Введение института президентства в ссср кратко

Обновлено: 02.07.2024

Впервые о
введении поста президента в
советской России говорили еще в 1936
году. При обсуждении Конституции
СССР в одной из поправок
предлагалось избирать
Председателя Президиума
Верховного Совета СССР не
Верховным Советом, а всем
населением — наподобие выборов
президента в США. Разумеется, И.В.
Сталин категорически отверг это
предложение, утверждая, что в СССР
не должно быть единоличного
президента, избираемого всем
населением. "Президент в СССР
коллегиальный — это Президиум
Верховного Совета, включая и
Председателя Президиума
Верховного Совета, избираемого не
всем населением, а Верховным
Советом, и подотчетного Верховному
Совету. /Сталин И.В. Вопросы
ленинизма. М., 1939. с. 531/

Следующая
попытка ввести институт президента
возникла в середине 60-х годов. В 1964
году Н.С. Хрущев внес на
рассмотрение комиссии по
подготовке проекта новой
Конституции СССР предложение
учредить пост президента. Была даже
разработана соответствующая глава
Конституции. Однако по разным
причинам это предложение не прошло.
По сложившейся традиции роль главы
государства по-прежнему отводилась
"коллегиальному президенту" —
Президиуму Верховного Совета.

Л.И. Брежнев
совместил в одном лице высшие
партийные и государственные
должности, что в сумме дало больше
властных полномочий, чем мог бы
дать президентский пост. Поэтому в
"эпоху застоя" вопросов о
президентстве не возникало. Только
в марте 1990 года внеочередной III
съезд народных депутатов СССР
принимает закон "Об учреждении
поста Президента СССР и внесении
изменений и дополнений в
Конституцию /Основной закон/
СССР" и избирает первого /и
последнего/ Президента СССР
Михаила Горбачева. К этому времени
КПСС уже растеряла свою былую
политическую власть.

В марте 1991
года после долгих обсуждений и
дискуссий на всероссийский
референдум был вынесен вопрос о
введении государственного
института президента России. Тогда
70% участников голосования
высказались за введение
президентства. IV съезд народных
депутатов РСФСР 21-25 мая 1991 года
утвердил законы "О президенте
РСФСР" и "О выборах президента
РСФСР", а также внес
соответствующие изменения в
Конституцию РСФСР. В июне сотоялись
выборы первого президента России
Бориса Ельцина.

В декабре 1991
года распался Советский Союз, и
последовавшее вслед за этим
сложение с себя полномочий
президентом СССР создало
благоприятные условия для
дальнейшего упрочения
президентской власти в России.
Президент Борис Ельцин взял под
свой контроль стратегические
ядерные вооружения, вопросы
государственной безопасности и
международной политики. И с этого
времени президент России выступает
в качестве представителя
независимого суверенного
государства — правопреемника СССР.
Далее последовала дискуссия о
будущем российской
государственности, повлекшая за
собой жесткое противостояние
Верховного Совета РСФСР и
исполнительной власти во главе с
президентом России. В условиях
фактического двоевластия и
вооруженного противостояния 21
сентября 1993 года президент своим
указом распустил Верховный Совет,
приостановил действие отдельных
статей Конституции и законов.
Установил прямое президентское
правление и способствовал
проведению конституционной
реформы, которая коренным образом
изменила политическую систему
страны и создала предпосылки к
либеральным экономическим
реформам.

Состоявшиеся
в 1993 году выборы в Государственную
Думу и Совет Федерации, принятие на
референдуме новой Конституции
России изменили растановку
политических сил в стране. Если
итог первых выборов президента
России в 1991 году фактически был
предопределен, то выборы 16 июня /3
июля/ 1996 года характеризовались
ожесточенным противостоянием с
левой оппозицией и победой Бориса
Ельцина, имевшего опыт
политической борьбы.

Перед новым
2000 годом президент Борис Ельцин
заявил о своей отставке. Эта
новость стала мировой сенсацией
нового года. Согласно Конституции и
закону о выборах президента России
выборы нового президента были
назначены на 26 марта. В этот день
гражданам России предстоит сделать
свой выбор второго президента
страны.

Михаил Горбачев и Борис Ельцин Александр Чумичев/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 декабря 2017 года опубликовано постановление Совета Федерации РФ о назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России начинается избирательная кампания. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории должности президента в РФ.

История учреждения института президентства

Институт президентства в России ведет свое начало с 15 марта 1990 г. В этот день генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев на III внеочередном съезде народных депутатов СССР был избран президентом Советского Союза.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете России. Первоначально съезд высказался против введения в республике поста президента. Однако затем по инициативе трети народных депутатов (согласно требованию Конституции) вопрос об учреждении такой должности был вынесен на всероссийский референдум.

Михаил Горбачев: последний из СССР

Голосование состоялось 17 марта 1991 г., одновременно с общесоюзным референдумом о сохранении СССР. Всего в списки избирателей были включены 101 млн 776 тыс. 550 человек. Из них приняли участие в референдуме 76 млн 425 тыс. 110 (75,09%). За введение поста президента республики высказались 53 млн 385 тыс. 275 человек (69,85%), против - 21 млн 406 тыс. 152 (28,01%). Недействительными было признано 1 млн 633 тыс. 683 бюллетеня (2,14%). Голосование не проводилось в Северо-Осетинской, Татарской, Чечено-Ингушской и Тувинской автономных республиках, органы власти которых бойкотировали референдум.

24 апреля 1991 г. Верховный совет РСФСР утвердил итоги плебисцита: были приняты законы "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР". 24 мая 1991 г. соответствующие изменения были внесены в действующую на тот момент Конституцию РСФСР 1978 г.

Полномочия президента в 1991 году

Согласно закону, президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в стране. На этот пост мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок президентских полномочий составлял пять лет.

При этом Съезд народных депутатов РСФСР обладал значительно большими полномочиями, чем глава государства. Согласно ст. 104 Конституции, именно съезд являлся высшим органом власти в России. К его исключительному ведению относилось определение внутренней и внешней политики; принятие Конституции и внесение в нее поправок; изменение национально-государственного устройства республики, а также избрание членов Конституционного суда РСФСР.

Кроме того, съезд мог отменять любые акты высшего должностного лица республики. Президент мог назначать главу правительства, а также распускать кабинет министров только с согласия Верховного совета РСФСР (постоянно действовал в период между созывами съезда, избирался на съезде из числа народных депутатов). По Конституции, глава государства не имел права распускать Съезд народных депутатов и Верховный совет РСФСР, а также приостанавливать их деятельность.

Изменения полномочий президента в 1992 году

Выборы первого российского президента состоялись 12 июня 1991 г. Победу на них одержал Борис Ельцин, набравший 57,38% голосов избирателей. 25 декабря 1991 г. РСФСР решением Верховного совета была переименована в Российскую Федерацию, президент республики стал именоваться президентом Российской Федерации.

Борис Ельцин глазами современников: высказывания политиков о первом президенте России

9 декабря 1992 г. VII съезд народных депутатов РФ расширил полномочия российского парламента. Было установлено, что Верховный совет дает согласие не только на назначение президентом главы правительства, но также и четырех ключевых министров: иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел. Тогда же парламент получил право назначать председателя Центрального банка РФ.

Изменения были внесены также в ст. 121-6 Основного закона, гласившую, что полномочия президента не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности избранных органов госвласти. Согласно поправке, в случае нарушения этой статьи полномочия президента "прекращаются немедленно".

Кризис 1993 года

В 1992-1993 гг. развернулось острое противостояние между президентом РФ Борисом Ельциным и Съездом народных депутатов РФ. Глава государства стремился ликвидировать конституционные ограничения своих полномочий. Парламент, в свою очередь, выступал против проводимой президентом и его командой социально-экономической и внешней политики. Депутаты также отказывались сохранить за главой государства чрезвычайные полномочия, предоставленные ему на V съезде народных депутатов РСФСР в ноябре 1991 г. для проведения экономической реформы.

21 сентября 1993 г. президент РФ подписал указ №1400 "О поэтапной конституционной реформе", которым был распущен Съезд народных депутатов и местные Советы, назначены выборы в новый парламент - Федеральное собрание. В тот же день Конституционный суд РФ признал это решение противоречащим Основному закону. Согласно Конституции, Верховный совет РФ прекратил полномочия Бориса Ельцина как главы государства и возложил их исполнение на вице-президента РФ Александра Руцкого.

В течение последующих дней здание Верховного совета на Краснопресненской набережной в Москве было блокировано внутренними войсками и милицией, исполнявшими приказы Ельцина. Митинги сторонников Съезда народных депутатов в течение двух недель встречали силовое противодействие органов МВД. 4 октября 1993 г. верные Борису Ельцину войска после танкового обстрела взяли штурмом здание парламента и арестовали Александра Руцкого, председателя Верховного совета РФ Руслана Хасбулатова и других руководителей оппозиции. Во время октябрьских событий погибли свыше 140 человек, несколько сотен получили ранения.

Полномочия президента РФ в Конституции 1993 года

12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту новой Конституции. В списки избирателей были внесены 106 млн 170 тыс. 835 человек. В голосовании приняли участие 58 млн 187 тыс. 755 (54,81%) избирателей. Из них 32 млн 937 тыс. 630 (58,43%) проголосовали за принятие Основного закона. Против высказались 23 млн 431 тыс. 333 (41,57%).

В Конституции РФ 1993 г. полномочия президента были значительно расширены. Основной закон исходит из главенствующего положения первого лица в системе государственных органов власти, что отражено и в очередности глав Конституции: глава 4 "Президент Российской Федерации" предшествует главе 5 "Федеральное Собрание". Согласно ст. 80 Основного закона, президент получил статус "главы государства", "гаранта" Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Введение поста президента СССР было результатом серьёзных изменений в политической системе. Избрание М.С. Горбачева сначала председателем Верховного совета СССР, а затем президентом СССР делало реформаторов все более независимыми от структур КПСС, сводило роль коммунистической партии к положению одной из партий страны. Увязанное с отменой статьи конституции о руководящей и направляющей роли КПСС, решение о введении поста президента привело к дальнейшему сдвигу власти из структур КПСС в сторону государственных структур. Принятие закона оформило процесс превращения Советского Союза в плюралистичное многопартийное государство.

12–15 марта прошел III внеочередной съезд народных депутатов СССР. Он стал историческим в двух отношениях – 13 марта отменил отжившую статью 6, констатировав конец коммунистического режима, ввел институт президентства и 15 марта избрал Горбачева президентом СССР.

В 1990 г. исход возможных прямых выборов президента СССР был неясен. Значительная часть избирателей жила в привыкшей к послушанию Средней Азии.

Закон вводил выборы президента Съездом народных депутатов, где Горбачев всё ещё имел большинство. Отказ Горбачева от прямых выборов стал еще одним шагом к снижению его авторитета. Предвыборный марафон означал бы затягивание политической неопределённости и откладывание экономической реформы. Однако, даже получив президентские полномочия, Горбачев так и не сумел провести рыночные реформы, о которых говорил.

МДГ выдвинула ряд условий введения поста президента - заключение союзного договора, формирование полномочного Верховного совета, избрание президента после заключения союзного договора прямым голосованием, многопартийные прямые выборы парламента, выход президента из партии, развитие гражданских свобод. Этот план сводился к последовательности: сначала перезаключение союзного государства, затем - полномасштабная конституционная реформа, затем – выборы президента. Стремясь заручиться поддержкой Прибалтики, либералы активно поддерживали идею перезаключения союзного договора.

Горбачев проигнорировал эти предложения. Они несли прямую угрозу его власти.

Несмотря на эту резкую критику, на съезде не нашлось другой авторитетной фигуры, которая могла бы быть выставлена в качестве кандидата на пост президента СССР.

Теперь Горбачев мог действовать самостоятельно и от партноменклатуры, и от избирателей, проводя свой курс. Но обратной стороной самостоятельности стал отрыв от социально-политических структур и саботаж решений Горбачева как чиновниками, так и населением.

ЗАКОН
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПОСТА ПРЕЗИДЕНТА СССР И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СССР

В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР Съезд народных депутатов СССР постановляет:

I. Учредить пост Президента Союза Советских Социалистических Республик.
Установить, что учреждение поста Президента СССР не меняет правового положения и не влечет ограничения компетенции союзных и автономных республик, закрепленной конституциями союзных и автономных республик и Конституцией СССР.

II. Внести в Конституцию (Основной Закон) СССР следующие изменения и дополнения:

IV. Настоящий Закон ввести в действие с момента его принятия.

Председатель
Верховного Совета СССР
М. ГОРБАЧЕВ
Москва, Кремль
14 марта 1990 года
N 1360-1

Внеочередной III съезд народных депутатов СССР. Бюллетень № 1-3. М., 1990.

Следует отметить, что ни для кого из народных депутатов не было секретом, что должность Президента СССР учреждалась именно под М. С. Горбачёва, поскольку даже доклад на III Съезде народных депутатов СССР делал не Председатель Верховного Совета СССР М. С. Горбачёв, как это делалось прежде, а его заместитель – А. И. Лукьянов[543]. Это и понятно: неудобно и самому рассказывать о реформе, и самому избираться на учреждаемый данной реформой пост.

Любыми путями М. С. Горбачёв препятствовал принятию поправок, так или иначе создающих риск его неизбрания на должность Президента СССР, в том числе поправки, по которым выборы Президента СССР становились бы обязательно альтернативными[544], а также поправки, устанавливающей возрастной предел в 65 лет для кандидатов на пост Президента СССР, понимая, что сам Михаил Сергеевич скоро приблизится к указанному возрасту[545]. Не понравилась будущему главе государства и поправка о декларировании доходов Президента СССР[546].

в) Институт президентства в СССР как прецедент для союзных республик.

Таким образом, как только было заявлено об учреждении поста Президента СССР, союзные республики, руководствуясь положениями Конституции СССР 1977 г., устанавливающими, что союзная республика – это суверенное государство, сразу же заявили о намерении создать аналогичные посты президентов теперь уже у себя, на республиканском уровне. Кроме того, эта необходимость обосновывалась установлением реальной гарантии расширения прав союзных республик и защитой их от вмешательства союзного центра.

Неизбежность учреждения постов президентов союзных республик, которая возникает в связи с введением поста Президента СССР, отмечали и другие депутаты[548].

В-третьих, Президиум Верховного Совета СССР окончательно стал органом, имеющим лишь организационные полномочия.

Таким образом, введением института президентства в СССР правовой статус высших органов государственной власти СССР – Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР – был кардинально ухудшен.

Читайте также: