Выявите наиболее острые проблемы возникающие в связи с реализацией права человека на жизнь кратко

Обновлено: 02.07.2024

Проблемы реализации конституционных прав граждан

Конституция РФ утверждает права и свободы человека и гражданина, гарантию их защиты и реализации.

Одним из основных конституционных прав гражданина являются трудовые права, гарантированные ст. 37 Конституции РФ.

В целом трудовые права актуальны всегда, в том числе в сфере занятости, своевременности выплаты заработной платы, соответствие её размера требованиям трудового законодательства.

По данным Госкомитета Якутии по занятости населения, по итогам 2017 года уровень общей безработицы в республике составил 7,1% (средний показатель по стране – 5,5%). При этом наблюдается более высокий уровень безработицы по сравнению с общероссийским уровнем и уровнем безработицы по ДФО, в сельской местности. В этой связи, особую актуальность имеет проблема сельской безработицы. В отдельных сельскохозяйственных районах Якутии уровень безработицы превышал среднереспубликанский уровень в два раза.

Важным показателем, характеризующим напряжённость на рынке труда, является нагрузка безработного населения на одну заявленную вакансию. Причины высокой безработицы в сельской местности носят системный характер: экономические – нерентабельность сельскохозяйственной деятельности, недостаточная государственная поддержка сельхозпроизводителей; структурные - специфика сферы труда на селе, низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве, неразвитость неаграрных видов занятости; социальные – неадаптированность к рыночным условиям и др.

Одной из ключевых проблем рынка труда республики является количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, поддерживающийся несоответствием профилей профессиональной подготовки специалистов потребностям экономики. Несбалансированность спроса и предложения приводит, с одной стороны, к наличию невостребованных работников на рынке труда, а с другой стороны, к дефициту работников конкретных профессий, специальностей и квалификаций на промышленных предприятиях. Одним из наиболее существенных факторов, формирующих дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, является несоответствие между структурой подготовки кадров и структурой спроса на рабочую силу.

Необходимым условием для обеспечения экономической и социальной стабильности населения и основным критерием соблюдения трудовых прав граждан является своевременная и полная оплата труда.

Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конституции РФ и является общепризнанным социально-экономическим правом, фундаментальную основу которого составляют нормы международных актов: ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Существует проблема дефицита врачебных кадров, что не позволяет в полной мере обеспечить право граждан на квалифицированную и качественную медицинскую помощь. По состоянию на 01.01.2018 Министерством утверждено 6423,00 штатных врачебных должностей, укомплектованность врачами штатных должностей составила только 75,1% (2015 г. – 73,2).

Отрицательно сказывается на качество и своевременность оказания медицинской помощи наличие фактов ненадлежащего укомплектования учреждений здравоохранения медицинской техникой, материалами и лекарственными препаратами.

Серьезную озабоченность вызывает не своевременное обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами и изделиями.

Статья 40 Конституции РФ закрепляет право на жилище, под которым понимается субъективное право гражданина на пользование и приобретение жилого помещения. Основной закон формулирует основные гарантии реализации этого права: запрет произвольного лишения жилища; поощрение жилищного строительства органами государственной власти и местного самоуправления; создание условий для осуществления права на жилище; предоставление жилища бесплатно или за доступную плату малоимущим или иным указанным в законе гражданам.

Особую актуальность вопросы обеспечения законности в данной сфере приобретают в связи с нехваткой государственного и муниципального жилищного фонда, предназначенного для проживания граждан, высокой долей ветхого и аварийного жилья, распространенностью грубых нарушений прав граждан при строительстве жилья и т.д.

Типичными нарушениями, выявляемыми в сфере предоставления гражданам коммунальных услуг и содержания общего имущества многоквартирных домов, являются несоблюдение нормативов их предоставления (например, отсутствие водо-, тепло-, электроснабжения ввиду технологических нарушений или недостаточный объем предоставления услуг в связи с ненадлежащим содержанием инженерных коммуникаций), непроведение организациями, обслуживающими жилищный фонд, работ по заключенным договорам (в том числе вывоз ТБО и ЖБО, ремонт общего имущества дома).

Серьезной проблемой остается вопрос собираемости с граждан платежей за оказываемые управляющими организациями услуги по содержанию общего имущества дома, что обычно недобросовестные предприниматели используют для оправдания своего бездействия. Помимо этого, надлежащее обслуживание значительного числа домов, находящихся в неудовлетворительном эксплуатационном состоянии, экономически нерентабельно, что побуждает управляющие организации бездействовать в части оказания проживающим в них гражданам необходимого перечня услуг.

В последние годы повышенное внимание уделяется вопросам законности при долевом строительстве жилья.

Осуществление долевого строительства связано с привлечением значительных объемов денежных средств от широкого круга граждан, что приводит в случае совершения застройщиком недобросовестных действий к существенному росту социальной напряженности.

При этом ответственность за причинение имущественного вреда дольщикам по правилам гражданского законодательства несет застройщик, т.е. лицо, данный вред причинившее.

Вместе с тем, многими субъектами РФ, в том числе Республикой Саха (Якутия), приняты нормативные правовые акты, предусматривающие формы социальной поддержки пострадавших граждан, так или иначе требующие значительных расходов из государственного бюджета. Фактически в таких случаях государство принимает на себя ответственность за виновные действия иных лиц.

Например, в конце 2017 года внесены изменения в Закон о госбюджете республики на 2018 год, для оказания мер поддержки предусмотрено выделение денежных средств в размере 50 млн. руб.

Приняты постановления Правительства региона, предусматривающее сроки и порядок выделения субсидий ЖСК дольщиков (от 30.08.2017 № 298, от 12.07.2018 № 216).

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Органами прокуратуры республики выявлены единичные случаи необоснованных отказов пенсионных органов в компенсации расходов на приобретение авиабилетов к месту отдыха и обратно, незаконного уменьшения размеров пенсии, и др.

Широкое распространение имеют нарушения прав граждан при рассмотрении их письменных обращений.

Особое внимание органами прокуратуры уделяется вопросам исполнения избирательного законодательства, поскольку от обеспечения беспрепятственного, свободного волеизъявления граждан зависит облик всего государства в целом.

Согласно частям 1, 2 ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Таким образом, право на землю относится к основополагающим правам граждан, которое должны соблюдать и защищать государственные органы, в том числе прокуратура РФ.

Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ регулируются особенности предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Основной целью Федерального закона № 119-ФЗ стало привлечение жителей РФ к освоению земельных участков, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, в целях более эффективного развития региона в целом, его экономической, демографической и других составляющих.

Согласно Закону любому жителю из любого уголка России безвозмездно один раз может быть предоставлен земельный участок в размере одного гектара земли с условием его освоения по назначению в течение пяти лет при множестве вариантов его использования. Через пять лет при условии освоения земли ее можно будет арендовать или получить в собственность.

В целях реализации указанного Федерального закона на территории республики принята нормативная правовая база, в том числе 2 Закона Республики Саха (Якутия), 3 Указа Главы РС(Я), административные регламенты органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В систему экологических прав граждан, кроме права на благоприятную окружающую среду, которое считается основным экологическим правом, входят и иные права - права на использование природных ресурсов в целях удовлетворения личных потребностей (общего природопользования). Основное право - право на благоприятную окружающую среду обеспечивается государством посредством специального механизма, в котором занимают особое место меры государственного принуждения. В лесном законодательстве право граждан на благоприятную окружающую среду и право на общее природопользование реализуются посредством обеспечения права граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Однако это право граждан может быть ограничено. В соответствии с п. 5 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ. Ограничение одного права направлено на обеспечение другого права - того же самого права на благоприятную окружающую среду, в связи с тем что неконтролируемое посещение лесов во время пожароопасного периода может привести к лесному пожару, в результате которого будет причинен как экономический, так и экологический ущерб - сокращение лесов отрицательно сказывается на состоянии всей природной среды.

Одним из основных направлений деятельности федерального государственного лесного надзора является выявление и пресечение незаконных рубок.

Республика Саха (Якутия), занимая площадь 1/5 части территории Российской Федерации, является не только самым крупным субъектом Российской Федерации, но и самым крупным лесным регионом по площади земель лесного фонда. Площадь земель лесного фонда составляет 254,7 млн. гектаров или 82% от общей территории республики.

Поэтому, при осуществлении переданных полномочий в области лесных отношений особое внимание уделяется пожарной безопасности, предупреждению возникновения лесных пожаров по вине человека, в том числе путем контроля за деятельностью лесопользователей на лесных участках, а также на пресечение и выявление незаконных рубок на землях лесного фонда и случаев незаконного использования лесов.

Цель настоящей статьи состоит в проведении комплексного исследования содержания и основных проблем реализации права на жизнь. Методология работы представлена общенаучными и специальными юридическими методами познания правовых явлений и процессов. К числу общенаучных методов следует отнести анализ, синтез, сравнение и обобщение. В качестве частного научного метода, применяемого при изучении обозначенного правомочия личности, использовался сравнительно-правовой подход. Проведенный авторами правовой анализ позволяет констатировать, что право на жизнь - это одно из основных неотчуждаемых естественных прав личности, представляющее собой меру возможного поведения человека в рамках правового поля соответствующего государства, защищаемое международным правом и конституциями большинства развитых стран мира. К основным проблемам реализации исследуемого права следует отнести: определение момента возникновения права на жизнь; пределы ограничения исследуемого права; допущение таких правовых явлений, как эвтаназия, искусственное прерывание беременности (аборт) и смертная казнь.


Введение

Актуальность исследования проблем реализации права на жизнь обусловлена существованием в современном мире смертной казни, эвтаназии (права на смерть), абортов (искусственного прерывания беременности), так как уже долгие годы ведутся споры относительно данных явлений в жизни общества и государства в контексте реализации человеком обозначенного конституционного права. До сегодняшнего дня не было дано однозначного ответа, который разрешил бы существующие проблемы реализации права на жизнь.

Отдельным направлением исследования права на жизни в рамках гуманитарных исследований выступают уголовно-правовые изыскания. Рассматриваемое право изучается в этом случае в контексте вопроса о возможности правомерного лишения жизни за противоправные деяния. Так, в науке уголовного права, проблема применения смертной казни, как исключительной меры наказания за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, является одной из насущных и привлекает внимание многих ученых и специалистов, представителей данного направления юридической науки и практики. В качестве примера можно привести уголовно-правовое исследование содержания права на жизнь с точки зрения его ограничения в условиях террористических угроз [14].

Важным аспектом реализации правомочия личности выступает сохранение жизни отдельных социально не защищенных групп населения. В частности, к таким социальным группам относят лиц, страдающих психическими заболеваниями, детей, воспитанных животными в природной среде. В свою очередь сохранение жизни представителей таких социальных групп требует применения дополнительных мер со стороны уполномоченных лиц государства (осуществление за ними ухода и медицинского обслуживания) [3, c. 23].

В рамках настоящего исследования постараемся провести комплексный анализ содержания и некоторых проблем реализации право на жизнь. Традиционно в юридической науке право на жизнь относят к личным правам человека и гражданина. Данное право закреплено в статье 20 Конституции Российской Федерации [8] (далее – Конституция РФ, Основной закон РФ).

Само по себе установление конституционным законодателем данного права в Конституции РФ не является гарантией его соблюдения. В связи с этим бесспорно значимую роль играет непосредственная реализация права на жизнь в реальной действительности. Ведь наделение субъекта правовых отношений определенным правомочием предполагает возникновение у государства обязанности по созданию условий для его обеспечения. В частности, это предполагает установление гарантий соблюдения того или иного права.

Объекты и методы исследования

В процессе рассмотрения содержания и проблем реализации права на жизнь в рамках исследования применялись общенаучные и специальные юридические методы познания правовых явлений и процессов. К числу общенаучных методов следует отнести анализ, синтез, сравнение и обобщение. В качестве частного научного метода, применяемого при исследовании обозначенного правомочия личности, использовался сравнительно-правовой подход (применялся при исследовании практики применения смертной казни в зарубежных государствах).

Результаты и их обсуждение

Перед тем как перейти к непосредственному рассмотрению исследуемого конституционного права, необходимо понять, что представляют собой личные права человека. Личные или же гражданские права и свободы граждан играют особую роль и занимают важное место в системе конституционных прав и свобод.

Приоритетным назначением гражданских прав является гарантия государства на предоставление человеку достойной жизни, а также обеспечение защиты от любых унижающих или оскорбляющих личность форм обращения, психологического или физического насилия, другими словами, уважение достоинства личности является неотъемлемым признаком любого цивилизованного общества. Ни один факт не может быть основанием для преуменьшения значимости данного права. Даже при проведении мероприятий по задержанию лица, совершившего общественно опасное деяние, сотрудниками правоохранительных органов, не может идти и речи об умалении личного достоинства человека. Сотрудники этих государственных органов обязательно должны соблюдать положения федерального и регионального законодательства, при выполнении профессиональных обязанностей и общении с населением демонстрировать уважительное отношение к человеку, его правам и свободам.

Наделение человека личными правами и свободами является предпосылкой для создания таких условий, при которых будет возможен процесс индивидуализации гражданина, как полноправного члена общества. Одновременно с этим государством должны создаваться необходимые условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную жизнь.

Личные права человека дают возможность каждому индивиду действовать согласно своему собственному мнению, думать и действовать в соответствии со своими принципами, то есть иметь определенную свободу в выборе своего поведения в рамках правового поля. Гражданские права человека являются неотъемлемыми и неразделимыми. Гарантировать их соблюдение – обязанность государства.

В юридическом смысле понятие жизнь является более сложным. С юридической точки зрения данное понятие представляет собой феномен, который рассматривается с научной и естественной позиции, из этого можно сделать вывод, что жизнь представляет собой пример соединения в единое целое биологического и социального.

Интересным представляется вопрос определения момента, с которого начинает свое юридическое существование право на жизнь. Учеными выдвигается множество взглядов на этот счет. В большинстве стран мира считается, что данное право действует с момента родов или же появления человека на свет. Однако, есть и другая точка зрения, представленная общественными организациями или же учеными-юристами, которые считают, что личное право на жизнь начинает реализовываться с момента зачатия. В подтверждение такого рода позиции Г. Б. Романовский приводит позицию Е. С. Резника, который проанализировав гражданское законодательство ряда государствах, приходит к выводу о том, что возникновение правоспособности определяется не моментом рождения, а моментом зачатья [13, c. 24].

Вместе с тем, если обратиться к вопросам уголовно-правой охраны жизни, то она должна осуществляться с того момента, как ребенок готов к продолжению жизни вне утробы матери [11, c. 22].

Как правило, основные законы государств связывают возникновение личного права – права на жизнь с фактом рождения, отделением ребенка от утробы матери. Данный подход является не единственным. К примеру, в Соединенных Штатах Америки (далее – США) признается право на жизнь с момента зачатия, что следует из содержания текста Американской конвенции о правах человека (Пакт Сан-Хосе, 1969 года) [19, c. 100].

Отдельно стоит остановиться на представлениях, имеющихся в медицинской науке относительно момента начала жизни. Наиболее популярной в настоящее время является позиция, согласно которой «моментом начала жизни является появление какой-либо части тела новорожденного, но при этом он полностью не отделяется от оргазма матери, то есть в данном случае пуповина еще не перерезана. Такого рода понимание момента начала жизни встречается в ряде европейских государств. К их числу можно отнести Ирландию, Словацкую и Чешскую Республики [20].

Нам представляется более предпочтительной позиция, по которой момент начала жизни связан не с моментом отделения ребенка от утробы матери, а с моментом появления какой-либо его части на свет. Кроме того, момент (сам факт) зачатия ребенка не означает начало жизни человека.

С проблемой определения начала жизни человека связан вопрос прерывания беременности (аборта). Традиционно к проблеме абортов два подхода. Первый подход предусматривает полный запрет на прерывание беременности или частичное ограничение абортов. Второй подход предполагает свободу осуществления абортов.

Позиция, согласно которой женщина сама вправе выбирать, как поступить в случае беременности, представляется правильной. Это обусловлено тем, что спектр жизненных ситуаций, связанных с беременностью, огромен. В случаи, если беременность наступила против воли женщины в результате насилия, то это является веским социальным основанием для проведения аборта. Кроме того, беременность может быть прервана по медицинским показаниям, не связанным с волей женщины (патологии в развитии ребенка). Представляется, что гуманный, осуществленный в установленном законом порядке аборт, не несет в себе ничего предосудительного и (или) неправомерного.

В правовой науке сформировались два подхода к пониманию сущности права на жизнь. Речь идет о широком понимании и узком значении данного права, которое исследователи в него вкладывают. В широком смысле право на жизнь включает в свою структуру общественные отношения, позволяющие человеку не просто существовать в мире в качестве биологической особи, но и дает ему возможность социализироваться в обществе. Однако, все-таки стоит заметить, что указанное право охраняет жизнь человека, как форму биологического существования.

Сторонники узкого смысла толкования права на жизнь считают, что содержание данного конституционного права в первую очередь содержит в себе недопустимость произвольного лишения жизни человека. В этой связи можно сделать вывод о том, что жизнь человека понимается как биологическое функционирование организма.

В России эвтаназия находится под юридическим запретом, причин тому несколько. В первую очередь, это наличие особого культурного кода у нашей страны и менталитет населения. Дело в том, что христианство отрицательно относится к абсолютно любому виду самоубийства, что и предусматривается эвтаназией, а учитывая огромнейший процент верующих в России, закон о внедрении эвтаназии может встретить критику со стороны данных представителей общества. Другой причиной является, недостаточно высокий уровень медицины, который порой не позволяет с абсолютной точностью определить, исчерпаны ли все медицинские средства для спасения тяжелобольных пациентов. Тем более, если речь идет о медицинском обслуживании вне пределов крупных российских городов.

Отношение к смертной казни в мировой практике различно. Одни государства мира проводят политику на сокращения (вплоть до полной отмены) смертной казни, как наказания за особо тяжкие противоправные деяния. В свою очередь другие страны не только применяют данный вид наказания, но и всевозможно его расширяют за новые деяния, в число которых входит терроризм, похищение людей, незаконный оборот наркотических средств и коррупция. В числе таких стран уже упомянутое нами государство США. В 28 штатах исследуемый вид наказания не отменялся, и процесс применения смертной казни происходит по-разному. Смертная казнь узаконена федеральным законодательством США. К примеру, за 2020 год в данном государстве было казнено 17 человек.

В настоящее время в США предусмотрено пять способов приведения в исполнения смертного приговора. С начала двадцать первого века подавляющее большинство казней осуществляется путем применения смертельной инъекции. Иногда в ход идет электрический стул и единожды был применен расстрел, но Ронни Ли Гарднер сам выбрал этот способ. Другие способы исполнения смертной казни, такие как повешение и газовая камера, не применялись с двадцатого века, но до сих пор находятся в законодательстве некоторых штатов. В 2020 году из 17 приговоренных к смертной казни лиц к 16 применили смертельную инъекцию и лишь в отношении 1 человека был применен электрический ток.

Страна, в которой активнейшим образом применяется сегодня смертная казнь как высшая мера наказания, это Китайская Народная Республика (далее – КНР, Китай). Смертная казнь предусмотрена по 60 статьям уголовного законодательства КНР, например, сутенерство, распространение наркотических средств, нанесение урона национальной безопасности, продажа поддельных или некачественных лекарств и самое распространенное в Китае – взяточничество.

В КНР применяются два способа приведения смертного приговора в действие. Первый способ - это расстрел, второй - смертельная инъекция. От первого постепенно отказываются. Второй способ в свою очередь становится более распространённым. В Китае широко применяются открытые казни, присутствовать на них может каждый даже молодые люди, не достигшие 18 лет.

Вопрос о смертной казни является дискуссионным и достаточно актуальным на данный момент на территории Российской Федерации. Проблема применения смертной казни, как вида наказания за совершенное общественно опасное деяние с особо высокой степенью общественной опасности, привлекала внимание и дореволюционных ученых-юристов. К примеру, данный вопрос исследовался в магистерской диссертации А. Ф. Кистяковского в 1867 году [7]. Проблема применения смертной казни привлекает внимание и современных исследователей. Всесторонний подход к рассмотрению проблемы применения смертной казни представлен в работе А. С. Михлина [10].

По поводу смертной казни существуют различные мнения. Исследователи, выдвигающие точку зрения о том, что смертная казнь необходима и является положительным опытом борьбы с преступностью, выдвигают следующие положения и аргументы в поддержку применения такого сурового наказания.

1. При применении смертной казни преступник уже не сможет причинить кому-либо вред. Смертная казнь - это эффективное средство возмездия [5, c. 500].

Первый из указанных выше аргументов звучит весьма убедительно и с ним сложно поспорить. Второй аргумент, посвященный эффективности возмездия за совершенные деяния, представляется более дискуссионным.

2. При использовании смертной казни уменьшается количество потенциальных преступников, так как страх быть приговоренным к смертной казни заставляет преступника задуматься о том стоит ли совершать преступление.

3. Смертный приговор может быть заменен на пожизненное лишение свободы или длительный срок заключения, что в свою очередь предполагает значительные затраты бюджетных средств на содержания осужденных пожизненно.

4. Пожизненное заключение под стражей не выступает более гуманным наказанием по сравнению со смертной казнью.

А. С. Сидоркин, исследовав проблему отмены смертной казни сквозь призму общих правовых принципов, приходит к интересному выводу о том, что смертная казнь является адекватной ответной мерой на умышленное причинение смерти лицу, и необходимость отмены данного вида наказания продиктована соображениями внеправового характера [15, c. 33].

Противники смертной казни выдвигают следующие аргументы в поддержку мнения о негативности последствий данного правового явления:

Подведенный правовой анализ позволяет констатировать, что приоритетным правом является право на жизнь, как важнейшее право, без обеспечения которого бессмысленно ставить вопрос о соблюдении остальных прав и свобод человека. В современных условиях право на жизнь все чаще подвергается испытаниям на прочность.

Право на жизнь – это первостепенное право, без защиты и обеспечения государством которого невозможно соблюдать остальные права и свободы человека. Однако, соблюдение только права на жизнь недостаточно для существования и реализации человека как личности в обществе.

Проблема применения в мире смертной казни является и будет являться актуальной, ведь всегда будет существовать вопрос о применении данного вида наказания. Рассмотрев две точки зрения на проблему смертной казни, можно предположить, что данный вопрос невозможно решить, деля все на черное и белое. Отнять жизнь у убийцы, чтобы не допустить будущих рецидивов, отняв у него его личное право на жизнь и, по сути, совершать акт правомерного применения насилия. Именно поэтому вопрос о применении смертной казни никогда не получит четкого однозначного ответа. Таким образом, начиная с древних времен и до сегодняшнего дня, право человека на жизнь и смертная казнь, как вид наказания, предусмотренный за совершение наиболее общественно опасных деяний, будут соприкасаться, создавая некоторые противоречия. Полагаем, что на протяжении долгого времени проблема применения смертной казни будет актуальной.

Как нам представляется, сокращение масштабов применения смертной казни в нашем государстве - это шаг в правильном направлении в сторону гуманизации уголовно-исполнительной сферы в соответствии с международными обязательствами. Кроме того, в существующих реалиях общественной и государственной жизни возвращение к практике применения смертной казни вряд ли будет иметь положительный эффект в контексте борьбы с насильственной преступностью.

Рассматривая право на жизнь в контексте других обозначенных в настоящем исследовании проблем, следует отметить следующее. Что касается права на смерть (эвтаназии), то возможность ее законодательного признания в нашей стране представляется маловероятной. Главным в этом вопросе является не медицинский, а социальный аспект. Возможно, следует вынести вопрос легализации эвтаназии в нашем государстве на общероссийское голосование или референдум с целью выяснения мнения общественности. Такая инициатива уже была выдвинута главой Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Обращаясь к проблеме прерывания беременности, позиция авторов настоящей статьи сводится к тому, что право на аборт должно быть у каждой женщины вне зависимости от мотивов реализации указанного права (социальных обстоятельств, медицинских показаний и прочего).

Заключение

К числу основных проблем реализации права на жизнь относятся: проблема определения момента наделения человека правом на жизнь; проблема допущения эвтаназии, т.е. возможности добровольного ухода из жизни (легализация лишения права на жизнь неизлечимо больных пациентов); проблема, связанная с прерыванием беременности (допущения права на аборт, установление пределов этого права); проблема применения смертной казни как вида наказания, который предполагает правомерное лишение жизни человека за совершение общественно-опасных деяний (совершение особо тяжких преступлений) и применяется в установленном законом порядке.

Следует отметить, что в рамках настоящего исследования были затронуты лишь основные проблемы реализации права на жизнь. Перечень проблемных вопросов, связанных с осуществлением права на жизнь, не ограничивается затронутыми в данной статье проблемами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В современном мире нет ни одного государства, которое обладает безукоризненной репутацией в области защиты прав человека [10].

Все правительства заявляют сегодня, что в их государствах уважаются и осуществляются на практике права человека. Однако не проходит и дня, чтобы мы не слышали или не читали о нарушениях прав человека [1, с.14].

Права и свободы человека – высшая ценность человеческой цивилизации. Невозможно представить современный мир без естественных, прирождённых и неотчуждаемых прав, таких, как, например, право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу совести и многих других, основанных на принципах свободы, равенства и справедливости [7, с.190]. Современное гражданское общество основано на экономической, политической, правовой, социокультурной, идеологической основе, предполагающей определённую свободу граждан [3, с.26].

Идея прав человека сводится к тому, что все индивиды имеют равное право на жизнь, свободу и стремлению к благосостоянию и счастью.

Права человека – это определённые нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности [6, с.12], признанные мировым сообществом. Это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию. Эти права взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы [9].

В демократических государствах практически все права человека, зафиксированные в международных документах, транслируется в национальном законодательстве. Конституции или иные нормативные акты конституирующего характера – вот где в основном сосредоточены нормы о правах человека, и самое главное, они там не только провозглашены, но и граждане могут реально воспользоваться правами человека [4, с.197-198]. Для того чтобы граждане могли воспользоваться своими правами, государством устанавливаются гарантии пользования правами. Гарантированность прав человека отражается в договорах, принципах международного права, обычного международного права и другие источники международного права. Государства обязаны осуществлять деятельность по защите прав и свобод человека.

Сегодня же ни одна конституция в мире не обходится без закрепления системы основных прав и свобод личности, и делается это сознательно и продуманно [4, с. 224].

Основной и наиболее распространённой в правовой литературе классификацией является деление прав по сферам жизнедеятельности человека. Данное основание является общепринятым в международном и внутригосударственном праве [11]. А.В. Стремоухов на основе достижений научной правовой мысли в качестве классификационных критериев выделяет шесть сфер жизнедеятельности человека: 1) область индивидуальной свободы и личной безопасности, 2) сфера публичных, не связанных с осуществлением власти и управления, отношений, 4) сфера собственности и хозяйственно-экономической деятельности, 5) сфера материального и биологического бытия человека или сфера его достойного существования, 6) сфера удовлетворения духовных потребностей [8].

Глава вторая Конституции РФ содержит 48 статей о правах и свободах человека и гражданина, расположены по сферам жизнедеятельности человека, к которым они причастны. В ней нелегально выделяются шесть групп прав человека: 1) Личные (естественные, гражданские); 2) политические; 3) экономические; 4) социальные; 5) культурные.

Е.А. Лукашева выделяет следующий ряд механизмов, обеспечивающих защиту конституционных прав человека. Они включают конституционный контроль (Конституционный Суд), судебную защиту (суды общей юрисдикции, арбитражные суды), административно-правовые формы (действия органов исполнительной власти и их должностными лицами).

Прямая конституционная обязанность государства, а значит всех его органов и служащих это формирование комплекса различных средств и обеспечение способов защиты прав и свобод человека и гражданина. Гарантией соблюдения прав и свобод человека является исполнение Конституции страны, гарантом которого является Президент России.

Защитой прав человека в пределах своей компетенции занимаются все органы исполнительной власти и муниципальная власть. Действуют и специальные органы по защите прав и свобод человека и гражданина: полиция, прокуратура, суды. Но помимо них в каждом государстве рекомендуется создавать общенациональные органы и системы органов защиты прав человека, не зависящие от власти и не являющиеся её частью и независимые друг от друга.

Уполномоченные имеют специализацию задач: в субъектах федерации – с учетом местной специфики, на общефедеральном уровне и на уровне законов субъектов федерации – обусловленная задачами и полномочиями уполномоченных. Все они выполняют единую миссию - способствуют восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации и её субъектов о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является одной из ключевых проблем по построению демократического государства и развитию гражданского общества. Стоит рассмотреть основные нарушения прав и свобод человека и гражданина. Все нарушения и проблемы реализации прав и свобод человека можно классифицировать так: какой субъект нарушает права человека, и какими действиями (бездействиями) это осуществляется.

В современной России действует обширное законодательство, но с реализацией законов в жизнь существуют серьезные проблемы. Это затрагивает все сферы жизни человека, в том числе основополагающего права каждого человека - права на жизнь.

Обратимся к Докладу Уполномоченного по правам человека в РФ за 2015 год, опубликованного 22 марта 2016 г. на официальном сайте Омбудсмена, в котором дается оценка положения дел в стране. Из года в год тематика поступавших к Уполномоченному жалоб практически не изменяется. Основная проблематика жалоб касалась уголовного процесса (30%), жилищных прав и сферы ЖКХ (16%), уголовно-исполнительного производства (14%), социального страхования и обеспечения (5%), оборонной сферы (4%), миграции и вопросов гражданства (4%). По вопросам соблюдения либо восстановления всех иных прав доля обращений составила 27% [2].

Наибольшее число обращений относится к общим и конституционным гарантиям прав (47%) - нарушения прав человека в процессе охраны общественного порядка, предварительного следствия, судопроизводства и исполнения наказаний, условия отбывания наказания в исправительных учреждениях и т.п.; социальным правам (37%) (несвоевременность социальных выплат различным категориям граждан; неудобство процедуры получения социальных проездных талонов; невыплата компенсации проезда к месту отдыха и обратно; возмещение расходов на переезд из северных районов; отказ в выдаче путевок на санаторно-курортное лечение; предоставление срочной социальной помощи; вопросы опеки и попечительства; порядок начисления льгот и пособий и др.); здравоохранение (неудовлетворительное медицинское обслуживание; эффективность медицинской помощи; очереди при записи на прием; нарушения в оформлении медицинской документации; льготное лекарственное обеспечение; несогласие с действиями страховых компаний; вопросы соблюдения прав лиц, страдающих психическими заболеваниями.), жилищные права (неисполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений, статья 315 УК РФ во многих регионах России не действует; отсутствие нормального маневренного фонда в муниципальных образованиях в регионах для погорельцев; нарушений прав граждан поставщиками коммунальных услуг), трудовые права (нарушение сроков выплаты заработной платы; необоснованные отказы работодателя в предоставлении работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством РФ; ненадлежащее оформление трудовых отношений; нарушение порядка увольнения; гендерная дискриминация и др.). Доля группы экономических прав составила 7% (право частной собственности, защита прав потребителей и участников рынка, нарушение правил землепользования и права собственности на землю), личных - 6% (гражданство, право свободного передвижения), политических - 2% (право на свободу собраний, манифестаций (митингов, демонстраций) право на участие в управлении обществом и государством), культурных - 1% (трудности, связанные с порядком содержания объектов культурного наследия регионального значения) [2].

В заключение можно констатировать следующее:

1) Ситуация с защитой прав человека всегда была и остаётся проблематичной, не только в России, но и во всем мире.

2) Права человека – зеркало, которое отражает отношение, закрепленное нормами права, государства к человеку, и тем самым зеркально отражает социальную демократию в стране. Права человека – фундамент ценностей концепции конституционного строя в России.

3) На современном этапе развития России, опираясь на нынешнее состояние социальных институтов, судебной системы, правоохранительных органов, слабого правосознания (государственного, общественного), а также экономики, существует разрыв между общепризнанными принципами и нормами права, закрепленными в Конституции Российской Федерации и фактическими механизмами защиты прав, свобод человека остается глубоким.

4) Активно отстаивать и защищать свое право, целенаправленно добиваться его защиты от других субъектов правоотношений, человек способен только в том случае, когда им осознается это право как ему всецело принадлежащее и неоспоримое. К сожалению, из-за невысокого уровня общественного правосознания в современной России, человек пассивен в использовании юридических средств, предоставленных возможностей для защиты его прав.

Список литературы:

1. Бюхнер-Удер В. Права человека: утопия или реальность? Пер. нем. Е.М. Щуко. -М.: Знание.1985. - 192 с.

3. Ершова И.В. Гегелевское понимание гражданского общества и современные представления о нем //Государство и право в условиях гражданского общества: сборник статей Международной научно - практической конференции (20 февраля 2015 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2015. - 24 – 27 с.

4. Кашанина Т.В. Структура права: Монография-М.: Проспект, 2014. -584 с.

5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 дек.2008 г. № 7-ФКЗ) // М.: ЦИК РФ, 2009. -60 с.

6. Лукашева Е.А. Права человека: учебное пособие. -2-е изд., перераб. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2010. – 560 с.

7. Патюлин Г.С. Наднациональные механизмы защиты прав человека/Труды Института государства и права РАН. №2/ Гл. ред. А.Г. Лисыцин-Светланов. – Москва, 2014. – 190 с.

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Читайте также: