Выбор жизненного пути обществознание 6 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Правильно выбрать свой путь — важнейшая жизненная задача. Только при этом условии человек может реализовать свои задатки, получать радость от любимой работы и результатов своего труда. Не только наши желания и стремления определяют нашу жизнь, но всё же она во многом зависит от нас. В процессе роста человека задаётся вопросами, есть ли в жизни смысл, что такое человек, и какова его в роль на Земле. Все надеются на счастье, на достижение высот в той или иной области, но не всегда мы получаем по своим желаниям. Тем не менее стремиться к осуществлению мечты стоит.

Мы растём среди близких людей, готовых всегда оказать нам поддержку и помощь. Часто в своих поступках мы руководствуемся их советами. Кроме того, считаемся с мнением друзей. Однако родные люди и друзья могут ошибиться в рекомендации выбора жизненного пути. Надо прислушаться к себе, понять, что ты хочешь или, по крайней мере, чего не хочешь. Не всегда это получается сразу. Бывает, что год или два года человек проучится в каком-то вузе, а потом понимает, что учёба здесь — ошибка.

И хорошо ещё, что молодой человек это понял не после получения диплома. Специальность должна быть желанной. Человек должен стремиться начать работать по избранной профессии. Если же отучиться по специальности, которая не привлекает, потом ещё и работать по ней, не пытаясь ничего изменить, плыть по течению, то это ошибочный путь в жизни. Такая ошибка чревата внутренней неудовлетворённостью, депрессивным состоянием.

Безусловно, выбирая профессию, надо учитывать, есть ли на неё спрос. Желая стать экономистом, юристом или психологом, нужно помнить, что таких кадров у нас переизбыток. Конечно, если человек чувствует в себе потенциал гениального юриста или талантливого психолога, то тут уж ничего не поделаешь — быть по сему.

Выбор жизненного пути — это не только избрание будущей профессии, это и определение для себя жизненных принципов: каким ты должен быть. Можно стать прекрасным специалистом, сделать блестящую карьеру, но важно ещё, как эта карьера была сделана. Не по головам ли своих коллег прошёлся человек? Такой карьерист окружён только нужными ему людьми, у него нет друзей, он, в сущности, одинок.

Выбор жизненного пути — это настрой человека быть полезным людям или жить только для себя, отдавать или брать. Всегда счастливее те, кто отдаёт. Человек, трудящийся для людей, получает их благодарность и признание. Для отдающего всегда есть высокая радость ощущения своей нужности. Человек, живущий для себя, более обеспечен, его жизнь спокойнее, но такое эгоистическое существование лишено полноты жизни, в нём нет удовлетворения от своей нужности.

У каждого человека свой взгляд на понятие «счастье’ и ответ не может быть однозначным. Например, счастье матери может заключаться в здоровье её ребёнка, девушка может быть счастлива от того, что выходит замуж за любимого человека. Счастье человека, наверное, может заключаться в том, что его желания и потребности могут совпадать с его возможностями. То есть человек захотел купить квартиру и у него такая возможность есть, потому что у него высокооплачиваемая работа. Для других счастьем может быть собственное здоровье, возможность помочь близкому человеку, жить в мирное время без войн.

  1. Что сопутствует успеху в жизни?

Для жизненного успеха важны понимание и помощь окружающих, близких людей, друзей.

Главное в этом выборе — чувствовать и понимать пульс общества, чем оно живет, каковы его ценности, проблемы.

  1. Можно ли в работе видеть смысл жизни?

Конечно можно, если она приносит радость и удовлетворение, пользу.

В классе и дома.

  1. Назови особенности поведения своих сверстников, свидетельствующие о появлении у них чувства взрослости.

Основными показателями чувства взрослости служат:

  • проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности;
  • желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;
  • наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников.
  1. Узнай и расскажи одноклассникам о людях, одержимых своей идеей.
  1. Российский учёный О. Ю. Шмидт в 14-летнем возрасте составил план своей дальнейшей жизни: какие дела сделать, какими знаниями овладеть, как развиваться физически и т. д. На его выполнение потребовалось бы 150 лет. Работая на творческом пределе, учёный к концу жизни (умер в 64 года) выполнил всю 150-летнюю программу. Нужно ли и зачем планировать свою жизнь? Попробуй составить план на 1 месяц, на 1 год, на 3 года. Обсуди его с родителями, друзьями.

Например такой, простой план на месяц:

  1. прочитать книгу;
  2. не пропускать школьные занятия;
  3. завести новых друзей;
  4. посетить какую-нибудь секцию.
  1. достичь успехов в изучении иностранного языка;
  2. получить музыкальную грамоту;
  3. изучить предмет, который не преподают в школе;
  4. научиться играть на фортепиано;
  5. накопить определённую сумму денег;
  6. помочь бездомным животным обрести дом или отдать их в приют.
  7. Подбери пословицы и поговорки, раскрывающие значение труда для человека.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Не хлеб за брюхом ходит, а брюхо за хлебом.

Что пожнешь, то и сколотишь, что сколотишь, то и в амбар положишь.

Не печь кормит, а поле.

Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Упустишь время — потеряешь урожай.

Хороша нива у дружного коллектива.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Дело мастера боится.

Труд кормит, лень портит.

Кончил дело — гуляй смело.

Что касается урока рисования, то профессии архитектора, дизайнера, художника.

Мотивы поведения — психолог, следователи. Математические расчеты — экономист, инженер, менеджер.

Еще с древности часть людей считала, что счастье в том, чтобы получать всяческие удовольствия. И ведь действительно – мы живем одну жизнь (по крайней мере ту, которую можем наблюдать), и ее хочется прожить так, чтобы было потом, что вспомнить.


Рис. 1. Жизнь в удовольствии (Источник)

Но в итоге человеку все наскучивает. Мы устроены так, что со временем пресыщаемся этими удовольствиями. Допустим, вы любите играть в компьютерные игры. Вот вы покупаете новую игру. Сначала игра кажется вам увлекательной, безумно интересной. Вы просто уверены, что можете просидеть за ней всю жизнь. Но в какой-то момент вам становится скучно и совсем неинтересно. И тогда вы начинаете искать что-то новое. И получается, что лишь одно удовольствие не может интересовать вас всю жизнь.

Другая часть мудрецов считала в противоположном ключе, что человек наоборот должен довольствоваться малым. Вспомним о древнегреческом философе Диогене, который полностью лишил себя любой собственности.


Или вспомним о Франциске Ассизском. Таких людей достаточно много. И они говорили, что раз ты человек, так наслаждайся этим – именно тем, что ты человек. Ведь у человека есть потрясающая особенность – он совершенствуется, становится лучше только тогда, когда находится в жестких условиях. Если у тебя все есть, если тебе нечего делать, то зачем себя совершенствовать? Ведь мир и так идеален. Но когда ты находишься в жестких условиях, когда ты вынужден что-то создавать (созидать), творить что-то новое, именно тогда ты подтверждает свою человеческую натуру.

Сложно решить, какое из направлений право. В любом случае ваша жизнь всегда будет связана с трудовой деятельностью. Ведь труд – это естественное состояние человека, он определяет нас. Поэтому ваш жизненный выбор должен быть очень мудрым. Ведь определение того, кто мы, - это один из важнейших вопросов нашей жизни. И если вы сделаете неправильный выбор, ваша жизнь вряд ли будет счастливой.

2. Силой тела или силой ума?


Рис. 3. Умственный труд (Источник)

Но если ты не предназначен для достаточно сильных мозговых нагрузок, ты будешь утомляться так же, как при физическом труде, и наоборот. Если ты предназначен для физического труда, ты будешь сильно уставать и чувствовать неудобство. И все это только потому, что ты для него не предназначен.


Рис. 4. Физический труд (Источник)

Поэтому для того, чтобы ваш выбор профессии был правильным, постарайтесь уже сейчас начать готовить себя к тому, чтобы в будущем вы выбрали именно ту профессию, которая вам подходит, определиться с тем, кто вы.

Для начала вы можете просто приучить себя к физическому труду: помогать родителям по дому или на даче. Но не стоит забывать и об интеллектуальном труде. Тут может быть много вариантов: можно конструировать какие-нибудь модели, решать математические задачи. Хорошо, например, использовать компьютер не только для игр или посещения социальных сетей в Интернете, а также попытаться написать программу. То есть создать что-то, что еще не существовало. Или же можно просто освоить какую-то компьютерную программу, но уже более сложную. Не только стандартную игровую приставку, но и что-то, что может помочь вам в жизни. Вот так вы и найдете в себе то, что позволит вам сделать выбор настоящей, подлинной профессии, которая станет для вас путеводной по всей жизни.


Рис. 5. Успешный человек (Источник)

4. Бертильонаж

Иногда найти себя очень сложно. Очень трудно понять, для чего ты на земле. В качестве примера можно поговорить о жизни очень интересного человека Альфонса Бертильона. Это сейчас он очень известный человек, можно сказать, классик криминастики, человек, создавший уникальную, очень интересную систему опознавания личности. Это очень важный момент в криминалистике – опознать человека, т.е. узнать был ли этот преступник ранее известен полиции. В конце ХІХ века Альфонс Бертильон был абсолютно неприкаянным человеком, т.е. он просто не мог прибиться к какому-либо делу, никак не мог определить свое ремесло. Его родители были известными французскими биологами, а он не хотел начинать научную карьеру, и у него ничего не получалось. Сам по себе он был немного скованным, угловатым, сутулым, достаточно невзрачным человеком.


Рис. 6. Альфонс Бертильон (Источник)

Но судьба оказалась благосклонной к нему. Попробовав себя в разных профессиях, он оказался в судебном бюро при французской тайной полиции Сюрте. Там он занимался скучной канцелярской работой: классифицировал французских преступников, которые были задержаны полицией. Он переписывал их словесное описание, ведь тогда это был единственный способ опознать преступника. И если человек как-то изменял свою внешность (отращивал бороду или подстригал волосы), он мог называть себя другим именем, ведь не было фотографий или документов, подтверждающих его личность. Такой человек запросто мог уйти от ответственности при совершении преступления. И тогда у Бертильона возникла идея создать некую систему, которая могла четко идентифицировать, т.е. определить любого человека. Он начал рассматривать различные варианты решения и пришел к выводу, что мы все уникальны. У нас у всех есть свои уникальные отличительные признаки. Его система была сложна. Бертильон рассматривал много точек измерения. Он рассматривал человека, как некий модуль, как некую систему, где можно было находить большое количество точек измерения, уникальных для каждого: длина от мочки уха до кончика носа, соотношение длинны фаланги указательного пальца к длине локтя и т.д.

Рис. 7. Бертильон в работе (Источник)

Рекомендованное домашнее задание

2. А в чем для вас заключается счастье?

3. *Как вы считаете, что более утомительно – интеллектуальный или физический труд? Обоснуйте свою точку зрения.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "На пути к жизненному успеху"

На протяжении всей истории человечества мудрецы и философы видели путь к жизненному успеху человека по-разному.

А американский писатель Энтони Роббинс говорил, что дорога, ведущая к успеху, вечно обновляется. Успех – это поступательное движение, а не точка, которой можно достичь.

Вы и сами без труда найдёте не один десяток подобных выражений, многие из которых будут противоречить друг другу. Так что же такое успех?

Согласно толковому словарю Сергея Ожегова, успех – это удача в достижении чего-нибудь. Второе значение слова –общественное признание.

Как вы думаете, кто же такой успешный человек?

Успешный человек – это тот, кто постоянно ставит перед собой жизненные цели и достигает их.

Успешный человек – это человек, уверенный в себе, своих знаниях, способностях, действиях и поступках.

Быть успешным человеком – значит иметь высокооплачиваемую и востребованную работу.

Быть успешным – значит никогда не останавливаться на достигнутом, постоянно развиваться и самосовершенствоваться.

Успешный человек имеет высокое положение в обществе, общественное признание, он всегда востребован как личность, его уважают.

Успешный человек обладает лидерскими качествами, он способен повести за собой других людей.

Успешный человек – это человек, который способен превратить мечту в цель и достичь её.

И действительно, выбирая ту или иную дорогу, человек сам прокладывает себе путь к жизненному успеху. Одни видят его в полной материальной обеспеченности, вторые – в карьерном росте, третьи – в реализации семейных ценностей, четвёртые – в полезном труде и так далее. Ведь у каждого человека понятие его жизненного успеха сугубо индивидуально.

Хотя в современном мире успешных людей принято ассоциировать с известностью и богатством. Дорогой автомобиль, дорогая одежда, шикарный дом, отдых на мировых курортах, работа на высокой должности в престижной компании и так далее. Вот те показатели, по которым современное общество зачастую определяет жизненный успех того или иного человека.

Сегодня к таким вот успешным людям, как правило, относят богачей, известных политиков, популярных певцов, звёзд киноэкрана и прочих знаменитостей.

Но являются ли эти люди действительно успешными?

Сегодня написано множество книг о том, как стать богатым и знаменитым, но стремление ко всем этим благам не всегда делает человека успешным. И наоборот, в мире множество людей, которые не являются ни богатыми, ни знаменитыми, зато довольно успешными в своих областях.

Взять хотя бы античного философа Диогена, который всю жизнь прожил в бочке и вёл достаточно свободный образ жизни, но тем не менее он добился значительных успехов на философском поприще.


Или нашего с вами современника Григория Перельмана, который смог доказать сложнейшую математическую гипотезу Пуанкаре и отказался впоследствии от премии в размере одного миллиона долларов США.


Согласитесь, что несмотря на то, что эти люди не богаты, их вполне можно отнести к успешным.

Как мы с вами уже знаем, человек – это живое, разумное, биосоциальное существо.


Поэтому закономерно, что успеху, как правило, способствует окружение, в котором живёт индивид. Человек, который имеет любимую работу и делает в ней успехи, или имеет почитателей своего таланта, без домашнего очага не может быть полностью доволен жизнью. Только семейное благополучие может сделать человека по-настоящему счастливым. И такие люди свой жизненный успех связывают с теплотой, зарядом положительной энергии, получаемой в кругу семьи.

Любые решения, которые принимает человек на своём жизненном пути, оказывают влияние на его ближайшее социальное окружение и на общество в целом. Например, в один прекрасный день вы решили прогулять школу, казалось бы, это ваше самостоятельное решение, которое не будет иметь последствий, но это решение как минимум расстроит ваших родителей, то есть ваше ближайшее окружение. Ну а если прогулы войдут у вас в привычку, то тут и до осуждения обществом не так далеко.

И наоборот, решения, которые выносит общество, не всегда удовлетворяют человека, что в итоге может привести к различным негативным последствиям.

Поэтому для достижения человеком жизненного успеха крайне важны взаимопомощь и взаимопонимание окружающих его людей, близких, друзей и всего общества в целом.

Следует помнить, что взаимопонимание и взаимопомощь участников любой деятельности –залог её успеха.

Учитесь чувствовать и понимать не только себя, но и других людей, и в меру своих сил помогайте им.

Давайте попробуем представить себе путь к жизненному успеху в виде айсберга. Как вы уже знаете, у любого айсберга кроме надводной есть ещё и подводная часть. Она значительно больше. Итак, что же по мнению учёных формирует айсберг успеха.


Надводную часть айсберга будут составлять деньги, удача, признание и уважение.

Но наиболее интересной является подводная часть айсберга успеха, которая включает в себя:

Самодисциплину. Ведь если вы не можете заставить себя делать что-то чётко, значит у вас и результаты будут неопределёнными;

Знания и умения. Ведь благодаря им человечество постоянно движется вперёд. И чем они совершеннее, тем легче добиться успеха.

Ошибки и шишки. Ведь человек учится лучше всего на собственных ошибках. Например, он никогда не научится кататься на коньках, если не упадёт несколько раз.

Усердие и упорство. Если вы не будет с усердием и упорством идти к достижению цели, то есть к успеху, то у вас совершенно ничего не получится.

Терпение. На пути к жизненному успеху возможны разочарования, поэтому очень важно не останавливаться на полпути, а завершить начатое дело.

Но существует ли формула успеха?

По мнению американского психолога Марты Бек, она довольно простая и выглядит следующим образом.


Представляйте себе то, что вы хотите получить. Рисуйте, фантазируйте, в конце концов, пишите письма Деду Морозу. А как только у Вас появились силы – работайте, шагайте в направлении Вашей мечты!

Конечно, это не идеальная формула, не ключ к успеху, но тем не менее она поможет вам добиться жизненного успеха в ваших начинаниях.

Читайте также: