Введение замена и пересмотр норм труда кратко

Обновлено: 07.07.2024

Ст. 162 ТК РФ не возлагает на работодателя обязанности утверждать в обязательном порядке нормы труда.

2. Несоблюдение установленных ст. 162 ТК РФ сроков ознакомления не влечет безусловного признания приказа работодателя об утверждении норм труда незаконным

Несоблюдение МАУЗ в соответствии со статьей 162 Трудового кодекса Российской Федерации сроков ознакомления не влечет безусловного признания данного приказа незаконным, указанное нарушение влечет за собой оплату труда работников в течение двух месяцев по ранее установленным нормам удельных единиц трудоемкости.

3. Учет мнения представительного органа при утверждении норм труда является правом, а не обязанностью работодателя

Проверяя порядок учета работодателем мнения первичного профсоюзного органа при вводе норм выработки, суд первой инстанции обоснованно указал, что администрация ЗАО предприняла все предусмотренные законом действия по достижению согласия с представительным органом вводимых на предприятии норм выработки продукции.

Так, работодателем было частично учтено мотивированное мнение представительного органа, в представительный орган был направлен новый проект локального акта, по которому между сторонами также не было достигнуто соглашение; с членами профсоюза были проведены дополнительные консультации и процедуры примирения, не приведшие к взаимоприемлемому решению.

По смыслу ст.ст. 162 ТК РФ учет мнения представительного органа является правом, а не обязанностью работодателя, право принятия окончательного решения сохраняется за работодателем, который может как согласиться, так и отвергнуть позицию и предложения профсоюзного органа.

4. Положения ст. 162 ТК РФ не распространяются на порядок и условия выплаты работникам премий

Установление зависимости премии от исполнения плана по сбору доходов не является существенным изменением условий трудового договора, не относится к нормам труда для водителей трамваев, изменение которых возможно при условии соблюдения требований ст. 160-162 ТК РФ. Поскольку в данном случае является лишь критерием премирования, от выполнения плана зависит наличие у работодателя финансовых возможностей для производства поощрительных выплат, на размер оплаты по тарифным ставкам процент выполнения плана не влияет.

5. При установлении плана продаж не требуется соблюдать требования ст. 162 ТК РФ

На основании анализа положений ст.ст. 160, 162 ТК РФ суд первой инстанции пришел к верному выводу, что план продаж в ОАО не является установленной нормой труда, в связи с чем установление плана не требует от работодателя выполнение условий, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ТК РФ, о том, что работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца о введении новых норм труда.

6. Изменение плановой часовой выручки не требует соблюдения требований ст. 162 ТК РФ

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что плановая часовая выручка не относится к нормам труда, изменение которых возможно лишь при условии соблюдения требований ст.ст. 160-162 Трудового кодекса Российской Федерации.

Изменяя плановую часовую выручку, работодатель действовал в соответствии с трудовым договором, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, Положением по оплате труда и премированию водителей, работающих на автобусах регулярных городских пассажирских маршрутов.

7. Изменения в штатное расписание не влекут за собой введение, замену и пересмотр норм труда и изменение условий труда, в связи с чем не требуется соблюдение требований ст. 162 ТК РФ

Разрешая заявленные исковые требования, суд правильно руководствовался нормами материального и процессуального права, проведя анализ положений Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденным постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", согласно которым штатное расписание является организационно-распорядительным документом работодателя. Вносимые приказом МКОУ СОШ изменения в штатное расписание (об исключении должности истца) не влекут за собой введение, замену и пересмотр норм труда и изменение условий труда в порядке, предусмотренном ст. 160 ТК РФ, и по этой причине не подлежали согласованию с профсоюзной организацией (ст. 162 ТК РФ).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на март 2020 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович, А. Фроловой.

Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.

Комментарий к ст. 162 TК РФ

1. Принимая локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, работодатель должен учитывать мнение представительного органа работников (см. комментарий к ст. 372 ТК).

2. Работодатель может предупредить работников и за более длительный срок о предстоящем введении новых норм труда: установленный настоящей статьей двухмесячный срок является минимальным.

Судебная практика по статье 162 TК РФ

Требования добросовестно исполнять свои трудовые обязанности и выполнять установленные нормы труда (абзацы второй и пятый части второй статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации) предъявляются ко всем работникам. Данные требования могут конкретизироваться в локальных нормативных актах, принимаемых работодателем, в том числе в должностных инструкциях. При этом трудовое законодательство устанавливает требования к содержанию локальных нормативных актов, в частности правило о недопустимости ухудшения ими положения работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, и заблаговременное извещение работников о введении новых норм труда (часть четвертая статьи 8 и часть вторая статьи 162 Трудового кодекса Российской Федерации).

Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.

Комментарии к ст. 162 ТК РФ

1. Вопросы введения, замены и пересмотра норм труда, зафиксированные в комментируемой статье, являются предметом трудовых отношений между работодателем и работником.

Локальные нормативные акты согласно ч. 1 комментируемой статьи принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи работники организации должны быть извещены о введении новых норм труда не позднее чем за 2 мес.

Порядок введения, замены и пересмотра норм труда и соответственно сроки и периодичность их проведения устанавливаются самостоятельно на уровне организации при участии представительного органа работников.

2. Новые нормы труда вводятся одновременно с технологическими процессами в соответствии с запроектированными организационно-техническими условиями производства данной продукции и установленной проектной трудоемкостью. Расчет норм труда, как правило, осуществляется в едином цикле с автоматизацией технологических процессов.

Введение норм труда предусматривает предварительное извещение работников о внедрении новых норм, создание на рабочих местах организационно-технических и других условий труда в соответствии с требованиями, запроектированными в нормах, а также обучение работников методам и приемам выполнения работы (функции), обеспечивающим оптимальный уровень интенсивности труда и напряженности вводимых норм.

Исполнитель трудового процесса должен быть проинформирован о содержании технологического и трудового процессов, для выполнения которых рассчитаны нормы, о методе их установления, сроке действия, условиях изменения, форме и системах стимулирования выполнения вводимых норм. Овладение технологическим и трудовым процессами, методами их выполнения, положенными в основу новой нормы труда, достигается путем повышения профессионального уровня подготовки работников, а также проведения инструктажа. Вводный инструктаж до начала работы и текущий в процессе освоения работы и норм должен выполняться мастером или бригадиром с привлечением, если это необходимо, технолога, специалиста по труду и др.

Создание на рабочих местах условий, предусмотренных вводимой нормой труда, должно быть обеспечено соответствующими службами предприятия.

О введении временных и разовых норм труда, а также укрупненных, комплексных норм и нормированных заданий, установленных на основе утвержденных пооперационных норм труда, работники должны быть извещены до начала выполнения работ.

При запуске в производство новой продукции должны разрабатываться график достижения ее проектной трудоемкости с учетом освоения проектных мощностей и других технико-экономических показателей, а также комплексно обоснованные нормы, рассчитанные на проектную технологию, организацию производства и труда. На период освоения могут устанавливаться поправочные коэффициенты к нормам, рассчитанным на проектную технологию, организацию производства и труда. Срок действия коэффициентов, определяемый в каждом конкретном случае, зависит от сложности осваиваемого производства, технологического процесса, квалификации работников и т.п., но не может превышать нормативных сроков освоения производственных мощностей, новой продукции, техники и технологии, а также 1 года при несоответствии фактических организационно-технических условий тем, которые запроектированы во вводимых нормах и нормативах по труду.

3. Замена и пересмотр норм труда - необходимый и закономерный процесс, требующий соответствующей организации контроля их на уровне организации и рабочего места.

Факторы замены и пересмотра норм связаны с изменением организационно-технических, санитарно-гигиенических и других условий производства. По мере проведения аттестации рабочих мест, а также по мере повышения уровня квалификации и профессиональных навыков работников устаревшие и ошибочно установленные нормы труда должны пересматриваться.

Устаревшие нормы - это нормы, действующие на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, роста профессионального мастерства и совершенствования производственных навыков работников. В таких случаях нормы труда пересматриваются в сроки и в размерах, устанавливаемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников в соответствии с календарным планом замены и пересмотра норм (при условии разработки плана в организации).

Ошибочно установленные нормы - это нормы труда, при определении которых неправильно учтены организационно-технические и другие условия или допущены неточности при применении нормативов по труду и проведении расчетов. При устранении ошибки норма может пересматриваться в сторону как снижения, так и увеличения.

Изменение норм труда в зависимости от характера и причин снижения трудоемкости продукции подразделяется на замену и пересмотр.

Нормы подлежат обязательной замене по мере внедрения в производство организационно-технических и других мероприятий, обеспечивающих существенное повышение производительности труда, независимо от того, предусматривались ли эти мероприятия календарным планом замены и пересмотра норм. К таким мероприятиям относятся: ввод нового и модернизация действующего оборудования; внедрение более прогрессивной технологии, усовершенствованной технико-организационной оснастки, инструментов; механизация и автоматизация производственных процессов; совершенствование организации рабочих мест, их рационализация; внедрение прогрессивных нормативов по труду и т.д. Действующие нормы заменяются новыми, более прогрессивными, в зависимости от эффективности внедряемых мероприятий.

Пересмотр норм труда осуществляется при снижении затрат труда на единицу продукции, а также повышении производительности труда как за счет внедрения организационно-технических мероприятий в целом по предприятию, так и в связи с изменениями содержания и организации трудовых процессов работников по мере освоения работ (функций), развития специализированных навыков, улучшения приемов и методов выполнения работы, совершенствования организации рабочих мест и их условий, внедрения рациональных форм разделения и кооперации и других факторов, влияющих на снижение трудоемкости работ (функций).

В целях снижения трудовых затрат, обеспечения прогрессивности действующих норм на предприятии до начала года рекомендуется разрабатывать календарный план замены и пересмотра норм труда.

Календарный план разрабатывается на основе плана технического развития и организации производства и других мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда (снижение трудоемкости продукции), а также с учетом результатов аттестации рабочих мест и действующих норм труда.

В случае, когда аттестация рабочих мест осуществляется в начале планового года (т.е. после утверждения календарного плана), на основе ее результатов может быть разработан дополнительный перечень норм, подлежащих изменению. Этот перечень утверждается в качестве приложения к календарному плану замены и пересмотра норм. Если аттестация рабочих мест и соответствующая проверка норм труда осуществляются в течение года, по их результатам разрабатываются дополнительные мероприятия к календарному плану замены и пересмотра норм труда.

Проект календарного плана должен выноситься на обсуждение трудового коллектива и с учетом его рекомендаций утверждаться работодателем по согласованию с представительным органом работников. Мероприятия, предусмотренные в плане и в задании по снижению трудоемкости продукции, необходимо доводить до сведения коллективов структурных подразделений организаций и производственных бригад. Каждому работнику (бригаде) необходимо разъяснять основания замены и пересмотра норм труда.

4. Качество всех действующих норм труда должно оцениваться в процессе аттестации рабочих мест. Аттестованными признаются технически и комплексно обоснованные нормы труда, соответствующие достигнутому уровню техники и технологии, организации производства, труда и управления. Устаревшие и ошибочные нормы считаются неаттестованными.

Основными показателями качества действующих норм труда являются: средний процент выполнения норм труда; распределение работников по уровню выполнения норм труда; удельный вес технически обоснованных норм труда в общем количестве действующих норм. Качество норм труда характеризуется также количеством действующих норм по номенклатуре производственной программы (объемам производства) и удельным весом их в составе обоснованных норм, степенью охвата нормированием трудовых процессов работников различных категорий и групп, количеством пересмотренных и замененных норм и другими показателями.

Средний процент выполнения норм выражает средний уровень их напряженности при анализе большой совокупности анализируемых норм (по видам работ, цехам, предприятию в целом), на основе которой он исчислен. В этом случае уменьшаются различия в индивидуальной производительности труда работников и уровень выполнения норм прямо выражает соотношения между установленными и фактическими затратами времени.

Уровень выполнения норм отдельными работниками, как правило, обусловливается влиянием 2 факторов: индивидуальной производительностью труда и уровнем напряженности норм. Абсолютный уровень производительности труда зависит во многом от объективных факторов (организационно-технических условий производства, организации трудовых процессов при разделении и кооперации труда, организации рабочих мест и др.), которые должны учитываться при установлении норм труда. Относительный уровень производительности труда определяется индивидуальными качествами работника. Показателем его является отношение необходимого времени на выполнение работы (функции) к фактическим затратам времени.

Удельный вес технически (комплексно) обоснованных норм труда, так же как и количество пересмотренных и замененных норм, и другие показатели зависят от принятой системы организации нормирования труда на предприятии.

Качество действующих норм труда определяется рядом признаков и в конечном счете уровнем их соответствия необходимым затратам рабочего времени и уровнем их напряженности.

Методика определения критерия напряженности норм труда, получившая наибольшее применение в практике нормирования труда, заключается в следующем.

За критерий напряженности нормы труда принимается рабочее время, необходимое для выполнения заданной работы в конкретных организационно-технических условиях производства при данном составе трудовых ресурсов и степени интенсивности труда. Показателем напряженности норм труда является отношение необходимого времени к проектируемой норме труда (Вн : Ну).

Оптимальная напряженность нормы труда достигается при условии ее установления на уровне необходимых затрат, т.е. если Вн : Ну = 1,0. Это положение справедливо для момента установления норм трудовых затрат. При рассмотрении этого соотношения в динамике требуется уточнение. Допустимыми считаются только те отклонения, которые находятся в пределах установленной точности норм, т.е. допустимой погрешности при их расчете. Условием сохранения оптимальной напряженности нормы является ее пересмотр в тот момент, когда разрыв между установленной нормой и необходимым временем выйдет за 5-процентный предел, т.е. как только уровень напряженности ее опустится ниже 0,95. Например, Вн = 20 мин; Ну = 22 мин; уровень напряженности нормы равен 0,91; Вн = 20 мин; Ну = 24 мин; уровень напряженности нормы равен 0,82.

От необходимого времени могут отклоняться фактические затраты рабочего времени отдельных работников из-за различий в индивидуальной производительности труда.

Уровень оптимально напряженных норм труда позволяют определять соотношения между необходимым временем и установленным, а также между необходимым и фактическим, ибо он является производным от них. Эта зависимость выражается формулой:

Квн = Ну / Нф = Вн / Вф : Вн / Ну

или в процентном выражении

Квн = Ну / Нф x 100 = (Вн / Вф : Вн / Ну) x 100.

Таким образом, уровень выполнения норм трудовых затрат прямо пропорционален соотношению между необходимым и фактическим временем и обратно пропорционален соотношению между необходимым временем и установленной нормой, т.е. уровню напряженности норм.

Достижение оптимальной напряженности норм труда является актуальной в современных условиях, но и достаточно сложной проблемой. Условиями установления норм труда оптимальной напряженности являются единство нормативно-методической базы нормирования труда, высокая квалификация специалистов по труду, заинтересованность работников в высоком качестве внедряемых норм труда. В настоящее время в качестве нормативного значения оптимальной напряженности норм труда рекомендуется использовать показатель, адекватный скорости выполнения базового трудового движения, установленного отечественной БСМ (см. комментарий к ст. 160 ТК).

В практике нормативно-исследовательской работы по труду используются 2 направления анализа качества действующих норм труда.

Первое направление - оценка действующих норм труда по основным показателям на основе анализа статистических и отчетных данных с применением методов математической статистики.

Более объективные выводы о качестве действующих норм можно сделать, проведя выборочную проверку норм (второе направление). Предусматривается изучение трудового процесса и организационно-технических условий на конкретном рабочем месте при выполнении конкретной работы (функции) путем проведения наблюдений (хронометража, фотографии рабочего времени и др.) и сопоставления фактических условий и трудовых затрат с предусмотренными технологией и нормативами по труду. Такой анализ качества действующих норм труда требует значительно больших затрат времени по сравнению с анализом, основанным на статистических данных. Поэтому очень важно определять оптимальные размеры выборки, при которых репрезентативность полученных результатов сочеталась бы с затратами на проведение анализа.

В ходе анализа действующих норм труда устанавливаются причины различий в уровне их напряженности, несоответствия необходимым затратам времени, недостатки организационно-технических и других условий выполнения нормируемой работы и т.п., разрабатываются конкретные меры по их устранению и принимаются решения по их замене или пересмотру.

При анализе качества норм, действующих при коллективной форме организации и оплаты труда (бригадной), целесообразно по результатам групповых или бригадных фотографий рабочего времени изучать структуру затрат рабочего времени, занятость работников оперативной работой, оценить возможности перераспределения функций между членами бригады, их лучшей расстановки. Анализу подлежат все пооперационные нормы, на основе которых рассчитана комплексная норма бригады. В процессе анализа комплексной нормы необходимо проверить правильность ее расчета с учетом преимуществ коллективной (бригадной) формы организации труда.

5. Основанием для изменения нормированного задания являются замена и пересмотр норм и нормативов, на базе которых оно устанавливалось.

Уровень выполнения нормированных заданий рассчитывается как отношение нормированной трудоемкости выполненного объема работ (функций) к фактически отработанному времени за вычетом затрат рабочего времени на работы, не связанные с выполнением нормированного задания, и времени простоев по вине работника. Такой подход способствует улучшению использования рабочего времени, а также вызывает заинтересованность исполнителя в выявлении причин невыполнения задания.

Учет выполнения нормированного задания производится с помощью специально разработанных форм и журналов.

Нормированное задание считается выполненным при условии полного выполнения всего объема работ (функций) в установленные сроки и соответствующего качества. На участках со строго регламентированным выпуском продукции (например, сборочные конвейерные линии в машиностроении), а также при условии повышенных требований к качеству работ перевыполнение нормированных заданий нецелесообразно. Вместе с тем на отдельных участках производства, например ремонтных работах, когда необходимо сократить сроки выполнения заданного объема работ или выполнить их в установленные сроки, но с меньшей численностью, следует стимулировать перевыполнение нормированных заданий.

Положения данного документа (в ред. ФЗ от 22.11.2021 N 377-ФЗ), касающиеся взаимодействия ЕЦП "Работа в России" и информационной системы работодателя с ЕПГУ, применяются с 1 сентября 2022 года.

ТК РФ Статья 162. Введение, замена и пересмотр норм труда

Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.

Читайте также: