Введение в искусство чтения кратко

Обновлено: 05.07.2024

II глава
Главные задачи образования. Две основные цели. Какая из этих целей важнее? Чем больше всего отличается образованный от необразованного. В чем основная задача самообразования. В чем же состоит работа над книгой, особенно над научной? О навыках при чтении и о проработке книг 13

III глава
Необходимые условия для правильного чтения.. Мышление и воображение. Внутренние помехи хорошему чтению. Нетерпеливость. Лень мышления и воображения. Дурные привычки. Привычка бросать книгу, не дочитав до конца 20

IV глава
Общие указания о том, что читать для самообразования. О чтении основных книг с проработкой. Вдохновляющие книги. Чтение произведений искусства. Роль воображения. Перечитывание. Чтение критики 28

V глава
Предварительное ознакомление с книгою. Обзор содержания книги. Предисловие и введение. Оглавление. Заключение книги. Просмотр книги 36

VIII глава
Вспомогательные средства чтения. Подчеркивание и отчеркивание. Выписки и выдержки. Увлечение карточками. Конспект. Свободный конспект. Журнал чтения. Указатель по вопросу 65
Заповеди читателя 76б

I глава
Безыскусственное чтение. Вредное чтение. Чтение есть искусство. Основные правила чтения. Цели чтения. Цели чтения и книга. Способы чтения. Идеал чтения

1. Безыскусственное чтение

2. Вредное чтение

3. Чтение есть искусство

Сам человек довольно редко замечает в себе подобные недостатки. Чаще всего наводит его на мысль, что он не так читает, другой факт. Евгений Онегин, по словам Пушкина:

Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…

4. Основные правила чтения

6. Цели чтения и книга

7. Способы чтения

Идеальный читатель должен одинаково совершенно владеть всеми способами чтения и легко приспособляться к любой цели чтения. Для изучения какой-нибудь книги он станет читать её полным чтением, активным, углублённым, с проработкой. Эти же способы требуются при чтении основных книг для самообразования. При чтении газеты всегда требуется уменье просматривать, но кое-что в ней приходится часто и читать неполным или полным чтением. Наконец, изредка и в газете попадается — особенно для специалиста — и такой материал, который полезно или даже необходимо прочитать с проработкой, с выписками и т. д. Но каким бы способом он ни читал, его чтение будет отчётливым, т. е. он будет иметь отчётливое представление о том, что он прочёл, а не туманное и расплывчатое. Отчётливое чтение — обязательное условие хорошего чтения.


II глава
Главные задачи образования. Две основные цели. Какая из этих целей важнее? Чем больше всего отличается образованный от необразованного. В чем основная задача самообразования. В чем же состоит работа над книгой, особенно над научной? О навыках при чтении и о проработке книг

9. Главные задачи образования

Мы можем почувствовать потребность в образовании по разным причинам. Может действовать на нас стремление к знанию или потребность в углублении мировоззрения. Иногда чувствуют, что без образования нельзя разобраться в современной жизни, понять её и, значит, правильно жить и действовать.
Без того или иного образования в наше время нельзя быть настоящим специалистом почти ни в каком деле. Наконец, теперь всё чаще человек хочет быть образованным ещё и потому, что образованный, при прочих равных условиях, может принести больше пользы обществу.

10. Две основные цели

Какие бы ни были эти специальные задачи, для достижения их требуются (поскольку дело касается книжного образования) два условия:
1) приобретение известной суммы сведений из области науки, техники, искусства и т. п.;
2) развитие и углубление душевных сил, способностей, характера.
Эти две основные цели должен иметь в виду каждый, кто стремится к образованию.

11. Какая из этих целей важнее?

12. Чем больше всего отличается образованный от необразованного

13. В чем основная задача самообразования

Самообразование требует самодеятельности. Но самодеятельность эта должна выражаться не в самонабивании головы плохо понятыми сведениями, а в усвоении их и в саморазвитии. Необходимо развивать и тренировать свои умственные способности, как мы paзвиваем физические; для этого ecть только один путь — упражнение и работа, работа и работа. При самообразовании работа над книгой должна быть самая серьёзная, упорная, трудная и часто очень долгая. Но времени на неё жалеть нечего: окупится с избытком. Если даже вы забудете потом книгу — работа над ней не пропадет: она останется в виде полезных навыков, подвинувшегося развития, накопленного уменья и сил.
Но и книгу вы не забудете. Такая работа над книгой есть лучшее применение так называемого рационального способа запоминания.
Содержание проработанной книги тысячью корней закрепится в сознании, и таким образом вы сразу достигнете двух основных целей.
Если же, при хорошей памяти, вы станете читать книгу только для приобретения сведений, без переработки, то польза для развития душевных сил при этом получится минимальная.
Разве только память подвинется в развитии, да и это сомнительно.

14. В чем же состоит работа над книгой, особенно над научной?

15. О навыках при чтении и о проработке книг


III глава
Необходимые условия для правильного чтения. Мышление и воображение. Внутренние помехи хорошему чтению. Нетерпеливость. Лень мышления и воображения. Дурные привычки. Привычка бросать книгу, не дочитав до конца

16. Необходимые условия для правильного чтения:

17. Мышление и воображение

18. Внутренние помехи хорошему чтению. Нетерпеливость

19. Лень мышления и воображения

20. Дурные привычки

Поверьте мне: судьбою несть
Даны нам тяжкие вериги.
Скажите, каково прочесть
Весь этот вздор, все эти книги…
И всё зачем? – Чтоб вам сказать,
Что их ненадобно читать.

21. Привычка бросать книгу, не дочитав до конца


IV глава
Общие указания о том, что читать для самообразования. О чтении основных книг с проработкой. Вдохновляющие книги. Чтение произведений искусства. Роль воображения. Перечитывание. Чтение критики

22. Общие указания о том, что читать для самообразования

23. О чтении основных книг (с проработкой)

24. Вдохновляющие книги

25. Чтение произведений искусства

26. Роль воображения

28. Чтение критики

Критику на читаемое произведение искусства (если оно читается с целью самообразования) не следует брать в руки раньше прочтения самой книги. Это ослабляет, иногда убивает самодеятельность, заставляя невольно смотреть на книгу через чужие очки. Только прочитав книгу, проработав ее своими силами, произведя лично посильный ее анализ и оценку, мы можем с пользой прочесть хорошую критику её. Тогда мы увидим, что в критике согласно с нашими выводами, что не согласно, сознаем свои ошибки; сравним свой подход к книге с подходом критики; получим наглядный урок искусства критики.
Но, конечно, если книга читается не в целях самообразования, часто приходится и необходимо идти обратным путём. При самообразовании мы читаем заранее выбранные другими лучшие книги, так что с общей оценкой их уже знакомы. При других задачах чтения мы сталкиваемся с совершенно новыми или совершенно неизвестными книгами. Тут приходится решить вопрос: стоит избрать такую-то книгу или нет? И в этом случае мы часто обращаемся сперва к рецензии или к библиографической заметке о книге, или даже к критике.


V глава
Предварительное ознакомление с книгою. Обзор содержания книги. Предисловие и введение. Оглавление. Заключение книги. Просмотр книги

29. Предварительное ознакомление с книгою

30. Обзор содержания книги

Для того, чтобы предварительно получить общее впечатление от книги, познакомиться с нею в общем виде, необходим обзор её содержания. Для этого надо узнать тему её; задачи, которые ставит себе автор; его точку зрения на предмет; план или схему содержания книги; основные мысли её, основные факты, приведённые в ней, и т. п.
Делается этот обзор следующим образом.
Тему обыкновенно указывает уже заглавие книги, с которым мы знакомимся поневоле. Изредка в заглавии высказана и главная мысль книги[1].
Но обыкновенно главную мысль и всё остальное приходится искать другими путями — в предисловии, введении, оглавлении, заключении книги.

31. Предисловие и введение

33. Заключение книги

34. Просмотр книги

Внимательно ознакомиться с предисловием, оглавлением, введением и заключением книги, при некотором опыте достаточно, чтобы получить общее впечатление о её содержании, составить представление о её плане, задачах, главной мысли. Чем больше читатель знаком с тoй областью науки, к которой относится книга, тем больше даёт ему такой предварительный обзор её. Когда приходится иметь дело с множеством книг и все их невозможно прочитать, — знакомство с некоторыми из них поневоле приходится и ограничивать таким обзором. Если мы знакомимся с книгой для того, чтобы потом проработать её, то всегда полезно, а иногда необходимо ещё и просмотреть её. Тут важно более глубокое общее впечатление от книги.
Не все умеют вообще просматривать книгу: и сравнительно немногие из умеющих делают это хорошо. Предварительный просмотр книги перед изучением её — прекрасная школа просматривания вообще. Когда мы станем потом прорабатывать книгу, то увидим все недочёты предварительного её обзора, и это укажет главные недостатки в нашем способе просматривания. Так что и в этом отношении можно рекомендовать предварительный просмотр[3].
Если в книге имеются чертежи и рисунки, то ознакомление с ними тоже помогает предварительному ознакомлению с содержанием книги.

35. Главные задачи проработки книги

36. Понимание книги

38. Продумывание книги

39. Оценка и критика книги

Орлам случается и ниже кур спускаться.
Но курам никогда до облак не подняться.

И вот критика при чтении с проработкой должна заключаться не только в отметке ошибочного и сомнительного, но и в оценке особо выдающихся мест. Чрезвычайно важно после прочтения и разработки книги и своей критики её прочесть основательную критику на неё какого-нибудь крупного специалиста. И тоже с соответственной проработкой, сопоставлениями, проверкой. Это очень углубляет и усвоение книги, и мысль, и критические навыки.

40. Процесс чтения

41. Усвоение параграфа

43. Основное содержание книги

44. Чтение с проработкой

45. Чтение книг противоположного содержания

46. Коллективное чтение

47. Перечитывание важнейших книг


VIII глава
Вспомогательные средства чтения. Подчеркивание и отчеркивание. Выписки и выдержки. Увлечение карточками. Конспект. Свободный конспект. Журнал чтения. Указатель по вопросу

48. Вспомогательные средства чтения

1) Указатель книги, 2) оглавление, 3) подчёркивание и отчёркивание, 4) конспект, 5) выписки, 6) запись своих мыслей, 7) журнал чтения, 8) указатель по вопросу — вот всё главное в этом отношении.
О первых двух уже было сказано попутно. Рассмотрим несколько подробнее остальное.

49. Подчёркивание и отчёркивание

50. Выписки и выдержки

51. Увлечение карточками

53. Свободный конспект

54. Журнал чтения

55. Указатель по вопросу

Указатель, собственно, имеет цели, не связанные с какими-либо особенностями чтения. Интересуясь каким-либо вопросом, например по своей специальности, мы заводим особую тетрадь или (ещё лучше) листки, куда в алфавитном порядке вносятся темы, связанные с данным вопросом и встречающиеся в прочитанных нами книгах, журналах, газетах, с указанием, где они нам встречались. Например, скажем, вас интересует вопрос об ощущении. Вы, в соответственной тетрадке или на листках, заносите все темы по этому вопросу по мере того, как они встречаются при чтении: виды ощущений, определения ощущения, органы ощущений и т. д. При каждой теме — указание книг и страниц, где они встречались вам. Таким образом у вас составляется постепенно подробный указатель всех тем по вопросу, встречавшихся вам при чтении, и тех мест в книгах и журналах, где эти темы рассматривались. Самый просмотр тем иногда бывает очень полезен.

А. Общие:
1. Не читай все книги на один лад. Способ чтения должен соответствовать цели чтения.

В. О выборе книг для самообразования:
17. Читай хотя бы немного, но основательно.
18. Читай необходимое, хотя бы неинтересное.
19. Читай самое лучшее, что можно достать.
20. Читай не слишком лёгкое, не слишком трудное.
21. Руководись каким-нибудь планом чтения (по программам или совету специалиста).

О Томасе Фостере

Томас Фостер - автор книги

Томас Фостер – автор нескольких книг по ирландской и английской литературе, профессор с многолетним стажем работы, преподающий классическую и современную мировую литературу в Мичиганском Университете.
Томаса Фостера можно без обиняков назвать человеком, знающим толк в книгах, и умеющим читать профессионально.

Давайте же узнаем, о чем его книга.

Книга состоит из введения, двадцати семи глав, напутствия и приложения. Кроме этого, в заключительной части работы дополнительным блоком присутствует мастер-класс для читателей, а также благодарности автора.

Читай как профессор

Каждая книга — это целый мир, путешествие в совершенно другое измерение, созданное воображением автора, и умело приправленное им многообразием образов, интересными мыслями и, конечно же, скрытыми подтекстами.

Читайте чужими глазами. Читая книгу, мы неосознанно ищем в ней некое соответствие реальному миру и правдоподобие. Старайтесь читать не своими глазами, советует Фостер. Отыщите в книге особую точку прочтения, позволяющую в полной мере ощутить тот исторический, культурный, личный и социальный контекст, который закладывал в неё автор. Попробуйте оказаться в том историческом моменте, о котором повествует произведение.

Не забывайте о подтексте. Никогда не воспринимайте всё описанное в книге буквально. В художественной литературе солнце никогда не бывает просто солнцем и дождь никогда не идет без причины. Возможно, дождь сообщает вам о том, что скоро наступит весна? Размышляйте, ищите взаимосвязи и старайтесь прочувствовать настроение и атмосферу, которую автор старался передать в своём произведении.

Не застревайте рядом с героем. Для того чтобы продолжить повествование, автору важно соблюдать особые требования к сюжету. Каждый персонаж – это частичка сюжета, винтик, позволяющий повествованию двигаться дальше. Сюжет – это персонажи в действии, и, если замысел требует жертв, герой может быть устранен, а может пройти через множество испытаний. Все это происходит по логике литературы. В художественном произведении героям отведены особые роли, исполнив которые они плавно подводят сюжет к финалу.

О насилии. Насилие в книге – это не реальная жизнь, оно всегда наполнено дополнительным литературным смыслом. Оно может носить общественный или культурный подтекст, быть шекспировским, библейским или аллегорическим, а может быть просто метафорой. В художественной литературе можно выделить два основных вида насилия: авторское – это вред или рана, нанесенная одним персонажем другому по замыслу автора, и сюжетное – наносящее вред всем персонажам. Всегда помните о том, что возможностей и смыслов у литературного насилия значительно больше, чем, скажем, у солнца или дождя.

Важность географии. География в литературе отличается от привычного понимания об этой науке. Главным образом, книжная география описывает не города, равнины, океаны или леса, а персонажей. Людей, которые живут в конкретных уголках планеты, и влияние этих уголков на самих людей. География, по замыслу автора, может даже становиться самостоятельным персонажем, играть свою собственную, не менее важную роль в сюжете. Талантливый автор может сделать так, чтобы география раскрывала отдельную тему или символ в сюжете, иными словами – заставить её работать на себя. Окружающая среда, описанная в произведении, служит для нас проводником в историю, психологию, а порой и в самое сердце идеи автора.

Полет фантазии. Что приходит на ум, когда персонаж находится в воздухе, в свободном полёте? Можно предположить, что он супергерой, сумасшедший или даже ангел. Автор вкладывает в полет человека гораздо больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Полет может значить свободу, любовь, величие или даже побег – всё это полёты фантазии автора. Позвольте же и вашему воображению оторваться от земли и научиться летать.

Крещение или как персонаж рождается заново. И снова о подтексте. Если персонаж упал в воду и промок, если ему удалось спастись и выплыть на поверхность – всё это приемы автора, сообщающие нам о том, что персонаж родился заново. Это символический акт, означающий крещение или возрождение, или же спасение героя символизирует новое начало, а гибель – потерю духовной значимости. Такой поворот сюжета, как утопление персонажа, может очень многое рассказать…

Времена года. Использование значений времён года, пожалуй, один из самых известных литературных приёмов. Весна всегда означает юность и мечты, лето – зрелость, смелые планы и любовные отношения, осень – усталость, средний возраст или упадок, а зима – старость или даже смерть. На самом деле связь возраста и времен года известна литераторам уже тысячи лет и упоминается практически в каждой мифологии.

Странный символ. Часто в художественной литературе можно встретить какой-то особенный символ, который совершенно никак не связан ни с персонажами, ни с картиной сюжета. Упоминание автором конкретного предмета, когда, казалось бы, это совсем не уместно, означает, что нужно мыслить шире. Подумайте, что вы знаете об этом символе, для чего он, что с ним можно сделать? Сосредоточьтесь на том, что знаете, и вы поймёте, что это подсказка.

Почему художественный стиль так сложен, зачем текст так многослойно прорисовывается автором, спросите вы. Ответ на этот вопрос совершенно прост.: потому что так нам становится интереснее читать.

Будьте внимательны, подмечайте любые мелочи, мыслите шире и вам откроется то, что же на самом деле автор скрыл между строк.

Краткое резюме

Брошюра Сергея Иннокентьевича Поварнина (1870—1962) — крупного специалиста в области логики — знакомит читателя с приемами и навыками рационального, наиболее производительного чтения, с психологическими основами восприятия и усвоения текста.

I глава
Безыскусственное чтение. Вредное чтение. Чтение есть искусство. Основные правила чтения. Цели чтения. Цели чтения и книга. Способы чтения. Идеал чтения

1. Безыскусственное чтение


2. Вредное чтение

Плохое чтение вредно уже, прежде всего, потому, что лишает той огромной пользы, которую дает хорошее чтение. Но оно может принести и другой вред.

Можно рассматривать чтение с двух сторон: что читать и как читать. И в обоих этих отношениях чтение может быть вредным.

Несомненно, есть дрянные книги, приносящие огромный вред. Таковы, например, растлевающие душу пошлые, бульварные книги.

У такого человека, конечно, отсутствует сколь-нибудь стройное мировоззрение, и говорить с таким человеком — мука. Цитаты и ссылки так и гремят, так и летят из уст его, но тщетно стараешься уловить общий смысл и дивишься тем поразительным выводам, которые из этого материала делаются. Слушаешь и изумляешься.

3. Чтение есть искусство

Сам человек довольно редко замечает в себе подобные недостатки. Чаще всего наводит его на мысль, что он не так читает, другой факт. Евгений Онегин, по словам Пушкина:
Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а все без толку…

Так бывает и в наше время: читаем, читаем и начинаем чувствовать, что как будто из нашего чтения выходит мало толку. И тут приходит мысль: да так ли мы читаем? Может быть, неправильно? — И начинаем искать советов, указаний, правил, начинаем подозревать, что есть искусство чтения.

4. Основные правила чтения

Искусный читатель должен:

а) если потребуется, взять из книги сполна все, что она может дать; выжать, выпить, впитать сполна все ценное, что в ней имеется и может быть дано чтением;

б) приспособлять способ чтения к цели чтения.

Способ чтения зависит от цели чтения и всецело ею обусловливается.

5. Цели чтения

Высшую группу целей чтения составляет:

а) чтение для осведомления о чем-нибудь, пополнения сведений и т. д.; таково чтение газет, брошюрок, некоторых книг, писем, новых книг по специальности и т. п.;

в) чтение крупных произведений искусства; такое чтение—не развлечение, как думают некоторые; это — важное и необходимое средство для расширения своего кругозора и опыта, для углубления мировоззрения, мыслей, чувства;

г) чтение для изучения какой-нибудь книги, какого-нибудь вопроса, и, наконец,

д) чтение для самообразования.

6. Цель чтения и книга

7. Способы чтения

Способы чтения тоже распадаются на группы. Главные из них такие.

8. Идеал чтения

Идеальный читатель должен одинаково совершенно владеть всеми способами чтения и легко приспособляться к любой цели чтения. Для изучения какой-нибудь книги он станет читать ее полным чтением, активным, углубленным, с проработкой. Эти же способы требуются при чтении основных книг для самообразования. При чтении газеты всегда требуется уменье просматривать, но кое-что в ней приходится часто и читать неполным или полным чтением. Наконец, изредка и в газете попадается — особенно для специалиста — и такой материал, который полезно или даже необходимо прочитать с проработкой, с выписками и т. д. Но каким бы способом он ни читал, его чтение будет отчетливым, т. е. он будет иметь отчетливое представление о том, что он прочел, а не туманное и расплывчатое. Отчетливое чтение — обязательное условие хорошего чтения.


Умение качественно подать печатный текст выразительным художественным чтением всегда отличало людей культурных и творческих. Несмотря на то что чтец, передавая написанное, ничего не добавляет от себя и может допустить по отношению к задумке автора только голосовые импровизации, от того, как он отнесется к своей задаче, зависит очень многое, и прежде всего то, как автор будет понят слушателем.

Понятие и основные принципы художественного чтения

В чтении выразительном, как и в речевой импровизации, должны присутствовать 3 обязательных момента:

Мужчина выходит из-за кулис

Художественное чтение - это искусство

Художественное чтение в искусстве определяется как интерпретация продукта художественной деятельности первичного характера в ходе артистического исполнения. Первичный продукт творческого труда (писательское произведение) уже сам по себе является самостоятельным видом искусства, поэтому любая его трактовка, от игры со сцены до выразительного чтения, считается вторичным воплощением.

Зачастую устные выразительные средства художественного чтения - это единственновозможная творческая передача текста с тем, чтобы смысл его и структура не были потеряны безвозвратно. Примером тому выступают произведения Тургенева, Гоголя, Фета и других писателей и поэтов, столь тонко и чувственно передающих характер образов природы и людей через описательные психологизмы, что сделать это путем визуального искусства просто невозможно.

Поскольку целью художественного чтения всегда является полная и безусловная передача мысли автора произведения, творческая составляющая работы чтеца придерживается строгих границ допустимой импровизации. Заботливое отношение к оригинальному тексту – одно из важнейших правил этики для любого профессионального чтеца.

Микрофон перед пустым залом

Устные средства выразительного чтения

Сложность такого жанра, как художественное чтение, заключается в невозможности использовать в полной мере весь объем вспомогательных средств, которыми располагают актеры классического театра. Весь набор инструментов, которыми мастер художественного слова вынужден оперировать перед зрительской массой – это его голос, техника речи, жестикуляция.

Как актер или актриса средствами художественного чтения передают эмоции, вложенные в произведение автором? Набор инструментов, которыми мастер может оперировать перед зрительской массой, небольшой. Однако в этом комплекте преимуществ заключены все необходимые чтецу выразительные средства искусства художественного чтения. Всего их пять:

Такие выразительные средства искусства художественного чтения, как темп и ритм, постоянно между собой взаимодействуют. В моменты придания ритму инертности темп чтения замедляется (гаснет), и наоборот, когда ритм становится энергичным, темп также убыстряется.

Невербальные средства художественного чтения

Среди необходимых приемов, используемых профессиональным чтецом, пластическое сопровождение речевой передачи относится к разряду самых сложных. По словам писателя В. Аксенова, пластика как один из ярчайших примеров средств художественного чтения является неотъемлемой частью художественного вещания, дополнительно выражающая отношение чтеца к сюжетным поворотам, поведению и образам героев.

Пластическое изложение смысловой нагрузки произведения состоит из нескольких слагаемых:

Публичное выступление

Важные условия для совершенствования устной речи

Постановка навыков художественного чтения во взрослом возрасте сопряжена со многими препятствиями устоявшихся нарушений дикции, поэтому переобучение подразумевает прежде всего изменение восприятия человеком своей речи, а уже потом - исправление дефектов. Работа над речевыми недостатками занимает много времени и включает в себя три вида упражнений:

  • чтение скороговорок;
  • дыхательные упражнения;
  • запись своей речи на диктофон и прослушивание записанного.

Из всех известных скороговорок будущий чтец должен выбрать не более пяти, дающихся ему с особенным трудом, и прорабатывать их буквально по слогам, добиваясь безупречного произношения при высоком темпе речи. Постепенно можно переходить к проговариванию текстов, составленных из большого количества (10 и более) скороговорок, объединяющих самые сложные для произношения словоформы.

Время от времени домашние занятия по художественному чтению проводятся при включенном диктофоне. Прослушивая свой голос в записи, человеку проще абстрагировать его от своей личности и увидеть явные недостатки речи, ускользающие от внимания при повседневном общении.

Девушка в библиотеке

Невнятная речь – враг дикции

Некоторые чтецы при всем своем старании не могут добиться внимания слушателя из-за невнятной, неразборчивой речи при том, что с дыханием у них все в порядке и произношение отдельных звуков также не вызывает проблем. Если данная проблема не связана с врожденной патологией или развитием сложного заболевания, бороться с ней можно с помощью несложных артикуляционных упражнений:

  • открыв рот, нужно подвигать нижней челюстью из стороны в сторону, затем – вперед и назад;
  • перекрестив на груди запястья и наклонившись вперед, протянуть любой гласный звук в самой низкой октаве, затем, разогнувшись, сделать паузу и повторить упражнение с другим гласным звуком;
  • сомкнув зубы, языком дотрагиваться поочередно до правой и левой внутренней стороны щек.

Серию упражнений проводят 5-6 раз в течение дня и обязательно – накануне публичных чтений (выступлений, лекций).

Чтение педагогическое

Целью художественного чтения на любом этапе воспитания и обучения ребенка является приобщение его к эстетическому и гуманному миру литературы. Чтобы донести до ученика смысл произведения и красоту слога, уникального для каждой книги, педагог должен сам быть страстным поклонником печатного слова и гореть идеей воплощения сухого текста в живую речь.

Однако, в отличие от актера разговорного жанра, свободного в выборе темы для своего выступления, педагогу приходится иметь дело с ограниченным списком литературы, одобренным программой и рассчитанным на определенную возрастную категорию слушателя. Преподношение учителем произведения никогда не носит характер непрерывного прочтения текста, но обязательно содержит паузы, во время которых разъясняются сложные моменты действий, анализируются поступки и поведение героев.

Урок в школе

Выразительное чтение в средней группе детского сада

В 5-летнем возрасте ребенок уже не просто улавливает эмоциональный фон читаемой ему сказки, но и может искренне переживать за героев, выделять среди них положительных и отрицательных персонажей. Тексты для художественного чтения в средней группе подбираются содержательные, с большим количеством действующих лиц, каждое из которых играет в произведении характерную для него роль (заяц-трусишка, хитрая лиса, злой волк).

Воспитателю важно голосовыми модуляциями подчеркнуть индивидуальность каждого героя, сделать его запоминающимся. Большую роль в том, чтобы возбудить интерес детей к произведению, играют грамотно подобранные темп и ритм чтения, соблюдение логических акцентов и выразительных пауз. Те фрагменты текста, на которые следует обратить внимание детей, воспитатель прочитывает медленно и внушительно, а эпизодические моменты проговаривает своим обычным голосом и чуть быстрее разговорного темпа.

При подготовке к занятию воспитатель должен заранее разобрать текст, пометив те слова или словоформы, которые будут трудны для понимания аудиторией. Грамотная подача сложных слов, сопровождаемая жестикуляцией и мимикой, поможет детям уловить смысл незнакомых выражений и даже высказать свои предположения об их значении.

Мама с ребенком

Программные задачи для дошкольников

В подготовительной группе детского сада воспитатель продолжает знакомить детей с малой художественной прозой, закрепляя в памяти дошкольников такие понятия, как считалка, пословица, поговорка, сказка, скороговорка, рассказ. Уделяется достаточно времени изучению структуры и оформлению книги: что такое оглавление? Иллюстрация? Как обозначаются главы, страницы?

Занятие по чтению

Выразительное чтение в подготовительной группе

Прослушивание и разучивание стихов формирует у дошкольника чувство темпа и ритма, расширяет его словарный запас, делает речь грамотной, а дикцию – четкой. Стихотворные конструкции воспринимаются ребенком легче, чем проза, но они имеют ряд особенностей, на которые следует обратить внимание дошкольника для лучшего понимания им поэтической формы:

  • в стихотворении слова идут в определенном ритмическом порядке, с чередованием ударных и безударных слогов;
  • ритмичность стихотворения определяется грамотно соблюдаемыми паузами;
  • стихотворения – это эмоционально окрашенные конструкции, требующие смены темпа, динамического развития и использования богатой палитры живого звучания;
  • читать стихи нужно звучным и чистым, в меру глубоким голосом, сила которого должна неоднократно изменяться по мере усиления или ослабления эмоциональной окраски произведения

Художественное чтение в подготовительной группе занимает очень важное место в обучении будущего школьника, ведь именно в этот период ребенок способен оценивать не только содержание текста, но и красоту слога и важность правильной передачи авторской мысли.

Известные педагоги с мировым именем, например, Константин Ушинский, предостерегали и предостерегают родителей и преподавателей от принуждения дошкольника к механическому разучиванию стихов и фрагментов прозы. По словам русского педагога и писателя, только углубленное изучение текста, нахождение в нем авторской задумки и анализ поведения героев способствуют лучшему запоминанию произведения и грамотному пересказу.

Читайте также: