Арсанов саид бей биография на чеченском языке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мамакаев Мохьмад Амаевич

Окуев Шима Хамидович

Бадуев Саид Сулейманович

Гайсултанов Умар Эдилсултанович

(1920-1980) Гайсултанов Iумар вина 1920 шарахь Шелахь ахархочун Эдалсолтин доьзалехь. Юьртара школа чекхъяьккхинчул тIаьхьа, 1936-чу шарахь, Грозненски рабфаке деша вахна Гайсултанов Iумар. Дика доьшуш чекхъяьккхина рабфак. Дукха хан ялале Сийлахь-боккха Даймехкан тIом болабелла. ТIаме а вахна Гайсултанов Iумар, 1941–1943 шерашкахь эскарехь хилла иза. Нохчийн къам махках даьккхинчу хенахь, 1944-1957 шерашкахь, Киргизехь финансови органашкахь белхаш бина цо. 1958 шарахь дуьйна хаддаза Нохч-ГIалгIайн книжни издательствехь дешаран книгаш арахоьцучу отделехь лакхарчу редакторан болх беш вара.Гайсултанов Iумар яздан волавелла дIадаханчу бIешеран 40-га шераш юккъе даханчу хенахь. Гайсултанов Iумаран дуьххьарлера книга “Болат-ГIала йожар” араяьлла 1959 шарахь Соьлжа-ГIалахь. Гайсултанов Iумар кхелхина 1980 шеран 1-чу февралехь Соьлжа-ГIалахь.

Саракаев Хьамзат Ибрагим-Бекович

Рашидов Шаид Рашидович

Рашидов Шах1ид Нохчийн г1араваьлла яздархо ву. Рашидов Шах1ид

Сулаев Мохьмад Абуевич

Абдулаев Леча Шарипович

Леча Шарипович Абдулаев ( 1953 , Чиллан-беттан 15 - гIа де) — нохчийн яздархо, поэт, публицист, гочдархо, Нохчийн Республикан а, Оьрсийчоьнан а яздархойн Кхеташонан декъашхо, Нохчийн Республикан а, Оьрсийчоьнан журналистийн Бертан декъашхо, Нохчийн Республикан Халкъан поэт.

Гадаев Мохьмад-Салахь

Мохьмад-Салахь Гадаев вина ГIуран-беттан 6-чу дийнахь, 1909-чу шарахь.

Гацаев Саь1ид Асланбекович

Мамакаев Арби Шамсуддинович

Сулейманов Ахьмад Сулейманович

Хамидов Абдул-Хамид Хамидович

(1920-1969) Хамидов Iабдул-Хьамид вина 1920-чу шеран гIадужубеттан 15-чу дийнахь. Иза нохчийн яздархойх тоьллачех ву. Цул сов иза актёр а, байтанча а, драматург а, гочдархо а, театран кхолларалийн белхахо а, Нохч-ГIалгIайн АССР-ан Хьалкъан артист (1959), Совет Пачхьалкхан яздархойн декъашко (1943), Нохч-ГIалгIайн яздархойн Бертан гIентда (1959-1961). Цуьнан дахаран некъ цIаьххьана хедира машенан бохамехь 1969-чу шеран товбеца-беттан 6-чу дийнахь.

Арсанукаев Шайхи Абдулмуслимович

Айдамиров Абузар Абдулхакимович

Джамалханов Зайнди Джамалханович

Берсанов Хож-Ахьмад Ахьмадович

Дикаев Мохьмад Джунидович

Дикаев Мохьмад вина 1941 шеран 1 сентябрехь Соьлжа-ГIалахь искусствон белхахочун Джунидан доьзалехь. Джунид Нохч-ГIалгIайн пачхьалкхан эшарийн, хелхаран ансамблехь говза пондарча хилла, гIараваьллачу нохчийн къоман композиторца Димаев Iумарца цхаьна пондар локхуш а хилла иза. Нохчийн къам махках даьккхинчу хенахь Казахстанехь Чу станцехь Iийна ДикаевгIеран доьзал. Цигахь 1949 шарахь хьалхарчу классе деша вахна Мохьмад. Юккъера школа чекхъяьккхина Даймахка цIадирзинчул тIаьхьа Соьлжа-ГIалахь 1959 шарахь. Иза Соьлжа-ГIалара 18 школа яра. Оццу шарахь деша вахна Нохч-ГIалгIайн пачхьалкхан педагогически институтан историко-филологически факультете оьрсийн мотт, литературий, нохчийн мотт, литературий хьоьхучу отделени. ТIех дика доьшуш институт чекх а яьккхина, аспирантуре хIоьттина фольклорехула йолу Iилманан говзалла караерзо.Оцу институте хьехархочун балха дIа а эцна иза. Хаддаза цигахь болх бина цо студенташна литература хьоьхуш. Дикаев Мохьмад кхелхина 1979 шеран 29 октябрехь. Поэтана дуьненахь яккха елла хан еха ца хилла. Амма ша дуьненахь яьккхинчу кIеззигчу хенахь нохчийн литературехь кIеггина лар йита кхиъна Мохьмад.

Кибиев Мусбек Магомедович

Сальмурзаев Мохьмад Сальмурзаевич

Эдилов Хас-Мохьмад Эдилович

Поэт, прозаик Эдилов Хасмохьмад вина 1922-чу шеран 16-чу ноябрехь Нохчийчоьнан Ачхой-Мартан районерчу ВалартIехь ахархочун Эдалан доьзалехь.

Эдилов Хасмохьмада юьхьанца цIахь дешна. Эдилов Хасмохьмад яздан волавелла 1937-чу шарахь, хьехархойн училищехь доьшуш волчу хенахь. Амма шина-кхаа шарахь а шен стихотворенеш зорбане ца елла цо, уьш ледара хеташ. Дуьххьара цуьнан стихотворени зорбанехь араяьлла 1939-чу шарахь.

Ошаев Халид Дудаевич

Музаев Нурдин Джамалдинович

Арсанов Саид_бей Арсанбекович

Бексултанов Муса Эльмурзаевич

Кагерманов Докка Денисолтович

Нунуев Сайд-Хьамзат Махмудович

Айсханов Шамсуддин Катаевич

САИД-БЕЙ АРСАНОВ


Один из известных чеченских писателей 20-го столетия оставил
о себе память как человек, который
в своем творчестве и в общественной деятельности плодотворно осваивал опыт других культур, в первую очередь – российской и европейской.
Арсанов Саид -Бей Арсанович родился 2 октября 1889 года в семье крестьянина-батрака в селении Новые Атаги (ныне Шалинский район ). Дата смерти 12 июля 1968.
Арсанов окончил четырехклассное училище во Владикавказе . Затем учился в Одесском электротехническом училище, в Политехническом институте в Санкт-Петербурге .
За участие в студенческих волнениях был отчислен из института
и выслан в Вятскую губернию. Оттуда он уехал в Германию , где работал
на заводе.

Следует отметить, что Саид-Бей Арсанов исторически и художественно верно отображает в романе национальные и интернациональные моменты в развитии отношений русского и чеченского народов. Весь роман пронизывает мысль, что связи с русским народом исторически необходимы для развития горских народов, что подлинное освобождение и глубокая дружба народов возможны только на путях совместной борьбы. Писатель очень ярко показал национальные черты своего народа, богатство его духовного мира. Сам выходец из бедноты, живой свидетель всех описываемых им событий, он сумел дойти до серьезных художественных обобщений об антинародной деятельности самодержавного строя, местных богатых слоев и духовенства, классовом размежевании в дореволюционном горском обществе и растущем протесте со стороны трудящихся горцев.

Важнейшая тема романа – борьба чеченского народа с самодержавием. Но классовое сознание простых чеченцев выступает в романе как прогрессивная и доминирующая форма национального самосознания, поднявшегося на определенную историческую высоту.
Писатель рисует острые столкновения между угнетенными и угнетаемыми, показывает классовую дифференциацию чеченского общества, реалистически изображает революционную закалку своих героев в лице Арсби и Бено, поэтично выражает их раздумья и душевные устремления.

Это они вместе с именитыми казаками приветствуют Александра III, приехавшего на Кавказ, чтобы как-то укрепить слабеющее влияние самодержавия в этом крае.
Именно это событие служит своеобразным зачином для всего повествования романа. Здесь, в драматическом эпизоде спасения матери Арсби Хадижи, сбитой в пропасть сыном богача Хамзата Исмаилом, мы впервые встречаемся с главным героем.

Характер Арсби раскрывается постепенно. Вот мы видим его
в аульных скачках, где он на своем Соколе опережает сынков аульской знати. Став обладателем бурки, шапки с башлыком и черкески, сшитых руками известной красавицы, оружия и сбруи, сделанных лучшими мастерами, он отвоевывает у кулака Хажибекира и своего скакуна Сокола. Рядом с ним его верные друзья, которые помогают ему жениться
на любимой девушке. Это ее нежные песни вдохновляют его на испытание мужества и стойкости, когда он направил коня вскачь к краю пропасти над клубящимся Аргуном и, посрамив трусливого соперника Шепу, выиграл смертельно опасное соревнование:

Образ Арсби , каким мы его знаем до ухода из аула, несомненно, полно воплощает в себе типичные черты беднейшей части чеченского народа, все лучшее, что он тогда имел. Именно таким людям, как Арсби , были присущи те неповторимые черты национального характера чеченца, которые с такой полнотой проявились в его облике, поведении, настроении, думах и поступках.

Во второй части повествования главного героя романа Арсби писатель уводит в сторону от пути, которому следовало породившее его общество. Добровольно приняв на себя чужую вину, он превращается в кровника-изгоя и покидает с женой и маленьким сыном отчий край.
Ночная встреча с карателями-казаками, жестокое избиение, несправедливый суд, тюремное заключение, а по выходу из чертога – превращение в рабочего – вот основные этапы второго периода жизни Арсби . Надо признать, что таких чеченцев, как Арсби и Бено, кого события забросили в среду передовых людей русского общества конца ХIХ и начала ХХ века и коим открылась великая правда эпохи, в те годы было очень мало.

Арсанов Саид-Бей Арсанбекович (1889-1968)

Родился 2 октября 1889 года в селении Новые Атаги. Его отец - рабочий Владикавказского серебряно-свинцового завода - принял участие в революционном движении 1905 года, и в 1907 году его сослали.

Окончив 4-классное Владикавказское училище, С.-Б. Арсанов в 1907 году становится копировщиком чертежной строительной конторы в городе Баку. Затем работал в городах Владикавказе, Одессе. В 1910 году он поступает в политехнический институт в Петербурге, дает частные уроки. В том же году за участие в политической демонстрации в Петербурге был арестован и сослан в Вятскую губернию, откуда бежал и эмигрировал в Германию, где ряд лет работал монтером и слесарем на одном из машиностроительных заводов. Возвратился в Россию в период первой империалистической войны. В 1919 году на Дальнем Востоке участвовал в борьбе против Колчака.

В начале 20-х годов С.-Б. Арсанов много сил и времени уделяет просвещению своего народа. Одно время он - директор Асланбековской сельскохозяйственной школы.

С 1921 года С.-Б. Арсанов находился на различных должностях в партийных, советских и хозяйственных органах. Работал заведующим агитпропом Чеченского оргбюро РКП (б), заведующим культпропотделом обкома партии, ученым секретарем Оружейной палаты в Кремле.

С 1926 по 1930 год С.-Б. Арсанов - уполномоченный представитель Чечни при Президиуме ВЦИК в Москве.

С 1933 пo 1935 год работает на Калыме. В 1935 году Арсанов приезжает в Чечню и возглавляет Чечено-Ингушский научно-исследовательский институт языка, истории и литературы. На этой должности он оставался до октября 1937 года.

В сороковых и пятидесятых годах С.-Б. Арсанов работал в системе народного образования Казахской ССР.

С 1957 по 1959 год С.-Б. Арсанов - председатель Оргкомитета, а затем председатель Союза писателей ЧИАССР. В марте 1959 года писатель ушел на пенсию.

Делегат I съезда ССП РСФСР.

Избирался депутатом Верховного Совета ЧИАССР 2-го созыва.

Делегат III съезда ССП СССР.

Член КПСС с 1924 года.

Член С.СП с 1935 года.

Произведения С.-Б. Арсанова

на чеченском языке

Ши тIаьхье. Роман. Орcийн маттера гочйина X. М. Яхшаатовс. Соьлжа-ГIала, 1931.

Маца девза доттагIалла. Роман. Грозный, 1960.

на русском языке

Когда познается дружба. Роман. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1963.

Серебристая улыбка. Очерки и рассказы. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1965.


1. Айдаев Ю.А. Зеркало жизни : сб. литературно-критических статей. – Грозный : Чечено-Ингушское книжное издательство, 1987.

4. Очерк истории чечено-ингушской литературы. – Грозный : Чечено-Ингушское книжное издательство, 1963.

6. Туркаев Х.В. Самобытный талант // В семье братских литератур. – Грозный : Чечено-Ингушское книжное издательство, 1983.

8. Чентиева М.Д. Черты современника и проблемы чечено-ингушской художественной литературы. – Грозный : Чечено-Ингушское книжное издательство, 1967.

10. Чеченский фольклор / сост. и науч. комм. О. Джамбекова. – Грозный : Книга, 1990. (На чеченском языке).

11. Чеченское устное народное творчество : учебное пособие / сост. О.А. Джамбеков, Т.Б. Джамбекова.– Махачкала : Алиф, 2012. - Ч. 2. (На чеченском языке).

Почти во всех жанрах устного народного творчества, в эпических произведениях чеченской литературы начального этапа исследователи выделяют тему свободы и мира как одну из самых главных. Думается, что идеи добрососедства и гостеприимства не менее популярны.

Следует отметить, что С.-Б. Арсанов исторически и художественно верно отображает в романе национальные и интернациональные моменты в развитии отношений чеченского и русского народов. Весь роман пронизывает мысль, что связи с русским народом исторически необходимы для развития горских народов, что подлинное освобождение и глубокая дружба народов возможны только на путях совместной борьбы. Писатель очень ярко показал национальные черты своего народа, богатство его духовного мира. Сам выходец из бедноты, живой свидетель всех описываемых им событий, он сумел дойти до серьезных художественных обобщений об антинародной деятельности самодержавного строя, местных богатых слоев и духовенства, классовом размежевании в дореволюционном горском обществе и растущем протесте со стороны трудящихся горцев.

Выявление общечеловеческих ценностей делает роман еще более интересным и правдивым. В произведении художественно утверждаются высшие этические идеалы: чистой любви, дружбы, героической верности. Мужская дружба (причем дружба простых людей и представителей разных национальностей в трудный момент истории чеченского народа) - краеугольный камень ценностной системы Арсанова. Уже постольку, поскольку почти все главные герои в романе - мужчины. Особенно показательны в этом смысле образ и судьба главного героя романа Арсби (не только в контексте бытовых реалий, но и в исторически значимых сценах романа).

Важнейшая тема романа - борьба чеченского народа с самодержавием. Но классовое сознание простых чеченцев выступает в романе как прогрессивная и доминирующая форма национального самосознания, поднявшегося на определенную историческую высоту.

Писатель рисует острые столкновения между угнетёнными и угнетаемыми, показывает классовую дифференциацию чеченского общества, реалистически изображает революционную закалку своих героев в лице Арсби и Бено, поэтично выражает их раздумья и душевные устремления.

Именно это событие служит своеобразным зачином для всего повествования романа. Здесь, в драматическом эпизоде спасения матери Арсби Хадижи, сбитой в пропасть сыном богача Хамзата Исмаилом, мы впервые встречаемся с главным героем.

Характер Арсби раскрывается постепенно. Вот мы видим его в аульных скачках, где он на своём Соколе опережает сынков аульской знати. Став обладателем бурки, шапки с башлыком и черкески, сшитых руками известной красавицы, оружия и сбруи, сделанных лучшими мастерами Чечни, он отвоевывает у кулака Хажибекира и своего скакуна Сокола. Рядом с ним его верные друзья, которые помогают ему жениться на любимой девушке. Это её нежные песни вдохновляют его на испытание мужества и стойкости, когда он направил коня вскачь к краю пропасти над клубящимся Аргуном и, посрамив трусливого соперника Шепу, выиграл смертельно опасное соревнование:

«Сшиты мной в часы ненастья

И черкеска и бешмет.

Их носи, герой, на счастье -

(«Чоа а, гIовтал а

Цу доьхначу дийнахь ас тегна ю,

Лелае уьш, турпалхо, хьайн ирсана,

Образ Арсби, каким мы его знаем до ухода из аула, несомненно, полно воплощает в себе типичные черты беднейшей части чеченского народа, всё лучшее, что он тогда имел. Именно таким людям, как Арсби, были присущи те неповторимые черты национального характера чеченца, которые с такой полнотой проявились в его облике, поведении, настроении, думах и поступках. Во второй части повествования главного героя романа Арсби писатель уводит в сторону от пути, которому следовало породившее его общество. Добровольно приняв на себя чужую вину, он превращается в кровника-изгоя и покидает с женой и маленьким сыном отчий край. Ночная встреча с карателями-казаками, жестокое избиение, несправедливый суд, тюремное заключение, а по выходу из чертога - превращение в рабочего - вот основные этапы второго периода жизни Арсби. Надо признать, что таких чеченцев, как Арсби и Бено, кого события забросили в среду передовых людей русского общества конца ХIХ и начала ХХ века и коим открылась великая правда эпохи, в те годы было очень мало. Но это был основной путь приобщения всего чеченского народа в лице этих героев к новой жизни. Вот почему образы Арсби и Бено в этот период по-прежнему остаются в полной мере типичными, являясь художественным выражением основной, ведущей тенденции развития своего народа.

В 1940 году в Москве выходит в печати первый фольклорный сборник, подготовленный при непосредственном участии Саид-Бея Арсанова [9]. С изданием этой книги связана одна из самых трагических страниц в биографии писателя. Он после подготовки в печать этого сборника долгие годы находился в политической ссылке в Сибири. А фольклорные материалы на языке оригинала так и не увидели свет.

Жизнь и литературно-общественная деятельность С.-Б. Арсанова - яркий пример честного служения делу народа, но также и делу взаимосближения и дружбы между разными народами и культурами [6, с. 138].

Рецензенты:

Хусиханов А.М., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы, Чеченский государственный университет, г. Грозный.

Джамбекова Т.Б., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой литературы и методики ее преподавания, Чеченский государственный педагогический институт, г. Грозный.

Читайте также: