Выразительные средства кинематографа кратко

Обновлено: 05.07.2024

КИНОТЕХНИКА И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КИНОИСКУССТВА, комплекс проблем, сложившийся в результате развития и взаимовлияния технич. средств и худож. методов кинематографа. Кино обязано своим появлением и существованием технич. прогрессу. В кон. 19 в. созрели технич. предпосылки для получения на экране движущейся фотографии и обеспечения массовости и комфортности зрит, восприятия. Успехи оптики, механики, химии, электротехники позволили создать необходимую аппаратуру и материалы для съёмки и проекции кинолент, к-рые вначале не претендовали на худож. функции, а были лишь "живыми картинами" запёчатлённой реальности. В дальнейшем возникло диалектич. взаимодействие между техникой и эстетич. требованиями киноиск-ва. Эти требования стимулировали новые технич. открытия и разработки, к-рые, в свою очередь, давали импульс развитию киноязыка. Нередко потребности кино как иск-ва опережали наличные возможности техники (задолго до освоения звука и цвета появилось множество полукустарных способов решения этих проблем). Иногда технич. изобретения до времени не были востребованы кинематографом, худож. задачи к-рого в тот момент не испытывали нужды в данного рода технике (к примеру, система широкоэкр. кино была разработана задолго до того, как нашла применение в сер. 50-х гг.). Но в любом случае процессы развития техники и иск-ва кино взаимно влияли друг на друга. Путь технич. завоеваний кино был не лишён внутр. конфликтов; так, освоение звука в кон. 20-х - нач. 30-х гг. поначалу повлекло за собой падение изобразит. культуры кино. Однако изобретение нового типа синхронных камер, возможность съёмки с записью черновой фонограммы с последующей тонировкой и перезаписью, широкоугольная оптика, операт. краны, новые типы бесшумных осветит, приборов позволили поднять худож. уровень кинематографа. Постоянная тенденция развития киноязыка, а соответственно, и необходимых для этого технич. средств состоит в максимальном приближении реальности экрана к живой действительности. Возможности, предоставленные кинематографу совр. техникой, намного углубили понимание сущности его эстетич. природы, напр.: новые типы лёгких ручных камер, поначалу нашедшие применение в хронике, а позднее и в съёмке худож. лент; операт. техника, позволяющая делать сложные панорамы, съёмки с движения, расширять возможности ракурса; дистанц. управление камерой, способствующее ведению съёмок в условиях повышенной опасности; новые типы плёнок с высоким качеством цветопередачи и высокой светочувствительностью, позволяющей передавать реальные эффекты и нюансы природного освещения; широчайший диапазон объективов - от сверхширокоугольных до сверхдлиннофокусных, при помощи к-рых достигаются разнообразные эффекты худож. деформации реальности, объективы с переменным фокусным расстоянием, дающие оператору недостижимую прежде свободу приближения и удаления от объекта съёмки, ведения съёмки единым непрерывным планом; многоканальная запись звука, создающая "эффект присутствия" и звук, стереоскопию. Эти технич. достижения заметно изменили представление о монтажной природе кино и киноязыке вообще. Если раньше работа актёра в кино считалась в корне отличной от театральной, то теперь они могут быть значительно сближены: в тех случаях, когда киноактёр играет не отдельно снимаемые планы, а непрерывную сцену, снятую единым монтажным куском. Специфич. областью применения кинотехники являются комбинированные съёмки, широко используемые в сказочных и фантастич. сюжетах. Стоп-кадры и наплывы позволяют передавать разнообразные трансформации; спец. кашеты дают возможность одновременно присутствовать в одном кадре двум героям, к-рых играет один и тот же актёр; обратная съёмка поворачивает время вспять; съёмка с переменной частотой кадросмен может ускорить движение, сделав его комически-нелепым, или, напротив, замедлить, придав ему поэтичность. Техника комбинир. съёмок используется также для ф. разных жанров, позволяя облегчить и удешевить съёмки сложных декорац. объектов, заменив их макетами, а также добиваться спец. худож. эффектов, используемых в сценах ретроспекций, воспоминаний, снов и т. д. Техника значительно обогатила диапазон разл. кинематографич. систем, создав новые формы кинематографич. зрелища: стереокино, широкоэкранное и широкоформатное со стереофонич. звучанием, кругорамное кино, поли- и вариоэкран. За исключением гаирокоэкр. и широкоформатного кино, эти системы функционируют гл. обр. как аттракционы, но они также обогатили язык кинематографа в целом, стимулируя поиски новых изобразит, решений. Будущее кино предполагает использование стереокино и голографич. кино, находящегося в стадии эксперим. разработки. Дальнейшего прогресса кинотехники и связанного с ней худож. языка кино можно ожидать в первую очередь также от применения телевиз. методов и телевиз. видеотехники, минуя длит, процесс проявления и печатания киноплёнки. Телевиз. методы используются гл. обр. как вспомогательные, дублирующие - осн. процесс ведётся на киноплёнке, а телетехника помогает лишь снизить её расход, облегчить, усовершенствовать, ускорить производств, процесс. Однако дальнейшее развитие кино неминуемо повлечёт за собой всё более широкое применение методов, к-рые пока что находятся в стадии эксперим. освоения: видеосъёмку, видеомонтаж, перевод видеоизображения на киноленту, а также проекцию в кинозалах методами кабельного ТВ. Всё более широкое распространение получает видеофильм. Происходит активный процесс преобразования кинотехники в кинотелевиз. технику, к-рая позволит ещё боле.е расширить диапазон выразит. средств и худож. возможностей кинематографа, значительно облегчить получение наисложнейших эффектов спец. и комбинир. съёмок, сблизить методы док. и игрового кино.

◘ Голдовский Е. М., Введение в кинотехнику, М., 1974; его же, Избранные статьи, М., 1979; Фотокинотехника. Энциклопедия, М., 1981. М. Е. Голдовская.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. . 1987 .

Полезное

Смотреть что такое "Кинотехника и выразительные средства киноискусства" в других словарях:

ЭКРАН — • ЭКРА Н 1) ЭКРАН, см. Кинотехника и выразительные средства киноискусства, Телевидение и кино. 2) • ЭКРА Н ЭКРАН , творческое объединение Гостелерадио СССР. Орг. в 1968 на базе Отдела произ ва т/ф (ОПФ) и др. подразделений Центр. ТВ,… … Кино: Энциклопедический словарь

Выразительные средства кинематографа — художественные средства, с помощью которых раскрывается тема и идея кинофильма. Кино использует выразительные средства как большинства искусств, так и свои собственные, специфические. К первым относятся композиция фильма в целом, ритм и темп, характеры и образы, а также слово, музыка и натурные звуки (часто их называют шумами), ко вторым — движущееся изображение на экране и монтаж — сложный технический и творческий процесс соединения кадров, обеспечивающий организацию материала в связный рассказ на экране — кинофильм.

Выразительные средства кинематографа — художественные средства, с помощью которых раскрывается тема и идея кинофильма. Кино использует выразительные средства как большинства искусств, так и свои собственные, специфические. К первым относятся композиция фильма в целом, ритм и темп, характеры и образы, а также слово, музыка и натурные звуки (часто их называют шумами), ко вторым — движущееся изображение на экране и монтаж — сложный технический и творческий процесс соединения кадров, обеспечивающий организацию материала в связный рассказ на экране — кинофильм.

Выразительные средства кинематографа — художественные средства, с помощью которых раскрывается тема и идея кинофильма. Кино использует выразительные средства как большинства искусств, так и свои собственные, специфические. К первым относятся композиция фильма в целом, ритм и темп, характеры и образы, а также слово, музыка и натурные звуки (часто их называют шумами), ко вторым — движущееся изображение на экране и монтаж — сложный технический и творческий процесс соединения кадров, обеспечивающий организацию материала в связный рассказ на экране — кинофильм.

Первые творения кинематографа были очень примитивными. Это естественно, ведь у создателей кино того времени не было ни достаточного опыта, ни арсенала технических средств. По мере развития кинематографа расширялись и выразительные средства, с помощью которых мастера кино пытались донести до зрителя происходящее на экране. Со временем сформировался целый ряд методов и приемов, которые превращают отснятый материал в настоящий шедевр киноискусства.

К выразительным средствам кинематографа специалисты относят планы, переходы между планами, кадрами и эпизодами. Многое зависит от точки расположения камеры, с помощью которой идет съемка, и от траектории ее движения. Важным является организация времени, монтаж кадров и планировка пространства.


Кинематографический план – важный аспект выразительности, от которого зависит восприятие зрителя. Существует общий план, который используют довольно редко, потому что он утомляет отсутствием детальности. Полусредний план используют для перехода, в тот момент, когда с общего фона нужно переключить внимание зрителя на героя.Средний план позволяет видеть детали – фигуры героев, предметы, окружающую обстановку. Укрупненный план делает акцент на мимику либо какие-то отдельные детали. Этот план наиболее часто применяется в художественных фильмах, особенно психологического характера, когда надо показать эмоции героя наглядно.

Существует также крупный план, но его используют чаще всего в документальных и научно-популярных фильмах. С помощью такой подачи можно разглядеть, к примеру, насекомое, так, как будто его поместили под увеличительное стекло.

Использовать фон в качестве выразительного средства начали еще во времена первых фильмах. Деревня Голливуд была выбрана в качестве места для создания съемок, по причине наличия там отличных фонов – живописной природы и яркого солнца. С тех пор важность фона при создании фильмов нисколько не уменьшилась. С помощью природных красот, исторических декораций, погодных условий и множества других внешних атрибутов, создатели фильма способны донести до зрителя смысл той или иной сцены более глубоко.

Работа кинокамеры, ее движение, и последующий монтаж кадров также немаловажны. Задача кинооператора – подстроиться под человеческое зрительное восприятие. С помощью монтажа убирается все лишнее, подчеркивается нужное и собирается воедино то, что существовало разрознено.

История кинематографа начиналась с отдельных эпизодов. Сегодня съемка фильма – настоящее искусство, в котором участвуют десятки человек различных профессий.

Киноискусство - вид художественного творчества,
основанный на различных технических способах записи
и воспроизведения изображения в движении, как
правило, в сопровождении звука.

Выразительные средства кинематографа
Выразительные средства кинематографа — художественные средства, с
помощью которых раскрывается тема и идея кинофильма. Кино
использует выразительные средства, как большинства искусств, так и
свои собственные, специфические.
К первым относятся:
• композиция фильма в целом,
•ритм и темп,
•характеры и образы,
•слово,
•музыка и натурные звуки (часто их называют шумами)
Ко вторым:
движущееся изображение на экране
монтаж — сложный технический и творческий процесс соединения
кадров, обеспечивающий организацию материала в связный рассказ на
экране — кинофильм.

Основные виды киноискусства
Различают 3 основных вида киноискусства :
• игровое кино,
•документальное кино
•анимационное кино.

Игровое кино
В игровом кино средствами исполнительского творчества воссоздаются реальные
или вымышленные события, как правило, на основе специально написанного
сценария либо переработки произведений литературы - документальной или
художественной прозы, театральной драматургии и др.

Анимационное (мультипликационное) кино
Анимационное (мультипликационное) кино базируется на съёмке неподвижных
объектов (обычно последовательных фаз движения), которые при проекции
объединяются на экране в целостное движение. Наиболее распространённые формы
анимации - рисованная, кукольная и компьютерная, однако эта техника даёт также
возможность реконструировать движения актёров или статистов, оживлять
фотографии неподвижных объектов, начертания, нанесённые непосредственно на
плёнку, и т.п.

Документальное кино
Документальное кино́— вид кинематографа.
Документальным называется фильм, в основу
которого легли съёмки подлинных событий и
лиц.
Степень художественности в
документальных фильмах, создаваемых на
основе запечатлённых на плёнку реальных
событий и действий, может быть разной в
различных жанрах - от чисто
информационных хроникальных лент до
образной публицистики и документальнопоэтических фильмов, построенных всецело
по законам искусства
Сериал BBC: “Древний Рим: Расцвет и падение
империи”. Реж. Тим Данн, Ник Грин, Эндрю Грив. 2006
г.

Режиссер в переводе на русский язык означает управляющий. И действительно, в кино- и телепроизводстве он организует весь творческий процесс, взаимодействуя с десятками людей разных профессий – со сценаристом, продюсером, оператором, художником, монтажером, звукорежиссером, актерами, ассистентами и даже водителями. И это еще неполный список.

Что же это? Какие ваши варианты?

Подсчитано, что 70% получаемой информации человек воспринимает по визуальному каналу. Психологи считают, что невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника. Известно, что наше отношение к человеку нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д. Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % — позы и жесты.

Выразительные средства режиссера – это мизансцена, атмосфера, темпо-ритм.

Мизансцена – это расположение и перемещения людей и предметов в кадре. Цель мизансцены – передать зрителю смысл и эмоциональное содержание происходящего. Сидит ли человек в кадре, или лежит, или пробегает мимо – несут разную информацию, вызывают разные эмоции и ассоциации. В руках режиссера мизансцена – это немой текст, который выражает основную мысль в той же мере, что и слово. Вот поэтому, мизансцена не выстраивается сама по себе, она всегда исходит из режиссерской идеи.

Атмосфера – это вся среда кадра: звуки, освещенность, одежда людей, ракурс камеры, цвет титров, шрифт, музыкальное оформление. Точно созданная атмосфера создает определенный эмоциональный настрой, способствующий раскрытию темы. Вот пример, когда замысел режиссера воплощает атмосфера с помощью звуковой ассоциации. В кадре женщина в траурном платье. Тишина, только слышно, как тикают часы, звук которых перекрывает детский плач, затем лепетание, малыш зовет маму, детский смех. И все это лишь на фоне лица женщины, и по созданной атмосфере становится понятным, что это мать, потерявшая сына. То есть каждому месту, времени и делу присуща своя атмосфера, и это является сильным выразительным средством для режиссерской мысли.

Темпо-ритм – это скорость происходящего в кадре и темп смены самих кадров. Ритм – это рисунок смены кадров, чередование звуков, графического изображение и, что самое важное, эмоций и чувств. Как в музыке, в монтажном ритме должны быть ускорения, остановки и акценты. То есть, будете ли вы вбегать в кадр или вползать, как черепашка, зрителю должно быть понятно, почему происходит именно так. Отсутствие ритма грозит монотонностью происходящего.

Читайте также: