Банджо история инструмента кратко

Обновлено: 02.07.2024

Банджо — струнно-щипковый музыкальный инструмент, род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента крыта кожей, как барабан); 4—9 струн. Томас Джефферсон упоминает о банджо в 1784 году — возможно, инструмент был завезен в Америку из Западной Африки, где его предшественниками были какие-то арабские инструменты. В XIX веке банджо стало употребляться менестрелями и таким макаром просочилось в ранешние джазовые коллективы в качестве ритмического инструмента. Игра на банджо осуществляется при помощи плектра.
Банджо — родственник общеизвестной европейской мандолины, прямой потомок африканской лютни. Но меж мандолиной и банджо есть резкое отличие в звуке — банджо имеет звук более звенящий и резкий.
Мембрана присваивает банджо чистоту и силу звука, которые позволяют ему выделяться посреди других инструментов. Потому оно получило место в джазовых группах Нового Орлеана, где исполняло сразу ритмический и гармонический аккомпанемент. Его четыре струны настроены как у скрипки (соль-ре-ля-ми) либо как у альта (до-соль-ре-ля).
В народной американской музыке в большинстве случаев употребляется пятиструнное банджо. 5-ая струна зафиксирована на колковой коробке на самом грифе. На этом банджо исполняют аккорды правой рукою при помощи плектра (в том числе огромным пальцем для басов). Такое банджо бытует в группах классической американской музыки наряду со скрипкой, плоской мандолиной, фолк- либо добро-гитарой.
Банджо обширно употребляется также в музыке стилей кантри и блюграсс.

Банджо – государственный инструмент негритянской части населения США. Банджо известен с 18 века. Этот инструмент описан Томасом Джефферсоном по заглавием bonjar. Описанный инструмент был сделан из половинки высушенной тыквы, на которую с одной стороны была натянута баранья шкура. Струны сделаны из бараньих жил, а гриф был древесным.
По неким сведениям, банджо, по последней мере, его аналоги были всераспространены на полуострове Ямайка еще в 17 веке. Но большая часть исследователей сходятся во мировоззрении, что банджо был привезен из Африки совместно с рабами в США. Банджо имел от 5 до 9 струн. При всем этом ладо на грифе не было. Считают, что отсутствие ладов связано с особенностями негритянской музыки, где нет четкого интонирования, как, к примеру, в джазе, в музыке соул, в блюзе, которые имеют африканские корешки.
По сути африканская музыка США – госпелс, спиричуэлс – выходила на широкую белоснежную аудиторию с трудом. Негры не желали, чтоб она выходила за границы их среды. Примерно то же происходило и с банджо. Инструмент был извлечен из узенького, фактически замкнутого круга домашнего музицирования чернокожих фермеров в 40-х годах 19 века. В это время существовали маленькие театрики, которые показывали почетной публике сценки, танцы, исполняли обыкновенные песенки. В ансамбли таких театриков входили 2 скрипки, 2 банджо, тамбурин, ударные, а позднее аккордеон.

Банджо — это струнный музыкальный инструмент с корпусом в виде барабана или бубна и грифом на который натянуто 4—9 струн. Внешне он чем-то схож на мандолину, но кардинально отличается по звуку: у банджо звук более насыщенный и резкий. Освоить его несложно, особенно если вы владеете начальными навыками игры на гитаре.



Существует заблуждение, что впервые о банджо узнали в 1784 году от Томаса Джефферсона — видного американского деятеля тех времен. Да, он действительно упоминал про некий музыкальный инструмент bonjar, который состоял из сушёной тыквы, бараньих жил в роли струн и доски-грифа. На самом деле первое описание инструмента дал в 1687 году Ганс Слоун — английский врач-натурист, который путешествуя по Ямайке, увидел его у африканских рабов. Под качающие ритмы струн афроамериканцы создавали свою жаркую музыку, по звуку банджо отлично вписался в грубые ритмы чернокожих исполнителей.

Культуру определенной страны очень ярко характеризует национальная музыка и присущие ей народные инструменты. В США наиболее популярной национальной музыкой является кантри, отражающее многонациональность и слияние европейских и афроамериканских культур. Основными музыкальными инструментами для исполнения кантри являются скрипка-фиддл, гитара и банджо. Банджо имеет оригинальный неповторимый звук, который сложно спутать со звучанием другого инструмента.

bandzho(5).jpg

Банджо представляет собой струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинного грифа, на котором могут быть установлены от четырех до десяти струн. Если вы умеете играть на гитаре, то освоить игру на банджо будет очень просто.

Кстати, банджо в некоторых странах Африки считается священным инструментом, прикасаться к которому могут только высшие жрецы или правители.

История

Банджо завезли в Америку мореплаватели из Западной Африки примерно в 1600 году. Родственником банджо можно считать мандолину, хотя исследователи назовут вам около 60 различных инструментов, которые схожи с банджо и могут быть его предшественниками.

Первое упоминание о банджо встречается у английского врача Ганса Слоуна в 1687. Он увидел инструмент на Ямайке у африканских рабов. Их инструменты были сделаны из высушенной тыквы, затянутой сверху кожей.

82.jpg

В начале 19 века в США банджо серьезно конкурировало по популярности со скрипкой в афроамериканской музыке, затем привлекло внимание и белых профессиональных музыкантов, среди которых Джоэл Уокер Суини, который в 1830 годах популяризировал банджо и вывел его на сцену. Своему внешнему преображению банджо также обязано Д. Суини: он заменил тыквенный корпус барабанным, шейку грифа разграничил ладами и оставил пять струн: четыре длинные и одну короткую.

bandzho.jpg

Пик популярности банджо приходится на вторую половину-конец 19 века, когда банджо можно встретить на концертных площадках и среди любителей-меломанов. Тогда же выходит первый самоучитель игры на банджо, проводятся конкурсы исполнительского мастерства, открываются первые мастерские по изготовлению инструментов, жильные струны заменяются металлическими, производители экспериментируют с формами и размерами.

Профессиональные музыканты стали исполнять на сцене произведения классиков, таких как Бетховен и Россини, переложенных на банджо. Также банджо отлично зарекомендовало себя в таких музыкальных стилях как регтайм, джаз и блюз. И хотя в 1930-х годах банджо вытеснили электрогитары, имеющие более яркий звук, в 40-е банджо вновь взяло реванш и вернулось на сцену.

В настоящее время банджо пользуется популярностью у музыкантов во всем мире, звучит в различных стилях музыки. Веселый и звонкий голос инструмента настраивает на позитив и поднимает настроение.

76.jpg

Особенности конструкции

Конструкция банджо представляет собой круглый акустический корпус и своеобразный гриф. Корпус напоминает барабан, на который натянута при помощи стального кольца и винтов мембрана. Мембрана может быть изготовлена из пластика или кожи. Пластики обычно используют без напыления или прозрачные (самые тонкие и яркие). Стандартный диаметр пластика современного банджо 11 дюймов.

20a.jpg

Съемный резонаторный полукорпус имеет несколько больший диаметр, чем мембрана. Обечайка корпуса обычно изготавливается из дерева или металла, к ней же крепится струнодержатель.

К корпусу с помощью анкерного стержня крепится гиф, на который с помощью колков натягиваются струны. Деревянная подставка свободно расположена на мембране, к которой ее прижимают натянутые струны.

Также как и у гитары, гриф банджо разделен порожками на лады, расположенные в хроматической последовательности. Наиболее популярное банджо имеет пять струн, причем пятая струна укорочена и имеет специальный колок, расположенный прямо на грифе, на его пятом ладу. На этой струне играют при помощи большого пальца и обычно используют в качестве басовой струны, постоянно звучащей под мелодию.

20.jpg

Традиционно корпус банджо изготавливают из красного дерева или клена. Красное дерево обеспечивает более мягкий звук с преобладанием средних частот, клен же подарит звук более яркий.

На звук банджо существенно влияет кольцо, которое удерживает мембрану. Существуют два основных пипа колец: flattop, когда пластик натянут вровень с ободом и archtop, когда пластик приподнят над уровнем обода. Второй тип звучит гораздо ярче, что особенно проявляется при исполнении и ирландской музыки.

Разновидности банджо

Эксперименты производителей с формой и размером банджо привели к том, что сегодня существует множество видов банджо, которые отличаются в том числе и количеством струн. Но наиболее популярными являются четырех-, пяти- и шестиструнные банджо.

  • Четырехструнное банджо-тенор является классическим. Его можно услышать в оркестрах, при сольном исполнении или аккомпанементе. Гриф такого банджо короче, чем у пятиструнного и чаще всего используется для дикселенда. Строй инструмента – до, соль, ре, ля. Ирландцы, в отличие от американцев, используют свой особый строй, для которого характерно перемещение соль наверх, что придает дополнительной замысловатости зажимаемым аккордам. Для исполнения ирландской музыки строй банджо меняется на соль, ре, ля, ми.

4-струнное.jpg

Пятиструнные банджо чаще всего можно услышать в музыке кантри или блюграсс. Данный вид банджо имеет более длинный гриф и простые струны, которые короче, чем струны с настроечным ключом. Укороченная пятая струна не зажимается, оставаясь открытой. Строй данного банджо: (соль) ре, соль, си, ре.

Шестиструнное банджо еще называют банджо – гитара и настраивается оно также: ми, ля, ре, соль, си, ми.

Банджолеле – это банджо, совмещающее в себе укулеле и банджо, оно имеет четыре одинарные струны и настраивается так: до, соль, ре, соль.

Банджо-мандолина имеет четыре сдвоенных струны, настраиваемых как мандолина-прима: соль, ре, ля, ми.

мандолина.jpg

Техника игры

Особой техники игры на банджо нет, она схожа с гитарной. Щипки и удары по струнам осуществляются при помощи плектров, надеваемых на пальцы и напоминающие ногти. Также музыкант использует медиатор либо пальцы. Почти на всех видах банджо играют характерным тремоло или арпеджируют правой рукой.

278.jpg

Банджо сегодня

Банджо выделяется особо звонким и ярким звуком, который позволяет выделяться среди других инструментов. У многих банджо ассоциируется с музыкой кантри и блюграсс. Но это очень узкое восприятие данного инструмента, ведь его можно встретить в самых разных музыкальных жанрах: в поп-музыке, кельтском панке, джазе, блюзе, регтайме, хардкоре.

Но банджо можно услышать и как солирующий концертный инструмент. Специально для банджо сочинили произведения такие композиторы-исполнители, как Бак Трент, Ральф Стэнли, Стив Мартин, Хэнк Уильямс, Тодд Тейлор, Путнам Смит и другие. На банджо переложены и великие произведения классиков: Баха, Чайковского, Бетховена, Моцарта, Грига и других.

Сегодня наиболее известными джазменами-банджистами являются К. Урбан, Р. Стюарт и Д. Сатриани.

Изготавливают банджо производители гитар, например,. FENDER, CORT, WASHBURN, GIBSON, ARIA,STAGG.

39557.jpg

При покупке и выборе банджо следует исходить из своих музыкальных и финансовых возможностей. Новичкам можно приобрести четырехструнное или популярное пятиструнное банджо. Профессионалом можно посоветовать шестиструнное банджо. Также отталкивайтесь от того музыкального стиля, который вы планируете исполнять.

Музыкальный инструмент банджо

Банджо — струнный музыкальный инструмент. Относится к классу струнно-щипковых. Широко известен благодаря американской музыке.

Устройство банджо

Внешне инструмент напоминает гитару. Корпус состоит из круглого акустического барабана, к которому крепится гриф. На грифе расположен колковый механизм, удерживающий струны. На противоположном конце струны зафиксированы струнодержателем. Вокруг барабана находится стальное кольцо. Звук банджо отличается в зависимости от высоты установки кольца.

Корпус изготавливается из клена и красного дерева. Ладовые порожки на грифе выполнены из металла. Их количество варьируется в зависимости от модели.

Строение банджо

История происхождения

История американского щипкового инструмента началась в XVII веке с прибытия африканских рабов на Карибские острова. С рабами на острова попали народные инструменты с прототипом будущего банджо. Точное место происхождения прототипа неизвестно. Историками считается, что родина находится в Западной Африке.

Усовершенствованная версия народного африканского инструмента начала быстро распространяться по Северной Америке в XVIII веке. К середине XIX века было налажено массовое коммерческое производство. Первые американские банджо-музыканты учились игре у чернокожих африканских рабов. Музыкант Джоэл Суини был одним из первых учеников. Джоэл стал исполнять композиции на банджо со сцены, чем популяризировал его.

В начале XX века инструмент стал популярным в джазовых группах. С 20х годов корпус украшается росписью. Цель — эффектный внешний вид в руках музыканта на сцене. Популярность инструмента резко пошла на спад во времена Великой Депрессии. Возвращение интереса началось после Второй мировой войны. Инструмент стали использовать во всех популярных стилях музыки: джазе, роке, блюграссе, фолке, кантри, национальном ирландском жанре. Инструмент сохраняет актуальность в XXI веке.

Игра на банджо

Виды банджо

Распространены следующие виды банджо:

Четырехструнный банджо

Техника игры

На 5 струнном банджо используются особые техники исполнения, называемые роллами и бурдонами. Роллы играются правой рукой. Пальцы играют последовательность из 8 нот, которые разделяются каждый такт. Бурдон — скоростное извлечение коротких восьмых нот. Играется на 5 струне. Обе техники идиоматические, и являются важной чертой блюграсса.

При игре на пятиструнной модели используются пальцы или надеваемые ногти-медиаторы. На тенорных моделях музыканты играют отдельным медиатором, извлекая полные аккорды за раз. В ирландской народной музыке медиатор извлекает отдельные ноты.

Читайте также: