Алоэ кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Расширение знаний детей о комнатных растениях.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, умения делать выводы и обобщения.

Воспитательные: прививать интерес к изучению живой природы, к исследовательской деятельности, к труду.

Оборудование: телевизор; ложки, восковые мелки, кисточки, ступки, листы белой бумаги, стаканы по количеству воспитанников; по два лоскутка ткани на каждого ребёнка; горшки с кустами алоэ и герани; вода в стакане; немного спирта в стакане; крахмал в тарелке; бумажное солнце с приклеенными лучами, с обратной стороны которых нарисованы алоэ, кактус, бальзамин, герань, фиалка, бегония, хризантема; опавшие лепестки герани; горшок с землёй.

( Ребята сидят группами по 3-4 человека .)

Воспитатель: Ребята, я получила видеописьмо от цветка алоэ. Алоэ направило нам письмо в грустном настроении. Как вы думаете, чем может быть опечалено растение?

( Ребята высказывают своё мнение .)

Воспитатель: Давайте посмотрим видеописьмо и подумаем, как можно алоэ поднять настроение.

Алоэ : Здравствуйте, ребята! У меня накопилось много вопросов, на которые я не могу ответить. Например, почему другие растения часто поливают, а меня – редко? Почему некоторые растения стоят в тени, а меня ставят на свет? Другие растения цветут, а я – нет! Даже корни мои не делят, чтобы новое растение вырастить. Почему я не такой, как другие комнатные растения?

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам попробовать найти ответы на вопросы алоэ. Вспомните, какие условия необходимы для роста растений?

Дети: Свет, вода, тепло.

Воспитатель: Правильно. Пойдёмте сначала к солнцу, ведь оно всех своим теплом согревает.

( Ребята идут к нарисованному солнцу, отклеивают лучик. С обратной стороны каждого лучика изображено какое-то комнатное растение, рядом с которым нарисован кружочек определённого цвета .)

Воспитатель: Ребята, это солнце необычное, оно нам подарит свои лучики. С обратной стороны каждого лучика изображено какое-то комнатное растение, рядом с которым нарисован кружочек определённого цвета, обозначающем требования растения к свету. Если нарисованное растение любит свет, его называют светолюбивым, рядом с ним кружочек жёлтого цвета. Если растение выносит тень, его называют теневыносливым, рядом нарисован кружочек белого цвета. А если растение любит тень, его называют тенелюбивым, рядом нарисован серый кружочек.

( Воспитатель показывает названные цвета и поясняет, что они означают .)

Воспитатель: Возьмите по одному лучику, назовите растение и скажите, какое растение по требованию к свету: светолюбивое, теневыносливое или тенелюбивое. Например, это кактус, он любит свет, он светолюбивый.

( Воспитатель отклеивает один лучик и показывает пример, как нужно говорить, затем ребята характеризуют растения по требованию к свету .)

Воспитатель: Что вы узнали о разновидностях растений по требованию к свету?

Ребёнок: Они бывают, светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, к какому виду растений относится по требованию к свету алоэ?

( Ребята высказывают свои мнения .)

Воспитатель: Алоэ относится к светолюбивым растениям. Оно не сможет расти в тени, без света растение погибает. Каждое растение по-своему требовательно к свету. Если мы не будем учитывать эти требования растений, они могут погибнуть за короткое время. Вот мы и ответили на один из вопросов алоэ.

( На столах стоят стаканы с водой, рядом - герань и алоэ в горшках. )

Воспитатель: Ребята, рассмотрите листья алоэ. Какие они?

Дети: Они с иголочками по краям, острые, гладкие, толстые, зелёные…

Воспитатель: Правильно, листья алоэ зелёные, с иголочками по краям, гладкие, толстые, густо расположенные вокруг стебля. Почему же они такие толстые?

( Ребята высказывают свои мнения .)

Воспитатель: Сейчас я срежу по одному листу алоэ и герани. Посмотрите, что происходит?

Дети: Со стебля алоэ начали капать капли воды.

Воспитатель: А с листьев герани какают капли воды?

Воспитатель: Следовательно, что накапливается в листьях алоэ?

Воспитатель: Правильно. В листьях алоэ много воды, поэтому они такие толстые, а в листьях герани вода не накапливается. Следовательно, алоэ можно поливать редко, а герань нужно поливать часто, иначе растение завянет. Если герань не поливать по требованию, она может погибнуть. Мы ответили на второй вопрос алоэ.

( Воспитатель просит одного ребёнка полить листья алоэ водой .)

Воспитатель: Полей, пожалуйста, листья алоэ водой. Что вы видите?

Дети: вода стекла по листьям, они не намокли.

( Воспитатель ставит перед каждой группой детей стакан с водой, срезает ещё 4-5 листов и даёт каждой группе .)

Воспитатель: Погрузите листья в стаканы и понаблюдайте, что с ними происходит.

Дети: Листья поменяли цвет.

Воспитатель: Правильно, листья словно посеребрили. Достаньте листья из воды и потрите их пальчиками? Что вы видите?

Дети: Листья стали ярко-зелёными.

Воспитатель: Правильно, таким образом, вы стёрли воск с листьев, которым покрыты листья алоэ. Воск не даёт воде испариться, поэтому она остаётся в листьях. Люди с давних времён хотели, чтобы ткань была непромокаемой, что с неё стекала вода. Как, по-вашему, это можно сделать?

Дети: Нужно ткань покрыть воском.

(Воспитатель на стол каждой группы ставит подносы, на которых лежат восковые мелки по количеству детей, и по два лоскутка ткани на каждого ребёнка.)

Воспитатель: Возьмите по одному лоскутку ткани и натрите его с обеих сторон воском.

( По примеру воспитателя, ребята покрывают ткань воском .)

Воспитатель: Возьмите второй лоскуток ткани, который не покрыли воском и опустите в стакан с водой. Что произошло?

Дети: Лоскутки утонули.

Воспитатель: Почему они утонули?

Дети: Потому что они намокли.

Воспитатель: Правильно. Лоскутки намокли, впитали в себя воду, стали тяжёлыми и утонули. Опустите теперь в воду натёртые воском лоскутки. Что произошло?

( Дети выполняют задание .)

Воспитатель: Почему лоскутки не утонули?

Дети: Потому что они не намокли, не впитали в себя воду.

Воспитатель: Правильно. Так же и с листьев алоэ стекает вода. Что можно сделать с этими срезанными листьями?

Дети: Их можно посадить.

( Воспитатель ставит на стол каждой группы горшок с землёй, дети садят листья в землю .)

Воспитатель: Как вы думаете, а из листа герани сможет вырасти новое растение?

Воспитатель: Правильно. Из листа герани новое растение не взойдёт, нужно срезать веточку.

( Воспитатель срезает веточку герани .)

Воспитатель: Что с ней нужно сделать, чтобы выросло новое растение, как вы думайте?

Дети: Посадить в землю, поставить в воду.

Воспитатель: Прежде, чем посадить в землю, нужно ветку поставить в воду, чтобы появились корни, только после этого можно посадить в землю. Из этого следует, что растения по-разному дают новые всходы, ростки, что называется размножением. Вспомните, как размножается алоэ?

Дети: Посадив срезанный лист в землю, можно получить новое растение.

Воспитатель: Правильно. Растения особенно красивы в период своего цветения. Видели ли вы цветки алоэ?

(Для каждой группы приготовлены подносы с лепестками герани, крахмалом в тарелках, спиртом в стакане, ступки, ложки, кисточки по количеству детей. Воспитанники, под руководством воспитателя, изготавливают краски, налив в стаканы с лепестками герани спирт, насыпав крахмал. Все вещества смешивают и толчат.)

Воспитатель: Ребята, возьмите по ступке, насыпьте туда лепестки герани, добавьте к ним немного крахмала и спирта, смешайте всё и растолките. Краски готовы. Вы сказали, что не видали цветов алоэ. Предлагаю вам полученными красками на листе бумаги нарисовать цветы алоэ, какими вы их представляете. Возьмите кисточки.

( Воспитатель каждому ребёнку раздаёт листы белой бумаги. Дети рисуют цветы по представлению .)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, алоэ так обрадовалось, что мы на все его вопросы ответил, что зацвело. Вот какой цветок у алоэ. Он похож на цветы на ваших рисунках?

(Воспитатель показывает по телевизору цветущее алоэ. Ребята отвечают, чей нарисованный цветок похож на цветок алоэ, а чей – нет.)

Воспитатель: Расскажите алоэ, а что нового вы узнали сегодня.

Дети: Алоэ - светолюбивое растение, в листьях алоэ много воды, поэтому его нельзя поливать часто. Чтобы вырастить новое растение, достаточно срезанный лист посадить в землю. Цветёт алоэ очень редко и является лекарственным растением.

Воспитатель: Молодцы! Выполняя разные задания, вы сегодня узнали много нового об алоэ. Желаю вам в дальнейшем работать так же активно. Отдыхайте. ​​​​​​​

Доклад о комнатном растении (2 класс). Алоэ

Комнатные растения могут быть не только красивыми, но и полезными. Например растение под названием алоэ может украсить подоконник и сделать человека здоровым.

Алоэ чем-то напоминает зеленого крокодила. У него длинные, узкие листочки, по краям которых есть колючки, похожие на зубы. Эти толстые листочки растут прямо от стебля. Алоэ является родственником кактуса.

Под кожицей листьев алоэ скрывает очень много прозрачного сока. Сок умеет уничтожать болезнетворные бактерии, но он горький на вкус.

Если закапать сок алоэ в нос при насморке, то он поможет быстрее выздороветь. Небольшие ранки скорее заживут, если приложить к ним очищенный от кожицы лист алоэ.

Сок алоэ часто добавляют в косметику, бытовую химию вроде средства для мытья посуды и даже делают из него напитки.

В дикой природе Южной Африки можно увидеть дикое алоэ. Оно заметно крупнее тех растений, что живут у нас в домах и очень выносливо. Дикое алоэ растет там, где много жаркого солнца и мало воды.

Домашнее алоэ любит, когда его ставят на солнечный подоконник или хорошо освещенную лоджию. Для того, что растение было сильным и красивым его необходимо аккуратно пересаживать раз в 2-3 года. При этом лучше использовать специальную землю для кактусов из цветочного магазина, а новый горшок должен быть немного больше старого.

aloe-kartinka-dlya-detei

Но это заблуждение. Просто в наших домах очень трудно создать такие же условия, как на его родине — в Африке, за пустыней Калахари в Капской земле. Там алоэ цветет каждый год. Хотите посмотреть, как выглядят цветки алоэ?

Оказывается, у такого корявого существа, как алоэ, красивые цветы!

aloe-tsetet-kartinka-dlya-detei

Стебель у алоэ неровный, изогнут, на нем видны сухие чешуи – остатки старых листьев. У африканских племен есть легенда о том, как возникло алоэ и почему это растение имеет такую форму.

Легенда — сказка про алоэ для детей

В одной африканской деревушке жил целитель-колдун. Много лет лечил он свое племя от хворей-болезней. Но постарел лекарь. Все труднее стало ему собирать заветные травы. Однажды отправился он в пустыню, чтобы найти лечебные растения. И там его скрутила такая боль, что не мог он разогнуться.

Как на грех, заметил колдуна старый одинокий лев. Решил, что это лёгкая добыча и стал подбираться, чтобы напасть. Колдун же не мог сдвинуться с места от боли. Смерти он не боялся. В голове его проносились мысли, что если он умрет, то некому будет исцелять его племя. Не мог колдун допустить, чтобы лев съел его. Собрался колдун последними силами, и превратился в дерево за секунду до львиного броска.

Удивился же лев, когда вместо старика, он укусил горький и колючий лист. Выплюнул его лев и убежал прочь, завывая от обиды. А посреди пустыни осталось стоять скрюченное дерево-старик. Когда же племя отправилось на поиски целителя, они нашли лишь дерево с сочными мясистыми листьями, на котором была набедренная повязка колдуна.

Во снах к людям пришел колдун и рассказал, что листья дерева целебны, научил племя, как лечиться ими. Стали люди размножать полезное растение. И целитель навсегда остался с племенем, чтобы помогать ему своей силой и защищать от зла.

Как лечит алоэ?

srez-lista-aloe-kartinka-dlya-detei

Алоина больше в старых нижних листьях. Нужно срезать лист, снять с него кожицу и приложить к ранке. Через пару часов поменять листочек. Повторить несколько раз. Покажите детям, как это делается. Полечите куклу, у которой на руке не заживает ранка. Если в процессе участвуют дети, стоит напомнить о горечи сока алоэ. После алоэ нужно помыть хорошенько руки с мылом и умыть водой лицо.

Если срезанный лист положить в холодильник и выдержать там 2-3 недели, в листьях вырабатываются особые вещества (биогенные стимуляторы), которые усиливают процесс восстановления кожи.

ОСТОРОЖНО! Для приема внутрь сок алоэ смешивают с медом, поскольку сок очень горький. Внутрь нужно применять алоэ осторожно. Нельзя пить его на ночь, поскольку он мешает сну. Есть ряд серьезных противопоказаний в его приеме, поэтому лучше сначала посоветоваться с врачом.

Опыты с алоэ. Почему у алоэ такие листья?

Алоэ – листовой суккулент. Посмотрим вместе с детьми на листочки алоэ. Старые листья и молодые будут отличаться друг от друга. Пусть дети понаблюдают за растением и найдут отличия.

Отличия молодых и старых листьев алоэ.

1. Цвет. Молодые листья яркие, зеленые. Старые листья у алоэ более светлые, на них словно нанесен какой-то беловатый налет. Похожий налет можно увидеть на сливах. Это воск. Воск уменьшает испарение воды. И защищает алоэ от палящего солнца не хуже солнцезащитного крема.

Опыт с алоэ 1. Капнем водичкой на листочек алоэ, и увидим, как капелька скатывается с листа. Потому что лист алоэ покрыт воском. Причем форма листа у алоэ такая, что вода стекает к корням растения.

opit-s-aloe

Опыт с алоэ 2. Если бросим листок алоэ в воду, то он станет серебристым. Вокруг листочка образуются пузырьки воздуха.

opit-s-listom-aloe

Опыт с алоэ 3. Потрем пальчиком налет на старых листьях алоэ. Что видим? Листочек под воском такой же зеленый, как и молодой.

У молодого листа алоэ пока выработалось мало воска, но со временем он тоже покроется защитным восковым слоем. А пока малыш — листочек растет, он интенсивно дышит. Воск замедляет не только испарение через поры (устьица), но и дыхание. Поэтому на молодых листочках воскового налета мы еще не видим, ведь им нужно расти и дышать.

2. Колючки. У старых листьев алоэ края листа имеют выраженные и грубые колючки. С возрастом листья грубеют, колючки становятся все более и более жесткими. И это неудивительно! Ведь именно в старых листьях хранится вода!

Молодые листья появляются в сезон дождей. В это время вокруг много другой зеленой пищи, поэтому животные не очень-то интересуются листьями. И они могут не защищать себя колючками.

3. Отличия старых и молодых листьев алоэ по форме листа.

Старый и молодой лист отличается по форме. Старый лист образует горбинку, выпуклую сверху. А молодой — образует ложбинку. Интересно, почему так происходит?

Причина в том, что в старых листьях алоэ мякоть разрастается, в них запасается больше воды, и листок приобретает объем. Если разрежем поперек листок, то увидим, что внутри листочек алоэ заполнен как будто гелем или желе. Вода в нем хранится в небольших мешочках. Интересно, почему гель, а не сок, как в плодах апельсина? Проведем опыт, чтобы ответить на этот вопрос.

Опыт с алоэ 4. Капнем каплю воды, а рядом капнем на стекло каплю гелеобразного сока алоэ и оставим их на пару часов. Когда время истечет, вместе с детьми посмотрим на результаты нашего опыта и обсудим их.

Что мы видим? Капля воды испарилась, высохла, а гель остался водянистым. Значит, гель помогает растению сохранять влагу!

opit-s-aloe-i-kaplei-vodi

Люди придумали использовать гель для выращивания влаголюбивых растений. ( Покажите ребенку шарики гидрогеля для комнатных растений)

Замечательное познавательное видео

для детей про алоэ

Пословицы и поговорки об алоэ

Пословицы об алоэ связаны с его горечью.

Почему же алоэ такое горькое? Пусть дети ответят на этот вопрос сами.

Загадки про алоэ для детей

На целый век украсит дом,
И всех излечит в доме том.
Цветок тот неказист на вид,
Но как целитель знаменит.

Стихи про алоэ для детей

До новых встреч на Родной тропинке! Увлекательных Вам открытий и интересных игр!

Еще о комнатных растениях для занятий и игр с детьми:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

стихотворения для детейопыты и эксперименты для дошкольников4 года5 лет6-7 летрассказы для детей

Цель: познакомить детей с комнатным растением Алоэ, познакомить детей с особенностями внешнего вида и способом размножения растения, выяснить черты сходства и различия между комнатными растениями.

1.Воспитательная : воспитание бережного отношения к комнатному растению алоэ.

2. Образовательная: познакомить детей с особенностями внешнего вида, родины, со способом размножения, интенсивностью полива ком. растения алоэ, продолжать учить сравнивать и находить признаки различия и сходства, составлять модель комнатного растения.

Оборудование: ком. растение Алоэ, картинки-модели для описания растения.

Воспитатель: правильно, ребята! Это Африканская пустыня. Посмотрите, какие здесь необычные растения- это кактусы и алоэ. У них необычный вид- листья алоэ мясистые и с колючками. Это обусловлено тем, что в пустыне мало выпадает осадков и растения накапливают воду в листьях, тем самым приспосабливаются к окружающей среде. Нам пора возвращаться домой, а на память мы возьмем одно растение-алоэ к нам в группу. Итак- 1.2.3..4.5- возвращаемся домой опять!

Воспитатель: Вот оно наше алоэ. Мы сегодня рассмотрим его, чтобы научиться за ним ухаживать. Давайте по модели опишем алоэ. Илюша, опиши, пожалуйста , растение.

Дети: У алоэ высокий стебель, есть еще боковые стебли. Листья вытянутой формы, мясистые , с колючками. Листья зеленого цвета, их много. Цветов нет.

Воспитатель: Родина алоэ- солнечные страны Америки и Африки, поэтому горшок лучше ставить на окне в солнечной комнате. Зимой растение требовательно к теплу .Лучше всего это африканское растение себя чувствует при температуре ,которая находится в постоянных рамках- от 20 до 26-27 градусов. Алоэ любит уход , но не переносит ветров и сквозняков. К почве житель скалистых регионов не очень требователен , поливать часто не придется. Зимой уход за алоэ прост: будет достаточно одного обильного полива в месяц. Весной и осенью поливать надо не реже двух раз в месяц ,а летом поливать растение придется каждую неделю. Раз в год его подкармливают специальными удобрениями. Размножается алоэ вера боковыми черенками ,которые появляются рядом с взрослым материнским растением. Посмотрите на листья алоэ –они запылились ,а вы знаете ,что это плохо для растения. Давайте снимем пыль с листьев . Как мы это будем делать?

Дети: возьмем мокрою тряпочку и аккуратно протрем листья.

Воспитатель : Молодцы ! Все верно. А теперь поможем цветку и снимем пыль с его листьев. Пусть Полина покажет как это сделать.

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру . Представьте, что вы маленькие комнатные растения. Вас посадили в теплую мягкую землю. Вы ещё маленькие ростки , совсем слабые , хрупкие , беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки вас поливают , рыхлят землю , чтоб ваши корни лучше дышали , моют вас. Вы начинаете расти , стебель становится крепче ,вы тянитесь к свету . Вам так хорошо жить на подокойннике с другими красивыми растениями.

Воспитатель: Вот теперь мы можем алоэ поставить в наш уголок живой природы. Он нам будет напоминать о нашем путешествии в Африку , а мы будем за ним ухаживать.

Читайте также: