Взаимодействие рф и юнеско кратко

Обновлено: 05.07.2024

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) является уникальной международной структурой, способствующей укреплению мира и гуманитарного сотрудничества всех народов. В России высоко ценят приверженность ЮНЕСКО универсальным человеческим ценностям, задачам утверждения идеи защиты мира в умах людей. ЮНЕСКО вносит значительный вклад в урегулирование этических и интеллектуальных проблем нашего времени, является важным центром обмена информацией. Российская Федерация как один из наиболее активных членов ЮНЕСКО участвует во многих проектах, направленных на развитие международного гуманитарного сотрудничества, межцивилизационного и межкультурного диалога.

Правительственным координационным органом, обеспечивающим сотрудничество Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, а также ученых и специалистов с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) является Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

Комиссия выполняет следующие задачи:

  1. а) содействует участию федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, а также ученых и специалистов, пользующихся признанным авторитетом в сфере деятельности ЮНЕСКО, в мероприятиях и программах, проводимых по линии ЮНЕСКО;
  2. б) обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение международно- правовых обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в ЮНЕСКО;
  3. в) готовит указания для официальных делегаций Российской Федерации и представителей в органах ЮНЕСКО и оказывает им содействие в работе;
  4. г) распространяет информацию о ЮНЕСКО и ее программной деятельности;
  5. д) осуществляет сотрудничество с национальными комиссиями по делам ЮНЕСКО других государств;
  6. е) участвует в подборе кандидатов для работы в Постоянном представительстве Российской Федерации при ЮНЕСКО, секретариате ЮНЕСКО, а также для работы по проектам ЮНЕСКО в различных государствах;
  7. ж) оказывает информационное и консультативное содействие федеральным органам исполнительной власти, иным органам и организациям, а также ученым и специалистам, пользующимся признанным авторитетом в сфере деятельности ЮНЕСКО, в соответствии со своей компетенцией.

Деятельность Московского Бюро ЮНЕСКО, основанного в 1994 году, первоначально ограничивалась сотрудничеством с Российской Федерацией. Однако в 2002 году, по настоянию ряда государств-членов, выступавших за более тесное и активное сотрудничество с ЮНЕСКО, сфера деятельности Московского Бюро была расширена как технически (на данный момент она включает в себя полный спектр программной деятельности ЮНЕСКО), так и географически. На настоящий момент деятельность Бюро распространяется на Азербайджан, Армению, Беларусь и Республику Молдова. Бюро ЮНЕСКО в Москве является единственным кластерным офисом Организации в Европе.

Российская Федерация и ЮНЕСКО подтверждают свою приверженность идеалам сотрудничества народов в области образования, науки, культуры и информации в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности, прав человека и основных свобод.

В период крупных демократических и социально-экономических преобразований, происходящих в Российской Федерации, большое значение для нее имеет эффективное использование опыта международного сообщества. ЮНЕСКО считает важным оказание содействия Российской Федерации в сферах своей компетенции. Взаимодействие Российской Федерации с ЮНЕСКО будет ориентировано, в частности, на поддержку и развитие демократических преобразований в стране, сохранение и развитие культурного и природного наследия, передачу мировых достижений в сферах науки, образования и коммуникации, подготовку кадров по различным направлениям деятельности ЮНЕСКО.

Российская Федерация и ЮНЕСКО примут меры по расширению сотрудничества в области публикаций путем более активного привлечения через Комиссию РФ по делам ЮНЕСКО российских издателей к выпуску монографий, учебных и методических материалов, периодических изданий и т.п., в том числе на русском языке.

Стороны отметили большое значение нормотворческой деятельности ЮНЕСКО как важный вклад в разработку принципов международного права, формирование прочной и универсальной основы для развития двусторонних и многосторонних отношений между государствами и национального законотворчества в сферах компетенции Организации.

В конкретном плате Стороны согласились о нижеследующем:

В области образования ЮНЕСКО будет стремиться оказывать содействие:

- в разработке нового законодательства в области образования;

- в подготовке методических материалов по реформированию дошкольного образования;

- в выработке специальных программ образования для родителей или опекунов детей, страдающих физическими и умственными недостатками;

- в подготовке рекомендаций по совершенствованию системы образования различных народов и национальных меньшинств, проживающих на территории Российской Федерации;

- в совершенствовании профессиональной подготовки работников системы образования Российской Федерации;

- в проведении исследования по оценке состояния системы образования в Российской Федерации и выработке рекомендаций по ее совершенствованию;

- в подготовке методических материалов по проблемам содержания, управления и финансирования образования в условиях рыночной экономики;

- в создании информационных сетей по средним и высшим учебным заведениям;

- в интеграции Российской Федерации в международные проекты по информатизации образования;

- в развитии межуниверситетского сотрудничества, создании в вузах и университетах "кафедр ЮНЕСКО".

Российская Федерация заинтересована в помощи ЮНЕСКО по вопросам технического и профессионального образования, разработке проблем гуманизации образования в инженерно-технических вузах, профессиональной ориентации в период перехода к рыночной экономике, в развитии экономического образования и образования в области прав человека.

Российская Федерация выражает готовность:

- принять активное участие в программах сотрудничества по развитию образования в Европе, а также в межрегиональном, региональном и субрегиональном сотрудничестве, в частности, со странами Азии и Тихого океана;

- направлять своих экспертов для выполнения проектов ЮНЕСКО в различных странах;

- внести свой вклад в работу по улучшению знания иностранных языков и расширению обмена между студентами и преподавателями;

- всесторонне поддерживать создание и деятельность Международной комиссии по образованию для XXI века;

- с учетом решения Генеральной конференции по этому вопросу принять II Международный конгресс по информатизации образования, который должен состояться в 1995 г.

Стороны продолжат разработку учебных программ и пособий для начальной, средней и высшей школ, уделяя особое внимание усилению гуманистических, этических и моральных ценностей в образовании.

Заключение

Таким образом, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), созданная в 1946 г., в соответствии со ст. 1 ее Устава призвана выполнить задачу содействия укреплению мира и международной безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН для всех народов без различия расы, пола, языка и религии. Важнейшей задачей ЮНЕСКО является также борьба со всеми формами дискриминации, обеспечение равенства и предотвращение дискриминации.

ЮНЕСКО отличается от других специализированных учреждений тем, что она пытается не ограничивать свою нормотворческую деятельность рамками уважения и защиты индивидуальных прав человека. Она со второй половины 70-х гг. XX в. интенсивно занимается разработкой концепции коллективных прав — правами народов. Более того, принятые в ее рамках конвенции и декларации, посвященные проблемам мира, сотрудничеству в области культуры и науки, служат превентивными средствами по предотвращению дискриминации в соответствующих областях. По концепции ЮНЕСКО достижения науки должны служить прогрессу человечества.

Наряду с положительными моментами следует упомянуть и о проблемах. В ст. 1 Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. в качестве дискриминационного акта упомянуто создание раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц. Однако ст. 2 Конвенции ограничивает это запрещение. Она разрешает создание или сохранение:

1) раздельных систем образования для учеников разного пола на равной основе; 2) раздельных систем образования, по мотивам религиозного или языкового характера, дающих образование, соответствующее выбору родителей или законных опекунов учащихся, на добровольной основе и в том случае, если даваемое ими образование соответствует определенным нормам; 3) частных учебных заведений, когда их целью является не исключение какой-либо группы, а дополнение возможностей образования, предоставляемых, государством, при определенных условиях. В данной статье не упоминаются специальные меры, а лишь определяются случаи, когда раздельные системы образования не будут считаться дискриминацией. Кроме того, в ней нет прямого упоминания о специальных публичных школах.

В целом ЮНЕСКО внесла, и нет сомнения в том, что в будущем она внесет весомый и важный вклад в дело защиты прав человека и народов от дискриминации в области науки, образования и культуры.

Литература

1. Дискриминация вне закона: Сб. документов, Под ред. Проф. А.Я. Капустина, М., Юристъ, 2003

2. Капицын В.М., Права человека и механизмы их защиты, Учебное пособие, М., 2003

3. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М.: Международные отношения, 1994.

4. Общая теория прав человека, Под ред. Е.А. Лукашевой, М., 1996

5. Права человека: Учебник, Под ред. Е.А. Лукашевой, М., 2000

6. Уранов Г.В. ЮНЕСКО: к 40-летию деятельности. - М.: Международные отношения, 1986

В соответствии с Уставом ЮНЕСКО, во всех государствах-членах Организации должны функционировать Национальные комиссии, ответственные за вовлечение в деятельность ЮНЕСКО ведущих учреждений образования, науки и культуры страны. Таким органом в России является Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, имеющая статус правительственного координационного органа.

В число ее основных задач входят содействие участию российских органов, организаций, ученых и специалистов в мероприятиях и программах ЮНЕСКО, обеспечение выполнения международно-правовых обязательств, вытекающих из членства России в ЮНЕСКО, а также подготовка указаний для официальных российских делегаций и представителей в органах ЮНЕСКО.

Общие собрания Комиссии, в ходе которых вырабатывается и утверждается политический курс Российской Федерации в отношении ЮНЕСКО, носят регулярный характер и созываются не реже одного раза в год.

Постоянное представительство России при ЮНЕСКО

Основными задачами Представительства являются реализация единой политической линии Российской Федерации в ЮНЕСКО, информирование Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО по вопросам деятельности учреждения, а также поддержание эффективных рабочих контактов с Секретариатом ЮНЕСКО и иностранными дипломатическими миссиями, аккредитованными при Организации.

Работой Постоянного представительства руководит Постоянный представитель, назначаемый указом Президента Российской Федерации. С 2016 г. этот пост занимает Чрезвычайный и Полномочный Посол А.И.Кузнецов. Подробнее…

Наша деятельность

В своей текущей деятельности Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО опирается на работу своих программных комитетов, которые являются консультативными органами, объединяющими ведущих российских специалистов в частных областях компетенции ЮНЕСКО, а также содействие расположенных в России специализированных институтов ЮНЕСКО и отечественных НПО-партнеров Организации.

Всемирное наследие
в России

В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, насчитывающем на сегодня 1154 наименования в 167 странах, содержится 31 объект из России. Со своими 11 природными и 20 культурными объектами наша страна занимает почетное девятое место в мире.

Из истории сотрудничества
России и ЮНЕСКО

Советский Союз присоединился к ЮНЕСКО в 1954 г., а с 1991 г. его место в Организации на правах государства-продолжателя заняла Российская Федерация. За долгие десятилетия партнерства со всемирным гуманитарным учреждением наша страна внесла заметный вклад в его работу, и по-прежнему остается одним из крупнейших доноров и наиболее активных стран-членов.


13:28 21.04.2016 • Елена Оганесян, cпециальный корреспондент


История сотрудничества

Актуальные задачи и достижения

На сегодняшний день всемирная организация интеллектуального характера уделяет особое внимание контролю за вооружением, в том числе и ядерным, содействует искоренению принципов колониализма, расовых и религиозных притеснений, а также прилагает усилия по контролю защиты прав человека и народов. Сотрудничество России с ЮНЕСКО включает в себя охрану исторического и природного наследия, защиту информационных технологий, поддержку программ образования и медицины.

Повестка дня

[1]Выступления постоянных представителей СССР/ России при ЮНЕСКО. Париж: ЮНЕСКО- Пресс, 2001

Российская Федерация и ЮНЕСКО подтверждают свою приверженность идеалам сотрудничества народов в области образования, науки, культуры и информации в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности, прав человека и основных свобод.

В период крупных демократических и социально-экономических преобразований, происходящих в Российской Федерации, большое значение для нее имеет эффективное использование опыта международного сообщества. ЮНЕСКО считает важным оказание содействия Российской Федерации в сферах своей компетенции. Взаимодействие Российской Федерации с ЮНЕСКО будет ориентировано, в частности, на поддержку и развитие демократических преобразований в стране, сохранение и развитие культурного и природного наследия, передачу мировых достижений в сферах науки, образования и коммуникации, подготовку кадров по различным направлениям деятельности ЮНЕСКО.

Российская Федерация и ЮНЕСКО примут меры по расширению сотрудничества в области публикаций путем более активного привлечения через Комиссию РФ по делам ЮНЕСКО российских издателей к выпуску монографий, учебных и методических материалов, периодических изданий и т.п., в том числе на русском языке.

Стороны отметили большое значение нормотворческой деятельности ЮНЕСКО как важный вклад в разработку принципов международного права, формирование прочной и универсальной основы для развития двусторонних и многосторонних отношений между государствами и национального законотворчества в сферах компетенции Организации.

В конкретном плане Стороны согласились о нижеследующем:

В области образования

1. ЮНЕСКО будет стремиться оказывать содействие:

- в разработке нового законодательства в области образования.

- в подготовке методических материалов по реформированию дошкольного образования;

- в выработке специальных программ образования для родителей или опекунов детей, страдающих физическими и умственными недостатками:

- в подготовке рекомендаций по совершенствованию системы образования различных народов и национальных меньшинств, проживающих на территории Российской Федерации;

- в совершенствовании профессиональной подготовки работников системы образования Российской Федерации;

- в проведении исследования по оценке состояния системы образования в Российской Федерации и выработке рекомендаций по ее совершенствованию;

- в подготовке методических материалов по проблемам содержания, управления и финансирования образования в условиях рыночной экономики;

- в создании информационных сетей по средним и высшим учебным заведениям;

- в интеграции Российской Федерации в международные проекты по информатизации образования;

- в развитии межуниверситетского сотрудничества, создании в вузах и университетах "кафедр ЮНЕСКО".

2. Российская Федерация заинтересована в помощи ЮНЕСКО по вопросам технического и профессионального образования, разработке проблем гуманизации образования в инженерно-технических вузах, профессиональной ориентации в период перехода к рыночной экономике, в развитии экономического образования и образования в области прав человека.

3. Российская Федерация выражает готовность:

- принять активное участие в программах сотрудничества по развитию образования в Европе, а также в межрегиональном, региональном и субрегиональном сотрудничестве, и частности, со странами Азии и Тихого океана;

- направлять своих экспертов для выполнения проектов ЮНЕСКО в различных странах;

- внести свой вклад в работу по улучшению знания иностранных языков и расширению обмена студентами и преподавателями;

- всесторонне поддерживать создание и деятельность Международной комиссии по образованию для XXI века;

- с учетом решения Генеральной конференции по этому вопросу принять II Международный конгресс по информатизации образования, который должен состояться в 1995 года.

4. Стороны уделят серьезное внимание выполнению проекта "Евро-Лингвауни", направленного на улучшение знания иностранных языков и расширение обмена студентами по гуманитарным специальностям.

5. Стороны продолжат разработку учебных программ и пособий для начальной, средней и высшей школ, уделяя особое внимание усилению гуманистических, этических и моральных ценностей в образовании.

В области точных и естественных наук

1. Российская Федерация и ЮНЕСКО, ссылаясь на Меморандум о научном сотрудничестве между Российской академией наук и ЮНЕСКО, выражают готовность и впредь развивать взаимодействие в области фундаментальных наук.

2. Учитывая возрастающее значение охраны окружающей среды в концепции мирового экономического и социального развития, Стороны считают необходимым усилить сотрудничество в этой области, в частности, участвуя в различных сетях мониторинга и прогноза землетрясений, состояния мировой экологии, водных ресурсов, в создании экологически безопасных, альтернативных источников энергии и разработки концепции глобальной энергетической стратегии.

3. Российская Федерация и ЮНЕСКО выражают заинтересованность в развитии программ в области биотехнологии изучения человеческого организма, молекулярной и клеточной биологии, применения биотехнологии для решения экологических проблем, изучения функциональной значимости биологического разнообразия.

4. Высоко оценивая сотрудничество в области Мирового океана, пресноводных акваторий и земной коры, Стороны признают необходимым активное участие Российской Федерации в деятельности Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО, научных исследованиях Мирового океана, а также в Международной гидрологической программе и Международной программе геологической корреляции.

5. Российская Федерация и ЮНЕСКО, принимая во внимание высокий научный потенциал вузовской науки Российской Федерации, заинтересованы в интеграции вузов Российской Федерации в общемировую систему науки и образования, привлечении их к выполнению совместных научных исследований.

6. Стороны поддерживают инициативу создания с участием Регионального бюро по науке и технике для Европы (РОСТЕ) программы содействия внедрению технологических инноваций Российской Федерации. Помощь со стороны ЮНЕСКО должна позволить выйти на решение наиболее острых проблем - конверсия и "утечка мозгов" из Российской Федерации, в рамках программы, разработанной в сотрудничестве с компетентными органами министерств промышленности, науки, высшего образования и научно-технической политики Российской Федерации.

7. ЮНЕСКО будет стремиться оказывать содействие Российской Федерации в подготовке инженерных кадров в области маркетинга, менеджмента и научно-технической политики, в частности через Международную академию экономики Восток-Запад (Берлин).

8. Организация примет участие в изыскании внебюджетных средств для финансирования проектов, которые будут разработаны с помощью РОСТЕ в области конверсии науки и техники в Российской Федерации.

В области культуры

1. ЮНЕСКО, главным образом с привлечением внебюджетных источников финансирования, будет стремиться оказывать помощь Российской Федерации:

- в реконструкции и модернизации музея "Эрмитаж", Российской государственной библиотеки, комплекса зданий Большого театра, историко-культурного комплекса "Кижи-погост";

- в осуществлении по запросам российских властей подготовки музейных и библиотечных работников, юристов, менеджеров в области культуры, специалистов авторского права и смежных областей, в частности, путем организации стажировок, семинаров, предоставления информации;

- в изучении и развитии славянских культур, в том числе в рамках деятельности Международной ассоциации изучения и распространения славянских культур (МАИРСК);

- через программы, связанные с поиском молодых талантов, в развитии международной программы "Новые имена";

- в сохранении культурного многообразия национальных меньшинств, проживающих на территории Российской Федерации:

- в развитии Федерации клубов ЮНЕСКО России;

- в деятельности по ознакомлению международной общественности с культурным и историческим наследием народов, проживающих на территории Российской Федерации, в частности, путем организации выставок в помещениях штаб-квартиры.

2. Российская Федерация окажет содействие программной деятельности ЮНЕСКО:

- путем активного сотрудничества по подготовке глобального доклада по теме "Культура и развитие";

- участием в дальнейшем развитии крупных сквозных проектов Всемирного десятилетия развития культуры, в частности проекта "Шелковый путь";

- расширением своего участия в программах по сохранению мирового культурного и природного наследия, в частности, путем предоставления услуг своих экспертов:

- инициированием под эгидой ЮНЕСКО международной комплексной программы "Творческие достижения мировой культуры XX века".

В области социальных и гуманитарных наук

1. Российская Федерация и ЮНЕСКО исходят из необходимости более активного использования потенциала социальных и гуманитарных наук для утверждения идеи мира в умах людей, углубления международного взаимопонимания, укрепления прав человека, преодоления всех форм дискриминации.

2. Осознавая возросшую роль общественных наук в формировании представлений о мире современного человека, Стороны подтверждают свою заинтересованность в создании под эгидой ЮНЕСКО международной программы в этой области, ориентированной, в частности, на совместный поиск качественно новых подходов к проблемам, встающим перед мировым сообществом и каждой страной в отдельности.

3. Российская Федерация и ЮНЕСКО считают приоритетным изучение и использование мирового опыта создания и функционирования гражданского общества, демократических институтов правового государства, в том числе в рамках программы "Культура демократии", разрешения межнациональных и межрегиональных проблем, в т.ч. в рамках многонационального государства. Большое значение Стороны придают вопросам улучшения качества преподавания социальных и гуманитарных наук, ускоренной разработки проблем устойчивого развития.

4. Российская Федерация и ЮНЕСКО продолжат оказывать поддержку в виде подготовки учебника по истории Европы, а также будут обеспечивать издание на русском языке Международного журнала социальных наук.

В области коммуникации, информации и информатики

1. Стороны будут сотрудничать:

- в осуществлении различных международных программ и проектов с упором на развитие коммуникации, изучение новейших технологий и их воздействия на общество;

- в обучении специалистов в области информации и информатики, в частности, организуя стажировки российских специалистов за границей;

- в организации в ведущих российских академических и учебных вузах стажировок аспирантов и докторантов из других стран;

- в сохранении и реставрации уникальных архивных и библиотечных коллекций, и в частности двух библиотек Российской Федерации - Библиотеки Академии наук и Государственной российской библиотеки в г.Санкт-Петербурге, - в рамках программы ЮНЕСКО "Память мира";

- в разработке национальной политики и стратегии развития информатики, в осуществлении экспертизы национальных проектов в этой области, содействии процессу стандартизации и унификации системы информатики Российской Федерации с действующими системами в Европе, а также в регионе Азии и Тихого океана;

- в выполнении исследовательских проектов, проведении конференций, семинаров и школ, создании телекоммуникационных сетей.

2. В области средств массовой информации (СМИ) Стороны будут сотрудничать в организации мероприятий, направленных на укрепление независимости и плюрализма прессы и обеспечение свободного потока информации, включая:

a) изучение социально-политических, юридических и экономических аспектов деятельности СМИ в условиях демократии и рыночной экономики;

b) подготовку специалистов для СМИ, уделяя особое внимание принципам свободы слова и свободы печати, вопросам менеджмента и маркетинга, а также техническим навыкам в области печати и коммуникаций;

c) обеспечение безопасности журналистов при выполнении своих профессиональных обязанностей;

d) оказание поддержки работникам СМИ в создании или укреплении подлинно независимых профессиональных ассоциаций;

e) поощрение развития неправительственного вещания.

3. Российская Федерация и ЮНЕСКО будут сотрудничать в реализации международного проекта, предусматривающего использование специальных телевизионных программ для обучения менеджменту.

Ликвидация последствий чернобыльской катастрофы

Российская Федерация выражает признательность ЮНЕСКО за разработку и осуществление в духе гуманизма и солидарности программы "ЮНЕСКО - Чернобыль", результаты которой будут полезны и для других стран.

Управление и функционирование ЮНЕСКО

Российская Федерация с удовлетворением отмечает достигнутые результаты реформ в ЮНЕСКО и выступает за их продолжение с целью повышения эффективности этой международной Организации. Российская Федерация поддерживает усилия в деле повышения действенности работы Секретариата Организации, превращения ее в эталон высокой компетентности и профессионализма.

О бюро ЮНЕСКО в Москве

Стороны выражают готовность обеспечить открытие, нормальное функционирование и дальнейшее развитие деятельности Бюро ЮНЕСКО в Москве.

Обязательства ЮНЕСКО, вытекающие из настоящего Меморандума, будут выполняться Организацией в тесном сотрудничестве с Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, если Генеральной конференцией и Исполнительным Советом, действующим в соответствии со своими уставными прерогативами, не будет принято иных решений.

Совершено в Москве 25 июля 1993 года в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках.

Читайте также: