Проблема субстанции в натурфилософии древней греции кратко

Обновлено: 30.06.2024

Представляют интерес наивно-материалистические идеи Анаксимандра о происхождении жизни на Земле и происхождении человека. По его мнению, первые живые существа возникли во влажном месте. Они были покрыты чешуей и шипами. Выйдя на землю, они изменили свой образ жизни и приобрели другой вид. Человек произошел от животных, в частности, от рыб. Человек потому сохранился, что с самого начала был не таким, как ныне.

Оригинальность Анаксимена не в более убедительном обосновании единства материи, а в том, что возникновение новых вещей и явлений, их разнообразие объясняются им различными степенями сгущения воздуха, благодаря чему образуются вода, земля, камни и т. п., а из-за его разрежения формируется, например, огонь. Появление холода он объяснял как результат сгущения воздуха, а тепла – как следствие его сжижения. В результате полного сгущения воздуха появляется земля, а затем и горы. Такая трактовка многообразия мира была более глубокой и понятной, чем у его предшественников, и не случайно именно анаксименовская интерпретация многообразия мира получила достаточно широкое распространение в античной философии. Стабильность, прочность земли объяснялась тем, что она, будучи плоской, парит в воздухе, и точно так же как солнце, луна и другие огненные небесные тела, держится на воздухе.

Как и его предшественники, Анаксимен признавал бесчисленность миров, считая, что все они произошли из воздуха. Анаксимена можно рассматривать как основателя античной астрономии, или учения о небе и звездах. Он считал, что все небесные светила – солнце, луна, звезды, другие тела ведут свое происхождение от земли. Так, образование звезд он объясняет возрастающим разрежением воздуха и степенью его удаления от земли. Близкие звезды производят тепло, которое падает на землю. Далекие звезды не производят тепло и находятся в неподвижном состоянии. Анаксимену принадлежит гипотеза, объясняющая затмение солнца и луны.

Подводя итог, следует сказать, что философы Милетской школы заложили хороший фундамент для дальнейшего развития античной философии. Свидетельством этого служат как их идеи, так и тот факт, что все или почти все последующие древнегреческие мыслители в большей или меньшей степени обращались к их творчеству. Существенным является и то, что, несмотря на присутствие в их мышлении мифологических элементов, его следует квалифицировать как философское. Они сделали уверенные шаги по преодолению мифологизма и заложили серьезные предпосылки для нового мышления. Развитие философии в итоге шло по восходящей линии, что создавало необходимые условия для расширения философской проблематики и углубления философского мышления.

Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и его предшественники, он в целом остался на позициях натурфилософии, хотя некоторые проблемы, например, диалектики, противоречия, развития им анализируются на философском уровне, то есть уровне понятий и логических умозаключений.

В основе всего сущего, его первоначалом, первовеществом Гераклит считал первоогонь – тонкую, подвижную и легкую стихию. Мир, Вселенную не создал никто ни из богов, ни из людей, но она всегда была, есть и будет вечно живым огнем, согласно своему закону, вспыхивающим и угасающим. Огонь рассматривается Гераклитом не только как сущность всего сущего, как первая сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.

Из сказанного выше следует, что диалектике Гераклита в известной степени присуща идея становления и единства противоположностей. Кроме того, в следующем его утверждении, что часть отлична от целого, но она есть также то же самое, что и целое; субстанция есть целое и часть: целое во вселенной, часть – в этом живом существе, просматривается идея совпадения абсолютного и относительного, целого и части.

Возникновение европейской науки принято связывать с Милетской школой, названной так потому, что первые ученые Древней Греции были жителями города Милет на полуострове Малая Азия. Представители милетской школы исторически сформулировали первую и самую фундаментальную проблему — проблему начала, из которого возникают все вещи и в которое они превращаются с течением времени. Представители милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) были как первыми естествоиспытателями, так и первыми философами.

Эта идея — величайшее достижение древнегреческих мыслителей. В древневавилонской и древнеегипетской математике такой идеи не было. Древневосточная математика, как уже упоминалось выше, была представлена серией алгоритмов, операций, которые обеспечивали вычислительный эффект, но не имели логического, теоретического обоснования. Однако одно дело — сформулировать задачу и предложить алгоритм ее численного решения, и совсем другое — решить задачу численно и доказать, что это решение не только возможно, но и единственно верно.

1) Круг делится на две половины своим диаметром;

2) Углы при основании равнобедренного треугольника равны;

3) Вертикальные углы, образованные двумя прямыми линиями, равны при их пересечении;

4) Два треугольника равны, если два угла и одна сторона одного треугольника равны двум углам и соответствующей стороне другого треугольника.

Проблема субстанции - Великое открытие элеатов

Великое открытие элеатов

Для нас сейчас не столь важно, как именно представители милетской школы решали содержательную проблему. Важен сам факт постановки актуальной проблемы субстанции мира, на которую ориентировано дальнейшее развитие научного и рационального знания.

Милетская школа — это все еще натурфилософское познание мира; научное и философское знание там еще не полностью разделились. Философский и научный взгляд на мир формируются здесь в тесном единстве. Гераклит продолжил эту традицию.

Гераклит Эфесский — один из самых глубоких мыслителей Греции, оказавший решающее влияние на последующее развитие науки и философии. С мыслителями милетской школы его связывала проблема субстанции мира, первоосновы бытия. Но в центре учения Гераклита была еще одна важная идея — идея неумолимой изменчивости вещей, их текучести. Гераклит учил, что все в мире изменчиво. Ничто в мире не повторяется, все преходяще и безвозвратно. Нельзя понять суть мира, природу космоса, не принимая во внимание его постоянную текучесть, изменчивость, тот факт, что он всегда находится в процессе становления. Становление — это постоянное изменение, трансформация, движение, которое приводит к созданию новых форм (будь эти новые формы сложнее или проще, прогрессивные или регрессивные, выше или ниже и т.д.); такие новые формы являются лишь повторением того, что уже было.

Какая субстанция более долговечна, чем субстанция мира с его постоянной текучестью, изменчивостью, становлением? Гераклит видел такую первозданную субстанцию в огне, который затем предстал как самая текучая и изменчивая субстанция. (Наши современники понимают, что огонь — это не вещество, как вода, воздух и земля, а реакция окисления с выделением тепла и света). От идеи, что субстанция может быть текучей, изменяющейся, становящейся, легко перейти к мировоззрению, согласно которому мир представляется продуктом ментальной абстракции. Этот важный шаг был сделан пифагорейцами.

В истории античной культуры особое место занимает Элейская школа (Элея на юге Италии). Его представители делают великое открытие: существование противоречий между двумя мировоззрениями в человеческом сознании; одно из них — то, которое получено с помощью органов чувств, путем наблюдения; другое — то, которое получено с помощью разума, логики, рационального мышления.

Основателем элейской школы был Ксенофан, один из первых рационалистических критиков мифологического взгляда на мир. Но слава Элеи связана с именами Парменида и Зенона.

Парменид и его последователи убедительно показали, что результатом человеческого познания является не одна, а две различные картины мира — органы чувств дают одну картину мира, а разум — другую, и эти картины мира могут быть принципиально противоположными. Легендарные апории Зенона не только выявили логические трудности, присущие понятию бесконечности, но и подошли к обоснованию существования двух различных образов мира. Установление качественного различия между отражением мира разумом и чувствами (мышлением и чувством, логическим и чувственно-образным) стало величайшим научным и философским открытием. Со всей силой и значимостью она поставила вопрос о том, как возможно научное познание мира и возможно ли оно вообще. В то время возможность научного познания мира еще не была самоочевидной. Вопрос о возможности научного (и философского) познания мира вызывал сомнения у многих мыслителей.

Софисты, Демокрит и Платон

Согласно Пармениду, существует два пути познания — путь истины и путь мнения. Путь истины — это познание разумом единичного бытия, отличного от бесконечного качественного разнообразия вещей, которое есть небытие. Путь истины — это путь разделения бытия и небытия. Путь мнения — это познание на плоскости ощущений, образов, которое не дает познания бытия, а движется только на плоскости поверхностных свойств вещей, на плоскости явлений, небытия. Путь мнения — это путь нефилософского, ошибочного познания.

В середине V века до н.э. в условиях развивающейся рабовладельческой демократии возникла необходимость изменить систему образования: вместо гимнастики и музыки на первый план вышли риторика, логика и философия, которые были необходимы в судах и народных собраниях. Появились первые оплачиваемые преподаватели философии, риторики и логики. Они ходили по городам и учили красноречию — умению говорить, убеждать, побеждать в спорах, выигрывать дело в суде — за плату. Это были, как правило, яркие, активные, дерзкие, часто, видимо, наглые, с оттенком нигилизма, но талантливые люди, смело порывавшие со старыми традициями жизни и мышления.

Среди своих современников софист имел далеко не лучшую репутацию. Их часто считали утонченными шарлатанами или дилетантами. Этому была причина: софистика имела сильный прагматический аспект. Софисты учили, как побеждать в спорах не только во имя истины, но часто и вопреки ей. Например, Горгий заявил, что может как хвалить, так и порицать любую вещь, независимо от ее объективных свойств (использование двусмысленности и полисемантичности (многозначности) словесных выражений, нарушения логических связей мысли и т.д.). Итак, под софистикой понимается умение использовать полемику, силу слова, логику для доказательства чего угодно, умение представить правду как ложь, а ложь как правду, белое как черное, а черное как белое. Именно в софистике — корни направления в истории философии связаны со скептицизмом и агностицизмом, с неверием в возможность человеческого познания мира, отрицанием возможности и необходимости науки. Демокрит и Платон занимали иную позицию в вопросе познаваемости мира. Они верили в познаваемость мира, в возможность и необходимость науки, хотя по-разному понимали объекты и способы познания. Демокрит и Платон были основателями двух исторически первых научных программ познания природы.

Атомистическая программа

Одним из главных достижений античной культуры было атомистическое учение Демокрита, основателя античного материализма. Жизнь Демокрита — образец глубокой преданности науке, знаниям о мире. Изучение науки, философии он ставил превыше всего, истина для него — высшая ценность. Демокрит заявил, что причинно-следственное объяснение, которому он предпочел владение (самое могущественное в то время) персидским троном. Он много путешествовал по Востоку, был в Египте, Вавилонии, Индии и Эфиопии, присваивая научные и философские достижения древних восточных культур.

Демокрит поставил перед собой задачу создать учение, которое могло бы преодолеть противоречия, зафиксированные элеатами. Другими словами, доктрина, которая бы примирила мировоззрение, открытое человеческим чувствам, с мировоззрением, построенным посредством дискурса и логики. Таким образом, он совершил переход от континуального к дискретному мировоззрению. Демокрит предполагал безоговорочное признание истинного бытия как существующего и как много существующего. Он убедительно показал, что мышление бытия, как и мышление движения, возможно, если ввести понятие неделимости элементарных основ этого бытия — атомов. Бытие в собственном смысле слова — это атомы, движущиеся в пустоте (небытие).

В отличие от элеатов, Демокрит учил, что реально не только бытие, но и небытие. Бытие — это атомы, небытие — это пустота, пустое пространство. Пустота неподвижна и бесконечна; она не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела, на бытие. Идея пустоты привела Демокрита к концепции бесконечного пространства, в котором атомы (подобно частицам пыли в солнечном луче) беспорядочно движутся во всех направлениях.

Идея пустоты — это достаточно сильная абстракция, требующая высокой степени теоретического мышления.

Атом — это неделимая, абсолютно плотная, непроницаемая, неощутимая для органов чувств (из-за своего обычно небольшого размера), независимая частица материи; атом неделим, вечен, неизменен. Атомы никогда не создаются и никогда не умирают. Они бывают самых разных форм — сферические, угловатые, крючковатые, вогнутые, выпуклые и т.д. Атомы различаются по размеру. Они невидимы, о них можно только думать. При движении в полости атомы сталкиваются друг с другом и слипаются. Сплоченность большого количества атомов — это то, что создает вещи. Возникновение и уничтожение вещей объясняется добавлением и делением атомов; изменение вещей объясняется изменением порядка и положения (вращения) атомов. В то время как атомы вечны и неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Таким образом, атомизм соединил в одной картине рациональные моменты двух противоположных доктрин, доктрин Гераклита и Парменида: мир вещей текуч и изменчив, а мир атомов, из которых состоят вещи, неизменен и вечен.

Согласно Демокриту, мир в целом представлял собой бесконечную пустоту, наполненную множеством отдельных миров. Отдельные миры возникли потому, что множество атомов столкнулись друг с другом и образовали вихри — круговые движения атомов. В вихрях крупные и тяжелые атомы группируются в центре, а более легкие и мелкие атомы оттесняются к периферии. Так возникли земля и небо. Небо образуют огонь, воздух и светящиеся тела. Земля — центр нашего мира, звезды находятся на периферии. Каждый мир закрыт. Количество миров бесконечно. Многие из них могут быть обитаемы. Демокрит впервые описал Млечный путь как огромное скопление звезд. Миры преходящи: одни из них только зарождаются, другие расцветают, а третьи уже умирают.

Античные толкования проблемы происхождения и развития живого

Достижения в развитии биологических знаний в античности были не столь выдающимися, как в астрономии и математике, но, тем не менее, и здесь был достигнут значительный прогресс. Древний мир признавал функцию первичного накопления эмпирического материала об органических явлениях и процессах. Это еще не научная биология, но уже ее отдаленные предпосылки.

Древние натурфилософы обратили свой взор к органическому миру и построили первые умозрительные схемы, объясняющие его происхождение и развитие. На основе этих умозрительных концепций в конечном итоге возникли два противоположных подхода к вопросу о происхождении жизни.

Наряду с идеалистическим подходом в античности был разработан материалистический подход, основанный на идее, что под воздействием природных факторов жизнь может возникнуть из нежизни, органическое из неорганического. Так возникла идея самозарождения живых организмов из неживых. Например, согласно учению Анаксимандра, живые существа образуются из апейрона по тем же законам, что и вещи неорганической природы. Он считал, что животные изначально родились из влаги и земли, нагретой солнцем. Первые животные были покрыты чешуей, но когда они достигли зрелости, вышли на сушу, их чешуя лопнула, и, освободившись от нее, они стали вести образ жизни, свойственный каждому из них. Все виды животных появились на свет независимо друг от друга. В древней натурфилософии нет понятия о генетическом родстве видов, нет понятия об исторической эволюции животного мира. Однако в отношении человека Анаксимандр, по-видимому, уже допускал возможность его происхождения от организмов другого вида.

Эмпедокл представлял себе происхождение живых существ следующим образом: Жизнь зародилась на нашей планете еще до рождения солнца; в те досолнечные времена землю постоянно поливали обильные дожди; поверхность земли превратилась в оловоподобную массу; из недр земли, содержащих внутренний огонь, огонь периодически вырывался наружу, заставляя подниматься комки тины, которые принимали различные формы; Во взаимодействии земли, воды, воздуха и огня сначала возникли растения — предтечи и предшественники истинных живых существ, а со временем появились и животные формы, но это были причудливые существа, по сути, это были даже не животные в нашем понимании, а лишь их отдельные обрывки, части, органы.

Эмпедокл рисует почти сюрреалистическую картину биогенеза: «Головы появились без шей, руки двигались без плеч, глаза блуждали без лба.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Натурфилосо́фия (от лат. — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.

Первым древнегреческим философом был Фалеса (ок. 625 — 547 гг. до н. э.), основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: “мир одушевлен и полон богов”. При этом божественное Фалес, по существу, отождествляет с первоначалом — водой, т. е. материальным. Фалес, согласно утверждениям Аристотеля, устойчивость земли объяснял тем, что она находится над водой и обладает, подобно куску дерева, спокойствием и плавучестью. Этому мыслителю принадлежат многочисленные изречения, в которых были высказаны интересные мысли. Среди них и общеизвестное: “познай самого себя”.

Выдающимся представителем древнегреческой философии, внесшим заметный вклад в ее становление и развитие, был Гераклит Эфесский (ок. 54 — 540 гг. до н. э. — год смерти неизвестен). Основное, а возможно, единственное произведение Гераклита, которое дошло до нас в отрывках, согласно одним исследователям, называлось “О природе”, а другие называли его “Музы”.Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и его предшественники, он в целом остался на позициях натурфилософии, хотя некоторые проблемы, например диалектики, противоречия, развития им анализируются на философском уровне, т. е. уровне понятий и логических умозаключений. Понятие бесконечного, в себе и для себя сущего, как то, что оно есть, а именно как единство противоположностей — Гераклит первый высказал навсегда сохранившую ценность идею, которая вплоть до наших дней остается одной и той же во всех системах философии”. В основе всего сущего, его первоначалом, Гераклит считал первоогонь — тонкую, подвижную и легкую стихию. Мир, Вселенную не создал никто ни из богов, ни из людей, но она всегда была, есть и будет вечно живым огнем, согласно своему закону, вспыхивающим и угасающим. Диалектика, по Гераклиту, это прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. Диалектичность суждений Гераклита подтверждается многочисленными высказываниями, которые навечно вошли в историю философской мысли. В диалектике Гераклита в известной степени присуща идея становления и единства противоположностей.

Демокрит

Итогом развития материалистических представлений о мире стало атомистическое учение Демокрита (ок. 460 — 370 гг. до н. э.). Он считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство — пустоту. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно и причинно обусловлено. Однако, отстаивая идею естественной причинности и необходимости, Демокрит отрицал случайность.

Демокрит заложил основы материалистической теории познания. Он считал, что познание возможно лишь благодаря органам чувств. Данные органов чувств, по Демокриту, перерабатываются разумом.

Значительную роль в развитии философии сыграли древнегреческие учителя философии — софисты, среди которых были и оригинальные мыслители: Протагор из Абдер, Горгий Леонтийский, Гиппий из Элиды. Софисты интенсивно вводили в философию новую проблематику. Особое значение они придавали осмыслению взаимосвязи человека и общества.

Также существовали:

Анаксимандр

В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего.

Анаксимен

Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды.

Установление на Земле порядка, согласно Пифагору, может быть осуществлено на трех основах морали, религии и знании.

Ксенофан

Элеаты в качестве субстанции всего сущего выдвинули бытие. Они же поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, т. е. основной вопрос философии.

Парменид

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Парменид резко отличает постигаемую разумом подлинную истину и мнение, опирающиеся на чувственное познание.

Он прославился выяснением противоречий между разумом и чувствами. Свои взгляды он излагал в форме диалогов. Вначале он предлагает противоположное утверждение тому, что он желает доказать, а затем доказывал, что истинным является противоположное противоположному утверждение.

При этом он, во-первых, сформулировал закон сохранения бытия, согласно которому “из ничего никогда не может возникнуть нечто”. Во-вторых, он, принимая такие характеристики бытия как единство и однородность, истолковал вечность бытия как вечность во времени, а не как вневременность.

Анаксагор

В качестве основы и движущей силы всего сущего он выдвинул ум, который является у него не столько духовным, сколько материальным началом, движущей силой.

Попытки осознать единство мира, руководствуясь своим разумом — для своего времени это была смелая идея, которая стала прорывом в развитии человечества. Натурфилософия представляет закономерный этап развития философии и содержит в себе истоки всех основных философских течений современности.

Что такое натурфилософия

Во времена древних греков о природе и человеке было известно очень мало. Однако представители той эпохи прилагали огромные усилия, стараясь познать основу окружающего мира. Основным средством для этого была умозрительная деятельность. Они старались понять устройство мира при помощи рассуждений и своего воображения.

Натурфилософия

Полученные таким образом данные и сделанные предположения содержали много фантастических элементов в этот период, которые на современного человека производят сложное впечатление. Тем не менее, если бы древнегреческие учёные не прошли свой этап развития античной науки, не было бы возрождения научного и технического могущества человечества 21 века.

Умозрительный способ создания, определения и осмысления картины мира называется натурфилософией. Его основной характеристической чертой является то, что мир видится в качестве единой и целостной системы.

Натурфилософия не разбивает его на части с целью последующего изучения. В это время её не разделяли на отдельные дисциплины: математику, астрономию, физику, химию, географию и другие.

Этапы и школы развития древнегреческой натурфилософии

Наиболее древней из известных является милетская школа. Она получила своё название от города Милет. Который находился в Греческой колонии на берегу Малой Азии. Её представителями являются Фалес, Анаксимен и Анаксимандр.

Ранняя древнегреческая натурфилософия

Они считали, что мир, который окружает нас, является бесконечно многообразным. Причём каждая вещь не является похожей ни на какую другую. Однако, несмотря на разнообразие, мир имеет единую основу, которая скрепляет его в единое целое. За внешним многообразием в глубине лежит единство целого.

В своих поисках они стремились определить природу объединяющего начала. При этом различные представители философской школы имели различные мнения об этом. Фалес полагал, что такой основой является вода. У Анаксимена была другая точка зрения — он началом всего полагал воздух, думая, что любые предметы являются результатом его сгущения.

Анаксимандр считал, что единая основа имеет множественную природу. Он считал, что она не может быть сведена к чему-то одному, а основными её универсальными свойствами являются бесконечность и несводимость к чему-либо одному. Анаксимандр называл её беспредельным или Апейроном.

Пифагорейская школа представляет собой объединение философов, которые были последователями Пифагора. Он тоже искал единую сущность природы и считал, что это число. В подтверждение этого он говорил, что всё можно сосчитать и измерить.

Пифагореизм

Кратко говоря утверждалось, что единицу можно считать основным элементом, мельчайшей частью всего. Пифагорейцы отмечали диалектичность мира. Они обращали внимание на наличие противоположных категорий: мужское и женское, правое и левое, прямое и кривое, также множества других.

Мир они считали проявления совершенства и гармонии. Пифагорейцы называли его Космосом. Философия этой школы была основана на изучении четырёх направлений: мистики, геометрии, логики и математики.

Наиболее известные представители Элейской школы: Ксенофан Колофонский (основатель), Зенон Элейский, Парменид и Мелисс Самосский. Одной из заслуг этой школы является противопоставление мыслительного восприятия мира и чувственного. Они отмечали, что главная роль в процессе познания принадлежит мышлению, а чувственное восприятие является неустойчивым и изменчивым.

Элейская школа

Представители школы сформировали понятие единого бытия. Эти философы считали, что такой подход является основой философского постижения мира. Были выделены основные характеристики бытия:

одинаковое присутствие в каждом элементе, в каждой точке.

Представителями школы атомистов являются Демокрит и Левкипп. Они считали, что вся природа построена из мельчайших кирпичиков — атомов.

Демокрит родился в 460 году до нашей эры. Известно, что он много путешествовал и побывал в Вавилонии, Индии, Египте.

Учение Демокрита

Основой его учения являются следующие положения:

Весь мир состоит из атомов, которые являются мельчайшими кирпичиками сущего, его первоначалом.

Атом является неделимой сущностью. Существует большое количество его разновидностей, которые различаются по величине или форме.

Между атомами находится пустое пространство, в котором происходит их непрерывное движение.

В природе существует круговорот этих мельчайших частичек - атомы собираются в группы и разъединяются, находясь в бесконечном процессе движения.

Мельчайшие кирпичики, из которых состоит природа, являются непознаваемыми посредством человеческих чувств.

Натурфилософия относится к начальному периоду развития древнегреческой науки.


Представители натурфилософии

Школы, которые в совокупности составляли натурфилософию, существовали в VI и V веках до нашей эры. Даже во времена расцвета Древней Греции они были седой древностью. Всё, что о них известно в наше время, это рассказы о выдающихся представителях натурфилософских школ.

Фалес

Фалес

Этот философ считается первым древнегреческим философом. Он родился в 640, а умер в 548 г. до н. э. Считается родоначальником всей европейской науки.

Уже в V веке его имя употребляли как нарицательное для характеристики мудрецов. Он родился в богатой семье и много путешествовал. Известно, что он участвовал в политической деятельности, стремясь объединить ионийские города перед лицом захватчиков.

Сочинения этого философа не сохранились. Информация о нём дошла до нас благодаря трудам древних историков.

Анаксимандр

Анаксимандр

Его взгляды на астрономию предполагали, что небесные тела на самом деле являются не материальными образованиями, а окошками, через которые виден огонь.

Этот философ не только хотел понять мир, но и объяснить то, как он произошёл. Анаксимандр утверждал, что развитие вселенной происходит без какого-либо участия богов. Он полагал, что основой Вселенной является апейрон, он постоянно вихреобразно движется, разделяясь на противоположности.

Считается, что этот философ первым создал солнечные часы.

Анаксимен

Анаксимен

Этот философ полагал, что всё состоит из воздуха, а разнообразие предметов и явлений связано с тем, что он густеет различным образом. Он сравнивал свойства воздуха с водой и видел такие преимущества:

в отличие от воды, которая занимает ограниченный объём, воздух имеет неограниченное распространение;

Анаксимен уподоблял весь мир живому существу, которое живёт, нуждаясь в получении воздуха.

Философ считал, что основой души каждого человека является воздух, и верил, что количество миров является бесконечным.

Пифагор

Пифагор

Родился на острове Самос (540 - 490 г. до н. э.). Был известным философом, но прославился также тем, что основал научную школу. В Кротоне было создано научное сообщество, состоявшее из единомышленников.

Пифагор создал учение, в котором были такие направления: математическое, религиозное и философское.

Основой всего сущего он считал число, обожествляя его и наделяя возвышенными смыслами. Пифагор рассматривал душу, как сложное и многоплановое явление. До него эта сущность рассматривалась в качестве жизненной энергии, после смерти попадающей в Аид — царство мёртвых. Он считал, что составными частями души являются рассудок, ум, страсть.

Особенностью школы Пифагора было разработанное им учение об этике.

Главными человеческими недостатками он считал эгоизм и погоню за удовольствиями. Основой этики была любовь к людям, прекрасному и забота о своём теле. Важным достоинством он считал стремление к занятиям наукой.

Ксенофан

Ксенофан

Аристотель высоко оценил вклад этого учёного в философию — он посвятил ему отдельный трактат. Эта личность оставила о себе сложное впечатление. Одни считали его материалистом, другие — теологом. Были и такие, которые считали, что его достижения относятся к области культуры, а не философии.

Этот философ ставил под сомнение религию своего времени, однако атеистом он не был. Его точка зрения состояла в том, что бог пантеистичен и един.

В его взглядах присутствовали материалистические воззрения.


Гераклит

Гераклит

Его считают основателем диалектического учения. Он полагал, что всё происходит из огня и существует благодаря его изменениям. Источником изменчивости является борьба противоположностей.

Парменид

Он считал, что познание неизменного бытия — основная цель науки. Критерием истины по его мнению является разум. Он считал, что быть и мыслить — это одно и то же.


Зенон

Активно изучал понятия движения, пространства и множества. Отмечал их внутреннюю противоречивость. Известен формулировкой апорий, подтверждающих это.

Мелисс

Анаксагор

Учил о том, что мир состоит из вечных элементов, которые он называл семенами. Утверждал, что они создают всё разнообразие мира. Считал, что ими управляет космический Ум.

Демокрит

Этот философ впервые предложил учение об атомах, как об основе природы. Его считают основателем материализма. Он отрицал существование богов.

Натурфилософия выглядит сложной для понимания. Однако она была необходимым этапом развития науки.

Читайте также: