Выбросы промышленных предприятий в европе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Отправляясь путешествовать, мы ожидаем увидеть идеальные картинки из путеводителей, но не редко разочаровываемся. Даже крупные и хорошо развитые города Европы могут быть не самыми благоприятными для посещений из-за сильного загрязнения атмосферы. Согласно данным ресурса Numbeo составлен рейтинг наиболее загрязненных городов Европы. При сборе данных учитывались качество воздуха, питьевой воды, состояние водоемов, ситуация с утилизацией мусора, наличие зеленых зон в городе и несколько других параметров.

По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), загрязненным воздухом дышат около 90% населения во всем мире. Такая атмосфера негативно сказывается на здоровье людей и может быть опасна, так как мельчайшие частицы при вдыхании через легкие попадают в кровь. При этом достаточно даже непродолжительного нахождения на воздухе.

Несмотря на меры, которые применяются городскими властями, загрязнение атмосферы остается серьезным фактором риска для окружающей среды и здоровья населения. В нашем рейтинге представлен топ-10 городов Европы, экологическая обстановка в которых наиболее неблагоприятна.

10. ТУРИН (ИТАЛИЯ)

На десятом месте анти-рейтинга находится итальянский город Турин с населением 882 тысячи человек. Город является важным культурным и деловым центром страны. Индекс загрязнения составляет 71,44 пункта. Столь высокий уровень токсических веществ, которыми вынуждены дышать горожане, негативно сказывается на их самочувствии и здоровье в целом.

Власти города принимают меры по устранению причин загрязнения: в периоды особо высоких показателей загрязнения воздуха вводится запрет на передвижение дизельного автотранспорта и транспорта с двигателями до Евро-4, жители информируются о вреде курения и загрязнении атмосферы, организуется бесплатный проезд в общественном транспорте и применяются специальные меры против смога.

9. САРАЕВО (БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА)

Сараево, столица Боснии и Герцеговины, занимает девятую строчку рейтинга с индексом загрязнения 73,18 пунктов. Население составляет 275 тысяч человек, в городе находится большое количество промышленных предприятий и хорошо развиты автотранспортные дороги.

Загрязнение воздуха в Сараево достигло отметки экологической катастрофы в частности из-за выбросов промышленных предприятий, плохого пространственного планирования, большого количества автотранспорта и отопления на твердом топливе. Кроме того, город находится в узкой долине, что затрудняет свободное движение воздуха, поэтому над городом периодически появляется плотный смог. Несколько раз в году в Сараево закрываются школы, чтобы жители могли покинуть город, когда показатели загрязнения воздуха намного превышают допустимую норму.

Городская власть принимает меры по улучшению ситуации при критических отметках загрязнения: вводится альтернативный график движения (автомобили с четными и нечетными номерами поочередно выезжают на улицы города), не взимается оплата за проезд в городском транспорте. Граждан призывают уменьшить использование твердого топлива и не использовать автомобили без крайней необходимости, пользуясь альтернативным транспортом. Введены и долгосрочные проекты по улучшению экологической ситуации в Сараево.

8. ЕКАТЕРИНБУРГ (РОССИЯ)

Екатеринбург крупнейший административный, культурный и научно-образовательный центр Урала, находится на восьмом месте рейтинга с индексом загрязненности 73,80 пунктов. Город является одним из крупнейших экономических центров мира и транспортно-логистических узлов в России, число жителей более 1 468 833 человек.

Несмотря на столь высокий статус, в Екатеринбурге довольно неблагоприятная экологическая обстановка, в частности — высокое загрязнение воздуха, обусловленное огромным количеством выхлопных газов от автомобильного транспорта. На долю этих загрязнений приходится 92,3%, остальная часть формируется из выбросов промышленных предприятий и других стационарных источников. Большую роль в накоплении вредных примесей играет и высокая плотность застройки. Также экологи отмечают высокую загрязненность водоемов и почвы, поэтому жители Екатеринбурга подвержены заболеваниям систем кровообращения и органов дыхания.

Городские власти предпринимают меры по улучшению экологической обстановки, в частности увеличивают количество озелененных участков и внедряет раздельный сбор бытовых отходов. Для решения проблемы большого количества выхлопных газов возведена ЕКАД, чтобы часть грузовых машин передвигалась в объезд города, а также действует автоматическая система управления пассажирским транспортом, обустраиваются велодорожки и развивается сеть электротранспорта. В планах строительство очистных сооружений на ливневых коллекторах, оздоровление водоемов и создание рекреационных зон.

7. БУХАРЕСТ (РУМЫНИЯ)

Бухарест важнейший экономический и культурный центр Румынии, находится на седьмом месте рейтинга с индексом загрязнения 73,87 пунктов. Население города составляет более 1,8 миллионов человек, поэтому в городе действует одна из крупнейших транспортных сетей в Юго-Восточной Европе.

Несмотря на то, что еще в 2008 году в Бухаресте утверждена Стратегия борьбы с загрязнением окружающей среды, качество воздуха в нем оставляет желать лучшего. Неблагоприятная атмосфера способствует различным заболеваниям горожан и обострению хронических болезней. Экологи отмечают, что в Бухаресте недостаточно зеленых насаждений и парков, ведется интенсивное строительство, при котором не всегда соблюдаются экологические нормы.

6. НЕАПОЛЬ (ИТАЛИЯ)

Неаполь, третий по величине города в Италии, занимает шестую строчку рейтинга. Индекс загрязнения составляет 80,93 пункта, причиной такого высокого показателя являются выхлопные газы, выброс вредных веществ при сжигании отходов промышленных предприятий, сельское хозяйство и отопление зданий. Зачастую подобная утилизация опасных отходов является нелегальной, с чем активно борется правление города. Помимо воздуха, отходы загрязняют почву и грунтовые воды, что пагубно сказывается на экологии города в целом.

Число жителей Неаполя почти достигает 1 миллиона человек, их призывают сортировать мусор и использовать более экологичный транспорт, так как высокое содержание вредных веществ в воздухе напрямую сказывается на качестве жизни горожан: вызывает заболевания дыхательной системы и сокращает продолжительность жизни людей.

5. ДНЕПР (УКРАИНА)

Украинский город Днепр занимает пятую строчку в рейтинге наиболее загрязненных городов Европы. Город с населением более 1 миллиона человек является крупным промышленным центром, что не слишком благоприятно отразилось на его экологии. Индекс загрязнения города составляет 81,93 пунктов, основные источники загрязнений — промышленные выбросы, сброс загрязненных вод, выхлопные газы от автотранспорта.

Жители бьют тревогу по поводу экологической ситуации в городе, а власти предпринимают меры, чтобы снизить уровень загрязнения, однако ситуация требует масштабного подхода и длительного времени для исправления нарушений.

4. СКОПЬЕ (МАКЕДОНИЯ)

Четвертое место рейтинга занимает Скопье (Македония), известный со времен Римской империи. Население города составляет 544 тысячи человек, но условия для проживания горожан не самые благоприятные — индекс загрязнения достигает отметки 82,62 пункта.

Из-за отсутствия в городе централизованного газового отопления, дома отапливаются с помощью печей, что способствует накоплению в воздухе большого количества вредных веществ. Семьи нередко используют в печах не дрова или уголь, а пластмассу, отработанное машинное масло и другие не самые подходящие для этого материалы, которые только усугубляют ситуацию. Также на экологию влияют выхлопы от автомобильного транспорта.

Смог и вредные примеси в воздухе негативно влияют на здоровье жителей, а особенно негативно сказывается на тех, кто имеет астму и другие кардиореспираторные или легочные заболевания. Правительство предпринимает меры по улучшению качества воздуха в Скопье, однако проект долгосрочный и не сможет решить проблему загрязнения в ближайшее время.

3. ТИРАНА (АЛБАНИЯ)

Тирана — столица и крупнейший город Албании, находится на третьем месте рейтинга. В Тиране сосредоточена большая часть производственных предприятий страны, а население составляет 883 тысячи человек.

Выбросы индустриальных предприятий, выхлопные газы и дым от отопления домов наносят серьезный вред экологии города. По данным исследований, индекс загрязнения в Тиране составляет 82,83 пункта. Жители неоднократно проводили акции протеста, а местные власти призывают в холодное время года без крайней необходимости не использовать автотранспорт и отапливать жилые помещения дровами и углем (централизованного газового отопления в городе практически нет).

2. ЧЕЛЯБИНСК (РОССИЯ)

На втором месте рейтинга находится Челябинск, крупный промышленный город. Население города составляет более 1 миллиона человек, и, хотя Челябинск — один из наиболее благоустроенных городов России, научный и культурный центр Южного Урала, уровень загрязнения воздуха в нем оставляет желать лучшего. Ситуация осложняется тем, что более половины года в городе наблюдается штиль, в то время как в ветреную погоду загрязнение воздуха находится в пределах допустимых значений. В результате деятельности промышленных предприятий в жаркую безветренную погоду над Челябинском наблюдается смог.

На неблагоприятную экологию влияет и тот факт, что предприятия и территории для утилизации отходов расположены в непосредственной близости к жилым кварталам.

1. ТЕТОВО (МАКЕДОНИЯ)

Среднегодовой показатель индекса загрязнения в Тетово составляет 97,57 пунктов. Такой воздух ставит под угрозу здоровье местных жителей, по данным ВОЗ воздействие загрязненного воздуха такого типа увеличивает риск инфекций дыхательных путей, способствует заболеваниям сердца, возникновению инсульта и рака. Местные жители неоднократно организовывали митинги, однако предприятие не спешит ставить фильтры и переносит сроки их установки.

Если ваш город не попал в данный рейтинг, это не значит, что в будущем загрязнения воздуха в нем не превысят допустимые нормы. Помимо мер, предпринимаемых правительством, каждый человек может повлиять на сохранение благоприятных условий для проживания. Что мы можем сделать уже сегодня, чтобы предотвратить экологическую катастрофу?

  • Сортировать мусор. Во многих городах установлены контейнеры для раздельного сбора мусора. Совсем не сложно сортировать пластик или макулатуру в отдельный пакет и помещать их в специально отведенный контейнер. Пищевые бытовые отходы могут стать хорошим удобрением для клумбы во дворе или для грядки на даче.
  • Уменьшить использование пластика. А также других видов неэкологичной упаковки. Покупая продукты, многие не задумываются о том, что красивая упаковка может быть вредна для экологии и будет разлагаться долгие годы. Откажитесь от использования полиэтиленовых пакетов, вместо них можно использовать эко-сумки из текстиля. Сократите использование одноразовой посуды и предметов быта, которые могут нанести серьезный вред окружающей среде, когда после использования вы отнесете их в мусорный контейнер.
  • Бережно относитесь к ресурсам планеты. К сожалению, они не безграничны. Не сложно выключить свет, когда мы выходим из комнаты, перекрыть кран с водой, пока мы чистим зубы — соблюдайте базовые правила, которые помогут сохранить природные ресурсы.
  • Не нарушать экосистему. Обратите внимание и на живую природу — сорванные растения, сломанные ветки деревьев, разжигание костров в лесах, сжигание листьев или тополиного пуха могут иметь пагубные последствия для экологии в целом.
  • Не мусорите. Возьмите в привычку доносить мусор до урны, не следует бросать его на улицах, в скверах, берегах рек и других не предназначенных для этого местах.

Если большинство людей сможет обзавестись этими полезными привычками, то окружающая среда станет намного чище. Стоит помнить о том, что здесь будут жить ваши дети и внуки и быть более ответственным к экологии. Пусть ваш город будет чистым!

Этот и другие рейтинги смотрите на нашем сайте СпасибоВсем.ру


Экология Европы оставляет желать лучшего. В первую очередь проблемы связаны с рядом факторов, губительно влияющих на окружающую среду. Хотя на данный момент охране природы уделяется колоссальное внимание, восстановить утраченное не всегда представляется возможным.

Основные проблемы

Европейский континент уже давно перестал считаться экологически чистым. В регионе произошла ранняя индустриализация и развитие промышленности, сделав его неблагоприятным.

Здесь наблюдается наиболее широкая гамма проблем. Тем более что практически все экосистемы частично разрушены или претерпели существенные изменения от изначальных характеристик.

Карта экологической эффективности в 2018 г. Это совокупный показатель, который отражает различные аспекты состояния окружающей природной среды и жизнеспособности её экологических систем, сохранение биологического разнообразия, противодействие изменению климата, состояние здоровья населения, практику экономической деятельности и степень её нагрузки на окружающую среду, а также эффективность государственной политики в области экологии.

Осознание опасности происходящего произошло раньше, чем на других континентах. Это стало причиной первых серьёзных шагов, направленных на противостояние с разрушающими факторами.

Плотность населения

Зарубежная Европа считается одним из густонаселённых районов земного шара. При среднем показателе планеты в 55 человек на 1 км², здесь прослеживается совершенно иная ситуация: величина варьируется в диапазоне от 100 до 110 человек.

Карта плотности населения Европы

Карта плотности населения Европы. Количество человек на 1 кв. км

При этом распределение людей практически по всей площади континента отличается равномерностью. То есть незаселённых или малонаселённых мест практически нет.

Аналогичная ситуация касается и урбанизации. Проживающих в городской черте гораздо больше, чем в сельских поселениях. По региону средний показатель 73 %, в Бельгии — 87 %.

Плотность населения западноевропейских стран

Государство Плотность населения, чел. на 1 км²
Германия 231
Ватикан 1020
Великобритания 265
Бельгия 344
Италия 239
Лихтенштейн 201
Монако 16 540
Нидерланды 398
Сан-Марино 362
Швейцария 202
Франция 136

В большей степени густозаселёнными государствами являются маленькие по площади, расположенные в центральной части континента: Монако, Ватикан, Сан-Марино. В странах, относящихся к северной территории Европы, меньше населения, что можно объяснить менее благоприятными климатическими условиями.

Интересно! Рекордным показатель плотности населения Монако является не только для Европы, но и для всего земного шара.

Хозяйственная нагрузка на территории

Здесь сконцентрировано более 40 государств, находящихся друг от друга на небольшом расстоянии. В каждом из них функционирует огромное количество промышленных предприятий, сельскохозяйственных угодий и дорог. В результате целостного земляного покрова практически не осталось, воздух засоряется.

Это частично становится проблемой глобального экологического кризиса, постоянная нагрузка в той или иной степени снижает количество природных территорий Европы. Морские заливы и побережья забиваются отходами жизнедеятельности человека.

Качество питьевой воды в удалённых регионах ещё проходит допустимые критерии. Прежде чем пускать на нужды населения воду в большинстве крупных европейских городов, приходится подвергать её тщательной очистке.

Экологические издержки, необходимые для жизнеобеспечения человека

В первую очередь это относится к сооружениям, преграждающим естественное орошение территорий. В этом случае происходит нарушение полноценного жизнеобеспечения целых регионов, которое приводит к вымиранию объектов флоры и фауны.

Энергетика Европы

Энергетика и Экология Европы

Здесь следует отметить такие факторы:

  • Строительство дополнительных водохранилищ, требующихся человеку для обеспечения водой. Сооружения полностью либо частично ведут к затоплению больших площадей, на которых ранее проживали животные и произрастали растения.
  • Возведение ГЭС. Это приводит к глобальному изменению жизни на всём протяжении реки, от русла до истоков.

Общая характеристика ситуации

Выделить основные экологические проблемы континента довольно просто. Однако большинство глобальных изменений остаются незаметными для простого обывателя. К примеру, деградация естественного ландшафта или происходящие в воздухе, земле и воде геохимические реакции.

  • Проблемы образовались из-за выбросов ТЭС, работавших на угле.
  • Прослеживается большая концентрация производственных предприятий, связанных с металлургией и химической промышленностью.

Рурский бассейн в Германии

Рур стал промышленным сердцем Германии благодаря богатству его недр и удобной близости воды.

Лотарингия

Лотарингия во Франции

Верхняя Силезия Польши

Верхняя Силезия Польши

Эти районы являются настоящими зонами экологического бедствия, так как на протяжении длительного времени защите окружающей среды здесь не уделялось никакого внимания.

Интересно! Переломным моментом принято считать конец 60 – начало 70 гг. прошлого столетия. В этот период практически над всей территорией Западной Европы начались кислотные дожди.

Пути к решению проблем

глава ООН Пан Ги Мун

Бывший глава ООН Пан Ги Мун

Исходя из доклада специалистов Всемирной организации здравоохранения, загрязнение воздуха в Европе считается глобальной проблемой, уносящей ежегодно более одного миллиона жизней. Если несколько десятилетий назад главным врагом в этом смысле являлась промышленность, то сейчас на большинстве предприятий используются современные инновационные разработки, позволяющие очищать выбросы в атмосферу.

На сегодняшний день максимальный ущерб воздушным массам приносят автомобили. Потрясающая скорость роста количества машин в экономически развитых европейских странах приводит к тому, что содержание отработанных газов в атмосфере мегаполисов превышено в несколько десятков раз.

Полученные на заседании рекомендации направлены на снижение количества выхлопных газов и переходу к иному способу передвижения:

  • Общественному транспорту.
  • Транспортным средствам с меньшим объёмом двигателя или использующим экологически чистый вид топлива.

Это наиболее распространённые предложения специалистов ЮНЕП.

Киотский протокол

Ещё одним соглашением, внесшим существенную роль в улучшение экологической ситуации европейских стран, стал Киотский протокол. Документ назван в честь города, в котором проходило совещание глав государств, — Киото (Япония). Основная тема, затрагиваемая тогда, касалась изменения климата, которое происходит из-за повышенного загрязнения окружающей среды.

Киотский протокол

Какие страны подписали Киотский протокол

На региональном уровне были рассмотрены проблемы, касающиеся стран Центральной и Восточной Европы. В тему обсуждения дополнительно были внесены такие директивы:

  • Экологизация экономики.
  • Внедрение современных технологий, безопасных для окружающей среды.
  • Поддержка стабильного темпа экономического развития региона, направленное на минимизацию использования природных ресурсов.

В это же время было принято решение уделить особое внимание локализации районов с местами захоронения ядерных отходов, сохранившихся со времён холодной войны. Выслушанные доклады экспертов из организаций, специализирующихся на охране окружающей среды, выявили ещё несколько очагов, образовавшихся из-за следующих факторов:

  • Трансграничного воздействия и загрязнения вследствие хозяйственной или деятельности человека иного рода, к которой относились и технологические катастрофы прошлых лет.
  • Развития и распространения природоопасных технологий, разработки новых систем и проектов, гибельно действующих на экологию.
  • Уничтожения природы, отдельных экосистем не только во многих местах, но и в природоохранных зонах, а также за пределами северной широты.

Особые проблемы

Частичная невозможность внедрения принятых решений в жизнь заключается в сложной структуре каждого отдельно взятого государства. Например, увеличение плотности населения и транспортных средств требует расширения дорожных развязок в наиболее сложных узлах. Чтобы выполнить эту задачу, руководство государства будет вынуждено нарушить законодательство ЕС.

Происходит это оттого, что природоохранные чиновники практически не сталкиваются с иными проблемами, присутствующими в жизнеобеспечении каждого государства. Единственным позитивным последствием Киотского соглашения можно назвать образование дополнительных структур (на государственном уровне), функционирование которых непосредственно связано со снижением глобализации ущерба природе.

Например, Министерство по охране окружающей среды Чехии было разделено на несколько фондов, каждый из которых специализировался в своём направлении.

  • сельскохозяйственный;
  • дорожный;
  • городской;
  • промышленный.

Глобальное потепление

Большая часть природных катаклизмов последних лет связана с глобальным потеплением. Исходя из сведений европейских климатологов, поверхность земного шара за последние годы нагрелась на 0,3 ⁰С.

Повышение среднегодовой температуры в европейских городах в XXI веке

Повышение среднегодовой температуры в европейских городах в XXI веке

Главным виновником таких изменений называют парниковый эффект, возникший из-за чрезмерного количества углекислого газа в атмосфере. Тот, в свою очередь, образуется посредством избыточного сжигания нефтепродуктов и других компонентов, выбрасывающих в атмосферу такие излишки. Всё это приводит к тому, что поверхность земли меняет свою привычную температуру, преображая устойчивый тип циркуляции воздушных масс и погоды.

Интересно! Существует мнение, что участившиеся цунами, тайфуны и другие катаклизмы — это своеобразная защитная реакция планеты, чувствующей превышение СО2. Было замечено, что после восстановления погоды его количество в воздухе значительно снижается.

Экологическая безопасность европейского континента находится под серьёзной угрозой. Главным виновником этого является жизнедеятельность и само существование человека. Стремительный рост технологий и промышленности последних лет губительно сказывается на природе, получившей серьёзный удар несколько сотен лет назад, ещё во времена развития промышленности.

Исторически сложилось так, что Европа является одним из мест на планете, где деятельность человека особенно активна. Здесь сосредоточены крупные города, развитая промышленность и большое население. Следствием этого стали серьезные экологические проблемы, на борьбу с которыми уходят немалые силы и средства.


Истоки проблемы

Развитие европейской части планеты во многом обусловлено высокой концентрацией на данной территории различных полезных ископаемых. Их размещение неоднородно, например, топливные ресурсы (уголь) преобладают в северной части региона, а в южной их практически нет. Это, в свою очередь, повлияло на создание развитой транспортной инфраструктуры, позволяющей быстро транспортировать добытую породу на большое расстояние.

Деятельность промышленности и транспорта привела к выбросам в атмосферу большого количества вредных веществ. Однако первые экологические проблемы возникли здесь еще задолго до появления автомобилей. Их причиной стал тот же уголь. Например, жители Лондона настолько активно использовали его для отопления домов, что над городом появлялся плотный дым. Это привело к тому, что еще в 1306 году правительство было вынуждено принять закон об ограничении использования угля на территории города.

Собственно, удушающий угольный дым никуда не делся и, спустя более 600 лет, нанес по Лондону очередной удар. Зимой 1952 года на город опустился плотный смог, продержавшийся пять дней. По разным данным от удушения и обострения заболеваний погибло от 4 000 до 12 000 человек. Основным компонентом смога был уголь.

Современная ситуация

Современный европеец имеет весьма высокую планку уровня жизни, что приводит к обильному использованию упаковки, декора и прочих вещей, которые очень быстро выполняют свою функцию и отправляются на свалку. Мусорные полигоны многих европейских стран переполнены, ситуацию спасают внедряемые технологии сортировки, переработки и вторичного использования отработанных материалов.

Ситуацию с экологией в регионе усугубляет плотность и небольшой размер многих стран. Здесь нет лесов, раскинувшихся на сотни километров, и способных эффективно очищать воздух. Скудная природа большинства районов не может противостоять антропогенному натиску.

Методы борьбы

В настоящее время все европейские страны уделяют экологическим проблемам пристальное внимание. Проводятся ежегодные планирования профилактических мероприятий и других мер по охране окружающей среды. В рамках борьбы за экологию, производится пропаганда электрического и велосипедного транспорта, расширяются территории национальных парков. В производство активно внедряются энергосберегающие технологии и устанавливаются фильтровальные системы.

Несмотря на принимаемые меры, экологические показатели пока остаются неудовлетворительными в таких странах, как Польша, Бельгия, Чехия и другие. Промышленная обстановка в Польше привела к тому, что в 1980-х годах город Краков получил статус зоны экологического бедствия из-за выбросов металлургического комбината. По статистическим данным более 30% европейцев постоянно проживает в неблагоприятных экологических условиях.

Зарубежная Европа – регион высокой и очень высокой концентрации населения, городов, промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, туризма и рекреации, которые оказывают все возрастающее давление на окружающую среду.


Рис. 51. Эмиссия диоксида серы в зарубежной Европе

В результате зарубежная Европа давно уже стала едва ли не главным из трех мировых центров дестабилизации окружающей среды. Во многих ее районах доля ненарушенных территорий сократилась до минимума, а частично нарушенных колеблется в пределах от 5 до 25 %. Остальные же земли относят к полностью нарушенным. При этом во второй половине XX в. процесс дестабилизации окружающей среды продолжался.

Пожалуй, наиболее угрожающие размеры в зарубежной Европе приняло загрязнение атмосферы, связанное с поступлением в нее диоксида углерода, диоксида серы, оксидов азота, различных аэрозолей.

Ежегодные выбросы диоксида углерода (СО2) в конце 1990-х гг.

Загрязнение атмосферы диоксидом серы (S02) и оксидами азота (N0) в количественном отношении было и остается значительно меньшим: выбросы S02 составляют примерно 20 млн, а N0 – 15 млн т в год. Однако распространение выбросов диоксида серы (ТЭС, другими промышленными предприятиями, объектами коммунально-бытового хозяйства) и оксидов азота (главным образом автотранспортом) также велико. Об этом с большой наглядностью свидетельствует рисунок 51. Его анализ показывает, что основными виновниками выбросов S02 в регионе являются Германия, Великобритания, Польша, Чехия, Испания, Италия. А по удельным показателям его эмиссии (из расчета на 1 км2) в западной части Европы особенно выделяются Германия, Великобритания и Италия, а в центрально-восточной ее части – Польша, Чехия, Венгрия, Румыния и Болгария. Что же касается эмиссии оксидов азота, то в западной части региона они наиболее велики в Германии, Великобритании, Италии, во Франции, а в центрально-восточной части – в Польше и Чехии.

Отрицательные последствия эмиссии соединений серы и азота выражаются в первую очередь в возникновении таких негативных явлений, как смог и кислотные осадки.

Зимний смог, который называют также черным смогом, известен в зарубежной Европе давно. Он часто случался в Лондоне, Бирмингеме, Дублине, Белфасте, Берлине, Штутгарте, Лейпциге, Риме, Милане, Праге, Лодзи, Любляне, Софии.

Это произошло из-за сочетания температурной инверсии и застойности воздуха с большой концентрацией диоксида серы и аэрозольных частиц, поступавших в воздушную среду города через тысячи и тысячи каминных труб.

Фотохимический смог, который называют также белым смогом, вызывается высокой концентрацией озона и возникает обычно в летнее время. Он также характерен для многих европейских городов, в особенности приморских (Барселона, Афины).

Упомянем здесь же о шумовом загрязнении, более всего связанном именно с атмосферой.

В литературе приводились данные о том, что в Западной Европе 80 млн человек живут в условиях постоянного превышения допустимых норм шума и еще 170 млн – в условиях, когда шум смолкает только в ночные часы. K числу самых шумных европейских городов относятся София, Барселона, Будапешт, Братислава, Краков: от 10 до 45 % их жителей живут в условиях, когда уровень шума превышает предельно допустимые 70 дБ.

Загрязнение гидросферы под воздействием промышленной, сельскохозяйственной и коммунально-бытовой деятельности также достигло в зарубежной Европе больших размеров. Это относится и к физическому, и к химическому загрязнению водной среды, причем как речной, так и морской.

Главной угрозой для водных ресурсов рек служат сточные воды, объем которых еще в начале 1990-х гг. достиг почти 250 км3 (первое место среди них занимали промышленные стоки, второе – коммунально-бытовые и третье – сельскохозяйственные). Как уже было отмечено, подкисление в результате выпадения кислотных осадков также отрицательно сказывается на качестве речных (и озерных) вод. Если иметь в виду отдельные страны, то особенно низким качеством отличаются речные воды Бельгии, Нидерландов, Чехии и Португалии, за которыми следуют Германия и Великобритания (без Шотландии). Что же касается отдельных рек, то наиболее загрязненными оказываются такие международные реки, как Рейн, Дунай, Эльба, Одер. Но от них не так уж сильно отличаются и многие национальные реки, например Сена во Франции, По в Италии, Висла в Польше.

Рис. 52. Загрязнение Средиземного моря

Рис. 52. Загрязнение Средиземного моря

Самой загрязненной рекой Европы, да и всего мира, по крайней мере до последнего времени, считался Рейн. На его берегах живет не менее 25 млн человек и находится основная часть тяжелой промышленности ФРГ, ведется интенсивное земледелие, плодоводство, виноградарство.

Международный рейнский флот насчитывает более 10 тыс. грузовых судов. В результате в Рейн поступают непосредственно или с притоками коммунально-бытовые стоки от населенных пунктов с населением около 20 млн человек, а также промышленные сточные воды, эквивалентные стокам населенных пунктов с 50 млн жителей. Специальная комиссия ООН, обследовавшая Рейн в 1970-х гг., признала эту реку пригодной лишь для судоходства. Воду из Рейна было запрещено употреблять не только для питья, но и для поливки садов и огородов.

Обратим внимание также на то, что для международных рек региона очень характерен трансграничный перенос загрязнений. Так, от загрязнения Рейна в наибольшей мере страдают Нидерланды, расположенные в его дельте; при этом загрязненные воды реки по рукавам и каналам проникают даже в искусственное озеро Эйсселмер. Загрязнение Эльбы в верхнем течении, находящемся частично в пределах Чехии, в наибольшей мере сказывается в ФРГ. Тем более трансграничные переносы характерны для Дуная, протекающего через восемь стран.

Естественно, что загрязненность речных вод (наряду с различиями в обеспеченности речным стоком) влияет на размеры водопотребления. Это относится и к странам, и к городам. Так, первое место в регионе по душевому потреблению воды занимает столица Норвегии Осло (650 л в день). К числу крупных водопотребителей относятся также Стокгольм, Берген, Рейкьявик в Северной Европе, некоторые другие города. А замыкают этот перечень Амстердам, Роттердам, Брюссель, Париж, Берлин, Ливерпуль (100–150 л в день).

Загрязнение морской среды достигло наибольшего уровня в 60—70-х гг. XX в. Это относилось и к морям Средиземноморского бассейна, и к Северному, и к Балтийскому, а также к примыкающей к Европе части акватории Атлантического океана. Их антропогенное загрязнение происходило и происходит двумя основными путями: 1) с суши, 2) в результате деятельности в морских акваториях. В первом случае имеются в виду прежде всего стоки рек, во втором – эксплуатационные сливы и аварийные выбросы с морских судов, последствия аварий на буровых платформах, подводных трубопроводах.

В качестве наиболее яркого примера сильно загрязненного моря чаще всего приводят Средиземное (рис. 52).

Первые признаки ухудшения экологической ситуации в акватории этого моря были отмечены еще в 1950-е гг. А в 1970-е гг., по данным ВОЗ, в него ежегодно сбрасывалось 12 млн т органических веществ и, кроме того, много тяжелых металлов, радиоактивных веществ. В море попадало также много нефти и бытового мусора. В портах Барселоны, Марселя, Генуи, Неаполя, Пирея суда с трудом подходили к причалам, так как вся поверхность моря была покрыта пластмассовыми бутылками, тарелками, резиновыми шинами, другим мусором. Очень большой ущерб был нанесен пляжам. Статистика свидетельствует о том, что 52 % всех загрязнений попадает в Средиземное море с судов, 43 – с суши (в том числе 25 % городских и 17 % промышленных стоков) и 6 % – из атмосферы.

Экологическое состояние входящего в систему Средиземноморья Черного моря в последнее время также вызывает большую тревогу. Водосборный бассейн этого моря расположен в пределах девяти стран. Нахождение на его берегах крупных портово-промышленных комплексов, довольно интенсивное судоходство (ежегодно через его акваторию проходят 5000–6000 судов) уже сами по себе создают ощутимую опасность загрязнения. Но особенно много загрязняющих веществ привносят в море впадающие в него реки, в особенности Дунай: с его водами в морскую среду ежегодно попадают 10 млн т органических веществ, много азота, фосфора, нефти и нефтепродуктов, моющих средств. В результате в Черном море увеличился объем вод, зараженных сероводородом, уменьшилась среда обитания морских животных.

Атлантическое и Североморское побережье Европы терпит большой ущерб и от так называемых черных приливов, которые вызываются катастрофами супертанкеров у ее берегов.

Рис. 53. Загрязнение Северного моря с суши

Рис. 53. Загрязнение Северного моря с суши

Зарубежная Европа отличается также большими масштабами загрязнения почвенного покрова. Это объясняется в первую очередь большим количеством промышленных, горнопромышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов, постоянно возрастающей металлизацией и химизацией окружающей среды. Только городских отходов здесь ежегодно образуется почти 150 млн т, в том числе в Германии – более 20 млн, в Италии, Великобритании, Турции и во Франции – от 15 до 20 млн, в Испании и Польше – от 10 до 15 млн т. В результате наиболее сильной деградации к настоящему времени подверглись почвы Юго– Восточной Англии, стран Бенилюкса, Германии, Италии, Испании и фактически всех стран Центрально-Восточной Европы.

О странах Центрально-Восточной Европы в этой связи нужно сказать отдельно. Загрязнение окружающей среды в этом субрегионе Европы приняло особенно большие размеры. И объясняется это несколькими причинами.

К этому нужно добавить некоторые специфические особенности ресурсного потенциала стран Центрально-Восточной Европы и территориальной структуры их хозяйства. К ним относятся прежде всего ориентация энергохозяйства преимущественно на уголь и в особенности на низкосортный (высокозольный и сернистый) бурый уголь и лигнит, а также сохраняющаяся высокая территориальная концентрация населения и производства в угольных и других бассейнах сосредоточения минерального топлива и сырья, где нагрузка на окружающую среду особенно велика.

В странах Центрально-Восточной Европы время от времени случаются экологические аварии и даже катастрофы. Пример такого рода – крупная авария, произошедшая в самом начале 2000 г. на комбинате цветной металлургии в румынском городе Бая-Маре, расположенном в северной части страны. Здесь произошел аварийный выброс цианида, который попал в р. Сомеш, а из нее в Тису и затем в Дунай. В результате в Сомеше и Тисе погибла почти вся рыба. На восстановление экологического баланса этих рек потребуется, по мнению специалистов, не менее 10 лет.

Впрочем, техногенные аварии случаются, конечно, и в Западной Европе. Достаточно сказать, что только за последние 15 лет в странах Евросоюза возникло более 300 крупных аварийных ситуаций в промышленности. То же относится и к разного рода стихийным бедствиям. Так, за период с начала 1970-х до середины 1990-х гг. в Европе имели место более 160 крупных наводнений. А особенно сильное наводнение в августе 2002 г. нанесло огромный ущерб Германии, Чехии, Австрии, Хорватии, а также Великобритании, Италии, Испании; при этом особенно пострадали Дрезден, Прага, да и некоторые другие города. В январе 2003 г. от нового новоднения пострадали 11 стран. Для стран Средиземноморья проблемой остаются засухи и лесные пожары.

В условиях преобладания западного переноса воздушных масс эколого-географическое положение России можно назвать относительно невыгодным. Трансграничный перенос соединений серы и азота из стран зарубежной Европы (а также из Белоруссии и Украины) оказывается в несколько раз большим, чем перенос их из России в западном направлении. Только на границе с Финляндией и Норвегией в качестве главной загрязняющей воздушный бассейн стороны выступает Россия.

Читайте также: