Выборная монархия это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных её органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.

Критериями разграничения форм правления являются:

- порядок замещения должности главы государства;

- объем полномочий главы государства;

- распределение полномочий между главой государства и представительным органом (парламентом);

- ответственность высших государственных органов.

Формы государственного правления делятся на монархии и республики.

Республика и монархия являются древнейшими институтами, которые существовали еще на заре цивилизации и продолжают существовать поныне. Первоначально (Древний мир, Средние века) большее распространение получили монархии. Республики (например, Рим, древнегреческие полисы, Венеция и др.) были скорее исключением из правил.

В настоящее время и монархии, и республики имеют свои разновидности.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Монархия отличается следующими признаками:

- главой государства является монарх;

- власть монарха передается по наследству;

- деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно;

- монарх не избирается народом;

- отсутствие юридической ответственности монарха;

- монарх не может быть принудительно смещен с должности.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (конституционной, парламентской, дуалистической).

Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору т.п. В абсолютных монархиях, как правило, отсутствует высший законодательный и представительный орган (парламент). Монарх неподконтролен обществу и неподсуден, им осуществляются все назначения и принимаются государственные решения. Нередко монарх является главой судебной власти и церкви.

Конституционная (парламентарная) монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом, и это конституционно закреплено (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.). Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

Парламентарной монархия характеризуется следующими признаками:

- наряду с монархом имеются высшие органы государственной власти – парламент правительство и др.;

- парламент избирается народом;

- правительство формируется и несет ответственность перед парламентом;

- имеет место разделение властей;

- монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны и носят церемониальный характер (принятие отставки правительства, представление государства за рубежом, вручение государственных наград и т.д.);

- лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви – Великобритания), однако на практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.

Конституционная монархия – результат многовековой борьбы народов за ограничение абсолютной власти монархов. Данная форма монархии, с одной стороны, наиболее приемлема для современного демократического государства, поскольку в конституционной монархии развит парламентаризм, соблюдаются права и свободы человека, регулярно, по результатам выборов, меняется правительство.

С другой стороны, монарх, приготовленный для выполнения своей роли с детства, придает дополнительный авторитет государственной власти, символизирует преемственность и поколений и эпох, препятствует радикализму, выступает арбитром в случаях возникновения разногласий в обществе (не дает обществу расколоться), не дает резко развернуть политический курс, выступает высшей инстанцией, которая в любой момент может повлиять на ситуацию в стране.




Таким образом, конституционная монархия по своей сути очень близка к республике, воплотила в себе многие лучшие республиканские черты. В то же время институт монархии избавляет эти государства от многих крайностей, присущих республикам, кризисов, снижает остроту борьбы за власть (поскольку ни одна партия, ни одна личность не может захватить власть, весь авторитет, стать выше монарха), придает данным странам дополнительную устойчивость и стабильность.

В настоящее время конституционными монархиями являются наиболее развитые и стабильные государства как в Европе (почти половина западноевропейских стран – членов Европейского Союза), так и на других континентах: Великобритания, Норвегия, Швеция, Испания, Голландия, Канада, Бельгия, Австралия, Дания, Япония и др.

Дуалистическая монархия носит двойственный характер. Власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:

- наличие наряду с монархом иных высших органов государственной власти – парламента и правительства;

- назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

- назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом;

- монарх выполняет функции реального главы государства.

Примеры дуалистической монархии сегодня: Непал, Кувейт, Иордания, Таиланд.

Особой разновидностью монархий являются выборные монархии, в которых существуют монархическая форма правления, но сам монарх избирается.

В настоящее время к таким государствам относятся 2 государства:

- Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – федерация 7 княжеств. Эмир федерации, официально именуемы президентом, избирается на 5-летний срок семью эмирами входящих в состав ОАЭ эмиратов из их числа;

- Малайзия – федерация 9 султанатов (княжеств) и 4 республики. Верховный правитель избирается султанами 9 входящих в федерацию султанатов на 5-летний срок.

Наиболее распространенной в современном мире формой правления является республика (в переводе с латинского res publica – общенародное дело).

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных её органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.

Критериями разграничения форм правления являются:

- порядок замещения должности главы государства;

- объем полномочий главы государства;

- распределение полномочий между главой государства и представительным органом (парламентом);

- ответственность высших государственных органов.

Формы государственного правления делятся на монархии и республики.

Республика и монархия являются древнейшими институтами, которые существовали еще на заре цивилизации и продолжают существовать поныне. Первоначально (Древний мир, Средние века) большее распространение получили монархии. Республики (например, Рим, древнегреческие полисы, Венеция и др.) были скорее исключением из правил.

В настоящее время и монархии, и республики имеют свои разновидности.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Монархия отличается следующими признаками:

- главой государства является монарх;

- власть монарха передается по наследству;

- деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно;

- монарх не избирается народом;

- отсутствие юридической ответственности монарха;

- монарх не может быть принудительно смещен с должности.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (конституционной, парламентской, дуалистической).

Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору т.п. В абсолютных монархиях, как правило, отсутствует высший законодательный и представительный орган (парламент). Монарх неподконтролен обществу и неподсуден, им осуществляются все назначения и принимаются государственные решения. Нередко монарх является главой судебной власти и церкви.

Конституционная (парламентарная) монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом, и это конституционно закреплено (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.). Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

Парламентарной монархия характеризуется следующими признаками:

- наряду с монархом имеются высшие органы государственной власти – парламент правительство и др.;

- парламент избирается народом;

- правительство формируется и несет ответственность перед парламентом;

- имеет место разделение властей;

- монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны и носят церемониальный характер (принятие отставки правительства, представление государства за рубежом, вручение государственных наград и т.д.);

- лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви – Великобритания), однако на практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.

Конституционная монархия – результат многовековой борьбы народов за ограничение абсолютной власти монархов. Данная форма монархии, с одной стороны, наиболее приемлема для современного демократического государства, поскольку в конституционной монархии развит парламентаризм, соблюдаются права и свободы человека, регулярно, по результатам выборов, меняется правительство.

С другой стороны, монарх, приготовленный для выполнения своей роли с детства, придает дополнительный авторитет государственной власти, символизирует преемственность и поколений и эпох, препятствует радикализму, выступает арбитром в случаях возникновения разногласий в обществе (не дает обществу расколоться), не дает резко развернуть политический курс, выступает высшей инстанцией, которая в любой момент может повлиять на ситуацию в стране.

Таким образом, конституционная монархия по своей сути очень близка к республике, воплотила в себе многие лучшие республиканские черты. В то же время институт монархии избавляет эти государства от многих крайностей, присущих республикам, кризисов, снижает остроту борьбы за власть (поскольку ни одна партия, ни одна личность не может захватить власть, весь авторитет, стать выше монарха), придает данным странам дополнительную устойчивость и стабильность.

В настоящее время конституционными монархиями являются наиболее развитые и стабильные государства как в Европе (почти половина западноевропейских стран – членов Европейского Союза), так и на других континентах: Великобритания, Норвегия, Швеция, Испания, Голландия, Канада, Бельгия, Австралия, Дания, Япония и др.

Дуалистическая монархия носит двойственный характер. Власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:

- наличие наряду с монархом иных высших органов государственной власти – парламента и правительства;

- назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

- назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом;

- монарх выполняет функции реального главы государства.

Примеры дуалистической монархии сегодня: Непал, Кувейт, Иордания, Таиланд.

Особой разновидностью монархий являются выборные монархии, в которых существуют монархическая форма правления, но сам монарх избирается.

В настоящее время к таким государствам относятся 2 государства:

- Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – федерация 7 княжеств. Эмир федерации, официально именуемы президентом, избирается на 5-летний срок семью эмирами входящих в состав ОАЭ эмиратов из их числа;

- Малайзия – федерация 9 султанатов (княжеств) и 4 республики. Верховный правитель избирается султанами 9 входящих в федерацию султанатов на 5-летний срок.

Наиболее распространенной в современном мире формой правления является республика (в переводе с латинского res publica – общенародное дело).

Выявим особенности дуалистической, парламентарной и выборной монархии.

В зависимости от степени ограничения власти монарха конституционные монархии подразделяют на следующие виды: дуалистическая, парламентарная и выборная.

Дуалистическая монархия

Дуалистическая монархия – это переходная форма правления, при которой властные полномочия главы государства ограничены в незначительной степени.

Существует своеобразная двойственность власти, при которой власть разделена между представительным органом и монархом. При этом монарх сосредоточивает в своих руках всю полноту исполнительной власти, создает правительство (которое ответственно перед ним), а законодательная власть юридически находится в руках парламента. Глава государства имеет широкие полномочия и может налагать абсолютное вето на принятые парламентом законы. Дуалистическая форма монархии была в Великобритании до конца XVIII века, а в Японии – со второй половины XIX века по 1945 год.

Современная дуалистическая монархия является близкой к абсолютной монархии, она свойственна странам с сильными пережитками феодализма (с определенными оговорками к ним можно отнести Иорданию, Кувейт, Марокко).

Парламентарная монархия

Парламентарная монархия – это существенно более демократическая форма правления, при которой фактически отсутствует дуализм: права монарха заметно ограничены во всех сферах реализации государственной власти. Реальными полномочиями на государственное управление, проведение самостоятельной внутренней и внешней политики он не обладает. Парламентарная форма имеет широкое распространение в современном мире и существует, например, в Испании, Бельгии, Норвегии.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции только номинально. При данной форме правления исполнительный орган ответственен перед действующим парламентом. По конституции последний обладает формальным верховенством среди остальных органов государства.

Король не имеет права самостоятельно реализовывать формально сохраненные за ним полномочия, а все исходящие от него нормативные акты требуют одобрения исполнительного органа либо отдельных министров (так называемый институт контрасигнатуры). Правительство осуществляет исполнительную власть, оно несет ответственность перед парламентом. Исполнительный орган создается парламентом на основе большинства, а его главой избирается лидер парламентского большинства.

В случае возникновения конфликта между парламентом и правительством (выражение правительству вотума недоверия) последнее уходит в отставку или обращается к монарху с просьбой на проведение досрочного роспуска парламента. Подобная ситуация встречается довольно редко, так как правительство опирается на поддержку парламентского большинства.

Выборная монархия

Особая разновидность монархии – это выборная монархия (или избирательная), которая сочетает в себе элементы республики и монархии. Выборная монархия существует в настоящее время в ОАЭ, Малайзии, Бутане. Например, в Малайзии главой государства является монарх, который избирается на пять лет в ходе особого совещания из представителей монархических штатов (султанатов).

Таким образом, дуалистическая, парламентарная и выборная монархии раскрывают многообразие монархической формы организации механизма государственного управления.

Выборная монархия является типом монархии , где монарх поднимается на трон выборов , а не по наследству.

В мире

Сегодня в мире выборными монархиями являются:

  • в Саудовской Аравии король избирается в правящей семье князьями, составляющими ее. В 2006 году король основал Совет верности , состоящий из 35 потомков Ибн Сауда , ответственный за принятие решения о выборе кандидата на престол;
  • Камбоджа , где король избирается Советом трону среди членов семей НОРОДА Sisowat или Ang Duong;
  • в Объединенных Арабских Эмиратах . Верховный Совет, состоящий из семи эмиров , является высшим органом государства. Он избирает президента и вице-президента на пять лет и обладает законодательной и исполнительной властью. Он ратифицирует федеральные законы и указы, планирует внешнюю политику и имеет право отстранять премьер-министра от должности по инициативе президента. Верховный Совет также избирает Совет министров. На практике президент по-прежнему является членом клана аль-Нахайян в Абу-Даби и вице-президентом и премьер-министром племени аль-мактум в Дубае;
  • Малайзии , где король избирается из девяти султанов Малайзии государств, в очень определенном порядке, однако;
  • Самоа , где глава государства (функции которого церемониальный) есть, начиная с 2007 года, избирается парламентом сроком на пять лет. По традиции его выбирают из рода великих традиционных вождей;
  • Ватикан (ранее Папский ), чей папа избираются во время конклава со стороны кардиналов ;
  • Суверенный Мальтийский Орден также имеет статус выборной монархии, так как его князь и великий магистр избирается пожизненно.

Бывшая выборная монархия

В Древней Греции некоторые города- государства, вероятно, были выборными монархиями, например, Аргос .

Среди галлов существовали выборные монархии .

Французская монархия была теоретически выборной до смерти Филиппа II , цари не были избрана знатью. У первых капетингов старшие сыновья избирались и короновались еще при жизни. Филипп Огюст отказался от этого; когда его сын Людовик сменил его после его смерти в 1223 году , наследственность приобрела статус юридического обычая, составляющего часть основных законов .

Об этом выборном происхождении символически вспомнили во время коронации королей Франции, когда пэры поддерживали корону до того, как она окружала голову короля.

Королевство Венгрии также факультативная монархия; Однако, от 1538, король всегда выбирается из числа потомков Фердинанда I эр , младший брат Карла V . в 1687 году диета королевства превратила королевство в наследственную монархию. В 1921 году, после попыток восстановления короля Карла IV , Закон XLVII-1921 восстановил выборный характер венгерской короны.

Священная Римская империя теоретически выборная монархия, хотя возвраты мощности от Карла V к Габсбургам . Действительно, именно встреча семи князей-выборщиков должна определить, кто будет новым императором. Выборы будущего императора могут быть произведены до смерти государя, поэтому будущего главы Священной Империи называют королем римлян .

Богемская корона была также факультативной. Опять же , это было по существу номинальное избрание наследника государя , предшествующего гуситских войн и появления Джорджа I ст . Тогда Габсбурги преобладали, но каждый раз уважали номинальные выборы. В 1621 году, с подавлением чешского восстания, Фердинанд II лишил Богемию ее привилегий, и чешская корона перестала быть выборной.

Франсуа I эр представил себя в 1519 для функции императора против Карла V и Генрихом VIII Англии . Карл V был избран благодаря своему деду Максимилиан I ст .

Швеция была наследственной монархией только с 1544 года, когда Государственный риксдаг Вестеросом арвфёренингом назначил потомков Густава Васы наследниками престола.

В Африке , то регентство Алжиром (с XVII - го века XIX - го века) была выборная монархия, Дей избран, в зависимости от периода, Divan Алжирский или Taifa РАИС (Собрание корсаров). Избранные деи также носили титул губернатора-султана Алжира или султана Алжира.

В Монголосфере феодалах, от Чингисхана до XX - го века , то Хунтайджи был великим ханом , мощным, контролируя обширные территории, избираемые назначенный органом Курултая . Более того, короли Тибета монгольские ойраты (от Чингисхана до маньчжурского протектората Тибета в 1720 году) пользуются тем же режимом.

Форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.

Начать с того, что выборная монархия обычно всё-таки предполагает пожизненное правление избранного, причём как в прошлом (например, Священная Римская империя), так и в наше время (Ватикан, Камбоджа, Мальтийский орден). Общенациональными представительными учреждениями тоже что курфюрсты (князья-выборщики) в СРИ не были, что конклав кардиналов или королевский совет Камбоджи не являются.

Политические права граждан при выборной монархии, опять-таки, тоже никак не гарантированы. То есть некая конкретная система выборной монархии может быть очень близка к республиканскому строю, но по факту это обычно не так.

Кроме того, выборная монархия вполне может быть при этом абсолютной (т.е. вся полнота власти в руках монарха) — Ватикан как раз и сегодня именно таковой является. Тут уж и не пахнет никакой республикой.

Опять же, наличие в стране монарха само по себе совершенно не мешает ей при этом республикой быть — взять хоть Британию, хоть Испанию, хоть большую часть остальных европейских монархий. При этом, заметьте, монархи ещё и наследные, а не выборные. Так что это немного разные плоскости государственного устройства.

Читайте также: