Выдвижение никоном тезиса священство выше царства кратко

Обновлено: 02.07.2024

.
1. Какую роль играла Русская православная церковь в жизни страны?
2. В каких сферах проявлялась эта роль? В чем она усиливалась, а в чем ослаблялась?
3. Охарактеризуйте личности Никона и Аввакума. Что их роднит, а что отличает?
4. Почему была проведена церковная реформа? Что, на ваш взгляд, в ней лежит на поверхности, а что скрыто от невнимательного взгляда?
5. Почему в рядах противников реформы оказывались люди, принадлежавшие к противоположным по имущественному положению слоям населения?
6. Можно ли материал, представленный в параграфе, считать прямым продолжением раскрытия вопроса о государственном строе России в XVIII в.?

Взгляд Никона на священство как высшее царство по самому своему существу и происхождению. Священство настолько выше царства, насколько небо от земли – архиерей равночестен самому Богу. Патриарх есть единственный верховный управитель всей церкви, совершенно независимый от царя, и в то же время, он есть высший контролер всей жизни государственной и общественной. По заявлению Никона царь Алексей Михайлович всячески гонит и преследует Никона, всех архиереев и духовных, он ограбил русскую церковь, овладел и распоряжается всем церковным, угнетает и разоряет весь народ. Нападки Никона на Уложение и его составителя боярина Одоевского. Предложение духовным отвергнуть Уложение и не признавать над собою мирского суда. Отрицательное отношение Никона к тогдашней русской церковной иерархии и самой русской церкви и признание им наступления времен антихриста. Общие замечания о борьбе Никона с царскою властью.

Возможно, что воззрения Никона на церковь, как на самостоятельное, независимое от царства учреждение, имеющее право на жизнь по своим собственным законам, которыми оно никак не должно поступаться пред светскою государственною властью, еще могли бы иметь некоторое значение, если бы они изложены были спокойно, беспристрастно и притом с очень значительными ограничениями в виду тех исторических, веками сложившихся отношений церкви к государству, какие нельзя не принимать во внимание при решении затронутых Никоном вопросов. Но именно в том виде, как эти воззрения были изложены Никоном, они не могли иметь особенно важного и серьезного значения: не Никону, человеку увлечений и крайностей, плохо знавшему и ни в чем не соблюдавшему меру, человеку с болезненно развитым самолюбием, везде и всюду ставившим на первом плане свое личное я и с точки зрения личного положения и личных интересов смотревшего на все происходившие вокруг его события, – было браться за решение такого сложного и щекотливого вопроса, как вопрос об отношениях между церковью и государством. Будь церковь при Никоне действительно низведена на степень заурядного государственного учреждения, во всем зависящего от светских властей, пред которыми духовные власти ничего не значат, и тогда бы протест Никона не поправил дела.

Наконец Никон не удержался не только от крайне несдержанных и резких нападок на светскую государственную власть, но он стал открыто порицать и самую русскую церковь, которая, после оставления им патриаршества, в лице высшей своей иерархии, лишилась будто бы настоящего законного епископства, а вместе и священства, и потому в конце потеряла свой строго православный характер и даже, ради Паисия Лигарида соединилась о латинством, так что на Руси уже наступили, будто бы, времена антихриста. Дальше этого Никону идти было уже некуда.

ответ 1. Противостояние царя и патриарха.
Патриарх Никон делает вывод о превосходстве церкви над государством, которое коренится прежде всего в превосходстве церковных функций над государственными. Государству поручено земное, т. е. низшее, церкви – небесное, высшее. Священники – посредники между Богом и людьми. Именно поэтому цари принимают помазание от руки священника, а не наоборот. Священство стоит выше царства и потому, что последнее произошло от первого, и оттого, что священство честнее царства. Царская власть дается Богом. Священники не должны подчиняться царским законам и царскому суду. Если же кто из них подчинится, то такой человек перестает быть священником.

Борьба за священство. Статья 2

Статуя Никона на памятнике 1000-летию Руси

(Начало здесь ) Патриарх Никон никогда не считал, вопреки установившемуся мнению, основным своим делом проведение церковной реформы. Эта реформа была начата не им и закончена тоже не им.

Позднее патриарх Никон вообще стал отрицательно относиться и к грекам, по чьим правилам шла справа книжная и обрядовая, и к самой реформе.

Будучи в монастыре, куда Никона заточили после собора 1666 года, он служил по старообрядческим книгам и молился двумя перстами.

Церковная реформа была чаянием, идеей и программой царя Алексея Михайловича, который стремился стать православным царем не только всея Руси, но и всего восточного мира, стать вторым Константином Великим, Вселенским царем.

Для этого и нужно было унифицировать службы и богослужебные книги, привести их в соответствие с греческими.

Эту тенденцию усилило воссоединение с Украиной, в которой церковный строй был ближе к западным образцам, а русское монашество не признавало южан за православных, покидая те монастыри, в которых они поселялись.

Но единое политическое поле требовало единообразия не только политического, но и церковного.

Но главным и кровным делом Никона была не эта борьба за справу и новый обряд.
Главной была борьба за независимость церкви от светской власти, и не просто за независимость, но за контроль церкви над государством и обществом. Никон совершенно искренне считал, что ставленник Бога на земле – не царь, а патриарх и что священство также выше царства, как небо выше земли.

Борьба за священство. Статья 2

Царь Алексей Михайлович Романов

По этому праву и статусу патриарх может и обязан судить светскую власть. В этом пункте вся суть и идея Никона, вся его мысль и богословие патриарха, которая была очевидной уже при его восшествии на патриарший престол. Но история взаимоотношений царской и церковной властей началась не с Никона, и приоритеты здесь уже были расставлены, а потому предстояла борьба не на жизнь. Никон не мог этого не понимать.

В Древней Руси, когда существовало множество раздробленных княжеств, живших каждое по своим законам, единственной консолидирующей силой и высшей властью, к которой могли апеллировать и народ, и князья, была церковь и митрополит.

Но поставлял митрополита на московскую кафедру Константинополь. Поэтому он, как лицо независимое от князей и светских властей, мог вступаться за сирых и обиженных, обличать беззакония и неправды князей, строить жизнь общества по христианским началам и судить светскую власть. Духовная власть в то время действительно была силой, с которой нельзя было не считаться.

Борьба за священство. Статья 2

Первый митрополит Московский Киприан. Поставлен Константинополем. Ставил целью - духовное возрождение Руси

Ситуация резко изменилась, когда возникло Московское княжество с постепенным усилением власти князя московского. Победив не без помощи митрополита остальных князей, московский князь перенес митрополичью кафедру в Москву и добился, чтобы митрополит стал сначала избираться из русских, а потом и поставляться в Москве, независимо от Константинополя.

Этот порядок сразу изменил отношения между духовной и светской властью: митрополиты стали выбираться из числа подданных князя, которые не переставали ими быть и после поставления. Избирался же митрополит, естественно, из числа угодных князю и ни у кого не возникало мысли, что этот порядок может быть иным.

У митрополита фактически осталось одно право – заступаться за обиженных, опальных и несчастных, да и то не все митрополиты этим правом пользовались, оглядываясь на князя, а позднее - на царя.

Борьба за священство. Статья 2

Петр Михайлов. Святой митрополит Филипп укоряет царя Ивана Грозного

Примерив на себя царский венец, великий князь стал считать Московское княжество наследницей древней Византии ("Москва – третий Рим") и, соответственно новому статусу, Москва должна была иметь при себе патриарха. Таким образом, идея создания Московского патриархата изначально была светской и чисто политической.

Патриаршество должно было усилить и поднять статус царской власти. Для народа же и внутреннего церковного строя появление патриарха ничего не меняло: народ и раньше никак не ощущал власть митрополита, подчиняясь, прежде всего, светской власти.

Борьба за священство. Статья 2

Великий Государь, третий Патриарх Московский и всея Руси Филарет (Романов)

Было бы странно, если бы государь при сложившихся порядках патриарха не выбирал, отдавая это право на откуп архиерейскому собору. Государь же выбирал того, кто был ему ближе и кого любил больше. То же самое было с епископатом и архиереями: на кафедры поставлялись те, кого царь считал нужным.

Исключение было сделано только для отца первого царя дома Романовых, который управлял государственными делами на равных с сыном Михаилом Федоровичем и величался Филарет Никитич Романов Великим Государем. С его смертью опять все пошло по-старому.

С патриархом Никоном случилось все как обычно: возлюбив Никона, царь сначала избрал его архимандритом, потом митрополитом на Новгородскую кафедру, вторую после Московской, а потом и патриархом.

Борьба за священство. Статья 2

Шестой Патриарх Московский и всея Руси Никон

Патриарх был влиятельным лицом и не только духовным, но и государственным человеком. Царь и патриарх постоянно между собой общались, ходили друг к другу, царь всегда был на патриарших службах, и не случайно поводом для отказа Никона от патриаршего престола стало то, что царь перестал бывать на патриарших службах и не пригласил его на обед с послом, чего раньше никогда не бывало.

Кроме того, и это сыграло не последнюю роль в конфликте царя и патриарха, епархии были не просто духовными, но прежде всего и в первую очередь хозяйственными единицами. Они владели огромными земельными угодьями, имели на своих территориях собственные суды, свой чиновничий епархиальный аппарат, обладали большими привилегиями.

Борьба за священство. Статья 2

Значение и роль Соборного Уложения 1649 года

Архиерейский дом был устроен по княжескому образцу и архиерей имел право не пускать на свои земли царских чиновников. Епархии собирали со своего духовенства налоги и подати, фактически поставив их в один ряд с другими тягловыми сословиями.

Другими словами, архиерейский дом был частным владением, которое жило не по церковным канонам, а по законам частной собственности. Фактически это было государство в государстве, обладающее теми же правами, что и светская власть, с тем же чиновничьим аппаратом.

Именно с этого момента Никон поставил своей целью переломить наметившуюся тенденцию на секуляризацию, при этом не только сохранить прежние церковные привилегии, но и поставить под контроль церкви общество и государство. Поставить вопреки всему: вопреки всей истории развития отношений между церковью и государством, вопреки здравому смыслу и вопреки объективному развитию государства. (Окончание следует)

Читайте также: