Биография байсангура беноевского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Байсангура прозвали Беноевским по месту рождения – аулу Беной. Байсангур дольше всех сопротивлялся русским в Чечне. Уже после пленения Шамиля он два года вёл борьбу, пока не попал в плен. Байсангур стал одним из самых знаменитых национальных героев Чечни и Дагестана.

Яростный духом джигит-инвалид

О молодых годах Байсангура, кроме места и года его рождения (1794), сведений не сохранилось. С 1825 года он принимал участие в восстаниях против российского господства и сразу примкнул к набиравшему силу Имамату. У Шамиля Байсангур стал одним из преданных и лучших наибов – военачальников.

В боях с царскими войсками Байсангур потерял руку и глаз. В 1847 году в сражении под Гергебилем ему оторвало ядром ногу, и Байсангур в первый раз попал в русский плен. По версии чеченского историка Юши Айдаева, Байсангуру не сразу оторвало ногу. Её сильно искалечило, спасти её было невозможно. Уже в плену ногу Байсангуру ампутировал знаменитый русский хирург Николай Иванович Пирогов.

Война с русскими стала единственным смыслом его жизни. История Байсангура Беноевского.

Проверить эту версию нельзя. Документов об операции не имеется. Но, учитывая, что Пирогов действительно возглавлял медицинскую службу на театре Кавказской войны, нет ничего невозможного в том, что он лично провёл операцию над знаменитым врагом, попавшим в плен.

Вскоре, при транспортировке Байсангура в крепость Грозный, его нукеры напали на русский конвой и освободили своего предводителя. Одноногий, однорукий, одноглазый, державшийся в седле только потому, что его к нему привязывали, неукротимый духом Байсангур продолжал бороться. Война с русскими стала единственным смыслом его жизни. Он поклялся Аллаху, что умрёт на этой войне.

Война с русскими стала единственным смыслом его жизни. История Байсангура Беноевского.

Оборона Гуниба

Существует легенда, что Байсангур, когда русские войска в 1859 году предложили осаждённому Шамилю сдаться в плен, категорически отверг возможность капитуляции. Он предлагал Шамилю прорваться, оставить Гуниб и продолжать борьбу в другом месте. Шамиль предпочёл сдаться, когда царские солдаты пошли на штурм. Один лишь Байсангур с немногими верными людьми сумел прорвать русское кольцо окружения и уйти в родной аул Беной.

Война с русскими стала единственным смыслом его жизни. История Байсангура Беноевского.

Однако эта красивая легенда не подтверждается документами. Нет свидетельств о том, что Байсангур действительно находился в тот момент вместе с Шамилем в Гунибе. Русские военные отчёты не говорят о том, что кто-то из врагов с боем прорвался из Гуниба и ушёл от пленения. По мнению чеченского историка Патимат Тахнаевой, факты говорят о том, что Байсангур находился далеко от Гуниба, в Беное и потому смог продолжить сопротивление.

Один против России

Пленения избежали ещё два ближайших сподвижника Шамиля – Ума Дуев и Атабай Атаев, а также ряд вождей рангом поменьше. Весной 1860 года они подняли против русских новое восстание, центром которого стал Беной. Старец-инвалид Байсангур одним своим видом и поведением вдохновлял джигитов на смертельную борьбу.

Война с русскими стала единственным смыслом его жизни. История Байсангура Беноевского.

Война с русскими стала единственным смыслом его жизни. История Байсангура Беноевского.

Казнь Байсангура

Казнь через повешение состоялась в Хасавюрте. Не дожидаясь палача, Байсангур сам спрыгнул с табурета…

Хотелось бы добавить к сказанному автором этой статьи :

Война с русскими стала единственным смыслом его жизни. История Байсангура Беноевского

И разве народ , который всегда славился своей доблестью, великодушием и ценил мужественных воинов мог быть предательским. В этом отношении заслуживает внимания история с героем Отечественной войны 1812 года князем Багратиони. Далеко не все знают, что будущий знаменитый воин родился в дагестанском городе Кизляре и первый военный опыт в возрасте двадцати лет получил в Чечне, где и был пленен при подавлении восстания шейха Мансура против царских войск. И хотя в сражении пал родной брат Мансура, мстить высокопоставленному пленному лидер горцев строго-настрого запретил. Пораженные храбростью Багратиона, его воинской доблестью, чеченцы решили без малейшего выкупа освободить достойного воина !

И разве после всего вышесказанного можно оправдать депортацию и геноцид Сталиным многих кавказских народов , виной которых якобы было сотрудничество с врагом! В этом отношении заслуживают внимания исследования видного российского историка К. М. Александрова, по сведениям которого в период с 1941 по 1945 год в составе Вермахта воевало около 1,2 миллиона граждан Советского Союза. Из них не менее 400 тысяч человек были русскими по национальности. Остальные это украинцы (250 тысяч), жители стран Прибалтики (200 тысяч), выходцы из Средней Азии (180 тысяч), представители народов Северного Кавказа (28 тысяч), крымские татары (10тыс.) и т.д.. Обратите ,пожалуйста, внимание на последние цифры, которые, несмотря на относительно малые величины, почему-то стали причиной депортации народов Северного Кавказа и крымских татар!Как ни прискорбно, но на сторону немцев перешли даже два Героя Советского Союза – старший лейтенант Бронислав Антилевский и капитан Семен Бычков!

Однозначно в истории войн России, пожалуй, не было столь массового противостояния, а порой и предательства со стороны русских, украинцев, беларусов и представителей малых народов. Нетрудно догадаться, что столь массовое противостояние советской власти во многом объясняется крайне необдуманной и агрессивной политикой сталинского кровавого режима, в результате чего у населения росла ненависть к этому жестокому тоталитарному режиму и многие открыто выступали против него.Именно этим можно объяснить столь значительное количество ярых противников советской власти, воевавших во время ВОВ фактически не против СССР, а против сталинского тоталитарного и рабского режима.

С надеждой из Грузии, Отари Хидирбегишвили !

Байсангур, или как его называют сами вайнахи, Бенойн Бойсгар - один из главных народных героев в современной Чечне.

Его имя почитает и регулярно упоминает даже сам Рамзан Кадыров - между прочим, земляк и возможный потомок Байсангура. Хотя сам против России не воюет.

А теперь немного о самом Байсангуре.

Родился он в 1794 году в чеченском ауле Беной. Байсангур принадлежал к тому же тейпу, что и род Кадыровых.

Беноевцы однозначно поддержали имама Шамиля в его войне против России. А Байсангур, как опытный воин и личный друг Шамиля, стал его наибом (наместником) в Беное.

В тяжелых боях Байсангур потерял руку и глаз. Но не волю к сопротивлению. Раз за разом он бросался в новые бои, хотя для этого однорукого чеченца его людям приходилось привязывать к верному коню.

По преданиям горцев, Байсангур находился в Гунибе, рядом с Шамилем во время осады аула князем Барятинским. Старый Шамиль, как известно, устав от бесконечной войны, решил тогда сдаться русским. Горские легенды гласят: Байсангур не убил имама лишь потому, что тот уходя к Барятинскому, так не повернулся к нему лицом ("чеченцы не стреляют в спину").

После капитуляции Шамиля старик Байсангур продолжил партизанить в родном Беное. Пока не попал в плен в 1861 году, сражаясь в возрасте почти семидесяти лет. По приговору военно-полевого суда Байсангур был приговорен к высшей мере наказания - повешению.

Приговор был приведен в исполнение на базарной площади в дагестанском городе Хасавюрте. По преданию, Байсангур сам оттолкнул ногой табурет, чтоб самому уйти из жизни. А не умереть от руки случайного палача, вызванного из толпы.

Могила и чурт Байсангура до сих пор находятся под Хасавюртом. За нею ухаживают местные дагестанцы-аухцы.


В 1794 году в семье крестьянина Эди из аула Беной родился мальчик. Назвали его Байсангуром. Ещё свежи были в памяти народа битвы восставших горцев Северного Кавказа под предводительством Шейха Мансура (Ушурмы Шаабазова) с царскими войсками. В год рождения Байсангур первый имам Кавказа умер в каземате Шлиссельбургской крепости.

О периоде жизни Байсангура до 1839 года пока ничего не известно. Но ясно другое: он не мог стоять в стороне от антиколониальной борьбы, в которой активнейшее участие принимали члены беноевского общества.

Здесь в Беное скрывался от царских войск предводитель повстанцев Чечни Ташу-Хаджи. Сюда бежал потерпевший поражение в Дагестане, но увенчанный славой мужественного воина в Ахульго Шамиль со своей семьей и несколькими соратниками. Измученного имама Дагестана приютил у себя предводитель беноевцев Байсангур. Здесь в Беное, в начале 1939 года у жены Шамиля родился сын Муххамед-Шефи.

Именно в Беное скрепилась многолетняя боевая дружба старых знакомых, не раз ходивших прежде в бой. Вместе с Ташу-Хаджи, Шоип-муллой из Центороя и Джавадханом из Дарги Байсангур разворачивает бурную деятельность в Нохч-мохке (Ичкерия) для провозглашения Шамиля имамом Чечни. В Беной съезжаются предводители чеченских обществ для знакомства с будущим лидером горцев. Тогда же в 1839 году на горе Кхеташон-корта у села Центорой на съезде представителей ичкеринских обществ и народа знаменитый ученый, храбрый воин и имам Дагестана, шейх Шамиль был провозглашен имамом Чечни и Дагестана, отцом страны и отцом шашки (тур да), то есть, предводителем и главным полководцем.

Чечня и Дагестан, объединенные призывом газавата (священной войны), поднялись на борьбу с царскими колонизаторами.

Байсангур со своим отрядом беноевцев участвует во многих сражениях, ведя их в бой под своим знаменем.

Летом 1845 года в Ичкерии чеченцы, в числе которых и Байсангур, дагестанцы и русские повстанцы громят многочисленные войска графа Воронцова. После этого разгрома царские генералы в течение 14 лет уже не решались заходить в Ичкерию.

В боях летом 1845 года Байсангур лишается руки.


1847 год. Царские войска осадили аул Гергебиль в горном Дагестане. Одноглазый и однорукий Байсангур со своим отрядом беноевцев защищает участок обороны в районе садов. Царские военачальники время от времени начинают штурм селения. Пушечным ядром чеченскому наибы отрывает ногу. Истекающего кровью, без сознания, 53-х летнего наиба в наступивших сумерках подбирают царские солдаты.

Весть о пленении Байсангура мгновенно облетает горы. Шамиль тяжело переживает это известие. Он лично оказывает помощь друзьям и родичам в организации побега из плена. Тяжело раненного Байсангура под большим конвоем отправляют из Дагестана в крепость Грозную. По дороге на колонну нападают мюриды и освобождают наиба.

Байсангура с ликованием встретили горцы. Но радость их была омрачена видом бесстрашного воина. Он был калекой.

Без одного глаза, без руки и без ноги Байсангур остается в строю. В бою его привязывают к коню, и его единственная, но сильная рука уверенно сжимает шашку. Почти 25 лет изнурительной войны ослабевают имамат. Против кавказских горцев царизмом бросается 300-тысячная армия. Народ уже не в состоянии оказывать длительное сопротивление как прежде. Только население Чечни сократилось в 5 раз. Конец был предрешен. Преодолевая сопротивление непокорных, сжигая аулы царские войска постепенно занимают территорию Чечни и Дагестана. Шамиль покидает Чечню. 12 марта 1859 года вся Чечня была занята царскими войсками, за исключением Беноя и прилегавших к нему селений. Непокорный Байсангур уходит со своим отрядом в горный Дагестан к Шамилю. Беной сожжен. Имам Шамиль, теснимый многочисленными царскими войсками, с 400 защитниками и 3 пушками укрепляется на горе Гуниб. Байсангур организует оборону Гуниба. 25 августа 1859 года после осады имам Шамиль сдался в плен.

Байсангур был одним из двух чеченских наибов, вместе с Османом Мичикским, которые до конца остались с имамом Шамилем.

После сдачи Шамиля в плен Байсангур вместе с чеченским отрядом прорывается сквозь тройное кольцо врагов и уходит в Чечни. В этом историческом прорыве погибает почти весь его отряд.

Выходя из окружения под Байсангуром погибает конь, сам он раненный попадает в плен.

Военно-полевой суд проговорил Байсангура к смертной казни через повешение. В тот воскресный день на площадь перед церковью в Хасав-юрте собрали народ. Многие кумыки, горные дагестанцы, чеченцы сами пришли посмотреть на знаменитого предводителя горцев. Под барабанный бой везли на телеге одноглазого, однорукого и одноногого чеченца. Кто знает, что думал этот человек перед казнью? Что хотел сказать этим людям в оборванных одеждах, с надеждой на чудо взиравших на него, и не стесняясь утиравших слезы, мучаясь от своего бессилия ему помочь.

ЧЕЧНЯ. Легендарный воин – Байсангур Беноевский

ЧЕЧНЯ. Байсангур Беноевский родился в селении Лем-Корц в 1794 году в семье Баршкъи – основателя беноевского рода Эди-некъе. Религиозное образование Байсангур получил у известного ученого-арабиста Мухаммада Цонтароевского.

В освободительную борьбу он включился в начале 20-х годов XIX века под началом военно-политического лидера Чечни Бей-Булата Таймиева. В 1831 году, после убийства Бей-Булата, Байсангур стал сподвижником имама Гази-Мухаммада и участвовал в боевых действиях под его руководством. Затем, после смерти Гази-Мухаммада, Байсангур присоединился к Ташу-Хаджи Саясановскому.

В 1832 году барон Розен провел разрушительную военную операцию в Чечне, в ходе которой сжег десятки аулов. 18 августа того же года в сражении у Гудермеса с полковником Волжинским Ташу-Хаджи и Байсангуру удалось разгромить казаков и захватить две пушки.

После излечения, уже в 1849 году, Байсангур снова влился в ряды повстанцев. Правда, уже в качестве наиба Шамиля. Байсангур до конца жизни оставался верен идеалам освободительной борьбы. Он не был корыстолюбив, не использовал свою должность для обогащения, никогда не злоупотреблял своими полномочиями.

После возвращения в Беной Байсангур не смирился с установлением царской власти в Чечне и ушёл в горы, не получив поддержки населения, уставшего от войны. Прибывший в Беной со своим отрядом Али-Бек Пензулаев, потребовал от жителей содействия к поимке Байсангура. Беноевцы отвечали, что им Байсангур не нужен, и потому искать его они не станут, а если нужен он отряду, то пусть отряд и ищет его; они препятствовать не будут.

На это им заметили, что если они не исполнят предъявленного требования, то будут выселены из места своего жительства. Эта угроза и стала причиной восстания, которое возглавил Байсангур.

В скором времени решение суда было исполнено. Байсангура повесили на центральной площади Хасавюрта. Байсангур Беноевский – знаменитый ветеран Кавказской войны, непотопляемый и исключительно целеустремленный, начав свой путь борца в годы правления Бей-Булата Таймиева в качестве сподвижника и общинного предводителя, пережив его и правление трех имамов, а также Ташу-Хаджи, расплатившись за право пронести знамя газавата и вести освободительную борьбу на протяжении почти 40 лет телесными увечьями, дожил до 1861 года, чтобы завершить свой путь смертью народного предводителя, национального героя и примера непоколебимого духа воина.

Читайте также: