Вывод советских войск из стран восточной европы кратко

Обновлено: 04.07.2024

В конце 80-х гг. ситуация изменилась. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. В результате резко сократились возможности советского давления на реформаторское движение и вообще на политическую ситуацию в восточноевропейских странах. Прекратилась активная политика СССР в отношении этих стран, и, наоборот, усилилась и расширилась американская поддержка реформистских сил в Восточной Европе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Первые арабские известия о Центральной и Восточной Европе

Первые арабские известия о Центральной и Восточной Европе Арабские странствующие купцы и участники различных посольств собрали начиная с VIII века большой географический материал о ряде европейских стран, в том числе и об отдаленных, исключая Крайний Север, торговля с

Первые арабские известия о Центральной и Восточной Европе

Первые арабские известия о Центральной и Восточной Европе Арабские странствующие купцы и участники различных посольств собрали начиная с VIII века большой географический материал о ряде европейских стран, в том числе и об отдаленных, исключая Крайний Север, торговля с

РУМЫНСКИЙ БРОНЗОВЫЙ ВЕК НА ОБЩЕМ ФОНЕ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ

РУМЫНСКИЙ БРОНЗОВЫЙ ВЕК НА ОБЩЕМ ФОНЕ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ В целом культуры бронзового века Румынии представляют собой неотъемлемую часть общей картины юго-восток^ и центра Европы; это единство неоспоримо и находит подтверждение как в материальной, так и в

Глава II. ОТНОШЕНИЯ РОМЕЙСКОЙ ИМПЕРИИ С НАРО­ДАМИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И ИХ СОСЕДЯМИ В ПЕРИОД РАСЦВЕТА И КРИЗИСА ПОЗДНЕАН­ТИЧНОЙ ЭПОХИ VI—VII вв.

Глава II. ОТНОШЕНИЯ РОМЕЙСКОЙ ИМПЕРИИ С НАРО­ДАМИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И ИХ СОСЕДЯМИ В ПЕРИОД РАСЦВЕТА И КРИЗИСА ПОЗДНЕАН­ТИЧНОЙ ЭПОХИ VI—VII вв. VI столетие стало переломным в отношениях империи со славянством. Вследствие славянской экспансии к VII в. неузнаваемо изменился

Раздел 3. ОТНОШЕНИЯ РОМЕЙСКОЙ ИМПЕРИИ С НАРОДАМИ И ГОСУДАРСТВАМИ У ГРАНИЦ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В I—VII вв.

Раздел 3. ОТНОШЕНИЯ РОМЕЙСКОЙ ИМПЕРИИ С НАРОДАМИ И ГОСУДАРСТВАМИ У ГРАНИЦ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В I—VII вв. Рождение государства болгар Константин IV Погонат (Бородатый — греч.) стремился упрочить позиции империи не только на Балканском полуострове, но и на Дунае. Однако здесь

Глава 2. Политический распад в Центральной и Восточной Европе

Глава 2. Политический распад в Центральной и Восточной Европе Религиозные войны охватили весь христианский мир, как Западную, так и Восточную Европу. Германия, колыбель протестантской реформации, была полем религиозных сражений между 1520 и 1640 гг. Швейцария, Богемия,

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ИМПЕРИЕЙ НАПОЛЕОНА И ДРУГИМИ КОНТИНЕНТАЛЬНЫМИ СТРАНАМИ В ЭПОХУ БЛОКАДЫ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ИМПЕРИЕЙ НАПОЛЕОНА И ДРУГИМИ КОНТИНЕНТАЛЬНЫМИ СТРАНАМИ В ЭПОХУ БЛОКАДЫ Мы видели, каковы были тенденции Наполеона, его правительства и торгово-промышленного мира Франции в области экономической политики; мы ознакомились

Культура Юго-Восточной Мексики и Центральной Америки

Культура Юго-Восточной Мексики и Центральной Америки Имеется в виду культура майя, занимавшая огромное пространство - более 400 тыс. км 2 и охватывавшая нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть Табаско и Чьяпаса, а также территории современной

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. РУССКО-ПОЛЬСКИЙ СОЮЗ 40-х годов XI в. И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ

Часть III ПЕРИОД РАВНОВЕСИЯ СИЛ МЕЖДУ СТРАНАМИ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ЗАПАДОМ

Часть III ПЕРИОД РАВНОВЕСИЯ СИЛ МЕЖДУ СТРАНАМИ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ЗАПАДОМ С захватом в 1511 г. Малакки португальцами международной торговле Юго-Восточной Азии был нанесен сильный удар. Страны региона, однако, быстро оправились от этого удара. Были созданы новые торговые

2. Экономическая помощь СССР народам стран Центральной и Юго-Восточной Европы

2. Экономическая помощь СССР народам стран Центральной и Юго-Восточной Европы Одной из важнейших сторон внешнеэкономической деятельности Советского государства в годы Великой Отечественной войны были взаимоотношения с народами территорий Центральной и Юго-Восточной


Вывод советских войск из Германии является крупнейшей в истории военной операцией, проведенной в мирное время.

Воинские контингенты, которые СССР держал в Восточной Европе в конце 1980-х годов, впечатляли. На территории ГДР, Венгрии, Польши и Чехословакии было размещено около полумиллиона солдат (не считая сотен тысяч гражданского персонала), более 9,000 танков, 5,800 артиллерийских орудий, 12,000 боевых машин, 1,700 военных самолетов, 700 вертолетов, а также оперативно-тактические ракетные комплексы.



Руководство СССР, действовавшее в духе перестройки, курса на разоружение и нормализацию отношений с Западом пошло навстречу просьбам своих пока еще партнеров по Восточному блоку вывести войска с их территорий. В итоге в 1989-1990 годах Советский Союз обговорил с каждой отдельной страной как, каким образом и как долго будет происходить этот процесс.




8 апреля 1991 года начался вывод из Польши Северной группы войск (45 тыс. человек), завершившийся в сентябре 1993 года. При этом последние прибывающие домой солдаты считались уже военнослужащими не советской, а российской армии.


Сильнейшей среди всех советских групп войск в Европе считалась Западная, дислоцированная в Германии. На 1990 год она насчитывала, помимо прочего, более 300 тысяч военнослужащих, 200 тысяч гражданских, 5000 танков и 1700 вертолетов и самолетов. Передислокация такого огромного количества людей и техники стала крупнейшей военной операцией мирного времени в истории.



Вывод войск из Германии закончился в 1994 году. Руководство двух стран решило торжественно отметить данное событие, и 31 августа в Трептов-парке возле памятника советскому воину-освободителю с участием президента России Бориса Ельцина и канцлера ФРГ Гельмута Коля состоялось совместное возложение венков солдатами бундесвера и российской армии.


Одновременно с продвижением в области сокращения вооружений предпринимались усилия по ослаблению противостояния СССР и США в региональных конфликтах. В целом здесь прослеживается та же тенденция — по мере усугубления экономического кризиса внутри страны СССР шел на все большие уступки, теряя традиционных стратегических союзников. Вместе с тем разблокирование региональных конфликтов имело и безусловные положительные моменты. Наибольшее значение имело прекращение афганской войны, которое стало возможным в результате длительных переговоров в 1985—1988 гг. Осенью 1985 г. Горбачев на встрече с афганским руководством заявил о необходимости вывода советских войск из Афганистана. В мае 1986 г. ушел в отставку просоветский лидер НДПА Б.Кармаль, возглавлявший правительство страны на протяжении всей войны. На переговорах с Рейганом в 1987 г. была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи афганским моджахедам и о выводе из Афганистана советских войск. После этого возникли реальные возможности вывода войск, о чем и заявил Горбачев в феврале 1988 г. Вывод войск начался 15 мая 1988 г. и проходил исключительно организованно вплоть до 15 февраля 1989 г., когда мост через Амударью в Термезе перешел командующий советскими войсками генерал-лейтенант Б.Громов. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении афганской войны и признал участие в ней советских войск грубой политической ошибкой. Однако вывод советских войск из Афганистана интерпретировался на Западе и как неспособность Советского Союза обеспечивать свое силовое присутствие в других регионах мира.

Прекращение афганской войны стало важным фактором улучшения отношений с Китаем. Их окончательная нормализация стала возможна после того, как Советский Союз прекратил оказание военной помощи вьетнамским войскам в Камбодже, сократил численность своих войск на советско-китайской границе и начал вывод советских войск с территории Монголии. Окончательно отчуждение между СССР и Китаем прекратилось после визита Горбачева в Пекин в мае — июне 1989 г.

Курс на "разблокирование региональных конфликтов" привел к отказу СССР от участия в гражданских войнах в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа, власти которых начали выходить из кризисных ситуаций самостоятельно и ориентироваться на экономическую помощь Запада. В 1986—1989 гг. резко сократились объемы советской помощи дружественным странам, что также вело к смене стратегических партнеров их политическим руководством или тяжелейшим экономическим последствиям. Наиболее глубокий экономический кризис разразился на Кубе, которая получала 67% всей советской помощи.

В течение 1989 г. произошел отказ от прежнего курса в отношении стран "социалистического содружества". Начался процесс форсированного вывода войск, который был абсолютно неподготовлен ни в материально-техническом, ни в социальном отношении. Советские войска в течение 1989—1991 гг. в спешном порядке покидали места своей дислокации в Чехословакии, Венгрии, Польше, ГДР.Имущество, накопленное за многие годы, либо разворовывалось, либо просто уничтожалось. Опасения руководителей социалистических стран, что такой поспешный вывод войск может повлечь дестабилизацию в них политической обстановки, не принимались во внимание "командой" Горбачева. Она последовательно реализовывала одно из положений концепции "нового политического мышления", которое исключало особое предпочтение социалистическим странам. Нарастали противоречия между руководством стран "содружества" и советскими лидерами. Чувствуя недовольство руководителей стран Центральной и Восточной Европы, горбачевская администрация пригрозила перевести хозяйственные расчеты с ними в свободно конвертируемую валюту, что и было вскоре сделано. Фактически Советский Союз сам резко увеличил трещину в отношениях с традиционными европейскими партнерами, не предприняв никаких шагов к поиску взаимоприемлемого выхода из возникшей ситуации.

Одновременно с продвижением в области сокращения вооружений предпринимались усилия по ослаблению противостояния СССР и США в региональных конфликтах. В целом здесь прослеживается та же тенденция — по мере усугубления экономического кризиса внутри страны СССР шел на все большие уступки, теряя традиционных стратегических союзников. Вместе с тем разблокирование региональных конфликтов имело и безусловные положительные моменты. Наибольшее значение имело прекращение афганской войны, которое стало возможным в результате длительных переговоров в 1985—1988 гг. Осенью 1985 г. Горбачев на встрече с афганским руководством заявил о необходимости вывода советских войск из Афганистана. В мае 1986 г. ушел в отставку просоветский лидер НДПА Б.Кармаль, возглавлявший правительство страны на протяжении всей войны. На переговорах с Рейганом в 1987 г. была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи афганским моджахедам и о выводе из Афганистана советских войск. После этого возникли реальные возможности вывода войск, о чем и заявил Горбачев в феврале 1988 г. Вывод войск начался 15 мая 1988 г. и проходил исключительно организованно вплоть до 15 февраля 1989 г., когда мост через Амударью в Термезе перешел командующий советскими войсками генерал-лейтенант Б.Громов. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении афганской войны и признал участие в ней советских войск грубой политической ошибкой. Однако вывод советских войск из Афганистана интерпретировался на Западе и как неспособность Советского Союза обеспечивать свое силовое присутствие в других регионах мира.




Прекращение афганской войны стало важным фактором улучшения отношений с Китаем. Их окончательная нормализация стала возможна после того, как Советский Союз прекратил оказание военной помощи вьетнамским войскам в Камбодже, сократил численность своих войск на советско-китайской границе и начал вывод советских войск с территории Монголии. Окончательно отчуждение между СССР и Китаем прекратилось после визита Горбачева в Пекин в мае — июне 1989 г.

Курс на "разблокирование региональных конфликтов" привел к отказу СССР от участия в гражданских войнах в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа, власти которых начали выходить из кризисных ситуаций самостоятельно и ориентироваться на экономическую помощь Запада. В 1986—1989 гг. резко сократились объемы советской помощи дружественным странам, что также вело к смене стратегических партнеров их политическим руководством или тяжелейшим экономическим последствиям. Наиболее глубокий экономический кризис разразился на Кубе, которая получала 67% всей советской помощи.

В течение 1989 г. произошел отказ от прежнего курса в отношении стран "социалистического содружества". Начался процесс форсированного вывода войск, который был абсолютно неподготовлен ни в материально-техническом, ни в социальном отношении. Советские войска в течение 1989—1991 гг. в спешном порядке покидали места своей дислокации в Чехословакии, Венгрии, Польше, ГДР.Имущество, накопленное за многие годы, либо разворовывалось, либо просто уничтожалось. Опасения руководителей социалистических стран, что такой поспешный вывод войск может повлечь дестабилизацию в них политической обстановки, не принимались во внимание "командой" Горбачева. Она последовательно реализовывала одно из положений концепции "нового политического мышления", которое исключало особое предпочтение социалистическим странам. Нарастали противоречия между руководством стран "содружества" и советскими лидерами. Чувствуя недовольство руководителей стран Центральной и Восточной Европы, горбачевская администрация пригрозила перевести хозяйственные расчеты с ними в свободно конвертируемую валюту, что и было вскоре сделано. Фактически Советский Союз сам резко увеличил трещину в отношениях с традиционными европейскими партнерами, не предприняв никаких шагов к поиску взаимоприемлемого выхода из возникшей ситуации.

Вывод Советской армии из Европы начался в 1989 году с Центральной группы войск в Чехословакии. За 26 месяцев страну покинули 92 тыс. военнослужащих, 44 тыс. гражданских специалистов и членов семей военных, 1412 танков, 2563 БМП и БТР, 1246 артсистем, около 200 вертолетов, почти 100 тыс. тонн материальных запасов. Вывод Южной группы войск из Венгрии занял 26 месяцев — с апреля 1989-го по июнь 1991 года. Здесь находились две танковые и две мотострелковые дивизии — 708 танков, 181 БМП, 86 БТР, более 360 орудий и минометов, а также 3 тыс. автомобилей. С сентября 1990 года 48 месяцев продолжался вывод Западной группы войск из Германии. Было перемещено 338 тыс. военнослужащих, 4,1 тыс. танков, 8 тыс. БМП и БТР, около 3,6 тыс. артсистем, 700 вертолетов, более 2,5 млн тонн материально-технических средств. Вывод завершился к 31 августа 1994 года. Каждый раз вывод регулировался двусторонними соглашениями.

15 ноября 1991 года после получения Эстонией, Латвией и Литвой независимости Прибалтийский военный округ был преобразован в Северо-Западную группу войск (СЗГВ). В январе 1992 года президент Борис Ельцин своим указом перевел СЗГВ под юрисдикцию России, в феврале Москва и страны Балтии подписали соглашения о выводе войск. Россия отвергла претензии соседей на вооружение, но признала их право на часть имущества. Спешка с выводом вызывала противодействие офицеров, не желавших переезжать "в чистое поле". Из-за этого процесс приостанавливался до "создания соответствующих условий обустройства на местах вывода". За 30 месяцев, к 1 сентября 1994 года, Прибалтику покинули 68 тыс. военных, 2,5 тыс. танков, 1,2 тыс. артсистем, более 700 самолетов и вертолетов.

31 марта 2006 года после двух лет переговоров минобороны России и Грузии подписали два соглашения — о выводе российских военных баз из Батуми и Ахалкалаки до конца 2008 года, а также о транзите выводимых вооружений. В 2007 году на фоне обострения отношений с Тбилиси вывод ускорился и завершился к 11 ноября. Всего за 19 месяцев в Россию и на базу в Армению были переброшены до 3 тыс. военнослужащих, более 500 единиц техники и 2 тыс. тонн имущества. Грузия взяла на себя вопросы помощи примерно 700 местным жителям (в основном этническим армянам), служившим и работавшим на базе.

Читайте также: