Высокое возрождение живопись италии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Портрет Бальдассара Кастильоне.Картина Рафаэля. (1514-15) Лувр, Париж. Одна извеличайших картин эпохи Возрождения.

ХРОНОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВАПодробнее о направлениях и стилях искусства , включая все периодыитальянского Renascimento , см.: История искусства.Для хронологического руководствасм.: Хронология истории искусства.

Содержание Живопись высокого Возрождения: характеристики • Величайшие художники высокого Возрождения • Леонардо да Винчи (около 1490 г.) • Рафаэль (1483-1520 гг.) • Микеланджело (1475-1564 гг.) • Рассеяние трио высокого Возрождения • Тенденции маньеризма (около 1512 г. и позже)) • Идеалы высокого Возрождения за пределами Рима и Флоренции • Венецианская живопись высокого Возрождения • Джорджоне (1477–1510) • Тициан (ок. 1488–1576)

Связанные ресурсы Живопись до Возрождения (c.1300-1400) • Живопись раннего Возрождения (c.1400-90)

Буря (около 1508 г.) (Фрагмент) Джорджоне.Венецианская академия. Шедевр отв эпоху Возрождения в Венеции.

Живопись высокого Возрождения: характеристика (ок. 1490-1530)

ЛУЧШЕЕ ИСКУССТВО МИРАСмотрите: Лучшие художники всех времен.См. Также: Величайшие картины всех времен.

Величайшие художники эпохи Возрождения Его величайшими представителями были флорентийские гении Леонардо да Винчи и Микеланджело , вместе с мастером урбино Рафаэлло Санти, известным как Рафаэль, и венецианским колористом Тициано Вечеллио, известным как Тициан. Другие важные художники Высокого Возрождения включают Андреа дель Сарто (1486-1530) и фра Бартоломео (1472-1517) во Флоренции, Джованни Беллини (1430-1516), Джорджоне (1477-1510) и Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547) в Венеции.. Тем не менее, история Высокого Возрождения тесно связана с эпохой Возрождения в Риме , где амбициозные Папы, включая Юлия II (1503-13 гг.) И Льва X (1513-21 гг.), Финансировали широкий спектр публичные арт- проекты, призванные превзойти Флоренцию как крупнейший культурный центр Италии. Фактически, и Флоренция, и Рим стали ключевыми остановками в Гранд-туре по Европе 18 века. Важные художники, работающие за пределами крупных центров, включают Антонио Аллегри да Корреджо (1489-1534), создателя очень влиятельной фрески Успения Богородицы (Пармский собор) (1526-30).

Эпоха Возрождения (Ренессанс). Италия. XV—XVI века. Ранний капитализм. Страной правят богатые банкиры. Они интересуются искусством и наукой.

Богатые и влиятельные собирают вокруг себя талантливых и мудрых. Поэты, философы, художники и скульпторы ведут ежедневные беседы со своими покровителями. В какой-то миг показалось, что людьми правят мудрецы, как того хотел Платон.

Вспомнили о древних римлянах и греках. Они тоже строили общество свободных граждан, где главная ценность — человек (не считая рабов, конечно).

Возрождение — это не просто копирование искусства древних цивилизаций. Это смешение. Мифологии и Христианства. Реалистичности натуры и душевности образов. Красоты физической и духовной.

Это была всего лишь вспышка. Период Высокого Возрождения – это примерно 30 лет ! С 1490-х годов до 1527 гг. С начала расцвета творчества Леонардо. До разграбления Рима.

Мираж идеального мира быстро померк. Италия оказалась слишком хрупкой. Она вскоре была порабощена очередным диктатором.

Однако эти 30 лет определили главные черты европейской живописи на 500 лет вперёд! Вплоть до импрессионистов.

Реалистичность изображения. Антропоцентризм (когда центр мира – Человек). Линейная перспектива. Масляные краски. Портрет. Пейзаж…

Невероятно, но в эти 30 лет творили сразу несколько гениальных мастеров. В другие времена они рождаются один в 1000 лет.

Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и Тициан — титаны эпохи Возрождения. Но нельзя не упомянуть и о двух их предшественниках: Джотто и Мазаччо. Без которых бы никакого Возрождения и не было.

1. Джотто (1267—1337).

XIV век. Проторенессанс. Главный его герой — Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве. За 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.

До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа — золотой фон. Как, например, на этой иконе.

И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры. Лица благородных людей. Старые и молодые. Печальные. Скорбные. Удивленные. Разные.

Архитектура

Центром архитектуры Высокого Возрождения стал Рим, где на базе предшествующих открытий и успехов сложился единый классический стиль. Мастера творчески использовали античную ордерную систему, создавая сооружения, величественная монументальность которых была созвучна эпохе. Крупнейшим представителем архитектуры Высокого Возрождения стал Донато Браманте (1444—1514). Постройки Браманте отличаются монументальностью и величием, гармоничным совершенством пропорций, цельностью и ясностью композиционных и пространственных решений, свободным, творческим использованием классических форм. Наивысшим творческим достижением Браманте является реконструкция Ватикана (зодчий фактически создал новое сооружение, органически включив в него разрозненные старые строения). Браманте принадлежит также авторство проекта собора Св. Петра в Риме. Своим творчеством Браманте определил пути развития архитектуры XVI в.

Живопись

Автопортрет Леонардо да Винчи

Благовещение . Около 1474


Благовещение . Около 1474

Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) . Около 1478. Эрмитаж.


Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) . Около 1478. Эрмитаж.

Мадонна в гроте. 1483—94.


Мадонна в гроте. 1483—94.

Тайная вечеря . 1495—97.


Тайная вечеря . 1495—97.

Дама с горностаем . 1485—90.


Дама с горностаем . 1485—90.

Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) . 1490—91.


Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) . 1490—91.

Мона Лиза (Джоконда) . Около 1503.


Мона Лиза (Джоконда) . Около 1503.

 Мадонна Грандука . 1504.


Мадонна Грандука . 1504.

Рафаэль. Мадонна с младенцем (Мадонна Конестабиле). Эрмитаж.


Рафаэль. Мадонна с младенцем (Мадонна Конестабиле). Эрмитаж. Около 1500—1502.

Станцы Рафаэля в Ватикане. Афинская школа. В центре Платон и Аристотель.


Станцы Рафаэля в Ватикане. Афинская школа. В центре Платон и Аристотель.

Портрет Юлия II . Около 1511.


Портрет Юлия II . Около 1511.

Сикстинская мадонна . 1515—19.


Сикстинская мадонна . 1515—19.

Пьета (Оплакивание Христа) . 1497—98 Мрамор. Собор Св. Петра, Рим


Пьета (Оплакивание Христа) . 1497—98 Мрамор. Собор Св. Петра, Рим

Давид . 1501—04 Мрамор. Высота 434 см. Галерея Академии художеств, Флоренция.


Давид . 1501—04 Мрамор. Высота 434 см. Галерея Академии художеств, Флоренция.

Святое семейство (Мадонна Дони) . 1503—04 Дерево, темпера. Диаметр 120 см Галерея Уффици, Флоренция.


Святое семейство (Мадонна Дони) . 1503—04 Дерево, темпера. Диаметр 120 см Галерея Уффици, Флоренция.


Микельанджело. Потолок Сикстинской капеллы.


Микельанджело. Потолок Сикстинской капеллы.

Сцены грехопадения и изгнания из Рая


Сцены грехопадения и изгнания из Рая

Сивиллы — женщины-пророчицы, ясновидящие


Сивиллы — женщины-пророчицы, ясновидящие

Саркофаг Лоренцо Медичи . 1520—34.


Саркофаг Лоренцо Медичи . 1520—34.

Саркофаг Джулиано Медичи . 1520—34.


Саркофаг Джулиано Медичи . 1520—34.

Страшный суд . 1536—41


Страшный суд . 1536—41


В историю искусства Высокого Возрождения яркую страницу вписала Венеция, где этот период продолжался до середины XVI в. Особое великолепие город приобрел после перестройки его центра учеником Браманте Якопо Сансовино (1486—1570). Напротив Дворца дожей он воздвиг монументальную библиотеку Сан-Марко с ажурным фасадом, органично связав ее с ансамблем площади. У подножия колокольни собора Сан-Марко мастер построил небольшое изящное здание — Лоджетту, а в 1532—37 гг. на Большом канале — нарядное палаццо Корнер делла Ка-Гранде. Наивысшего расцвета в XVI в. достигла венецианская живопись с ее богатыми традициями, созданными мастерами предшествующего столетия, и в первую очередь поэтически-созерцательным творчеством Джованни Беллини, учителя великих мастеров Джорджоне и Тициана.

Джорджоне считается первым мастером Высокого Возрождения в Венеции. Его искусство совершенно особое. В нем царит дух ясной гармонии и какой-то особенной интимной созерцательности и мечтательности. Этот венецианец умел передать настроение сцены, ее едва уловимое, подобное чудному сну, абсолютное безмолвие. Он часто писал восхитительных красавиц, настоящих богинь. Обычно это поэтический вымысел — воплощение несбыточной мечты, преклонение перед романтическим чувством и прекрасной женщиной. В его картинах таится намек на чувственную страсть, на сладостное наслаждение, на неземное счастье. Утонченный гедонизм стал важной темой его живописи. С искусством Джорджоне венецианская живопись приобрела общеитальянское значение, утвердив свои художественные особенности.

Гроза . 1505.


Гроза . 1505.

Спящая Венера . 1508—10.


Спящая Венера . 1508—10.

Сельский концерт . Около 1510.


Сельский концерт . Около 1510.

Портрет А. Броккардо . Около 1510.


Портрет А. Броккардо . Около 1510.

Тициан. Автопортрет

Тициан вошел в историю итальянского искусства как титан и глава венецианской школы, как символ ее расцвета. В творчестве этого художника с особой силой проявилось дыхание новой эпохи — бурной, трагической, чувственной. Творчество Тициана отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров живописи. Тициан явился одним из основоположников монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. В его творчестве идеальные образы соседствуют с яркими характерами, трагические конфликты — со сценами ликующей радости, религиозные композиции — с мифологическими и историческими картинами. Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи. Его картины сияют золотом и сложной гаммой вибрирующих светоносных полутонов цвета. Тициан выработал новую живописную технику, оказавшую исключительное влияние на дальнейшее, вплоть до XX в., развитие мирового изобразительного искусства. Могучий темперамент и яркая творческая индивидуальность Тициана проявились уже в ранних его работах, насыщенных кипучей жизнью, сверкающей красотой, богатством духовного содержания, глубиной эмоциональных переживаний. Тициан, проживший почти столетие, пережил крушение ренессансных идеалов, творчество мастера наполовину принадлежит эпохе Позднего Возрождения. Его герой, вступающий в борьбу с враждебными силами, погибает, но сохраняет свое величие. Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всем венецианском искусстве.
Автопортрет

Любовь земная и небесная . Около 1515—16.


Любовь земная и небесная . Около 1515—16.

Динарий кесаря . 1518.


Динарий кесаря . 1518.

Венера Урбинская . 1538.


Венера Урбинская . 1538.

Карл V в сражении при Мюльберге . 1548.


Карл V в сражении при Мюльберге . 1548.

Даная . Около 1554.


Даная . Около 1554.

Венера перед зеркалом . 1550-е гг.


Венера перед зеркалом . 1550-е гг.

Оплакивание Христа . 1573—76


Оплакивание Христа . 1573—76

Итак,Возрождение делят на 5 этапов:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
  2. Раннее Возрождение (1410/1425 года XV века — конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
  5. Северное Возрождение — XVI век

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения.Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Проторенессанс

Джотто .Оплакивание. Ок. 1305—1308

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 1

Джотто.Бегство в Египет.1304-1306

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 2

Джотто. Воскрешение лазаря.1304-1306.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 3

Раннее Возрождение

Мазаччо ."Чудо со статиром", около 1427-1428 года.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 4

Фра Филиппо Липпи. Мадонна дель Росси (прибл.1465)

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 5

Фра Анжелико . Ангелы подают пищу монахам.Работал во Флоренции с 1417 — Рим, 1455

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 6

Учелло. Портрет молодого человека. 1450 г.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 7

Сандро Ботичелли. Рождение Венеры.1482-1486.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 8

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 9

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 10

Микеланджело Буаноротти.Сотворение Адама.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 11

Леонардо да Винчи. Джоконда (Мона Лиза)1514 - 1515

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 12

Леонардо да Винчи. Автопортрет.После 1515

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 13

Леонардо да Винчи.Фрагмент полотна "Благовещение", 1497

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 14

Леонардо да Винчи.Портрет Джиневры де Бенчи. 1474.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 15

Леонардо да Винчи.Дама с горностаем. 1483-1490

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 16

Фрагмент полотна Леонардо да Винчи "Дама с горностаем".

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 17

Леонардо да Винчи.Рисунки.Голова женщины.1500?

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 18

Леонардо да Винчи.Мадонна Литта.1490-1491

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 19

Эскиз драпировки для сидящей фигуры

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 20

Рисунок Леонардо да Винчи

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 21

Из рисунков Леонардо да Винчи

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 22

Механизмы Леонардо да Винчи

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 23

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 24

Рафаэль Санти . Сикстинская мадонна. 1512-1515.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 25

Рафаэль Санти.Дама с покрывалом.1516г

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 26

Рафаэль Санти.Портрет кардинала. 1510-1512

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 27

Рафаэль Санти. Автопортрет.Фрагмент.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 28

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 29

Рафаэль Санти. Мадонна в кресле.1514год

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 30

Тициан.Динарий кесаря.1516год

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 31

Тициан.Юноша с перчаткой.1520год.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 32

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности.

Паоло Веронезе . Муза лирой.1560-1561

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 33

Паоло Веронезе.Марс и Венера с купидоном и лошадью.1570-е гг.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 34

Паоло Веронезе.Сатурн(время) и История.1560-1561

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 35

Бронзино. Элеонора Толедская с сыном.Ок.1545

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 36

Бронзино.Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I, 1542

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 37

Бронзино.Элеонора Толедская. ок. 1545.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 38

Северное Возрождение

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть "Северное Возрождение".

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший,Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.

Читайте также: