Выбор карьеры это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Выбор карьеры – очень сложный и ответственный вопрос в жизни. От его решения будет зависеть не только наше финансовое благополучие, но и личная жизнь. От того, какой путь избирает человек, будет зависеть и его окружение: друзья и враги, союзники и идейные противники, вкусы и предпочтения, ценности и интересы. От выбора карьеры зависит и уровень самооценки человека. Местожительство часто также обусловлено выбором карьеры. Таким образом, выбор карьеры – один из решающих факторов жизненного успеха и счастья.

В современных отечественных условиях профессия, получаемая в университете, становится базой для трудовой карьеры человека. Однако многим людям часто приходится переучиваться, повышать свою квалификацию, писать кандидатские и докторские диссертации, приобретать новые специальности и начинать все сначала в совершенно новой для себя сфере деятельности. Случается, что люди меняют место работы в зрелом, а иногда и в пенсионном возрасте.

Можно предложить следующий алгоритм выбора и оценки карьеры:

4. Оцените гендерные и культурные факторы. К сожалению, и в наши дни значительная часть женщин работает на низкооплачиваемых работах. Женщины медленнее продвигаются по карьерной лестнице по сравнению с мужчинами. Многие работают на низкооплачиваемых должностях оттого, что вынуждены совмещать работу с семейными обязанностями. Проблематичны для женщины и выезды в служебную командировку. Женщины не меньше мужчин заинтересованы в своей работе, однако обстоятельства часто ограничивают карьеру женщин. В основном женщине приходится совмещать супружеские, родительские и служебные функции. В большинстве семей ответственность за ведение домашнего хозяйства и воспитание детей – женская обязанность. Поэтому неудивительно, что женщины, которым удается сделать карьеру и добиться руководящей должности, очень часто остаются одинокими. Все это следует учесть выбирая себе карьеру. Успешная карьера дается ценой немалых усилий. Нужно определить с самого начала, не слишком ли тяжко будет ее бремя? Кроме того, не следует забывать о влиянии культурных стереотипов. Например, если в США врачами и дантистами работают в основном мужчины, то в России большую часть врачей составляют женщины. Культура современного общества решающим образом определяет, в какой мере мы можем добиться карьерного успеха. Нужно попытаться выяснить, есть ли будущее у той или иной профессии, степень ее востребованности в том или ином регионе страны и т.д.

5. Проанализируйте рынок труда. При выборе карьеры не в последнюю очередь оценивается и возможность будущего трудоустройства. Далеко не каждый может стать Президентом Российской Федерации. Равно как и честолюбивая мечта о первом полете на Юпитер пока, наверное, останется мечтой, так как никто туда лететь не собирается. Даже те специальности, которые в настоящее время пользуются спросом, в будущем могут оказаться ненужными. Техника шагает вперед, вытесняя собой рутинный труд человека, но в то же время и ликвидируя рабочие места. Конечно, есть и стабильные сферы деятельности, такие, например, как медицинские и похоронные услуги, образование и наука, политика и религия, экономика и юриспруденция и т.д. Однако спрос на профессии дворника, грузчика или кондуктора в развитых странах заметно сокращается.

6. Узнайте о рабочих условиях и необходимых требованиях. Во-первых, нужно выяснить, какие умения и практические навыки необходимы для вашей работы (к примеру, быстрота реакции, коммуникативные навыки, хорошая память, стопроцентное зрение, острый слух или специальная подготовка). Во-вторых, нужно узнать, каковы условия труда специалистов выбранной сферы деятельности (например, работа в помещении или на улице, в отдельном кабинете или в общей комнате, с униформой или без нее, с нормированным или ненормированным графиком работы и т.д.):

Найдя подходящее место работы, необходимо позаботиться о том, чтобы быть туда принятым. Все чаще в отечественных условиях для этого используются не только устные способы (собеседование), но и письменные (так называемые аппликационные письма и резюме).

· выяснить фамилию руководителя интересующего подразделения или фамилию менеджера по персоналу;

· избегать слов и выражений, свидетельствующих об отчаянии или чувстве безнадежности;

· избегать хвастливых и напыщенных слов о себе;

· не цитировать фрагменты письма из какого-нибудь учебника, поскольку письмо, написанное лично, будет более информативным;

· никогда не посылать ксерокопию письма;

· следовать принципу лаконичности и избегать многословия.

Резюмелучше всего составлять не торопясь, перебирая в памяти свой жизненный опыт и вспоминая свои достижения в определенных сферах деятельности. Это может быть любая работа, даже если она не входила в трудовые обязанности человека, в том числе учеба на курсах, членство в обществах или общественно-политическая деятельность. Просмотрев получившийся список, следует убедиться, что в нем содержатся все виды деятельности, которые могли бы иметь какое-то отношение к вакантной должности кандидата.

При оформлении данных и иных документов о приеме на работу чрезвычайно важно не допускать орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Ведь шансы человека на получение работы или продвижение по службе в значительной степени зависят от его умения грамотно писать. Согласно проведенному исследованию, 80 % руководителей сообщили, что в их практике были случаи, когда они отказывали претенденту только на том основании, что его резюме и аппликационное письмо были написаны с орфографическими, пунктуационными или грамматическими ошибками. И 99 % руководителей согласились с тем, что неграмотность служит помехой в продвижении человека по службе. Дело в том, что ошибки в письме часто оцениваются как отражение недостаточности общего интеллектуального уровня человека. Поэтому работу над своей орфографией человеку, желающему достичь больших успехов в карьере, следует воспринимать не как скучное занятие, а как весомый вклад в багаж секретов карьерного роста.

Собеседование (интервью) может длиться не более получаса, но за это короткое время работодатель формирует свое мнение о кандидате и принимает решение. Конечно, каждый работодатель, беседуя с кандидатом на вакантную должность, использует свой собственный метод ведения интервью. Психологи все же попытались сгруппировать их и выделить три основных вида интервью:

· неформальное интервью, форма которого не определена заранее; последовательность и характер диалога не планируются, разным претендентам задаются разные вопросы в соответствии с направлением беседы; подобное интервью практикуется в основном для предварительной оценки претендентов, нежели для сбора информации о них;

· типовое интервью представляет собой интервью, процедура которого унифицирована для всех претендентов и предполагает методичный и тщательный опрос с целью выяснения всех деталей личности кандидата на вакантную должность; выясняется, почему человек выбрал свою специальность, почему покинул прежнее место работы, что он ценит в своей профессии и т.д.;

Для положительного исхода собеседования психологи советуют:

· выглядеть опрятно и одеться в традиционном стиле или как одевается большинство работников компании;

· при встрече и завершении беседы лучше всего использовать крепкое рукопожатие в сочетании с естественной улыбкой, стоять прямо, не переминаясь с ноги на ногу и избегая суетливости в поведении;

· не начинать беседу с вопроса о зарплате, лучше если его затронет сам работодатель, в крайнем случае его можно задать в конце беседы;

· не возражать интервьюеру и не спорить с ним, не выказывать не удовлетворенности ходом беседы;

· избегать многословия и излишней жестикуляции, говорить кратко и только о тех аспектах работы, которые имеют отношение к образованию и специальности;

· постараться четко сформулировать для себя основную цель и основания выбора работы, а также степень своей профессиональной пригодности;

· внимательно слушать интервьюера, проявляя интерес ко всему, что он говорит, даже если это, на ваш взгляд, не имеет отношения к вашей предстоящей работе и не перебивать его;

· не будьте излишне самоуверенны, держитесь спокойно и непринужденно;

· после проведения собеседования поблагодарите собеседника и всех людей, принявших хоть какое-то участие в вашем приеме на работу.

Выбор карьеры – очень сложный и ответственный вопрос в жизни. От его решения будет зависеть не только наше финансовое благополучие, но и личная жизнь. От того, какой путь избирает человек, будет зависеть и его окружение: друзья и враги, союзники и идейные противники, вкусы и предпочтения, ценности и интересы. От выбора карьеры зависит и уровень самооценки человека. Местожительство часто также обусловлено выбором карьеры. Таким образом, выбор карьеры – один из решающих факторов жизненного успеха и счастья.

В современных отечественных условиях профессия, получаемая в университете, становится базой для трудовой карьеры человека. Однако многим людям часто приходится переучиваться, повышать свою квалификацию, писать кандидатские и докторские диссертации, приобретать новые специальности и начинать все сначала в совершенно новой для себя сфере деятельности. Случается, что люди меняют место работы в зрелом, а иногда и в пенсионном возрасте.

Можно предложить следующий алгоритм выбора и оценки карьеры:

4. Оцените гендерные и культурные факторы. К сожалению, и в наши дни значительная часть женщин работает на низкооплачиваемых работах. Женщины медленнее продвигаются по карьерной лестнице по сравнению с мужчинами. Многие работают на низкооплачиваемых должностях оттого, что вынуждены совмещать работу с семейными обязанностями. Проблематичны для женщины и выезды в служебную командировку. Женщины не меньше мужчин заинтересованы в своей работе, однако обстоятельства часто ограничивают карьеру женщин. В основном женщине приходится совмещать супружеские, родительские и служебные функции. В большинстве семей ответственность за ведение домашнего хозяйства и воспитание детей – женская обязанность. Поэтому неудивительно, что женщины, которым удается сделать карьеру и добиться руководящей должности, очень часто остаются одинокими. Все это следует учесть выбирая себе карьеру. Успешная карьера дается ценой немалых усилий. Нужно определить с самого начала, не слишком ли тяжко будет ее бремя? Кроме того, не следует забывать о влиянии культурных стереотипов. Например, если в США врачами и дантистами работают в основном мужчины, то в России большую часть врачей составляют женщины. Культура современного общества решающим образом определяет, в какой мере мы можем добиться карьерного успеха. Нужно попытаться выяснить, есть ли будущее у той или иной профессии, степень ее востребованности в том или ином регионе страны и т.д.

5. Проанализируйте рынок труда. При выборе карьеры не в последнюю очередь оценивается и возможность будущего трудоустройства. Далеко не каждый может стать Президентом Российской Федерации. Равно как и честолюбивая мечта о первом полете на Юпитер пока, наверное, останется мечтой, так как никто туда лететь не собирается. Даже те специальности, которые в настоящее время пользуются спросом, в будущем могут оказаться ненужными. Техника шагает вперед, вытесняя собой рутинный труд человека, но в то же время и ликвидируя рабочие места. Конечно, есть и стабильные сферы деятельности, такие, например, как медицинские и похоронные услуги, образование и наука, политика и религия, экономика и юриспруденция и т.д. Однако спрос на профессии дворника, грузчика или кондуктора в развитых странах заметно сокращается.

6. Узнайте о рабочих условиях и необходимых требованиях. Во-первых, нужно выяснить, какие умения и практические навыки необходимы для вашей работы (к примеру, быстрота реакции, коммуникативные навыки, хорошая память, стопроцентное зрение, острый слух или специальная подготовка). Во-вторых, нужно узнать, каковы условия труда специалистов выбранной сферы деятельности (например, работа в помещении или на улице, в отдельном кабинете или в общей комнате, с униформой или без нее, с нормированным или ненормированным графиком работы и т.д.):

Найдя подходящее место работы, необходимо позаботиться о том, чтобы быть туда принятым. Все чаще в отечественных условиях для этого используются не только устные способы (собеседование), но и письменные (так называемые аппликационные письма и резюме).

· выяснить фамилию руководителя интересующего подразделения или фамилию менеджера по персоналу;

· избегать слов и выражений, свидетельствующих об отчаянии или чувстве безнадежности;

· избегать хвастливых и напыщенных слов о себе;

· не цитировать фрагменты письма из какого-нибудь учебника, поскольку письмо, написанное лично, будет более информативным;

· никогда не посылать ксерокопию письма;

· следовать принципу лаконичности и избегать многословия.

Резюмелучше всего составлять не торопясь, перебирая в памяти свой жизненный опыт и вспоминая свои достижения в определенных сферах деятельности. Это может быть любая работа, даже если она не входила в трудовые обязанности человека, в том числе учеба на курсах, членство в обществах или общественно-политическая деятельность. Просмотрев получившийся список, следует убедиться, что в нем содержатся все виды деятельности, которые могли бы иметь какое-то отношение к вакантной должности кандидата.

При оформлении данных и иных документов о приеме на работу чрезвычайно важно не допускать орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Ведь шансы человека на получение работы или продвижение по службе в значительной степени зависят от его умения грамотно писать. Согласно проведенному исследованию, 80 % руководителей сообщили, что в их практике были случаи, когда они отказывали претенденту только на том основании, что его резюме и аппликационное письмо были написаны с орфографическими, пунктуационными или грамматическими ошибками. И 99 % руководителей согласились с тем, что неграмотность служит помехой в продвижении человека по службе. Дело в том, что ошибки в письме часто оцениваются как отражение недостаточности общего интеллектуального уровня человека. Поэтому работу над своей орфографией человеку, желающему достичь больших успехов в карьере, следует воспринимать не как скучное занятие, а как весомый вклад в багаж секретов карьерного роста.

Собеседование (интервью) может длиться не более получаса, но за это короткое время работодатель формирует свое мнение о кандидате и принимает решение. Конечно, каждый работодатель, беседуя с кандидатом на вакантную должность, использует свой собственный метод ведения интервью. Психологи все же попытались сгруппировать их и выделить три основных вида интервью:

· неформальное интервью, форма которого не определена заранее; последовательность и характер диалога не планируются, разным претендентам задаются разные вопросы в соответствии с направлением беседы; подобное интервью практикуется в основном для предварительной оценки претендентов, нежели для сбора информации о них;

· типовое интервью представляет собой интервью, процедура которого унифицирована для всех претендентов и предполагает методичный и тщательный опрос с целью выяснения всех деталей личности кандидата на вакантную должность; выясняется, почему человек выбрал свою специальность, почему покинул прежнее место работы, что он ценит в своей профессии и т.д.;

Для положительного исхода собеседования психологи советуют:

· выглядеть опрятно и одеться в традиционном стиле или как одевается большинство работников компании;

· при встрече и завершении беседы лучше всего использовать крепкое рукопожатие в сочетании с естественной улыбкой, стоять прямо, не переминаясь с ноги на ногу и избегая суетливости в поведении;

· не начинать беседу с вопроса о зарплате, лучше если его затронет сам работодатель, в крайнем случае его можно задать в конце беседы;

· не возражать интервьюеру и не спорить с ним, не выказывать не удовлетворенности ходом беседы;

· избегать многословия и излишней жестикуляции, говорить кратко и только о тех аспектах работы, которые имеют отношение к образованию и специальности;

· постараться четко сформулировать для себя основную цель и основания выбора работы, а также степень своей профессиональной пригодности;

· внимательно слушать интервьюера, проявляя интерес ко всему, что он говорит, даже если это, на ваш взгляд, не имеет отношения к вашей предстоящей работе и не перебивать его;

· не будьте излишне самоуверенны, держитесь спокойно и непринужденно;

· после проведения собеседования поблагодарите собеседника и всех людей, принявших хоть какое-то участие в вашем приеме на работу.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Дж. Голланд предложил и исследовал теорию выбора карьеры. Он считает, что этот выбор есть выражение сущности личности, а не случайное событие. По его мнению, достижения человека в том или ином виде карьеры зави­сят от соответствия между направленностью его личности и обстановкой работы (рис. 2).

Дж. Голланд считает, что каждый человек в определенной степени относится к одному из шести типов личности (в скобках указан пример профессии):

1) реалистический — предпочитающий деятельность, связанную с манипуляциями инструментов и механизмов (машинист);

2) исследовательский — аналитик, любознательный, методичный и точный (ученый-исследователь);

3) артистический — экспрессивный, нонконформистски настроенный, оригинальный, внутренне сосредоточенный (декоратор);

4) социальный — любит работать сообща и, помогая другим, целенаправленно избегает систематической деятельности, включая механическую (школьный консультант);

5) предпринимательский — любит деятельность, позволяющую ему влиять на других для достижения целей (адвокат);

6) конвенциональный — любит систематическое манипулирование данными, записями, репродуцирование материалов (бухгалтер).

Рис. 2. Типология личностей Дж.Голланда

Другой типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры, является типология Е.А.Климова. Все виды деятельности разделены по предметам труда:

Тип З- «человек-знак: ведущий предмет труда – условные знаки, шифры, коды, естественные или искусственные языки;

Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с уже определившимся профессионалом, однако важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно выделить следующие основные ситуации выбора профессий (табл. 1).

Ситуации выбора профессии

Традиция Вопрос о выборе не возникает в силу традиции, обычаев
Случай Выбор произошел случайно в силу некоего события
Долг Выбор профессии связан с представлением о долге, о своей миссии, призвании или обязательствами перед людьми
Целевой выбор Выбор связан с сознательным определением целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения (до момента выбора знает о будущей профессиональной деятельности)

Практика показывает, что, принимая решение о выборе работы и карьере, нельзя полностью полагаться на мнение даже самых близких людей. Такое решение также не должно опираться только на имеющиеся вакансии. Это вопрос вашей миссии, вашего образования и квалификации, которые стоят очень дорого. Затраты на ваше образование – это инвестиции в будущее, их осуществляет в нашей стране преимущественно государство, но делать это становиться все сложнее даже богатым странам.

Дж. Голланд предложил и исследовал теорию выбора карьеры. Он считает, что этот выбор есть выражение сущности личности, а не случайное событие. По его мнению, достижения человека в том или ином виде карьеры зави­сят от соответствия между направленностью его личности и обстановкой работы (рис. 2).

Дж. Голланд считает, что каждый человек в определенной степени относится к одному из шести типов личности (в скобках указан пример профессии):




1) реалистический — предпочитающий деятельность, связанную с манипуляциями инструментов и механизмов (машинист);

2) исследовательский — аналитик, любознательный, методичный и точный (ученый-исследователь);

3) артистический — экспрессивный, нонконформистски настроенный, оригинальный, внутренне сосредоточенный (декоратор);

4) социальный — любит работать сообща и, помогая другим, целенаправленно избегает систематической деятельности, включая механическую (школьный консультант);

5) предпринимательский — любит деятельность, позволяющую ему влиять на других для достижения целей (адвокат);

6) конвенциональный — любит систематическое манипулирование данными, записями, репродуцирование материалов (бухгалтер).

Рис. 2. Типология личностей Дж.Голланда

Другой типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры, является типология Е.А.Климова. Все виды деятельности разделены по предметам труда:

Тип З- «человек-знак: ведущий предмет труда – условные знаки, шифры, коды, естественные или искусственные языки;

Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с уже определившимся профессионалом, однако важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно выделить следующие основные ситуации выбора профессий (табл. 1).

Ситуации выбора профессии

Традиция Вопрос о выборе не возникает в силу традиции, обычаев
Случай Выбор произошел случайно в силу некоего события
Долг Выбор профессии связан с представлением о долге, о своей миссии, призвании или обязательствами перед людьми
Целевой выбор Выбор связан с сознательным определением целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения (до момента выбора знает о будущей профессиональной деятельности)

Практика показывает, что, принимая решение о выборе работы и карьере, нельзя полностью полагаться на мнение даже самых близких людей. Такое решение также не должно опираться только на имеющиеся вакансии. Это вопрос вашей миссии, вашего образования и квалификации, которые стоят очень дорого. Затраты на ваше образование – это инвестиции в будущее, их осуществляет в нашей стране преимущественно государство, но делать это становиться все сложнее даже богатым странам.

Что влияет на выбор будущей профессии: основные факторы, формула профессий

Когда понимаешь механизмы, которые оказывают влияние на выбор профессии, то и сделать такой выбор становиться чуть проще.

На нашем телеграм-канале собрана полезнейшая информация по профориентации. А на другом канале вы найдете выгодные предложения и полезные акции, которые помогут продержаться студенту на плаву.

А сейчас расскажем вам, какие основные факторы влияют на выбор профессии.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Мы уже рассказывали, как тип темперамента и характер влияют на выбор профессии. Сегодня поговорим о более независимых категориях.

На выбор профессии оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы выбора

К внешним социальным факторам выбора профессии относят:

  1. Престиж. Является одним из основных мотивов выбора профессии. Недостаток в том, что на волне тренда может возникнуть переизбыток специалистов. Это негативно скажется на рынке труда в выбранной сфере.
  2. Востребованность. Спрос рождает предложение. Переизбыток предложений сделает профессию менее востребованной. Нельзя забывать и об актуальности: профессии, популярные 10 лет назад, сегодня уже не так востребованы, и наоборот. Поэтому стоит прислушиваться к прогнозам специалистов.
  3. Зарплата. Этот фактор не играет решающей роди при выборе профессии, потому что размер зарплаты зависит от должности, а не от профессии. Высокая заработная плата используется лишь как отражение степени риска. В некоторых случаях на старте может быть высокая зарплатная ставка, но она не будет существенно расти со временем.
  4. Реальные возможности получить работу. Сюда включают возможности поступления на данную специальность, наличие материальных условий.
  5. Мнения и желания близких. Чаще всего речь идет именно о родителях. Данный мотив очень неоднозначный. С одной стороны, взрослые обладают определенным жизненным опытом, которого нет у абитуриента. А с другой – они не обязательно хорошо разбираются в современном рынке труда, его структуре и динамике. Поэтому окончательный выбор должен быть все же за учащимся, который объективно учитывает всю информацию, но принимает решение сам.

Внутренние факторы выбора

Здесь речь идет о возможностях, способностях и интересах самого абитуриента.

Хорошо, когда выбранная профессия совпадает по всем внутренним факторам. Но чаще случается, что выпускник должен чем-то жертвовать. Тогда как выбрать чем? Ведь все аргументы весомые, и расставить приоритеты довольно сложно.

  1. Возможности. В ряде профессий есть строгие ограничения по состоянию здоровья (аллергики не смогут стать химиками, а люди с больным сердцем – летчиками). Некоторые профессии требуют быстрой реакции, слуха, развитых вкусовых рецепторов – все это проверяется специальной аппаратурой, а несоответствие легко выявить. Возможности проявляются на начальном этапе отбора.
  2. Способностивыявляются уже в процессе обучения. Очевидно, что программирование будет плохо даваться человеку, который плохо понимает математику, а актерское мастерство – человеку без видимых актерских талантов. Исключения редки.
  3. Интересытоже важно учитывать при выборе профессии. Соблюдение интересов и комфортные условия гарантируют гармоничное развитие личности и ее общий уровень удовлетворенности. Тому, кто интересуется техникой, едва ли будут интересны артистическая или политическая деятельность. А тот, кто любит поспать подольше, не будет в восторге от графика с 8.00 до 17.00.

Классификация профессий

Нужно учитывать не только внешние и внутренние факторы выбора профессии, но и классификацию, чтобы хорошо ориентироваться во всех предложениях и максимально сузить сферу поиска. Для этого обратимся к типологии Климова:

Типы профессий (по предмету труда) Группы профессий (по условиям труда) Отделы профессий (по средствам труда)
Природа Бытовой микроклимат Ручные
Человек Открытый воздух Механические
Техника Необычность Автоматические
Знаковые системы Экстремальность Функциональные
Художественный образ Моральная ответственность Теоретические

То есть можно разделить все профессии по типу взаимодействия и по предмету труда на:

Есть разные психологические тесты, которые помогут человеку выявить его способности и задатки, если он не может их найти самостоятельно.

По другой классификации для верного выбора профессии нужно обратиться к типологии личности Голланда, согласно которой в человеке всегда будет один доминирующий тип, но при использовании стратегии 2-х и больше типов человек может приспособиться к условиям.

Вот как выглядит типология личности Голланда:

Тип личности Содержание деятельности
реалистический Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами
исследовательский Ориентация на поиск
артистичный Ориентация на эмоциональное проявление, самопрезентацию
социальный Ориентация на взаимодействие с людьми
предпринимательский Ориентация на влияние на людей
конвенционный Ориентация на манипулирование данными, информацией

Формула профессии

Формула профессии – это краткое описание главных ее характеристик. Ее важно знать, чтобы правильно и максимально точно отбирать и развивать специалистов.

Есть 4 основные характеристики профессии:

  1. Предмет труда – то, с чем работает специалист: человек – Ч, природа – П, художественный образ – Х, техника – Т, знаковые системы – З.
  2. Цель труда – то, что делает специалист с предметом труда: гностическое (познавательное) – Г, преобразовательное – П, изыскательное – И.
  3. Средства труда – то, чем специалист воздействует на предмет труда: ручные – Р, механические – М, автоматические – А, электронные – Э, функциональные (возможности и функции организма – голос, например) – Ф, теоретические (интеллектуальные) – Т.
  4. Условия труда: бытовой микроклимат – Б, открытый воздух – О, необычные – Н, экстремальные – Э.

Давайте рассмотрим пример применения формулы. Допустим, профессию кассира-операциониста можно описать в ней следующим образом:

Надеемся, что эта информация поможет вам приблизить конечную цель и сделать правильный выбор на основе мотивационных факторов выбора процессии. Ну а получать знания по выбранному направлению поможет сервис студенческой помощи.

Когда дело доходит до выбора карьеры, существует множество решающих факторов. И важно сделать правильный выбор, так как многие люди работают больше, чем спят.

Ответив на эти восемь вопросов, ты начнешь понимать, в каком направлении двигаться, чтобы выбрать именно то, что подходит тебе на все 100 %.

Твой образ жизни — это сочетание времени и денег. В зависимости от того, есть у тебя семья или желание путешествовать, тебе потребуется определенное количество времени, которое ты можешь проводить вне офиса.

Если ты хочешь иметь больше времени на досуг, путешествия, общение с близкими или саморазвитие, ты можешь рассмотреть возможность удаленной работы. Если же в ближайшие годы тебе непринципиально распоряжаться большим количеством свободного времени, ты можешь пожертвовать им, чтобы посвятить больше времени своей карьере.

Выбор огромен, но прежде всего ты должен понимать, как и на что ты можешь тратить свое время.

Представь, что ты талантливый спортсмен и соревнуешься с детьми в начальной школе. Конечно, ты будешь побеждать в каждом матче, но ты не почувствуешь того же удовлетворения, как если бы тебе бросали вызов другие талантливые профессионалы. Выбор карьеры требует, чтобы ты оценил возможности для роста и продвижения.

Это важно, потому что выбранная карьера позволит тебе приобрести новые навыки, получить дополнительное образование и расширить базу знаний.

По мере твоего профессионального роста задачи, которые когда-то казались трудными, станут для тебя легкими. Когда это происходит, у тебя остается два варианта. Ты можешь продолжать карьеру до ее конца, прилагая минимальные усилия для достижения результатов выше среднего. Или ты можешь принять новые вызовы в областях, где тебе не будет гарантирован успех.

Трудность с этим решением заключается в нашем страхе неудачи. Когда ты встречаешься лицом к лицу с новыми вызовами, порой у тебя на пути появляются страх и неуверенность в себе.

Не позволяй своему страху перед неизвестным заставить тебя оставаться в своей зоне комфорта.


Если ты хочешь узнать больше, тебе придется либо испытать на себе несколько неудач, набравшись опыта, либо учиться на опыте чужом.

Если ты найдешь кого-то, кто делает карьеру, о которой мечтаешь ты, у тебя будет возможность расспросить обо всех нюансах или попросить совета. Люди могут поделиться тем, что они узнали, и рассказать тебе, что на самом деле нужно, чтобы построить карьеру в определенной отрасли.

Понадобится ли тебе сертификат или дополнительное образование? Будешь ли ты готов двигаться вперед? С какими трудностями ты можешь столкнуться?

Вместо того чтобы ждать, пока ты начнешь свою карьеру, изучи все эти вещи сразу, найди человека, который на несколько шагов впереди, и прислушайся к тому, что он тебе посоветует.

Погоня за деньгами — один из самых быстрых способов остаться ни с чем. Большинству профессий требуется больше, чем любовь к деньгам.

Позволь представить себе карьеру, в которой ты бы развивался не из-за денег.

Одна из наиболее распространенных причин, по которой люди отказываются от своей карьеры, заключается в том, что они больше не чувствуют профессионального роста.

Выбор карьеры — это больше, чем зарабатывать деньги и иметь гарантию работы. Это также чувство того, что ты учишься чему-то новому. Ты, вероятно, уже заметил, что на низкоквалифицированной работе, как правило, более высокая текучесть кадров. Конечно, более низкая заработная плата, которая обычно сопровождает должности с низкой квалификацией, является частью процесса принятия решений.

Всем нравится получать повышение, но это всего лишь внешнее признание нашего внутреннего роста. Главное, чтобы ты сам чувствовал, что движешься в правильном направлении и становишься опытнее, чем был вчера.

Выбор карьеры будет иметь прямое влияние на то, где ты будешь жить.

Большие города, как правило, предоставляют лучшие возможности для профессионального роста. Если тебе не нравится работать в мегаполисах или твоя специальность достаточно востребована, оставайся в том городе, в котором ты сможешь создать себе комфортные условия для жизни. То же самое касается удаленной работы.

Ты должен будешь решить, где ты собираешься жить, чтобы предоставить себе наилучшую возможность добиться успеха.


У каждой профессии есть свои минусы. К примеру, если ты не очень любишь взаимодействовать напрямую с людьми, то работа, связанная с продажами и консультированием, явно будет тяжело даваться тебе. Учитывай все возможные сложности и старайся либо побороть их, либо избежать.

Дело в том, что все мы в той или иной мере склоняемся при выборе профессии не только к размеру заработной платы или предоставляемым возможностям, но и к той пользе, которую мы можем приносить обществу. К примеру, если тебя привлекает роль защитника, человека, который спасает других людей, тебе подойдут профессии врача, пожарного, полицейского и так далее. Если ты хочешь выступать за справедливость, можешь попробовать себя в журналистике, юриспруденции и тому подобном. Подбирай ту профессию, которая не будет идти вразрез с твоими внутренними целями.

Профориентация: как выбрать профессию и заложить основы карьеры


Как выбрать профессию

Первый шаг к успеху в будущей работе — правильно выбрать, каким делом вы хотите заниматься профессионально. С одной стороны, нужно ориентироваться на свои интересы и склонности, а с другой — на востребованность профессии и уровень заработка. Сложности часто возникают и с определением склонностей, и с пониманием, для какой работы они подходят. Есть несколько распространённых проблем, которые возникают при выборе профессии.

Вам ничего не нравится и неинтересно, вы не знаете, чем хотите заниматься профессионально. В этом случае лучше действовать сразу в нескольких направлениях.

  • Изучите существующие профессии. Мы не можем сделать выбор, если ещё ничего не попробовали, если даже не понимаем, из чего выбирать. Общайтесь с профессионалами, смотрите YouTube-каналы о профессиях, ходите на мастер-классы, посетите специальные площадки для знакомства с разными специальностями.
  • Обратитесь к карьерному консультанту или коучу. Не бывает такого, чтобы человек ничем не интересовался, но иногда в подростковом возрасте сложно определить свои склонности и понять, каким профессиям они соответствуют.
  • Пройдите тест на профориентацию. С помощью него вы определите свои сильные стороны и выберите профессию, которая поможет их раскрыть.

У вас есть явно выраженные интересы и склонности и понимание, что нравится делать. В этом случае необходимо понять, каким профессиям соответствуют ваши увлечения, составить список из нескольких специальностей и ориентироваться на уровень зарплаты.

Вам нравится занятие, которое сложно превратить в хорошо оплачиваемую профессию, но хочется попробовать. Если очень хочется, обязательно старайтесь, но параллельно ищите смежную специальность.

Другой наш клиент в 14 лет мечтал стать актёром. После консультации он стал сниматься в сериалах в массовке, начал этим зарабатывать на карманные расходы, но при этом понял, что достичь успеха и в актёрской профессии не так-то просто. В итоге он решил учиться на юриста, чтобы специализироваться в сфере искусства и культуры, но продолжать пробовать себя в актёрской профессии. Это позволит ему с гарантией заработать денег и реализоваться, а если вдруг повезёт и он станет известным актёром, знание юриспруденции всё равно лишним не будет.

Если интересно много направлений и одинаково хорошо даются гуманитарные и точные науки, выбирайте то, что больше нравится. При этом стоит ориентироваться на свои карьерные и зарплатные ожидания.

Составьте список из трёх-четырёх конкретных специальностей и попробуйте себя в каждой из них. Можно найти подработку на лето или бесплатную стажировку. Обычно хватает одного месяца, чтобы понять, насколько работа интересна, хочется ли ей заниматься. Пока вам меньше 25 лет — можно и нужно пробовать разные варианты, искать себя.

Если вы хорошо понимаете, чем хотите заниматься, и уверены, что это будет востребовано, у вас есть шанс открыть новую профессию, стать в ней первопроходцем и занять лидирующие позиции на рынке. Генри Форд собирал автомобили, когда ещё никто не подозревал, что все будут ими пользоваться. А пять лет назад мало кто слышал о карьерных консультантах.

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод и занимайтесь бесплатно в течение недели

Читайте также: