Ломоносов в эпоху просвещения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Заботы Великого Петра о просвещении не остались без ответа со стороны русского народа. Пророчество Великого царя о том, что явятся на Руси свои русские ученые, оправдалось: на заботы его о просвещении русский народ ответил Ломоносовым.

В 1711 году в то самое время, как Великий Петр находился в самом разгаре своей деятельности, в среде предприимчивых архангельских поморов родился первый великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Он был сыном рыбака, проживавшего в Курострове, напротив города Холмогоры, на Северной Двине. Отец его не знал грамоты, но был человеком выдающимся среди своих односельчан: он первый среди поморов снарядил по-голландски оснащенное судно, галиот, и на нем совершал далекие поездки, не только по Белому морю, но и по океану — на Мурман и даже на Новую Землю. Когда Ломоносову минуло 10 лет, отец стал брать в свои поездки и его. Ко всему внимательно присматривался любознательный мальчик: величественная природа нашего севера производила на него глубокое, неотразимое впечатление. Такие дивные картины природы, как северные сияния, могучие ледяные горы Северного океана, рано стали наполнять его воображение и занимать его ум. Он начал искать объяснения этих удивительных явлений природы. Ломоносов рано для тогдашнего крестьянского мальчика научился грамоте от одного своего односельчанина и в 12 лет уже лучше всех односельчан читал в своей сельской церкви на клиросе.

Но все победил, все вынес одаренный от Бога необычайными способностями юноша. Его ненасытный ум уже не удовлетворялся теми сведениями, которые он получил в Московской академии, тем более что они ничего не давали ему для познания природы, а к этому он более всего стремился. Ломоносов уже готов был ехать священником-миссионером в Карелию, но неожиданно счастливые обстоятельства дали ему то, что он искал: в числе 12-ти лучших учеников академии он в 1735 году был послан в Петербург, в университет при Академии наук. Но здесь его ждала новая счастливая неожиданность: осенью того же 1735 года он уже плыл на корабле в Германию, посланный туда Академией наук для изучения физики и химии под руководством лучших немецких ученых. Давнишняя мечта Ломоносова исполнилась: он мог теперь изучать то, что его больше всего занимало. За границей Ломоносов пробыл несколько лет и с необычайным успехом изучал свои любимые науки. В годы заграничного пребывания выпало на долю его немало неприятностей и беспокойств всякого рода. Не поладив с профессорами, Ломоносов в 1740 году решил вернуться на Родину. Денег у него не было, и он принужден был путешествовать пешком. По дороге он был завербован в прусские солдаты. Вербовщикам понравился его рост и могучее телосложение. Тяжелая участь ожидала нашего ученого, но, к счастью, ему скоро удалось бежать. В 1741 году Ломоносов добрался до Петербурга; но его не назначили сразу профессором в Академию наук, а дали ему место помощника профессора, хотя в то время никто в Академии не мог сравняться с ним в знаниях. Тогда в Академии безраздельно господствовали немецкие ученые.

Восшествие на престол Елизаветы Петровны оказалось благодетельным и для русской науки: немцы потеряли прежнюю власть в Академии, и высочайшим указом в 1745 году Ломоносов, первый из русских, был назначен профессором Академии наук. Вместе с тем в это же время Ломоносов благодаря своим стихотворениям сделался лично известен императрице Елизавете и стал в весьма дружеские отношения к Ивану Ивановичу Шувалову, благороднейшему человеку и искреннейшему поборнику просвещения в России. Сильное покровительство, оказываемое Ломоносову Шуваловым, давало ему возможность вести по временам из-за русской науки успешную борьбу с академическими немцами.

С того времени как Ломоносов сделался профессором химии в Академии, его научная деятельность не прекращалась уже ни на один день. Ломоносов работал в самых различных областях знания. Он производил многочисленные физические и химические опыты, иногда с опасностью для жизни; для этих опытов он придумывал особые приемы и благодаря им достигал таких успехов, каких другим тогдашним ученым не удавалось достигнуть. В своих книгах, посвященных изучению природы, он высказал много новых, никому до него не приходивших в голову мыслей. Некоторые его мысли были так смелы, что ученые того времени не решались следовать за ним. Эти мысли только в наше время вполне поняты и по достоинству оценены.

Беззаветная любовь к изучению природы соединялась у Ломоносова с глубокой верой в Бога и безграничной любовью к России, к русскому народу и государству. Он видел слабое развитие у нас многих отраслей науки и работал над ними, не щадя своих сил. Самый книжный русский язык многим обязан Ломоносову: он старался объединить в нем церковнославянское книжное слово с живой устной народной речью.

Поистине в области науки Ломоносов был такой же всеобъемлющий гений, как Петр Великий в области государственной.

Такова была жизнь этого замечательного русского человека, который, выйдя из простой крестьянской семьи, занял почетное место среди великих людей нашего народа.

Вполне справедливо сказал о Ломоносове Пушкин:

Императрица Елизавета могла гордиться Ломоносовым, как славой своего царствования: но просвещение при ней еще не достигло того развития, которое оно получило при императрице Екатерине Второй. Будучи сама женщиной широко образованной, она считала первым своим делом распространение просвещения среди своего народа. Деятельным ее сотрудником в этой области был И. И. Бецкий, получивший образование за границей. И он и императрица находили, что нужно заботиться не только о приобретении знаний учащимися, но и о том, чтобы хорошо воспитать подрастающее поколение. Сделать это они думали в закрытых учебных заведениях, чтобы на детей не могло оказывать дурного влияния грубое и малообразованное общество, из которого они вышли. Для воспитания мальчиков существовало несколько кадетских корпусов, а для благородных девиц открыт Смольный институт. Тогда же рядом с ним было открыто особое училище для воспитания девушек купеческого и мещанского сословий. Устраивая учебные заведения для девиц, императрица показывала этим, что она считает необходимым образование и для женщин. Она хотела, чтобы в России были просвещенные и образованные матери, которые могли бы правильно воспитывать будущее поколение русских граждан.

Заслуживают внимания также человеколюбивые заботы императрицы и Бецкого о призрении детей, брошенных своими родителями на произвол судьбы. Для воспитания подкидышей и обучения их различным мастерствам и ремеслам были учреждены воспитательные дома в Петербурге и Москве.

Во вторую половину своего царствования государыня задумала широко распространить образование и вне столицы, открывая в губернских городах главные народные училища, а в уездных — малые. Первые из них были вроде теперешних гимназий, а вторые — вроде городских училищ. К концу царствования императрицы Екатерины было уже в России более 300 училищ.

Просветительская деятельность самой императрицы, таких вельмож, как Бецкий, Шувалов и другие, привела к тому, что теперь дворяне, да и многие люди из других сословий, стремились сами к получению образования. Теперь не приходилось уже прибегать к тем насильственным мерам для насаждения образования, которые применялись при Петре Великом.

Просвещенная деятельность Великой государыни оставила в памяти потомства не меньший след, чем ее великие завоевания, о которых еще будет подробная речь.

Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Его перу принадлежат такие программные сочинения, как Краткое руководство к риторике, Российская грамматика, Древняя российская история, О сохранении и размножении российского народа, Проект регламента московских гимназий и др.

Он был инициатором демокра­тизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Ученый ввел в число обязательных предметов гимназического образова­ния химию и астрономию, первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Им разработаны "Регламенты" для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознатель­ное, последовательное, систематическое, наглядное обучение. Ломоносов выдвинул в качестве ведущего принцип научности в обучении. Вместе с И.И. Шуваловым Ломоносов был инициато­ром учреждения Московского университета. Став "интеллекту­альным отцом" университета, Ломоносов определил его развитие в прямом соответствии с достижениями научной и философ­ской мысли Европы.

Целью воспитания, Михайло Ломоносов считал формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.

Великий новатор разработал первую в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии.

Ломоносов считал, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Он выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколением основ научных знаний. Высоко ценил Ломоносов образованность и потребность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье.

Ломоносов связывал формирование человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом. Он видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития.

Ломоносов впервые в русской педагогике выступил сторонником синтеза классического естественно-научного и реального образования. В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования.

Как теоретик и практик педагогического дела в России, Ломоносов был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены. Отводил он в процессе обучения значительное место и практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний.

3. Учитель русских учителей – К. Д. Ушинский

Великому русскому педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому (1823-1870) принадлежит заслуга разработки идеи народности воспитания.




Система воспитания детей в каждой стране связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. Система воспитания, построенная в соответствии с потребностями народа, по глубокому убеждению Ушинского, развивает в детях ценные психологические черты и моральные качества: патриотизм, национальную гордость, любовь к труду.

Для этого, он считал, детям с раннего возраста надо усваивать народную культуру, родной язык, знакомиться с произведениями устного народного творчества.

Таким образом Ушинским было определено как наиважнейшее, место родного языка в воспитании и обучении. Родной язык составляет предмет главный, центральный.Воспитание в семье, детском саду, в школе обязательно должно вестись на родном языке. Мысль и язык в понимании Ушинского находятся в неразрывном единстве. Родной язык, – говорил великий педагог, - энциклопедия русской жизни.

Ушинским разработаны для нужд российской школы ряд учебных книг, среди которых Родное слово — для первоначального обучения, начиная с букваря. Главное внимание в ней уделяется русскому языку в связи с развитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающем мире. В методическом руководстве к книге автором был предложен звуковой метод обучения чтению. Для учащихся более старших (примерно 3 и 4 годы обучения) Ушинский подготовил книгу Детский мир, в которой сообщались знания по естествознанию и географии.

В вопросах дидактики Ушинский научно разработал целый ряд принципов, среди которых:

Принцип посильности — учебный материал должен соответствовать возрасту обучаемого.

Принцип последовательности — изучение предмета должно быть постепенным: отлегкого к более трудному, последующий материал основывается на знании предыдущего.

Принцип наглядности — мышление детей — наглядно-образное, поэтому обучение должно строиться не на отвлеченных словах и представлениях, а на конкретных образах.

Осмысленность, основательность и прочность усвоения: изучаемый материал дети должны понять, осмыслить; этот материал должен многократно закрепляться и повторяться; учитель должен добиваться прочных знаний.

Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, считал Ушинский. Для этого он, кроме всеми к тому времени признанной любви к детям и знания предмета, должен знать педагогику и психологию, а также обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.Не менее важное требование Ушинского: только личностью можно воспитать личность. Непреклонным было также убеждение великого педагога в необходимостиформирования у ребенка нравственных представлений о роли и значении трудав истории общества и развития человека.

Последним крупным и самым значительным произведением Ушинского стало двухтомное (незавершенное) психолого-педагогическое сочинение Человек как Предмет воспитания (опыт пед. антропологии). В ней великий педагог представил свое видение психологических основ воспитания и обучения. Предлагалось строить воспитательную работу с учетом возраста и психологических особенностей ребенка. Если мы хотим воспитывать ребенка всесторонне, то мы должны и знать его со всех сторон, считал Ушинский.

Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Его перу принадлежат такие программные сочинения, как Краткое руководство к риторике, Российская грамматика, Древняя российская история, О сохранении и размножении российского народа, Проект регламента московских гимназий и др.

Он был инициатором демокра­тизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Ученый ввел в число обязательных предметов гимназического образова­ния химию и астрономию, первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Им разработаны "Регламенты" для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознатель­ное, последовательное, систематическое, наглядное обучение. Ломоносов выдвинул в качестве ведущего принцип научности в обучении. Вместе с И.И. Шуваловым Ломоносов был инициато­ром учреждения Московского университета. Став "интеллекту­альным отцом" университета, Ломоносов определил его развитие в прямом соответствии с достижениями научной и философ­ской мысли Европы.

Целью воспитания, Михайло Ломоносов считал формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.

Великий новатор разработал первую в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии.

Ломоносов считал, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Он выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколением основ научных знаний. Высоко ценил Ломоносов образованность и потребность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье.

Ломоносов связывал формирование человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом. Он видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития.

Ломоносов впервые в русской педагогике выступил сторонником синтеза классического естественно-научного и реального образования. В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования.

Как теоретик и практик педагогического дела в России, Ломоносов был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены. Отводил он в процессе обучения значительное место и практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний.

3. Учитель русских учителей – К. Д. Ушинский

Великому русскому педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому (1823-1870) принадлежит заслуга разработки идеи народности воспитания.

Система воспитания детей в каждой стране связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. Система воспитания, построенная в соответствии с потребностями народа, по глубокому убеждению Ушинского, развивает в детях ценные психологические черты и моральные качества: патриотизм, национальную гордость, любовь к труду.

Для этого, он считал, детям с раннего возраста надо усваивать народную культуру, родной язык, знакомиться с произведениями устного народного творчества.

Таким образом Ушинским было определено как наиважнейшее, место родного языка в воспитании и обучении. Родной язык составляет предмет главный, центральный.Воспитание в семье, детском саду, в школе обязательно должно вестись на родном языке. Мысль и язык в понимании Ушинского находятся в неразрывном единстве. Родной язык, – говорил великий педагог, - энциклопедия русской жизни.

Ушинским разработаны для нужд российской школы ряд учебных книг, среди которых Родное слово — для первоначального обучения, начиная с букваря. Главное внимание в ней уделяется русскому языку в связи с развитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающем мире. В методическом руководстве к книге автором был предложен звуковой метод обучения чтению. Для учащихся более старших (примерно 3 и 4 годы обучения) Ушинский подготовил книгу Детский мир, в которой сообщались знания по естествознанию и географии.

В вопросах дидактики Ушинский научно разработал целый ряд принципов, среди которых:

Принцип посильности — учебный материал должен соответствовать возрасту обучаемого.

Принцип последовательности — изучение предмета должно быть постепенным: отлегкого к более трудному, последующий материал основывается на знании предыдущего.

Принцип наглядности — мышление детей — наглядно-образное, поэтому обучение должно строиться не на отвлеченных словах и представлениях, а на конкретных образах.

Осмысленность, основательность и прочность усвоения: изучаемый материал дети должны понять, осмыслить; этот материал должен многократно закрепляться и повторяться; учитель должен добиваться прочных знаний.

Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, считал Ушинский. Для этого он, кроме всеми к тому времени признанной любви к детям и знания предмета, должен знать педагогику и психологию, а также обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.Не менее важное требование Ушинского: только личностью можно воспитать личность. Непреклонным было также убеждение великого педагога в необходимостиформирования у ребенка нравственных представлений о роли и значении трудав истории общества и развития человека.

Последним крупным и самым значительным произведением Ушинского стало двухтомное (незавершенное) психолого-педагогическое сочинение Человек как Предмет воспитания (опыт пед. антропологии). В ней великий педагог представил свое видение психологических основ воспитания и обучения. Предлагалось строить воспитательную работу с учетом возраста и психологических особенностей ребенка. Если мы хотим воспитывать ребенка всесторонне, то мы должны и знать его со всех сторон, считал Ушинский.

Литературное, философское, естественно-научное и педагогическое наследие Ломоносова обладает не только исторической ценностью; педагогические взгляды его до сих пор не потеряли своей актуальности и прямо перекликаются с современностью. Педагогические произведения Ломоносова, ранее считавшиеся утраченными, стали известны сравнительно недавно и вошли в дополнительные 9 и 10 тома полного собрания его сочинений. Открылась новая грань гениальной личности русского ученого: Ломоносов предстает перед нами как автор оригинальных педагогических трудов, наставник молодых преподавателей и учащейся молодежи, организатор русского просвещения и науки. Им открыта новая страница в истории педагогики как науки о воспитании, обучении и образовании.

Педагогические воззрения Ломоносова основаны на опыте разнообразной научно-педагогической деятельности и вытекают из его философских естественно-научных взглядов, что позволяет анализировать и обобщать явления воспитания и образования. Рекомендации ученого педагогам построены на изучении личности учащегося – и человека вообще – с позиций философии, физиологии и психологии.

По Ломоносову, всестороннее изучение человека позволяет в комплексе рассматривать вопросы теории и практики воспитания и обучения. Его научные исследования и теоретические обобщения, опираясь на экспериментальные данные, имели прямой выход в педагогическую практику.

Самое пристальное внимание обращал Ломоносов на эстетическое воспитание детей. По его мнению, воспитанием чувства прекрасного должны заниматься учителя всех предметов. Сам Ломоносов воспитывал эстетические чувства своими прекрасными поэтическими произведениями.

По стихам Ломоносова русские люди впервые узнали, как разнообразен, выразителен, звучен и певуч может быть их родной язык.

Ломоносов стремился к тому, чтобы научная деятельность его питомцев была направлена на экономическое и культурное развитие России.

Классно-урочная система обучения в России была впервые применена М. В. Ломоносовым еще за 30 лет до школьной реформы 1786 г. Она не утратила своей принципиальной ценности и для нашего времени. Ценными остаются его детальные разработки методики урока, советы по проверке знаний и учету успеваемости, проведению письменных и устных экзаменов.

Ломоносов был первым разработчиком научной терминологии. До сих пор употребляются термины, введенные им в научный обиход: атмосфера, термометр, формула, упругость, чертеж, земная ось, преломление лучей – и многие другие. В его работах имеются как общепедагогические термины (воспитание, образование, обучение), так и дидактические, а также слова, раскрывающие психологическое состояние людей. Со времен Ломоносова наука в России стала развиваться на родном языке.

Таким образом, М. В. Ломоносов был не только великим ученым, но и великим просветителем.

Белинский, В. Г. 1953–1959. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: Изд-во АН СССР.

Белявский, М. Т. 1955. М. В. Ломоносов и основание Московского университета. М.: МГУ.

Коханова, Л. 2001. Его величество учебник.Литературная газета 10.

Леонтьев, A. Н. 1981. Проблемы развития психики. М.: МГУ.

Логунов, А. 1986. Гениальный ученый, основатель первого университета в России. Коммунист 11: 82–91.

Ломоносов, М. В. 1955–1959. Полн. собр. соч.: в 10 т. М.; Л.

Павлова, Г. Е., Федоров, А. С. 1988. Михаил Васильевич Ломоносов. М.: Наука.

Плеханов, Г. В. 1958. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.

Пушкин, А. С. 1994–1998. Полн. собр. соч.: в 19 т. М.: АН СССР.

Сухомлинский, В. А.

1971. Сердце отдаю детям. Киев.

1985. Родительская педагогика. Новосибирск.

1988. О воспитании. М.: Политиздат.

Ушинский, К. Д. 1976. Избр. пед. соч.: в 2 т. М.

Чернышевский, Н. Г. 1930–1953. Полн. собр. соч.: в 15 т. Т. 3. М.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Корпускулярно-кинетическая теория Ломоносова

М. В. Ломоносов был первым русским естествоиспытателем мирового значения, первым русским академиком, труды которого почти во всех отраслях знаний далеко опередили свое время и оказали большое влияние на прогресс науки, техники и образования в России, способствовали совершенствованию технологии многих производств.

Он вошёл в науку как первый химик, который дал определение физической химии; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых — одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Он был астрономом, приборостроителем, географом, металлургом, геологом, поэтом, художником, поборником развития отечественного просвещения, науки и экономики, он утвердил основания современного русского литературного языка, разработал проект Московского университета, открыл наличие атмосферы у планеты Венера, являлся действительным членом Академии наук и художеств, профессором… И это все за каких-то три с половиной десятка лет! Ведь фактически до Ломоносова не существовало русской науки.


Основная область научной деятельности Ломоносова - химия

Но основной областью своей деятельности М. В. Ломоносов считал химию.

В естествознании

Корпускулярно-кинетическая теория


Одним из выдающихся естественнонаучных достижений М. В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла.

В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода, впервые выдвинутая Робертом Бойлем. В основе этой теории лежало представление о некой огненной (или холодообразующей) материи, посредством которой распространяется и передается тепло, а также огонь.

Физическая химия

Наука о стекле


В октябре 1748 года была, наконец, построена химическая лаборатория и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого Ломоносова. Он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также осуществлял пробы руд.


О пользе стекла

В астрономии


Ломоносов обнаружил атмосферу на Венере

В оптике и приборостроении


Проект морского телескопа


Фрагмент мозаичного панно Ломоносова

В теории электричества

Получение твердой ртути

Прототип вертолёта

М. В. Ломоносов, независимо от Леонардо да Винчи разработал летательный аппарат вертикального взлёта — первый прототип вертолёта, при двух равных винтах на параллельных осях, равноудалённых от центра тяжести и оси прибора. Однако он не подразумевал пилотируемых полётов, а только подъём метеоприборов.

В гуманитарных науках

Риторика

Поэтическая теория

Ломоносов совместно с В.К. Тредиаковским осуществил силлабо-тоническую реформу. Об этом подробнее читайте на нашем сайте: Вклад Ломоносова в русскую литературу.

Педагогика

Литературное творчество

Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову 18 августа 1750

Письмо о пользе стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику, действительному её императорского величества камергеру, Московского университета куратору и орденов Белого Орла, Святого Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное 1752 года

Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же

Надпись к статуе Петра Великого

Читайте также: