Американский период творчества п сорокина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Целью данной работы является анализ основных социологических теорий американского периода творчества П.А. Сорокина. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
 изучить американский период жизни и творчества П.А. Сорокина;
 охарактеризовать теорию стратификации и социальной мобильности П.А. Сорокина;
 проанализировать концепцию социокультурной динамики

Вложенные файлы: 1 файл

текст.doc

Актуальность изучения американского периода творчества П.А. Сорокина обусловлена в первую очередь, фундаментальным вкладом с его стороны в развитие социологической мысли. П.А. Сорокин развивал социологию не как одну из частных общественных наук, а как всеобъемлющую науку о социуме, о закономерностях и тенденциях его строения, функционирования, цикличной и неравномерной динамики, о факторах и движущих силах перемен в обществе на всех его уровнях – от отдельного индивида до человечества как единого и многообразного целого. Необходимо обращение к мыслям и идеям социолога особенно сейчас, когда в нашей стране наблюдается своеобразное затишье в области научной мысли в целом, когда не совершается фундаментальных открытий, которые бы могли принести пользу всему человечеству не только в техническом смысле, но и в управлении обществом и его структурами.

П.А. Сорокин является основателем такой отрасли социологического знания, как социология революции. Став классическими, его труды в этой области не теряют свою актуальность и пользу со временем, напротив, к ним необходимо возвращаться для осуществления анализа и дальнейшей разработки и углубления теоретической и эмпирической базы социологии революции.

Его теория существования суперсистем культуры – одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. В ней П.А. Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, социолог вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но и фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность, являющуюся основой и фундаментом всякой культуры. На современном этапе развития российского общества изучение данной концепции особенно важно, т.к. среди жителей нашей страны наблюдается спад нравственности и духовности. Возможно, если грамотно воспользоваться концепцией социокультурной динамики, удастся не только предотвратить культурную деградацию нашего общества, но и минимизировать ее последствия.

П.А. Сорокин – один из родоначальников теорий стратификации и социальной мобильности. В своей теории общественной стратификации Сорокин объяснил, что любое общество неоднородно, слои составляющие его определяются неравенством по различным критериям. В теории социальной мобильности он объяснил, как происходит перемещение из одной страты в другую. Изучение данной теории и правильное ее применение особенно важно и необходимо современным политикам, желающим блага и успешного развития жителям отдельной страны и глобального общества в целом. Без знания теории стратификации и социальной мобильности невозможны грамотные управленческие действия.

Теории П.А. Сорокина не теряют свою значимость и актуальность со временем. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными социологами.

Степень научной разработанности. Теоретическое наследие П.А. Сорокина, в частности, его социологические взгляды не перестают привлекать внимание многих зарубежных и отечественных исследователей.

Из русских авторов, анализирующих творчество П.А. Сорокина, особо следует выделить В.В. Сапова – он очень активно печатается в периодических изданиях социологической тематики. Большинство его статей посвящены как творчеству П.А. Сорокина, так и его жизненного пути [15]. Интересны также статьи И.А. Голосенко [2, 3] и Ю.В. Яковца [28, 29] с точки зрения анализа научных идей П.А. Сорокина. Статьи Ю.В. Яковца содержат попытку перенести и экстраполировать прогнозы Сорокина на современную жизнь.

Появились работы, в которых был дан достаточно серьезный анализ теорий и концепций П.А. Сорокина, выявлены важные моменты и основные этапы в развитии научного творчества ученого. Именно этим отличаются труды М.П. Меняевой [13], Э.А. Капитонова [11], Ю.Н. Давыдова [5], Г.Е. Зборовского [9] и др.

Объектом данной работы выступают социологические взгляды П.А. Сорокина, а предметом – социологические теории американского периода творчества П.А. Сорокина.

Целью данной работы является анализ основных социологических теорий американского периода творчества П.А. Сорокина. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

 изучить американский период жизни и творчества П.А. Сорокина;

 охарактеризовать теорию стратификации и социальной мобильности П.А. Сорокина;

 проанализировать концепцию социокультурной динамики П.А. Сорокина;

 рассмотреть основные идеи социологии революций П.А. Сорокина.

Методологические основы исследования. Используемые методы исследования определены особенностями темы. В данной работе применялись структурный, структурно-функциональный, исторический и сравнительно-исторический методы.

Задачи, решавшиеся в ходе работы, потребовали применения такого метода как анализ теоретического материала.

Новизна данной работы заключается в том, что была предпринята попытка более глубокого анализа отдельных аспектов социологических теорий американского периода творчества П.А. Сорокина.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.

1 Американский период в биографии П.А. Сорокина

1.1 Жизненный путь и творчество П.А. Сорокина в США

Летом 1922 г. прокатилась волна массовых арестов среди научной и творческой интеллигенции. 10 августа 1922 года Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968) приезжает в Москву по приглашению Кондратьева.

23 сентября 1922 через несколько месяцев после защиты магистерской диссертации, за свои антибольшевистские взгляды по распоряжению советского правительства тридцатитрехлетний Сорокин и его жена навеки покидают страну. Покидая родину, все свое имущество он увозил в двух чемоданах, которые были заполнены самыми ценными для него вещами – экземплярами собственных книг, статей и восемью рукописями [4, с. 354].

С момента своего пребывания в Америке Сорокин сталкивается с глухой оппозицией со стороны академических ученых, однако, предвзятость в отношении ученого спадает не только благодаря поддержке таких асов как Ч. Кули, Э. Росс, но также его трудам периода работы в Миннисоте (1923 – 1929), которые хотя и были неоднозначно встречены и оценены американским научным сообществом, но определяли уровень социологической науки того времени и создали Сорокину репутацию крупной фигуры в американской социологии, ученого противоречивого, но такого, которого нельзя игнорировать [11, с. 292].

Благодаря достоинствам его трудов президент Гарвардского университета Э. Лоуэлл пригласил Сорокина в 1930 году стать первым руководителем создаваемого отделения социологии. Он искал ученого, который вывел бы Гарвард на ведущую позицию в весьма активной тогда социологии. Ранее Сорокин отклонял предложения такого рода, но на сей раз решается занять деканское кресло и с головой уходит в организацию нового факультета, предпринимая попытку воплотить свои творческие и дидактические замыслы, имевшие место еще в России. За 12 лет, в течение которых Сорокин был деканом, факультет воспитал множество известных и популярных ученых (Р. Мертон, У. Мур, Ч. Лумис, Э. Шилз, Р. Бербер, Дж. Хоманс и др.); факультет стал впоследствии центром социологии в Америке. Питирим Александрович проработал на факультете до ухода на пенсию в 1959 году. Кстати, гражданство США чета Сорокиных получает в начале 30-х годов, при переезде в штат Масачусетс в Гарвардский университет [11, с. 294].

Традиционно принято разграничивать два периода в творчестве Питирима Александровича Сорокина (1889 – 1968 гг.) – русский и американский – по кругу идей, по характеру анализируемых проблем и использования материала, по степени зрелости и самостоятельности. Российский период творчества П. Сорокина (1889 – 1922 гг.). Американский период творчества П.Сорокина (1922 – 1968 гг.). 23 сентября 1922 г. – П.Сорокин покидает Россию навсегда. 1923 г. – переезжает в США.

Согласно Сорокину, теоретическая социология, призванная изучать социальные явления с точки зрения сущего (должного), логически распадается на три основных раздела: 1) социальную аналитику (социальную анатомию, или морфологию); 2) социальную механику (ее объект социальные процессы); 3) социальную генетику (теорию эволюции общественной жизни. Синтез неопозитивизма и умеренного бихевиоризма. С этих позиций он формулирует свой исходный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, а субъективные аспекты поведения суть "переменные" величины.

Интегральным фактором всей социальной жизни выступает "коллективный рефлекс".

Взаимодействие Сорокин рассматривает в качестве простейшей модели социального явления. Его элементами он считал: индивидов, акты (действия) и проводники общения (они же символы интеракции). Взаимодействие может быть антагонистическое или солидаристическое, одностороннее или двустороннее, шаблонное или нешаблонное. От взаимодействия Сорокин переходит к социальной группе, т.е. разорванное коллективное единство заново смыкает. Совокупное взаимодействие социальных групп есть народонаселение. По Сорокину, социальные группы могут быть элементарными (семья, по половому признаку, возрастному, религиозному, партийному и прочим одномерным критериям), кумулятивными (сочетание элементарных группировок: к примеру, каста, национальность, класс и т.п.) и сложными (население - комбинация элементарных и кумулятивных групп).

Социальную механику сам Сорокин неспроста сравнивал с "физиологией общества". Так, к числу факторов, влияющих на человеческое поведение, он относил космические, биологические, социально-психологические. Под социальной генетикой Сорокин имел в виду "не винегрет из истории отдельных социальных институтов", изучение которых дело исторических дисциплин, а исследование возникновения и основные линии развития в сфере строения населения и общественных процессов. В "Социальной и культурной динамике" былые интегралистические настроения и тенденции ученого окончательно оформляются в единую интегральную модель.

24. Структурный функционализм в социологии XX века. Основные этапы развития (на консультацию).

Личность Питирима Александровича Сорокина — одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере ни в американской, ни в отечественной социологии. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливейшего ученого.

Актуальность

Актуальность изучения американского периода творчества П.А. Сорокина можно подтвердить множеством фактов. Прежде всего необходимо подчеркнуть недостаточность изучения американского периода деятельности Сорокина. Это положение можно объяснить следующими обстоятельствами.

Недостаточность изучения усугубляется также слабым вниманием и незаслуженным, на мой взгляд, забвением его идей и теорий со стороны западных социологов, его неоцененностью на Западе.

Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными социологами.

Все вышеупомянутые факты и тенденции, несомненно, доказывают актуальность рассмотрения и изучения американского периода творчества П.А. Сорокина.

Анализ литературы

Анализ литературы необходимо начать с краткого обзора тех трудов и статей, которые принадлежат самому Питириму Александровичу.

В учебниках по истории социологии удслось почерпнуть не очень большое количество информации.

Объект работы: научное наследие и творчество П.А. Сорокина.

Предмет работы: американский период деятельности Сорокина (1923 – 1968).

Цель работы: представить сжатую поэтапную характеристику основных теоретических направлений научной деятельности Сорокина.

Задачи работы:

Кратко изложить основные биографические данные о социологе, сконцентрировав внимание на малоизвестных, интересных фактах его жизни.

Доказать преемственность научного творчества американского и русского периодов в основных работах Сорокина.

Обосновать необходимость выделения, охарактеризовать и раскрыть сущность каждого из представленных в работе теоретических направлений в творчестве Сорокина.

П.А. Сорокин: жизнь и судьба.

Итак, родился Питирим Александрович Сорокин 21 января 1889 года в селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии. (в указании даты рождения отдадим дань уважения мнению самого Сорокина).

Отец Александр Прокопьевич Сорокин был странствующим ремесленником и занимался церковно-реставрационными работами. Сам он был устюжанином, где, собственно, и выучился чеканному ремеслу у знаменитых мастеров Великого Устюга, в одной из гильдий. Отход Сорокина – старшего за 300 верст от родных мест в отдаленный уезд Вологодской губернии на заработки, по мнению Липского и Кротова, объясняется не только конкурентными мотивами ( Александр Прокопьевич мог не опасаться конкуренции в Яренске, так как приходы многочисленных церквей были многолюдны и богаты, а ремесленников насчитывалось всего 22), но также активной и регулярной миграцией в Коми край выходцев из Вологодской губернии.

В Санкт-Петербурге Сорокин быстро нашел репетиторскую работу за стол и жилье. По протекции К.Ф. Жакова, философа и этнографа, первого из коми, удостоенного звания университетского профессора, Питирима бесплатно принимают в число слушателей вечерних Черняевских курсов. С января 1908 года их стал посещать и Н.Д. Кондратьев, также вышибленный за революционные шалости из Хреновской школы вслед Сорокину. Через своих земляков, многие из которых достигли известного положения в столице, Сорокин вошел в круг петербургской научной интеллигенции, а также свел первое знакомство с политиками, лидерами эсеров, социал-демократов и кадетов. Круг его знакомств значительно расширяется.

1918 год оказался самым бурным в жизни П.А. Сорокина. В плане научном он был совершенно не плодотворным: не было даже ни одной рецензии.

Летом прокатилась волна массовых арестом среди научной и творческой интеллигенции. 10 августа 1922 года Сорокин приезжает в Москву по приглашению Кондратьева. Однако встретиться они не смогли, т.к. Кондратьев среди более сотни представителей творческой мысли Москвы оказались за решеткой. Такие же аресты были проведены и в Петрограде, но Питирим Сорокин в это время скрывался в Москве. Через неделю арестованных стали постепенно отпускать домой, предварительно получив от каждого по две расписки. В одной оговаривался десятидневный срок, в течение которого преследуемого обязывали покинуть страну. Во второй фиксировалось, что если он вновь вернется в Советскую Россию без разрешения властей, то будет непременно казнен. Отдавать себя в руки петроградской ЧК было опасно, а в забюрокраченной Москве все оказалось куда проще. Все формальности были преодолены довольно оперативно, и уже 23 сентября 1922 года тридцатитрехлетний Сорокин и его жена навеки покидают страну.

Когда он покидал родину, все свое имущество он увозил в 2-х чемоданах, которые были заполнены самыми ценными для него вещами – экземплярами собственных книг, статей и восемью рукописями.

Предполагается, что связь эта осуществлялась через Финляндию, но этот вопрос, несомненно, еще предстоит исследовать.

В переписке Сорокина с С.Харпером упоминается также Н.Ф. Кондратьев, друг Сорокина и выдающийся русский экономист, и обсуждается вопрос о его выезде в США в связи с начавшимся в Советской России террором. Однако помощь другу Сорокин так и смог, тот был арестован и репрессирован.

С момента своего пребывания в Америке Сорокин сталкивается с глухой оппозицией со стороны академических ученых, однако, предвзятость в отношении ученого спадает не только благодаря поддержке таких асов как Ч. Кули, Э. Росс, Ф.Гиддингс, но также его трудам периода работы в Миннисоте (1923 – 1929), которые хотя и были неоднозначно встречены и оценены американским научным сообществом, но определяли уровень социологической науки того времени и создали Сорокину репутацию крупной фигуры в американской социологии, ученого противоречивого, но такого, которого нельзя игнорировать.

Благодаря достоинствам его трудов президент Гарвардского университета Эбботт Лоуэлл пригласил Сорокина в 1930 году стать первым руководителем создаваемого отделения социологии. Лоуэлл искал ученого, который вывел бы Гарвард на ведущую позицию в весьма активной тогда социологии. Ранее Сорокин отклонял предложения такого рода, но на сей раз решается занять деканское кресло и с головой уходит в организацию нового факультета, предпринимая попытку воплотить свои творческие и дидактические замыслы, имевшие место еще в России. За 12 лет, в течение которых Сорокин был деканом, факультет воспитал множество известных и популярных ученых (Р. Мертон,У.Мур, Ч.Лумис, Э.Шилз, Р.Бербер, Дж.Хоманс, Э.Тирьякан и др. ); факультет стал впоследствии центром социологии в Америке. Питирим Александрович проработал на факультете до ухода на пенсию в 1959 году. Кстати, гражданство США чета Сорокиных получает в начале 30-х годов, при переезде в штат Масачусетс в Гарвардский университет.

В апреле 1963 года впервые в истории американской социологии все участники съезда сообщества социологов США выразили ему свое признание, внеся имя Сорокина, не включенного в бюллетени, и избрав его президентом Американской социологической ассоциации. Весь мир вновь обернулся к позабытому старцу, которому все еще хватало сил для жестких атак на правительство за аморальную войну во Вьетнаме, а на академическую науку за злоупотребления позитивизмом.

Однако, после выхода на пенсию, хотя и не отходит от науки, больше времени он уделяет выращенным собственноручно цветам и похвале за умелое садоводство радуется гораздо больше, чем различным званиям и наградам.

Приковывают внимание многие аспекты личности Сорокина: каким он был в жизни, каким преподавателем, ученым и просто человеком. Здесь необходимо обратиться прежде всего к воспоминаниям современников, учеников.

Также, будучи секретарем Ковалевского, Сорокин имел возможность познакомиться с идеями выдающихся западных социологов, таких как Гексли, Гард, Дюркгейм, Спенсер, Бергсон, Тэйлор, Фюстель де Куланж, Вандервельд, Верхарн, Маркс. Кроме того, онбыл знаком с трудами Дарвина, Гегеля, Конта, позднее – Зиммеля.

Необходимо учитывать также и ту социально-политическую обстановку в России, которая оказала огромное влияние на становление его взглядов и мировоззренческих позиций: первая русская революция, мировая война, Великая Октябрьская революция, условия бытовой неуверенности, отсутствие академических свобод, неуверенность в безопасности послереволюционных лет.

Вся социология делится на теоретическую и практическую. Теоретическая социология распадается на 3 основных отдела:

«…1 часть: учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов…

2 часть… ставит задачей изучение не сил, а процессов, совершающихся в среде данного населения… здесь изучаются все важнейшие «физиологические процессы, данные в среде любой социальной группы…

3 часть…изучает механику социальных процессов на анализе судеб личности с момента ее появления и до момента ее смерти…

Направления научной деятельности П.А. Сорокина американского периода.

Прежде всего необходимо представить, как обозначаются разными социологами направления, теории и концепции разностороннего учения П.А. Сорокина.

1. Концепция социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности общества.

2. Теория истории и социокультурной динамики.

3. Интегрализм — парадигмальная основа мировоззрения ученого.

4. Теория социальной любви и творческого альтруизма.

Концепция социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности общества.

В первую очередь Сорокин приводит классификацию и дифференциацию социальных нарушений. Он выделяет «…5 классов нарушений:

1) политические нарушения, способные вызвать изменение существующего политического режима или строя;

2) социоэкономические нарушения направленные на модификацию социального и экономического порядка;

3) национальные и сепаратистские нарушения, направленные на достижение национальной независимости, автономии или каких-либо привелегий на национальной почве;

4) религиозные нарушения – дезорганизация, раскол церковной жизни, конфликты разных конфессий и т.п.;

Дифференциация нарушений выглядит следующим образом:

1. Зона нарушений (оценка в зависимости от их места в социальном пространстве):

· нарушения локального характера, в сельской местности или в небольшом ограниченном районе – 1 балл;

· нарушение локального характера, в нескольких сельских районах или маленьком городке – 3 балла;

· в большом городе – 5 баллов;

· в нескольких городах среднего размера, в одном важном городе или маленькой провинции – 10 баллов;

· в большой провинции или части столицы – 20 баллов;

· в нескольких больших провинциях или в целом в столице – 40 баллов;

· нарушение в столице, перекинувшееся на несколько провинций – 60 баллов;

· нарушения, захватившие большую часть страны – 80 баллов;

· в стране – 100 баллов.

2. Пропорции населения, активно включенного в нарушение (за и против):

· нарушение, произведенное несколькими лицами (заговорщики, преступники и т.п.) – 10 баллов;

· нарушение, произведенное небольшой группой лиц – 30 баллов;

· нарушение, совершенное небольшой общностью (профсоюзная, партийная и т.п.) – 50 баллов;

· нарушение большого массива населения, комбинирующее действие нескольких указанных общностей – 70 баллов;

· нарушения, привлекшие практически все взрослое население – 100 баллов.

3. Пропорции напряженности нарушения (по колебанию насилия и жестокости):

· нарушение без насилия – 1 балл;

· незначительное насилие – 3 балла;

· покушения на жизнь и собственность в большом размере – 5 баллов;

· масштабные насилия и свержение власти в местных центрах, без серьезных социальных эффектов – 7 баллов;

· тотальное насилие, сбрасывание центральной власти, приведения к серьезным последствиям – 10 баллов.

4. Продолжительность нарушения:

· один или несколько дней – 1 балл;

· несколько недель – 3 балла;

· многомесячные – 5 баллов;

· два года – 15 баллов;

· три года – 20 баллов;

· четыре года – 25 баллов;

· более пяти лет – 30 баллов.

Этот массив информации собирался и предварительно обрабатывался многими людьми: специалистами по военной социологии, по праву, культурологами и т.д., в основном из ученых русского зарубежья.

В течение пяти лет Сорокин обрабатывал добытые трудом многих людей материалы и данные, пытаясь установить между ними причинную и значимую логическую корреляцию. Каковы были итоги проведенного им глубочайшего исследования?

Первое предубеждение: социальные нарушения суть ненормальные и случайные процессы. Сорокин утверждает: «нарушение есть нормальное проявление жизненных процессов социальных групп… социальные нарушения оказываются также необходимыми, как и социальный порядок.

Определив общие теоретические основы и выводы теории социальных нарушений, необходимо вкратце коснуться двух конкретных форм нарушений, которые, собственно и были центральными в творчестве Сорокина. Это революция и война.

Здесь необходимо сразу уточнить одну деталь. Революция есть социальное нарушение внутреннего порядка со всеми присущими ему характеристиками. А войну Сорокин определяет как социальное нарушение внешнее.

Таким образом, можно заключить, что войны и революции имеют одинаковую сущность, они лишь проявляют себя на разных уровнях: революция – следствие дезинтеграции общей системы ценностей какого-либо общества (внутренний процесс), война – следствие дезинтеграционных процессов в отношениях каких-либо двух или более обществ (внешний процесс для каждого из них). Кроме того, «Характерно, что война стимулирует революцию, и наоборот .

Теория истории и социокультурной динамики.

Рассматривая исторический процесс как смену трех социокультурных типов (чувственного, идеационального и интегрального) при доминировании одного из них, Сорокин определял каждый социокультурный тип как строй или порядок с присущей этому типу политической, экономической, социальной, культурной, религиозной и ментальной организацией, системой ценностей и типом личности.

Сорокин подчеркивает, что к несчастью , смена идеационального, идеалистического и чувственного типов суперсистем могут продолжаться вечно, не приближая человека к конечной истине. Как же разрешить этот бесконечный цикл, по Сорокину? Ключ — достижение интегрального общества, установление системы Интегральной истины. Что же представляет собой основа мировоззрения Сорокина – интегрализм?

Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения.

Ранее уже было упомянуто, что принципы интегрализма присутствовали в мировоззренческих позициях Сорокина с самых первых работ. Однако, понимание им интеграции и интеграционных процессов со временем изменялось, преобразовавшись в целостную философию интегрализма в конце его творческого пути.

Сущность подобного понимания интегрализма пронизывает все его работы, достаточно посмотреть с этой точки зрения и на его классификацию форм взаимодействия, и на теории поляризации, конвергенции, и на идею трех сменяющих друг друга социокультурных систем. Примеров можно привести много.

Описанная выше сложная система описывает сущностные характеристики Интегрального общества, которое , по Сорокину есть наиболее приемлимая историческая стратегия для преодоления кризиса социокультурной системы. Сорокин отстаивал Интегрализм как парадигмальную основу грядущего общественного строя.

Но Сорокин не только описывает и обосновывает необходимость построения Интегрального общества, он идет дальше и подробным образом исследует стратегию, которая могла бы этому способствовать. В основе ее — распространение в мире идеи альтруистической любви, всестороннему изучению и пропаганде которой он посвятил последние годы жизни, работая в созданном им Гарвардском центре по изучению творческого альтруизма.

Теория социальной любви и творческого альтруизма.

Организовать Исследовательский центр по творческому альтруизму Сорокин смог благодаря финансовой поддержке известного в Америке филантропа, бизнесмена и мецената Эли Лилли, который пожертвовал на нужды Центра более 100 тыс. долларов, и за короткое время Центр выпустил 12 томов научных трудов, в каждом из которых значительное место занимают работы самого Сорокина.

Сорокин внес огромный вклад в разработку той области этики, которая до этого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему удалось ассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в корпус науки.

Исследовательская программа центра концентрировалась на пяти уровнях социального действия: подготовка индивидов, первичные группы, вторичные группы, сообщества, страны. В сущности, она являла собой сорокинский проект движения в новый век, программу реконструкции общества, ставит даже задачу создания контуров новой Интегральной цивилизации, а также институционализации альтруизма.

Таковы основные направления творческой научной деятельности П.А. Сорокина. Безусловно, нельзя ограничиваться рассмотрением только этих направлений, но творчество его настолько широко и многогранно, что приходится органичивать фокус своего исследования рамками названных теоретических направлений.

Заключение.

В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.

Также необходимо отметить, что силы положительной религиозной и моральной поляризации в нашем обществе постепенно усиливаются: возросло число искренне верующих, прорастают, пока слабые, ростки нового движения в сторону толерантности, воспитания доброты, возрождения нравственности. Естественно, пока еще доминируют силы негативной поляризации, но этот факт лишь подтверждает отмеченную Питиримом Сорокиным закономерность о превалировании негативной поляризации в начальные периоды кризисов.

Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России кажется мне положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.

Цель работы: показать актуальность и необходимость детального изучения основных теоретических направлений научной деятельности П.А. Сорокина.
Задачи работы:
Показать взаимосвязанность и неотрывность научной деятельности русского и американского периодов в основных работах П.А. Сорокина.

Содержание

Введение
Глава 1 Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина
Глава 2 Направления научной деятельности П.А. Сорокина американского периода
Концепция социальных нарушений
Теория социокультурной динамики
Интегральная парадигма
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из 1 файл

Курсовая по истории социологии.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА

по дисциплине: “История социологии”

“Американский период научного творчества

П.А. Сорокина”.

Выполнил студент гр.

Глава 1 Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина………………..…………………………………… ………………. 7-12

Глава 2 Направления научной деятельности П.А. Сорокина американского периода. ………………………………………………………………………. .13-32

Концепция социальных нарушений…………………………………………. 14-21

Теория социокультурной динамики……………… …………………………. 22-28

Список использованной литературы ………………………………………….36

Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере ни в американской, ни в отечественной социологии. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливейшего ученого.

Актуальность

Актуальность изучения американского периода творчества П.А. Сорокина можно подтвердить множеством фактов. Прежде всего, необходимо подчеркнуть недостаточность изучения американского периода деятельности Сорокина. Это положение можно объяснить следующими обстоятельствами.

Недостаточность изучения усугубляется также слабым вниманием и незаслуженным, на мой взгляд, забвением его идей и теорий со стороны западных социологов, его неоцененностью на Западе.

Хотя нельзя не отметить, что на Западе существует множество критических трудов по творчеству П.А. Сорокина и отлично представлен и изучен американский период его деятельности.

Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными социологами.

Все вышеупомянутые факты и тенденции, несомненно, доказывают актуальность рассмотрения и изучения американского периода творчества П.А. Сорокина.

Объект работы: научная деятельность и творчество П.А. Сорокина.

Предмет работы: американский период деятельности П.А. Сорокина.

Цель работы: показать актуальность и необходимость детального изучения основных теоретических направлений научной деятельности П.А. Сорокина.

Задачи работы:

Показать взаимосвязанность и неотрывность научной деятельности русского и американского периодов в основных работах П.А. Сорокина.

Обосновать необходимость выделения, охарактеризовать и раскрыть сущность каждого из представленных в работе теоретических направлений в творчестве П.А. Сорокина.

Глава1 Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина, целостность и единство его научного творчества русского и американского периодов

Прежде чем обратиться непосредственно к американскому периоду творчества П.Сорокина, необходимо кратко остановиться на его мировоззренческих и теоретических истоках.

Также, будучи секретарем Ковалевского, Сорокин имел возможность познакомиться с идеями выдающихся западных социологов, таких как Гексли, Гард, Дюркгейм, Спенсер, Бергсон, Тэйлор, Фюстель де Куланж, Вандервельд, Верхарн, Маркс. Кроме того, он был знаком с трудами Дарвина, Гегеля, Конта, позднее – Зиммеля.

Необходимо учитывать также и ту социально-политическую обстановку в России, которая оказала огромное влияние на становление его взглядов и мировоззренческих позиций: первая русская революция, мировая война, Великая Октябрьская революция, условия бытовой неуверенности, отсутствие академических свобод, неуверенность в безопасности послереволюционных лет.

Вся социология делится на теоретическую и практическую. Теоретическая социология распадается на 3 основных отдела:

Читайте также: