомляется, не может долго сохранять внимание, часто хочет спать и не выдерживает больших нагрузок.

К этому необходимо прибавить еще и гормональный дисбаланс, который испытывает подросток в процессе роста. В результате ребенок выражает нетерпимость, начинает хамить из-за того, что не выдерживает эмоциональных нагрузок, связанных с дополнительным грузом ответственности по поводу сдачи экзаменов и предстоящего поступления в вуз.

Многие подростки чувствуют себя очень одиноко и испытывают проблемы с коммуникативностью (в этот период многие родители переживают, что подросток ни с кем не общается), в результате чего усаживаются за компьютер и все реже выходят из дома. Не случайно основная часть различных состояний (булимий, анорексий, шизофрений, суицидальных мыслей и прочих психодрам) также приходятся на подростковый возраст.

Учеба: как правильно общаться с подростком и как грамотно ему помогать

Без просьбы о помощи самого ребенка не стоит делать с ним уроки: во-первых, потому что совместное урокоделание чаще всего портит отношения между родителями и детьми. Во-вторых, вашим детям необходимо научиться решать свои проблемы самим, а гиперопека — это не помощь родителя, а лишь выражение его страхов. Максимум, что вы можете сделать для своего ребенка — взять пару недель отпуска, когда он пошел в первый класс, и посвятить это время помощи в подготовке уроков и совместному сбору портфеля. В дальнейшем лучше оставить учебу под ответственность самого ребенка: так он будет учиться намного лучше, чем под тотальным контролем.

Однако, если ребенок сам просит у вас помощи в подготовке уроков, ее необходимо оказать. Если не можете сделать сами (или у вас нет на это времени) — организуйте помощь у репетитора, учителя или любого другого человека, сведущего в школьном предмете.

Учеба: как правильно общаться с подростком

Курение и другие плохие привычки: что делать?

Сексуальный опыт подростка: психология общения

Обман и воровство: почему это происходит и есть ли выход?

Дети могут воровать в трех случаях: из выгоды, из страха и немотивированно (когда воровство имеет клептоманское происхождение, то есть когда ребенок не может удержаться, чтобы что-то не взять). Если вы заметили у своего ребенка случаи воровства, лучше обратиться с этой проблемой к психологу, который поможет ребенку установить причинно-следственные связи его поступков и развить его морально-этические устои.

Выбор любимого дела и профессии

Выбор любимого дела и профессии

Как построить доверительные отношения с подростком

Плохая компания: как от нее уберечь?

Чтобы научить ребенка быть ответственным и принимать собственные решения, необходимо давать ему достаточно свободы. Только в таком случае родители могут спать спокойно, ведь ответственный подросток не сделает глупостей.

Важной и трудной проблемой подросткового возраста, имеющей как психологический, так и социальный аспекты, является проблема взаимоотношений подростков и взрослых. Прежде всего, это касается взаимоотношений с родителями и учителями.

Анализируя мир собственных переживаний, оценивая свое поведение, подросток постоянно сравнивает их с переживаниями и поведением взрослых. Да и сам мир воспроизводится подростком через посредство взрослых людей. Преемственность поколений всегда предусматривает два мира – мир взрослых и мир детей. Взаимоотношения этих миров неравноправны, но и взрослые, и дети считают их вполне естественными. У подростка эта естественность взаимоотношений вызывает сомнения, которые все более возрастают по мере взросления.

Очень часто между подростками и взрослыми возникают разногласия в художественных вкусах, во взглядах на моду, формы проведения досуга. В этих вопросах молодежь всегда опережает старших, заставляя их в итоге приспосабливаться к веяниям времени. Реже предметом разногласий служат вопросы, касающиеся потребительских ориентации, мировоззрения и политических взглядов.

Разговоры на эту тему редко заканчиваются миром, и причина разногласий заключается не только в незрелости и безапелляционности подростков, но в значительной мере и в психологии взрослых, не желающих замечать изменений внутреннего мира подростка.

Сложность взаимоотношений подростка и взрослого заключается еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой – сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом.

Читайте также: