Взаимоотношения ингушей с народами кавказа кратко

Обновлено: 04.07.2024

Из 100% жителей Терской области, ингуши составляли всего 4%, однако это не мешало им быть самым воинственным и опасным народом не только на Кавказе, но и во всей России. В энциклопедии Российской империи было записано, что основное занятие 60-тысячного народа грабеж и скотоводство, при этом грабеж стоит на первом месте. У ингушей охота за чужим имуществом считалась наиболее уважаемым занятием, достойным настоящего мужчины.

Малочисленные, но крепко спаянные и прекрасно вооруженные ингуши держали в страхе всю Терскую область. Этнографы того времени отмечали, что ингуш жертвовал всем ради оружия и даже у самых бедных семей в доме были современные дорогие ружья и отличные клинки.

Храбрые и дерзкие, они среди белого дня совершают нападения и не только на горных дорогах и маленьких городках, но и на магазины в центральной части Владикавказ. Действуют организованными бандами, и после преступление быстро исчезают. Из-за горцев в самом городе и его окрестностях ночью страшно выходить на улицу. Чем опасней и рискованней задуманное ингушом предприятие, тем больше оно его манит.

Деникин записал, что ингуши грабят всех кого хотят. Осетин - за их беспомощность. Дагестанцев - за плодородные земли. Кабардинцев - по привычке. Терских казаков - за то, что они живут на земле отцов. Их ненавидят все окружающие народы, но ингуши знают, что из-за страха, никто из врагов не посмеют поднять на них руку.

Ингуши и чеченцы

Ингуши и их соседи чеченцы имеют ряд сходных признаков и относятся к вайнахской группе народов. Часто они выступали в союзе, однако нередки случае столкновений между отдельными тейпами и родами. Царские власти нанимали ингушей для отражения набегов чеченских горцев на равнинную часть Терской области. Оба народа отличались горской воинственностью, вспыльчивым характером, общими традициями, похожим языком, что не могло не вызвать уважительного отношения друг к другу.

В апреле 1910 года отряд знаменитого на весь Кавказ чеченского абрека Зелимхана ограбил банк Кизляра. Преследуемые властями, преступники ушли в Ингушетию, где нашли приют в ауле Коки на территории тейпа кокурхой. О том, где находится Зелимхан узнал глава назрановского округа грузинский князь Андроников. На встрече со старейшинами аула представитель власти потребовал выдать бандита и его людей.

Андроников сказал ингушам, что не просит их совершать предательства. Они просто должны попросить Зелимхана вернуться обратно в Чечню. Если абрек уйдет из аула, то все его население на 50 лет освободится от уплаты налогов, в обратном случае родовые башни будут уничтожены, а жители выселены со своих земель. Старейшины решили, что по горским законам гость-подарок Бога и позор хозяину, не сумевшему защитить его.

Ингуши отказали князю, после чего правительственные войска окружили селение. Из числа местных юношей было выбрано 12 человек, которые неожиданным прорывом вывели чеченца Зелимхана за пределы аула, при этом половина из них погибла. За ослушание родовые башни тейпа кокурхой разрушили, а 320 ингушей выслали в Сибирь. Этот эпизод ярко демонстрирует, как легко склонные к грабежу ингуши проявляли благородство, и самопожертвование, если того требовал горский кодекс чести.

Ингуши — автохтонный народ Кавказа, чья древнейшая история уходит корнями во второе тысячелетие до нашей эры. Жизнь народности столетиями регулируют нормы единого для всех морально-этического кодекса. Свод неписаных правил позволил до сегодняшних дней сохранить непререкаемый авторитет старейшин, уважение к предкам, ценность семьи и чести.


Где живут, численность

Ингуши — автохтонное население Северного Кавказа. Большая часть представителей народности продолжает занимать места исторического расселения: Ингушетию, часть Северной Осетии. В результате захвата территорий российскими властями во второй половине XIX столетия, репрессий в конце Великой Отечественной войны, значительная часть ингушей выселена в Османскую империю, Среднюю Азию, Казахстан. Передел исторических ингушских территорий в сороковых годах прошлого столетия между Грузией и Грозненской областью поныне является причиной конфликтов чеченских, ингушских, осетинских народов.


Общая численность ингушей в мире, по данным на 2012 г., составляет порядка 700 000 человек. Разделение народа по государствам:

  • Россия — 444 833 чел.
  • Турция — 85 000 чел.
  • Сирия — 35 000 чел.
  • Иордания — 25 000 чел.
  • Ливан — 20 000 чел.
  • Казахстан — 15 000 чел.

В России наибольшее число ингушей проживает в Республике Ингушетия — 385 537 человек. Значительная часть — 28 336 человек, продолжает занимать исторические зоны расселения, ныне относящиеся к Пригородному району Северной Осетии. От 1000 до 5000 ингушей живет в Республиках Чечня и Кабардино-Балкария, Москве, Ставропольском крае, Тюменской и Ростовской областях.

Название

Жилище


Традиции


Склепы строили в виде просторных помещений, напоминавших жилые башни с покатыми крышами. Сюда после смерти помещали останки погибших. Второй вариант — небольшие сооружения, напоминающие дольмены, снабженные щелями для проникновения света и воздуха. Подобная конструкция неслучайна: со времен аланской культуры существовал обычай, по которому умирающий человек сам или с помощью близких еще до смерти перемещался в склеп.
До прихода ислама в XIX столетии в горных регионах старики почитали за честь успеть самим дойти до места своего вечного приюта. Выйти из склепа считалось величайшим позором, запрещалось заносить внутрь пищу. Случалось, что родственники навещали умирающего в течение нескольких дней после перехода в склеп.
С повсеместным распространением ислама подобный способ погребения ушел в прошлое: умерших начали хоронить по мусульманским обрядам. Тело обмывали, одевали в светлые одежды, заворачивали в ковер и выносили на двор, где желающие устраивали прощание. Процессия выдвигалась на фамильное кладбище, где после молитв тело предавали земле. Женщины на кладбище не допускались: в их задачи входило приготовить обильный поминальный обед. Как и на свадьбы, на проводы в последний путь, занимавшие до трех дней, собирались все члены огромных ингушских фамилий, друзья, соседи.

Свадебные традиции


Брачный возраст мужчин наступал в 17-20 лет, девушек — в 15-17 лет. Невесту тщательно выбирали родители жениха, оценивая род в целом, особое внимание уделяя женской половине. Свадебная обрядность начиналась со сватовства, в котором участвовали родители и родственники мужа. Для получения согласия требовалось прийти в дом выбранной девушки не менее трех раз. Положительного ответа это не гарантировало: насильно замуж не выдавали.
В день свадьбы за невестой приезжал свадебный поезд без жениха. После шуточного выкупа и обряда прощания с родителями девушку доставляли в дом свекрови. Старшая женщина встречала ее медом и маслом, что символизировало пожелание сладкой, сытой жизни. Свадьбы проводили шумные, многолюдные: не менее 200-500 человек, иногда число гостей доходило до тысячи. Не позвать кого-то из родных или знакомых считалось оскорблением, равно как и проигнорировать приглашение. Длились торжества до десяти дней.
На время пира девушку проводили в отдельную комнату, где она находилась всю свадьбу. По другой традиции невестка стояла на протяжении свадебного застолья в углу зала, принимая подарки. Жених находился в доме друга, к невесте приходил на третьи сутки, затем избегание продолжалось до месяца. Заканчивались свадебные обряды выводом девушки к роднику за водой, во время которого она знакомилась с жителями селения.

Внешность


Ингуши относятся к кавкасионскому антропологическому типу европеоидной расы. По мнению исследователей, именно этому народу удалось сохранить наибольшее число аутентичных признаков внешности. К ним относят:

  • высокий рост;
  • худощавое телосложение;
  • жесткие, прямые волосы темных оттенков;
  • серые, карие, горизонтально расположенные глаза;
  • низкий выступающий подбородок;
  • волосяной покров развитый.

Ингушских мальчиков с детства приучали к тяжелым физическим нагрузкам, спорту, джигитовке, обращению с оружием, что делало их физически сильными. Правилами поведения регламентировалась умеренность в еде. Мужчинам налагалось до старости иметь подтянутую фигуру, стыдно было иметь лишний вес, особенно в области живота. Существовала особая проверка стройности: ложась на бок на плоскую поверхность, в области талии необходимо иметь просвет, сквозь который сможет пробраться кошка.
Женская красота ценилась, однако при выборе невесты определяющим были другие качества: ум, смелость, скромность, благородство, честь, трудолюбие, способность к деторождению. Именно последний фактор позволял женщинам, особенно имеющим детей или готовящимся стать матерями, иметь фигуру, далекую от сегодняшних идеалов.

Одежда


Традиционна одежда ингушей общекавказского типа: шаровары, нательная рубаха с высоким воротом на пуговицах, бешмет. На праздники и торжественные мероприятия надевали черкеску, украшенную газырями. Долгое время традиционная для кавказских народов папаха у ингушей имела коническую форму, после распространился вариант с расширенным верхом.
Дополняли наряд поясом, где крепилось холодное оружие, чаще кинжал. С кинжалом связан целый ряд адатов — норм поведения. Кинжал запрещалось без надобности доставать, а достав, не вкладывать в ножны не использовав. Нельзя было в шутку замахиваться оружием. В случае борьбы полагалось наносить удар сверху: этому посвящали длительные тренировки вплоть до глубокой старости.
Женский костюм состоял из белой холщовой рубахи до пола, под которую надевали шаровары. Сверху наряд дополняло распашное платье, праздничный вариант которого шился из дорогих тканей. Подпоясывали костюм поясом из кожи или серебра. Голову покрывали платком или традиционной красного цвета шапкой курхарс, в форме конька с раздвоенным верхом.

Жизнь


Религия


Традиционными религиями ингушей были анимизм, тотемизм, магические верования. Тотемными животными считались волк, медведь, олень. Существовал сложный пантеон божеств, который населяли существа мужского и женского пола. Верховным был бог Дяла, не меньше почитались:

  • бог грома и молнии — Села;
  • мать воды — Хи-нана;
  • богиня плодородия — Тушоли;
  • мать ветров — Миханана
  • покровитель скотоводства — Галь-Ерда;
  • богиня горной местности — Мехканана;
  • покровитель охотников, властитель диких животных — Елта;
  • мать вьюги — Дарза-нана;
  • бог войны — Молдз-Ерда;
  • владыка загробного мира — Эштр.

В Средние века в регионе значительно распространилось христианство, о чем свидетельствуют сохранившиеся каменные церкви, кресты. Ислам начинает проникать в регион в XIII-XV вв., однако на равнинах укореняется лишь в XVII-XVIII столетиях, в горах еще позже — в конце XIX в.

История взаимоотношений кавказских народов является достаточно сложной и запутанной, но уделить ей внимание все-таки стоит.

Самые враждующие народы Кавказа, по мнению большинства:

Армяне и азербайджанцы. Весь их конфликт произошел из-за разделения территории Нагорного Карабаха, Арцаха. Для армян Карабах является их древнейшей землей, в свою очередь, азербайджанцы считают его своей исторической родиной. Обострению конфликта между ними способствует еще и различная вера этих народов. Армяне - христиане, азербайджанцы - мусульмане-шииты.

Нагорный Карабах

Нагорный Карабах

Грузины и абхазы. Грузины считают Абхазию своей исторической родиной, где издавна жили только мегрелы и куда только недавно заселились абхазские племена. Абхазцы, в свою очередь, считают, что Абхазия — страна, которая никаким образом не связана с грузинами и они появились на данной территории только в конце 19 (века) столетия. Их конфликт не такой глубокий, так как они являются представителями одной христианской веры.

Грузины и осетины. Эти два народа враждуют из-за территории Южной Осетии. Грузины именуют ее Самачабло и считают своим историческим районом, куда в средние века пришли беженцы из Осетии. Осетины же, напротив, считают, что они всегда жили в Южной Осетии.

Осетины и ингуши. Конфликт этих двух народов происходит из-за Пригородного района Северной Осетии. Ранее здесь жили ингуши и осетины, а район этот входил в состав Чечено-Ингушетии. После изгнания ингушей район отдали Северной Осетии. В 1992 году ингуши предприняли попытку отнять его, но это привело к еще большему конфликту. Проблема обостряется еще и разницей в вере большей части осетин и ингушей.

Карачаевцы-балкарцы и адыги(адыгейцы, черкесы, кабардинцы). Конфликт этих народов произошел из-за политики советской власти, которая заставила адыгов жить в одних республиках с тюрками. Так и получились Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария. Карачаевцы хотят "субъекта" с балкарцами, адыги же, наоборот, хотят отдельной общей Адыгеи. Конфликт между ними сглаживает одна общая религия — ислам.


Чеченцы и дагестанцы. До 1944 года у чеченцев-аккинцев имелся свой Ауховской район в Дагестане. Но, после того, как чеченцев изгнали, район заселили малоземельными горцами — аварцами и лакцами. Вайнахи, вернувшиеся из ссылки в 1950-е годы, до сих пор решают проблему восстановления района, где уже живут несколько поколений лакцев и аварцев. Конфликт сглаживает общая религия — ислам.

Какие кавказские народы не любят друг друга?

Тема сложная, но рассказать о ней, пожалуй, все же стоит. Разумеется, с наглухо закрытыми комментариями.

Пожалуй, главная "нелюбовь" на Кавказе сложилась между армянами и азербайджанцами. Здесь все из-за проблем с территорией Нагорного Карабаха, Арцаха, как его называют армяне. Армяне считают Карабах своей древней землей, азербайджанцы - своей исторической территорией. Усугубляет конфликт глубокая разница в вере армян (христиане) и азербайджанцев (мусульмане-шииты).

Грузины и абхазы. Грузины считают Абхазию своей исторической провинцией, где издревле (по мнению грузинских ученых) жили только мегрелы и куда мол, только относительно недавно заселились с севера племена апсуа (самоназвание абхазов). Абхазы утверждают, что напротив, Абхазия - древняя страна, никак не связанная с грузинами, которые тут появились только в конце XIX столетия. В силу того, что оба народа одной христианской веры конфликт все же не столь жаркий, как можно было б ожидать.


Грузины и осетины. Эти народы не могут поделить территорию Южной Осетии. Грузины называют его Самачабло и считают своей исторической территорией, куда мол пришли в средние века беженцы из Осетии. Осетины напротив, утверждают, что в Южной Осетии жили всегда и во все века. Ну и да, еще за Сталина спорят два народа - чьих он был.


Осетины и ингуши. Тут проблема в Пригородном районе Северной Осетии. Прежде тут бок о бок жили ингуши и осетины, а сам район до 1944 года входил в состав Чечено-Ингушетии. После депортации ингушей район отдали Северной Осетии. Ингуши в 1992 году попытались отбить его, что привело к большому конфликту. Проблема осложнена разницей в вере большинства осетин (христианство) и ингушей (ислам).


В МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ.

Карачаевцы-балкарцы и адыги (адыгейцы, черкесы, кабардинцы). Тут все из-за политики советской власти, заставившей адыгов жить в одних республиках с тюрками. Так получились Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария. Карачаевцы же желают субъекта с балкарцами, адыги хотят отдельной общей Адыгеи. Слава Богу, ни разу не доходило до горячей фазы - думаю, общий для адыгов и карачаево-балкарцев ислам спасает.

Чеченцы и дагестанцы. Тут суть в том, что у чеченцев-аккинцев в Дагестане имелся до 1944 года свой Ауховской район. Когда чеченцев депортировали, район власти упразднили и заселили малоземельными горцами - аварцами и лакцами. Вернувшиеся из ссылки в 1950-е годы вайнахи до сих пор решают вопрос восстановления района, где уже не первое поколение живут лакцы и аварцы - им -то куда деваться? Конфликт нивелируется общей религией - исламом.

Дагестанцы (лезгинские народы) и азербайджанцы. Здесь вопрос состоит в том, что на юге Дагестана быстро растет азербайджанское население и есть опасение возникновения территориального спора вокруг Дербента. В то время как в самом соседнем Азербайджане власти активно стараются записать азербайджанцами живущие тут дагестанские народы - аварцев, лезгинов, рутульцев, удинов. Что весьма не нравится дагестанцам.

Ингуши

Ингуши — коренное население Ингушетии. Исторически также проживают в Сунженском районе Чечни и Пригородном районе Северной Осетии. Вместе с чеченцами (общее самоназвание вайнах) относятся к коренному населению Северного Кавказа.

Говорят на ингушском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Распространён также русский язык.

В хозяйстве населения горной Ингушетии ведущее место занимало альпийское скотоводство (овцы, коровы, лошади, волы), сочетавшееся с земледелием (ячмень, овёс, пшеница), на равнине ведущей культурой являлась кукуруза. Ведущими отраслями сельского хозяйства в 20 веке стали садоводство и виноградарство, тонкорунное овцеводство и мясо-молочное животноводство. В производственной деятельности Ингушей значительное место занимало строительное дело (башни, храмы и святилища, наземные склеповые гробницы).

Были развиты ювелирное, оружейное, кузнечное, гончарное ремёсла, сукноделие, обработка камня, дерева, кожи.

Культура и традиции

Традиционные башенные поселения в горах располагались на склонах или в глубине ущелий. Были распространены жилые, полубоевые (высота 8—10 м) и боевые (12—16 м) башенные постройки. Известны боевые башни в пять и реже шесть этажей (средняя высота 25—27 м). Возводились замковые комплексы и заградительные стены. На равнине ингуши жили крупными селениями, вытянутыми вдоль рек и дорог. Старинное жилище — хата-мазанка, позже длинный саманный или турлучный дом, в котором помещение каждой супружеской ячейки имело отдельный выход на террасу. Рядом с комнатой главы семьи и его жены — кунацкая (гостевая комната). Современные дома — преимущественно кирпичные с черепичной или железной крышей.

Основой культуры ингушского народа является Эздел — свод неписанных моральных и этических правил поведения ингушей, который охватывает все сферы жизни любого члена общества, начиная с самого детства. Эздел является Кодексом чести и поведения, передаваемым из поколения в поколение родителями и обществом.

Традиционная одежда ингушей общекавказского типа. Мужская рубаха навыпуск с воротом на пуговицах спереди, перетянутая ремнём, прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение общекавказская черкеска с газырями. Тёплая одежда — овчинная шуба и бурка. Основной головной убор — папаха конусовидной формы, войлочные шляпы. В 20-е гг. XX века появились фуражки, несколько позже — высокие сильно расширяющиеся кверху папахи. Повседневная женская одежда: удлинённое платье-рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Повседневные головные уборы — платки и шали.

В фольклоре ингушей заметное место занимает нартский героический эпос. Устное народное творчество: героические, исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец — парная лезгинка. В прикладном искусстве выделяются резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).

Читайте также: